Материалы

Исторические персонажи и легендарные личности — как они выглядели на самом деле. Исторические персонажи и легендарные личности — как они выглядели на самом деле Методика реконструкции лица по черепу разработал


Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2010 Вып. 1 ГКУЗ «Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РТ»

Практический опыт работы медико-криминалистического отделения бюро показывает, что потребность в судебно-медицинских экспертизах, назначаемых для установления личности неопознанных лиц, в последние годы значительно возросла. По данным Экспертно-криминалистического центра МВД РФ по РТ наблюдается постоянный рост числа неопознанных трупов. Так, к 2009 г. число трупов неустановленных лиц по г. Казани составило 221 человек, в целом по Республике Татарстан – 513 человек. Наши собственные исследования показали, что процесс опознания личности наиболее эффективен в течение года после поступления трупа на судебно-медицинское исследование. В дальнейшем традиционный комплекс мероприятий не всегда приводит к положительному результату. Обусловлено это, как правило, отсутствием прижизненного сравнительного материала (образцов крови, дактокарт, фотографий, стоматкарт и т.п.).

В криминалистической практике нередки случаи, когда невозможно опо-знать пострадавшего. Потеря идентификационных признаков в основном обусловлена гнилостной трансформацией трупов. В этих случаях, если сохранился череп, возможно применение метода графической реконструкции лица.

Исследование черепа занимает особое место среди всех видов идентификационных исследований, что объясняется большой информационной значимостью этой части скелета для определения общих (групповых) и индивидуальных признаков, позволяющих судить о человеке, в том числе и о его прижизненном облике.

Как правило, отождествление личности подразделяют на два способа: следственный, основанный на процедуре опознания, и экспертный, основанный на результатах комплекса идентификационных исследований. Опознание нельзя исключать даже в отношении гнилостно измененных, скелетированных трупов. В ходе экспертных исследований во многих случаях выявляют, реставрируют, реконструируют ряд частных признаков, которые могут стать объектами опознания: внешний облик человека, отдельные элементы внешности и т.д. При отсутствии соответствующего сравнительного материала опознание является единственным способом установления личности по выявленным идентификационным признакам даже в отношении изначально «непригодных» для идентификации останков .

Проведенные научные исследования позволили сделать вывод, что многообразие форм черепа предопределяет возможность четкой дифференциации общих, групповых и индивидуализирующих признаков (генетически трансформированных в устойчивые комплексы), характеризующих различные антропологические типы людей и, в конечной степени, определяющих понятие «индивидуальность». Учитывать всегда имеющиеся индивидуальные черты черепа, обнаружить элементы тонкого, физиономического сходства между родственниками позволяет метод графической реконструкции, предложенный М.М.Герасимовым . Учитывая асимметрию черепа и соответственно неравномерность строения мягких покровов, можно достигнуть характерной гаммы асимметрии лица и головы. Данный метод дает возможность воспроизводить с достаточной достоверностью даже такие тонкие детали, как форма и высота крыльев носа, рисунок губ и т.д., а объективность построения обеспечивает определенную документальность реконструкции. Воспроизведенный на краниологической основе действительный облик некогда жившего человека как бы оживляет, «проявляет» малопонятный костный материал, заставляя его говорить красочным, понятным языком не только специалисту, но и другим участникам процесса установления личности.

С 2009 г. в практику работы медико-криминалистического отделения бюро внедрен метод графической реконструкции прижизненного облика человека по черепу. В течение года исследовано восемь черепов. Четыре человека опознаны, причем при подборе кандидатов для сравнительного исследования использовались графические портреты. Практическую значимость метода в процессе опознания личности можно проиллюстрировать следующими примерами.

В ходе оперативно-следственных мероприятий в конце августа 2008 г. в лесном массиве был обнаружен гнилостно измененный труп женщины, захороненный на глубине около 80 см. Гниение и повреждения на голове до неузнаваемости изменили черты лица, что не позволило оперативно опознать труп. В научно-идентификационных целях, а также для контрольного сравнительного исследования была проведена, последовательно, графическая и пластическая реконструкция лица по черепу, установлен конкретный человек, которому мог принадлежать данный труп. Им оказалась женщина, исчезнувшая в июле 2008 г. Сравнительный анализ прижизненного облика и черепа показал соответствие признаков внешности. Таким образом, проверяемая версия о принадлежности трупа пропавшей женщине подтвердилась.

Рис. 1, 2. Фото пропавшей женщины (слева) и графический портрет, реконструированный по черепу.

После графической реконструкции была произведена скульптурная реконструкция головы, для чего использована гипсовая отливка черепа. Материалом для работы послужил скульптурный пластилин, который наносился непосредственно на гипсовую форму черепа. Полученные в результате реконструкции внешности графический и скульптурный портреты были предоставлены родственникам для опознания. Они подтвердили экспертное заключение.

В декабре 2008 г. в лесопосадке был обнаружен разрушенный скелет человека. С костными останками не было найдено никаких материалов, которые могли бы способствовать опознанию умершего. Экспертная задача заключалась в том, чтобы определить пол, возраст и восстановить облик пострадавшего. В результате проведенной медико-криминалистической экспертизы было установлено, что останки принадлежат скелету мужчины, костный возраст которого определен в пределах 20-29 лет. После этого череп был передан для реконструкции предполагаемого внешнего облика. Полученный графический портрет был предъявлен оперативным работникам для опознания. Соответствие по полу, возрасту, уникальному набору признаков внешности представленного следствием прижизненного фотоснимка предполагаемого лица с полученной графической реконструкцией указали на возможную принадлежность черепа скелету от трупа гр. С., 1979 года рождения. Данный вывод подтвердился результатами фотосовмещения изображения черепа и прижизненной фото-графии гр. С.


Рис. 3, 4. Фото гр. С. и графический портрет, реконструированный по черепу.

Таким же образом был опознан гр. Ф., 1959 года рождения. В апреле 2009 г. в лесополосе вдоль автодороги были обнаружены скелетированные останки неустановленного трупа. В ходе осмотра места происшествия установлено, что скелетированные останки расположены на земле, череп отделен от скелета и обнаружен рядом, мягкие ткани отсутствуют. Для сравнительного исследования были представлены снимки предполагаемых разыскиваемых лиц с фасным изображением гр. Ф., 1959 года рождения, и гр. Н., 1948 года рождения. При сравнении графического портрета с прижизненными фотографиями было установлено полное несоответствие признаков словесного портрета гр. Н. и возможность принадлежности черепа трупу гр. Ф. Фотосовмещение изображения черепа и прижизненной фотографии подтвердило данное предположение.


Рис. 5. Фото гр. Ф. Рис. 6. Фото гр. Н. Рис. 7. Графический портрет.

В мае 2008 г. на территории садового общества на дне погреба был обнаружен скелетированный труп человека. Проведенным медико-криминалистическим исследованием костных останков установлено, что они принадлежали скелету женщины, костный возраст которой составил 40-50 лет. По черепу был воспроизведен прижизненный облик, который был предъявлен для опознания. Родственница предполагаемой женщины в предъявленном портрете узнала гр. К., 1962 года рождения, пропавшую в декабре 2004 г. Дальнейшее судебно-медицинское исследование сравнитель-ных материалов указало на принадлежность останков трупу гр. К. Таким образом, неизвестный труп был опознан.

