Сервисы

Самообразование педагогов в детском саду. Самообразование воспитателя детского сада методическая разработка на тему План по самообразованию темы для детского сада

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Самообразование - это форма индивидуальной учебной деятельности сотрудника , мотивированная профессиональными потребностями и интересами, и направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств его личности .

Самообразование - это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.

Основные направления самообразования воспитателей :

  • ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении
  • исследование новой научно-методической литературы
  • изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии
  • ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями
  • знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений
  • совершенствование общего уровня развития.

Формы повышения квалификации педагогов

  1. Педсовет. Такая форма деятельности предполагает коллективное обсуждение актуальных вопросов педагогики в детском дошкольном учреждении. Педсоветы могут проводиться на определённую тематику или включать в себя рассмотрение разных вопросов. Хорошо, когда в процессе педсовета можно не только заслушать вопрос и обсудить его, но и провести тренинг, перенять позитивный педагогический опыт, сделать анализ.
  2. Обучающий семинар. Может проводиться в детском саду, в управлении по вопросам образования, на профильных кафедрах высших учебных заведений. Семинар направлен, прежде всего, на повышение теоретического уровня подготовки педагога. В процессе семинара нужно задействовать присутствующих педагогов, предлагая им задания, тренирующие педагогические способности.
  3. Курсы повышения квалификации. Проводятся в колледже или институте. После прослушивания курса лекций и самостоятельной работы педагог должен подготовить и защитить выпускную работу.
  4. Консультация. Инициатор этой формы повышения квалификации воспитателей - старший воспитатель детского сада или методист. Старший педагогический сотрудник детского дошкольного учреждения может предварительно планировать проведение консультаций, на которых воспитатели могут узнать о новинках методической литературы, нормативной документации, современных подходах к обучению и воспитанию дошкольников. Кроме методиста, к проведению консультаций могут привлекаться специалисты: детские психологи, педиатры, логопеды.
  5. Открытые занятия. Они играют немаловажную роль с целью повышения квалификации педагогов, ведь тот, кто проводит занятие, стремится продемонстрировать свои наработки, а те, кто приходит для просмотра, перенимают положительный педагогический опыт и учатся анализировать.
  6. Изучение педагогического опыта . Включает в себя:
  • изучение и анализ педагогических материалов (конспектов, планов, педагогических дневников и журналов, сценариев утренников и других мероприятий, образцов дидактических материалов, экземпляров детского творчества, образцов информационных материалов для родителей и др.). Хорошим способом собрать свой педагогический опыт является ведение «Методической папки воспитателя».
  • посещение открытых занятий
  • презентация и обсуждение опыта педагогов на педсоветах и семинарах.
  1. Педагогический тренинг. Привлекая к сотрудничеству опытного педагога или психолога, можно развивать разнообразные педагогические способности воспитателей, отрабатывать навыки работы с детьми, обучать новым педагогическим технологиям. Педагогический тренинг направлен не только на саморазвитие, но и на самоанализ.

«Совет. Чтобы начать работу по самообразованию, нужно выявить проблему, по которой хотели бы углубить свои знания и навыки, и усиленно заняться её решением».

План работы воспитателя по самообразованию - это обязательная часть организации деятельности по профессиональному развитию. Многие не любят составлять планы , считая их пустой работой. План помогает организовать будущую деятельность правильно, систематизировать её, наметить перспективы. План работы по самообразованию представляет собой программу методической деятельности на учебный год.

При составлении плана работы по самообразованию воспитателю нужно обратить внимание на следующее:

  1. Выбирая ту или иную тему, нужно обосновать свой выбор, руководствуясь актуальностью.
  2. Следует показать взаимосвязь выбранной темы с целями и задачами современной системы дошкольного воспитания.
  3. Нужно осветить результаты предварительной работы педагога.
  4. Выбирая тему самообразования, точно указать, на каких программах и методиках она основана.
  5. Нужно помнить о том, что теория должна быть применима на практике.
  6. Необходимо обосновать выбор форм взаимодействия педагога с дошкольниками.
  7. В рамках темы следует запланировать проведение диагностики.
  8. В плане самообразования нужно описать собственные методические разработки.
  9. Нужно запланировать анализ полученных результатов.
  10. Наметить перспективы дальнейшей педагогической деятельности.

