Дети

Благодатный огонь в какой день. Чудо схождения Благодатного огня: правда или вымысел? Благодатный Огонь доставляется по всему миру

Ученым удалось попасть к Гробу Господню и провести исследования, результат которых шокировал верующих.

Вне зависимости от того, считает себя человек верующим или нет, он хотя бы раз в жизни интересовался реальными доказательствами существования высших сил, о которых рассказывает каждая религия.

В православии одним из свидетельств чудес, указанных в Библии, является Благодатный огонь, сходящий на Гроб Господень в канун Пасхи. В Великую субботу посмотреть на него может каждый желающий – достаточно прийти на площадь перед храмом Воскресения. Но чем дольше существует эта традиция, тем больше гипотез выстраивают журналисты и ученые. Все они опровергают божественное происхождение огня – но можно ли доверять хотя бы одной из них?

История Благодатного огня

Схождение огня можно увидеть всего один раз в год и в единственном месте на планете – Иерусалимском храме Воскресенья. В его огромный по масштабу комплекс входят: Голгофа, пещера с Крестом Господним, сад, где Христос был замечен после воскрешения. Он был построен в IV веке императором Константином и Благодатный огонь там увидели во время первого служения на Пасху. Вокруг места, где это произошло, построили часовню с гробом Господним – ее называют Кувуклией.

В десять часов утра Великой субботы ежегодно в храме тушат все свечи, лампады и другие источники света. Высшие церковные саны лично следят за этим: последней проверку проходит Кувуклия, после чего ее запечатывают большой восковой печатью. С этого момента охрана святых мест ложится на плечи сотрудников израильской полиции (в давние времена с их обязанностями справлялись янычары Османской империи). Они же ставят дополнительную печать поверх печати Патриарха. Чем не доказательство нерукотворного происхождения Благодатного огня?

Кувуклия


В двенадцать часов дня со двора Иерусалимской Патриархии к Гробу Господню начинает тянуться крестное шествие. Его возглавляет патриарх: трижды обойдя Кувуклию, он останавливается перед ее дверьми.

«Патриарх облачается в белые одежды. С ним одновременно надевают на себя белые же облачения 12 архимандритов и четыре диакона. Из алтаря потом выходят попарно клирики в белых стихарях с 12-ю хоругвями с изображением страстей Христовых и Его славного воскресения, за ними клирики с рипидами и животворящим крестом, далее 12 священников попарно, потом четыре диакона тоже попарно, причем два последних из них пред патриархом держат в руках в серебряной подставке пуки свечей для удобнейшей передачи святого огня в народ, и, наконец, патриарх с жезлом в правой руке. По благословении патриарха, певчие и все духовенство при пении: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити» идут из храма Воскресения к кувуклии и троекратно её обходят. После третьего обхождения патриарх, духовенство и певчие останавливаются с хоругвеносцами и крестоносцем против святого живоносного гроба и поют вечерний гимн: «Свете тихий», напоминающий о том, что эта литания некогда входила в состав чина вечернего богослужения.»

Патриарх и Гроб Господень


Во дворе храма за Патриархом следят тысячи глаз паломников-туристов со всего света – из России, Украины, Греции, Англии, Германии. Полицейские обыскивают Патриарха, после чего он входит в Кувуклию. У входных дверей остается армянский архимандрит для того, чтобы возносить молитвы Христу о прощении грехов рода человеческого.

«Патриарх, став пред дверями святого гроба, при помощи диаконов снимает с себя митру, саккос, омофор и палицу и остается лишь в подризнике, епитрахили, поясе и поручах. Драгоман вслед за тем снимает печати и шнуры с двери святого гроба и впускает внутрь его патриарха, имеющего в руках упомянутые пуки свечей. За ним тотчас идет внутрь кувуклии один армянский архиерей, одетый в священные одежды и также имеющий в руках пуки свечей для скорейшей передачи святого огня народу через южное отверстие кувуклии в приделе Ангела.»

Когда Патриарх остается наедине, за закрытыми дверями, начинается настоящее таинство. На коленях Святейший молит Господа о послании Благодатного огня. Его молитвы не слышны людям, находящимся за дверьми часовни – но они могут наблюдать их результат! На стенах, колоннах и иконах храма появляются голубые и красные всполохи-вспышки, напоминающие отблески во время фейерверка. Одновременно с этим на мраморной плите Гроба появляются синие огоньки. Одного из них священнослужитель касается ватным шариком – и огонь перекидывается на нее. Патриарх зажигает с помощью ватки лампаду и передает ее армянскому архиерею.

«И те люди все в церкви и вне церкви ничего другого не говорят, только: «Господи, помилуй!» взывают неослабно и кричат громко, так что гудит и гремит все то место от вопля тех людей. И тут ручьями проливаются слёзы у верных людей. Даже с каменным сердцем человек может тогда прослезиться. Каждый из паломников, держа в своей руке связку из 33 свечей, по числу лет жизни нашего Спасителя … спешит в духовном веселии возжечь их от первоисточного света, через нарочито назначенных для сего клириков из православного и армянского духовенства, стоящих близ северного и южного отверстий кувуклии и первыми получающих из святого гроба святой огонь. Из многочисленных лож, с окон и карнизов стен спускаются на веревках подобные же пучки восковых свечей, так как и зрители, занимающие места вверху храма, стремятся тотчас же приобщиться той же благодати.»

Передача Благодатного огня


В первые минуты после получения огня, с ним можно делать что угодно: верующие умываются им и трогают его руками без страха обжечься. Спустя несколько минут огонь из холодного становится теплым и приобретает обычные свойства. Несколько столетий назад один из паломников написал:

«Возжегше в одном месте 20 свеч и браду свою теми всеми свещами жег, и ни единаго власа ни скорчило, ни припалило; и погасиша все свещи и потом возжегше у иных людей, те свещи затеплил, тако же и в третий те свещи затепли и я, и то ничем жене тронуша, единаго власа не опалило, ни скорчило.»

