Похудение

Крестное знамение откуда взялось. Старообрядческое крестное знамение. Реформа, расколовшая российское православие

История крестного знамения начинается с того момента, когда Господь совершил наше Спасение, простирая руки на кресте. С этого времени размышление о Кресте Христовом и появляется желание, которое особенно ярко выразил апостол Павел: «Всегда носим в теле мертвого Господа Иисуса» (2 Кор 4.10). Святой Иоанн говорит нам о печати «на челах рабов Бога нашего» (Откр 7.3, 9.4, 14.1).

Знак на лбу

Жест крестного знамения на лбу латинские отцы называли «signum, signaculum, tropaeum» , а греки - συμβολον y σφραγις (этот термин использует св. Иоанн). Первые христиане полюбили этот знак, поэтому Тертуллиан уже в 211 г. наставляет: «При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе, при одеянии и обувании, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением (signaculo frontem terimus)» («О венце воина», 3). Такое подробное описание говорит о том, что этот знак использовался ранее. Об этом свидетельствуют сочинения гностиков – деяния св. Иоанна, Фомы и Петра, которые уже во II веке обращаются к Господу, говоря: «Иисус Христос! Во Имя Твое говорю, осененный Твоим святым знаком» (Actus Petri cum Simone 5. 6 51). Из этих текстов становится ясно, что знак совершался на лбу; это подтверждают другие западные и восточные авторы, например, Ипполит: «Осеняй чело твое Крестным знамением, чтобы победить Сатану и славиться за веру твою» (Кан. Ип. 247) или Иоанн Златоуст: «Крестное знамение ежедневно начертывается на челе нашем, как бы на столбе». Знаком-жестом был именно крест: «Если скажем катехумену: «Веруешь во Христа». Отвечает: «Верую» и осеняется. Уже крест Христовый носит на челе своем и не краснеет о кресте своего Господа» (св. Августин, In epistolam Ioannis ad Parthos , 11.3 ). Августин также свидетельствует о том, что знак креста использовали во время древней Литургии. «Знаком креста освящается Тело Христово, благословляется крещальный источник, рукополагаются священники и другие служители. Освящается все то, что через обращение к Имени Иисуса должно стать святым» (Sermo 181, de tempore ).

На челе, на устах и на груди

Со временем знак креста начинает совершаться не только на лбу, но и на других частях тела. Об этом свидетельствует, например, «Апостольская традиция», почитаемый литургический текст III века: «Три раза осеняйте катехумена во время последнего экзорцизма: лоб, уши и нос» (Trad. Apost., 28). Римский христианский поэт Пруденций также говорит о знаке креста «на лбу и на сердце» (Cathemerinon , 131. 132). Особенно ярко пишет св. Гауденций о тройном кресте: «Пусть будет слово Божие и знак Христа в сердце, у рта и у лба» (Tractatus Vel Sermones Qui Exstant Sermo 8, De evangelii lectione primus , PL 20. 890-91). Этот жест мы совершаем и сегодня, когда читаем Евангелие во время Святой Мессы или когда осеняем себя крестом три раза большим пальцем правой руки: сначала лоб, говоря при этом: «через крестное знамение», затем губы, произнося «от врагов наших», и, наконец, грудь: «освободи нас Господи!».

Обычно одним пальцем

Любопытно, что первые христиане осеняли себя крестным знамением одним пальцем. Блаженный Иероним пишет, что преподобная Павла перед кончиной, «держа палец над устами, изобразила на них крестное знамение» (Эпистола 108, 28 (если как в цитатах из Библии, то 108.28 ). «Когда знаменуешься крестом, - говорит Златоуст, - то представляй всю знаменательность креста. Не просто перстом должно изображать его, но должны сему предшествовать сердечное расположение и полная вера». Об этом также свидетельствуют блаж. Феодорит Кирский, Созомен, Григорий Двоеслов и многие другие. О каком пальце идет речь, тексты не упоминают. Но историки считают, что это был либо указательный, либо большой палец. Учитывая, что такой знак совершается большим пальцем уже на протяжении тысячелетия во время Латинской мессы, большинство исследователей соглашаются, что чаще всего крестное знамение сотворялось большим пальцем. Такой знак креста мы совершаем и сегодня, например, когда епископ преподает Миропомазание, или когда священник, родители и крестные осеняют лоб ребенка во время таинства Крещения.

