Лекарства

Евгеника – учение о селекции человеческого рода. Евгеника — запрещённая наука будущего Негативная евгеника направляет усилия на уменьшение воспроизводства

Евгеника (от греч. ευγενες - «хорошего рода», «породистый») - учение об искусственной селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

Виды евгеники

Различают „позитивную“ и „негативную“ евгенику.

Цель позитивной евгеники - содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, иногда - высокий интеллект).

Цель негативной евгеники - прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными.

«Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г., отвергало негативную евгенику и стало заниматься проблемами евгеники позитивной.

Грань между негативной и позитивной евгеникой условна.

Основные мировые религии в настоящее время осуждают евгенику в целом.

Однако на государственном уровне евгеника по сути применяется, порою довольно заметно. Так, в Китае, Индии широко практикуют диагностику пола плода и часто абортируют девочек. Например, по данным индийско-канадских исследований, ежегодно при попустительстве властей в Индии производятся примерно полмиллиона абортов (500 тыс.) плодов женского пола. «В этой стране приходится 927 девочек на каждых 1000 мальчиков в возрасте до 6 лет. В мире это соотношение в среднем составляет 1050 девочек к 1000 мальчиков». Тем самым нарушается естественное соотношение мальчиков и девочек, что приводит к негативным последствиям для общества.

По сути негативной евгеникой можно назвать любое серийное и/или массовое насильственное устранение из человеческой популяции тех, кто в данном обществе воспринимаются, по тем или иным мотивам, как нежелательные.

Исторический аспект

Древний мир

Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности.

В Спарте детей, которые признаны неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, - живьём сбрасывали в пропасть (хотя греческий профессор Теодорос Пициос в 2007 г. оспаривал это, основываясь на результаты проводимых им археологических исследованиях).

Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. С другой стороны, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.

Рождение понятия «евгеника»

Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1883 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869).

В 1883 Гальтон году ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека.

Гальтон был расистом и считал африканцев неполноценными. В своей книге «Тропическая Южная Африка» он написал: «Эти дикари напрашиваются на рабство. У них, вообще говоря, отсутствует независимость, они идут за хозяином, как спаниель».
Слабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благородным вариететам человечества….
Гальтон
Он также считал, что бедные и больные недостойны иметь потомство.

В этот же период были сформированы основные идеи социального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин «евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»). В 1904 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы».

Позже Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

XX век

Евгенические теории получили широкое распространение в научных кругах разных стран, а в некоторых - евгеника утвердилась и на государственном уровне: и их правительства стали применять её для „улучшения человеческих качеств“. Там те, кто признаны вредными для общества (бродяги, алкоголики, «половые извращенцы»), подлежат обязательной стерилизации.

Подобные же программы осуществлялись в 1920-1950 гг. и в ряде штатов США.

На Международном Конгрессе по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил следующее:

«Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания.».

В некоторых штатах США для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, возможность замены пожизненного заключения добровольной кастрацией предусмотрена и до настоящего времени.

В этом случае кастрация выполняет одновременно как карательную, так превентивную роль.

В Европе такая кастрация была впервые осуществлёна в 1925 году в Дании, по решению суда.

С 1934 по 1976 программа насильственной стерилизации «неполноценных» осуществлялась в Швеции.

Схожие законы действовали в Норвегии и Финляндии, а также Эстонии и Швейцарии.

В нацистской Германии (1933-1945) принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане, уроды, душевно больные, гомосексуалисты, коммунисты и т.д. Затем было принято решение о большей сообразности их физического уничтожения.

Нацистские евгенические программы сначала проводились в рамках государственной программы „предотвращения вырождения немецкого народа как представителя арийской расы“, а впоследствии - и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»:

Программа эвтаназии Т-4 - уничтожение психических больных, и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных.
Уничтожение гомосексуалистов
Лебенсборн - Зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков.
«Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение)
План «Ост» - Захват восточных территорий и «сокращение» местного населения, как относящегося к низшей расе.

Евгеника и современность

По мнению генетика С.М. Гершензона, в связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности, евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.

«Сейчас евгеника - это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед».

Дискуссия вокруг евгеники

Доводы «За»

В развитых странах на практике растет т.н. генетический груз. В т.ч. это результат сохранения маложизнеспособных особей (например, при переводе беременных в режим «на сохранение». При естественном процессе беременности часть возникших мутационных нарушений отсеиваются за счет выкидышей; а при искусственном поддержании такой беременности - происходит также и сохранение отрицательного фактора (т.е. вызывающего то самое естественное отторжение).

Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям. В связи с этими факторами концепция евгеники в отношении человека сегодня более актуальна, нежели 100 лет назад.

Способом сокращения генетического груза, помимо аборта, основанного на результатах анализов, в том числе амниотической жидкости, является превентивное консультирование родителей в медико-генетических центрах.

Евгенические принципы сегодня частично реализуется в рекомендациях к желательной/нежелательной беременности - пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, являются методы искусственного оплодотворения, а также институт усыновления.

Доводы «Против»

Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в нацистской Германии, после Второй мировой войны был «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее существовал ряд региональных и национальных правительств, которые поддерживали евгенические программы до 1970-х годов.

Пренатальная диагностика

Пренатальная диагностика позволяет установить наличие у развивающегося плода широкого спектра наследственных заболеваний или хромосомных аберраций и может способствовать отрицательной евгенике, если родители по результатам диагностики решат прервать беременность.

В настоящее время в ряде стран уже доступна пренатальная (т.е дородовая) диагностика эмбриона, развившегося в результате искусственного оплодотворения (при числе клеток около 10). Определяется наличие маркеров около 6000 наследственных заболеваний, после чего решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Это позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее рисковавшим из-за высокого риска наследственных заболеваний. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что практика вмешательства в природное разнообразие генов несёт в себе определённые скрытые риски. Тем не менее эти методы разработаны не для улучшения генофонда человека, а для помощи отдельным парам в осуществлении их желания иметь ребенка.

Возможности современной науки для улучшения человеческого генофонда

В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине - генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней. Однако в настоящее время во всех странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой линии (половые клетки и их предшественники). Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества (то есть актуальность негативной евгеники) существенно снизится или полностью исчезнет.

Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.

О возможностях этого направления говорят результаты последних опытов по улучшению генома мышей:

Существенное улучшение некоторых видов памяти
улучшение цветового зрения
существенное продление периода активной молодости
усиление регенерации тканей
увеличение физической силы и выносливости
снижение риска раковых заболеваний
снижение риска ожирения

Конвенция о биомедицине и правах человека

Страны - члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых стран и не только развитых), поддерживая Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года.
Статья 11 (Запрет дискриминации) конвенции гласит: Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица.
Статья 13 (Вмешательства в геном человека) гласит: Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека.
Статья 18 (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro») гласит:
В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов.
Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях.

Существующие международные документы, по данной теме:

Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, ЮНЕСКО, 1997
Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1997) и дополнительные протоколы к ней: о запрете клонирования человека, о трансплантологии и биомедицинских исследованиях.
Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, ЮНЕСКО, 2005
Декларация о клонировании человека, ООН, 2005
Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (1964 года, с последней редакцией 2000 года) «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека».
Кроме того в рамках Европейского союза евгеника запрещена в соответствии с хартией основных прав Европейского союза, (Ницца, 7 декабря 2000 года). Ст. 3 Хартии предусматривает «запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека».

Контрольная работа

Евгеника как наука


Введение


Человечество всегда стремилось стать лучше. Каждый маленький шаг человека направлен на то, чтобы стать быстрее, выше, сильнее, умнее, здоровее, богаче, красивее и т.д. Это естественное желание - хотеть стать лучшей версией себя. Это желание переработалось в теории и основало такое учение, как евгеника.

