Симптомы

Адмиралтейство краткое описание. История адмиралтейства. Основание Главного Адмиралтейства

Выбором места и составлением проекта Адмиралтейства занимался сам Петр, обладавший глубокими профессиональными знаниями в области кораблестроения и фортификации. План Адмиралтейства был решен в виде гигантской буквы «П», раскрытой к северу в сторону Невы. В середине южной линии корпусов намечалось возвести башню с главными воротами.
Появление летом 1705 года шведских отрядов на берегах Невы заставило превратить верфь во вторую надежную крепость молодого города. Ее обнесли земляными укреплениями с четырьмя бастионами и окружили рвом с водой. Большой прямоугольный внутренний двор занимали стапели, на которых спешно строили корабли балтийского флота. Хотя возведение адмиралтейских корпусов только разворачивалось, к осени 1705 года над воротами уже возвышалась деревянная башня, увенчанная шпилем.
Строительством крепости-верфи завершилось создание системы фортификационных сооружений на Неве. Теперь с востока вход в нее охранял Шлиссельбург. Путь с моря контролировал Кроншлот, а главный фарватер в дельте реки был под прикрытием артиллерии Санкт-Петербургской и адмиралтейской крепостей.
Естественно, что осуществить столь грандиозное для того времени строительство за два года можно было, только используя колоссальное количество рабочих рук. Начиная с 1704 года ежегодно на берега Невы со всех концов России сгоняли до сорока тысяч работных людей. Сюда же начали переселять мастеровых, ремесленников, купцов. По давно сложившейся традиции жили они слободами, которые создавались по сословному, производственному или национальному признаку. Так начала складываться городская застройка.
Интенсивные строительные работы велись на территории Адмиралтейства и в 20-х, 30-х годах XVIII века. В 1728 году эти работы возглавил Коробов, обучавшийся в Голландии и Бельгии. На его долю выпало возведение последних каменных Адмиралтейских «магазинов», законченных в 1732 году. Длинные корпуса Адмиралтейства, как и другие постройки города сугубо утилитарного назначения, были решены в простых формах. По проекту Коробова создавалась и новая башня, которая выделила главный вход верфи. Зодчий учел большое градостроительное значение этого сооружения, которым замыкались перспективы трех сходящихся к нему основных магистралей города. Использовав типичную для русского зодчества предшествующей поры ярусную композицию, он завершил ее шпилем с флюгером в виде золоченого кораблика. Каждый из трех ярусов был декорирован пилястрами, нижний - тосканского ордера, средний - ионического, верхний - коринфского. Стремительно взлетающая ввысь башня Адмиралтейства являлась одним из лучших украшений Петербурга XVIII столетия, а ее легкий золоченый шпиль стал символом города.
Необходимость реконструкции Адмиралтейства в первой трети XIX века определялось прежде всего возросшим градостроительным значением этого здания, расположенного в самом центре столицы по соседству с императорским дворцом. Задача перестройки верфи была поставлена перед Андреяном Дмитриевичем Захаровым, назначенным летом 1805 года на должность «Главных Адмиралтейств архитектора». Этот выбор не был случайным: в начале XIX века Захаров, который вместе с Воронихиным и Томоном возглавлял архитектурный класс Академии художеств, пользовался репутацией не только великолепного мастера композиции, но и замечательного градостроителя, тонко чувствующего «душу» города.
Первоначально предполагалось лишь изменить фасады Адмиралтейства, уже перестраивавшегося в 1730-х годах И. К. Коробовым. Однако Захаров, разрабатывая свой проект, наметил, по существу, полную реконструкцию всех адмиралтейских корпусов, предусмотрев их надстройку и перепланировку внутренних помещений. Общий П-образный план сооружения, отражающий его двойное назначение - как производственного и административного здания,- сохранен.
Мастерские, склады и другие помещения, связанные с производственным процессом, находились в корпусах, образующих внутренний периметр П-образной композиции. Внешние корпуса после перестройки предназначались для учреждений морского ведомства - Адмиралтейского департамента, библиотеки, музея. Своими новыми парадными фасадами эти корпуса обращались к городу. Обе группы адмиралтейских зданий разделялись каналом, выходившим к Неве через арки павильонов, построенных, согласно проекту Захарова, на набережной. Центральной частью всего сооружения оставалась надвратная башня, увенчанная шпилем.
В мае 1806 года проект Захарова был утвержден, и сразу же после этого началась перестройка восточного корпуса Адмиралтейства, ближайшего к Зимнему дворцу. Летом 1811 года отделка этой части здания была закончена. А всего лишь за три дня до завершения штукатурных работ Захарова не стало; зодчий так и не увидел свое произведение полностью осуществленным.
Реконструкция Адмиралтейства, приостановившаяся во время Отечественной войны, была продолжена помощниками Захарова - архитекторами А. Г. Бежановым, Д. М. Калашниковым и И. Г. Гомзиным. Основные работы закончились в 1819 году. Еще четыре года потребовалось на отделку корпусов. К этому времени были засыпаны каналы и снесены крепостные валы, в результате чего бывший Адмиралтейский луг слился с соседними площадями - Сенатской и Дворцовой - в единое огромное пространство.