Условия появления священного огня

Среди православных существует поверье, что в год, когда огонь не загорится, начнется апокалипсис. Впрочем, это событие уже происходило однажды – тогда огонь пытался извлечь последователь иной конфессии христианства.

«Первый латинский патриарх Арнопьд из Шоке приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, затем он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и другие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел еще дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме или около него. Скоро грянуло Божье возмездие: уже в 1101 году в Великую субботу не совершилось чуда сошествия Святого огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав.»

Огонь при латинском патриархе и трещина в колонне


В 1578 году священнослужители из Армении, не слышавшие ничего о попытках предшественника, попытались их повторить. Они добились разрешения стать первыми, кто увидит Благодатный огонь, запретив входить в церковь православному Патриарху. Он вместе с другими священниками вынужден был молиться у ворот в канун Пасхи. Увидеть чудо Божье приспешникам Армянской церкви так и не удалось. Одна из колонн двора, в котором возносили молитвы православные, треснула, и из нее появился столп огня. Следы его схождения и сегодня может наблюдать любой турист. Верующие традиционно оставляют в ней записки с самыми заветными просьбами к Богу.


Череда мистических событий заставила христиан сесть за стол переговоров и принять решение о том, что Богу угодно передавать огонь в руки православного священника. Ну а тот, в свою очередь, выходит к народу и отдает священное пламя игумену и монахам лавры преподобного Саввы Освященного, Армянской апостольской и Сирийской церкви. Последними в храм обязательно должны попасть местные православные арабы. В Великую субботу они появляются на площади с песнями и танцами, а затем входят в часовню. В ней они произносят древние молитвы на арабском языке, в которых обращаются к Христу и Божьей Матери. Это условие также является обязательным для появления огня.


«О первом совершении этого ритуала нет свидетельств. Арабы просят Богоматерь умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Они буквально выкрикивают, что они самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня. По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды "дикарские" пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа, но безрезультатно. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел»

Увенчались ли успехом попытки найти научное объяснение Благодатному огню?

Говорить о том, что скептикам удалось одержать победу над верующими, нельзя. Среди множества теорий, имеющих физическое, химическое и даже инопланетное обоснование, внимания заслуживает лишь одна. В 2008 году физику Андрею Волкову удалось попасть в Кувуклию со специальным оборудованием. Там он смог сделать соответствующие замеры, но их результаты оказались не в пользу науки!

«За несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. Я не хочу ничего ни опровергать, ни доказывать, но таков научный результат эксперимента. Произошел электроразряд – то ли ударила молния, то ли на мгновение включилось нечто вроде пьезозажигалки.»

Физик о благодатном огне


Сам физик не ставил целью своего исследования разоблачение святыни. Его заинтересовал сам процесс схождения огня: появление всполохов на стенах и на крышке Гроба Господня.

«Так что, вполне вероятно, появлению Огня предшествует электрический разряд, и мы, измеряя электромагнитный спектр в храме, пытались его поймать.»

Так комментирует произошедшее Андрей. Получается, разгадать тайну сакрального Благодатного огня не под силу современной технике…

Вторник, 07 Мая 2013 г. 01:03 + в цитатник

В борьбе между атеистическим и религиозным мировоззрением, не на последнем месте стоит вопрос существования сверхъестественного в нашем мире. Религии демонстрируют массу чудес, а атеисты, засуча рукава, описывают рукотворную природу этих явлений.

Давайте сегодня поговорим о таком явлении, которое по мнению православной религии имеет чудесную природу, как схождения Благодатного Огня в .

Сошествие Благодатного огня происходит раз в год — накануне Пасхи и является одним из самых значимых событий в жизни православных христиан. Согласно преданию, если огонь не сойдет, то храм Гроба Господня разрушится и настанет Апокалипсис.

Благода́тный ого́нь , или Свято́й Свет (греч. Ἅγιο Φῶς ), — огонь, выносимый из Гроба Господня на особом богослужении, совершаемом ежегодно в Великую субботу, накануне православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Вынос Святого Света символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Иисуса Христа. В отношении выносимого из Гроба Огня сами участники церемонии — греческие и армянские священнослужители — используют не слово «Огонь», а «Свет»

Многие верующие считают, что Благодатный огонь появляется сверхъестественным образом. Самые ранние упоминания встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. По свидетельству апостолов и святых отцов, божественный Свет осветил Гроб Господень вскоре после Воскресения Христа; первым свидетелем чуда стал апостол Петр. Самое раннее из дошедших до нас описаний о схождении Благодатного огня на Гроб Господень в Иерусалиме в канун Воскресения Христова оставил латинский паломник Бернард Монах. В 867 году, будучи очевидцем, он записал в своем «Итинерарии »:
« В Великую Субботу, накануне Пасхи, на утреннем церковном служении во храме Гроба Господня, по пропетии: «Кирие, элейсон» (Господи, помилуй!) — Ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над Гробом Господним. Патриарх передает этот Огонь епископу и наконец всему народу, дабы всякий мог засветить этот Огонь в своем доме. Нынешнего Патриарха зовут Феодосием (863—879); он призван на это место за свое благочестие. — «Itinerarium Bernardi, monachi franci»

Одно из самых древних описаний схождения Благодатного огня на русском языке принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 годах. Он так говорит о самом моменте схождения:
«Когда минул девятый час и начали петь проходную песнь «Господу поем», тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Cвятом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого. — «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли»

В наше время сошествие Благодатного огня происходит в Великую cубботу обычно между 13 и 15 часами иерусалимского времени.

Порядок проведения службы в честь схождения Благодатного Огня

Приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи начинается церковная церемония. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой пятницы; многие остаются здесь сразу же после крестного хода, совершаемого в память событий этого дня.