Под евгеникой подразумевают искусственное улучшение пород и видов, включая человеческий вид. В научном понимании это социальное управление эволюцией человека. Считается, что такая практика оказалась научно некорректной и социально вредной.

Сейчас евгеника - это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед.

В последние десятилетия многие из основных предпосылок евгеники были научно дискредитированы, и евгеническое движение потеряло свое влияние (хотя у него и остались отдельные приверженцы). В то же время благодаря современным достижениям медико-биологических наук и технологий некоторые цели евгеники были частично достигнуты.

В данной работе мы раскроем понятие евгеники, основные принципы и виды этого учения. Узнаем, как развивалась эта мысль, какие формы принимала и в какой форме дошла до нас.


1.Понятие и сущность евгеники


Евгеника (от греческого «eugenes» - хорошего рода) - учение о предупреждении возможного ухудшения наследственных качеств человека, а в перспективе - об условиях и методах влияния на совершенствование этих качеств.

Термин «евгеника» впервые предложен английским биологом Ф. Гальтоном в книге «Наследственность таланта, его законы и последствия» (1969). Несмотря на то, что прогрессивные ученые ставили перед евгеникой гуманные цели, ею нередко прикрывались реакционеры и расисты, которые, основываясь на ложных представлениях о будто бы неполноценности отдельных рас, народов и социальных групп. Они, опираясь на националистические и классовые предрассудки, оправдывали расовую, национальную и классовую дискриминацию.

Вокруг евгеники ведутся острые идеологические споры. Некоторые ученые полагают, что само понятие «евгеника» несовместимо с научным мировоззрением. Другие считают, что содержание евгеники, ее задачи и наиболее разумные средства их достижения отойдут к генетике человека, антропогенетике и медицинской генетике.

Науки, изучающие наследственность и изменчивость признаков человеческого организма, показали, что разнообразие людей связано как с их наследственными задатками, так и с условиями существования (природно-климатическими, социально-экономическими, культурными и др.). изучение однояйцевых близнецов, в частности их психического развития, а также генеалогические наблюдения свидетельствуют о том, что наследственность играет большую, но отнюдь не исключительную роль в определении психических, в том числе умственных, способностей человека. Если его морфологические признаки определяются преимущественно наследственностью, то на его психические особенности и поведение сильное влияние оказывает также окружающая среда и социальные условия: воспитание, образование, трудовая деятельность, воздействие коллектива, общества и др.

Многое в этом направлении может сделать медицинская генетика, в задачи которой входят как изучение действия мутагенов - химических, радиационных и др. факторов окружающей среды, повреждающих наследственные структуры в половых клетках человека, так и предупреждение (в т.ч. и путем оздоровления среды обитания) вредных мутаций, угрожающих здоровью будущих поколений. Проявлению вредных мутаций особенно способствуют браки между родственниками, т.к. при этом резко возрастает вероятность получения от обоих родителей обычно подавляемого (рецессивного) вредного признака. Этим объясняется то, что в изолированных человеческих группах (изолятах), где, как правило, близкородственные браки случаются чаще, повышается процент наследственных заболеваний и уродств. Вредные последствия близкородственных браков были замечены еще в древности, что и привело к их осуждению, запрещению обычаями, а впоследствии и юридическому. Предупреждению распространения вредных мутаций и их комбинаций путем ограничения брака между носителями подобных мутаций служат медико-генетические консультации, цель которых предусмотреть возможности проявления вредной наследственности у потомства людей, вступающих в брак. Достаточно точные предсказания в этом смысле уже могут быть сделаны для многих наследственных болезней, например гемофилии, цветовой слепоты и др. Это предохранительные (превентивные) методы, предотвращающие ухудшение наследственных качеств человека. На более высоком уровне развития науки в перспективе не исключена возможность применения разумного, нравственно и социально оправданного воздействия на человеческий род. Высокоодаренные люди составляют бесценное богатство общества, одно из условий его прогресса, и вопрос о возможностях их выявления, условия воспитания и образования не может не привлекать внимания ученых. Все это требует дальнейших углубленных исследований и по генетике человека со все более широким применением методов и достижений молекулярной генетики.


История евгеники


Все люди несовершенны. Уже в раннем возрасте можно заметить - одни дети одарены здоровьем, но слабы интеллектом, другие не могут похвастаться физической красотой и крепостью, но опережают сверстников в умственном развитии. Поэтому когда встречается человек, сочетающий в себе и красоту, и силу, и интеллект, и нравственность, - он кажется каким-то чудом природы. У окружающих такие люди вызывают разные чувства - у кого восхищение, у кого и зависть. А вот ученые уже много лет назад стали задумываться о том, каким образом, в силу каких причин появляются на свет такие редкие, всесторонне одаренные люди. И нельзя ли сделать так, чтобы их в человеческом обществе становилось все больше и больше?

Первый, кто поставил перед собой этот вопрос, был Фрэнсис Гальтон - двоюродный брат Чарльза Дарвина. Аристократ по происхождению, Гальтон занялся изучением родословных прославленных аристократических семейств Англии. Его задача была - установить закономерности наследования таланта, интеллектуальной одаренности, физического совершенства. Гальтон считал, что если для получения новой породы необходим отбор лучших животных-производителей, то тех же результатов можно добиться и целенаправленным подбором семейных пар. Лучшие должны выбирать лучших, чтобы в результате рождались здоровые, красивые, одаренные дети. Гальтон предлагал создавать особые условия для "размножения генов" выдающихся людей из аристократических семей. Таково начало евгеники.

Независимо от Гальтона в России врач В.М. Флоринский пришел к той же идее - человечество должно улучшать свою "породу", постепенно становиться более разумным, красивым, талантливым. В 1866 году Флоринский опубликовал труд "Усовершенствование и вырождение человеческого рода", в котором обосновал свое мнение.

Однако то, о чем мечтали Гальтон и Флоринский, - это лишь лицевая сторона медали. Есть и оборотная сторона, которая сыграла, пожалуй, главную роль в судьбе евгеники.

Любой селекционер знает: чтобы создать новую породу с улучшенными свойствами, нужно выбраковывать примерно 95 процентов животных. Худшие не должны участвовать в размножении - таков принцип любого отбора. И вот тут евгеника напрямую сталкивается с неразрешимыми проблемами, лежащими в области человеческой этики и морали.

То, что предлагал для улучшения человеческого рода Гальтон, впоследствии получило название позитивной евгеники. Но очень скоро образовалось и другое течение - негативная евгеника. Ее приверженцы считали, что необходимо препятствовать появлению детей у людей с умственными и физическими недостатками, у алкоголиков, наркоманов, преступников. Негативная евгеника с самого начала вызывала критику. Ведь такого рода "отбор" проводился еще в древней Спарте, где уничтожали слабых и больных детей. Результат известен - Спарта не дала ни одного выдающегося мыслителя, художника, артиста, но прославилась сильными и отважными воинами.

История знает немало примеров, когда великие люди имели физические недостатки или страдали от тяжелых наследственных болезней, в том числе и психических.

Более того, известно, что некоторые психические болезни, развитие которых связано с тонкой, уязвимой душевной организацией, генетически связаны с одаренностью в музыке, математике, поэзии.

Наследование того или иного признака, приводящего к развитию заболевания, - это все-таки вероятностный процесс, и предсказать его нельзя. Например, ребенок может "получить" ген, обусловливающий патологию сосудов, от больного отца, а может и от здоровой матери. И наоборот, родители могут быть совершенно здоровы, но иметь гены, определяющие развитие болезни, - у них эти гены находятся в скрытом, или, как говорят генетики, в рецессивном состоянии. Проявятся ли эти гены у их потомства или нет - дело случая. Все зависит от возможных сочетаний генов, их взаимодействия друг с другом и, конечно, от социальных условий, воспитания, психологической обстановки, в какой-то степени от удачи.