Слева направо

Любопытно, как крестились первые христиане: справа налево или слева направо? Доподлинно этого не знает никто. Б.А. Успенский, крупнейший специалист в области истории и культурологии, считает, что древность обычая креститься слева направо не вызывает сомнений, поскольку во всех литургических традициях священники благословляют слева направо. Кроме того, этот обычай объединяет две ранние традиции: католиков и монофизитов (армяне, копты, эфиопы, сирийцы). Успенский предполагает, что обычай креститься справа налево относится к процессу катехизации детей, когда катехизация взрослых перестала быть обычным явлением: «Показателен в этом смысле обряд катехизации ребенка, который был некогда принят в аукситанской церкви: священник крестит большим пальцем правую руку ребенка, произнося при этом: «Передаю тебе знамение креста Господа нашего Иисуса Христа в твою правую руку…»; после этого он крестит его, т.е. ребенка, правой рукой, говоря: «Знаменую тебя знамением святого креста Господа нашего…». Таким образом, крестное знамение совершается одновременно и рукой священника, и рукой катехумена… При этом священник перемещает руку по отношению к себе слева направо , как это принято вообще (во всех традициях) при благословении, тогда как катехумен, напротив, перемещает руку по отношению к себе справа налево … (Успенский Б.А. Крестное знамение и сакральное пространство. М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 31-32).

Заключение

Ни одна современная традиция крестного знамения не совпадает с раннехристианской. Но когда мы, католики, трижды совершаем крестное знамение большим пальцем, мы можем чувствовать себя наследниками первых христиан.

отец Александр Бургос

«Всякий раз, как ограждаешь себя крестным знамением, преисполнись великим дерзновением и всего себя предоставь в благоугодную жертву Богу.» Святитель Иоанн Златоуст.

С раннего детства и до самой смерти верующий христианин носит на себе, на своей груди, крест как знамение Христовой победы, защиты и силы. Каждый день во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, мы накладываем на себя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова. Крестным знамением христианин начинает день и с крестным знамением он отходит ко сну, заканчивая день.

Что же символизирует крестное знамение и при каких обстоятельствах возникло изображение креста?

Крестное знамение – это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя Божественную Благодать Святого Духа.

Крест – это главный символ христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Далеким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – потому что Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную.

На Кресте мы видим Богочеловека Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.

Таким образом, крестное знамение – это освященный Божественной благодатью образ человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.

История развития крестного знамения, берет свое начало еще из ветхозаветных времен. Когда Иерусалим и Храм, построенный Соломоном, были сожжены до основания воинами царя Навуходоносора, а большинство жителей Иудеи были угнаны в Вавилонию, Ветхозаветная Церковь была потрясена постигшей ее трагедией. Под влиянием переживания трагедии в Ветхозаветной Церкви возникает обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), которая была условным начертанием имени Божия. Это движение пальцем по лбу является проявлением молитвы о том, чтобы ангел Господа поставил знак на лбу молящегося, в соответствии с пророчеством Иезекииля: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4)

Когда Ветхозаветная Церковь была введена Господом Богом в Новозаветный период, то обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), не исчез, потому что для христиан иметь на челе начертание имени Божия, означало знак принадлежности к избранным Богом. В «Откровении» апостол Иоанн Богослов пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Отк. 14:1)

Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав».

