Дети

Лечебная физкультура. ЛФК в медицине — что это такое? Лфк описание

Лечебная физкультура (ЛФК) – это эффективный и доступный метод восстановления и укрепления здоровья, неотъемлемый элемент реабилитационных мероприятий для людей, переживших травмы, и различные соматические и психические заболевания. Это раздел медицины, что изучает лечение и профилактику различных болезней с помощью методов физкультуры. Лечебная физкультура также раздел физической культуры, где физические упражнения выступают как метод восстановления здоровья и работоспособности человека.

Лечебная гимнастика – это комплекс упражнений для реабилитации после полученных травм, при разных болезнях и также метод профилактики этих болезней. ЛФК использует специально подобранные физические упражнения, а также приемы правильного дыхания Как говорят: «движение – это жизнь», и действительно много целителей, врачей, ученых древности и современности это подтверждали. Главным стимулятором роста, а также развития организма человека являются движения .

Основы и особенности детской лечебной физкультуры

Лечебная физкультура часто применяют в сочетании с физиотерапевтическими процедурами, а также с лечебным массажем.

Для детей существует особенная детская гимнастика, которая позитивно воздействует на физическое развитие, стабилизирует психоэмоциональное состояние.

  • укрепляет равномерно разные группы мышц ребёнка;
  • совершенствует координацию движений;
  • повышает иммунитет;
  • повышает выработку суставной жидкости, что в свою очередь делает суставы более подвижными;
  • предотвращает развитие нарушений в опорно-двигательном аппарате, а также способствует при лечении уже существующих болезней;
  • повышает настроение;
  • предотвращает ожирению;
  • повышает самооценку;
  • во время проведения групповых занятиях улучшает навыки коммуникации, способствует социализации малыша;
  • улучшает кровообращение и обмен веществ в организме;
  • стабилизирует баланс процессов возбуждения и торможения между нейронами;
  • способствует улучшению самочувствия.

Лечебную физкультуру применяют:

  • Для восстановления и повышения физической активности и работоспособности человека.

  • Для стабилизации и гармонизации психоэмоционального состояния человека.
  • Для улучшения и восстановления общего уровня обмена веществ.
  • Для укрепления мышц тела, и восстановления физической активности человека.
  • Для уменьшения частоты и интенсивности болевых приступов.
  • Для коррекции координации движений и ощущения равновесия.
  • Стимуляция кровообращения и лимфообращения в теле.
  • Разработка приспосабливающих механизмов для компенсации нарушенных физических функций.

В каких сферах медицины применяют лечебную физкультуру?

Все разделы современной практической медицины часто применяют лечебную физкультуру:

  • Как элемент в комплексной терапииотклонений развития и разных заболеваниях у детей (детский церебральный паралич, расстройства аутистического спектра, эпилепсия, заболевания дыхательных органов, сердечно-сосудистой системы и т.д.)
  • травматологии (при различных переломах, а также повреждениях мягких тканей)
  • ортопедии
  • неврологии
  • кардиология
  • пульмонологии
  • до и после операционном периоде
  • при лечении заболеваний органов брюшной полости
  • эндокринологии
  • гинекологии и акушерстве.

Противопоказания к применению ЛФК

Очень важно проконсультироваться с лечащим врачом о возможности использования лечебной физкультуры, так как ее применение имеет ряд противопоказаний. Главными противопоказаниями к применению ЛФК является:

  • нарушения психики, а также тяжелое состояние которые являются причиной отсутствия контакта с человеком
  • обострение болезни или его прогрессивное течение
  • усиление сердечно-сосудистой недостаточности
  • тахикардия (более 100 ударов в минуту)
  • брадикардия (менее 50 ударов в минуту)
  • негативная динамика ЭКГ, которая может говорить про нарушения кровообращения в коре головного мозга
  • гипертензия и гипотензия и другие ухудшения состояния.

Особенности детской ЛФК

Для деток ЛФК применяют в наиболее приятной и доступной им форме – игры! Потребность в двигательной активности возникает у каждого ребёнка, а применение методов лечебной физкультуры могут служить реализацией этих потребностей, и одновременно являются профилактикой появления многих заболеваний таких как плоскостопие, сколиоз, нарушение осанки, ожирение. Систематические занятия лечебной физкультурой способствуют коррекции диагностированных болезней, гармонизируют физическое и психическое развитие ребёнка, активизируют работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, формируют хорошую осанку, и предотвращают появление паталогических состояний. Для деток разного возраста применяют разные методы и уровень нагрузки, широко используя при этом различные игрушки и спортивный инвентарь: гимнастические и обычные мячи, палки, обручи, скамейки, сенсорные дорожки и прочее. На занятиях применяют путешествия-сказки в стихотворной форме, тем самым развивая у детей не только физический компонент, но и речь, фантазию, способствуют развитию коммуникативных навыков, повышают самооценку, настроение, понижают уровень тревожности.

