Здоровое питание

Нормативы штатных единиц в централизованных бухгалтериях. Функционирование централизованной бухгалтерии: организационные аспекты. Штатные нормативы персонала централизованных бухгалтерий при учреждениях здравоохранения

Приложение N 17

Штатные нормативы
численности персонала централизованных бухгалтерий при министерстве образования и органах управления образованием, находящихся в непосредственном ведении Министерства образования Республики Татарстан

С изменениями и дополнениями от:

Штатная численность персонала централизованных бухгалтерий при Министерстве образования и органах управления образованием определяется исходя из следующих показателей:

Количества учреждений, обслуживаемых централизованной бухгалтерией;

Численности педагогического, административного и другого персонала;

Количества учреждений, финансируемых централизованной бухгалтерией.

Нормативы
численности персонала централизованных бухгалтерий

Штатная численность персонала централизованных бухгалтерий устанавливается исходя из следующего расчета:

1. На каждые 4 учреждения (за исключением педагогических училищ, института усовершенствования учителей, республиканских и городских центров внешкольной работы - 1-2 группы, детско-юношеских спортивных школ Министерства образования, детских садов, садов-яслей, школ-интернатов, школ-интернатов с особым режимом, детских домов) - 1 единица. При этом 3 интерната при школах или 10 групп продленного дня приравниваются к одному учреждению. Централизованные бухгалтерии, логопедические пункты, группы централизованного хозяйственного обслуживания в количество учреждений не включаются.

2. На каждое педагогическое училище (колледж):

до 400 учащихся - 1 единица,

от 401 до 640 учащихся - 2 единицы,

от 641 и более - 3 единицы.

3. На каждый институт усовершенствования учителей, республиканские и городские центры внешкольной работы 1-2 группы, каждую детско-юношескую школу Министерства образования - 2 единицы, на каждый Республиканский центр образования и социальной реабилитации инвалидов - 2 единицы.

4. На каждый детский дом - 1 единица, каждую школу-интернат, школу-интернат с особым режимом с количеством классов (групп) до 15 включительно - 1 единица, от 16 и более классов (групп) - 2 единицы.

5. На 2 и более детских дошкольных учреждения с общим числом групп до 5 включительно - 1 единица, на каждый ясли - сад с числом групп 6 и более - 1 единица.

6. На каждые 10 учреждений, финансируемых централизованной бухгалтерией, - 1 единица.

7. На 320 работников по штату, с которыми производятся расчеты по заработной плате, - 1 единица, на 500 лицевых счетов компенсационных выплат по адресной социальной защите - 1 единица.

8. В централизованных бухгалтериях при Министерстве образования Республики Татарстан и городских (городах с районным делением) отделах образования, осуществляющим руководство и контроль за деятельностью нижестоящих централизованных бухгалтерий, на каждые 15 районов и городов - 1 единица.

9. При компьютеризации бухгалтерского учета в пределах численности, определенной нормативами, вводятся должности инженера, программиста и оператора. В централизованной бухгалтерии Министерства народного образования Республики Татарстан для разработки и внедрения комплексных программ по компьютеризации бухгалтерского учета и координации комплексных программ по бухгалтерскому учету сверх численности, определенной нормативами, вводятся: на каждый участок бухгалтерского учета - 1 единица.

10. При наличии специальной машины в централизованной бухгалтерии устанавливается должность водителя.

11. При условии организации горячего питания учащихся в общеобразовательных школах и передачи столовых в ведение отделов образования в штате ЦБ устанавливаются должности бухгалтера-калькулятора - 1 единица сверх численности, определенной нормативами.

Примечания: 1. Штаты централизованных бухгалтерий устанавливаются в размерах, определенных нормативами численности, кроме должности главного бухгалтера, а также его заместителей, которые вводятся дополнительно к установленному нормативу из расчета, указанного в п. 2 настоящего примечания.

2. Должности заместителя главного бухгалтера вводятся в штат при наличии в централизованной бухгалтерии:

от 5 до 15 включительно единиц - 1 должность,

от 16 до 35 включительно единиц - 2 должности,

от 36 и более единиц - 3 должности.

Кроме того, в пределах численности, определенной нормативами, может вводиться должность заместителя главного бухгалтера по компьютеризации бухгалтерского учета.