Смысл этого изображения заключаются в том, что человек, изображающий на челе имя Божие – он внешне проявляет свою преданность Богу. Со временем, ради упрощения этого символического действия, иудеи стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своем челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же Христианская Церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, тогда было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием. Крестное знамение – это внешнее исповедование своей веры во Христа Распятого (1 Кор. 2:2; 2 Тим. 1:8). Нужно отметить, что для гонителей христиан первых веков, крестное знамение служило главным отличительным признаком, по которому они признавали знакомого человека за христианина. В одном из мученических актов язычник первых веков говорил: «Я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста».

В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «При всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при банях, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

Как мы видим, крестное знамение дошло до нас из глубины веков и без него немыслимо наше повседневное богопочитание. В истории Христианской Церкви существовало три формы перстосложения: единоперстие, двуперстие и троеперстие.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов (отвергающие человеческую природу в Иисусе Христе), то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Каждый верующий христианин, осеняя себя крестным знамением, должен знать подлинное значения троеперстия. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца пригнутые к ладони, означают, две природы Иисуса Христа: Божественную и человеческую, т.к. Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал одновременно человеком. Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и призывает Божественную благодать. Неизреченной благостью Спасителя, даровано нам в силе крестного знамения могущественное орудие против всех врагов наших видимых и невидимых. На основании векового опыта проявления этой чудодейственной силы Креста Господня православные христиане веру свою в силу животворящего Креста всегда выражали и выражают в том, что им венчают свои храмы, знаменуют жилища, благословляют своих детей, носят его на груди и непрестанно в молитве употребляют знамение крестное. К сожалению, многие из православных христиан не знают значения крестного знамения, небрежно и неправильно его употребляют, а некоторые очень часто оставляют употребление его в потребных случаях. Благочестивые предки наши, по преданию Церкви, употребляли крестное знамение во всех случаях своей жизни, при входе в дом и при выходе, при начале дела и окончании, когда садились за трапезу и когда вставали из-за нее, когда ложились спать и когда пробуждались, также при нечаянной радости или при внезапном несчастии; никогда не проходили мимо святых икон и церквей Божиих, не перекрестившись.

Если вникнуть в значение крестного знамения, то будет понятно, что это не есть такой наружный обряд, который можно произвольно нарушать или изменять. Нет, крестное знамение есть священный символ веры нашей, и в нем, по изъяснению святых отцов, сокращенно изображается все христианство. Почему мы при молитве знаменуем себя крестом? Почему мы не ограничиваемся другими молитвенными знаками, например возведением очей к небу, воздеянием рук, ударением себя в грудь? Употребление крестного знамения имеет особое значение. Крестным знамением мы выражаем веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа, Единого Божественного Ходатая и Посредника, без Которого наша молитва никогда не могла бы восходить к престолу Божию.

Соединяя молитву свою с крестным знамением, мы не на себя надеемся, не ради своих заслуг просим Бога, а ради крестных заслуг Христа Спасителя и о имени Его. Такую молитву Господь несомненно приемлет, как сказал Сам Спаситель: «аще что просите от Отца во имя Мое, даст вам» (Ин 16:23), если только наше крестное знамение будет не наружным только движением руки, но выражением внутренней сердечной веры в Божественное ходатайство Иисуса Христа. Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста».

Таким образом, знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является для нас особым знаком, через который Господь ниспосылает нам свое Божественное благословение и благодать, поэтому это знамение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения.

Вселенский учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст, увещевает нас задумываться над этим следующими словами: « Крест – это символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, это основание святости».

Крест! Краткое это слово пронзает, потрясает до сокровенных глубин душу христианина. Взирать на Крест Христов духовными очами веры – значит взирать на таинственный Жертвенник, где заклан был в Жертву за грехи мира Божественный Агнец, Который Своей Пречистой Кровью примирил нас, бывших некогда отчужденными и врагами (Кол. 1:21). Христос победил мир греха, мир тьмы духовной. У нас в руках великое и сильное оружие, дарованное Христом, − Его Крест – знамение нашей веры, всеконечной и всесовершенной победы добра над злом, света над мраком. Это истинная красота Церкви, это оружие мира, непобедимая победа!