Замысел Захарова, воплощенный с присущим ему размахом, вызвал искреннее восхищение современников. «Сие важное и полезное здание,- писал в 1825 году издатель „Отечественных записок" П. П. Свиньин, - принадлежит ныне к числу главных украшений столицы и весьма справедливо может быть названо исполинским свидетелем новейших успехов русского зодчества».
В архитектуре Адмиралтейства, занявшего центральное положение в системе приневских ансамблей, отразились все черты, характерные для русского классицизма эпохи расцвета: ясность, чистота формы и глубина идейно-художественного замысла.
Размеры Адмиралтейства велики: протяженность его главного фасада превосходит 400, а боковых - 170 метров. При таких размерах нелегко было избавиться от впечатления монотонности и однообразия архитектуры, которое производили длинные низкие корпуса Адмиралтейства до его перестройки. Но Захаров мастерски избежал этой опасности, проявив удивительную строгость в отборе композиционных средств. Проектируя фасады Адмиралтейства, зодчий использовал, по существу, лишь три «элементарные» формы. Это - прорезанный аркой кубический объем, колонный портик и стена с рядами окон. Комбинируя эти формы и внося в построение каждой из них те или иные нюансы, Захаров придал облику здания необходимое разнообразие, сохранив в то же время предельную четкость и целостность его пространственной структуры.
Ясно читается центр сооружения - башня со шпилем, которая стала самой характерной деталью Адмиралтейства еще с петровских времен. Захаров бережно отнесся к произведению своего предшественника: сохранив построенную Коробовым башню, он заключил ее в футляр новых стен, создав эффектную трехъярусную композицию. Первый ярус башни Адмиралтейства трактован как тяжелое и устойчивое основание, в массиве которого прорезана арка - центральный въезд на территорию верфи. Второй ярус кажется значительно более легким благодаря ионической колоннаде, несущей антаблемент со скульптурами. Над колоннадой возвышаются стены и купол третьего яруса, увенчанного 72-метровым золоченым шпилем с изображением парусного корабля на острие.
Башне подчинены симметричные крылья, каждое из которых подразделяется на несколько звеньев, связанных друг с другом в неразрывное целое. Фасады корпусов, примыкающих к башне, решены наиболее просто. Большие прямоугольные окна второго этажа, заключенные в рустованные наличники, создают четкий, мерный ритм, укрупняющий масштаб невысокого здания. Значительно сложнее пластика боковых частей главного фасада, где размещены многоколонные портики. Сгруппированные по три, они, как и весь фасад в целом образуют традиционные для классицизма трехчастные композиции. Центр каждой из них отмечен сильно выдвинутым вперед мощным портиком из двенадцати колонн, поддерживающих высокий треугольный фронтон. Боковые шестиколонные портики завершают архитравные перекрытия. Аналогично построены и боковые фасады Адмиралтейства. Но длина стен между портиками здесь больше, чем на главном фасаде. Это различие подчеркнуто более широким шагом окон - таким же, как на фасаде корпусов, примыкающих к башне.
Еще одну вариацию тех же «элементарных» форм мы встречаем в композиции павильонов Адмиралтейства, расположенных на набережной Невы. Их кубические объемы с аркой в центре фланкируют шестиколонные портики. На крышах павильонов установлены высокие флагштоки, основания которых выполнены в виде скульптурных изображений дельфинов.
Вариациями немногочисленных форм Захаров добился ощущения богатства, полифоничности архитектуры Адмиралтейства: как в сложном музыкальном произведении, здесь господствует главная тема, на которую накладываются развивающие ее второстепенные. Необходимое единство при этом обеспечивается той ритмической дисциплиной, которая свойственна ордерным построениям.
Захаров применил в Адмиралтействе дорический ордер (в его «римском» варианте), тем самым утяжелив пропорции здания. Мощь ордерных форм подчеркнута особыми средствами: портики поставлены на низкие пьедесталы, кажущиеся придавленными грузными колоннадами; трактованы эти пьедесталы как сплошные монолиты, и количество проемов в них невелико; крайние колонны портиков попарно объединены глухими участками стен, что зрительно еще больше утяжеляет колоннады.
Общее впечатление суровой мужественности архитектурных форм смягчается благодаря широкому использованию скульптуры и декоративной лепнины. Нигде не перегружая архитектурную композицию, декоративные элементы вносят в нее те нюансы, без которых она казалась бы и беднее, и однообразнее. Таковы, например, выделяющиеся на фоне стен рельефные вставки между крайними колоннами портиков, венки с гирляндами на аттиках невских павильонов, маски над окнами. В прошлом пластическое убранство фасадов Адмиралтейства дополняли длинные фризы, размещенные в верхней части стен справа и слева от башни и между портиками боковых фасадов. Сейчас на месте этих фризов находятся небольшие квадратные окна третьего зтажа, проделанные в 1830-х годах в нарушение первоначального замысла зодчего.
Существенный ущерб в середине прошлого столетия был нанесен и круглой скульптуре Адмиралтейства, органически включенной в композицию здания. Раньше на пьедесталах перед двенадцатиколонными портиками и у арок невских павильонов располагались аллегорические скульптурные группы. Они были убраны по требованию церковного начальства как несовместимые с канонами православия, когда в одном из корпусов Адмиралтейства устроили церковь. Места скульптур позднее заняли символы флота и моря - огромные якоря парусных судов, пушки, снаряды, якорные цепи.