3. Должность руководителя группы учета вводится в пределах численности, определенной нормативами, при наличии в группе не менее 4 работников, включая и руководителя. Количество групп определяется положением о централизованных бухгалтериях, утвержденным приказом Министерства просвещения РСФСР.

4. Должности ведущих специалистов, специалистов I категории, специалистов II категории, специалистов и кассиров в штаты централизованных бухгалтерий вводятся в пределах численности, определенной нормативами.

5. Должность ведущих экономистов вводится в пределах численности, определенной нормативами.

6. Для ведения статистической отчетности и подготовки расчетов по перспективному развитию учреждений образования в штаты централизованной бухгалтерии вводятся дополнительно к установленному нормативу должность экономиста по статистике.

7. При необходимости в пределах численности, определенной нормативами, могут вводиться: должности секретаря-машинистки, архивариуса, курьера.

8. Должность уборщицы вводится сверх численности, определенной нормативами, при условии, если централизованная бухгалтерия расположена в обособленном помещении, а занимаемая площадь составляет 400-450 кв. м при занимаемой площади менее 400 кв. м - 0,5 единицы.

9. При открытии новых учреждений, учет которых передается на централизованное счетное обслуживание, штат централизованной бухгалтерии соответственно увеличивается и при закрытии - уменьшается. Указанные изменения производятся не чаще одного раза в год.

10. Отнесение централизованных бухгалтерий к группам по оплате труда должно производиться аналогично группам по оплате труда, предусмотренным для соответствующих структурных подразделений и должностей представительской и исполнительной власти в Республике Татарстан.

11. При расчете числа должностей округление производится по итоговым цифрам норматива численности. При этом цифры до 0,50 отбрасываются, 0,50 и более округляются до 1,00.

12. Штаты централизованных бухгалтерий при РОНО утверждаются в пределах штатных нормативов МНО РТ по представлению руководителей управлений и отделов народного образования.

Документ по состоянию на январь 2016 года

В целях упорядочения штатных расписаний и создания единой системы органов, осуществляющих централизованный бухгалтерский учет, реализации единой бюджетной политики при исполнении местного бюджета муниципального образования Лабинский район, для укрепления финансово-бюджетной дисциплины и повышения эффективности работы бюджетных, автономных учреждений и органов местного самоуправления Лабинского района постановляю:

1. Утвердить штатные нормативы работников муниципальных казенных учреждений централизованных бухгалтерий, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района (приложение N 1).

2. Установить, что действие настоящего постановления распространяется на муниципальные казенные учреждения, указанные в приложении N 2 к настоящему постановлению.

3. Признать утратившим силу:

1) постановление главы администрации муниципального образования Лабинский район от 26 марта 2008 года N 1238 "Об утверждении штатных нормативов работников муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района";

2) постановление главы администрации муниципального образования Лабинский район от 5 сентября 2008 года N 3778 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования Лабинский район от 26 марта 2008 года N 1238 "Об утверждении штатных нормативов работников муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района";

3) постановление администрации муниципального образования Лабинский район от 8 декабря 2010 года N 3758 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования Лабинский район от 26 марта 2008 года N 1238 "Об утверждении штатных нормативов работников муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района";

4) постановление администрации муниципального образования Лабинский район от 16 декабря 2011 года N 3747 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования Лабинский район от 26 марта 2008 года N 1238 "Об утверждении штатных нормативов работников муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района";

5) постановление администрации муниципального образования Лабинский район от 18 декабря 2012 года N 3461 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования Лабинский район от 26 марта 2008 года N 1238 "Об утверждении штатных нормативов работников муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района";

6) постановление администрации муниципального образования Лабинский район от 28 февраля 2014 года N 466 "О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования Лабинский район от 26 марта 2008 года N 1238 "Об утверждении штатных нормативов работников муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района".

4. Отделу информационного сопровождения деятельности органов местного самоуправления администрации муниципального образования Лабинский район (Гальцова) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте администрации муниципального образования Лабинский район в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации муниципального образования Лабинский район А.М. Демченко.

6. Постановление вступает в силу со дня его подписания.


Глава администрации муниципального образования Лабинский район А.А.САДЧИКОВ


Приложение 1


Утверждены постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 30 декабря 2014 г. N 2354

ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ БУХГАЛТЕРИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ БУХГАЛТЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ ЛАБИНСКОГО РАЙОНА

1. Настоящие штатные нормативы устанавливаются в муниципальных учреждениях централизованных бухгалтериях, осуществляющих централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района (далее по тексту - централизованные бухгалтерии).