  • При ослабленном иммунитете, когда ребёнок часто болеет ОРЗ
  • Гипперактивность у детей
  • Детский церебральный паралич и другие заболевания опорно-двигательного аппарата
  • ожирение
  • астеническое телосложение

Методики детской ЛФК

В детской ЛФК используют современные и эффективные методики работы:

  • Психогимнастика (игры и этюды для развития внимания, образного мышления, снятия эмоционального напряжения и коррекции поведения);
  • упражнения по развитию мелкой моторики;
  • дыхательные техники;
  • физическая терапия и другие.

На нашем сайте Вы можете приобрести необходимую продукцию для ЛФК - смотрите раздел "Физическое развитие " на Фактор розвитку. Также для специалистов и специализированных центров нами разработан простой калькулятор с перечнем необходимой продукции для кабинета ЛФК.

Понятие о предмете

Лечебная физкультура - самостоятельная научная дисциплина. В медицине это метод лечения, использующий средства физической культуры для профилактики, лечения, реабилитации и поддерживающей терапии. ЛФК формирует у человека сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями и в этом смысле, имеет воспитательное значение; развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливания организма естественными факторами природы. ЛФК основывается на современных научных данных в области медицины, биологии, физической культуры.

Основным средством ЛФК являются физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, степени общей физической работоспособности.

Лечебная физкультура:

  • естественный биологический метод, так как использует присущую организму функцию движения;
  • метод неспецифической терапии, но в то же время отдельные виды упражнений могут влиять на определенные функции организма;
  • метод патогенетической терапии, в связи с возможностью физических упражнений влиять на реактивность организма;
  • метод активной функциональной терапии, так как приспосабливает организм больного к повышающимся физическим нагрузкам;
  • метод поддерживающей терапии на этапах медицинской реабилитации у людей пожилого возраста;
  • метод восстановительной терапии в комплексном лечений больных.

Характерной особенностью ЛФК является процесс тренировки больных физическими упражнениями.

Различают общую и специальную тренировку:

  • общая тренировка направлена на оздоровление, укрепление организма больного с помощью общеукрепляющих упражнений;
  • специальная тренировка осуществляется упражнениями, целенаправленно воздействующими на пораженный орган, область травмы.

Массаж - метод лечения, профилактики, реабилитации после заболеваний и оздоровления, представляющий собойсовокупность приемов механического, дозированного воздействия на различные участки поверхности тела человека, производимого руками массажиста или специальными аппаратами. Для достижения положительного результата при применении массажа необходимо дифференцировать методику его в зависимости от этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния центральной i нервной системы (ЦНС), характера влияния различных приемов на организм.

ЛФК и массаж широко применяются в комплексе с другими методами при заболеваниях и травмах, а также могут являться самостоятельными методами лечения многих хронических заболеваний и последствий травм: при параличах, парезах, искривлениях позвоночника, эмфиземе, последствиях перелома костей и др.

ЛФК находит применение в до- и послеродовом периодах. Массаж и. физические упражнения способствуют более совершенному психо-физическому развитию здоровых детей и используются в яслях, детских садах, домашних условиях.

Краткая история развития ЛФК

Физические упражнения с целью лечения и профилактики применялись в глубокой древности, за 2 тыс. лет до нашей эры в Китае, Индии. В Древнем Риме и Древней Греции физические упражнения и массаж были неотъемлемыми в быту, военном деле, при лечении. Гиппократ (460-370 гг. до н. э.) описал применение физических упражнений и массажа при болезнях сердца, легких, нарушениях обмена веществ и др. Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) ocветил в своих трудах методику применения физических упражнений для больных и здоровых, подразделяя нагрузкина ма лые и большие, сильные и слабые, быстрые и медленные. В эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.) физические упражнения пропагандировались как средство для достижения гармонического развития.

В России выдающиеся клиницисты, такие, как М. Я. Мудров (1776-1831), Н.И.Пирогов (1810-1881), С.П.Боткин (1831-1889), Г.А.Захарьин (1829-1897), А.А.Остроумов (1844-1908), придавали важное значение применению физических упражнений в практике лечения.