Служба в Великую субботу, как и другие службы в храме Воскресения Христова, совершается в соответствии со Статус-кво на Святых местах, установленным в 1852 году бывшей турецкой администрацией в Палестине, которого придерживаются все церкви, делящие храм. Строгая регламентация была введена из-за постоянных разногласий относительно прав и полномочий между различными христианскими церквями, которые издавна участвуют в службе.
Сегодня каждая иерусалимская патриархия имеет свои права и обязанности и каждое действие священнослужителей четко привязано к указанному в регламенте времени.

Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня присутствуют минимум три группы участников .

  1. Прежде всего — патриарх Иерусалимской Православной Церкви (только по его молитве сходит огонь) или один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению.
  2. Обязательными участниками таинства схождения Благодатного огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного.
    Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь эта лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. В 614 году, во время нашествия шаха Хасроя, персы перебили здесь четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре — четырнадцать иноков, включая двух русских. Но присутствие игумена мо-настыря с иноками было обязательно как в древние времена, так и при схождении Огня в современное время.

3. Третья группа обязательных участников — местные православные арабы.

В настоящее время в церемонии участвуют представители Иерусалимской православной церкви, Иерусалимского патриархата Армянской апостольской церкви, а также Коптской и Сирийской церквей

Праздничная церемония начинается с раннего утра. Стоит шум и гвалт, совсем не похожий на молитвенную благодать, к которой мы привыкли в России. Кавасы - турки-стражники стучат специальными посохами о каменные плиты храма.

К десяти часам дня Великой субботы гасятся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма . Подризничий (помощник ризничего — заведующего церковным имуществом) вносит в пещеру большую лампаду, в которой должен разгореться главный огонь и 33 свечи — по числу лет земной жизни Спасителя. Эта лампада, наполненная маслом, но без огня ставиться н а середине ложа Живоносного Гроба. По всему ложу раскладываются кусочки ваты, а по краям прокладывается лента.

Затем происходит процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня, после чего вход в Кувуклию закрывается местным ключником (мусульманином) и опечатывается большой восковой печатью, на которую ставят свои личные печати осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и пр.

Через 20-30 минут после опечатывания Кувуклии арабская православная молодежь с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в храм и начинает петь и плясать. Их возгласы и песни представляют собой древние молитвы на арабском языке о ниспослании Благодатного огня, обращенные ко Христу, Божией Матери и Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке.



«Иля дин, иля виль эл Мессия» («Нет веры, кроме веры Православной, Христос — истинный Бог») — скандируют они.Молодые православные арабы громко восклицают, буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». Их эмоциональные молитвы длятся обычно в течение получаса.


Около 13 часов начинается непосредственно литания (по-гречески "молитвенная процессия") Благодатного огня. Впереди процессии шествуют хоругвеносцы с 12 хоругвями, за ними отроки, клирик-крестоносец, в конце процессии идет православный патриарх одной из поместных православных церквей (Иерусалимской или Константинопольской) в сопровождении армянского патриарха и священнослужителей.


Во время крестного хода процессия минует все находящиеся в храме памятные места: священную рощу, где был предан Иисус, место, где Христа побивали римские легионеры, Голгофу, где Его распяли, камень Помазания, на котором тело Иисуса Христа готовили к погребению.

Затем процессия подходит к Кувуклии и трижды обходит ее. После этого православный патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают — снимают праздничные ризы, оставляя в одном белом полотняном подризнике (длинная до пят богослужебная одежда с узкими рукавами), чтобы было видно, что он не проносит с собой в погребальную пещеру Спасителя ничего, что могло бы зажечь огонь.




И наступает напряженное ожидание. Все находящиеся в храме люди терпеливо ждут выхода патриарха с Огнем в руках. Молитва и обряд продолжаются до тех пор, пока не произойдет всеми ожидаемое чудо. В разные годы ожидание длилось от пяти минут до нескольких часов.



По свидетельствам очевидцев, в это время в храме наблюдаются необычные явления — все воздушное пространство Храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Тут и там проскакивают маленькие молнии.При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Иногда весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и распространяются по площади среди паломников.


Через некоторое время, проведённое в напряжённом ожидании и молитве, внутри Кувуклии появляется свет, в храме раздаётся колокольный звон. Из окошек Кувуклии появляются горящие пучки свечей, подаваемые Патриархом. Свечи подхватывают специально обученные скороходы и быстро разносят в разные уголки Храма. Одновременно с этим сами зажигаются лампады, находящиеся по бокам Кувуклии, затем начинает сиять и сама Кувуклия, а из отверстия в куполе храма на Гроб с неба опускается вертикальный широкий столб света.



Огненная река заполоняет весть Храм. Люди плачут, поют, молятся…

В это же время двери гробницы открываются и выходит православный патриарх, имея в руках по пучку горящих свечей, зажженных во святом гробе. Патриарх благословляет всех светом от своих свечей, от них зажигают свои свечи греческие священнослужители.




Затем Патриарх начинает быстро продвигаться вперед, так как со всех сторон к нему устремляются паломники, желающие получить Огонь от его свечей. Он раздает Благодатный огонь, который горит сильным, синеватым пламенем и, по словам очевидцев, совершенно не жжет в первые минуты после схождения, независимо от какой свечи и где он был зажжен, поэтому многие даже «умываются» им. Паломники черпают его горстями, проводят по рукам и лицу, соврешенно безболезненно для себя. Считается также, что капельки воска, которые падают от свечей - назывемые Благодатной росой - остаются на одежде навсегда как напоминание о Чуде Господнем, никакие стирки им не страшны.


Позднее от Благодатного огня зажигают лампады по всему Иерусалиму. Специальными авиарейсами огонь доставляют на Кипр и в Грецию, откуда он развозится по всему миру.

С недавнего времени специальная делегация стала привозить Благодатный огонь и в Россию, в храм Христа Спасителя и другие епархии.



Кстати сказать, что впервые после 79-летнего перерыва Благодатный огонь был вновь доставлен на русскую землю в мае 1992 года. Группа паломников — священнослужителей и мирян — по благословению Святейшего Патриарха пронесла Благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны до Москвы. С тех пор этот неугасимый огонь горит на Славянской площади у подножия памятника святых учителей словенских Кирилла и Мефодия.