Основные направления самообразования воспитателей: ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении; исследование новой научно-методической литературы; изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии; ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями; знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений; совершенствование общего уровня развития.

Формы повышения квалификации педагогов Педсовет Обучающий семинар Курсы повышения квалификации Консультации Открытые занятия Изучение педагогического опыта Педагогический тренинг

План работы воспитателя по самообразованию 1л. Титульный лист План работы воспитателя по самообразованию на период _____________

10. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.

11. Игра как средство общения дошкольников.

13. Использование здоровьесберегающих технологий в первой
младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.

14. Использование развивающей игры во время нод по математике

с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.

15. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования
в работе с детьми 2 – 3 лет.

17. Методика формирования правильной осанки и профилактика её
нарушения у дошкольников.

18. Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников.

19. Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи.

20. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.

21. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.

22. Патриотическое воспитание дошкольников средствами
изобразительного искусства.

23. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.

24. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста.

26. Правила дорожного движения для дошкольников.

27. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе
ознакомления детей с природой.

28. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)
дошкольного возраста.

29. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.

30. Развивающие игры как средство формирования познавательных
способностей детей дошкольного возраста.

31. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе
(4-7 лет).

32. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.

33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через

общение с природой.


34. .

35. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
через игровую деятельность.

36. Развитие мелкой моторики дошкольников.

37. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через
нетрадиционную технику рисования.

38. Развитие познавательной деятельности дошкольников.

39. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования.

40. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.

41. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.

42. Развитие сенсорных способностей дошкольников.

43. Развитие сенсорных способностей посредством
дидактической игры.

44. Развитие творческих способностей детей в изобразительной
деятельности.

45. Развитие творческих способностей дошкольников средствами
кукольного театра.

46. Речевое развитие дошкольников

47. Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.

65. Формирование речи детей в игровой деятельности.

67. Художественно-речевое развитие детей через совместную
театрализованную деятельность детей и родителей.

68. Экологическое воспитание детей в детском саду.

69. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей)
возрастной группе.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- Детский сад присмотра и оздоровления “Туллукчаан-от”

Педагогический проект.

Старший воспитатель МБДОУ «Туллукчаан-от»

с. Оргет Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия)

Мартынова Надежда Титовна

Введение

Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (Федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 21.). Уровень квалификации руководящих и педагогических работников ДОО, реализующей Программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») определены должности руководителя (директор, заведующий), заместителя руководителя образовательного учреждения, а также перечень должностей педагогических работников и квалификационные требования к ним.

Понятие "самообразование" состоит из комплектования личнойбиблиотеки иумственного труда дома, наедине( В.А. Сухомлинский).

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века - это:

    Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

    Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

    Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

    Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, мы пришли к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".
По мнению Н.С. Голициной, самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогических и психологических наук
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.
Основными направлениями в системе образования педагогов дошкольного учреждения являются:

    Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

    Изучение учебной и научно- методической литературы;

    Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

    Изучение новых программ и педагогических технологий;

    Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

    Повышение общекультурного уровня.

Анализ литературы по проблеме, показывает, что изменились требования к самообразованию педагогов. При разработке плана работы по данной теме нами были изучены нормативно - правовые документы и применены на практике источники, имеющиеся в дошкольном учреждении:

    методическое обеспечение ДОУ по данной теме;

    диагностика мастерства и творчества педагога;

    планирование самостоятельного самообразования педагогов по данной теме.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы самообразования педагогов, чаще работа с педагогами ведется только по одному из направлений, в связи с этим выявлены следующие противоречия:

    Между участием педагогов в образовательном процессе и недостатком их заинтересованности в области данной проблемы, а так же низким уровнем педагогической компетентности педагогов;

    Между пониманием педагогами значимости этой проблемы и нехваткой методической литературы;

    Между необходимостью повысить заинтересованность педагогов и нуждающейся в обогащении по данной тематике, создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ.

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.

Задача старшего воспитателя – оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов.

На основании всего выше изложенного сделан вывод о необходимости повышения самообразования педагогов в дошкольном учреждении, поэтому была выбрана тема:

«Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Объект: процесс повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ.

