Дети

Таблица по истории экономическая политика белых. Экономическая политика белых и красных в годы гражданской войны. Экономическая политика белых

КрасныеКрасные не признавали частной собственности,
отстаивали убеждение того, что все люди должны
быть равными как в правовом, так и социальном
плане. Религию красные считали опиумом для
народа.

Белые

Для белых государь-батюшка, безусловно, был
авторитет,
имперская
власть
основа
правопорядка в государстве. Они не только
признавали частную собственность, но и считали
ее основной вехой благосостояния страны.
Интеллигенция, наука и образование были в
почете. Белые не представляли себе Россию без
веры.

Наглядное сравнение идеологий

Белые
Красные
"Слава царю! Слава государю!"
"Долой царя! Вся власть Советам"
Богобоязненные, чтут
священнослужителей
"Религия - опиум для народа"
Россия едина и неделима
Провозглашение интернационализма
Право на частную собственность
"Землю - крестьянам, фабрики -
рабочим"

Социальная, культурная и экономическая политика
белых и красных имела своих сторонников и ярых
врагов. Страна разделилась. Половина поддерживала
красных, другая - белых.

Политика красных в годы Гражданской войны

Большевики активно проводили политику «военного
коммунизма», согласно которой советским правительством
был взят курс на полную национализацию экономики.
Национализация представляет собой переход экономики
из частных рук в государственные. Также была введена
монополия на внешнюю торговлю. Был национализирован
флот. Товарищества, крупные предприниматели в
одночасье потеряли собственность. Большевики
стремились максимально централизовать управление
народным хозяйством России.
Многие нововведения не понравились простому народу. Одним из таких
неприятных новшеств стало принудительное введение трудовой повинности,
согласно которой запрещался самовольный переход на новую работу, а также
прогулы. Были введены «субботники» и «воскресники» - система
неоплачиваемого труда, обязательная для всех.

Продовольственная диктатура большевиков

Большевики воплотили в жизнь
монополию на хлеб, которую в
своё время предложило еще
Временное правительство.
Однако серьезные перегибы на
местах стали причиной
массовой экспроприации всех
продовольственных запасов на
селе, что привело к
сильнейшему голоду и
чрезвычайно высокой
смертности

Политика белых в годы Гражданской войны

10.

Деникин мечтал о том дне, когда Россия вновь
станет великой и неделимой. Генерал считал, что
с большевиками нужно бороться до конца и в
итоге полностью их уничтожить. При нём была
принята «Декларация», которая сохраняла за
собственниками право на землю, а также
предусматривала обеспечение интересов трудового
народа. Деникин отменил указ Временного
правительства о хлебной монополии, а также
разработал план «Земельного закона».

11.

Приоритетным направлением в экономической
политике Колчака было наделение землей
малоземельных крестьян и тех крестьян, у
которых вовсе нет земли. Колчак считал, что
захват красными собственности - это произвол и
мародерство.
Все награбленное необходимо вернуть владельцам фабрикантам, помещикам.

12. Серьезные противоречия имела экономическая политика белых и красных. Сравнение основных аспектов приведено в таблице:

Белые
Красные
«Земельный закон» Деникина
предусматривал наделение землей
малоземельного и безземельного
крестьянства
«Декрет о земле» отменял право
частной собственности на землю
возвращение собственности
помещикам, фабрикантам
полная национализация, политика
"военного коммунизма"
Реформы Врангеля защищали
интересы преимущественно среднего
класса
социальная защита бедных слоев
населения
отмена хлебной монополии
большевиков
продовольственная диктатура

13. Минусы обоих направлений

14.

Политика белых и красных в Гражданской войне
радикально отличалась. Каждое стратегическое
направление имело свои минусы.
«Военный коммунизм» критиковали даже сами
коммунисты. После принятия этой политики
большевики ожидали небывалый рост
экономики, но на деле всё оказалось по-другому.
Все решения были экономически безграмотными,
в результате сократилась производительность
труда, люди голодали, а многие крестьяне не
видели стимула перерабатывать.
Уменьшился выпуск промышленной продукции,
наметился спад в сельском хозяйстве.

15.

Большим минусом белых режимов являлась их
неспособность провести вразумительную
земельную политику. Ни Врангель, ни
Деникин, ни Колчак так и не выработали
закон, который бы поддержали массы в лице
рабочих и крестьян. Кроме того,
недолговечность власти белых не позволила
им в полной мере реализовать свои планы
развития экономики государства.