Мнения, сомнения...

Настало время поговорить о самом чуде. Греческая Иерусалимская и Русская Православная Церкви придерживаются мнения, что схождение Благодатного огня - нерукотворное чудо, он возникает сам по себе, ниоткуда. Считается, что огонь возгорается силами молитв верующих.


Существу-ют прямые свидетельства о картине возжигания Святого Огня. В послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, к эмиру Дамасскому (начало X века) написано: «Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь».


А вот как о том, как загорается Благодатный Огонь рассказывают сами патриархи:
«Вшедше мне внутрь Святаго Гроба Господня, видевши бе на всей крышке Гробней блистает свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом совокупляясь, краснел и претворялся в вещество огня... и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются.» —архиепископ Мисаил.


Дело обстояло так: иногда патриарх, войдя в Кувуклию, и не успев прочесть молитву, уже видел, как мраморная гробовая плита покрывалась мелким разноцветным бисером, похожим на маленькие жемчужины. А сама плита начинала издавать ровный свет. Патриарх сметал куском ваты этот жемчуг, который сливался подобно каплям масла. Он чувствовал в вате теплоту, и касался ею фитиля свечи. Фитиль вспыхивал, подобно пороху - свеча загоралась. Именно поэтому на плиту сейчас предварительно кладут хлопковую вату. По свидетельству очевидцев, иногда это делают иноверцы, чтобы исключить сомнения на этот счет.


Итак, основным объектом критики является чудесная природа Огня, получаемого на Гробе Господнем. Как уже говорилось, первые письменные свидетельства очевидцев «о появлении Святого Света во Гробе чудесным образом» относятся к IX веку. Тогда процедура была другой: вход в гробницу был запечатан воском, Греческий Патриарх не входил в нее, а стоял неподалеку от входа и молился вместе с паломниками. Во время возгорания огня внутри Гроба Господня никого не было.

Патриархи входят в святая святых с 1480 года. Это и породило попытки уличить отцов церкви в обмане. Так, профессор Ленинградской духовной академии Николай Успенский утверждал: церковнослужители сами зажигают лампады, имитируя обряд возжигания Святого огня. Да и востоковед Игнатий Крачковский приводит свидетельство очевидца по имени Ибн-ал-Джаузи: «Когда солнце заходит и делается темно, один из священников пользуется невнимательностью, открывает нишу в углу часовни, где его никто не видит, зажигает свою свечу от одной из лампад и восклицает: «Сошел Свет, и смилостивился Христос».

А епископ Порфирий - первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме - и вовсе писал о том, как «иеродиакон, забравшись в часовню Гроба в то время, когда по общему верованию сходит Благодатный огонь, видел с ужасом, что огонь зажигается просто из лампады, которая никогда не угасает и сокрыта за движущейся мраморной иконою Воскресения Христова, что у самого Гроба Господня»…

Католическая церковь хоть и считает Огонь святым, тоже не признаёт чудесную природу Благодатного огня.

«… Молитвы [патриарха] имеют силу освятить природный огонь*, поскольку существует и огонь сверхъестественный. Здесь мы говорим о природном огне, но молитвы, которые возносит патриарх или архиерей, освящают природный огонь и, следовательно, он имеет благодать Благодатного огня. Это природный огонь, который зажигается от неугасимой лампады, что хранится в ризнице храма Воскресения... »

Митрополит Петрский Корнилий.


То есть, огонь не самовозгорается, но уже горит в лампаде спрятанной в недрах Кувуклии. Возжигание самими церковнослужителями Лампады над гробом — это и есть древний символический обряд схождения Благодатного Огня.
По другой версии, огонь в храме - результат самовозгорания. Это явление известно в природе. Так, в составе «коктейля Молотова» есть белый фосфор, который самовозгорается на открытом воздухе. Алхимики уже в XII веке знали рецепт самовоспламеняющейся смеси…
Кроме того, известны реакции самовозгорания при взаимодействии некоторых веществ друг с другом и кислородом, содержащемся в воздухе. Например, эфир борной кислоты горит очень объемным, слегка зеленоватым пламенем, которое не только не обжигает, но даже не греет ощутимо, в нем спокойно можно держать руку.



Ещё одним объектом критики являются чудесные явления, наблюдаемые паломниками и их свидетельства о необычных свойствах огня.

Верующие, собравшиеся у храма Гроба Господня, как сказали бы экстрасенсы, «генерируют энергию».
- В такое состояние впадают люди, глубоко внушаемые, - говорит врач-психиатр Ирина Никифорова. - Они уже едут с готовностью увидеть чудо. Люди входят в транс. Экзальтация усиливается в толпе, все друг друга заводят. В состоянии аффекта человек может не чувствовать, что огонь не обжигает. В психиатрии есть диагноз иерусалимский синдром - транс, в который впадают верующие на Святой земле.

Что касается происходящих в Великую Субботу чудесных явлений: самовозгорания свечей, вспышек, молний и др. Критики уверены: что ещё ждать от рассказов людей, видевших чудо в полуобморочном состояние, измученных постом, многочасовым (около 2 десятков часов) ожиданием без сна и нормальной пищи, всматривающихся в темноту и внезапной смене состояния торможения состоянием религиозного возбуждения? Сложно ли принять вспышку фотоаппарата за проблеск молнии?

Тем не менее, о наличии всполохов света, предшествующих и сопровождающих возгорание Благодатного Огня свидетельствуют тысячи очевидцев. После захода Патриарха в Кувуклию в Храме наблюдается необыкновенное явление. По всему Храму, но преимущественно около района Кафоликона и Кувуклии (над ними расположены купола), начинают возникать всполохи голубоватого цвета, напоминающие зарницы. Эти всполохи-зарницы могут вспыхивать в любом направлении — и сверху вниз, и слева направо, не обязательно под куполами. Всполохи имеют характерные особенности: сверкает свет без видимого источника, никогда никого всполохи не ослепляют, отсут-ствует звуковое сопровождение (гром), характерное для обыкновенных молний.