Предмет: самообразование педагога, обеспечивающее развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Цель: организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи :
- Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
- Развивать умение анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути развивающей работы с детьми.
- Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Предполагаемые итоги реализации проекта:
Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:
- умение ставить цели, задачи, планировать работу;
- умение работать с учебной, справочной, научно – методической литературой, с интернет – ресурсами (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.);
- умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.;
- умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы;
- умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.

Основными нормативными документами, регламентирующими профессиональную компетентность педагога, являются:

    Закон РФ «Об образовании».

    Конвенция о правах ребенка.

    Устав дошкольного учреждения.

    Концепция дошкольного образования.

Срок реализации проекта: 3 учебных года.

Пути решения поставленных задач:

    • Проанализировать литературу по проблеме исследования.

      Создать условия для самообразования педагогов:

Познакомить педагогов с теоретическими основами самообразования,
- приобретение методической литературы,
- предусмотреть в графике работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
3. Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по данной теме.
5. Включить в годовой план работы мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
6. Продумать участие педагогов в открытых улусных мероприятиях, творческих объединений.
1 этап - исследовательский

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

Определить и проанализировать уровень самообразования у педагогов ДОУ.

Анкетирование педагогов «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии»

2015 – 2016 уч. год

Определить стадии развития педагогов:
- активно реализуют свои потребности в саморазвитии,
- отсутствует сложившаяся система развития,
- стадия остановившегося развития.

Анкетирование педагогов «Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов»

2015 – 2016 уч. год

Выявить способности педагогов к самообразованию.

Анкетирование педагогов «Степень владения навыками самостоятельной работы»

2015 – 2016 уч. год

Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы.

2 этап – подготовительный

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

Формулирование задач, определение путей их решения, ожидаемые результаты, выделение механизмов реализации

Разработка плана проектных мероприятий

1 половина 2015 – 2016 уч. год

Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию.

3 этап – практический

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

Формировать представления педагогов о системе работы по самообразованию. Познакомить педагогов с теоретическими основами самообразования структурой оформления работы по самообразованию.
Развивать умение планировать работу по самообразованию; накапливать и систематизировать практический материал по теме самообразования.

Консультация «Самообразование педагогов ДОУ»:
- изучение разделов плана самообразования,
- этапы работы по самообразованию,
- структура оформления опыта работы.

2015 – 2016 уч. год

Знание теоретических основ самообразования.

Изучение нормативно – правовых документов

По плану ДОУ

Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

Оформление педагогами документации по результатам диагностического обследования воспитанников (сбор, обработка, анализ результатов диагностического обследования).

Каждый уч. год

Совершенствовать умение систематизировать, группировать полученный при исследовании материал, составлять графики, схемы, таблицы.

Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений.

2015 – 2016 уч. год

Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно – методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)

2015 – 2016 уч. год

Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач.

Творческий калейдоскоп (тематические недели)

По плану ДОУ в течение года

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Участие педагогов в работе консультационного пункта для родителей. Выпуск тематических письменных консультаций, альбомов, газет.

Постоянно

Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями.

Участие педагогов в мероприятиях улусных творческих объединений.

Постоянно, по плану улусного МО

Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний.

Обзор новинок методической литературы (при участии педагогов)

Постоянно

Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и др. специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики.

Самоанализ педагогов по итогам работы за год.

В конце каждого уч. года

Развивать умение анализировать результаты своей работы, составлять прогноз на будущее.

Оформление каждым педагогом работы по самообразованию

Как итог

Оформленная работа по самообразованию.

4 этап – заключительный

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

Подведение итогов работы.

Деловая игра «Аукцион идей»

2016 – 2017 уч. год

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с детьми дошкольного возраста.

Презентация педагогами тем самообразования.

В конце проекта 2017 – 2018 уч. год

Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.

Заключение
Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определение её значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом. Поэтому проектная работа завершается двумя значимыми мероприятиями: деловой игрой «Аукцион идей» и презентацией педагогами тем самообразования.

Список использованной литературы:

    Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детского сада. М., АСТ,2003.

    Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: Творческий центр, 2005.

    Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. М.: «Издательство Скрипторий», 2006.