Возражения ученых против негативной евгеники не убедили ее сторонников. Не остановил их и другой вопрос, уже из области морали: а судьи кто? В самом деле, кто должен решать, что одно отклонение от нормы недопустимо, а другое вполне приемлемо для будущего?

Тем не менее, в 1915-1916 годах в 25 американских штатах были приняты законы о принудительной стерилизации психически больных, преступников, наркоманов. Подобные законы существовали и в странах Скандинавии, и в Эстонии. Своего апогея негативная евгеника достигла в фашистской Германии. В 1933 году, например, в Германии было стерилизовано 56244 психически больных. Нацисты считали, что внутри человечества должно образоваться ядро "высокосортных" личностей, которые и будут принимать участие в формировании будущей человеческой расы. Все остальные - слабые, больные, увечные, просто не отвечающие стандарту - должны быть либо уничтожены, либо стерилизованы. Что получилось из этой теории на практике, всем хорошо известно.

В некоторых странах, однако, евгеника пошла другим путем. В Англии был принят ряд мер для поощрения многодетности у людей англосаксонской расы и создания благоприятных условий для воспитания и развития одаренных детей.

В Советском Союзе в 1920-1921 годах было создано Русское евгеническое общество. Общество выпускало специальное издание по евгенике - "Русский евгенический журнал". В нем печатались видные ученые-генетики того времени - Н.К. Кольцов, А.С. Серебровский, А.И. Филипченко. В журнале можно было найти исследования родословных известных дворянских семей, например, Аксаковых, Тургеневых. Многие статьи фактически заложили основы генетики человека и медицинской генетики в нашей стране.

Однако вскоре стали выявляться противоречия евгеники, которые, видимо, от нее неотделимы. Н.К. Кольцов, например, считал, что евгеника - это утопия, но она будет "религией будущего века". А.С. Серебровский предлагал для улучшения человеческого рода отделить деторождение от любви, практиковать искусственное осеменение. Эти идеи ученых вызвали резкую критику, и в 1929 году Русское евгеническое общество прекратило свое существование, и "Русский евгенический журнал" перестал выходить.

В послевоенные годы интерес к евгенике упал, но в конце ХХ века начал возрождаться снова.


3.Виды евгеники


Различают позитивную и негативную евгенику.

Цель позитивной евгеники - содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, иногда - высокий интеллект).

Цель негативной евгеники - прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают физически или умственно неполноценными.

«Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г. отвергало негативную евгенику и стало заниматься проблемами евгеники позитивной.

Грань между негативной и позитивной евгеникой условна, и основные мировые религии в настоящее время отвергают оба вида евгеники. В Китае, Индии широко практикуют диагностику пола плода и часто абортируют девочек. Например, по данным индийско-канадских исследований, примерно 500 тыс. нерожденных девочек абортируются в Индии каждый год. «В этой стране приходится 927 девочек на каждых 1000 мальчиков в возрасте до 6 лет. В мире это соотношение в среднем составляет 1050 девочек к 1000 мальчиков». Тем самым нарушается естественное соотношение мальчиков и девочек, что приводит к негативным последствиям для общества. Это скорее можно назвать негативной евгеникой - искусственным устранением из популяции людей, которые в данном социуме воспринимаются, как нежелательные.


4. Проблемы евгеники


Какова природа наследственности, которую евгеника стремится изменить? Насколько успешно и какими способами можно ее изменить? На какие цели должна ориентироваться евгеника?

Мы знаем, что вначале каждый индивид представляет собой оплодотворенную яйцеклетку, при развитии которой помимо индивидуальных особенностей формируются признаки, общие для всех членов данного вида, расы и семьи. Таким образом, оплодотворенное яйцо обладает потенциальной возможностью и способностью развиваться в определенном направлении, но в пределах ограничений, налагаемых окружающей средой. Значит, мы должны понять, во-первых, механизм наследственности (т.е. каким способом оплодотворенное яйцо реализует свои возможности) и, во-вторых, относительное влияние наследственности и среды на формирование признаков индивида.

Что касается наследственности, то генетика учит нас, что наследственность определяется генами. Эти наследственные единицы в одинаковом числе присутствуют в обеих половых клетках (яйцеклетке и сперматозоиде), которые объединяются при оплодотворении. Таким образом, наследственность формируется двумя родителями. Существенно, что каждому гену, унаследованному от матери, соответствует аналогичный ген, унаследованный от отца. В таких парах гены не всегда одинаковы, так как в результате редких, но необратимых изменений, называемых мутациями, возникают их новые варианты. Когда парные гены различаются (состояние, обозначаемое как гетерозиготное), один из них, называемый доминантным, оказывает решающее воздействие на определяемый признак; проявление второго гена - рецессивного - будет скрыто, хотя он без изменений передается из поколения в поколение. Каждый индивид обладает, по-видимому, многими рецессивными генами, однако в большинстве своем они не проявляются. Значение такого положения для евгеники совершенно ясно: существенная часть генов любого человека, и соответственно всей популяции, скрыта, и в отношении их евгенические меры должны предприниматься вслепую.

Многие признаки, в частности интеллект, определяются не двумя генами, а особой комбинацией доминантных генов (из разных пар), возможно, вместе с некоторыми гомозиготными рецессивными генами. Эти комбинации очень редко наследуются целиком и в неизменном виде по той причине, что индивид наследует не все гены от одного родителя, а только половину от каждого, точнее по одному гену из каждой пары генов родителя. Выбор определенного гена из каждой пары случаен. Гены, локализованные в различных хромосомных парах, отбираются по воле случая и, даже находясь в одной паре хромосом, могут быть частично рекомбинированы. Поэтому чем большее число генов определяет данный признак, тем меньше вероятность передачи их конкретной комбинации в неизменном виде следующему поколению. Почти все комбинации распадаются в процессе созревания половых клеток, и при объединении яйцеклетки и сперматозоида формируются новые сочетания. Данная пересортировка и рекомбинация генов имеют совершенно особое значение для евгеники, так как большая часть социально значимых характеристик человека зависит от многих генов, комбинации которых не могут быть сохранены независимо от того, хороши они или плохи. Более того, определенный ген, дающий в большинстве сочетаний неблагоприятный эффект, в каком-то одном сочетании может быть благоприятным, и наоборот. Очень редко мы можем оценить полное действие гена; судить о нем приходится по итоговому результату взаимодействия генов.

Гальтон был первым, кто попытался оценить относительное влияние наследственности и окружающей среды на формирование отдельных признаков индивида. Исследование семейных случаев гениальности и особых талантов убедило его в том, что «природа преобладает над влиянием воспитания в тех случаях, когда воспитание не сильно различается у сравниваемых людей, когда различия условий воспитания не превышают тех, что обычно имеют место между людьми одного общественного положения в одной и той же стране. Последующие исследования подтвердили такое заключение. Особенно это касается монозиготных, т.н. идентичных, близнецов, развивающихся из одного оплодотворенного яйца и потому имеющих идентичную наследственность. Было показано, что даже когда близнецов разлучают в раннем детстве, они остаются поразительно похожими. Это сходство сильнее всего проявляется в физических признаках (цвет глаз и волос, группа крови, облысение и др.), которые фактически идентичны у близнецов этого типа.