В октябре 2009 г. на участке лесного массива был обнаружен скелетиро-ванный труп неизвестного мужчины. Предполагалось, что останки могут принадлежать гр. С., 1953 года рождения, который в мае 2008 г. ушел из дома на работу и не вернулся. На основании медико-криминалистического исследования было установлено, что кости действительно принадлежат мужчине, возраст которого может составлять 40-60 лет. Отмечены индивидуальные анатомические особенности строения черепа: увеличен правый теменной бугор, в фас отмечается значительная степень увеличения продольных размеров лица, выходящая за пределы обычных норм, выступание правого подбородочного бугорка по отношению к левому, выражающееся в резкой асимметрии края нижней челюсти. Форма и размеры грушевидного отверстия, носовых костей, подносового шипа, носового отростка лобной кости свидетельствовали о довольно крупном размере наружного носа с волнистой, искривленной вправо спинкой, мяси-стым, опущенным кончиком. Вся форма лицевой части черепа указывала на довольно выраженную правостороннюю асимметрию. При опознании останков трупа сестрой-близнецом гр. С. отметилось разительное сходство индивидуальных особенностей строения лица сестры с чертами реконструированного по черепу графического портрета. Степень приближения реконструкции по черепу неизвестного к прижизненной фотографии гр. С. была очевидна. Проведенное параллельно с реконструкцией генетическое исследование костных останков подтвердило принадлежность скелета трупу гр. С., 1953 г.р.

Накопленный опыт позволяет отметить, что наиболее важными в портретной реконструкции являются не мелкие детали лица сами по себе, а их комбинации, соотношения формы и величины, асимметрия как общая, так и отдельных деталей.

Приведенные факты опознания неизвестных свидетельствуют о том, что разработанный метод достаточно объективен и может быть использован в судебно-медицинской практике.

Список литературы

  1. Вопросы судебной медицины, медицинского права и биоэтики: сборник научных трудов / Под редакцией А.П.Ардашкина, В.В.Сергеева. – Самара: ООО «Офорт», 2009. – С. 83-86.
  2. Абрамов С.С. Компьютеризация краниофациальной идентификации. Автореф.дис…д-ра мед.наук. – М., 1997. – 35 с.
  3. Герасимов М.М. Основы восстановления лица по черепу. – М., 1949. – С. 7-48.
  4. Герасимов М.М. Восстановление лица по черепу (современный и ископаемый человек). – М., 1955. – 585 с.
  5. Зинин А.М. Внешность человека в криминалистике (субъективные изображения). – М., 1995.
  6. Клевно В.А., Колкутин В.В., Абрамов С.С., Ляненко В.А. // Суд.-мед. эксперт., 2008. – №2. – С. 17-19.
  7. Лебединская Г.В. Реконструкция лица по черепу (методическое руководство). – М., 1998. – 125 с.
  8. Федосюткин Б.А., Коровянский О.П., Усачева Л.Л. и др. Комбинированный графический метод восстановления лица по черепу. – М.: ВКНЦ МВД СССР, 1991. – 48 с.
  9. Федосюткин Б.А. Медицинская криминалистика. – Ростов-на-Дону, 2006. – С. 337-353.

В эпоху Возрождения художники проверяли гармонию алгеброй и, взявшись за циркуль, расчленяли человеческое тело в рисунках. Они хотели узнать, какова связь костей и мышц, частей и целого, устойчивости и движения. Изображение человека строилось в математических пропорциях, как архитектурное сооружение на столбах и балках. Кости, связки, мышцы – всё было изучено, высчитано и соотнесено одно с другим.

Художественный поиск обогащался знаниями о структуре человека. Так рождалась новая наука – пластическая анатомия.
В воображении художника человек складывался по частям, обрастая естественными слоями, как каркас глиной на станке скульптора. Поверх костей и мышц, обтянутых кожей, шёл ещё один слой человека – одежда. Здесь тоже изгонялась всякая случайность. Сначала мастер делал рисунок обнажённого тела, а потом покрывал его одеждой, чтобы складки спадали по законам природы, но не теряя при этом красоты. Теперь глаз мог ощущать сквозь одежду тело и костяк в изображении человека. С того времени анатомия стала сопутствовать творчеству художников.

Долгое время учёные сомневались в возможности восстановить лицо по черепу, и считали, что воспроизвести индивидуальные черты никогда не удастся. Споры анатомов не прошли мимо Михаила Михайловича Герасимова, жившего в Иркутске. Отец его был врачом, и молодой Герасимов знакомился с его анатомическими атласами и литературой. От отца он унаследовал тягу к широкому кругу знаний и приохотился читать книги из его библиотеки: повествования о строении земли и о жизни людей далеких эпох.

Впоследствии юноша стал научным сотрудником старинного музея, основанного ещё во времена Екатерины II. Ссыльный Радищев, остановившись в Иркутске проездом в Илимск, видел здесь редкие минералы, растения и чучела диковинных животных. Собрания Музеума натуральной истории , как его тогда называли, пополнялись неожиданными вещами. В Музеуме был портрет Державина, выполненный художником Сальватором Тончи (рус. Николай Иванович Тончи — 1756 - 1844), изобразившем поэта в собольей небольшой шубе сшитой на заказ и бобровой шапке. Иркутяне подарили этот портрет поэту Державину, но он прислал его в Иркутск своим почитателям.
Потом в залах иркутского музея появились невероятной величины и веса кости ископаемого носорога и мамонта, каждый зуб которого весил по полпуда.

В то время, когда Михаил Герасимов стал сотрудником Иркутского этнографического музея, руководивший научной работой профессор Петри расширял в залах разделы этнографии. Быт, культура, религия бурят, якутов, тунгусов изучались во всех подробностях. Даже живого шамана привёз откуда-то профессор Петри. Шаман показывал, как вызывают духов, гремел палками с колокольцами, подпрыгивал вверх и падал плашмя на пол.

Разнообразие разделов этнографического музея отвечало интересам Михаила Герасимова. Он любил переходить через порог одной отрасли знаний в другую, чтобы рассмотреть предмет со всех сторон. Затем его интересы сосредоточились в археологии, откуда открывалось окно вдаль веков, в те тысячелетия, куда не проникала даже фантазия древних народов.

В ледниковый период долины рек в окрестностях Иркутска остались незатронутыми оледенением. В теплые края шли мамонты и сибирские носороги, а по их следу – охотники, устраивавшие здесь свои стоянки. От них остались женские фигурки, выточенные из бивня мамонта, подвески из оленьего рога и рисунки на костяных пластинках. В 1928 году Герасимов их раскопал возле дома отдыха в курортной местности Мальта, неподалеку от Иркутска.

А в предместье города, в Глазкове, Герасимов нашёл кости человека тех веков, когда люди научились изготовлять глиняную посуду. Изучая эти кости, он вспомнил о спорах анатомов, и решил восстановить облик человека новокаменного века . Анатомию он знал, лепить умел, а археологические знания корректировали работу. Бюст человека эпохи неолита, воссозданный Герасимовым, был помещён в Иркутском музее.

Насколько верно восстановил он утраченное лицо? Помочь с ответом никто не мог, пришлось самому искать способ проверки с помощью техники – рентгена и фотографии. Он стал изучать строение черепа и лица современного человека. Годами копились рентгенограммы голов, таблицы измерений, математических расчётов и записи наблюдений.

Выводы оказались неожиданными. Обычно узкие глаза называют монгольскими , а у монголов, между тем, орбиты глаз значительно шире, чем у европейцев – это всё шло в разрез с обычными представлениями.
Пухлые губы кажутся толстыми, но оказалось, что вид их обманчив. Припухлый рот образуется вовсе не толщиной мягких тканей, а благодаря строению челюсти, если челюсти чуть выдвинуты вперед, рот складывается в кажущемся утолщении.

Если губы и форма рта зависят от строения челюсти, то, можно думать, подбородок и подавно в такой зависимости? В отличии от мягко очерченного подбородка, тяжелый подбородок обычно называют массивной челюстью. Но это не так, тут все наоборот. Оказывается, что у людей и с тяжелым и с тонко очерченным подбородком челюсти внешним видом ничем не отличаются. Всё различие заключается в большей или меньшей толщине мышечных тканей.