Но многие скульптурные композиции Адмиралтейства сохранились. Над их созданием работали в свое время крупнейшие русские ваятели. Подчиняясь общему замыслу зодчего, они не только добились единства в трактовке скульптурных и архитектурных форм, но и способствовали более полному раскрытию идейно-художественного значения здания.
Прославление морского могущества России - вот главная тема скульптурного убранства Адмиралтейства. Оно сосредоточено на центральной башне. Среди скульптурных произведений особенно выделяется рельеф «Заведение флота в России» работы И. И. Теребенева, размещенный на аттике кубического основания башни. Здесь изображены Петр Великий и бог морей Нептун, передающий императору свой трезубец - символ власти над морем. Рядом с Петром - аллегорическая фигура России в виде молодой женщины, сидящей под лавровым деревом с рогом изобилия и палицей в руках. Россию славят Минерва, Вулкан и Меркурий; крылатая Слава с развевающимся флагом летит над океаном, волны которого бороздят русские корабли. Композиция построена динамично, но расположение фигур подчинено определенному ритму, что сообщает рельефу необходимую архитектоничность.
Триумфальную тему подхватывают барельефные изображения двух крылатых гениев Славы со скрещенными знаменами над аркой главного входа. Эти барельефы также исполнены по моделям И. И. Теребенева.
По обеим сторонам арки на высоких пьедесталах установлены скульптурные группы, изображающие нимф, поддерживающих земную и небесную сферы. Они высечены из пудостского камня по моделям Ф. Ф. Щедрина. Ваятель передал ощущение размеренного, неторопливого движения величавых женских фигур. Почти без всякого напряжения, легко и свободно несут они гигантские сферы. Эти огромные шары придают обеим группам компактность и монолитность, благодаря чему скульптура хорошо согласуется с монументальными архитектурными формами.
Нетрудно заметить определенную закономерность в пластической трактовке произведений скульптуры, включенных в композицию нижней части адмиралтейской башни: объемность скульптурных изображений уменьшается снизу вверх. Так, группы нимф у подножия башни - это круглые скульптуры, отделенные от стены; гении Славы над аркой даны в высоком рельефе, их сочная пластика контрастно противопоставлена фасадной поверхности; фриз аттика тоже исполнен в технике рельефа, но несколько заглублен в стену, отчего контраст здесь смягчен. Тем самым подчеркивается постепенное «облегчение» архитектурной композиции кверху, столь последовательно выражаемое построением объемов самой башни.
Круглая скульптура использована также в верхних ярусах башни Адмиралтейства. Но она выполняет особую композиционную роль: статуи, поставленные у подножия второго яруса и над колоннами его периптера, помогают лучше связать друг с другом отдельные части сооружения, подчеркнуть динамику их взаимодействия. Наиболее выразительны среди них четыре фигуры - Ахилл, Аякс, Пирр и Александр Македонский, созданные Ф. Ф. Щедриным. Величественные и спокойные, они символизируют уверенность и силу.
Многофигурные рельефы, созданные И. И. Теребеневым, заполняют тимпаны четырех фронтонов на фасадах Адмиралтейства. Все они представляют собой аллегории, насыщенные героическим, патриотическим содержанием. Их отличают красота и совершенство классической формы, строгость ритма, словно подхватывающего ритмическую тему колоннад. На левом фронтоне главного, южного фасада Адмиралтейства помещена композиция «Фемида, награждающая за военные и морские подвиги». Правый фронтон заполнен барельефом «Фемида, венчающая труды художников». Под «художниками» скульптор разумел в данном случае вообще мастеров своего дела, о чем говорят включенные в композицию атрибуты труда - ткацкий станок и горн, борона и грабли. Аналогичным темам посвящены рельефы на фронтонах западного и восточного фасадов - «Гении Славы, венчающие военные подвиги» и «Гении Славы, венчающие науки».
Богатством декоративной отделки отмечены и интерьеры Адмиралтейства, сохранившиеся от эпохи классицизма. Из них наибольший интерес представляет главный вестибюль, расположенный в правом крыле здания. Особую торжественность придает ему коринфская колоннада, приподнятая на массивной аркаде. К колоннаде поднимается широкая трехмаршевая лестница; у входа на нее помещены фигуры Афины и Геракла, исполненные И. И. Теребеневым.
Исключительно велико, как отмечалось ранее, градостроительное значение Адмиралтейства. В результате перестройки по проекту А. Д. Захарова градоформирующие качества Адмиралтейства были немного усилены. Силуэт башни за счет более отчетливого выделения ярусов значительно активнее вписался в перспективы трех главных лучевых магистралей города. Невские павильоны благодаря компактности объемов, внушительным пропорциям и выразительной пластике фасадов оказались способными играть роль весьма заметных ориентиров в панораме набережных реки. Но особенно ответственное градостроительное значение приобрели протяженные фасады П-образных адмиралтейских корпусов. Четким, хотя и сложным ритмом своих членений они организовали пространство трех площадей, слившихся в одну грандиозную анфиладу. В этом ансамбле, не имеющем себе равных в практике мирового градостроительства, ярче всего проявилась способность мастеров русского классицизма решать пространственные задачи, беспрецедентные по размаху и величию.