Иерей Владимир Кашлюк

О крестном знамении.

Как правильно совершать крестное знамение.

История из жизни о крестном знамении.

Крестное знамение для христиан – великая сила. Это защита от зла и помощь в наших добрых делах.

Мы крестимся в горе и в радости. Мы защищаемся крестным знамением в опасности.

Мы совершаем крестное знамение во время молитвы и в момент приближения ко всему святому: когда входим и выходим из храма, прикладываемся к иконам, кресту, православным святыням.

Крестимся перед сном и утром, вставая с постели. Крестимся перед едой и крестим еду.

Мы осеняем крестным знамением дорогих и близких нам людей.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Когда при нас крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны».

Одной из самых сильных молитв в беде, опасности считается .

К сожалению, многие не умеют правильно креститься. Большинство из нас черпают знания о том, как себя вести в храме, глядя на других людей, поэтому иногда повторяют чужие ошибки.

Лет десять назад я была в храме на молебне со своей знакомой. Она много читала о православии и была уверена, что азы знает.

Людей было много, мы стояли не в первом ряду, однако, после молебна священник подошел именно к нам и, обращаясь ко всем, показал, как надо складывать пальцы для крестного знамения.

Он объяснил, что символизирует такое сложение пальцев. Она была очень удивлена, потому что об этом не читала. Всё не так просто, как кажется со стороны.

Специальное сложение пальцев для крестного знамения называется перстосложением.

Первые христиане крестили себя одним перстом и только лоб. Это служило символом единого Бога.

На Никейском Вселенском Соборе в 325 году было решено креститься двумя перстами.

При двоеперстии большой палец, мизинец и безымянный палец соединяют вместе кончиками пальцев, что символизирует Святую Троицу.

Средний и указательный соединяют вместе, при этом указательный держат прямым, а средний палец слегка согнутым, что символизирует две природы в Иисусе Христе – божественную и человеческую.

Двоеперстие можно увидеть на старинных иконах и фресках. Кстати, так же до сих пор крестятся старообрядцы.

В настоящее время в Русской православной церкви принято троеперстное крестное знамение.

На Руси оно установлено после реформ патриарха Никона в середине XVII века.

Для троеперстного крестного знамения пальцы правой руки складывают так:

три пальца (большой, указательный и средний) соединяют вместе концами ровно, а два последних пальца (безымянный и мизинец) плотно пригибают к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца это символ Единства Святой Нераздельной Троицы, а два пальца, пригнутые к ладони, символизируют сошествие Сына Божия на землю, Он, будучи Богом, стал человеком, два пальца означают две Его природы – Божескую и человеческую.

Иллюстрация из книги «Закон Божий», которую составил протоиерей Серафим Слободской. Издание четвертое.

Старица Пелагия Рязанская говорила: «При правильном сложении перстов из них исходит невидимый огонь! И когда мы наносим на себя Крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело».

Как правильно осенять себя крестным знамением:

Сложенными вместе тремя пальцами касаемся лба (для освящения ума), затем верхней части живота (для освящения наших внутренних чувств), затем сначала правого, а потом левого плеча (для освящения наших сил телесных).

Креститься следует неспешно и аккуратно. У тех, кто слишком быстро крестится, часто рука не достает до левого плеча.

Не следует одновременно креститься и кланяться. Начертание креста на теле должно быть завершено и лишь опустив руку можно совершить поклон.

Киевский иеромонах Анатолий говорил:

«Креститься не спеша, чтобы крест был ровный, будто ножом себя разрезаешь. Перекрестился, опускай руку и тогда только кланяйся. Не ломайте крест. «Иже Крестом ограждаеми, врагу противляемся». Ровный крест – это очень важно».

Известно много историй, когда с помощью крестного знамения творились удивительные чудеса, и я расскажу историю из жизни, связанную с крестным знамением.