Теперь возник другой, более сложный вопрос: как же узнать толщину мышц подбородка, если кроме черепа ничего нет? Начались новые поиски, и ответ был найден. Оказалось – толщина подбородка связана с усилением микрорельефа челюсти, что определяет степень развитости мускулатуры. Если нижний край челюсти более гладкий и закругляется внутрь, то мышечная ткань спокойно обволакивает кость, придавая подбородку тонкое очертание. И наоборот, если этой сглаженности нет, подбородок приобретает резкие черты и массивность.

Исследуя каждую часть лица в отдельности, Герасимов дошёл до ушей. И тут его подстерегало разочарование: никакой связи между костями черепа и формой уха найти не удалось. А между тем формы ушей отличаются бесконечным разнообразием. Сколько людей, столько и форм ушей - эта особенность была замечена давно. Ещё Аристотель видел в удлинённых ушах признак острой памяти, а буддисты считали удлинённую мочку знаком мудрости и изображали Будду с вытянутыми ушами.
Во времена, когда религиозные суеверия начали изгонять из науки, учёные стали искать в строении лица разгадку характера человека, но не далеко ушли от знахарей и гадальщиков.

Позднее антрополог Ломброзо, определяя по лицу наклонности человека, пришёл к фантастическому заключению, что сросшаяся мочка уха – знак склонности к преступлению. Антропологическая школа Ломброзо пошла по ложному пути, но некоторые наблюдения учёных этой школы пригодились Герасимову. Они составили описание разновидностей ушей, носов и всех частей лица.

В другом направлении шли наблюдения художников. Формы и выражения лица – это те средства, которыми портретисты раскрывают духовный склад человека. Им важно схватить движение лица, поэтому они обращают внимание на подвижные веки, глаза, губы, оставаясь равнодушными к неподвижным ушам. Обычно живописцы, создавая самые разнообразные изображения людей, придают им одну и ту же излюбленную форму уха. Иногда по рисунку уха даже удается узнать, кто написал картину, если имя автора оставалось невыясненным. Художник стремится уловить живое выражение лица и для этого он выделяет наиболее характерные черты, и всё, что не отличается выразительностью, приглушает, делает незаметным.

01.12.1968 Ученый-антрополог, скульптор и археолог, разработавший метод восстановления внешности человека по форме черепа, Михаил Михайлович Герасимов Репродукция. Владимир Минкевич/РИА Новости

Михаил Герасимов искал новый путь.
В его руках только череп, он может восстановить лишь форму глаз, века, носа, рта, ушей, но не выражение лица. Его задача не выделять характерное, а достичь полного соответствия всех черт лица, и в этом ему нужна неумолимая точность, необязательная для художника.
Сотни раз он измерял уши разных людей и заметил, что они как-то связаны с общим строением лица. Потом удалось высчитать: длина уха близка к длине носа, а ширина уха примерно к половине его длины. Герасимов ещё не создал жёсткой формулы измерения уха, но его наблюдения привели к другому и важному выводу: части лица гармонируют друг с другом. Это и создает неповторимую индивидуальность лица каждого человека. А если по рельефу черепа можно с достаточной достоверностью воспроизвести одни части лица, то вслед за ними можно определить и другие. Одно корректирует другое - такой взаимный контроль частей лица трудно выразить в математических формулах, но он служит хорошим ориентиром при наличии художественного чувства гармонии и меры.

Новый способ восстановления лица позволил Герасимову продвинуться дальше своих предшественников. Он восстанавливал индивидуальные особенности лица, а не расовый тип, как ещё и теперь принято в зарубежной практике. Американские учёные, например, сначала определяют общие черты какой-либо расы, а затем воспроизводят этот тип по рельефу черепа. Получается лицо, похожее на всех, и ни на кого в особенности, тип человека, который, в сущности, никогда не жил на земле.

Герасимов задался целью восстановить индивидуальные черты лица в такой мере, чтоб в нём можно было узнать определенного человека. Он уже знал, как из частей возникает целое, и не упускал ни одной особенности в строении черепа.
Теперь нужно проверить: достигнута ли цель? Создали учёную комиссию, Герасимову прислали череп, а прижизненную фотографию человека, которому принадлежал череп, запечатали в конверт с соблюдением, как положено в таких случаях, строгой секретности. Конверт с фотографией хранился в сейфе. О его существовании Герасимов не знал до тех пор, пока не восстановил лицо. После того, как всё было готово, собралась учёная комиссия. На стол поставили скульптуру Герасимова и вскрыли конверт. Рядом со скульптурой легла фотография. Учёные придирчиво сличали восстановленное по черепу лицо и фотографическое изображение. Стали обсуждать и пришли к единодушному выводу: всё сходится.

С тех пор Герасимов уверенно делал своё дело, и оно не раз подвергалось проверочным испытаниям, но это уже было не экзаменом, а средством опознания. С этой целью ему и стали присылать черепа следователи. Обычно это были черепа неизвестных людей, найденных в таких обстоятельствах, что у следователя возникало подозрение в насильственной смерти, и ему нужно было опознать личность убитого. Герасимов восстанавливал по черепу лицо, потом его сличали с фотографией, а если фотографии не было, опознавали родственники. Достоверность восстановления подтверждалась в практике расследования уголовных дел.

Михаил Михайлович Герасимов добился цели. Он воспроизводил по черепу индивидуальные черты лица с такой степенью вероятности, что видевшие человека живым, узнавали его в скульптуре. Это был скульптурный портрет, но не такой, какие создают художники, а документальный портрет, и в этом есть различие.

Философ Дидро говорил о своём портрете, написанном художником Мишелем Ван-Лоо: «Это не я» . Черты лица совпадали, но Дидро не мог согласиться с тем, что он столь жеманен, как на портрете. Он говорил, что в течение дня, в зависимости с обстоятельств, бывает то умиротворён, то печален, то яростен, то задумчив, то нежен, то груб; и оттого, что душевные переживания так часто меняются, портрет писать трудно. Неудачу Мишеля Ван-Лоо он иронически объяснил тем, что во время сеанса в комнату то и дело заходила жена художника, чтоб развлечь его пустой болтовней.

Все художники вкладывают в портретные изображения нечто своё. Театральный деятель Евреинов уверял, что во всех его портретах обнаруживается не он, а те художники, которые создавали эти портреты, как будто, они писали самих себя. Здесь конечно, Евреинов хватил через край. Если не все, то, во всяком случае, умелые художники, создают достоверные портреты, и вкладывают при этом в образ своё понимание человека и отношение к нему. Кого бы ни писал живописец или не создавал скульптор, в изображении всегда просвечивает личность творца.

В документальном портрете Герасимов своей личности не оставляет. Герасимов объективен, как сама природа, воссозданная наукой по её законам. Его документальный портрет – это и не механический способ воспроизведения, как фотография или гипсовая маска, снятая с лица покойного. Сам Михаил Михайлович говорит, что его документальный портрет – это среднее между художественным портретом и фотографией, и он прав. Случай подтвердил его слова.

В 1943 году родные одного лейтенанта, погибшего в сражении, обратились к Герасимову с просьбой восстановить по черепу лицо героя. Пришли отец и мать и принесли фотографию сына в военной форме. Внимательно рассмотрев фотографию, Герасимов решил внести кое-какие поправки в скульптуру, но мать возразила: «Он часто был такой» . Она попросила ничего не менять, потому что скульптура лучше, чем фотография передавала лицо сына.
Документальный портрет своей точностью близок к фотографии, но даёт более живое изображение, приближаясь к художественному портрету. Этот серединный путь между фотографией и художественным портретом и избрал Герасимов, не отклоняясь ни в ту, ни в другую сторону.