Отличить их от вспышек фотоаппарата несложно. Снимая ожидание и схождение Огня на видеокамеру эксперты смогли увидеть четкие отличия. Пользуясь режимом покадрового просмотра и применяя стоп-кадры, можно их легко отдифференцировать: вспышки от фотоаппарата короче по времени и имеют белый цвет, всполохи-зарницы дольше по времени и имеют голубоватый или желтоватый цвет.
По свидетельствам монахов, несущих послушание непосредственно у Кувуклии, голубоватые всполохи можно увидеть в Храме не только в Великую Субботу. Но это разовые и короткие по времени всполохи, длительные же по времени и следующие друг за другом с небольшими интервалами всполохи света бывают только в Великую Субботу, где-то с двенадцати до шестнадцати-семнадцати часов.

Теперь о феномене того, что Огонь не жжет и не обжигает, при том что распространяется жар. Обычный огонь свечи имеет температуру многие сотни градусов, близко к тысяче градусов по Цельсию. Если попытаться совершить омовение таким огнем в течение более пяти секунд, ожоги на руках и лице обеспечены. Загорятся или начнут тлеть волосы (борода, брови, ресницы).

В Храме Гроба Господня более десяти тысяч человек в течение двух-трех минут возжигают около двадцати тысяч пучков свечей (большинство из паломников возжигает по два-три пучка свечей). Люди стоят вплотную друг к другу. Объем Храма ограничен. Попробуйте зажечь в течение нескольких минут обыкновенным огнем двадцать тысяч пучков свечей в плотно стоящей толпе людей. Думаю, волосы и части одежды у большинства женщин обязательно вспыхнут. При тысячеградусной тем-пературе огня и двадцати тысячах источниках огня в замкнутом помеще-нии возникнут тепловые удары и обмороки, особенно у пожилых людей. У Святого Огня есть свойство, отличающее его от привычного нам огня. Он не только не жжет, но и не обжигает в течение времени, достаточного для произнесения примерно сорок раз «Господи, помилуй», и при непрерывном омовении им человеческого лица (без отвода руки со свечами). Святой Огонь обогревает, но не обжигает!

При этом надо отметить, что свечи при этом легко возжигаются от Огня и не обжигающий человека Огонь распространяется по Храму за счет возгорания свечей — одна от другой. От Патриарших свечей Огонь в течение нескольких минут распространяется по всему Храму. Естественно, паломники с горящими пучками свеч находятся в эмоциональном восторге, обращая очень мало внимания на поведение соседей. Но ни свисающих деталей одежды (косынок, поясов), ни длинных волос женщин Огонь не поджигает! Возраст большинства паломников, как правило, выше среднего, почти сутки они проводят в Храме, но тепловых ударов и обмороков не наблюдается. За всю историю схождения Огня не было ни одного пожара.


И вот что ещё хочется сказать о возможности подлогов. Дело в том, что сама земля, на которой построен Храм, принадлежит турецкой семье. Каждым утром происходит интересный ритуал: стоящие перед главными воротами священники ожидают открытия Храма, вручают установленную давным-давно арендную плату и после этого в сопровождении членов турецкой семьи проходят в Храм. Любое шествие в Храме, например крестный ход на Пасху вокруг Кувуклии, происходит в сопровождении кавасов — турок, охраняющих процессии от провокаций мусульман и иудеев. До входа в Кувуклию Иерусалимского Патриарха она стоит запечатанной, под надзором двух турецких стражей и израильской полиции, являющимися, таким образом, гарантами того, что никаких подлогов нет. В Великую Субботу, как уже было сказано, перед тем как войти в Кувуклию, Патриарх разоблачается и его тщательно обыскивают, хотя и не всегда. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется перед входом в нее Пат-риарха Иерусалимского с армянским первосвященником. Для получения Огня в Кувуклию входят двое — Иерусалимский Патриарх и представитель Армянской церкви. Представитель Армянской церкви, входящий вместе с Иерусалимским Патриархом в Кувуклию получать Огонь, оставаясь в приделе Ангела, видит все действия и имеет возможность вмешаться.




Учитывая почти двухтысячелетнюю заинтересованность нехристианских участников этого Великого Чуда в разоблачении и срыве хотя бы одного сошествия Благодатного Огня, версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей, живущих в Иерусалиме. Практически все христианские конфессии (в том числе и католики) присутствуют в Храме и принимают Благодатный Огонь из рук Патриарха Иерусалимского. Мусульмане официально не присутствуют в Храме, но и не отрицают факта сошествия Благодатного Огня, почитая Иисуса Христа одним из своих Пророков — даже арабы-мусульмане считают необходимым принести Благодатный Огонь домой

Немного науки...

Андрею Волкову, руководителю лаборатории ионных систем Института им. Курчатова, несколько лет назад удалось пронести в храм специальную аппаратуру и провести научный эксперимент. В момент сошествия Благодатного огня приборы зафиксировали резкий всплеск электромагнитного излучения.

В то время, когда Иерусалимский Патриарх вошел в Кувуклию, - вспоминает он, - приборы уловили резкий скачок. А в сам момент сошествия Благодатного огня интенсивность излучения увеличилась в 2 раза. Я уверен, Благодатный огонь - это не мистификация. По сути, этот необъяснимый всплеск энергии и есть послание Бога.

Геофизик Виктор Фефилов добавляет:

Кувуклия с точки зрения динамики тектонических плит находится в уникальном месте: тут на поверхность выходит сгусток подземной энергии в виде низкочастотного электромагнитного излучения. Земля - большой, чрезвычайно сложный электромагнитный объект. Вполне вероятно, что в этом явлении есть и вклад тектоники.