2. Для расчета штатной численности специалистов и служащих муниципальных учреждений централизованных бухгалтерий учитываются следующие показатели:

сетевые показатели (количество обслуживаемых учреждений);

контингент в обслуживаемых учреждениях;

количество работников в обслуживаемых учреждениях;

годовой объем бюджетных и внебюджетных средств муниципальных учреждений, обслуживаемых муниципальными учреждениями централизованными бухгалтериями.

3. Должность руководителя централизованной бухгалтерии устанавливается в каждом учреждении, являющимся самостоятельным юридическим лицом.

4. Должность заместителя руководителя централизованной бухгалтерии устанавливается при численности сотрудников:

до 50 человек - 1 должность;

свыше 50 человек - 2 должности.

5. Должность главного бухгалтера устанавливается в каждой бухгалтерии.

6. Должности заместителей главного бухгалтера устанавливаются в бухгалтерии, которой полагается по пунктам 8 - 13 настоящих штатных нормативов:

от 5 до 10 должностей специалистов - 1 должность;

от 11 до 30 должностей специалистов - 2 должности;

свыше 30 должностей специалистов - 3 должности.

7. Должность начальника отдела устанавливается на каждую функциональную группу, которой по пунктам 8 - 14 настоящих штатных нормативов полагается не менее 6 должностей специалистов - вместо одной из них.

Должность главного специалиста устанавливается из расчета не более 25% от общей численности функциональных групп, которым по пунктам 8 - 14 настоящих штатных нормативов полагается не менее 6 должностей специалистов - вместо одной или нескольких из них.

Должность ведущего экономиста, ведущего бухгалтера устанавливается из расчета не более 50% от общей численности функциональных групп, которым по пунктам 8 - 14 настоящих штатных нормативов полагается не менее 6 должностей специалистов - вместо одной или нескольких из них.

8. Должности специалистов различных категорий по учету и калькуляции продуктов питания и по учету средств, поступающих от родителей, в муниципальных учреждениях централизованных бухгалтериях устанавливаются из расчета:

1 должность - на 450 воспитанников муниципальных дошкольных образовательных учреждений;

1 должность - на 700 учащихся в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей.

9. Должности специалистов различных категорий по учету материальных ценностей устанавливаются из расчета:

1 должность - на 7 обслуживаемых муниципальных учреждений;

1 должность - на каждые 5 обслуживаемых учреждений сверх 7.

10. Должности специалистов различных категорий в отделе оплаты труда и других расчетов с физическими лицами устанавливаются из расчета 1 должность на 200 штатных должностей в обслуживаемых учреждениях.

Дополнительно могут вводиться должности специалистов различных категорий для осуществления персонифицированного учета - из расчета 1 должность на 2500 работников муниципальных учреждений, обслуживаемых муниципальными учреждениями централизованными бухгалтериями.

11. Должность кассира устанавливается в каждой бухгалтерии.

12. Должности специалистов различных категорий по экономической и финансовой работе устанавливаются из расчета 1 должность на 7 обслуживаемых муниципальных учреждений.

Дополнительно вводится 1 должность для предоставления статистической и налоговой отчетности, исполнения кассовых операций через казначейскую систему.

13. Должности специалистов различных категорий для мониторинга оплаты труда, экономического анализа и сводной отчетности муниципальных учреждений, ведущих учет самостоятельно:

1 должность на 5 получателей бюджетных средств, не состоящих на бухгалтерском обслуживании в централизованной бухгалтерии главного распорядителя бюджетных средств (самостоятельно ведущих бухгалтерский учет);

1 должность для консолидации отчетности.

14. Должности специалистов различных категорий для обеспечения муниципальных нужд в сфере закупок товаров, работ и услуг:

в муниципальном учреждении муниципального образования Лабинский район "Централизованная бухгалтерия управления образования" - 7 должностей;

в муниципальном учреждении муниципального образования Лабинский район "Централизованная бухгалтерия управления физической культуры и спорта" - 2 должности.

15. Должность юриста вводится в каждом муниципальном учреждении централизованной бухгалтерии.

16. Должность системного администратора вводится из расчета:

1 должность - при обслуживании до 50 единиц компьютерного оборудования;

2 должности - при обслуживании свыше 50 единиц компьютерного оборудования.