Однажды он, всё же, отклонился. Советские учёные нашли в пещере Ташик-Таш на юге Узбекистана костяк мальчика неандертальца. Это было выдающееся открытие, о котором заговорили учёные многих стран. До этих пор о неандертальцах в Средней Азии ничего не было известно. Герасимову поручили воспроизвести облик мальчика. В его лаборатории появился костяк из Ташик-Таша, и учёному представилась суровая, наполненная опасностями жизнь неандертальца, оборвавшаяся на девятом или десятом году. Образ мальчика оживал в воображении. Когда Герасимов стал по костям восстанавливать его облик, воображение подсказывало позу, движение, волнение маленького неандертальца. Он выполнил фигуру мальчика в неожиданной встрече со змеей. Встревоженный мальчик напряженно вглядывается в поднимающуюся голову змеи, замахнувшись на неё камнем. Так, Герасимов домыслил то, что не могли ему рассказать кости.
В этой скульптуре Герасимов был больше художник, чем учёный. Он покорился своему воображению. Не смотря на то, что скульптура оказалась удачной и до сих пор привлекает внимание посетителей музея природы в Ташкенте, она не удовлетворила самого учёного. Он создал второй вариант скульптуры, строгий, документальный, без внешнего движения и внутреннего напряжения неандертальского мальчика, обуздав своё художественное воображение.

Документальный портрет не обладает, конечно, такой силой проникновения и эмоционального воздействия, как художественный. Его роль – научное познание. Кроме антропологии и криминалистики, где документальный портрет господствует безраздельно, есть ещё одна область его применения – это воссоздание образа людей, деяния которых сохранились в памяти истории , а облик остался не запечатленным ни в описаниях, ни в изображении. Если можно воссоздать облик первобытных людей, то почему бы таким же способом не создать документальный портрет выдающихся людей прошлых эпох?
Такую мысль подсказал давний опыт антропологов, хотя он шёл в другом направлении.
В том месте, где был погребен Рафаэль, нашли два черепа, а посмертной маски не существовало. И вот анатом Велькер вычертил в соответствии с черепом профиль лица. Его рисунок согласовался с автопортретом Рафаэля. Формы лица совпали. Так появился череп великого художника.
В руках Велькера были портретные изображения, и с ними, как с фонарем, он искал нужный череп. Это ещё не восстановление, а только подступы к нему, и подступы дальние, от них едва только виделась цель, к которой шёл Герасимов.

Восстановление лица исторического деятеля – сложное решение задачи со многими неизвестными. Тот ли череп или он ошибочно приписан историческому деятелю? Это нужно ещё проверить. Достаточно ли точно восстановлен портрет? Это надо ещё доказать. Здесь приходится привлекать на очную ставку свидетельства не только антропологии, но и истории, и даже образы искусства. Однако случается, что эти показания расходятся. Так было с черепом и живописным портретом адмирала Ушакова.

Герой морских сражений суворовских времен Ушаков в царствование Александра I был не в чести у властей и вышел в отставку. Он доживал незаметно свой век вдали от столицы, в своём имении. Там он был погребён где-то возле Санаксарского монастыря, и могила его была забыта. После долгих поисков в 1944 году Герасимову удалось разыскать погребение с останками, сохранившими клочки морского мундира, воротник с золотым шитьем и адмиральский погон с тремя орлами. Казалось бы, погребение Ушакова найдено. И всё же вкралось сомнение, предостерегавшее от поспешных выводов. Бросалось в глаза явное несходство найденного черепа с прижизненным портретом Ушакова. Что же могло быть? Либо живописный портрет ошибочно приписан Ушакову, либо он написан не с натуры.

Герасимов измерил и вычертил контуры черепа. Они не вписывались в живописное изображение. Череп был значительно короче и шире головы портрета. Теперь уже не впечатление, а доказательство, было, казалось, налицо. Всё говорило, что портретное изображение ошибочно приписано Ушакову. И всё же что-то смущало Герасимова. Он продолжал исследование и пришёл к выводу противоположному тому, какой возник первоначально: на портрете изображен Ушаков, и более того – художник писал с натуры. Многое доказывало, что это так. Лоб соответствовал черепу. Художник уловил асимметрию лица Ушакова и правый глаз сделал немного меньше левого. Вся верхняя часть лица совпадает с показаниями черепа.

Но почему же так бесцеремонно искажён овал лица? И тут нашлось объяснение. В царствование Александра I была распространена живописная манера удлинять овал лица в угоду канонам красоты. И художник, писавший Ушакова, постарался придать изображению классическую красоту и благородство. Облик адмирала при этом настолько исказился, что он выглядел каким-то аристократом, привыкшим не к палубе корабля, а к паркету гостиных. В то время, когда был создан портрет, расхождение с подлинным обликом Ушакова принималось как должное, потом к нему привыкли.
Это поставило Герасимова в затруднительное положение. Ему нужно было не только создать документальный портрет, но и развеять привычные представления об облике адмирала Ушакова. Наука вступила в соревнование с искусством.

Герасимов стал наращивать покров из восковой массы, не смущаясь тем, что черты лица вырисовывались грубоватыми. И вот через полтораста лет после смерти адмирала Ушакова был создан его документальный портрет. В отличие от живописного изображения, в скульптуре его лицо широко, а резкие и мужественные черты свидетельствуют о силе воли, отваге и недюжинном уме прославленного флотоводца. Так наука победила художника, погнавшегося за модой.

В восстановлении лица исторического деятеля приходится собирать целую цепь исторических фактов. Прежде всего, нужно удостовериться, тот ли это череп - это первое звено. Потом нужно сопоставить восстановленное лицо с какими-либо историческими описаниями или вещественными свидетельствами - это звено второе. Наконец, нужно определить, хотя бы приблизительно, какую одежду, причёску, бороду, усы носил тот человек, от которого остались одни только кости. Конечно, в решении всех этих задач требуется и мощь учёных многих специальностей, но собирает все звенья в единую цепь Герасимов, и он сам участвует в розыске недостающих звеньев.

Где находится могила таджикского поэта Рудаки, никто не знал. Поисками её долгое время занимался писатель и учёный Садриддин Айни, и вот удалось напасть на след. Но в тех местах оказалось несколько могил, каждая из них считалась могилой Рудаки, и все они связывались с преданиями о погребении поэта. Нить к опознанию черепа Рудаки оказалась в литературных источниках, говоривших о слепоте поэта, но свидетельства расходились. В «Лубаб-уль-албаб» говорилось, что он родился слепым, а в стихах самого Рудаки содержались намёки, что родился он зрячим и подвергся ослеплению, будучи уже пожилым человеком. Дополнительным штрихом были сведения о том, что у него выпали зубы не от болезни. По этим данным уже можно было опознать череп поэта.
В экспедиции принял участие Герасимов. Он исследовал останки и определил череп Рудаки, который был без зубов, но и без костных изменений. Так подтвердилась истина стихов Рудаки: по выводам Герасимова поэт Рудаки был ослеплён в возрасте 55 – 60 лет. После этого Герасимов с уверенностью создал документальный портрет Рудаки.

Когда же потребовалось определить, принадлежит ли скелет Андрею Боголюбскому, на помощь пришли анатомы-рентгенологи. В Ленинградском рентгенологическом институте по костям узнали даже о складе характера и поведении человека, жившего более восьмисот лет назад.
Рентгенологи нашли в костях следы болезни, которая приводит к резкой возбудимости. Это накладывало отпечаток на его поведение. Человек был раздражительный, беспокойный и подвижной. Шейные позвонки срослись, значит, голову он держал прямо и не мог её наклонять. Всё это совпадало с историческими свидетельствами о князе Андрее Боголюбском . О его гордости ходила молва, хотя никто не знал, почему он всегда держал голову гордо, не отвечая на поклоны.

Рентгенологам открылись и некоторые подробности трагической гибели Андрея Боголюбского. На костях сохранились следы от ударов меча и копья, нанесенных сбоку и прямо, а затем в голову. Это удостоверяло, что князь погиб в борьбе, был ранен и сопротивлялся до тех пор, пока не получил удара в голову. Подтверждалась летописная версия смерти Боголюбского: заговорщики, напав на князя, нанесли ему тяжёлое ранение и, когда он полз, чтоб схватить меч, добили его.