В начале 90‑х один мой сослуживец на полгода застрял в Греции. Молодой человек тридцати лет Сергей до этого путешествия довольно скептически относился к любой религии, а вернулся глубоко верующим человеком.

Он был крещеным в раннем детстве. Чтобы не огорчать маму, которая сильно волновалась и настаивала, перед путешествием он надел свой крестильный крест.

В Греции они были на регате и решили после соревнований остаться под предлогом внезапного ремонта яхты, посмотреть капстрану и подзаработать у местных фермеров.

Но все пошло не так. Яхта действительно вдруг серьезно поломалась, а починить ее не получалось.

Половина экипажа ежедневно тщетно занималась ремонтом, другие ездили на нелегальную биржу труда, где греки нанимали рабочих в основном для работ по сбору фруктов. Платили мало, иногда только кормили и говорили «спасибо».

Заработанные деньги просто таяли. Запасы еды закончились. Команда уже начала проедать денежный НЗ, который был предназначен исключительно для ремонта и для форс-мажора. Хуже всего было то, что на море резко ухудшилась погода, сильно штормило.

Они не знали, сколько им еще придется здесь пробыть. Хотелось домой и очень хотелось есть.

В команде начались ссоры. Одни считали, что надо бросить яхту и добираться на родину автостопом, другие не соглашались, ведь судно собственность яхт‑клуба.

В таком мрачном настроении Сергей и еще один пожилой член команды оказались на местном рынке в поисках дешевой еды. Цены не радовали, торговцы не хотели уступать.

На выходе с базара они долго мучили по‑английски неприветливого пожилого грека, но он был тверд. От отчаяния Сергей расстегнул куртку и начал ему показывать свои пустые карманы.

И в этот момент грек увидел у него на шее крест, глаза его засияли, он радушно улыбнулся и с вопросом на лице протянул руку, сложенную для троеперстного крестного знамения.

Сергей не понял жеста, но его моментально понял другой член команды. Он показал греку свой крест и сложил также руку для крестного знамения. Торговец мгновенно превратился в добрейшего человека.

Он собрал им несколько коробок овощей и пригласил вечером к себе на ужин. Потом помог с работой и ремонтом. В результате все ребята заработали на ремонт яхты, на пропитание и себе немного.

После этого случая все члены команды стали по‑настоящему верующими.

Вот такая история из реальной жизни.

Да хранит вас Господь, мои читатели!

© Таисия Февронина, 2014

Рассуждая о крещении, стоит упомянуть о крестном знамении и нательном крестике. Многие христиане утверждают, что крестное знамение уходит корнями в апостольское учение. Однако это не так. В распоряжении богословов нет ни одного исторического свидетельства, подтверждающего факт осенения себя крестным знамением апостолами и их учениками. Впервые подобие знамения упоминается в III веке раннехристианским теологом Тертуллианом в труде «О венке воина»:

«При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе... приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением ».

Миланский епископ Амвросий Медиоланский (ок. 340 – 397) так писал об этом знаке:

«Знамение полагается на челе, как на месте стыда, чтобы мы не стыдились исповедовать распятого Христа , Который не стыдился называть нас братьями».

Ему вторил Августин Блаженный (354 – 430 гг.):

«Христос благоволил, чтобы знамение Его запечатлевалось на челе нашем , как на месте стыдливости, для того, чтобы христианин не стыдился поношения Христова ».