Красный и белый террор

Ночь с 16 на 17 июля 1918 г. – расстрел бывшего императора Николая II и его семьи в Екатеринбурге.

Гражданская война осложнялась иностранным вмешательством. В декабре 1917 г.Румыния заняла Бессарабию. Центральная Рада на Украине заключила сеператный договор с Германией и пригласила ее войска на свою территорию. Турция вторглась в Закавказье вскоре там появились и немцы. В к.1917 г. на Дальнем Востоке начали высаживаться американцы,японцы и англичане.6 марта 1918 г.английский десант выса-дился в Мурманске. Антанта не признала Брестский мир. В апреле 1918 г. Англичане и французы высадились во Владивостоке. Ленин призвал дать отпор агрессорам. Осенью,после поражения Германия войска Антанты появились под Одессой, Баку, в Крыму, но из-за брожения в войсках Запад вынужден был отозвать войска обратно.К 1920 г. Англичане, французы, и американцы отказались от вооруженного вмешательства и сделали ставку на помощь белогвардейцам.Япония оставалась на Дальнем Востоке до 1922 г.

В начале для получения продовольствия правительство использовало товарообмен, но в условиях развала экономики промышленных товаров не хватало и крестьяне не спешили отдавать хлеб государству в обмен на реквизиционные чеки. Над страной нависла уг-роза голода.В столицах выдавали по 50-100 г хлеба в сутки на человека. 13 мая ВЦИК установил душевые нормы потреб-ления хлеба для крестьян. Весь хлеб сверх установленной нормы подлежал конфискации.

Для выполнения этой задачи создавались продотряды, наделенные чрезвычайными полномочиями.30 мая была введена продовольственная диктатура.11 июня 1918 г.был издан декрет о создании Комитетов деревенской бедноты. Они должны были изымать хлеб у кулаков и при этом часть хлеба оставляли себе. Комбеды фактически противостояли сельским Советам, где заседали кулаки. Это привело к началу гражданской войны в деревне.

В декабре комбеды, подрывавшие Советскую власть в деревне были распущены.Они не смогли увеличить поставки хлеба и спровоцировали ряд антисоветских восстаний.11 января 1919 г.появляется дек рет «О разверстке хлеба и фуража». Потребности государства в хлебе заранее определялись и распределялись между территориями. Выполнение плана хлебозаготовок было обязательным. Излишки крестьяне могли оставить у себя.

В условиях гражданской войны большевики взяли курс на ускоренную национализацию. в руки государства переходили даже мелкие предприятия с числом рабочих более 10 человек. Оборонные предприятия и транспорт перешли на военное положение. В стране вводилась обязательная трудовая повинность и трудовая мобилизация населения. Это выз-вало сложность с выплатой заработной платы.


По сути в стране сложился «военный коммунизм».

Стр 125. Основные положения экономической политики белых.

Колчак : В сентябре 1918 г. в Уфе состоялось совещание представителей всех антибольшевистских правительств, образовавшее единое «всероссийское» правительство – Уфимскую директорию, в котором главную роль играли лидеры эсеров. Наступление Красной армии заставило Уфимскую директорию перебраться в более безопасное место - Омск. Там на должность военного министра был приглашен адмирал А. В. Колчак. Наступление Красной армии заставило Уфимскую директорию перебраться в более безопасное место - Омск. Там на должность военного министра был приглашен адмирал А. В. Колчак. Не предусматривало решения аграного вопроса до окончания Гражданской войны. Жесткие меры Кочака вызвали массовое недовольство населения. Крестьянские восстания и партизанское движение охватили всю Сибирь.

Деникин: В марте 1919 г. правительство Деникина опубликовало проект земельной реформы. Сохранении за собственниками их прав на землю. Вскоре тыл Добровольческой армии начал также сотрясаться от крестьянских восстаний. На последнем этапе существования Добровольческой армии была предпринята попытка переосмысления идеологии и политики белого движения. Эта попытка связана с именем генерала П. Н. Врангеля

Врангель попытался воссоздать в Крыму прерванный Октябрем демократический порядок. 25 мая 1920 г. - «Закон о земле» часть помещичьих земель за небольшой выкуп передавалась в собственность крестьян

1. Был издан «Закон о волостных земствах и сельских общинах», которые должны были стать органами крестьянского самоуправления взамен сельских Советов.