    Максименкова И.В., Уварова Г.М., Хворова И.В. Самообразование педагогов: аналитический обзор профессиональных периодических изданий. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения N 1 / 2010 г.

    Малкова О.А. Формирование навыков профессиональной самореализации педагогов. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения N 5 / 2010 г.

Приложение N 1
Кадровая характеристика педагогов ДОУ.
В ДОУ работает стабильный педагогический коллектив, имеющий средн ий профессиональный уровень (данные на 2015 – 2016 уч. год)

Образование

Педагогический стаж

Наличие квалификационной категории

Высшее
2 чел. - 33 %

От 0 до 5лет
0 чел.

Не окончен. высшее
2 чел.- 33 %

От 5 до 10 лет
1 чел. – 16.6 %

Средне – специальное
2 чел. – 33 %

От 10 до 15 лет
2 чел. – 33 %

От 15 до 20 лет
0 чел.

Соответствие занимаемой должности
2 чел. – 33 %

От 20 до 25 лет
2 чел.- 3 3 %

Более 25 лет
1 чел - 16.6 %

Приложение N 2

Памятка к исследовательской работе педагога

I. Как правильно сформулировать тему:

    Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по
    схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Познавательные способности

На музыкальных занятиях

Исследование

Познавательная активность

На экскурсиях в природу

Развитие

Умения что-то делать

В процессе изучения чего-либо

Формирование

Личностные качества

В процессе знакомства с чем -

Становление

Любознательность

либо

Воспитание

Самостоятельность

В игровой деятельности

Анализ

Наблюдательность

и т.п.

Разработка

и т.п.

Организация

Влияние и т.п.

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время
прогулок в природу»

    Формулировка темы по схемам:

    ЧТО - ТО как условие развития ЧЕГО - ЛИБО

    ЧТО - ТО как средство формирования ЧЕГО - ЛИБО

    Использование ЧЕГО - ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО -ТО
    Например:

«Сюжетно - ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей
дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у
детей старшего дошкольного возраста»
II. Определение актуальности и новизны исследования
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и
значима для практики обучения и воспитания дошкольников?
Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут
в результате выполнения работы.
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
III. Формулирование цели исследования
Цель - это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об
общем результате работы.
Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей
детей дошкольного возраста»
Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей
детей дошкольного возраста.
IV. Формулирование задач исследования
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать,

Условия, факторы, подходы, роль, значение,

рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать,

место, средства, возможности,

экспериментально про верить, доказать,

целесообразность, приемы, технологии,

апробировать и Т.П.

Приложение N 3
Индивидуальный план профессионального развития педагога
(рекомендации к его разработке)
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Разделы плана

    Изучение психолого – педагогической литературы

Указывается, по каким вопросам будет изучаться литература, работы каких авторов будут прочитаны педагогом.
Форма отчета: доклад, аналитическая статья, аннотация к прочитанной книге и т.д.

    Разработка программно – методического обеспечения учебно – воспитательного процесса

Указывается, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения учебно – воспитательного процесса инновационной деятельности: авторские программы, технологические карты, тематическое планирование, конспекты занятий, подборки упражнений, дидактического материала и т.д.
Форма отчета: сами разработанные материалы или рекомендации для коллег по их использованию.

    Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Указывается тема, по которой педагог предполагает обобщить свой опыт. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу опыта, осуществлению дополнительных разработок, подготовке итоговых обобщенных материалов – написанию рекомендаций, статей, подготовке сообщений.
Форма отчета: статьи, рекомендации, доклады, методические разработки и др., подготовка материалов к аттестации.

    Участие в системе методической работы ДОУ

Указывается, в каких мероприятиях ДОУ предполагает участвовать педагог, его роль в проведении этих мероприятий.

    Обучение в системе повышения квалификации вне ДОУ

Указываются темы курсов, которые предполагает закончить педагог, участие в работе методических объединений.
6 . Трансляция опыта (улус , республика , Россия).