В руках современных богословов много свидетельств о существовавшей с III века практике наложения крестного знамения на чело (лоб) человека. Однако ни один древний источник не говорит об обязательности данного действа для всех христиан. Для верующих этот жест был скорее проявлением верности Спасителю, открытая демонстрация своей принадлежности к христианству - не стыдясь креста Христова (см. Мар. 8:38) и не боясь гонений за Него (см. Ин. 15:20). Возможно также, христиане накладывали на лоб знак креста Христова, чтобы показать, что на нем не будет места начертанию диавола, о котором предсказывал апостол Иоанн в книге Откровение (см. Откр. 13:16). Знак на челе, свидетельствующий о принадлежности к Богу, упоминается и в книге пророка Иезекиилия (см. Иез. 9:4). По мнению многих богословов, эти пророчества относятся непосредственно ко времени перед Великим судом и говорят о верном остатке – людях, которые будут помнить и исполнять заповеди Божьи (см. Втор. 6:6,8 , Втор. 11:13,18). В любом случае христиане первых веков знак на лоб накладывали по собственной инициативе, а не стремясь следовать указаниям апостолов.

Впоследствии же крестное знамение из практики отдельных верующих прочно вошло в канон церкви. При этом оно переместилось с лица на тело, стало различаться в конфессиях и даже приобрело ореол чудодейственности. Теперь налагать на себя крест оцерквленные христиане некоторых конфессий просто обязаны, причем когда и как научит их церковь.

Согласно ряду исторических свидетельств, примерно по IX век многие христиане накладывали крестное знамение одним пальцем, затем – двумя, тремя и ладошкой. Сегодня православные христиане крестятся тремя пальцами, вышедшие из них старообрядцы – двумя, накладывая знамение на лоб – живот – правое плечо – левое плечо. Как мы уже говорили, крупный раскол в русской православной церкви в XVII веке в значительной части был вызван нежеланием некоторых христиан (впоследствии названных старообрядцами) принять новации патриарха Никона. Одним из нововведений Никона было изменение крестного знамения с двух перстов на три. Католики же преимущественно крестятся ладошкой и в другом направлении: лоб – живот – левое плечо - правое плечо.

Что касается нательного крестика, то доподлинно неизвестно, когда и откуда появилась традиция его ношения. Впервые его подобие упоминает богослов Иоанн Златоуст (347 – 407 гг.) в труде «Против аномеев» (часть 3, п. 10):

«Почему многие, как мужи, так и жены, получив малую частицу этого древа и обложив ее золотом, вешают на свою шею , как украшение».

Здесь речь идет об энколпионе – пустотелом медальоне, кресте или коробочке для ношения на груди какой-либо святыни. В данном случае Иоанн рассуждает о щепочках от якобы Голгофского креста, которые помещали в энколпионы и носили на теле некоторые христиане. Напомним, что Голгофский крест в виде святыни вошел в христианство благодаря Елене – матери императора Константина, о чем мы говорили в главе «Святые места и святые предметы» .

Помимо крестов-энколпионов, то есть вместилищей для реликвий (мощей, щепок Голгофского дерева, списков священных книг и иных святынь), непосредственно нательные крестики по разным данным появились в IX - XI веках. Среди историков существует версия, основанная на Иокимовской летописи, что на Руси обычай носить крестики берет свое начало со времен крещения новгородцев «огнем и мечом». Воеводы князя Владимира Добрыня и Путята надевали маленькие крестики на шеи тех, кого они уже окрестили, чтобы не спутать с некрещеными.

Как обязательная часть процедуры крещения, крестики начали упоминаться на Руси лишь в требниках («инструкциях» для священников) XVII века. А наперсный крест (большой нагрудный крест) как отличительный признак священнического сана был введен в России только в XVIII веке.

Нет ничего плохого в самом кресте, который символизирует смерть за нас на Голгофе Спасителя, как нет ничего предосудительного в оформлении молитвенных домов изображениями библейских сцен. Однако плохо, что изображения обрели ореол святости и чудодейственности, а крест превратился в своего рода культ. Из проявления личного благочестия, ношение крестика превратилось в обязанность. Сейчас отсутствие креста на груди ряд верующих могут расценить как грех, и даже предательство христианской веры.