Стало несомненным – нашли останки князя Андрея Боголюбского. Теперь можно начать восстанавливать его облик. Герасимов взял череп, большие, круглые орбиты глазниц подсказывали монголоидный разрез глаз князя Андрея Боголюбского. Лицо получилось полуславянское, полумонгольское. Это тоже совпадало со сведениями летописи. Отцом Андрея Боголюбского был Юрий Долгорукий, а матерью – половчанка. Половцы — монголоиды.

Книга Анатолия Ароновича Штамброка «Из царства Атея в Неаполь Скифский». III. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ.

Тамерлан

Методику восстановления внешности человека по его черепу придумал российский антрополог Михаил Герасимов (1907–1970). Он рос в семье врача, с подросткового возраста работал в анатомическом музее и проводил много времени в морге, изучая связи мягких тканей лица и костей черепа. С 14 лет Герасимов принимал участие в раскопках древних захоронений. На основе наблюдений и опыта он пришел к выводу, что толщина, вид и рельеф кожных покровов на черепе и скелете напрямую зависят от рельефа костей и их структуры. Так родилась методика восстановления лица по черепу, которой до сих пор пользуются антропологи разных стран мира. Герасимов создал более 200 скульптурных портретов-реконструкций исторических личностей и древних людей, в том числе Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Андрей Боголюбского и Ивана Грозного. 22 июня 1941 года его экспедиция вскрыла могилу Тамерлана, после чего началось длительное исследование. Суеверные люди считают этот факт варварством и причиной Великой Отечественной войны, но сам Герасимов видел в этом удачу, а саму реконструкцию образа Тамерлана считал своей лучшей работой.

По методу Герасимова работают и сегодняшние антропологи: они берут череп и слой за слоем покрывают его мягкими тканями, ориентируясь на рельеф костей. Некоторые все еще делают это вручную, но большинство предпочитают компьютерные технологии, позволяющие получить эффектную 3D-модель.

Клеопатра

В массовом сознании и кинематографе Клеопатра — красивая женщина европеоидной расы. Однако египтолог из Кембриджского университета Салли Энн Эштон утверждает, что к моменту прихода к власти семья Клеопатры жила в Египте уже 300 лет, а значит, египетская и греческая кровь в ней перемешалась и оттенок кожи был смуглым. Свой образ Клеопатры Эштон создала в 2008 году после серьезного исследования, которое продолжалось более года. Основой для трехмерной реконструкции послужили сохранившиеся древние изображения египетской царицы и анализ ее родословной. Полученное с помощью компьютера изображение смуглой дружелюбной женщины не слишком вяжется с образом роковой красавицы, которая была возлюбленной Юлия Цезаря и Марка Антония.

Николай Чудотворец

Шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон, профессор Университета Данди, воссоздала внешность святого Николая, который почитается в России как Николай Чудотворец, а на Западе считается прототипом Санта-Клауса.

Основой для 3D-моделирования послужили результаты обследования мощей, которые хранятся в базилике Святого Николая в итальянском городе Бари. В 1953 году профессор Луиджи Мартино, занимавшийся вскрытием мощей, сделал черно-белые фотографии черепа, а также рентген черепа в анфас и в профиль. Особенности костей помогли Уилкинсон восстановить форму лица, зубы подсказали форму губ, а глазницы — глаз. Детали были доделаны специалистами по графике: они наложили на трехмерное изображение структуру кожи, а также дополнили модель морщинами, волосами и бородой.

Однако не все христиане оказались довольны результатами — многие сочли изображение не таким одухотворенным, каким они привыкли видеть святого на иконе. Российские художники создали более проникновенный образ Николая Чудотворца, опираясь на иконографический лик святого и современные технологии.

Тутанхамон

Прошлой осенью мир поразила публикация трехмерного изображения Тутанхамона, созданного командой ученых, исследовавших его гробницу. Первый портрет египетского фараона в полный рост основан на анализе анатомических особенностей мумии — всего было сделано около 2000 сканов сохранившихся останков.

Полученное изображение оказалось на удивление уродливым и далеким от величественного образа, который был запечатлен в погребальной золотой маске фараона, что хранится в коллекции Каирского музея. Смоделированный на компьютере Тутанхамон изображен хромоногим женоподобным юношей с выступающими зубами, неправильным прикусом, широкими бедрами и узкими плечами.

Уильям Шекспир

Шекспироведы до сих пор не могут сойтись во мнении, как в действительности выглядел знаменитый английский драматург: все портреты и бюсты классика были изготовлены после его смерти. Многие принимают за подлинное изображение Шекспира посмертную маску, найденную в 1849 году в Германии. Немецкие криминалисты недавно подтвердили, что она принадлежит Шекспиру, так как совпадает с другими изображениями, в частности с бюстом, установленным на могиле драматурга его родственниками. Именно эта посмертная маска стала основой для реконструкции британских специалистов во главе со Стюартом Кларком: в 2010 году они воссоздали 3D-модель лица Шекспира специально для фильма «Посмертные маски» на канале History Channel 13. Однако шекспироведы отказались признать результаты реконструкции достоверными, так как у них нет полной уверенности в том, что дармштадтская маска действительно была снята с лица Шекспира.

Ричард III


В 2012 году на автостоянке в Лестере был найден скелет легендарного английского короля Ричарда III, погибшего в битве при Босворте в 1485 году — ранее считалось, что его тело было сброшено в реку Суар и навсегда утрачено. Эта находка послужила началом глобального исследования, включавшего анализ ДНК останков и живых потомков короля. Одним из результатов стала реконструкция внешности Ричарда III, что особенно важно, поскольку прижизненные изображения не сохранились.

Восстановлением облика занималась та же исследовательница, что и в случае с святым Николаем, — Кэролайн Уилкинсон: в этот раз она отталкивалась от данных генетической экспертизы и формы черепа короля. Изображение получилось похожим на портреты, написанные после смерти монарха, в том числе на самый ранний вариант — портрет Ричарда III из коллекции Общества антикваров Лондона, созданный в 1520-е годы.

Иоганн Себастьян Бах

Еще одна работа Уилкинсон — реконструкция внешности композитора Иоганна Себастьяна Баха. Эта работа, выполненная в результате тщательного анализа останков Баха в 2008 году, вызвала много критики, так как изображение получилось непохожим на известные портреты и бюсты композитора. Тем не менее, копия была выставлена в Доме-музее Баха в немецком городе Айзенах и признана рядом экспертов. Процесс работы Уилкинсон можно посмотреть на видео .

Данте

В 2007 году исследователи из университетов Болоньи и Пизы восстановили облик автора «Божественной комедии» Данте Алигьери. В основу портрета легли подробные описания и гипсовый слепок, сделанный итальянским антропологом Фабио Фрассетто во время последнего вскрытия могилы поэта в 1921 году. Особенно сложным было восстановление формы подбородка, так как челюсть у сохранившегося черепа Данте отсутствовала и подходящую ученые подобрали в коллекции Фрассетто, обследовав 90 черепов из Музея антропологии. В результате новейший Данте оказался более человечным и мягким, чем он представлен на посмертных изображениях, созданных по воспоминаниям современников. Его характерный орлиный нос стал заметно короче.

Робеспьер

Пожалуй, наиболее выразительной с визуальной точки зрения является работа французской студии Visualforensic. Образ революционера Максимилиана Робеспьера — результат 3D-реконструкции на основе посмертной маски, сделанной мадам Тюссо. К созданию образа причастны не только специалисты по компьютерной графике, но и антропологи, и патологоанатомы, и криминалисты, которые расследуют реальные преступления. Один из создателей портрета французский антрополог и специалист по лицевой реконструкции Филипп Фрош прокомментировал свою работу так: «Нет никаких сомнений, что мы видим в его взгляде страх. Высокая достоверность и четкость реконструкции стала возможна благодаря 3D-сканеру. Именно это позволило нам восстановить детали маски по методу отображения, который использует ФБР ».