17. Должность ведущего специалиста по взаимодействию с отраслевым функциональным органом включаются в штатное расписание в случае производственной необходимости.

18. Должность специалиста по кадрам включается в штатное расписание учреждений при численности сотрудников свыше 20 человек.

19. 0,5 - 1,0 должность секретаря-машинистки устанавливается в случае производственной необходимости, при численности сотрудников свыше 20 человек.

20. Должности водителей вводятся в штатное расписание учреждений при наличии на балансе централизованной бухгалтерии автотранспортных средств.

21. Должность уборщика служебных помещений вводится при условии, что централизованная бухгалтерия расположена в обособленном помещении в соответствии с нормативами.

22. Должность уборщика территории вводится при условии, что централизованная бухгалтерия расположена в обособленном помещении и имеет обособленную территорию с асфальтовым и с грунтовым покрытием в соответствии с нормативами.

Примечания:

1. При расчете числа должностей округление производится по итоговым цифрам норматива численности. При этом итоговые цифры менее 0,13 отбрасываются, цифры 0,13 - 0,37 округляются до 0,25, цифры 0,38 - 0,62 округляются до 0,5, цифры 0,63 - 0,87 округляются до 0,75, а свыше 0,87 - до единицы.

2. Формирование функциональных групп и определение числа счетно-бухгалтерского персонала в каждой группе, количество штатных единиц обслуживающего персонала, определение количества должностей каждой категории осуществляется директором централизованной бухгалтерии самостоятельно в пределах утвержденного общего фонда оплаты труда.

3. Должности служащих и профессий рабочих включаются в штатное расписание учреждений в случае производственной необходимости при наличии здания на балансе централизованной бухгалтерии или договора аренды.

4. При заключении договора на обслуживание новых учреждений с муниципальными учреждениями централизованными бухгалтериями, осуществляющими централизованное бухгалтерское обслуживание организаций бюджетной сферы Лабинского района, штат бухгалтерий соответственно увеличивается, при расторжении договора на ведение бухгалтерского учета - уменьшается. Указанные изменения производятся не чаще одного раза в год на начало финансового года.

5. Настоящие штатные нормативы не распространяются на муниципальные учреждения централизованные бухгалтерии, осуществляющие централизованное бухгалтерское обслуживание учреждений здравоохранения муниципального образования Лабинский район в соответствии с приказом Минздрава РФ от 9 июня 2003 года N 230 "Об утверждении штатных нормативов служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждений здравоохранения".


Приложение 2


Утвержден постановлением администрации муниципального образования Лабинский район от 30 декабря 2014 г. N 2354

ПЕРЕЧЕНЬ МУНИЦИПАЛЬНЫХ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН

1. Муниципальное казенное учреждение муниципального образования Лабинский район "Централизованная бухгалтерия управления образования Лабинского района".

2. Муниципальное казенное учреждение муниципального образования Лабинский район "Централизованная бухгалтерия физической культуры, спорта и культуры Лабинского района".


Начальник финансового управления администрации Е.А.СПИРИДЕНКОВА

Текст документа по состоянию на июль 2016 года


В целях повышения ответственности и эффективности труда работников централизованных бухгалтерий и изменением Единой тарифной сетки по расчету должностных окладов муниципальной службы города Калининграда


ПОСТАНОВЛЯЮ:


1. Утвердить с 1 апреля 2002 года штатное расписание централизованных бухгалтерий отраслей бюджетной сферы города Калининграда согласно приложениям N 1-8.

(Приложения 1 - 4 утратили силу с 5 января 2004 года. - Постановление мэра города Калининграда от 18.03.2004 N 614)

2. Установить с 1 января 2006 года для работников централизованных бухгалтерий управлений образования, здравоохранения, социальной политики и культуры мэрии:

Премии в размере двенадцати должностных окладов;

Материальную помощь в размере двух должностных окладов.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на комитет по финансам и контролю (Заремба Р.И.), комитет по социальным вопросам мэрии (Морозова Т.И.).


Мэр города Ю.А. Савенко


Штатное расписание работников централизованной бухгалтерии

отдела образования администрации Балтийского района с 1 апреля 2002 года


Штатное расписание работников централизованной бухгалтерии отдела образования администрации Ленинградского района с 1 апреля 2002 года

Утратило силу с 5 января 2004 года. - Постановление мэра города Калининграда от 18.03.2004 N 614.