© Архитектурно-художественные памятники Ленинграда, «Искусство», Л., 1982 г.

Адмиралтейство - один из шедевров архитектуры Санкт-Петербурга, памятник русского классицизма. Кораблик на шпиле Адмиралтейства - один из символов города, наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора

Нам чётырех стихий приязненно господство,
Но создал пятую свободный человек:
Не отрицает ли пространства превосходство
Сей целомудренно построенный ковчег?

Осип Мандельштам

Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года. Изначально Адмиралтейство строилось как верфь по чертежам самого Петра I. В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году Адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру - рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника.

Адмиралтейство строилось быстро. Россия, вышедшая к берегам Балтики, нуждалась в мощном флоте, в кораблях военных и торговых. Поэтому Адмиралтейство было построено в центре города на левом берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, пушки которой должны были служить надёжной защитой кузницы русского флота. Первоначально Адмиралтейство было большим четырёхугольным местом, застроенным с трех сторон десятью доками,деревянными складами и деревянной башней в центре с железным шпилем. Первый корабль был спущен на воду уже 29 апреля 1706 г.


К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время Адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы “П”, раскрытой в сторону реки Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят доками для строительства парусных кораблей, по периметру двора был внутренний канал.


Канал вокруг Адмиралтейства носил не только оборонительную функцию, но и транспортную - по нему доставлялся строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы. Он был интегрирован в сеть городских каналов, соединяясь с Адмиралтейским каналом. Канал был засыпан в 1817 году.


Адмиралтейство при Александре I имело пять доков, в нем с 1710 по 1825 год было построено 253 корабля, кроме значительного числа фрегатов и мелких судов. Кораблик на шпиле Адмиралтейства считается одним из символов города Санкт-Петербурга. На фасаде здания можно обнаружить скульптуру, образы которой навеяны морем, легендами и мифами, связанными с морской стихией. Что также отображает значимость, располагаемой в этом здании военно-морской структуры. Считается, что прообразом кораблика, венчающего шпиль Адмиралтейства, был первый русский военный корабль “Орел”, построенный в 1667-1669 годах царем Алексеем Михайловичем. Это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей ничего общего с корабликом на шпиле Адмиралтейства не имел. Существует мнение, что три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I. Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, и во время ремонта был заменён на второй кораблик. При этом оригинальный кораблик Фон Болеса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год, и в 1886 году при очередном ремонте шпиля был снят и заменён на точную копию. Второй кораблик был помещён в экспозицию Военно-морского музея. Внутри позолоченного шара под корабликом находится круглая кубышка из чистого золота, в которой сложены все образцы золотых монет, отчеканенных в Петербурге с момента его основания. Шар никогда не вскрывался, так как секрет поворота одной из его половин в нужную сторону безвозвратно утрачен.


В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем. На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, и на этой позиции он находится до наших дней. В 1740-х годах это пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний, ярмарок; здесь устанавливали карусели, балаганы, катальные горки. Также было упорядочено пространство вокруг Адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором А. В. Квасовым были определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства. До середины XVIII века пространство к югу от Адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом. На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья. Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века). К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

К началу XIX века утилитарная архитектура Адмиралтейства уже не соответствовала его положению “центрального” здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от Адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с Адмиралтейством. В 1806-1823 годах архитектор А. Д. Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил Адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Архитектурный ансамбль состоит из двух П-образных в плане корпусов - внешнего и внутреннего. Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.