Наследование умственных способностей стало интенсивно изучаться после того, как были разработаны стандартные тесты оценки интеллекта. Однояйцовые близнецы показывают очень близкие результаты. Если один из пары близнецов умственно отсталый, то в 88% случаев и второй тоже. Среди разнояйцовых близнецов совпадение по этому признаку встречается всего в 7%. Одинаковые внешние условия имеют примерно тот же вес в достижении сходных показателей интеллекта, что и генетические различия между разнояйцовыми и однояйцовыми близнецами. Из 20 пар однояйцовых близнецов, воспитанных порознь, десять пар практически не различались, шесть пар различались в пределах 7-12 единиц IQ и четыре пары - в пределах 15-24 единиц. Последняя цифра получена у пары близнецов, из которых один учился на 13 лет больше, чем другой. Таким образом, никаких значительных различий не было найдено между идентичными близнецами, воспитанными порознь, исключая случаи, когда имелась очень большая разница в продолжительности образования и культурном уровне семей.

В целом, проведенные на близнецах исследования показывают, что сходство наследственных задатков, как правило, ведет к сходным характеристикам, если только индивиды не подвергаются воздействию совершенно различных условий внешней среды. Лишь чрезвычайно тщательно поставленные эксперименты могли бы установить, способно ли данное конкретное отличие внешних условий воздействовать на данный признак или нет; такие связи необходимо устанавливать для каждого признака отдельно. В формировании признаков индивида эффект среды сложным образом переплетается с воздействием генетических факторов.


5. Генетические изменения


Евгенику интересует, прежде всего, частота определенных признаков в данной популяции и соответственно специфических генов, определяющих эти признаки или влияющих на их формирование. Исследование эволюционных процессов показало, что генные частоты изменяются под воздействием четырех основных факторов: 1) мутаций; 2) естественного или искусственного отбора; 3) случая; 4) изоляции или, наоборот, миграции.

В результате мутаций появляются новые варианты генов, без которых не может быть длительного процесса эволюционных изменений, ни евгенических, ни каких-либо иных. Мутация специфического гена обычно происходит очень редко. Для нескольких генов человека определены частоты мутаций; их средняя величина равна примерно 1:50 000 в поколение. Это означает, что, например, в популяции численностью 50 000 человек один человек будет иметь ген гемофилии, не унаследованный от родителей, а возникший в результате мутации гена, определяющего нормальную свертываемость крови. Поэтому, если не найти способа предотвращения данной мутации, никакие меры по удалению гена из популяции не будут успешными. В лучшем случае его частота может быть снижена до уровня частоты мутаций. Следовательно, полностью избавиться от гемофилии нельзя; ее нижний предел определен частотой мутации 1:50 000.

Носители неблагоприятных наследственных признаков реже, чем в норме, достигают зрелого возраста и имеют потомство; либо они, достигнув зрелости, имеют меньше потомков из-за безбрачия или стерильности. В любом из этих случаев частота соответствующих генов в следующем поколении уменьшается. Однако при этом утрачиваются и многие благоприятные гены, так как отбор выбраковывает индивидов, т.е. весь набор генов, а не только тот ген, который приносит наибольший вред.

Скорость уменьшения частоты гена под действием отбора зависит от процента людей в популяции, у которых данный ген проявился. Например, если полностью доминантный ген снижает жизнеспособность в два раза (и соответственно передается следующему поколению вдвое реже, чем нормальный), то через 20 поколений, или примерно через 500 лет, его частота будет в 1 млн. раз меньше первоначальной и в конечном итоге почти несомненно достигнет такого уровня, когда она будет поддерживаться только вновь возникающими мутациями. Как следствие любой вредный доминантный признак в результате естественного отбора будет очень редок, так что не имеет смысла бороться с ним евгеническими мерами.

Случайные изменения генных частот и эффект изоляции не имеют в наше время существенного значения, так как заметны только в малых популяциях, где даже вредный ген может случайно распространиться, а благоприятный элиминироваться. В малых популяциях наблюдается также более близкая степень родства между вступающими в брак. Сам по себе такой инбридинг не меняет частоты генов, но увеличивает пропорцию гомозигот, вследствие чего рецессивные гены оказываются полем действия отбора. Инбридинг не приносит вреда, если линия не имеет вредных рецессивных генов. Начиная со средних веков происходит слияние малых популяций в большие; наряду с этим миграционные процессы, приобретшие в 20 в. невиданный размах, ведут к смешению разнообразных популяций. В результате значительная часть рецессивных генов перешла в гетерозиготное состояние и не испытывает давления отбора, а потому может значительно увеличивать свою частоту.

Создав общественную среду, человечество невольно сгладило жесткость естественного отбора. Цена, которую нам в конечном счете придется заплатить за успехи современной медицины, - это увеличение частоты ряда неблагоприятных генов, чье действие мы научились смягчать. Многие тысячи больных сахарным диабетом, ранее обреченных на смерть в детстве, теперь спасены инсулином, могут вести сравнительно нормальную жизнь и передать своим потомкам гены, ответственные за это заболевание. Близорукость тоже не является в наши дни существенным для жизни недостатком. Наверное, никто не хотел бы восстановить обратную картину, но медицина сама постоянно увеличивает бремя, которое ей приходится нести.


6. Евгеника и этические нормы


Как бы ни были гуманны побудительные мотивы евгеники - сделать человечество более здоровым, красивым, одаренным и, в конечном счете, более счастливым, - в самой ее сути есть какой-то изъян. Она не вписывается в сложную структуру человеческого общества, сотканного из противоречий не только биологических, но и юридических, социальных, психологических, религиозных.

Ведь всякое усовершенствование, так или иначе, начинается с разделения на плохое и хорошее, жизнеспособное и слабое, талантливое и бездарное. Разделение - а потом отбор, выбраковка не отвечающих тем или иным требованиям вариантов. На уровне человеческого общества такой отбор неизбежно означает дискриминацию.

С точки зрения чистой науки евгеника в своих посылках тоже содержит изъяны. Например, ее основная задача - изменение соотношения вредных и полезных признаков в сторону полезных. В самом деле, в некоторых случаях можно сказать, что есть "вредные" разновидности генов и "полезные". Однако, по самым оптимистическим подсчетам генетиков, за 200-300 лет можно было бы увеличить число "полезных" генов в человеческой популяции всего лишь на сотые доли процента.

Бесполезность отбраковки "вредных" генов показали и эксперименты нацистов: в свое время в фашистской Германии были практически уничтожены психические больные, и сначала действительно рождалось меньше детей с отклонениями. Но прошло 40-50 лет, и сейчас процент психических больных в Германии такой же, какой был раньше. Другой камень преткновения - евгеника пытается контролировать сложные поведенческие признаки людей, интеллект и одаренность, которые определяются большим числом генов. Характер их наследования очень сложен. К тому же в развитии таланта и интеллекта большую роль играют культура, язык, условия воспитания. Все это передается ребенку не через гены, а с помощью общения с близкими людьми и учителями. Не стоит забывать и о том, что талант - это не присутствие каких-то особых генов, а, как правило, их уникальное, удивительное сочетание, которое не повторяется в поколениях. Кроме сочетания генов талант определяется еще множеством причин, среди которых немалую роль играет и судьба человека, его окружение, образование и, конечно, момент удачи, хотя с этим можно и не согласиться. Скорее всего, человечество расстанется с соблазнами евгеники. Альтернативой могло бы стать широкое распространение знаний о наследственных болезнях и развитие сети медико-генетических консультаций, с помощью которых уже сейчас во многих случаях можно избежать рождения детей с тяжелыми генетическими болезнями.

Заключение


Евгеника - термин, созданный Фрэнсисом Гальтоном в 1883 году для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека. Со временем слово «евгеника» стало применяться именно в последнем смысле. Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

Различают позитивную и негативную евгенику. Цель позитивной евгеники - увеличение воспроизводства индивидов с признаками, которые могут рассматриваться как ценные для общества, - такими, как высокий интеллект и хорошее физическое развитие или биологическая приспособленность. Негативная евгеника стремится уменьшить воспроизводство тех, кого можно считать недоразвитыми умственно или физически или развитыми ниже среднего.