Труды П.Ф. Лесгафта (1837-1909), В. В. Гориневского (1857-1937) способствовали пониманию единства умственного и физического воспитания для более совершенного развития человека.

Открытия великих физиологов - И.М.Сеченова (1829-1922), лауреата Нобелевской премии И.П.Павлова (1849-1936), Н.Е.Введенского (1852-1922), обосновавших значение ЦНС для жизнедеятельности организма, - повлияли на развитие нового подхода к всесторонней оценке больного человека. Лечение болезней уступает место лечению больного. В связи с этим в клинике начинают шире распространяться идеи функциональной терапии и ЛФК, являясь таким методом, нашла признание и широкое применение.

Впервые в период 1923-1924 гг. ЛФК. была введена в санаториях и на курортах. В 1926 т. И. М. Саркизов-Серазини (1887-1964) возглавил первую кафедру ЛФК в Московском институте физической культуры, где получили подготовку будущие первые доктора и кандидаты наук (В. Н.Мошков, В. К. Добровольский, Д. А. Винокуров, К. Н. Прибылов и др.).

Учебники по лечебной физкультуре И. М. Саркизова-Сера-зини выдержали ряд изданий. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко (1874-1949) придавал важное значение лечебной физкультуре. По его инициативе в начале 30-х годов в ряде научно-исследовательских институтов открываются отделения, создаются кафедры лечебной физкультуры в институтах усовершенствования врачей и некоторых медицинских вузах. Большая роль в организации врачебно-физ-культурной службы принадлежит Б.А.Ивановскому (1890-1941), с 1931 г. заведовавшему кафедрой врачебного контроля и лечебной физкультуры Центрального института усовершенствования врачей.

В 30-е и 40-е годы изданы монографии, руководства, пособия по лечебной физкультуре (В. В. Гориневская, Е.Ф. Древинг, М.А. Минкевич и др.).

В годы Великой Отечественной войны лечебная физкультура широко использовалась в госпиталях.

В 50-е годы создаются врачебно-физкультурные диспансеры для медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом, организационно-методического руководства по лечебной физкультуре. Во всех медицинских вузах организуются кафедры лечебной физкультуры и врачебного контроля, в медицинских училищах проводятся занятия по лечебной физкультуре и массажу.

В 1941 г. кафедру лечебной физкультуры и врачебного контроля в Центральном институте усовершенствования врачей и отделение лечебной физкультуры в Институте физиотерапии - в последующем в Центральном институте курортологии и физиотерапии МЗ СССР - возглавил член-корреспондент АМН СССР В. Н.Мошков. Плодотворная педагогическая и научная деятельность В. Н. Мошкова нашла широкое признание в стране и за рубежом, он является основоположником современной школы лечебной физкультуры, им написаны монографии по всем основным направлениям лечебной физкультуры, подготовлено большое число докторов и кандидатов наук, которые возглавили кафедры, отделения в вузах и научно-исследовательских институтах страны.

В 60-90-е годы значительно увеличилось число специалистов высокой квалификации, защитивших докторские и кандидатские диссертации (Э.Ф.Андреев, Н.М.Бадридзе, И. Б. Героева, Н. А. Гукасова, С. А. Гусарова, В. А. Егаиранов, О.Ф.Кузнецов, Б.А.Поляев, С.Д.Поляков, Н.Н.Прокопьев, В. А. Силуянова, 3. В. Сокова, О. В. Токарева, Н. В. Фокеева, С. В. Хрущев, А. В. Чоговадзе и многие другие).

В настоящее время в Москве успешно ведут подготовку специалистов и научную работу кафедры в Российском государственном медицинском университете (зав. кафедрой Б. А. Поляев), Московском государственном медико-стоматологическом университете (зав. кафедрой В.А.Епифанов), Российской медицинской академии последипломного образования (зав. кафедрой К.П.Левченко) и других медицинских высших учебных заведениях России.

В ряде стран Европы принят термин кинезитерапия, а не лечебная физкультура. В связи с проведением международных конференций, научных контактов с зарубежными специалистами, совместных исследований в России успешно функционирует Ассоциация специалистов кинезитерапии и спортивной медицины (президент С.В. Хрущев). Ассоциация ежегодно проводит международные конференции по актуальным проблемам специальности.

Вспомните, давно ли вы принимали решение пройтись пешком с работы до дома? Когда последний раз вы выходили на пробежку? Соотнесите время, проведенное вашими детьми за компьютером, и время подвижных прогулок на свежем воздухе.