Приложение N 4

Структура оформления опыта работы:

Оглавление: должно иметь вид развернутого плана с перечнем всех промежуточных заголовков и указанием страниц, на которых они находятся
Введение: - содержит обоснование актуальности той проблемы, которой посвящено описанию педагогического опыта. Оно должно обязательно включать описание причин, побудивших автора занимается решением данной проблемы, и анализ педагогической ситуации в собственном образовательном учреждении с точки зрения заявленной проблемы. В этой части автор должен заявить о тех целях, которые он собирался достигнуть при решении выявленной проблемы и (по возможности) о критериях, которые позволили бы оценить полученный результат.
Основная часть работы: включает теоретический и практический разделы
Теоретический раздел: анализ психолого – педагогической и методической литературы по рассматриваемой проблеме. Он должен быть кратким и в основном содержать описание подходов, направленных на решение заявленной проблемы, являться своеобразной терминологической основной для дальнейшего описания опыта работы педагога.
Практический раздел: полное описание системы работы по рассматриваемой теме. Он включает в себя:
- подробное описание средств используемых автором для достижения заявленных целей;
- соотнесение своего опыта работы с опытом работы других педагогов, с выявлением специфики по заявленной проблеме;
-примеры элементов деятельности педагога, на которые автор опирается в своей работе (они являются составной частью описания).
Заключение: должно содержать:
- описание полученных результатов, их соотнесение с поставленными во вводной части целями, которые автор хотел достигнуть при решении выявленной проблем;
-описание планов дальнейшей работы по выбранной проблематике
Список литературы: должен включать не менее 3 наименований литературных источников, на которые прямо или косвенно ссылается автор при написании работы. При этом следует придерживаться норм оформления библиографических ссылок.
Приложения: должны быть подобраны таким образом, чтобы с их помощью можно было проиллюстрировать большую часть приемов и форм работы, описанных в практическом разделе основной части работы.

Приложение N 5

Условия профессионального роста

    Самообразовательная работа над рефератом по теме

    Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

    Обзор в Интернете информации по теме

    Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.

    Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

    Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

    Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

    Изучение информационно-компьютерных технологий.

    Общение с коллегами в ДОУ, улус е и в Интернете.

    Участие в конкурсах в Интернете.

    Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

Приложение N 6

Анкета «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии»

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.

    Я стремлюсь изучить себя.

    Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.

    Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

    Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

    Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

    Я анализирую свои чувства и опыт.

    Я много читаю.

    Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

    Я верю в свои возможности.

    Я стремлюсь быть более открытым человеком.

    Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

    Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

    Я получаю удовольствие от освоения нового.

    Возрастающая ответственность не пугает меня.

    Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Приложение N 7

Анкета «Выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов».

Препятствующие факторы:

    Собственная инерция.

    Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.

    Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

    Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).

    Состояние здоровья.

    Недостаток времени.

    Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

    Методическая работа в ДОУ.

    Обучение на курсах.

    Пример и влияние коллег.

    Пример и влияние руководителей.

    Организация труда в ДОУ.

    Внимание к этой проблеме руководителей.

    Доверие.

    Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

    Занятия самообразованием.

    Интерес к работе.

    Возрастающая ответственность.

    Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет

Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.
Если у вас набралось 55 и более баллов , вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов , вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.
Набрав от 15 до 35 баллов , вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.
Данные заносятся в таблицу.
Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.
Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:
К = К (фактическое) : К (максимальное)
Где: К (фактическое) – суммарное число баллов, проставленных в анкетах,
К (максимальное) – максимально возможное количество баллов в анкетах.
Занесите данные в таблицу:

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

N п/п

Способность педагогов к самообразованию

Ф.И.О.
педагога

Стимулирующие факторы

Препятствующие факторы

Система мер

Активное развитие

Не сложившееся развитие

Остановившееся развитие

Приложение N 8

Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»

Критерии оценки

Самооценка

Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы развития детей.

Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти.

Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц.

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения.

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий.

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:
+ - владею свободно,
? - владею посредственно, вызывает затруднение,
! – не владею.

Оформление плана

по самообразованию педагога.

Система работы педагогов по самообразованию:

В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу.
  • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
  • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
  • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

1 страница – Титульный лист:

МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

«План по самообразованию педагога»

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

Тема: «_______________________________»

(название темы)

________________

(учебный год)

________________

(возрастная группа)

Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

2 страница –

Тема: «…»

Цель: «…»

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования...)
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
  5. Оформить в группе уголок…..
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
  7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
  8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Диагностика ЗУН детей

Организовать работу кружка, создать учебную программу,

Изучение литературы

Октябрь

занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка

Ноябрь

Декабрь

Оформить в группе уголок…..