2. Стремясь привлечь на свою сторону казачество, Врангель утвердил новое положение о порядке областной автономии ля казачьих земель.

3. Рабочим было обещано новое фабричное законодательство, реально защищающее их права.

Однако время было упущено. В середине ноября 1920 г. с войсками Врангеля было покончено

Н.Н. Юденич Белые правители севера издали указ, по которому помещикам в вращалисьвесь засеянный урожай, все покосные земли, усадьбы и инвентарь

Крестьяне:

Исход Гражданской войны зависел прежде всего от позиции крестьянства. Декрет о земле дал ему помещичью землю, но сражаться за советскую власть крестьяне не спешили. Введение продовольственной диктатуры они встретили враждебно и по стране прокатилась волна крестьянских восстаний. крестьяне укрывались от мобилизации и громили комбеды. Большевики объявили эти выступления кулацкими и бросили на их по давление отряды ВЧК. Руководители расстреливались на месте. Казачество колебалось в отношении большевиков. В свою очередь ряд большевистских руководителей считали казаков контрреволюционной силой враждебной остальному народу и против них началась политика «расказачивания». Богатых казаков истребляли, у середняков конфисковывали землю и имущество, всех казаков насильно разоружали. В ответ в ряде районов на юге вспыхнули крестьянские восстания.

Крестьяне были недовольны и политикой белых. Здесь их движение приобретало пробольшевистский характер, т.к. белогвардейцы лишали их земли. Союзниками крестьян становились рабочие и в тылу белых возникал антибелогвардейский фронт, который укрепился за счет меньшевиков и эсеров, не сумевших договориться с белогвардейцами. В Сибири в начале белые получили от крестьян поддержку, т.к. там помещичьего землевладения никогда не было. Крестьяне были недовольны и политикой белых. Здесь их движение приобретало пробольшевистский характер, т.к. белогвардейцы лишали их земли. Союзниками крестьян становились рабочие и в тылу белых возникал антибелогвардейский фронт, который укрепился за счет меньшевиков и эсеров, не сумевших договориться с белогвардейцами. В Сибири в начале белые получили от крестьян поддержку, т.к. там помещичьего землевладения никогда не было.

«Зеленое»движение охватило весь юг России. Наибольшего размаха оно достигло на Украине.Во главе повстанческой армии встал Н.Махно. Став председателем Совета в с.Гуляй-Поле он 25.09.17 подписал указ о ликвидации помещичьего землевладения. Во время немецкой оккупации он сражался не только с немцами но и с националистами-петлюровцами.

На освобожденные территории Махно не пускал и красных. В 1919 г. он занял Екатеринослав и начал контролировать большую часть Украины. Во время борьбы с Деникиным он влился в Красную Армию, но сохранял при этом свою политическую самосто-ятельность. После разгрома Врангеля махновцы были разоружены, т. к.не брезговали грабежами, но сам Махно с не большим отрядом продолжил борьбу и вскоре был вынужден эмигрировать за границу.

Плетнева М. Е., учитель истории

Новомихайловской средней школы

Корсаковского р-на, Орловской области
Тема: «Экономическая политика красных и белых»

(история, 9 класс)

Данный урок разработан для учащихся 9 классов и спланирован на основе использования современных педагогических технологий - технологии компетентностного подхода, учебного сотрудничества, технике педагогической поддержки. Урок мотивирует школьников на активную учебную деятельность в ходе урока, так как через рассмотрение таких проблем, как неизбежность и пределы революционного насилия, идеология и социальная психология «военного коммунизма», крестьянство в гражданской войне, «белый» и «красный» террор выясняются причины победы большевиков в гражданской войне. Сопутствующая задача урока – подготовка учащихся к ГИА. Даётся разноуровневое домашнее задание.
Цель урока: сформировать представление учащихся о сущности политики военного коммунизма и экономической политике белых, выявить их влияние на итоги войны.
Образовательные задачи

Раскрыть суть политики «военного коммунизма», назвать причины, которыми она была вызвана;

Привести примеры мероприятий политики военного коммунизма в промышленности и в сельском хозяйстве;

Развивающие задачи : в ходе занятия учащиеся продолжат

Развитие умений сравнивать, давать оценочные суждения, мотивировать свой выбор, обосновывать и защищать свою позицию;

Развитие умения работать в группах, делать выводы, обобщать материал.