В центре здания - монументальная башня со шпилем, окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии). Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков - рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы.


Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф “Заведение флота в России”. На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др. Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Внутри, в интерьерах Адмиралтейства (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека) - суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.


Адрес: Адмиралтейский проезд, 1

Одним из главных петербургских символов по праву считается знаменитое Адмиралтейство . Это прежде всего исторический памятник – именно здесь лично Петром Первым была заложена верфь по созданию российских кораблей, здесь создавался отечественный флот, имеющий героическую и славную историю.

Во-вторых, Адмиралтейство является архитектурным памятником русского ампира 18-19 веков . История создания адмиралтейства и как судостроительного производства и как архитектурного градостроительного комплекса весьма интересна.

История создания и развития Адмиралтейства

18 век

Как комплекс сооружений, созданный для строительства и ремонта российских кораблей , Адмиралтейство возникло при Петре Первом. Самое первое русское адмиралтейство было построено в городе Воронеже , а суда, построенные там, принимали участие в Азовском походе.


В новом же городе, строящемся на Неве, в непосредственной близости от моря, строить корабли, как говорится, сам бог велел.

Строительство кораблей на петербургской адмиралтейской верфи

В начале 18 века на берегу Невы, при самом активном участии Петра, была построена деревянная адмиралтейская крепость-верфь . Время было военное, поэтому при сооружении верфи были приняты соответствующие защитные меры, которые состояли в устройстве земляных валов, бастионов и рвов, заполненных водой. Так же с северо-восточной стороны за счет вырубки лесов была создана обязательная эспланада (ровная просматриваемая площадка).

Уже к 1706 году, меньше чем за два года, был построен и спущен на воду первый петербургский корабль . А через десять лет в Адмиралтейском приказе работало уже 10 тыс. человек , которые трудились на строительстве кораблей, в мастерских и складских помещениях, занимались различными административными делами ведомства. При адмиралтействе даже существовала модель-камера , специальное помещение для хранения схем, чертежей и даже моделей уже построенных кораблей. Позже модель-камера переросла в Морской музей .

Адмиралтейство начала 18 века

В 1716 году комплекс одноэтажных адмиралтейских зданий был вытянут вдоль Невы в п-образном виде. А в 1719 году ворота адмиралтейского въезда впервые украшаются металлическим шпилем с фигуркой трехфлагового кораблика , сделанного голландскими мастерами. С тех пор, кораблик адмиралтейского шпиля стал символом города. С какого корабля был создан силуэт адмиралтейского кораблика доподлинно неизвестно, говорят что флаги его были чисто золотые, а в носовую часть был помещен один из личных строительных инструментов Петра Первого.


Тот первый кораблик, простоявший на шпиле практически сто лет, при ремонтных работах был утерян. Второй кораблик весом 65 кг , установленный взамен первого, продержался более семидесяти лет, а затем был отправлен в Морской музей. Его заменил повторяющий его в точности – третий кораблик.

Только после смерти Петра, уже в 30-х годах 18 столетия , были, наконец построены каменные адмиралтейские корпуса. Архитектор И.Коробов смог создать монументальное сооружение, не меняя его первоначального плана. Въездные ворота он украсил стройной башней с золоченым шпилем, заканчивающимся флюгером-корабликом . С тех пор и плывет тот кораблик на 72-метровой высоте, видный из разных частей города.


В то время еще не существовало Дворцовой площади, не было нынешнего Зимнего дворца, а ненужная более эспланада постепенно превратилась в Адмиралтейский луг, на котором проводились народные гулянья, воинские ученья и пасся царский скот.

В 60-е годы того же столетия по градостроительному плану А.Квасова определились границы главных городских площадей. Адмиралтейский луг был покрыт каменной мостовой и постепенно превращался в Дворцовую площадь . Три главных городских улицы – Невского проспекта , Гороховой и Вознесенской – сходились к зданию Адмиралтейства.

Город хорошел, развивался, его облик становился стильным и узнаваемым. Настало время и само здание Адмиралтейства привести к общему гармоничному знаменателю с построенными рядом великолепными сооружениями. Эта задача легла на плечи архитектора А.Захарова в начале 19 века.

19 век

Оттолкнувшись от идеи создания Адмиралтейства как символа могущества российского флота , Захаров полностью перестроил корпуса зданий, сохранив, однако, общий существующий план и башню со шпилем И.Коробова .


Остатки Адмиралтейского луга и верфные сооружения были превращены в бульвар , ставший впоследствии Александровским садом . Грандиозное, вытянутое на 400 метров вдоль Невы, сооружение состояло из внешних и внутренних корпусов. Коробовская башня была доминирующим центром. Чтобы очень вытянутое здание не смотрелось монотонно, оно было разбито на ритмические части – то выступающий портик, то гладкая стена.