Штатное расписание работников централизованной бухгалтерии отдела здравоохранения администрации Ленинградского района с 1 апреля 2002 года

Утратило силу с 5 января 2004 года. - Постановление мэра города Калининграда от 18.03.2004 N 614.


Штатное расписание работников объединенной бухгалтерии бюджетных учреждений администрации Центрального района с 1 апреля 2002 года

Утратило силу с 5 января 2004 года. - Постановление мэра города Калининграда от 18.03.2004 N 614.


Штатное расписание работников централизованной бухгалтерии управления образования мэрии с 1 января 2006 года

N п/п Наименование должностей Количество единиц Разряд тарифной сетки
1. Главный бухгалтер 1 17 12177
2. Зам. главного бухгалтера 3 15 10665
3. Главный специалист 8 13 8802
4. Ведущий специалист 6 11 7614
5. Специалист 1-й категории 1 9 5940
6. Уборщица 1
1400

ИТОГО 20


Штатное расписание работников централизованной бухгалтерии управления здравоохранения мэрии с 1 апреля 2003 года

┌───┬────────────────────┬────────────┬──────────┬───────────────┐ │ N │ Наименование │ Количество │ Разряд │ Установленный │ │ │ должностей │ единиц │ тарифной │ должностной │ │ │ │ │ сетки │ оклад │ ├───┼────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────┤ │ 1.│ Главный бухгалтер │ 1 │ 15 │ 5788 │ ├───┼────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────┤ │ 2.│ Главный специалист │ 3 │ 12 │ 4500 │ │(в ред. Постановления мэра города Калининграда от 18.03.2004│ │N 614) │ │ │ │ ├───┼────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────┤ │ 3.│ Ведущий специалист │ 1 │ 11 │ 4175 │ ├───┼────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────┤ │ 4.│ Исключен с 1 января 2004 года. - Постановление мэра города│ │Калининграда от 18.03.2004 N 614 │ │ │ ├───┼────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────┤ │ 5.│ Уборщица │ 1 │ │ 450 │ ├───┼────────────────────┼────────────┼──────────┼───────────────┤ │ │ ИТОГО │ 6 │ │ │ └───┴────────────────────┴────────────┴──────────┴───────────────┘

Штатное расписание работников бухгалтерии управления культуры мэрии с 1 января 2006 года

N п/п Наименование должностей Количество единиц Разряд тарифной сетки Установленный должностной оклад
1 Главный бухгалтер 1 15 10665
2 Зам. гл. бухгалтера 1 12 8208
3 Главный специалист 1 12 8208
4 Ведущий специалист 2 10 7020
5 Уборщица 0,25 1 297

ИТОГО 5,25
41418

Штатное расписание работников бухгалтерии управления

социальной политики мэрии с 1 января 2006 года

Наименование должностей Количество единиц Разряд тарифной сетки Установленный должностной оклад
1. Главный бухгалтер 1 15 10665
2. Главный специалист 1 12 8208
3. Ведущий специалист 1 10 7020
4. Специалист 1-й категории 1 9 5940
Итого: 4
31833

Н.В. Фимина,
консультант-эксперт по бухгалтерскому учету и отчетности, советник государственной гражданской службы 3 класса

Передача учреждениями полномочий по ведению учета и составлению отчетности централизованной бухгалтерии в соответствии с соглашением о передаче полномочий (договором на бухгалтерское обслуживание) имеет ряд преимуществ. Поэтому такой вариант организации отношений является достаточно распространенным. В настоящей публикации будут рассмотрены некоторые организационные вопросы осуществления деятельности централизованными бухгалтериями.

Централизация ведения бухгалтерского учета позволяет повысить качество ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, минимизировать управленческие затраты на осуществление учетных и отчетных процедур, владеть оперативной информацией для принятия управленческих решений и повысить эффективность использования бюджетных средств.
Однако в настоящее время в отношении организации деятельности централизованных бухгалтерий у многих специалистов все еще остаются вопросы.

"Дорожная карта" по передаче функций централизованной бухгалтерии

План мероприятий по передаче функций централизованной бухгалтерии, как правило, включает:
- издание распорядительного акта о передаче функций по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности;
- назначение контактных лиц обслуживаемого учреждения и куратора учреждения в централизованной бухгалтерии;
- перенос копии учетных данных с составлением соответствующего акта передачи;
- оформление доверенностей на представление интересов обслуживаемого учреждения в государственных органах (при необходимости);
- инвентаризацию;
- передачу дел от бухгалтера обслуживаемого учреждения бухгалтеру централизованной бухгалтерии.

