Дети

Интеллектуальная лабильность. Интеллектуальная лабильность: понятие, методика определения Методика интеллектуальная лабильность или умение переключаться

Ещё совсем недавно при приёме на творческую или ответственную работу, требующую высоких умственных способностей, претендентам предлагали пройти тест на IQ (коэффициент интеллекта). Однако было выявлено, что человек с повышенным показателем IQ не всегда способен принимать мгновенные решения и своевременно переключаться с одной задачи на другую.

Оказалось, что здесь срабатывает иной параметр - психофизиологический. Это интеллектуальная лабильность - скорость возникновения и передачи циклов возбуждения в нервной и мышечной тканях. Так что на сегодняшний день во многих компаниях при приёме на работу соискатели проходят тест на быстроту мыслительных процессов.

Что это такое

В психологии интеллектуальная лабильность - это способность быстро переключать внимание, уметь в короткие сроки решать как можно больше задач и как можно качественнее. В отличие от IQ, данный показатель не зависит от умственных способностей, которые обусловлены либо генетикой, либо постоянным развитием. Здесь главную роль играют процессы ЦНС. Скорость мысли определяется тем, как быстро происходит переключение между возбуждающим и тормозным импульсами, которые передаются от нейрона к нейрону, и насколько они уравновешены.

Чем быстрее человек отвечает на вызов извне, чем подвижнее у него нервная система, тем быстрее его мозг запускает психомоторные реакции в соответствии с полученными задачами и тем выше его интеллектуальная лабильность. От неё зависит успешность в процессе обучения и карьерном росте. Особенно в современном мире, когда требуется мобильность не только гаджетов и Интернета, но и мыслительных операций. Если сотрудники или учащиеся медленно приспосабливаются к новым обстоятельствам, обладая регидной нервной системой, вряд ли они добьются высоких вершин при сдаче экзаменов или при продвижении по карьерной лестнице.

Признаки

  • Повышенная концентрация внимания;
  • быстрая реакция на информацию извне;
  • способность моментально переключать внимание;
  • чёткий анализ сразу нескольких заданий;
  • высокая скорость выполнения поставленной задачи;
  • быстрый переход между заданиями;
  • кратковременность активной деятельности;
  • умение ориентироваться даже в запутанных и усложнённых условиях;
  • отсутствие ошибок, высокое качество выполненной работы;
  • умение учесть сразу несколько требований в синхроне.

Методика Костроминой

Психологи настаивают на том, что наряду с тестами на IQ в учебных заведениях и компаниях должна также проводиться диагностика интеллектуальной лабильности. Это позволит выявить учеников, студентов и сотрудников, которые многозадачны в своей деятельности и способны принимать не просто верные, но и быстрые решения.

Чаще остальных для этой цели применяется методика под названием «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой). Она представляет собой тест, состоящий из вопросов и бланка ответов, разделённого на квадраты.


Инструкция:

  1. Рядом с № вопроса в скобках обозначен № квадрата, в который вписывается ответ.
  2. На один вопрос даётся не более 4 секунд.

Примечание. Формулировка вопросов может незначительно отличаться от оригинальной методики при сохранении их значимости и степени сложности. С ключами расхождений нет.