Воспитательные задачи : в ходе занятия учащиеся смогут

Высказать собственное мнение о причинах победы «красных» и поражения «белых».

Обсудить уроки Гражданской войны, познакомиться с мнениями историков по этому вопросу, поразмышлять и высказать своё мнение.
Основные понятия: военный коммунизм, трудовая повинность, продразвёрстка, аннулировать

Основные персоналии: П. Н. Врангель
Оборудование : доска, учебник §16, рабочая тетрадь §16, карта «Гражданская война в России 1918 – 1920 гг.», карточки с заданиями.
Эпиграф: «...гражданская война есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей...

...братья, столь щедро и долго проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию. За её завтрашний день, который каждая из сторон видела и понимала по своему... Пусть над красным и белым обелисками вознесёт мать Россия венок скорби и уважения. Тогда придёт покаяние. И только тогда закончится гражданская война»

Б. Васильев

Ход урока.

1 этап. Оргмомент. Приветствие, проверка подготовки к уроку.

2 этап. Мотивация.

Посмотрите фрагмент из кинофильма «Свадьба в Малиновке».


  1. Что мы видим в представленном видеофрагменте?

  2. Почему герой сюжета ведёт себя таким образом?

  3. На основе представленных видеофрагментов сделайте вывод об отношении широких народных масс к белогвардейцам и красноармейцам.
Гражданская война – это незабываемые страницы нашего прошлого, когда произошло столкновение различных политических сил, социальных групп. Это две наиболее организованные, непримиримые силы – белые и красные. И вот сегодня, спустя восемь десятилетий, оглядываясь назад, мы задаём себе вопрос: что мы знаем о ней, о гражданской войне? Вопрос о причине победы большевиков продолжает оставаться остродискуссионным.

Вывод : Экономическая политика красных представлялась народу более привлекательной. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему.
3 этап. Целеполагание.

На уроке вы узнаете:


  1. как большевикам удалось подчинить экономику потребностям войны, какие меры предприняло советское правительство для достижения победы в Гражданской войне,

  2. что такое политика «военного коммунизма», «продразвёрстка»

  3. с какими предложениями в области аграрной политики выступали А. В. Колчак, А. И. Деникин, П. Н. Врангель
После урока вы сможете:

  1. Дать характеристику социально-экономической политики советской власти периода Гражданской войны

  2. Сравнить и дать оценку экономической политики «красных» и «белых»

  3. Высказать собственное мнение о причинах победы «красных» и поражении «белых»

4 этап. Исследование новой темы.

С началом Гражданской войны кризис в экономике усилился. Многие промышленные города оказались в руках белых. Экономические связи между предприятиями, между городом и деревней распались. В городах начался голод. Красная Армия нуждалась в бесперебойном снабжении вооружением, боеприпасами, одеждой, обувью, продовольствием. Чтобы максимально мобилизовать все ресурсы, советская власть в годы Гражданской войны прибегла к политике «военного коммунизма».
Прочитайте два последних абзаца на стр. 119 учебника и найдите ответы на вопросы:

1. Почему эта политика получила название «военный»

2. Почему «коммунизм»?

Заполните соответствующую схему в рабочих тетрадях на стр. 59.
Прочитайте первый абзац на стр. 120 учебника и докажите, что в промышленности был взят курс на ускоренную национализацию.
Прочитайте отрывок из документа (Декрета СНК о порядке всеобщей трудовой повинности от 29 января 1920 г.)


  1. Объясните, что такое трудовая повинность?

  2. На какие виды работ она распространялась?

  3. Какие меры обеспечивали её выполнение?

  4. Как вы считаете, с какой целью она вводилась?

Какой вывод можно сделать из приведённых ниже фактов:

В качестве заработной платы рабочим вместо денег выдавали продуктовый паёк, талоны на питание в столовой, предметы первой необходимости

Была отменена плата за жильё, транспорт, коммунальные и прочие услуги

Под запретом оказалась продажа продовольствия, а затем и других товаров широкого потребления.
Прочитайте последний абзац на стр. 121 учебника и выберете правильный ответ на вопросы:


  1. Какие цели преследовал декрет от 11 января 1919 г. «О развёрстке хлеба и фуража»?
А) усилить позиции комбедов

Б) вернуть доверие среднего крестьянства

В) ликвидировать кулачество


  1. Что изменилось в деревне после введения продразвёрстки?
А) крестьянам заранее сообщали, какое количество хлеба им предстоит сдать государству

Б) крестьянам оставляли половину полученного урожая

В) продразвёрстка распространялась только на кулаков

Выполните задание 1 в рабочей тетради на стр. 58
Послушайте рассказ учителя и заполните таблицу:

Выпишите в тетрадь термин «аннулировать» и его определение.