Иисус Христос

Вопрос о внешности Иисуса Христа будоражит умы людей уже 2000 лет. Поскольку реальных останков и образцов ДНК не сохранилось, антропологи ищут альтернативные способы воссоздания его внешности. Например, художник-криминалист из Манчестерского университета Ричард Нив в изображении Христа основывался на археологических данных и библейских источниках. В Евангелии от Матфея он нашел подтверждение, что черты лица Иисуса были характерны для семитов из Галилеи того времени. Израильские археологи смогли предоставить Ниву несколько черепов евреев — современников Христа, трем из них была сделана компьютерная томография. На основе этих данных исследователи создали трехмерную цифровую реконструкцию лица, а затем и шаблон черепа.

Нив проанализировал все имеющиеся описания Иисуса из библейских источников и рисунки I века, найденные археологами. Так решились вопросы о цвете глаз, длине волос, цвете кожи, росте и телосложении Христа. Портрет, смоделированный программистами на основе данных Нива в 2002 году, оказался разительно не похож на известные изображения Иисуса и вызвал возмущение у верующих. В ответ Нив заявил, что воссоздал всего лишь облик взрослого мужчины, жившего в одном месте и в одно время с Иисусом.

Другим источником для реконструкции внешности Христа служит Туринская плащаница. Считается, что эта христианская реликвия, которая хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, запечатлела подлинный лик Спасителя. Согласно верованиям именно в это полотно было обернуто тело Иисуса после перенесенных истязаний и смерти. Первая попытка создания 3D-реконструкции на основе отпечатка с плащаницы была предпринята американцем Джоном Джексоном в 1976 году: он проанализировал лик на полотне с помощью микроденситометра (прибор, который замеряет степень потемнения изображения) и затем реконструировал трехмерную форму тела, используя компьютерные программы для обработки аэрофотоснимков.

В 2010 году воссоздать облик Христа по плащанице пытались американские художники из Studio Macbeth для документального фильма «Реальное лицо Иисуса» на канале The History Channel. Используя современные 3D-технологии, специалисты во главе с Рэем Даунингом трансформировали изображение, полученное с плащаницы, из двухмерного в трехмерное. Оно также получилось непохожим на канонические образы Христа. Это стало поводом для негодования многих, как и сам факт использования для реконструкции отпечатка с Туринской плащаницы, в подлинности которой многие сомневаются.

Основе - является прикладным методом антропологии, позволяющим по внешним данным черепа, по его рельефу и структуре реконструировать портретное лицо (то есть облик) человека, которому этот череп принадлежал.

Во второй половине XIX века был открыт целый ряд стоянок первобытного человека (неандертальцев, кроманьонцев и других) с костными останками. Это побудило ученых искать способы восстановления облика древних людей. В 1877 г. немецкий анатом Шаафгаузен предпринял первую попытку воспроизведения внешнего облика человека по черепам эпохи палеолита. Спустя несколько лет швейцарский ученый Кольман совместно со скульптором Бехли разработали специальную методику исследований и создания по этим данным реконструкций. Они не ставили себе задачи портретного восстановления лица, считая что она вряд ли выполнима.

В 1910 г. анатом Сольгер по черепу неандертальца из Мустье сделал реконструкцию, далекую от истинного облика, что было вызвано популярным представлением о звероподобной внешности первобытного человека. В 1913 г. анатом Мартин сделал крайне неудачную реконструкцию неандертальца по черепу старика из Ля Шапелль-о-Сен. В результате получилась голова, совершенно не гармонирующая с общим характером черепа.

Неандертальский мальчик из Тешик-Таша (Узбекистан). Реконструкция по черепу М.Герасимова.

Тогда же профессор Иенского университета Эггелинг создал эталоны толщин покровов лица, а скульптор на основании этих опытов по тому же черепу воспроизвел лицо, совершенно не сообразуя его со специфическими особенностями неандертальского черепа и посадки головы. Это значительно исказило образ неандертальца. Наконец, американский анатом Мак Грегор в 1915-18 гг. создал реконструкции питекантропа, эоантропа, неандертальца и кроманьонца, получившие широкую популярность. Однако он отказался от попыток индивидуализации портрета, в результате чего получились условные, как бы отвлеченные образы.

Работы Эггелинга, Кольмана, Меркле, Мак Грегора и других вызвали массу критических статей, авторы которых утверждали невозможность восстановления портрета по черепу. Широкую известность получил случай, когда по антропологическим промерам одного черепа два скульптора одновременно воспроизвели два изображения, которые оказались совершенно непохожими друг на друга и на подлинник. После этого попытки воспроизвести реконструкцию практически прекратились, и на протяжении многих лет никто не ставил такой задачи.

Вклад Герасимова

Тамерлан, реконструкция Герасимова

Как ранее выяснилось, и затем подтвердилось, толщина, вид и рельеф кожных покровов на черепе, и в целом покровов связанных со скелетом, напрямую зависят от рельефа кости и её структуры. Огромный вклад в исследование этой зависимости, внес великий советский антрополог, основатель российской антропологической лаборатории портретной реконструкции М. М. Герасимов , создавший на полученных данных уникальную методику восстановления лица по черепу. За более чем половину века своего существования, методика претерпела лишь небольшие изменения и дополнения, сделанные учениками Герасимова - Лебединской, Дебец и др.

Метод восстановления лица по черепу предоставляет возможность осуществить прямое сопоставление физического типа людей прошлого и настоящего. Герасимов за свою жизнь создал целую галерею портретных реконструкций исторических лиц. Количество реконструкций исчисляется сотнями. Но первые его работы, были посвящены ископаемым людям - австралопитекам, питекантропам, неандертальцам, кроманьонцам. Среди реконструкций исторических лиц - Ярослав Мудрый , Иван Грозный , Андрей Боголюбский , а также воины бронзового века из курганов и могильников. Самой значимой в своей жизни реконструкцией Герасимов считал реконструкцию облика Тамерлана. 22 июня 1941 года, экспедиция возглавляемая Герасимовым вскрыла могилу Тамерлана.

Днями и ночами проводил Герасимов в морге свои эксперименты и замеры толщин покровов головы. Он установил, что все сделанные до него попытки измерить толщину ткани в определённой краниометрической точке, были абсолютно неверными, так как авторы замеров использовали забальзамированные или пропитанные формалином головы, или головы людей, смерть которых наступила более 2-3 часов назад. Как установил Михаил Михайлович, во всех вышеописанных случаях, ткани провисают, оплывают, и не могут быть фиксированы с точностью в определённой точке. Герасимов же работал только с головами тех людей, чья смерть наступила не позднее 2-х часов. Такие трупы очень трудно достать, поэтому сам он всегда указывал в своих работах морги, в которых с пониманием отнеслись к его необычному занятию. После долгих лет работы в морге и в краниологоческой лаборатории, он наконец вывел единый, верный алгоритм создания антропологической реконструкции.

Метод

Процесс создания скульптурной реконструкции на краниологической основе делится на следующие этапы:

  1. Анализ черепа
  2. Графическая реконструкция
  3. Скульптурное воспроизведение схемы головы. На подлинном черепе восстанавливаются основные мускулы, наносятся гребни толстот, обеспечивающие в дальнейшем объективное построение портрета.
  4. Завершение работы над бюстом с учётом исторических данных (костюм, причёска).

При создании портретов, угроза некоторого искажения полученного образа в результате последующих этапов работы, незначительна, так как при определении причёски, всегда учитываются наиболее яркие этнические черты, а одежда воспроизводится по данным археологии. Поэтому, портрет может быть дополнен изображением прически, одежды и украшений, если сведения о них достаточно достоверны. Воспроизведение внешнего облика лица по черепу может быть реализовано как в виде скульптурного изображения, так и в виде графического.