Для студентов и сотрудников

  1. (4) Записать «пар», причём «а» должна оказаться в изображённой фигуре.
  2. (5) Пересечь 4-х угольник 2-мя вертикалями и 2-мя горизонталями.
  3. (6) Провести черту от 1 круга к 4, чтобы она шла ПОД вторым и НАД третьим.
  4. (7) Вписать «+» в треугольник. Вписать «1» в общую площадь фигур.
  5. (8) Поделить 2 окружность на 3 сектора, а 4 - на 2.
  6. (10) Вписать любую букву своей фамилии или имени (на выбор того, кто проводит тест) при условии, что сегодняшний день не является средой (день недели тоже можно менять).
  7. (12) Вписать в 1 прямоугольник «+», 3 перечеркнуть, в 6 вписать цифру «ноль».
  8. (13) Замкнуть точки прямой чертой, вставить «+» в наименьший по площади получившийся треугольник.
  9. (15) Обвести 1 согласную и перечеркнуть гласные.
  10. (17) Продолжить боковые стороны изображённой фигуры, пока не пересекутся. Точку, где пересеклись, назвать предпоследней (последней) буквой в названии улицы (города), где вы живёте.
  11. (19) Обозначить самый большой по площади круг, вписать «+» в наименьший из них.
  12. (20) Объединить 2, 4, 5, но не задев 1 и 3.
  13. (21) Вписать в промежуток галочку при условии, что указанные числа не одинаковы.
  14. (22) Поделить 1 линию на 3 сектора, 2 - на 2, 2 конца 3 - соединить с А.
  15. (23) Объединить нижний кончик 1 черты с верхним второй, верхний кончик 2 - с нижним 4.
  16. (24) Перечеркнуть нечётные, обозначить нижним подчёркиванием чётные.
  17. (25) Обвести фигуры, поделить их вертикалью.
  18. (26) Под А изобразить стрелочку вниз, под В - вверх, под С - обычную галочку.
  19. (27) Вписать между ромбиками «-» при условии, что «дама» и «дуброва» начинаются с одной буквы.
  20. (28) Вписать в левую клетку «0», в правую - «+», центральную разделить диагональю.
  21. (29) Нижними подчёркиваниями обозначить галочки, над первой надписать «А».
  22. (30) Вписать сумму 1 и 7 при условии, что в слове «купчиха» третья буква - не «и».
  23. (31) Заключить согласные в кружочек в слове «салют», перечеркнуть гласные в слове «дождь».
  24. (32) Если 54 кратно 9, вписать 4-х угольник в окружность.
  25. (33) Провести черту от 1 к 7, чтобы она расположилась ПОД чётными, но НАД нечётными.
  26. (34) Перечеркнуть кружочки без цифр, с ними - подчеркнуть снизу.
  27. (35) Под согласными обозначить стрелочку вниз, под гласными - влево.
  28. (36) Записать «мир», чтобы 1 буква заключалась в круг, а 2 в прямоугольник.
  29. (37) Указать стрелочками направления изображённых линий: горизонтальных - вправо, вертикальных - вверх.
  30. (39) Поделить 2 линию на 2 равных сектора, объединить оба конца 1 линии с центром 2.
  31. (40) Поделить нечётные и чётные вертикалями.
  32. (41) Над линией обозначить стрелочку вверх, под ней - влево.
  33. (42) Сделать так, чтобы «М» оказалась в прямоугольнике, «К» в окружности, «О» в треугольнике.
  34. (43) Сложить 5 и 2, что получилось - вписать в прямоугольник, их разность - в ромбик.
  35. (44) Перечеркнуть цифры, кратные 3, обозначить нижним подчёркиванием оставшиеся.
  36. (45) Обвести галочку, заключить «3» в квадрат.
  37. (46) Нижними подчёркиваниями обозначить буквы. Обвести цифры, делящиеся на 2.
  38. (47) Взять нечеты в квадратные скобки , чёт - в круглые ().

Бланк для взрослых

Бланк на 20 вопросов для подростков (12-15 лет)