5 этап. Интерактивные упражнения
1 версия. Некоторые отечественные историки считают, что победа большевиков – это следствие непопулярности белого движения, кроме того неорганизованности крестьянства, которое было способно лишь на стихийные выступления без перспективной цели. А также большевистский террор, – жестокость, репрессии, большевики, вдохновленные примером французских якобинцев, уничтожали не только действительных, но и потенциальных противников.
2 версия. Другие историки расставляют акценты иначе: "Народ России дошел до такого состояния, что перестал верить кому бы то ни было. Солдаты перебывали и на одной и на другой стороне. Сражались в войсках Колчака, потом, взятые в плен, служили в рядах Красной Армии. Так на юге России население пережило 14 режимов, и каждая власть требовала повиновения своим порядкам и законам. Люди выжидали, чья возьмет. В этих условиях большевики переиграли всех своих противников".
Существует множество факторов, которые в сумме определили благоприятный для советской России исход в Гражданской войне.
Работа в группах

Прочитайте и проанализируйте источники, ответьте на вопросы. Назовите причины.
I группа

Из книги А.И. Деникина " Очерки русской смуты".

….между тремя основными народными слоями - буржуазией, пролетариатом и крестьянством легли непримиримые противоречия в идеологии, в социальных и экономических взаимоотношениях, существовавших всегда в потенции, углубленные революцией и обостренные разъединяющей политикой советской власти. Они лишили нас вернейшего залога успеха - единства народного фронта. В противобольшевистском стане все усилия политических и общественных организаций - правых и левых…были направлены не на преодоление этих противоречий, а на поиски "вернейшей" ориентации и "наилучших" форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли.

Вопросы и задания.


  1. В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?

  2. Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?

  3. На основании предоставленных документов сделайте вывод об отношении к белому движению широких народных масс.

II группа

Из политического доклада В.И. Ленин на VIII Всероссийской конференции РКП (б).

Было достаточно самого небольшого количества из имевшихся у Антанты армий, чтобы нас задавить. Но мы смогли победить врага, потому, что в самый трудный момент сочувствие рабочих всего мира показало себя…

Второй прием Антанты, вторая система ее борьбы состояла в том, чтобы использовать против нас маленькие государства…Все способы давления, финансового, продовольственного, военного были пущены в ход, чтобы заставить Эстляндию, Финляндию…Латвию, Литву и Польшу…идти против нас…но.. каждое из этих государств после пережитой империалистической войны не может не колебаться в вопросе о том, есть ли им расчет бороться сейчас против большевиков, когда другим претендентом на власть в России…является только Колчак или Деникин, т.е. представители старой империалистической России.

Вопросы и задания.


  1. Проанализируйте документ. Выделите международные аспекты победы большевиков.

III группа

Из воспоминаний П.Н.Милюкова.

…Военное руководство красными войсками попало в руки старых офицеров Генерального штаба и велось довольно искусно.

Вопросы и задания.


  1. Обратите внимание на высказывание П.Н. Милюкова. Как вы думаете, почему значительная часть русского офицерства пошла служить в Красную Армию?

  2. Проанализируйте документ, выскажите свою точку зрения по данному вопросу.

IV группа

Из работы И.В. Сталина.

Внутренняя Россия с ее промышленными и культурно - политическими центрами Москва и Петроград, - однородными в национальном отношении населением, по преимуществу русским, - превратилась в базу революции. Окраины же России, главным образом южная и восточная окраины, без военных промышленных и культурно- политических центров, с населением в высокой степени разнообразны в национальном отношении…- превратились в базу контрреволюции…

Из речи Л.Д. Троцкого.

Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых.

Вопросы и задания.


  1. Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне? Какие причины вы можете еще назвать еще?

  2. Как вы объясните слова Л. Д.Троцкого? Можно ли эти слова считать обобщенной формулой победы большевиков в гражданской войне?

  3. О каких преимуществах в ведении гражданской войны видно из речи И. В. Сталина?
6 этап. Новый продукт
Опираясь на факты, учащиеся выделяют причины победы большевиков в Гражданской войне:

  1. Прежде всего, интеллигенция поддержала социалистическую революцию в начальной стадии, уничтожающей консервативные устои России.