Скорее всего, большинство читателей удивится, как мало мы двигаемся и как много времени сидим на месте. Низкая физическая активность может привести к снижению иммунитета, заболеваниям опорно-двигательного аппарата, нарушениям обмена веществ и многим другим проблемам. Но все не так страшно, на помощь вам могут прийти три заветные буквы - ЛФК.

Лечебная физкультура - лечебная она потому, что выполняется плавно и медленно, тем самым дает упор больше на исцеление организма, чем на развитие мышц и выносливости.

Еще в древности утверждали, что движение способно исцелять наравне с лекарствами, а иногда даже эффективнее. Но лишь в середине XX века ЛФК стала отдельным разделом медицины.

Лечебно-физкультурный комплекс - это не только упражнения, выполняемые на коврике. В его состав входит плавание, обычная ходьба и даже подвижные игры.

Что такое лечебная физкультура в медицине? Это эффективный метод восстановления лежачих больных. Да, действительно, даже людям, которые по каким-то причинам не могут самостоятельно передвигаться, прописывают гимнастику, но, естественно, техника выполнения будет совсем иная.

Существует большое количество комплексов для разных категорий людей: для беременных женщин, для женщин в послеродовом периоде, для гипертоников, гипотоников, для людей с проблемами со зрением и др.

Справка. Это система определенных упражнений в сочетании с правильным дыханием, по своей сути чем-то напоминает йогу.

Польза

Для правильного развития организма важна система. Одного сбалансированного питания недостаточно, чтобы быть здоровым. Точно так же, как и, постоянно занимаясь зарядкой, гимнастикой, потреблять много фастфуда и сладкого. Положительного эффекта будет мало.

Рассмотрим одно звено этой системы - физическую активность.

Лечебная физкультура для детей и взрослых - это универсальный инструмент, который позволит улучшить состояние здоровья как совершенно здоровым людям, так и людям с различными заболеваниями, в том числе и опорно-двигательного аппарата.

Комплекс положительно действует на отдельные группы мышц, а также опосредованно, через общее укрепление организма. Чаще всего используется корригирующая гимнастика, влияющая на связки, мышцы и суставы.

Также гимнастика хорошо укрепляет сердечно-сосудистую систему.

Объединив все вышесказанное, можно выделить основные плюсы ЛФК:

  • улучшение обмена веществ;
  • профилактика заболеваний ОДА (опорно-двигательного аппарата);
  • укрепление сердечно-сосудистой системы;
  • повышение иммунитета;
  • предупреждение атрофии мышц (для лежачих больных);
  • поддержание мышц в тонусе;
  • укрепление суставов.

Показания и противопоказания

ЛФК является средством не только профилактики, но и лечения. Как и для любого лечения, должны быть показания и существуют противопоказания, особенно в лечебной гимнастике для начинающих.

Показания:

  • заболевание ОДА;
  • различные ;
  • искривление позвоночного столба ( , );
  • черепно-мозговые травмы;
  • перенесенные инсульты;
  • болезни суставов.

Противопоказания:

  • острые инфекционно-воспалительные заболевания;
  • злокачественные образования в активном периоде;
  • заболевания в остром периоде;
  • психические заболевания с выраженными нарушениями интеллекта;
  • выраженный болевой синдром;
  • тромбозы и эмболии.

Правила занятий ЛФК

С первого взгляда может показаться, что такими спокойными физическими упражнениями может заниматься самостоятельно любой человек, но это далеко не так. В идеале нужно все делать под контролем инструктора по ЛФК или врача , но если такой возможности нет, то нужно как следует вникнуть в теорию, все изучить и только потом приступать.

Для того чтобы получить пользу, необходимо придерживаться некоторых правил:

  • регулярность . Основа основ, без систематических занятий никаких результатов не будет;
  • адекватное чередование отдыха и занятий. Фанатизм не нужен, частоту занятий надо планировать, учитывая отдых;
  • постепенное увеличение нагрузки в процессе лечения. На одном месте стоять не нужно, нагрузка должна медленно увеличиваться;
  • индивидуальный подход. Для каждого пациента необходим свой план лечения и занятий. То, что исцелит одного, может погубить другого.

Особенности детских тренировок

Детство - особая пора. Это не только время беззаботного веселья, игр и смеха, это еще и очень важный период, когда закладывается фундамент здоровья.

Факт: активные дети болеют реже других. Именно поэтому не стоит ругать ребенка за иногда чрезмерную подвижность. Она принесет только пользу для его здоровья.