  1. (1) Записать начальную букву топонима «Санкт-Петербург» и конечную - «Симферополь».
  2. (2) Записать 1, 6, 3. Обвести нечётные.
  3. (4) Записать «пар» в обратном порядке.
  4. (5) Изобразить прямоугольник. Поделить его 2 горизонталями и 2 вертикалями.
  5. (6) Изобразить 4 круга. Затем первый перечеркнуть, 3 обозначить нижним подчёркиванием.
  6. (7) Изобразить треугольник и прямоугольник, чтобы у них была общая площадь.
  7. (8) Записать «мел». Под согласными обозначить стрелочку вниз, под гласными - влево.
  8. (10) Вписать любую букву своей фамилии (имени) при условии, что сегодняшний день не является средой (день недели тоже можно менять).
  9. (12) Изобразить прямоугольник, вписать сумму 5 и 2. Затем - ромб, и в нём - их разность.
  10. (13) Изобразить 3 точки, при соединении которых образуется треугольник.
  11. (15) Вписать «ручка». Гласные перечеркнуть.
  12. (17) Поделить квадрат 2 диагоналями. Точку, где пересеклись, назвать предпоследней (последней) буквой в названии улицы (города), где вы живёте.
  13. (18) Поставить «1» при условии, что в слове «антоним» 6 буква гласная.
  14. (20) Изобразить треугольник, в нём - окружность.
  15. (21) Записать «82 365». Все нечётные перечеркнуть.
  16. (22) Поставить галочку при условии, что 54 кратно 9.
  17. (19) Вписать сумму 2 и 6 при условии, что в слове «купчиха» 3 буква не «и».
  18. (23) Вписать между ромбами «-» при условии, что «дама» и «дуброва» начинаются с одинаковой буквы.
  19. (24) Сделать так, чтобы «М» оказалась в прямоугольнике, «К» в окружности, «О» в треугольнике.
  20. (25) Вписать «салют». Обвести кружочком согласные.

Бланк для подростков

Интерпретация

  • До 4 невыполненных заданий - повышенная интеллектуальная лабильность;
  • 5-9 - посредственный уровень;
  • 10-14 - пониженная интеллектуальная лабильность;
  • 15 и более - критически низкая.

Ключи к методике


Ключи для теста «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой) для взрослых
Ключи для теста «Интеллектуальная лабильность» (модификация С. Н. Костроминой) для подростков

Что касается теста на определение интеллектуальной лабильности для младших школьников, здесь мнения психологов расходятся. Во-первых, нет методики, разработанной исключительно для них. Во-вторых, в таком возрасте высшие нервные психические процессы ещё не настолько развиты физиологически, чтобы их как-то оценивать.

Развитие

Интеллектуальная лабильность - это полностью биологически запрограммированный процесс. Он зависит от нейрофизиологических свойств коры головного мозга, которые закладываются генетически. Поэтому есть мнение, что развить её невозможно. Однако некоторые предлагают для повышения этого показателя применять следующие методики:

  • дифференцированный подход;
  • тренинги;
  • задания на внимание и память.

Интеллектуальная лабильность - важное качество для современного человека любого возраста. Школьникам в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами предлагают решать комплексные тесты, включающие в себя вопросы из разных областей знаний. Сотрудники компаний должны молниеносно реагировать на задачи, поставленные руководством для того, чтобы выжить в условиях жесточайшей конкуренции. И лишь те, у кого скорость мыслительных процессов достаточно высока, способны успешно справляться со всем этим.

Методика предназначена для исследования лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Методика состоит из ряда несложных заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке. Методика предназначена для взрослых испытуемых. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование магнитофона.

Процедура проведения

Инструкция

“Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание! Начинаем!”

Обработка и интерпретация результатов

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание.

Нормы выполнения:

0 - 4 ошибки - хорошая способность к обучению;

5 - 9 ошибок - средняя лабильность;

10 - 14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении;

15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности, в учебной в том числе.

Стимульный материал

Тестовый материал

1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени «Сергей» и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).

2. (Квадрат 4). Напишите слово ПАР так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).

3. (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).

4. (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).

5. (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).

6. (Квадрат 6). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).

7. (Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).

8. (Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).

9. (Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).

10. (Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).

11. (Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).

12. (Квадрат 18). Если в слове СИНОНИМ шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).

13. (Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).

14. (Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.)

15. (Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).

16. (Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).

17. (Квадрат 23). Соедините конец первой линии и верхним концом второй, а верхний конец второй – с нижним концом четвертой (3 сек.).

18. (Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчерните четные (5 сек.).

19. (Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).

20. (Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 сек.).

21. (Квадрат 27). Если слова ДОМ и ДУБ начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.).

22. (Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке О, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.).

23. (Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).

24. (Квадрат 30). Если в слове ПОДАРОК третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.).

25. (Квадрат 31). В слове САЛЮТ обведите кружком согласные буквы, а в слове ДОЖДЬ зачеркните гласные (4 сек.).