С точки зрения православия, Благодатный огонь является залогом между Богом и людьми, исполнением обета, данного воскресшим Христом его последователям: «Я есмь с вами во все дни до скончания века» . Поэтому, какая разница, чудесным или обычным способом появляется огонь? Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимое по своей глубины чувство радости и духовного успокоения. Так или иначе к сошествию Благодатного огня нужно относится как к великому событию, способному повлиять на жизнь человека. Чудо схождения можно трактовать и символически, ведь истинная вера основывается не на чудесах...



Считается, что год, когда Небесный огонь не сойдет на Гроб Господень, будет означать конец мира и власть антихриста. Одно из пророчеств, хранящихся в Иерусалимской православной церкви, гласит: «Коль пролилась кровь христиан у Гроба Господня, значит, скоро закроется вход к этой величайшей святыне и настанут для Церкви Христовой особенно тяжкие времена» . Если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для человечества, а те, кто находится в храме, погибнут.


Была в эту Великую субботу в Святом городе и я... Иерусалим в эти дни похож на муравейник. Тысячи паломников едут сюда, номера в гостиницах и пансионах выкуплены за много месяцев вперед. Узкие улочки, ведущие к храму, заполняются толпами со всего мира. Стать свидетелями чуда стремятся и люди иных конфессий, и агностики, и атеисты… Поэтому я даже не рискнула приблизиться к Храму, пожалела свою больную спину... Зато попала в Храм Гроба Господня на саму Пасху:о)

А Благодатный Огонь сошёл! Священное пламя появилось после молитв патриарха Иерусалимского Феофила III и тысяч паломников, которые в Великую субботу пришли в храм Гроба Господня и к его стенам.


Чудо Благодатного Огня — одно из немногих чудес Православия, в принципе доступное каждому, желающему познать истину: «прииди и виждь!» Для верующих - неописуемое блаженство и радость о Христе, для неверующих - возможность увидеть и уверовать! Любой сомневающийся вполне в состоянии лично убедиться в достоверности факта и всех вышеописанных деталей схождения Благодатного Огня.
По материалам ria.ru,www.sobesednik.ru, www.pravoslavie.ru
Часть фото Ammar Awad/Reuters

Так что же все-таки происходит? Божественное чудо, массовый психоз, заурядное физическое явление?
Ответ на вопрос у каждого свой…

С раннего Средневековья появился обычай. по которому накануне Пасхи иерархи Православной Церкви зажигали огонь в иерусалимском и благословляли его в честь главного праздника верующих. Однако с конца первого тысячелетия, судя по сообщениям религиозных историков того времени, появилось о схождении священного огня, то есть о том, что огонь накануне Пасхи дается верующим Богом. Многочисленные свидетельства о схождении огня относятся к X веку, причем об этом чуде писали не только христианские, но и историки. Первоначально огонь зажигался утром, причем сам обряд описывается по-разному, чаще всего упоминается появление молнии. Неизменным остается только место - храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Некоторые очевидцы событий X века писали о том, что огонь был принесен непосредственно ангелом.

Современный обряд схождения огня

К XIX веку церемония схождения Благодатного огня приобрела современные черты. Она даже была закреплена специальным документом, изданным правительством Османской империи. Это было сделано во избежание конфликта между представителями различных православных , а также православных с мусульманами.

Ключи от часовни Гроба Господня много поколений хранятся в одной арабской семье, представитель которой и передает раз в год ключи патриарху.

Службу в день схождения огня проводит иерусалимский патриарх. Вместе с ним в храме имеют право находиться и священнослужители других православных церквей, например, армянской. Священники надевают праздничные белые одежды, а затем обходят крестным ходом вокруг храма, вознося молитвы. После этого патриарх вместе с представителем армянского духовенства может войти в маленькую древнюю часовню, над которой был надстроен храм Гроба Господня. С собой они берут свечи, которые позднее будут зажжены от Благодатного огня.Патриарх возносит специальную молитву непосредственно у Гроба Господня. В это время верующие ждут схождения огня как в самом храме, так и за его пределами. Также ведется телевизионная трансляция во многих странах, в том числе в России. После появления огня патриарх зажигает от него свечи, от которых, в свою очередь, может зажечь огонь любой желающий. После церемонии Благодатный огонь доставляется в православные страны, где, в свою очередь верующие могут получить частичку огня в своей церкви.

Связанная статья

В современном мире может происходить много уникальных событий, которые не поддаются научному объяснению. Христианский мир имеет возможность свидетельствовать о различных чудесах, которые происходят на планете. Одним из уникальных событий современности можно считать схождение благодатного огня.

Благодатным называют нерукотворное огненное пламя, которое снисходит в день Великой Субботы перед праздником Пасхи в иерусалимском Гроба Господня. Верующие считают этот огонь чудодейственным. Некоторые иерусалимского храма свидетельствуют, что первое время после появления огонь не обжигает.


Удивителен тот моент, что огонь сходит каждый год в один и тот же день - Великую Субботу. Примечательно, что сама датируется разным временем (в зависимости от празднования Пасхи). Благодатный огонь появляется как-бы ниоткуда. Сначала в храме Гроба Господня начинают появляться зарницы, которые могут быть голубоватого цвета. Они представляют собой уникальное природное явление, которое могут воочию наблюдать тысячи верующих людей.


Иерусалимский патриарх в определенное время после богослужения Великой Субботы входит в святую кувуклию и совершает моление Богу о даровании благодатного огня. В кувуклии находится Гроб Господень, на котором приготовлено уже несколько лампад. Именно они самовоспламеняются благодатным огнем. Бывали случаи, когда патриарх молился часами прежде, чем сходил благодатный огонь.


После совершения чуда патриарх выносит из кувуклии несколько зажженых от лампад свечей и благодатный огонь распространяется по всему храму. Затем эту великую святыню отвозят в разные концы света, чтобы верующие могли увидеть благодатный огонь своими глазами. Он на вид ничем не отличается от обычного, но главная его суть в том, что это пламя появляется само по себе после молитв патриарха в определенный день перед Пасхой.


Православные христиане считают, что в тот год, когда не сойдет благодатный огонь, будет пришествие на землю антихриста.