Распределение работы между сотрудниками централизованной бухгалтерии

Вопрос распределения обязанностей между сотрудниками централизованной бухгалтерии нормативными правовыми актами не урегулирован. Единственное ограничение касается численности работников централизованной бухгалтерии (урегулировано постановлением Минтруда России от 05.06.2002 № 39 "Об утверждении нормативов предельной численности работников кадровых служб и бухгалтерий федеральных органов исполнительной власти"). Материалы проверок централизованных бухгалтерий подтверждают, что численность работников централизованной бухгалтерии проверяется контролирующими ведомствами на соответствие данному документу (см.

Централизованный бухгалтерский учет перестал быть прерогативой бюджетных учреждений. По этому принципу работают уже и крупные частные компании, небольшие фирмы предпочитают отказываться от идеи создания собственного штата бухгалтеров и обращаются в специализированные аутсорсинговые организации.

Что такое централизованная бухгалтерия (ЦБ)

Централизованная бухгалтерия (ЦБ) представляет собой учреждение, которое выполняет функции бухгалтерских служб сразу нескольких предприятий. Такой орган специализируется на ведении бухгалтерского и налогового учета. ЦБ может быть организована в нескольких формах:

  • Аутсорсинговая компания.
  • Инсорсинговые услуги.
  • Создание отдельного юридического лица, которое должно объединить решение всего комплекса финансовых вопросов головного предприятия и его дочерних структур.

При аутсорсинге бухгалтерская фирма по договору получает на возмездной основе полномочия по ведению бухгалтерского и налогового учета деятельности других юридических лиц. В случае с инсорсингом учетные функции аккумулируются в головной организации.

КСТАТИ! Отличительная черта централизации бухгалтерских служб в бюджетной сфере: выполнение обязательств реализуется в соответствии с заключенными договорами, но не предполагает оплату таких услуг.

По степени централизации можно выделить такие способы ведения учета:

  • вариант с полной централизацией;
  • форму частичной централизации;
  • контроль деятельности в отдельном сегменте – в сфере централизованных закупок ТМЦ;
  • подготовку сводной отчетной информации – все подопечные организации самостоятельно ведут учет, формируют отчеты, подают их в головной орган, который составляет сводные данные для выявления общей эффективности деятельности компании.

Необходимость создания централизованной бухгалтерии

Письмо Минфина России от 19.082003 № 03-01-01/11-241 указывает на основную цель централизации учета в бюджетной сфере: необходимость минимизации расходов и повышения эффективности работы бухгалтерских служб. К перечню задач, решаемых усилиями ЦБ, можно отнести:

  • увеличение степени достоверности учетных данных;
  • возможность применять к разным случаям единую методологию;
  • понижение уровня налоговых рисков;
  • оперативную подготовку всех видов отчетности;
  • обеспечение экономии фонда оплаты труда за счет сокращения общего штата финансовых сотрудников;
  • уменьшение расходов на организацию учета на предприятии.

ВАЖНО! В Законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» говорится о праве руководителя хозяйствующего субъекта самостоятельно принимать решение о том, как будет вестись учет в организации: своими силами, третьими лицами или специализированными компаниями на договорной основе (п. 3 ст. 7).

Обязанности централизованной бухгалтерии

Централизованные бухгалтерские органы должны в процессе реализации своей деятельности составлять и утверждать локальные нормативные акты в форме:

  • приказов и распорядительной документации, визируемых руководителем;
  • коллективного договора;
  • положения об учетной политике и премировании сотрудников, системе оплаты труда, об охране руда;
  • правил внутреннего распорядка.

Предназначение ЦБ – ведение налогового и бухгалтерского учета. Функциональные обязанности специалистов единого финансового органа дополнительно включают:

  • подготовку отчетов;
  • отражение всех операций в учете не только в стоимостном выражении, но и в натуральном;
  • проверку первичной документации, контроль своевременности ее оформления и представления в бухгалтерию;
  • мониторинг изменений в количественном и качественном составе ТМЦ;
  • контроль использования трудовых ресурсов и управление финансовыми потоками предприятий;
  • реализацию расчетов с контрагентами и сотрудниками, привлеченными для выполнения отдельных работ физическими лицами.