На всем протяжении корпусов можно увидеть разнообразные скульптуры, барельефы, аллегоричные изваяния и т.д. Лейтмотивом всех украшений легко читается морская тематика и могущество Русской морской державы.


За весь период существования адмиралтейской верфи, с неё было спущено более 250 российских кораблей . Но с середины 19 века здание стало использоваться только как сугубо административное. Здесь, кстати, служили некоторые великие князья из династии Романовых. Находился здесь и Военно-морской музей.


В 60-е годы при Александре Втором маленькая адмиралтейская церковь превратилась в Собор Св.Спиридона Тримифунтского , для которого была возведена колокольня. Выросший статус церковного учреждения Адмиралтейства привел к разногласиям светского и церковного отношения к некоторым изображениям, украшающим адмиралтейские стены. В результате многочисленных дискуссий часть языческих скульптур и архитектурных украшений была убрана, хотя против их изъятия выступали архитекторы и художники города.

В конце 60-х на башне Адмиралтейства появились часы европейского производства. При Николае Втором эти часы были заменены на электрические.

Часы на здании Адмиралтейства

20 век

После революции адмиралтейское здание было занято и Военно-морским революционным комитетом, и конструкторским бюро Газодинамической лаборатории, и Высшим военно-морским инженерным училищем им. Ф. Дзержинского .


С 2013 года здание Адмиралтейства отдано Главному командованию Военно-Морского Флота России. А петровский кораблик, пусть и в отреставрированном виде, все также плывет над городом и над Невой через годы, через социальные потрясения, войны, разрухи и восстановления. Пожелаем же ему дальнейшего счастливого плаванья!

Адмиралтейство наряду с Петропавловским и Исаакиевским соборами является доминантой Северной столицы и центром трехлучевой планировки, сложившейся еще в Петровскую эпоху. "Адмиралтейская игла", которая "века истории прошила", является одним из символов Санкт-Петербурга, без которого невозможно представить панораму невских берегов.

Первое здание Адмиралтейства было заложено по замыслу Петра Первого в 1704 г. Он возводил Санкт-Петербург как главный центр российского кораблестроения и мореплавания, а потому Адмиралтейство строили и как судостроительную верфь, и как крепость - шла Северная война. Здания, расположенные "покоем", т.е. в виде буквы "П", открывались к Неве; в обширном дворе на стапелях собирали корабли и по доскам, смазанным салом, спускали на воду. В центральном корпусе - в башне под шпилем - работала Адмиралтейская коллегия, управлявшая российским флотом.

Все строения первого Адмиралтейства были деревянными и уже к 1720-м гг. изрядно обветшали. Возведение новых, каменных корпусов в 1730-х гг. возглавил архитектор И.К. Коробов, один из "птенцов гнезда Петрова". Он заново создал весь производственный комплекс, сохранив общий абрис прежнего здания. Для своего времени оно было выдающимся, но к началу 19 в. выглядело уже старомодным и слишком утилитарным на фоне новых парадных строений Петербурга.

Ныне существующее здание Адмиралтейства - третье по счету - в 1806-1823 гг. возводил Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811 гг.), главный архитектор Адмиралтейского ведомства. Он был выпускником петербургской Академии художеств, учился в Париже и всю жизнь посвятил служению архитектуре. Зодчий проявил уважение к трудам своих предшественников, частично сохранив стены старых построек, оконные проемы и коробовский шпиль. К началу 19 в. Адмиралтейство утратило значение верфи и крепости, и потому новые сооружения должны были приобрести совсем другой художественный образ. Обращенное к городу и его основным магистралям, Адмиралтейство стало восприниматься как символ моря. Другой своей стороной оно "смотрит" на Неву - это символ власти Петербурга над водной стихией, часть морского фасада города.

Адмиралтейство - выдающийся памятник классицизма, в облике которого некоторые исследователи усматривают и черты французского ампира. Архитектор Захаров мастерски избежал монотонности динного фасада, растянувшегося на 407 м, украсив его портиками, создающими игру света и тени. Центральная многоярусная башня с триумфальной аркой напоминает надвратные башни древнерусских монастырей. Ее шпиль высотой более 70 м завершен знаменитым трехмачтовым корабликом-флюгером с распущенными парусами - символом Петербурга (он весит 65 кг и покрыт 2 кг чистого золота). Гигантское здание не подавляет; оно во всем соразмерно человеку и каким-то непостижимым образом соединяет в себе монументальность и мягкость.