Канон о нательном кресте некоторые представители популярных церквей пытаются связать с призывом Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой , и следуй за Мною» (Мф. 16:24 , Мар. 8:34). Хотя если прочитать это высказывание Иисуса без отрыва от контекста, будет абсолютно понятно, что там не может идти речи о кресте как знаке принадлежности к церкви. Нет ничего общего между крестом – игом , то есть выбором пути христианина, о котором здесь говорит Иисус (об этом мы будем рассуждать позже), и носимом на теле символом:

«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо , и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30).

Несложно увидеть негативные последствия от чрезмерного уделения внимания кресту как святыне. С одной стороны, трогательно выглядят нежелание верующих расстаться с нательным крестиком хоть ненадолго, переживания по поводу его потери или поломки. Но, с другой стороны, это ужасно - ведь многие люди становятся рабами языческих суеверий. Олицетворяя присутствие Бога в их жизни с нательным крестиком или иными святынями, они забывают, что Бог Живой и Он всегда рядом с ними: «Он … недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27 , см. также Пс. 32:13,15 , Пс. 138:3,5 , Пс. 15:8 , 1 Пар. 28:9).

Крестики стали освящать в церкви, хотя согласно даже простой логике символ креста Христова уже свят по определению. Им стали приписывать силу исцеления, защиту от сатаны и бесов. Задумайтесь - не Богу, а знаку. Поэтому многие верующие, надеясь на крестик, крестное знамение и святыни, не видят необходимости каяться в грехах, менять образ жизни, изучать Библию, исполнять закон Божий… Ведь на уровне понимания ими христианства достаточно поцеловать крест и сотворить крестное знамение. Такие верующие думают, что Бога вполне устроит немногое со стороны человека – нужно лишь носить крестик, поздравлять друг друга с религиозными праздниками, а в честь особо важных дат устраивать трапезы с определенными кушаниями и посещать храм... А если все же придет беда, можно будет заказать в церкви мессу, требу, поставить свечки перед иконами или совершить паломничество к чудотворной святыне…

К сожалению, большая часть верующих исторически распространенных конфессий слишком много внимания, вплоть до поклонения и суеверия, уделяют знакам, символам и образам. Настоящей же истине о Голгофском Кресте – ветхозаветней и новозаветней истории, учению Бога Отца и Сына уделяется недостаточно внимания или же не уделяется вовсе.

Стоит отметить, что несмотря на крайне отрицательное отношение официального православия к суеверию (суеверие – суетная вера, вера в суетное – пустое), сами его представители признают, что большинство их прихожан суеверны. По данным православного журнала «Фома» (№ 5/49, 2007 г.), среди активных православных (т. е. тех, кто посещает церковные службы раз в месяц и чаще) лишь около 40% верующих отвергают суеверия.

Богослов Иоанн Златоуст (347 – 407 гг.) во «Втором огласительном слове» (п. 5) о приметах и суевериях говорил:

«Иногда кто-нибудь, вышедши из своего дома, видит человека одноглазого или хромого, и принимает это за дурное предзнаменование. Это - сатанинская гордость , так как не встреча с человеком делает день дурным, но греховная жизнь».

Богослов Блаженный Августин Аврелий, епископ Гиппонский (354-430 гг.) в своем труде «Христианская наука или основания герменевтики и церковного красноречия» (кн. 2/35) писал:

«На … мнения людей о важности некоторых гадательных знаков, установленных предубеждением человеческим, в некотором отношении не иначе надобно смотреть, как на некоторого рода договор и условие со злыми духами ».

Безусловно, к суеверию предрасполагают почитание различных святынь, многочисленность и многосложность религиозных обрядов.

Расскажите, пожалуйста, об истории крестного знамения на раннем этапе христианства. Как я понимаю, ни Христос, ни апостолы не осеняли себя крестным знамением. Когда же возникла эта традиция? Когда и в связи с чем появилось различие в направлении креста: от правого плеча к левому и от левого - к правому. Какое крестное знамение древнее?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря :

Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это - великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн - небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой - справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного - теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.