26. (Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).

27. (Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).

28. (Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).

29. (Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными – стрелку, направленную влево (5 сек.).

30. (Квадрат 36). Напишите слово МИР так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.).

31. (Квадрат 37). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных – вверх (5 сек.).

32. (Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).

33. (Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).

34. (Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией -стрелку, направленную влево (2 сек.).

35. (Квадрат 42). Заключите букву М в квадрат, К – в круг, О – в треугольник (4 сек.).

36. (Квадрат 43). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел – в ромбе (4 сек.).

37. (Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).

38. (Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 – только в прямоугольник (3 сек.).

39. (Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).

40. (Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные – в круглые (5 сек.).

Скачать тестовый материал

Бланк ответов

Скачать бланк ответов

Литература

1.Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с. (с. 553-559)

Интеллектуальная лабильность сказывается на быстроте принятия решений сотрудника, его работоспособности. Как оценить уровень интеллектуальной лабильности и повысить производительность?

Из статьи вы узнаете:

Что такое интеллектуальная лабильность?

В переводе с латинского языка «лабильность» обозначает «неустойчивость, скольжение». Под термином понимают максимальную подвижность психики, физиологического состояния. Понятие распространено в профессиональной сфере, а для проверки персонала разработаны тесты. Лабильность делится на эмоциональную и интеллектуальную. Первая отражает отрицательные черты личности, которые негативно сказываются на поведении.

Читайте актуальную информацию в электронном журнале « »:

Лабильность мышления варьируется. Она зависит от нейрофизиологических особенностей строения головного мозга. На уровень неустойчивости воздействует скорость торможения и возбуждения в нейронах, степень уравновешенности процессов. Чем выше показатель, тем быстрее реагирует мозг на полученную информацию.

Невозможно назвать все факторы, влияющие на развитие интеллектуальной лабильности. Скорость мышления напрямую зависит от генетики человека. Если вы не обладаете этим свойством, развивайтесь в других направлениях, которые поддаются корректировке. К ним относится интуиция, профессиональные и личностные качества. Для рядовых сотрудников они не всегда важны, но руководители должны ставить их на первый план.

Методика направлена на определение избирательности внимания, а также диагностику концентрации внимания и помехоустойчивости. Перед началом исследования подросткам дается следующая инструкция: "Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача заключается в том, чтобы, как можно быстрее просматривая текст, найти и подчеркнуть эти слова".

Время работы с бланком – 2 минуты. По завершении задания подсчитывается количество слов, выделенных испытуемым, и количество допущенных ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова). Методика применяется как в группе, так и индивидуально.

БЛАНК МЕТОДИКИ МЮНСТЕРБЕРГА

бсолнцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщ

шгцкппрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхоккейтроиаафцуйгахт

телевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдргщхщнздвосприятие

йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплослдспектакльячсинтьбюн

бюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэшщгиернкуыфйшрепортажэкж

дорлафывюфбьконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэп

рплаваниедтлжэзбьгрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлнь

ячвтлджэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиезхжьб

шдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм

КЛЮЧ

бсолнце втргшоцэрайон згучновость ъхэьгчяфакт ьуэкзамен трочягш

шгикппрокурор гурсеабетеория мтоджебьамхоккей троиаафцуйгахт

телевизор болджшзхюэлгшьбпамять шогхеюжипдргшхшнздвосприятие

йцукендшизхьвафыпролдблюбовь абфырплослдспектакль ячсинтьбюн

бюерадость вуфциеждлоррпнарод шалдьхэшшгиернкуыфйшрепортаж экж

дорлафывюфбьконкурс йфнячыувскапрлличность зжэьеюдшшглоджин эп

рплаваниед тлжэзбьтрдшжнпркывкомедия шлдкуйфотчаяние йфрлнь яч

втлджэхьгфтасенлаборатория гшдщнруцтргшчтлроснование зхжьб

шдэркеятаопрукгвсмтрпсихиатрия бплмстчьйфясмтшзайэъягнтзхтм

Исследование произвольного внимания (методика "Расстановка чисел")

Испытуемым дается инструкция: "В течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя".