Скульптура, по замыслу Захарова, не украшает здание, а составляет с ним единое целое, превращая Адмиралтейство в памятник русской морской славы. Соавторами зодчего были лучшие скульпторы того времени: Ф.Ф. Щедрин, С.С. Пименов, И.И. Теребенев, В.И. Демут-Малиновский. Они изваяли полководцев и героев древности, установленных на углах основания башни, аллегорические статуи природных стихий, увенчавшие ее колонны, группы морских нимф по сторонам триумфальной арки, маски морских божеств на замковых камнях первого этажа. Сюжет 22-метрового горельефа на аттике башни "Заведение флота в России" делает здание Адмиралтейства своеобразной энциклопедией отечественного флота.

Адмиралтейство входит в ансамбль центральных петербургских площадей: его стены удачно гармонируют с фасадами Зимнего дворца на Дворцовой площади, а также со зданиями, расположенными на площадях Декабристов и Исаакиевской.

Одно из главных архитектурных украшений культурной столицы России - Адмиралтейство. Этот комплекс зданий в стиле ампир был выстроен в XVIII веке. Первое упоминание о нем датировано началом названого столетия.

Нужно отметить, что первоначально его назначение и внешний облик были иными, чем в настоящее время: постройки были возведены для ремонта и строительства судов. Позже здания были перестроены. Сегодня в знаменитом комплексе зданий находится командование российского Военно-морского флота.

Силуэт кораблика, венчающий одно из величественных строений комплекса, в настоящее время является символом северной российской столицы.

Начало истории

В походном журнале Петра Великого сохранилась запись о закладке «Адмиралтейского дома», длина которого составляла двести сажен, а ширина - десять сажен. В той же записи упомянуто, что после закладки здания это событие весело отмечали в питейном заведении.

Строительные работы продвигались очень быстро. Уже спустя два года после того, как была сделана запись, проект «Адмиралтейского дома» был воплощен в жизнь. «Дом», построенный по чертежам императора, представлял собой настоящую крепость (она была необходима для защиты верфи). Ее окружали рвы с водой, постройку также защищал земляной вал.

Само строение было низким (состояло лишь из одного этажа) и очень длинным. Помещения этого здания использовались в качестве складов и кузниц, некоторые комнаты были отданы адмиралтейскому ведомству, точнее, его службам. Во дворе здания был прорыт канал (его засыпали в начале XIX столетия). Он был необходим для доставки строительных материалов, а также имел оборонительную функцию.

Спустя несколько лет после того, как здание было достроено, в нем оборудовали особую комнату, предназначенную для хранения чертежей и моделей кораблей. Здесь можно было увидеть модель каждого корабля, построенного на верфи, и ознакомиться с его чертежами. В начале XIX столетия эта комната была превращена в музей. Он просуществовал здесь до конца 30-х годов XX века.

Силуэт кораблика

История знаменитого кораблика, являющегося в настоящее время одним из символов города, начинается в конце 10-х годов XVIII века. Именно тогда силуэт кораблика появился над воротами адмиралтейства. Его водрузил туда Харман ван Болос - голландский плотничный мастер. Силуэт корабля был укреплен на длинном металлическом шпиле.

Какой же именно корабль стал прообразом этого элемента декора? Историкам до сих пор не удалось это установить. Некоторые придерживаются следующей версии: образцом явился силуэт того судна, которое первым вошло в только что достроенный санкт-петербургский порт. Согласно другой версии, шпиль увенчан уменьшенным силуэтом совсем другого корабля, построенного в 60-е годы XVII столетия; это был первый русский корабль, предназначенный для военных целей. Какая из двух версий верна? Ответ на этот вопрос пока не найден.

Существует предание о том, что флаги на мачтах знаменитого кораблика были изготовлены из золота . Ни подтвердить, ни опровергнуть эту легенду в настоящее время невозможно, так как первоначальный силуэт кораблика, венчавший шпиль, был утерян в начале XIX столетия и заменен новым.

Этот новый кораблик также был заменен спустя примерно семьдесят лет. Тот силуэт, который украшает шпиль в настоящее время, является точной копией второго замененного кораблика.

Здание в XVIII столетии

Каменное здание было возведено в 30-е годы XVIII века . Его проект был разработан Иваном Коробовым . Перед архитектором стояла задача создать по-настоящему монументальное, величественное строение, и эта цель была достигнута.

Самой яркой деталью здания стала высокая башня, увенчавшая ворота . Ее шпиль был покрыт позолотой. Согласно некоторым историческим документам, золото для покрытия шпиля было получено в результате переплавки дукатов, которые нидерландское правительство преподнесло российскому императору в качестве подарка. Впрочем, эта информация вызывает у историков сомнения. Так или иначе, сверкающий на солнце, яркий шпиль по сей день производит большое впечатление на гостей столицы. Его острие оканчивается флюгером - знаменитым силуэтом кораблика. Этот силуэт находится на высоте семидесяти двух метров (высота башни - сорок девять метров, высота шпиля - двадцать три метра).