Часть 1 - Источник Благодатного огня
Православные критики чудесного появления огня

Иерусалим, суббота в канун православной пасхи. В Храме Гроба Господня проводится церемония - Литания Святого Огня. Храм наполнен паломниками, посреди Храма построена часовня (Кувуклий), в которую заходят два священника (греческий патриарх и армянский архимандрит). Через некоторое время они выходят из Кувуклия с огнём, который передаётся верующим (см. раздел фото и видео). В православной среде распространена вера в чудесное появление огня и приписываются ему различные удивительные свойства. Однако, еще в начале прошлого века, даже среди православных появляются сомнения в чудесной природе возникновения огня и наличия у него каких-то особых свойств. Эти сомнения были настолько распространены в обществе, что позволило ведущему востоковеду прошлого века, ИЮ Крачковскому в 1915 году заключить: «У лучших представителей богословской мысли и на востоке заметно то толкование чуда, которое позволяет проф. А. Олесницкому и А. Дмитриевскому говорить о "торжестве освящения огня при Гробе Господне"» (). Основатель русской духовной миссии в Иерусалиме, епископ Порфирий Успенский , резюмируя последствия скандала с Благодатным огнём, повлекшего признание митрополита в подлоге, оставил в 1848 году следующую запись: «Но с этой поры святогробское духовенство уже не верит в чудесное явление огня» (). Ученик упомянутого Крачковским профессора Дмитриевского - заслуженный профессор Ленинградской Духовной Академии Николай Дмитриевич Успенский в 1949 году выступил с актовой речью на ежегодном докладе Совета Ленинградской Духовной Академии, в которой подробно описал историю Благодатного огня, и на основе изложенного материала сделал следующий вывод: «Очевидно, когда-то, не дав своевременно энергичного разъяснения своей пастве о истинном смысле обряда св. огня в дальнейшем они оказались не в силах поднять этот голос перед все возраставшим в силу объективных условий фанатизмом темных масс. Если это не было сделано своевременно, то позднее стало невозможным делом, без риска за личное благополучие и, пожалуй, целость самих святынь. Им осталось - совершать обряд и молчать, утешая себя тем, что Бог «как ведает и может, так и вразумит и успокоит народы» (). Достаточно много сомневающихся в чудесной природе благодатного огня и среди современных православных верующих. Здесь можно упомянуть протодиакона А. Кураева, который поделился впечатлениями о встречи российской делегации с: греческим патриархом Феофиломследующими словами: «Не менее откровенным был и его ответ о благодатном огне: «Это церемония, которая является representation, как и все другие церемонии Страстной седмицы. Как некогда пасхальная весть от гроба воссияла и осветила весь мир, так и ныне мы в этой церемонии совершаем репрезентацию того, как весть о воскресении от кувуклия разошлась по миру». Ни слова «чудо», ни слова «схождение», ни слов «благодатный огонь» в его речи не было. Откровеннее сказать о зажигалке в кармане он, наверно, и не мог"» (), другим примером является интервью о Благодатном Огне Архимандрита Исидора, начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, где он в частности напомнил слова местоблюститель Патриаршего престола Иерусалимской Церкви митрополита Петрского Корнилия: «…Это естественный свет, который зажигают от Неугасимой Лампады, хранящейся в ризнице храма Воскресения» (). Ныне опальный РПЦ, диакон Александр Мусин (доктор исторических наук, кандидат богословия) в соавторстве с историком церкви Сергеем Бычковым (доктор исторических наук) издали книгу: "БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ ?", где они в частности пишут: «Дабы приподнять завесу над этим многовековым, но отнюдь не благочестивым мифом, мы решили издать небольшой труд известного петербургского профессора Николая Дмитриевича Успенского (1900-1987), посвященный истории обряда святого огня Великой субботы, а также забытую статью всемирно известного востоковеда академика Игнатия Юлиановича Крачковского (1883-1951) «Благодатный огонь» по рассказу Аль-Бируни и других мусульманских писателей Х-ХШ вв.».
Разоблачению мифа о чудесном появлении благодатного огня посвящена серия работ протопресвитера Константинопольского патриархата Георгия Цецис, он пишет: «Молитва, которую возносит патриарх перед зажжением в святой Кувуклии, совершенно ясна и не допускает никаких неправильных толкований. Патриарх не молится о совершении чуда. Он лишь "воспоминает" о жертве и трехдневном воскресении Христа и, обращаясь к Нему, говорит: "Благоговейно приняв сей возжигаемый (*******) на светоносном Гробе Твоем огонь, раздаем верующим в свет истинный, и молимся Тебе, дабы Ты явил его даром освящения".Происходит следующее: патриарх зажигает свою свечу от негасимой лампады, которая находится на Святом Гробе. Точно так же, как и всякий патриарх и всякий клирик в день светлой Пасхи, когда получает свет Христов из негасимой лампады, которая находится на святом престоле, символизирующем Гроб Господень» ().
Не отстаёт и молодое поколение богословов, в 2008 году была защищена дипломная работа по Литургике на тему «Чинопоследование схождения благодатного огня в Иерусалиме», выполненная студентом 5 курса Института теологии БГУ Звездиным П., в которой он также развеивает миф чудесного появления огня ().
Однако, стоит лишь принять правоту упомянутых здесь, заслуживших почёт и уважение своим служением, православных деятелей, как придётся признать, что многие греческие патриархи и не менее знатные православные священнослужители лицемерно обманывали верующих, рассказывая о чудесном появлении огня и его необычных свойствах. Наверное, поэтому в апологических статьях, написанных известными российскими богословами, так часто вроде бы заслуженные православные деятели поливаются грязью, им приписывая еретические воззрения, тягу к коллекционированию небылиц в угоду своему предвзятому мнению и отсутствии научного подхода в своих критических работах в отношении Благодатного огня (8 , ; ).