В область задач центральной бухгалтерии может входить подача отчетной документации в контролирующие органы и ведение управленческого учета, подготовка аналитических материалов, расчет смет доходов и расходов для частных и бюджетных организаций и проверка выполнения утвержденного бюджета. Работники ЦБ могут принимать участие в инвентаризациях и оказывать консультационные услуги. Отдельный сегмент работ – систематизация и организация хранения документации обслуживаемых предприятий.

Преимущества и недостатки

Положительными последствиями внедрения централизованной бухгалтерии могут стать:

  • отсутствие необходимости содержать штат финансового, планового и бухгалтерского отделов;
  • управленческие расходы сокращаются;
  • реализация запланированных проектов и программ происходит в сжатые сроки;
  • единый подход в выполнении разных задач бухгалтерского учета;
  • контролирующие действия унифицированы;
  • использование ресурсной базы предприятия происходит более эффективно благодаря двойной системе мониторинга: со стороны руководства компании и специалистов ЦБ;
  • не надо тратить средства и время на организацию курсов повышения квалификации и спецоценку условий труда для бухгалтерской службы;
  • риски хозяйственной деятельности минимизируются, так как уровень квалификационной подготовки всех специалистов ЦБ очень высокий.

К недостаткам можно отнести сокращение возможностей для руководителя в отношении расходования средств – централизованная бухгалтерия будет соотносить все виды трат с планом доходов и расходов на текущий год. Введение дополнительных обязанностей для сотрудников ЦБ возможно только при условии увеличения платы по договору.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для бюджетной сферы прямые рычаги воздействия на перечень оказываемых услуг у предприятия-заказчика отсутствуют. Степень централизации учета определяется не обслуживаемой организацией, а главными распорядителями средств и органами местного самоуправления.

Как создать централизованную бухгалтерию

Создание централизованной бухгалтерии происходит в несколько этапов:

  1. Выбор правовой формы новой структуры.
  2. Регистрация организации.
  3. Определение функционала финансового органа и его организационной структуры.
  4. Составление образца типового договора на оказание бухгалтерских услуг.
  5. и подбор персонала.
  6. Оформление прейскуранта услуг.

Правовая форма централизованной бухгалтерии

Единство бухгалтерского учета может быть достигнуто путем выделения структурного подразделения, специализирующегося на учете (бухгалтерском, налоговом, управленческом) и планировании или через создание отдельного юридического лица. В последнем случае ответственность за полноту учета возлагается на директора ЦБ. При варианте с выделением бухгалтерии в отдельное подразделение надо будет вносить в Устав изменения, добавлять в него дополнительный вид деятельности – оказание бухгалтерских услуг.

Организационная структура централизованной бухгалтерии

При разработке оптимальной организационной структуры единого органа необходимо предусмотреть:

  1. Управление по подготовке отчетной документации (руководящий состав).
  2. Планово-аналитический или экономический отдел.
  3. Группа главных специалистов.
  4. Расчетчики для начисления и учета расчетов с наемными работниками.
  5. Учетчики.
  6. Хозяйственное подразделение.

Типовой договор оказания услуг

Форма договора может быть разработана для оказания услуг на безвозмездной или возмездной основах. В документе надо прописать:

  • функции ЦБ;
  • права и обязанности сторон соглашения;
  • меры ответственности за конкретные виды нарушений;
  • указание лиц с правом подписи бухгалтерской документации;
  • сроки предоставления в бухгалтерию первичных документов и их обработки;
  • правила документооборота;
  • особенности организации хранения документов и порядок работы с архивом.

Штатное расписание и персонал

В соответствии с разработанной организационной структурой бухгалтерской службы составляется ее штатное расписание. На вакантные должности подбираются высококвалифицированные специалисты общего направления деятельности и узкой специализации. Выбор работников надо организовывать на конкурсных условиях с возможностью перевода (полного или частичного) персонала дочерних структур в ЦБ. Численность штата рассчитывается с учетом предполагаемых трудозатрат в каждом сегменте учета.

Централизация бухгалтерского учета – оптимальное решение для бюджетных организаций и крупных частных предприятий. Создание такого органа позволяет высвободить дополнительные денежные ресурсы и снизить налоговые риски.