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма – 22 числа и выше.

Методика удобна при групповом обследовании, которое рекомендуется проводить в присутствии психолога – экспериментатора.

Диагностика способности к обучению

Методика "Интеллектуальная лабильность" (модификация С. Н. Костроминой)

Методика используется с целью прогноза успешности в обучении и освоении нового вида деятельности и требует от испытуемых высокой концентрации внимания, быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость выполнения, что в совокупности отражает способность ребенка к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть точным анализом различных признаков.

ПРОЦЕДУРА ИССЛЕДОВАНИЯ

В течение ограниченного количества времени (3–4 секунды) обследуемые должны выполнить несложные задания на специальном бланке, которые зачитываются специалистом. Бланк представляет собой разграфленный на 25 пронумерованных квадратов лист. Каждое задание имеет строго заданный квадрат и должно выполняться именно в нем. Методика может применяться как фронтально, так и индивидуально.

При проведении исследования от экспериментатора требуется четкое произнесение задания и номера квадрата, поскольку номера заданий и квадратов на бланке не совпадают.

Испытуемым дается инструкция: "Слушайте внимательно задание и номер квадрата. Переспрашивать нельзя. Прочитанное мною задание не повторяется. Работаем быстро. Внимание! Начинаем!"

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

  • 1. (Квадрат 1). Напишите первую букву имени "Сергей" и последнюю букву первого месяца года.
  • 2. (Квадрат 2). Напишите цифры 1, 6, 3. Нечетные обведите.
  • 3. (Квадрат 4). Напишите слово "пар" наоборот.
  • 4. (Квадрат 5). Нарисуйте прямоугольник. Разделите его двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями.
  • 5. (Квадрат 6). Нарисуйте четыре круга. Первый круг зачеркните, а третий подчеркните.
  • 6. (Квадрат 7). Нарисуйте треугольник и квадрат гак, чтобы они пересекались.
  • 7. (Квадрат 8). Напишите слово "мел". Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными стрелку, направленную влево.
  • 8. (Квадрат Ю). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву слова "книга".
  • 9. (Квадрат 12). Нарисуйте прямоугольник, а рядом ромб. В прямоугольнике напишите сумму чисел 5 и 2, а в ромбе – разность этих чисел.
  • 10. (Квадрат 13). Нарисуйте три точки так, чтобы при их соединении получился треугольник.
  • 11. (Квадрат 15). Напишите слово "ручка". Гласные зачеркните.
  • 12. (Квадрат 17). Разделите квадрат двумя диагональными линиями. Точку пересечения обозначьте последней буквой названия нашего города.
  • 13. (Квадрат 18). Если в слове "синоним" шестая буква гласная, то поставьте цифру 1.
  • 14. (Квадрат 20). Нарисуйте треугольник, а в нем окружность.
  • 15. (Квадрат 21). Напишите число 82 365. Нечетные цифры зачеркните.
  • 16. (Квадрат 22). Если число 54 делится на 9, поставьте галочку.
  • 17. (Квадрат 19). Если в слове "подарок" третья буква не "и", напишите сумму чисел 6 и 3.
  • 18. (Квадрат 23). Если слова "дом" и "дуб" начинаются на одну и ту же букву, поставьте тире.
  • 19. (Квадрат 24). Напишите буквы "М", "К", "О". Букву "М" заключите в квадрат, букву "К" – в круг, букву "О" – в треугольник.
  • 20. (Квадрат 25). Напишите слово "салют". Обведите кружком согласные буквы.

Бланк для ответов к методике "Интеллектуальная лабильность"

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается любое пропущенное, невыполненное или выполненное с ошибкой задание. Нормы выполнения:

  • 0–2 ошибки – высокая лабильность, хорошая способность к обучению;
  • 3–4 ошибки – средняя лабильность;
  • 5–7 ошибок – низкая обучаемость, трудности в переобучении;
  • 7 ошибок и более – малая успешность в любой, в том числе учебной, деятельности.