Анализ черепа

Forensic facial reconstruction of Alberto di Trento by Arc-Team and the 3D artist Cicero Moraes

На этапе анализа черепа выполняются основные краниометрические замеры:

Антропо-краниометрические данные:

  • Продольный указатель
  • Поперечный указатель
  • Черепной указатель. Определение вида черепа
  • Наибольшая ширина лба
  • Наименьшая ширина лба
  • Лобный указатель
  • Наибольшая ширина грушевидной апертуры
  • Высота грушевидной апертуры
  • Носовой указатель
  • Выступание глабеллы по шкале Брока
  • Ширина орбиты
  • Высота орбиты
  • Орбитный указатель
  • Отношение наим. расстояния от краёв глазниц к ширине орбиты
  • Тип профилировки орбит
  • Предположение о расе
  • Выраженность надбровных дуг
  • Выраженность глабеллы
  • Выраженность подносового шипа
  • Выраженность костной части носа (носовой ости)
  • Тип профилировки лица
  • Определение разреза глаз
  • Данные для нижней челюсти
  • Описание скуловых дуг
  • Скуловой диаметр
  • Лобно-скуловой указатель
  • Длина затылочного отверстия
  • Ширина затылочного отверстия
  • Средняя ширина лица
  • Объём мозговой коробки по формуле: 359,34+0,000365 × прод.диам × попер.диам. × ушн. высота

Затем составлется краниометрический паспорт черепа, в котором указываются пометки на черепе, краткое описание, место хранения, ответственное лицо, состояние черепа (целостность определяется по типу: cranium - целый череп с нижней челюстью, calvarium - череп без нижней челюсти, calva - черепная крышка), данные о раскопках или местонахождении и проч.

С помощью специальных схем, определяется возраст черепа - по количеству зубов, степени их стирания, порядку прорезывания, зарастания зубных ямок, сглаживания и истончения альвеолярных отростков, степени облитерации (зарастания) костных швов и др. По рельефу черепа и статистическим данным определяется пол (обычно, это самая лёгкая часть первого этапа).

Графическая реконструкция

На этапе графической реконструкции , череп фотографируется в основных проекциях (но наиболее информативен профиль) с помощью кубуса(куба)-краниофора, по фотографии или с помощью диаграфа строится профиль черепа. На схеме черепа реконструируются зубной ряд (если необходимо) нижняя челюсть (если отсутствует), височная и жевательная мышцы, глазное яблоко, губы, соответственно прикусу, нос. Известно, что если продолжить направление подносового шипа, и направление костей носа, то в месте их пересечения, будет находится кончик мягкого носа. А если зеркально отразить профиль грушевидной апертуры, относительно прямой, проведённой от окончания носовых костей до кончика подносового шипа, можно получить приблизительный контур мягкого носа.

Используя эти, и многие другие антропологические приёмы, из работ Герасимова и Лебединской, можно получить абсолютно точный контур носа. Толщину кожных покровов подбирают для каждого черепа индивидуально, отталкиваясь от таблиц составленных Герасимовым. В зависимости от пола, возраста, расы, рыхлости компактного вещества кости (указание на ожирение), или cribra orbitalia - испещрение костного вещества на внутренней верхней поверхности орбит (признак голодания и анемии), реконструируются мелкие дефекты и особенности лица.

Скульптурная реконструкция

Самый интересный и наиболее трудоёмкий - этап скульптурной реконструкции . По данным таблицы толщин покровов и корреляций Герасимова, с помощью штангенциркуля, скульптурного пластилина и тончайшего лезвия, получают столбики-маяки соответствующей высоты, толщиной около 5 мм, которые расставляются в главных, соответствующих замерам Герасимова, точках. После того, как все маячки выставленны во всех краниометрических точках, по профилю и франкфуртской горизонтали, они соединяются гребнями из того же пластилина так, чтобы не повредить высоты маяков. Поэтому, высота гребня между разными по высоте маяками должна быть неравномерной, и на одном своём конце быть равной ближайшему маяку, а на другом увеличиваться относительно другого маяка.

После чего, полностью формируются две главные линии - фронтальная и линия франкфуртского сечения, которая является экватором черепа и проходит по нижнему краю глазницы, до верхнего края ушного отверстия. Промежутки между гребнями заполняются воском или тем же пластилином. В соответствии с индивидуальными анатомическими особенностями, моделируются глазные яблоки, рассчитывается разрез глаз, моделируются веки.

Постановка уха выполняется следующим образом. Известно, что длина прямой, проведённой от глабеллы, то есть точки лежащей посередине между бровями, до подносового шипа, равна длине уха.(max.). Верхний контур уха равен по своей форме и своему положению, шву височной кости, к которому присоединяется височная мышца. Выставляется высота и контур, затем моделируется ухо. Если необходимо, протезируются или имитируются зубы, для точного определения прикуса. Профиль носа вырезается из пластилина по готовой графической реконструкции и реконструируется нос. По данным графической реконструкции, выполненной в натуральном масштабе, моделируются губы. В дальнейшем идет художественная обработка полученного образа, с учетом половых, возрастных, расовых и этнических особенностей.

Естественно, всё описанное выше, является очень сжатым, кратким изложением истории и сути этого уникального метода. Метод очень интересен, и несет в себе огромное количество тонкостей, постигнуть которые, однако, может любой желающий.

О применении компьютерной техники

Компьютер прост в использовании, но реконструкции полученные компьютерным методом крайне неточны. Но все результаты, полученные такими методами, являются приближёнными и стандартизованными в пределах стандарта, заложенного в программе. Напротив, при непосредственной работе с черепом, достигается максимальная точность подбора толщины тканей для данного рельефа. Антрополог может реконструировать такие мелкие детали, как морщины и небольшие дефекты лица, которые компьютер не в состоянии воспроизвести. Такая точность особенно важна при криминалистической экспертизе. И только при непосредственной работе с черепом, с его индивидуальным рельефом, это становится возможным.

Человек, способен видеть в каждом отдельном черепе, уникальный неповторимый образец рельефа, микрорельефа, способен различать степень рыхлости компакты кости, выраженность тех или иных её фрагментов. По таким, и схожим, на первый взгляд незначительным особенностям черепа, достигается максимальное сходство с оригиналом. Морщины, пухлость, полнота, жировые складки и наплывы, мелкие дефекты, положение бровей и форма губ - всё и многое другое, возможно реконструировать только при работе с черепом, без применения компьютера.

Российские ученые

  • Герасимов, Михаил Михайлович , Институт этнографии РАН
  • Лебединская, Галина Вячеславовна, Институт этнологии и антропологии РАН
  • Дебец, Георгий Францевич, Институт этнологии и антропологии РАН
  • Балуева, Татьяна Сергеевна, Институт этнологии и антропологии РАН
  • Веселовская, Елизавета Валентиновна, Институт этнологии и антропологии РАН

См. также

  • Кости (сериал)

Источник

  • Дмитриенко Михаил Владимирович «Антропологическая реконструкция лица на основании данных черепа». Нальчик, 2010.