В последние десятилетия многие из основных предпосылок евгеники были научно дискредитированы, и евгеническое движение потеряло свое влияние как общественная сила (хотя у него и остались отдельные приверженцы). В то же время благодаря современным достижениям медико-биологических наук и технологий некоторые цели евгеники были частично достигнуты.


Список литературы

евгеника наука наследственность

1.Глэд Д. Будущая эволюция человека. Евгеника XXI века // Захаров, 2005.

2.Гнатик Е.Н. Философские проблемы евгеники: история и современность // Вопросы философии, №6, 2005.

Хен Ю.В. Теория и практика усовершенствование человеческой породы // Вопросы философии,№5, 2006.

Юдин Б.Г. Мораль и генетика // Экология и жизнь, №8, 2005.

Евгеника - [Электронный ресурс]. URL: http://traditio-ru.org/wiki/Евгеника (дата обращения: 04.06.2014)

Евгеника: Наука будущего или Бесчеловечный эксперимент? - [Электронный ресурс]. URL: http://moikompas.ru/compas/eugenics (дата обращения: 04.06.2014)


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Владимир ДОРОХОВ

Специально для «Аналитической газеты «Секретные исследования», №11, 2015

Евгеника (от греч. еugenеs – «хорошего рода») – учение о путях улучшения наследственных свойств человека. В США евгеника должна была служить социальным задачам, искоренить алкоголизм, проституцию, наследственные психические заболевания. В Советском Союзе акцент был сделан на формировании новой человеческой генерации, «хомо советикус». В Германии Третий Рейх явил генетику, имевшую мистическую окраску и направленную на уничтожение «детей тьмы» в лице представителей низших, неарийских рас. В разных странах преследовались различные цели. Это были совершенно разные ипостаси одного научного феномена.

Евгеника в современном ее понимании зародилась в Англии, ее «отцом» был Фрэнсис Гальтон – двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника». Он намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Однако евгеническая практика существовала за много веков до Гальтона. В IV веке до н.э. Платон в своем «Государстве» поставил ряд евгенических вопросов в духе Гальтона, проповедуя как позитивную евгенику, стимулирование рождаемости лучших одаренных, так и негативную, ограничение рождаемости тех, кого сочтут низшими.

Ликург тремя веками раньше первым воплотил это в своей реформе спартанского общества. Государство в лице высших советников (эфоров) решало, кто не достоин принадлежать к «обществу равных». Детоубийство не было чуждо ни греческому, ни римскому обществу. Сенека соглашался с тем, что «мы уничтожаем уродливое потомство и топим слабых и ненормальных новорожденных». Таким образом, государство присвоило себе функции «отца семейства», который в Афинах и Риме строго осуществлял эти евгенические меры в своем семейном клане: в клан принимали особо одаренных людей, а бездарных выгоняли. Аборты и убийства детей матерями осуждались не по моральным причинам, а потому что этим нарушалось неотъемлемое право главы семьи.

Что такое наследственность, в древности понимали плохо и постоянно спорили, от чего оно зависит. В рациональной медицине Гиппократа в V веке до н.э. появляется идея панспермии, получившая широкое распространение в греческом мире. Она делала возможным предположение о прогрессивном улучшении народа на основе отбора для размножения лучших экземпляров.

Согласно Платону, «семя происходит из всех частей тела, из здоровых – здоровое, из больных – больное. Поэтому, как правило, у лысых отцов рождаются лысые сыновья, у отцов с голубыми глазами – сыновья с голубыми глазами, у косых отцов – косые сыновья; то же относится и к остальной фигуре».

Идеи о наследственности продолжали проповедовать и в позднем средневековье, что привело к развитию учения о темпераментах, согласно которому характер и психические способности зависят от того, какой из четырех основных темпераментов преобладает: холерический, флегматический, сангвинический или меланхолический.

Это лишь несколько примеров из множества евгенических проектов, осуществлявшихся на протяжении истории человечества. Евгеническая программа Гальтона была быстро признана викторианским обществом в конце ХIХ в., а позже и всем миром. Она включала в себя не только предшествующие попытки достижения сходных целей, но и огромное количество не связанных между собой факторов.

Евгеника в США

В начале ХХ в. более ранние эмигранты из Северной Европы увидели, что их захлестывают волны переселенцев с европейского востока и юга. Это для американского общества выглядело как явная угроза того, что смешение с индейцами и неграми приведет к снижению среднего интеллектуального уровня американцев и к распространению различных пороков, таких как алкоголизм, преступность и проституция.

Американская евгеника в большей мере основывалась на широком и произвольном использовании тестов интеллекта, разработанных Альфредом Бене для определения «умственного уровня, которого может достичь каждый индивидуум в зависимости от типа хромосом в зародышевых клетках». На основе этих тестов были разработаны строгие законы об иммиграции, особенно после принятия «Акта об иммиграции», который строго ограничивал въезд лиц, не принадлежащих к «нордической расе», и вводил программы насильственной стерилизации наследственно дефективных.

К 1914 г. такие законы действовали уже в 12 штатах. Известно, что в штате Индиана по данным на июль 1911 г. было проведено 875 операций стерилизации. В Калифорнии с ноября 1910 г. по лето 1912 г. стерилизации подверглось 268 чел. Однако в декабре 1921 г. в штате Индиана операции по стерилизации были запрещены как «жестокая, несовместимая с основами конституции карательная мера». По названию этого штата стала именоваться широко обсуждаемая в 1920-е гг. идея лишения человека способности производить потомство (отсюда стерилизация иногда называется «индийской идеей»). К 1924 г. в США насчитывалось 3000 принудительно стерилизованных.

Институт Карнеги стоял у колыбели американского движения евгеников, создав лабораторный комплекс в Колд-Спринг-Харбор на Лонг-Айленде. Здесь хранились миллионы карточек с данными простых американцев, позволявших планировать методичную ликвидацию семей, кланов и целых народов. Из Колд-Спринг-Харбор сторонники евгеники вели агитацию среди американских законодателей, социальных служб и ассоциаций страны.

После того, как евгеника укрепилась в США, была проведена кампания по ее насаждению в Германии. В немалой степени этому способствовали калифорнийские евгеники, которые публиковали буклеты, идеализирующие стерилизацию, и распространяли их среди немецких чиновников и ученых. На заре существования Третьего Рейха американские евгеники приветствовали достижения Гитлера и его планы, как логическое завершение своих многолетних исследований.

Калифорнийские евгеники переиздавали материалы с нацистской пропагандой для распространения ее в Америке. Они также устраивали нацистские научные выставки, например, выставка в Художественном музее округа Лос-Анджелес в августе 1934 г. Кроме предоставления плана действий, Америка финансировала научные институты, занимающиеся вопросами евгеники в Германии.

После Второй мировой войны оказалось, что евгеников в США не существует и никогда не было. Биографы знаменитостей и политиков не упоминали о заинтересованности своих «героев» в этой философии, а иногда совсем о ней не вспоминали. Евгеника перестала быть учебным предметом в колледжах, хотя некоторые утверждают, что ее идеи продолжают существовать в измененном виде.

Евгеника в России и СССР

Термин «евгеника» стал общеупотребительным в России, начиная с 1915 г. «Наследственный гений» Фрэнсиса Гальтона был переведен сорока годами раньше, и новые идеи западной медицины и биологии постепенно овладевали умами в конце XIX – начале ХХ вв., как и теория эволюции Дарвина, о которой много спорили.

Многие работы российских психиатров и неврологов были посвящены проблемам вырождения: сумасшествия, преступности, психопатологии и алкоголизма. Революция 1917 г. и последовавшая за ней гражданская война стали решающим периодом для молодых исследователей. Новый режим был уверен, что ему удастся улучшить условия человеческой жизни, благодаря научному прогрессу. Материализм и марксистская научность ни в чем не противоречили евгеническому идеалу.