В 40-е годы XVIII столетия обширное пространство возле здания использовалось в качестве пастбища. Также здесь проходили военные учения. В праздничные дни на этом поле устраивались ярмарочные гуляния, все вокруг становилось пестро от ярко раскрашенных каруселей и балаганов.

При Елизавете Петровне возникли серьезные проблемы с крепостным каналом: в нем стала скапливаться грязная вода (туда сливались стоки). Императрица приказала систематически очищать русло канала. В тот же период времени обширное пространство возле здания было замощено.

Адмиралтейство в XIX-ХХ веках

В начале XIX столетия возникла необходимость в перестройке Адмиралтейства. Теперь оно было расположено в центральной части города, неподалеку от него высились величественные дворцы, а потому и оно должно было выглядеть менее утилитарно, более ярко и нарядно. Проект перестройки здания был разработан Андреяном Захаровым . Изменения, внесенные им в облик Адмиралтейства, были весьма существенными, но они не коснулись самой яркой и узнаваемой детали здания - изящной башни над воротами и позолоченного шпиля с флюгером-корабликом. Специалисты находят, что задача, стоявшая перед архитектором, была решена им блестяще.

Новый главный фасад здания в XIX столетии выглядел весьма внушительно (да и в наши дни производит большое впечатление): его протяженность составляет четыреста семь метров . Расскажем кратко и о других архитектурных особенностях величественного строения и всего архитектурного ансамбля, играющего столь важную роль в формировании облика культурной столицы России.

В состав архитектурного ансамбля входят два корпуса, имеющие П-образную форму . Когда-то они были разделены рвом. В XIX столетии один из корпусов был занят мастерскими, а другой - учреждениями речного и морского флота страны.

Центральный элемент ансамбля - башня, увенчанная шпилем , о которой уже было рассказано выше. В ее основании находится арка, среднюю часть башни украшает колоннада.

Обратите внимание на то, что общая композиция архитектурного комплекса отличается строгостью, удивительной цельностью и четким ритмом.

Отдельно нужно сказать несколько слов о скульптурах , являющихся важной частью архитектурного ансамбля. В их числе изображение богини правосудия, награждающей ремесленников и воинов, неподалеку – фигуры нимф, держащих глобусы, скульптуры четырех прославленных героев античного мира... Нельзя не упомянуть и о двадцати восьми скульптурных аллегориях. Они символизируют стихии, времена года, стороны света; одна из статуй изображает музу астрономии; частью архитектурного ансамбля является также фигура египетской богини, покровительствующей мореплавателям; комплекс зданий украшают и другие аллегорические скульптуры. Обратите внимание на то, что все перечисленные изображения объединены одной темой: они утверждают образ нашего государства как морской державы. Этой же теме посвящены и многие другие скульптуры, не перечисленные здесь, но входящие в состав знаменитого архитектурного ансамбля.

До настоящего времени сохранился не только архитектурный облик Адмиралтейства, но и часть старинных интерьеров . Это парадная лестница, расположенная в вестибюле, а также помещение библиотеки и зал, предназначенный для собраний. Интерьеры отличаются строгостью, но ее смягчает изящество отделки. Окна расположены так, что все помещения великолепно освещены; этот яркий свет также смягчает вышеупомянутую строгость оформления интерьеров.

В блокадные годы яркий позолоченный шпиль с корабликом, являвшийся весьма заметной мишенью для врага, был укрыт чехлом. Незадолго до Победы этот чехол был снят.

Здание, украшением которого является этот шпиль, несколько раз реставрировалось на протяжении XX столетия. Реставрационные работы проводились в конце 20-х годов, затем - во второй половине 70-х и в конце 90-х годов. В 70-е годы было проведено золочение шпиля; тогда в полость шара, расположенного под силуэтом кораблика, был помещен специальный контейнер с текстом Конституции Советского Союза.

Нынешнее время

Несколько лет назад горожанами был отмечен тревожный факт: на знаменитой башне со сверкающим шпилем появилась достаточно большая трещина . В настоящее время эта тревожная ситуация рассматривается Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

Спустя пять лет после обнаружения трещины состоялся переезд в помещения архитектурного комплекса высшего командования ВМФ, это событие ознаменовалось поднятием Андреевского флага над одной из башен.

Спустя еще год на территории Адмиралтейства был открыт храм . У этой церкви есть одна необычная особенность: над ее куполом нет креста, так как его заменяет крест, изображенный на Андреевском флаге.

Существуют планы внесения некоторых небольших изменений в нынешний облик архитектурного комплекса. Согласно этим планам, пространство внутренних дворов накроет стеклянный купол, а исторические корпуса будут объединены стеклянными переходами.