Список литературы

  • Алексеев В. П. Дебец Г. Ф. « Краниометрия. Методика анропологических исследований» М., Наука, 1964.
  • Герасимов М. М. « Восстановление лица по черепу» (Современный и ископаемый человек) // Труды Института этнографии АН СССР. Нов. сер. 28, М., 1955.
  • Герасимов М. М. «Основы восстановления лица по черепу.» М., 1949.
  • Лебединская Г. В. «Реконструкция лица по черепу (методическое руководство)». М., 1998.
  • Балуева Т. С.; Веселовская Е. В.; Лебединская Г. В; Пестряков А. П.
  • «Антропологические типы древнего населения на территории СССР: По материалам антропологической реконструкции» М.,Наука 1988
  • Сборник памяти М. М. Герасимова. М., 1973 «Антропологическая реконструкция и проблемы палеоэтнографии»
  • Гинзбург В. «Элементы антропологии для медиков» Л, Медгиз 1963
  • Бунак В. В., Нестурх М. Ф., РогинскийЯ. Я., «Антропология. Краткий курс» М., 1941;
  • Рогинский Я. Я., Левин М. Г., «Антропология», 2 изд.,
  • Хрисанфова Е. Н., Переводчиков И. В. «Антропология.» М.: МГУ, 1991.
  • Никитюк Б. А. «Определение возраста человека по скелету и зубам», « Вопросы антропологии» вып. 3, 1960
  • Павловский О. М. « О методике фотографической документации антропологических исследований», «Вопросы антропологии» 1962 г., вып. 10

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Во второй половине XIX века был открыт целый ряд стоянок первобытного человека (неандертальцев, кроманьонцев и других) с костными останками. Это побудило ученых искать способы восстановления облика древних людей. В 1877 г. немецкий анатом Шаафгаузен предпринял первую попытку воспроизведения внешнего облика человека по черепам эпохи палеолита . Спустя несколько лет швейцарский ученый Кольман совместно со скульптором Бехли разработали специальную методику исследований и создания по этим данным реконструкций. Они не ставили себе задачи портретного восстановления лица, считая что она вряд ли выполнима [ ] .

    1. Анализ черепа
    2. Графическая реконструкция
    3. Скульптурное воспроизведение схемы головы. На подлинном черепе восстанавливаются основные мускулы, наносятся гребни толстот, обеспечивающие в дальнейшем объективное построение портрета.
    4. Завершение работы над бюстом с учётом исторических данных (костюм, причёска).

    При создании портретов угроза некоторого искажения полученного образа в результате последующих этапов работы незначительна, так как при определении причёски всегда учитываются наиболее яркие этнические черты, а одежда воспроизводится по данным археологии. Поэтому портрет может быть дополнен изображением прически, одежды и украшений, если сведения о них достаточно достоверны. Воспроизведение внешнего облика лица по черепу может быть реализовано как в виде скульптурного изображения, так и в виде графического.

    Анализ черепа

    На этапе анализа черепа выполняются основные краниометрические замеры.

    Антропо-краниометрические данные [ ] :

    Затем составляется краниометрический паспорт черепа, в котором указываются пометки на черепе, краткое описание, место хранения, ответственное лицо, состояние черепа (целостность определяется по типу: cranium - целый череп с нижней челюстью, calvarium - череп без нижней челюсти, calva - черепная крышка), данные о раскопках или местонахождении и проч.

    С помощью специальных схем определяется возраст черепа - по количеству зубов, степени их стирания, порядку прорезывания, зарастания зубных ямок, сглаживания и истончения альвеолярных отростков, степени облитерации (зарастания) костных швов и др. По рельефу черепа и статистическим данным определяется пол (обычно, это самая лёгкая часть первого этапа).

    Графическая реконструкция

    На этапе графической реконструкции череп фотографируется в основных проекциях (но наиболее информативен профиль) с помощью кубуса- (куба-) краниофора, по фотографии или с помощью диаграфа строится профиль черепа. На схеме черепа реконструируются зубной ряд (если необходимо), нижняя челюсть (если отсутствует), височная и жевательная мышцы, глазное яблоко, губы, соответственно прикусу, нос. Известно, что если продолжить направление подносового шипа и направление костей носа, то в месте их пересечения будет находиться кончик мягкого носа. А если зеркально отразить профиль грушевидной апертуры, относительно прямой, проведённой от окончания носовых костей до кончика подносового шипа, можно получить приблизительный контур мягкого носа [ ] .

    Используя эти и многие другие антропологические приёмы, из работ Герасимова и Лебединской можно получить абсолютно точный контур носа. Толщину кожных покровов подбирают для каждого черепа индивидуально, отталкиваясь от таблиц составленных Герасимовым. В зависимости от пола, возраста, расы, рыхлости компактного вещества кости (указание на ожирение) или cribra orbitalia - испещрение костного вещества на внутренней верхней поверхности орбит (признак голодания и анемии), реконструируются мелкие дефекты и особенности лица.

    Скульптурная реконструкция

    Самый интересный и наиболее трудоёмкий - этап скульптурной реконструкции . По данным таблицы толщин покровов и корреляций Герасимова, с помощью штангенциркуля, скульптурного пластилина и тончайшего лезвия получают столбики-маяки соответствующей высоты толщиной около 5 мм, которые расставляются в главных, соответствующих замерам М. М. Герасимова, точках. После того, как все маячки выставлены во всех краниометрических точках, по профилю и франкфуртской горизонтали они соединяются гребнями из того же пластилина так, чтобы не повредить высоты маяков. Поэтому высота гребня между разными по высоте маяками должна быть неравномерной, и на одном своём конце быть равной ближайшему маяку, а на другом - увеличиваться относительно другого маяка.

    После чего полностью формируются две главные линии - фронтальная и линия франкфуртского сечения, которая является экватором черепа и проходит по нижнему краю глазницы, до верхнего края ушного отверстия. Промежутки между гребнями заполняются воском или тем же пластилином. В соответствии с индивидуальными анатомическими особенностями моделируются глазные яблоки, рассчитывается разрез глаз, моделируются веки.

    Постановка уха выполняется следующим образом. Известно, что длина прямой, проведённой от глабеллы, то есть точки, лежащей посередине между бровями, до подносового шипа, равна длине уха.(max.). Верхний контур уха равен по своей форме и своему положению шву височной кости, к которому присоединяется височная мышца. Выставляется высота и контур, затем моделируется ухо.

    Если необходимо, протезируются или имитируются зубы для точного определения прикуса. Профиль носа вырезается из пластилина по готовой графической реконструкции и реконструируется нос. По данным графической реконструкции, выполненной в натуральном масштабе, моделируются губы. В дальнейшем идет художественная обработка полученного образа с учетом половых, возрастных, расовых и этнических особенностей.

    Компьютерные техники

    Компьютер прост в использовании, но реконструкции, полученные компьютерным методом, крайне неточны [ ] . Все результаты, полученные такими методами, являются приближёнными и стандартизованными в пределах стандарта, заложенного в программе. Напротив, при непосредственной работе с черепом достигается максимальная точность подбора толщины тканей для данного рельефа. Антрополог может реконструировать такие мелкие детали, как морщины и небольшие дефекты лица, которые компьютер не в состоянии воспроизвести. Такая точность особенно важна при криминалистической экспертизе. И только при непосредственной работе с черепом, с его индивидуальным рельефом, это становится возможным.

    Человек способен видеть в каждом отдельном черепе уникальный неповторимый образец рельефа, микрорельефа, способен различать степень рыхлости компакты кости, выраженность тех или иных её фрагментов. По таким и схожим, на первый взгляд незначительным, особенностям черепа достигается максимальное сходство с оригиналом. Морщины, пухлость, полнота, жировые складки и наплывы, мелкие дефекты, положение бровей и форма губ - всё это и многое другое возможно реконструировать только при работе с черепом, без применения компьютера.

  • Лебединская Г. В. Реконструкция лица по черепу (методическое руководство), М., 1998.
  • Никитюк Б. А. Определение возраста человека по скелету и зубам, «Вопросы антропологии», вып. 3, 1960.
  • Павловский О. М. О методике фотографической документации антропологических исследований // Вопросы антропологии, вып. 10, 1962.
  • Хрисанфова Е. Н., Переводчиков И. В. Антропология, М.: МГУ, 1991.
  • Антропологическая реконструкция и проблемы палеоэтнографии: Сборник памяти М. М. Герасимова, М., 1973.
  • Антропологические типы древнего населения на территории СССР: По материалам антропологической реконструкции, М.: Наука, 1988.
  • Making faces: using forensic and archaeological evidence, by John Prag and Richard Neave, College Station: Texas A & M University Press, 1997.