  2. Белое движение было малочисленно, т. к. не могло опереться на главную силу – крестьянство.

  3. Советской власти удалось организовать гигантскую военную силу путём насильственной мобилизации, политической обработки призвавших.

  4. Отсутствие необходимых специалистов, гражданских администраторов было причиной того, что необходимые реформы (аграрная) не были проведены белыми.

  5. Движение интернационалистов в России.

  6. Между белогвардейцами не было согласованности, политические расхождения.

  7. Иностранная интервенция, поддерживающая белое движение оттолкнула от него многих его сторонников.
Вывод: Таким образом, объективные и субъективные причины (факторы) в 1918 – 1922 гг. оказались в целом благоприятными для большевиков, что и предопределило исход Гражданской войны.
7 этап. Рефлексия

Учащиеся получают задания на карточках:
А1 Какое из перечисленных событий произошло раньше других?


  1. Публикация проекта земельной реформы правительством Деникина

  2. Издание Декрета о развёрстке хлеба

  3. Публикация Закона о земле А. В. Кривошеий

  4. Роспуск комбедов

А2 Политику «военного коммунизма» характеризует:


  1. Быстрое развитие тяжёлой промышленности

  2. Использование принципов хозрасчёта

  3. Свобода торговли между городом и деревней

  4. Введение продразвёрстки

А3 Для внешнеполитических взглядов большевиков 1918 – 1919 гг. было характерно:


  1. Желание наладить связи с правительствами западных стран с целью вывода Советской России из международной изоляции

  2. Стремление возродить российское государство, вернув в его состав все бывшие территории Российской империи

  3. Представление о неизбежности мировой революции в самое ближайшее время

  4. Мнение о возможности мирного сосуществования двух систем – социалистической и капиталистической

В1 Какие три из перечисленных понятий относится к политике «военного коммунизма»? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу


  1. концессия

  2. продразвёрстка

  3. денационализация

  4. трудовая повинность

  5. аренда

8 этап. Оценивание

9 этап. Домашнее задание

1 группа

Заполнить таблицу: внутренние и внешние факторы победы большевиков.
2группа

Эссе: есть ли на ваш взгляд оправдание красному или белому террору. Подберите свидетельства современников кровавого лихолетья
3группа

Составить тезисы на тему «Условия и образ жизни населения в годы Гражданской войны»


страница 1

Великая Октябрьская революция отнюдь не является последним этапом становления большевистского режима в России. Участники Белого движения, даже будучи разбитыми на Родине, продолжали бороться с большевиками из-за рубежа. Борьба красных и белых длилась вплоть до 30х годов XX века, и у сторонников монархии были бы все шансы победить, будь идеология белогвардейского движения хоть немного более четкой, а сама Белая гвардия - более сплоченной.

Значительный вклад в успех большевиков внесли политики - Ленин, Троцкий и другие - тщательно проработавшие идеологический фундамент, на котором и был возведен Советский союз. Четко прописанные, качественные лозунги, умелые ораторы, отлично организованная пропаганда оказали на население влияние, обеспечившее победу революции. Белые же, будучи в большинстве своем представителями военной интеллигенции, не были хорошими политиками. Разобщенность и отсутствие ясной идеологической платформы сыграли свою роль - медленно, но верно белое движение сдало свои позиции.

Экономическая политика белых и красных

Однако, если в качестве примера проанализировать ту же экономическую политику, проводимую красными и белыми, становится ясно, что действия большевиков полностью расходились с их словами. И, как это ни парадоксально, именно экономическая политика белых была основана на раздаче земель и хлеба малоимущим слоям населения. Так, в 1919г. по инициативе Деникина была принята "Декларация о земле", защищавшая интересы трудящихся и сохранявшая право собственников на их землю. Он же отменил хлебную монополию Временного правительства и подготовил проект "Земельного закона" по которому крестьяне могли выкупать некоторое количество земли у помещиков.

Не отставали от него и Колчак с Врангелем. Экономическая программа Колчака включала в себя раздачу земли беднякам, возврат земель их прежним хозяевам и решение земельного вопроса, возникшего вследствие роста населения при Николае II. Политика Врангеля, в свою очередь, была ориентирована на зажиточное крестьянство. Ее основной являлась земельная реформа, целью которой были ограничение земельных наделов крупных помещиков, увеличение земель, принадлежащих средней крестьянской прослойке, и поддержка свободной рыночной торговли.