В ноябре 1920 г. было создано «Российское евгеническое общество», председателем которого стал Кольцов. В том же году начал выходить «Русский евгенический журнал»; он выходил три раза в год до начала 30-х гг. В этом журнале поднимались те же темы, которыми занимались западные евгеники: демография, преступность, стерилизация, анализ наследственности душевных и нервных заболеваний (шизофрении, маниакально-депрессивных психозов), эпилепсии, алкоголизма, сифилиса и склонности к насилию, практическая организация статистического и антропологического анализа и т.д.

Вскоре ученые раскололись. Одни, как например Кольцов, не стеснялись публиковать статьи о «высшем разуме» членов партии и необходимости передачи ими этого «высшего разума» многочисленному потомству. Другие, как Филипченко, который впервые был исключен из евгенического движения в 1926 г., настаивали на изучении генеалогии буржуазной элиты старого режима.

В середине 20-х гг. новое поколение ученых-марксистов (Волоцкий, Серебровский) вознамерилось превратить евгенику в чисто большевистскую науку. На повестке дня стояли три пункта: стерилизация, улучшение гигиенических условий и увеличение плодовитости «выдающихся» личностей. В 1923 г. Волоцкий опубликовал книгу «Поднятие жизненных сил расы», в которой он призывал Советскую Россию срочно принять программу стерилизации. Его предложение было враждебно встречено некоторыми учеными, объединившимися вокруг Филипченко в Ленинграде. В конечном счете, не моральные, а демографические аргументы заставили советские власти отказаться от стерилизации, в стране смертность превысила рождаемость, так что евгенические меры были не ко времени.

В 1926 г. генетик А.С. Серебровский основал вместе с Соломоном Левитом «Бюро человеческого здоровья и наследственности». С этой целью Серебровский предлагал создать банк спермы и развернуть широкую программу искусственного осеменения: «Один талантливый и эффективный производитель может, таким образом, иметь 1000 детей. В таких условиях человеческий отбор сделает скачок вперед».

Но евгеническая программа натолкнулась на первую пятилетку (1929 – 1933), когда у власти укрепился Сталин. Это была эпоха сплошной индустриализации и коллективизации страны, первых политических процессов, организованного голода, опеки над наукой и дискредитации буржуазных специалистов. Евгеническое общество было распущено в 1930 г.

В «Большой советской энциклопедии» в 1931 г. евгеника названа «буржуазной наукой», подозреваемой в «фашизме». Евгеническое общество исчезло, уступив место «Лаборатории расовых исследований», основанной в Москве в марте 1931 г. Эта лаборатория наметила ряд исследовательских программ совместно с немецкими учеными, которые посылали свои экспедиции в Закавказье. Примечательный факт: в марте 1933 г. гитлеровский режим разрешил продолжить германо-советское сотрудничество, одобренное в апреле и советским Наркомздравом. Лишь в 1938 г. немцы отозвали своих ученых. Помимо этого союза двух режимов в области расологии советская евгеника пережила сталинские реформы, изменив название. Она стала «медицинской генетикой».

Евгеника в Германии

В нацистской Германии закон «О предотвращении появления потомства с наследственными болезнями», вступивший в силу 14 июля 1933 г., был принят в сочетании с евгенической программой «Лебенсборн» (Источник жизни), которую продвигал Гиммлер. Путем отбора образованных арийцев для размножения и воспитания он хотел воспитать будущих руководителей Третьего Рейха, способных подчинить себе или уничтожить все «низшие» расы и нации. Для проведения этого закона в жизнь были созданы специальные «суды наследственного здоровья», которые состояли из двух врачей, судьи и председателя. По приговору этого суда мужчины и женщины, чья дурная наследственность считалась установленной, подвергались насильственной операции, пресекавшей возможность деторождения. Всего с 1934 по 1937 гг. стерилизации подвергли 197.419 чел.

В 1935 г. к этому добавились Нюрнбергские законы, предусматривающие юридическую дискриминацию евреев, а также запрет на браки или сексуальные отношения между евреями и арийцами, которые карались как «осквернение расы».

Немецкая программа стерилизации, как и американская, опиралась на концепцию «врожденной умственной отсталости». Именно к этой категории относились 77% из почти миллиона принудительно стерилизованных по решению «Трибунала наследственного здоровья»; 18% составляли безнадежные алкоголики и лишь 5% лица с другими наследственными болезнями.

Главной особенностью нацистского режима был шаг, предпринятый 1 сентября 1939 г., – введение программы евганазии, которая преследовала евгенические цели физического устранения лиц, признанных «нежелательными» для арийского общества Третьего Рейха. Предполагалось истребить в концлагерях двенадцать миллионов человек, не только неарийцев, вроде евреев или цыган, но также поляков и прочих славян, лиц с физическими и психическими дефектами, безнадежно больных. В этот же список попадали лица «не представляющие жизненной ценности», «чуждые обществу»: политические оппозиционеры, гомосексуалисты, свидетели Иеговы, преступники, бомжи, бродяги, проститутки, нищие, наркоманы и т.д.

Проводя жесткую евгеническую политику, национал-социалисты столкнулись с непростой для них ситуацией, когда выяснилось, что носителями наследственных заболеваний являются отнюдь не только представители «низших» рас (евреи, цыгане), но и чистокровные арийцы. Перед этим фактом расистская евгеника была беспомощна. Дети арийского происхождения, унаследовавшие от родителей шизофрению, слабоумие или другие недуги, должны были обучаться в особых школах коррекционной педагогики. Если выяснялось, что попытки коррекции не приводят к успеху, ребенок мог попасть в так называемые «приюты», где неполноценное дитя физически уничтожалось.

С 1939 г. всем врачам и акушерам вменялось в обязанность доносить о рождении каждого неполноценного ребенка. Судьбу такого ребенка определяла специальная комиссия, но скорее всего его ждало физическое уничтожение. Наиболее гуманным способом считалось лишение ребенка пищи. Таким образом идеология расовой нетерпимости вступала в конфликт с евгенической практикой – чистокровный ребенок-ариец мог появиться на свет с тем же заболеванием, что и чадо в еврейской семье.

Программа по убийству «неполноценных» людей, стартовав осенью 1939 г., быстро набрала обороты. 31 января 1941 г. Геббельс отметил в своем дневнике о 80 тыс. ликвидированных душевнобольных и 60 тыс., которые должны быть убиты. В целом же количество приговоренных было значительно больше. В декабре 1941 г. в докладе медицинской службы сообщается о приблизительно 200 тыс. слабоумных, ненормальных, неизлечимо больных и 75 тыс. престарелых, которые подлежали уничтожению.

В сентябре 1941 г. директор психиатрической больницы доктор Валентин Фальтхаузер стал применять практику «жестокой» диеты, убивая больных голодом. Этот метод также был удобен, так как вызывал повышенную смертность. «Диета-Е» серьезно увеличила смертность в больницах и существовала до конца войны. В 1943 –1945 гг. в Кауфбойрене умерло 1808 пациентов. В ноябре 1942 г. «безжировая диета» была рекомендована к внедрению во всех психиатрических больницах. В больницы отправляли и «восточных рабочих» – русских, поляков, прибалтов. Общее число погибших в ходе реализации программы к моменту падения Третьего Рейха, по разным данным, доходит до 200 – 250 тыс. чел.