Оформление папки передвижки. Тема: «…»

Январь

Февраль

Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»

Март

Апрель

Развлечение «…»

Май

диагностика

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

выставка детских работ

Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу

Консультация для родителей: «…»

Июль

Август

Выход темы:

ü Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)

ü Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

ü Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

ü Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

ü Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

ü Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

«Тетрадь по самообразованию»

_________________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

________________

(начата с …)

1 страница –

Тема самообразования: «…» ( учебный год ), (возрастная группа)

Можно писать в виде таблицы:

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

сентябрь

Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

ü Работа по теме самообразования не менее 1 года;

ü Изучение научно-методической литературы;

ü Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

ü Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

ü Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

ü Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

ü Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

ü Обучение на курсах повышения квалификации;

ü Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

ü Активное участие в работе методического объединения района;

ü Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

ü Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Памятка для анализа процесса самообразования:

  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
  4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Перспективный план самообразования педагога.

ФИО ____________________________________

Группа______________________________ Стаж работы______________

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчёта

Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год

План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего общения с детьми. В плане содержится программа методической деятельности на предстоящий учебный год.

Этапы работы над планом самообразования

План самообразования воспитателя можно разделить на несколько частей:

1. Следует обосновать свой выбор, почему была выбрана именно эта тема для работы.

2. Каким образом коррелирует выбранная тема с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения?

3. Какая предварительная работа велась перед тем, как начать самообразование?

4. Какие программы и методики были изучены во время работы над темой? Какие методические рекомендации были учтены и приняты на заметку?

5. Практическое применение теории. Какие формы взаимодействия с детьми были выбраны воспитателем: на занятиях, вне занятий, на совместных встречах с родителями и другое.

6. Собственные методические наработки, cделанные в ходе работы над темой.

7. Результат работы по теме согласно диагностике.

8. Каковы выводы? Какова положительная динамика развития у детей?

9. Перспективы дальнейшей работы по теме. Как можно улучшить работу? План будущих разработок.

10. Подведение итогов самообразования.

ВЫБОР ТЕМЫ

При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.

Тему, как правило, дает методист или старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.

Молодые специалисты, которые имеют небольшой опыт работы в детском саду, могут проверить свою готовность к самообразования по карте Г.М. Коджаспировой (см. приложение 1).

Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:

  • Каждый год воспитатель выбирает новую тему.
  • Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.

Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так, к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту).

Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.

Примерные темы:

  • Экологическое воспитание: «Экологическое воспитание через познавательное развитие», «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  • Здоровьесберегающие технологии: «Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников», «Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников», «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».
  • Патриотическое направление: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства», «Мини-музей «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».
  • Роль семьи: «Праздники и развлечения с привлечением родителей, как средство эстетического воспитания», «Формирование у родителей гуманистических позиций к воспитанию детей», «Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка».
  • Творческое развитие: «Детский оркестр – форма развития музыкальных способностей дошкольников», «Виды орнамента в декоративной резьбе по дереву» и другие.

Несколько воспитателей могут быть объединены в работе над темой, имеющей непосредственное отношение к годовой задаче ДОУ. Если на базе детского сада работает стажировочная площадка, то тема может освещать ее экспериментальную или исследовательскую деятельность.

НА ЗАМЕТКУ. Демонстрационный материал для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru Так же в магазине можно приобрести игры и игрушки, счетный материал, детские костюмы по профессиям и многое другое.

Как выглядит план самообразования воспитателя?

План работы по самообразованию, или План профессионального роста выглядит следующим образом:

Форма Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «____________________»

__________________________

(Ф.И.О. педагога)

__________________________

(специальность)

__________________________

(образование)

__________________________

(стаж педагогической работы)

__________________________

__________________________

(курсы повышения квалификации)

__________________________

(дата начала работы над темой)

__________________________

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «__________________________________________________________________________________».

Цель: «__________________________________________________________________________________».

  • Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
  • Разработать перспективный план работы с детьми;
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
  • Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
  • Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;
  • Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете №… по теме: «_____________________________________»;
  • Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;
  • Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «__________________________________________________________________________________»;

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

2. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

3. Проведение мастер-классов для педагогов. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

4. Оформление папки-передвижки. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

5. Выставка работ. Тема: «_________________________________________________________________»;

6. Оформление сборника консультаций для родителей. Тема: «_______________________________________________________________________________________»;

7. Проект. Тема: «_________________________________________________________________________»;

8. Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Перспективный план самообразования педагога:

Выводы:

Формы представления результатов самообразования:

  • Доклад на педсовете, сообщение на педсовете.
  • Консультация, консультация-практикум, семинар-практикум.
  • Открытое занятие, открытый просмотр.
  • Творческий отчет.
  • Проведение мероприятий, развлечений.
  • Наглядно-иллюстративный материал.
  • Консультация для родителей, сообщение на родительском собрании.

Важно помнить, что план самообразования воспитателя — это не скучное заполнение отчетов и бумаг, а один из необходимых этапов для открытия нового, приоритетного направления в работе с детьми.

Приложение 1

Рекасон №220-286-815
Приложение 1

Карта педагогической оценки и самооценки готовности к самообразовательной деятельности (разработана Г.М. Коджаспировой)

Инструкция. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю и определите уровень сформированности у себя умений и навыков самообразования. Предложите оценить себя коллегам по работе. Сравните результаты. Сделайте выводы.

Ι. Мотивационный компонент

1. Осознание личной и общественной значимости непрерывного образования в педагогической деятельности.
2. Наличие стойких познавательных интересов в области педагогики и психологии.
3. Чувство долга и ответственности.
4. Любознательность.
5. Стремление получить высокую оценку своей самообразовательной деятельности.
6. Потребность в ППСО.
7. Потребность в самопознании.
8. Ранговое место ППСО среди 9 наиболее значимых для Вас видов деятельности.
9. Уверенность в своих силах.

ΙΙ. Когнитивный компонент

1. Уровень общеобразовательных знаний.
2. Уровень общеобразовательных умений.
3. Уровень педагогических знаний и умений.
4. Уровень психологических знаний и умений.
5. Уровень методических знаний и умений.
6. Уровень специальных знаний.

ΙΙΙ. Нравственно-волевой компонент

1. Положительное отношение к процессу учения.
2. Критичность.
3. Самостоятельность.
4. Целеустремленность.
5. Воля.
6. Трудоспособность.
7. Умение доводить начатое дело до конца.
8. Смелость.
9. Самокритичность.

ΙV. Гностический компонент

1. Умение ставить и решать познавательные задачи.
2. Гибкость и оперативность мышления.
3. Наблюдательность.
4. Способность к педагогическому анализу.
5. Способность к синтезу и обобщению.
6. Креативность и ее проявление в педагогической деятельности.
7. Память и ее оперативность.
8. Удовлетворение от познания.
9. Умение слушать.
10. Умение владеть разными типами чтения.
11. Умение выделять и усваивать определенное содержание.
12. Умение доказывать, обосновывать суждения.
13. Систематизировать, классифицировать.
14. Умение видеть противоречия и проблемы.
15. Умение переносить знания и умения в новые ситуации.
17. Независимость суждений.

V. Организационный компонент

1. Умение планировать время.
2. Умение планировать свою работу.
3. Умение перестраивать систему деятельности.
4. Умение работать в библиотеках.
5. Умение ориентироваться в классификации источников.
6. Умение пользоваться оргтехникой и банком компьютерной информации.
7. Умение владеть различными приемами фиксации прочитанного.

VΙ. Способность к самоуправлению в педагогической деятельности

1. Самооценка самостоятельности собственной деятельности.
2. Способность к самоанализу и рефлексии.
3. Способность к самоорганизации и мобилизации.
4. Самоконтроль.
5. Трудолюбие и прилежание.

VΙΙ. Коммуникативные способности (5-45 очков)

1. Способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности коллег.
2. Способность к сотрудничеству и взаимопомощи в профессиональном педагогическом самообразовании.
3. Способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других в процессе дискуссии.
4. Способность избегать конфликтов в процессе совместной деятельности.

Литература:

  • Коджаспирова Г.М. Теория и практика профессионального педагогического самообразования. М., Просвещение. 1993