Красные же, обещавшие землю крестьянам, а фабрики - рабочим, начали свое правление введением "военного коммунизма", продразверсткой (реквизицией зерна у крестьян) и повсеместной национализацией предприятий. За военным коммунизмом последовали НЭП с уничтожением остатков зажиточных слоев общества и коллективизация, в период которой большевики перешли к политике раскулачивания .

Впрочем, не всегда политика большевиков била по благополучию населения страны. Так, например, новое правительство, стремясь поддержать коллективные хозяйства, выделило огромные средства на ссуды и кредиты. К сожалению, такая финансовая политика государства не привела к росту производительности: большая половина средств, выделенных из бюджета, осела в карманах чиновников.

Конечно, утверждать, что в случае победы белых все было бы значительно лучше - заведомо бессмысленно. Неизвестно, как сложилась бы судьба России, если бы белогвардейское движение одержало победу. Ясно одно: в истории, как и в жизни, не бывает ни плохих, ни хороших. Есть проигравшие и победившие - и именно последние историю и пишут.

Экономическая политика красных и белых Выполнила:Титова Настя Ученица 9 класса Школы №12

Политика военного коммунизма Политика «военного коммунизма» включала комплекс мероприятий, затронувших экономическую и социально-политическую сферу. Основой «военного коммунизма» были чрезвычайные меры в снабжении городов и армии продовольствием, свертывание товарно-денежных отношений, национализации всей промышленности, включая мелкую, продразверстка, снабжение населения продовольственными и промышленными товарами по карточкам, всеобщая трудовая повинность и максимальная централизация управления народным хозяйством и страной в целом.

2 декабря 1918 г. были распущены комбеды Но это не помогло наладить поставки хлеба Цены на хлеб были высокими Началось возмущение крестьянства В этой обстановке необходимо было вернуть доверие среднего крестьянства. 11 декабря был издан Декрет о разверстке хлеба и фуража: -Государство сообщало точную цифру своих потребностей в хлебе и фураже -Затем распределяло(разверстывало) ее по губерниям, уездам, дворам -Выполнение плана хлебозаготовок было обязательным -Продразверстка исходила не из возможностей крестьянства, а из потребностей государства. Часто изымались не излишки, а необходимые запасы хлеба Продразверстка проводилась по классовому принципу: -С бедных крестьян – ничего -С середняка – умеренно -С богатого – много С 1920 г. Продразверстка распространялась на картофель и другие сельскохозяйственные продукты. Сельское хозяйство в период военного коммунизма

Экономическая политика белых. Белые правительства не выступали открыто за возвращение к старым порядкам Они пытались разрабатывать компромиссные законопроекты Законодательство Колчака не предусматривало решения аграрного вопроса Правительство Деникина опубликовало проект земельной реформы в марте 1919 г. Речь шла о: - сохранении за собственниками прав на землю -Установлении земельных норм -Окончательное решение – до победы над большевиками Белые правители Севера России: -Помещикам возвращался засеянный урожай, все покосы, усадьбы и инвентарь -Пашня оставалась за крестьянами до решения земельного вопроса Учредительным собранием Но в условиях Севера ценными были покосы, поэтому крестьяне оказывались в зависимости от помещиков Таким образом, все белые правительства аннулировали земельные преобразования крестьян, полученные на основе Декрета о земле Поэтому белые быстро лишились симпатий крестьян Экономическая политика белых

Реформаторская деятельность П.Н.Врангеля С его именем связана попытка переосмыслить идеологию и политику белого движения Сущность его земельной реформы: -Земля – трудящимся на ней хозяевам -За прежними владельцами сохранить часть их земель -Новые хозяева должны платить прежним за землю частью своего урожая -Расчеты между новыми и прежними хозяевами должно осуществлять государство По реформе Врангеля должны были создаваться волостные земства и сельские общины Они должны стать органами крестьянского самоуправления взамен сельских Советов Врангель утвердил новое положение об автономии для казачьих земель Рабочим было обещано новое фабричное законодательство, защищающее их права Но время было упущено В условиях ожесточенного противостояния между красными и белыми население, и прежде всего крестьянство, было вынуждено смириться с военно- экономической программой большевиков, не желая возвращения старых порядков Реформаторская деятельность П.Н.Врангеля