Помимо ликвидации и стерилизации «неполноценных» в Третьем Рейхе начали осуществлять программы по отбору «полноценных», для их размножения. С помощью этих программ планировалось создать «расу господ». Гитлера и Гиммлера в расовом плане не удовлетворял тот немецкий народ, который существовал к этому времени. По их мнению, надо было провести большую работу по созданию «расы полубогов». Гиммлер считал, что Германия сможет дать Европе правящую элиту через 20-30 лет. Расологи Третьего Рейха составили карту, где четко видно, что не все население Германии считалось полностью «полноценным». Достойными считались «нордическая» и «фальская» подрасы, а «динарская» в Баварии и «восточнобалтийская» в Восточной Пруссии не были «полноценными». Необходима была работа, в том числе и «освежением крови» с помощью войск СС, для превращения всего населения Германии в «расово полноценное». Чем все закончилось – широко известно...

Евгеника в Швеции

Швеция была первой страной в мире, где возник государственный институт расовой биологии. И идея пришла не из Германии. Борьба за чистоту расы развернулась здесь, на севере Европы, вполне самостоятельно. Единственное отличие шведского общества всеобщего благоденствия от нацистского заключалось в том, что шведы занимались этим дольше.

В соответствии с буквой закона стерилизации подлежали жители страны, которых органы здравоохранения или социального обеспечения признавали умственно или расово неполноценными. Чтобы попасть в эту категорию, достаточно было проявлять «стойкую неспособность к обучению» или обладать внешностью, не соответствующей признанным стандартам шведской нации. Когда технология была отлажена, список признаков неполноценности решили расширить и включили в него «асоциальность».

Для большинства шведов порядок стерилизации умственно неполноценных людей был таким же естественным, как правила дорожного движения. Операции прекратились по той же самой причине, по которой и начались. Общемировая тенденция изменилась. К душевнобольным перестали относиться, как к гражданам второго сорта. Общепринятым стало мнение о том, что их желание быть полноценными членами общества должно приветствоваться и поощряться. О законах 30-х гг. в Швеции постарались забыть, но глядя на представителей их нации – однородность типажей бросается в глаза.

Закон о чистоте расы в Швеции был отменен лишь в 1976 г. За период с 1935 по 1976 гг., в соответствии с законом «О чистоте расы», были стерилизованы более 63.000 человек.

* * *

С конца 20-х гг. ХХ в. евгенические эксцессы в демократических странах, основанные на классовых или расовых теориях, начали подвергаться критике, в том числе и со стороны самих лидеров евгенического движения. Они достигли своего пика в 40-х гг., когда после окончания Второй мировой войны стали известны неопровержимые жестокости, совершенные нацистами на основе постулатов евгеники. Многие критические замечания были подтверждены современными познаниями в области генетики и наследственности.

В наши дни самого термина «евгеника» стараются избегать, как негативного вследствие мрачных воспоминаний истории. Сегодня новые научные достижения сочетаются с политическим отказом от каких-либо практических опытов с населением или от внесения изменений в генофонд населения. Эти цели считаются предосудительными, а на практике оказываются неосуществимыми. Это доказывает популяционная генетика, исходя из современного уровня своих познаний. Но кто знает, куда наука повернет завтра…

греч. eugenes - породистый). Система взглядов о возможности улучшения наследственных качеств человека путем отбора и контроля над передачей наследственных факторов. Долгое время Е. была ареной деятельности мракобесов и реакционеров, прикрывавших псевдонаучными формулировками проведение геноцида (массовые уничтожения представителей других рас и больных в нацистской Германии). Возможно, однако, и гуманное, прогрессивное применение идей Е. В частности, неоспорима позитивная роль медицинской генетики и генетических консультаций.

Евгеника

Программа селективного скрещивания с целью «улучшения» человеческих способностей благодаря тщательному отбору и переносу наследственных характеристик. Идея евгеники признана непрактичной, аморальной и в целом устаревшей.

ЕВГЕНИКА

eugenics) - наука, занимающаяся улучшением человеческой расы, основываясь на принципах генетики. Основным объектом се изучения является определение и, если возможно, устранение наследственных заболеваний человека.

ЕВГЕНИКА

Изучение моделей человеческой наследственности с целью улучшения вида через отборное размножение. Позитивная евгеника сосредоточивается на поощрении индивидов с "желательными" чертами к производству потомства, а негативная евгеника основное внимание уделяет препятствованию производству потомства индивидами с "нежелательными" чертами (часто с использованием неэтичных процедур, таких как принудительная стерилизация). К сожалению (или следует сказать: к счастью), не было достигнуто соглашения по вопросу о том, какие характеристики желательно увековечить. Со времени основания этой дисциплины Фрэнсисом Гальтоном в XIX веке евгеницисты не смогли освободиться от собственного этноцентризма.

Евгеника

от греч. eugenes - хорошего рода) - учение о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы Е. были впервые сформулированы Ф. Гальтоном в 1869 г. в его книге "Наследственность таланта". Сам термин был предложен им в 1883 г. Интерес к евгеническим идеям был особенно значительным в первой четверти XX-го столетия. Прогрессивные ученые (Ф. Гальтон, Г. Меллер, Н.К. Кольцов, Ю.А. Филипченко) ставили перед Е. гуманные цели: в первую очередь изучение наследственных качеств человека и создание условий для увеличения рождаемости людей с благоприятными наследственными задатками. Это направление Е. получило название позитивного. Однако евгенические идеи использовались и для других целей - ограничения рождаемости людей с психическими заболеваниями, лиц, склонных к алкоголизму, преступности и т.п. Для этих целей в ряде стран Европы и Америки были приняты законы о принудительной стерилизации и ограничении иммиграции (негативная евгеника). Идеи негативной Е. использовались для оправдания дискриминации и расизма (например, в фашистской Германии), что дискредитировало Е. как научную дисциплину и привело к отказу от употребления самого термина "Е.". В современной науке многие задачи позитивной Е. решаются в рамках генетики человека и медицинской генетики.

Евгеника

Учение о наследственных предпосылках индивидуального развития человека, об условиях и закономерностях наследования одаренности и таланта (Ф. Гальтон). Фактически является отражением решения извечного вопроса о роли среды и наследственности в становлении гениальности и таланта в сторону преобладания второй. С помощью Е. расисты пытаются с биологических позиций обосновать закономерность расового и национального неравенства.

Евгеника

греч. eugenes - породистый) - теория Ф. Гальтона (1870) о возможности улучшения человеческого вида методами отборного размножения (например, стерилизации, препятствия к деторождению лицами с признаками дегенерации, искусственных браков и др.). Позитивная евгеника сосредоточена на поощрении деторождения индивидами с желательными, адаптивными чертами, а негативная евгеника - на предупреждении появления детей от родителей с нежелательными качествами или передающимися по наследству болезненными признаками. В США с 1905 по 1980 год в двадцати штатах приняты законы, запрещающие лицам с ограниченными умственными способностями, эпилепсией и преступными наклонностями иметь детей, было стерилизовано около 8000 человек. Гуманные в общем-то цели евгеники были основательно дискредитированы людьми с весьма специфическими взглядами на то, каким должен быть человек и какими должны быть способы улучшения его природы. Так, прямолинейно действующие гитлеровские нацисты создали в свое время специальный институт размножения «арийцев», однако опыт его деятельности оказался совершенно разочаровывающим: породистые самцы и отборные самки после спаривания продуцировали, вопреки ожиданиям, худосочное и болезненное потомство. В настоящее время в связи с поразительными достижениями генетики появились более совершенные технологии, например, генная инженерия, клонирование, но на пути их практического использования, исключающего «социальный террор», стоят весьма сложные проблемы, в том числе и этические.