Польза гимнастики для детей очевидна. Благодаря улучшению кровообращения происходит:

  • нормализация режима сна;
  • правильное формирование нервной системы;
  • улучшение работы ЖКТ.

Для правильного развития необходимо с самых малых лет приучать малыша к лечебной гимнастике, существуют даже комплексы упражнений для грудничков.

В ЛФК новорожденных объем упражнений, конечно же, ограничен.

В основном гимнастика комбинируется с массажем и выполняется в конце, когда мышцы разогреты.

Самое главное правило в занятии детской физкультурой - наличие инструктора, ведь работа с детским хрупким организмом требует специальных знаний.

Занятия проходят в большинстве случаев в игровой форме, чтобы детям было интересно.

Инструктор обязательно должен учитывать возраст ребенка, состояние здоровья и психики, развитость мелкой моторики и общий уровень физического развития и на основании этого подбирать нужные упражнения.

Упражнения

ЛФК содержит огромное количество упражнений для разных групп мышц, систем организма и различных органов. Подобрать то, что необходимо именно вам, может только доктор или инструктор.

Упражнения для грудничков

Гимнастика для грудничков - это отличный способ повысить двигательную активность и настроить организм на правильное развитие. В обязательном порядке ее назначают детям с отклонениями здоровья .

Малыши очень любят двигать ручками и ножками, поэтому упражнения доставляют им только удовольствие! Мышцы становятся крепкими, вестибулярный аппарат развивается, и ребенок сможет начать сидеть или делать первые шаги раньше своих сверстников.

Упражнение 1

  1. Положить малыша на спину.
  2. Скрестить ему руки на груди.
  3. Начать слегка приподнимать ребенка вверх за руки, затем возвращать в исходное положение.

Упражнение 2

Разработка тазобедренного сустава.

  1. Сомкнуть колени ребенка, придерживая их пальцами.
  2. Производить повороты таза из этого положения. Можно чередовать с периодическим разгибанием коленей.

Внимание! Все движения стоит производить максимально аккуратно.

Упражнение 3

Развивает мышцы спины и шеи, формирует навык удержания головы.

  1. Положить ребенка на живот.
  2. Обхватить плечи малыша. Таким образом вы помогаете держаться на локтях.

Также можно периодически разводить плечи малыша, это приведет к определенной реакции - он начнет поднимать голову.

Упражнение 4

  1. Положить грудничка на спину.
  2. Встать слева от него и положить ладонь под голову так, чтобы зафиксировать ее.
  3. Другой рукой зафиксировать согнутую в колене ногу младенца.
  4. Удерживать ребенка в таком положении в течение 3 минут, чередуя воздействие и расслабление.
  5. Выполнить то же самое с правой стороны.

Упражнение 5

Может выполняться с третьего месяца жизни ребенка.

  1. Вложить ребенку в ладошки свои большие пальцы и обхватить предплечья.
  2. Медленно приподнять кроху, как бы присаживая его.
  3. Отпустить в исходное положение.
  4. Повторить 3–4 раза.

Гимнастика при нарушении осанки

Нарушением осанки в наше время страдает огромное количество взрослых и детей, в связи с малоактивным образом жизни. Занятия ЛФК при нарушении осанки помогут постепенно выправить спину и не допустить усугубления ситуации.

Упражнение 1

  1. Встать спиной к стене. Лопатки, ягодицы, икры и пятки плотно прижать к стене.
  2. Выполнить 10–15 приседаний.

Упражнение 2

  1. Исходное положение - лежа на спине на твердой поверхности, руки вдоль туловища.
  2. Оттянуть носки, одновременно поднимая руки вверх через стороны.
  3. Потянуться всем телом, делая вдох.
  4. На выдохе расслабиться.

Повторить 10 раз.

Упражнение 3

  1. Принять исходное положение стоя на четвереньках.
  2. На вдохе одновременно поднять левую ногу и правую руку, на выдохе вернуть все обратно.
  3. Повторить с правой ногой и левой рукой.

Чередовать 30 раз.

Упражнение 4

  1. Ноги на ширине плеч, стоя на твердой поверхности.
  2. На вдохе встать на носочки до упора, одновременно расставив руки в стороны. Шею вытянуть.
  3. Находиться в максимально вытянутом положении 5 секунд.
  4. На выдохе вернуться в исходное положение.

Повторить 10 раз.

Упражнение 5

Многим известное упражнение под названием «Кошка»:

  1. Исходное положение - на четвереньках.
  2. Максимально прогнуть поясницу вниз.