Методика не требует много времени для проведения исследования и обработки результатов, вместе с тем обладает высоким уровнем информативности и точности в прогнозировании успешности в обучении.

Отложите на горизонтальной линии графика количество правильно решенных задач. Затем проведите вертикаль до пересечения с диагональной линией. От точки пересечения проведите горизонтальную линию влево. Точка на вертикальной оси соответствует вашему КИ. Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов, вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.

Тест «Интеллектуальная лабильность»

Цель. Исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

Материал. Специальный бланк для ответов, выдается каждому испытуемому.

Описание. Методика состоит из нескольких заданий, которые зачитываются экспериментатором. На решение каждого задания отводится от 3 до 5 секунд. Ответы испытуемого фиксируются на специальном бланке (рис. 22). Методика предназначена для взрослых испытуемых.

Инструкция. «Вам предлагается выполнить 40 несложных заданий, ответы на которые вы будете фиксировать на специальном бланке. Время работы над каждым заданием ограничено несколькими секундами. Будьте внимательны. Работайте быстро. Прочитанное мною задание не повторяется. Внимание. Начинаем».

Тестовый материал

    (Квадрат 1). Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек.).

    (Квадрат 4). Напишите слово «ПАР» так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек.).

    (Квадрат 5). Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек.).

    (Квадрат 6). Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом № 2 и над кругом № 3 (3 сек.).

    (Квадрат 7). Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек.).

    (Квадрат 8). Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек.).

    (Квадрат 10). Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек.).

    (Квадрат 12). Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0 (4 сек.).

    (Квадрат 13). Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек.).

    (Квадрат 15). Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек.).

    (Квадрат 17). Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте точки пересечения последней буквой названия вашего города (4 сек.).

12. (Квадрат 18). Если в слове «СИНОНИМ» шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1 (3 сек.).

13. (Квадрат 19). Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек.).

14. (Квадрат 20). Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек.).

15. (Квадрат 21). Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек.).

16. (Квадрат 22). Разделите первую линию на три части, вторую на две, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек.).

17. (Квадрат 23). Соедините конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 сек.).

18. (Квадрат 24). Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 сек.).

19. (Квадрат 25). Заключите две фигуры в круг и отведите их друг от друга вертикальной линией (4 сек.).

20. (Квадрат 26). Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В - стрелку, направленную вверх, под буквой С - галочку (3 сек.).

21. (Квадрат 27). Если слова «ДОМ» и «ДУБ» начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек.).

22. (Квадрат 28). Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек.).

23. (Квадрат 29). Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек.).

24. (Квадрат 30). Если в слове «ПОДАРОК» третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек.).

25. (Квадрат 31). В слове «САЛЮТ» обведите кружком согласные буквы, а в слове «ДОЖДЬ» зачеркните гласные (4 сек.).

26. (Квадрат 32). Если число 54 делится на 9, опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек.).

27. (Квадрат 33). Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек.).

28. (Квадрат 34). Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек.).

29. (Квадрат 35). Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 сек.).

30. (Квадрат 36). Напишите слово «МИР» так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек.).

31. (Квадрат 37). Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных - вверх (5 сек.).

32. (Квадрат 39). Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек.).

33. (Квадрат 40). Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек.).

34. (Квадрат 41). Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (2 сек.).

35. (Квадрат 42). Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 сек.).

36. (Квадрат 43). Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромбе (4 сек.).

37. (Квадрат 44). Зачеркните цифры, делящиеся на 3, и подчеркните остальные (5 сек.).

38. (Квадрат 45). Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник (3 сек.).

39. (Квадрат 46). Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек.).

40. (Квадрат 47). Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (5 сек.).

Оценка производится по количеству ошибок. Ошибкой считается и пропущенное задание. Нормы выполнения: 0-4 ошибки - высокая лабильность, хорошая способность к обучению; 5-9 ошибок - средняя лабильность; 10-14 ошибок - низкая лабильность, трудности в переобучении; 15 и более ошибок - мало успешен в любой деятельности.