Евгеника

от греч. eugenes - породистый) - 1)отбор расовых свойств на основе идеологии (там, где одна человеческая раса с особыми фенотипическими и общими свойствами провозглашается выше всех остальных), не признающей ни принципа равенства, ни принципа персонализма. В истории Е. служила идеологическим основанием для насилия над некоторыми меньшинствами, в настоящее время практически используется в некоторых технологиях искусственного осеменения и при рекомендациях на аборт, если человеческие зародыши не соответствуют приемлемым «общим условиям»;

2) влиятельное научное направление первой половины XX в., в рамках которого ставилась задача совершенствования наследственных характеристик человеческой популяции (физических и интеллектуальных). Методы Е. были направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение человечества, связанное с развитием медицины и социальной поддержкой индивидов, в результате которых ослабло действие естественного отбора. В рамках негативной Е. отстаивается идея лишения неполноценных граждан (алкоголики, наркоманы, преступники и т.п.) возможности продолжения рода и передачи по наследству "недостойных" генов. В рамках позитивной Е. ставится задача обеспечения преимуществ для воспроизводства наиболее одаренных (физически и интеллектуально) людей. В последние десятилетия Е. снова начинает развиваться в связи с бурным прогрессом молекулярной генетики, клонирования и др. биомедицинских исследований, требуя учитывать этические и социокультурные факторы вмешательства в наследственные программы, осуществлять их регуляцию и контроль, исходя из блага человеческой популяции.

Евгеника (от греческого слова Eugenes – породистый, благородный) – учение, призывающее бороться с явлениями вырождения в генофонде Человечества с помощью селекции применительно людей. Самые первые представления о евгенике были впервые представлены на суд общественности в 1865 г. английским психологом Ф.Гальтоном в статье «Наследственный талант и характер», в которой он предлагал изучать явления, способные улучшить умственные способности, физическое здоровье и одаренность будущих поколений. Термин «евгеника» был введен им намного позже – в 1883 г. Сам Ф. Гальтон давал определение евгеники как науки, изучающей факторы, улучшающей врожденные качества рас.

Евгеника и программы сокращения населения

Позитивная и негативная евгеника

Различают так называемую «позитивную евгенику» и «негативную евгенику» . Впрочем, грань между ними весьма условна.

В позитивной евгенике во главу угла ставится вопрос о содействии воспроизводству людей с генетическим кодом, не загрязненным наследственными заболеваниями, а также людей с высоким интеллектом.

В негативной евгенике большее внимание уделяется прекращению воспроизводства физически или умственно неполноценных людей, а также людей, имеющих опасные наследственные заболевания.

Широкую реализацию получила негативная евгеника: во многих странах мира быстро завоевала популярность «научно обоснованная» стерилизация людей, объявленных в конкретном обществе неугодными.

Например, в Германии это были объявленные неполноценными евреи и цыгане, несущие угрозу политическому строю представители других политических партий, душевно больные люди, а также гомосексуалисты; в США стерилизации и кастрации подвергались половые извращенцы и коммунисты, подобные же методы применялись в Норвегии, Швеции, Швейцарии, Финляндии и Эстонии.

История евгенистического движения в России

Рассвет, закат и возрождение евгеники

Свой рассвет евгеника переживала в начале 20 века, однако после Второй Мировой войны это учение начали ставить в один ряд с такими понятиями как: «фашизм» , «лагеря смерти» , «жестокие медицинские эксперименты» , «массовое уничтожение людей» , «преступление против Человечества» . Из-за чего данное учение попало под своеобразное общественное табу на несколько десятилетий.

В современном мире (население которого на данный момент по приблизительным подсчетам равно количеству людей, живших во все времена до 21 века ) учение о евгенике приобретает новую популярность, поскольку с ростом населения проблема наследственных заболеваний приобретает впечатляющий масштаб: процент генетически здоровых людей критически уменьшается.

Основные проблемы евгеники

Известно, что поначалу каждый человек представляет из себя оплодотворенную яйцеклетку, которая развивается в человеческое существо в соответствии с заложенным в нее жестким генетическим кодом. После рождения человек попадает в социальную среду, которая тоже оказывает на него серьезное формирующее воздействие. Вопрос о том, чем является человек: продуктом воспитания или продуктом случайного набора хромосом не имеет однозначного ответа . В связи с этим основные проблемы евгеники сводятся к трем вопросам:

  • Каковы цели евгеники?
  • Что именно в наследственности людей призвана изменить евгеника?
  • Какими способами можно изменить наследственность людей?

Еще одной серьезной проблемой евгеники является этическая проблема, ведь разрабатывая лекарства, продляющие жизнь людям, больным опасными болезнями и инвалидам, сохраняя жизнь недоношенным детям и детям с серьезными генетическими мутациями, которые благодаря достижениям современной медицины смогут дать потомство, Человечество собственноручно ослабляет свой генофонд. То есть, принципы гуманизма, защищающие право на жизнь любого человека в некоторой степени способствуют вырождению человеческого рода и исчезновения человека как вида. Больше всего разногласий в обществе возникает при обсуждении абортов, эвтаназии, экспериментов с оплодотворенными яйцеклетками, клонирования человека. При этом все упомянутые процессы можно отнести к мощным методам селекции, а следовательно евгеники.

Основные достижения евгеники

  1. Генетическое консультирование для будущих родителей – получает все большее распространение в цивилизованных странах. Оно состоит в анализе наследственности обоих будущих родителей и расчете степени риска получить больное потомство. На данном этапе развития генетики с большой долей вероятности можно оценивать риск развития таких наследственных болезней как гемофилия, анемия, порок сердца, некоторые виды рака и др. Пройдя генетическое обследование предполагаемые родители могут: принять решение вообще не заводить совместных детей; получить подтверждение о хорошем генетическом здоровье и высоких шансах иметь здоровое потомство; получить информацию о болезнях, с которыми может родиться их совместный ребенок, и возможно, предотвратить тяжелые последствия на раннем этапе развития болезни;
  2. Рекомендуемое врачами диагностическое исследование плода с помощью современных технологий (например, УЗИ), анализов и генетических тестов, позволяющее выявить тяжелые формы патологии (отсутствие конечностей, пороки развития внутренних органов, синдром Дауна и т.п.) и прервать беременность на ранних этапах;
  3. Развитие – разработка методов избавления от генетических заболеваний и улучшения генетического кода посредством внесения в него исправленных генов.

Юридические документы

Поскольку учение об улучшении наследственности и методы, которыми ее пытаются улучшать, постоянно вызывает полемику в обществе, то не удивительно, что было принято множество международных документов, призванных оградить общество от негативных последствий этих методов и избежать повторения страшных ошибок.

Так, в 1964 г. была принята Хельсинская декларация Всемирной медицинской ассоциации об этических принципах научных медицинских исследованиях с участием человека. В 1997 г. ЮНЕСКО была принята Всеобщая декларация о геноме и правах человека, а в 2005 – Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека и Декларация о клонировании человека.

Впрочем, в разных странах принято еще очень много подобных документов, одни из которых запрещают генетические эксперименты и клонирование, другие – разрешают в научных целях.

Следует отметить, что никакие юридические документы не смогут остановить научный прогресс (разве что замедлить), а знания, получаемые в результате беспристрастных научных экспериментов с наследственностью (даже при соблюдении всех морально-этических норм) вполне традиционно приведут как к созданию новых методов улучшения жизни человека, так и к способам эту жизнь ухудшить и уничтожить.

Будущее евгеники

К сожалению, первоначальная задача евгеники, поставленная ее основателем: «улучшить врожденные качества рас» не достигнута, а применение принудительной стерилизации и эвтаназии миллионов совершенно не заслуживающих такой участи людей, оправдываемое «научно обоснованной» заботой о будущих поколениях, навсегда очернило это поначалу совершенно не подразумевающее ничего плохого учение. На данный момент, в связи с быстрым развитием и впечатляющими успехами генетики, учение о негативной евгенике уходит в прошлое. И кто знает, но возможно совсем скоро, настает эра позитивной евгеники.