Какие же аргументы приводят критики чудесной природы появления Благодатного огня?
Практически всех скептиков смущает чёткая определённость времени получения огня и возможность изменять это время по приказу местных властей.
Из-за постоянных распрей между христианскими конфессиями, в 1852 году, стараниями властей, появился документ, так называемый СТАТУС-КВО, где досконально записана последовательность действий всех обрядов для всех конфессий в городе. По минутам расписана и служба благодатного огня, в частности, для обретения огня, вошедшим внутрь Кувуклия священникам, отводится время с 12.55 до 13.10 (). И вот уже 8 лет прямых трансляций это время безукоризненно соблюдается. Только в 2002 году, из-за драки патриарха и архимандрита внутри Кувуклия, огонь начали раздавать значительно позже определённого времени (). Т.е. задержка была по вине священников, а не из-за отсутствия огня. Эта драка имела серьёзные последствия, уже несколько лет внутрь Кувуклия вместе с армянским архимандритом и греческим патриархом, первым, входит израильский полицейский, зорко следящий за тем, чтобы высокопоставленные духовные лица вновь не подрались в этом святом и почитаемом ими месте (). Скептицизма предаёт и ещё один факт связанный с временем появления огня, о который повествует проф. АА Дмитриевский, ссылаясь на проф. АА Олесницкого, в 1909 году он пишет: «Некогда праздник огня при Гробе Господнем соединялся непосредственно с пасхальною заутренею, но вследствие некоторых беспорядков, случавшихся при этом торжестве, по требованию местной власти он был перенесён к предшествующему дню» (). Оказывается, время появления божественного чуда ещё и может определяться распоряжениями исламской администрации.
В принципе, Бог способен выполнить любой приказ любой администрации, так как Он всесильный и может делать, что угодно, и как угодно свои чудеса планировать. Однако, столь чётко определённое по времени чудо является единственным примером. Скажем в евангельском примере с купальней, на который ссылаются апологеты чуда (Ин. 5: 2-4) исцеления происходят не в строго определённое время, а как пишет евангелист: « <…> ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал <…> ». Также другие ежегодные православные чудеса, например, схождение Благодатного облака на горе Фавор в день преображения Господня или появление ядовитых змей в храме Успения Пресвятой Богородицы (на Острове Кефалония) в день Успения Пресвятой Богородицы, также не имею строго определённого временного промежутка. Кстати, схождения облака на горе Фавор и появление ядовитых змей происходит на виду у людей, в то время как огонь возникает в закрытом от паломников Кувуклие. Такая доступность очень способствует выяснению истинной природы этих явлений, например, оказывается, что змей приносят сами священнослужители и они совершенно не ядовиты (). В отношении горы Фавор, тоже всё относительно просто. В это время года практически ежедневно на горе образуются туманы, и паломники лишь становятся свидетелями зарождения такого тумана (). Зрелище действительно красивое, а обладая повышенной религиозностью, увиденному, легко приписать чудесные свойства.

Версия скептиков о появлении огня
С точки зрения скептиков, греческий патриарх и армянский архимандрит возжигают свои свечи от неугасимой лампады, которую вносит хранитель гроба незадолго до входа патриарха. Возможно, лампада ставится не на гроб, а в нишу за иконой из которой патриарх её достаёт, возможно, внутри происходят ещё какие-то дополнительные манипуляции. К сожалению, этого увидеть нам не дают.
Вспомним последовательность действий во время церемонии ( , ссылка на видео).

1. Осматривают Кувуклию (два священника и представитель власти).
2. Запечатывают входные двери Кувуклия большой восковой печатью.
3.Появляется хранитель гроба, который вносит внутрь Гроба большую, накрытую колпаком лампаду. Перед ним снимают печать, он входит внутрь Квуклия, а через несколько минут выходит.
4. Появляется торжественная процессия во главе с греческим патриархом, она обходит троекратно вокруг Кувуклия. С патриарха снимают одежды патриаршего достоинства и он вместе с армянским архимандритом (и израильским полицейским) входит внутрь Кувуклия.
5. Через 5-10 минут греческий патриарх и армянский архимандрит выходят с огнём (до этого успев раздать огонь через окошки Кувуклия).

Естественно, что человек с накрытой колпаком лампадой, заинтересует скептиков. Кстати, в колпаке лампады есть отверстия для воздуха, так что в ней может гореть огонь. К сожалению, апологеты чуда практически никак не разъясняют внесение данной лампады внутрь Кувуклия. Они обращают внимание на осмотр Кувуклия представителями власти и священниками перед опечатыванием. Действительно, после осмотра огня внутри не должно быть. Затем апологеты чуда обращают внимание на обыск греческого патриарха, перед его входом внутрь Кувуклия. Правда на видео ясно видно, что одежды с него снимают исключительно греческие священники и при этом своего патриарха не обыскивают, но это не важно, в связи с тем, что ранее туда проник другой представитель греческой ПЦ, чтобы поставить лампаду на плиту Гроба и его никто не осматривает.

Интересны слова патриарха Феофила о Благодатном огне:
«Патриарх Иерусалимский Феофил: Это очень древняя, очень особенная и уникальная церемония (ceremony) Иерусалимской Церкви. Эта церемония Благодатного Огня (ceremony of the Holy Fire) происходит только здесь, в Иерусалиме. И это происходит благодаря самому Гробу Господа нашего Иисуса Христа. Как вы знаете, эта церемония Благодатного Огня - это, так сказать, изображение (enactment), которое представляет собой первую Благую Весть (the first good news), первое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа (the first resurrection). Это представление (representation) - как и все священные церемонии. Как в Страстную Пятницу у нас обряд погребения, не так ли? Как мы погребаем Господа и т.д.
Итак, эта церемония проходит в святом месте, и все другие Восточные Церкви, которые делят Гроб Господень, хотели бы принять в этом участие. Такие как армяне, копты, сирийцы приходят к нам и получают наше благословение, потому что они хотят принять Огонь от патриарха.
Теперь, вторая часть вашего вопроса это собственно о нас. Это опыт (experience), который, если хотите, аналогичен опыту, который человек испытывает, когда получает Святое Причастие. То, что происходит там, это же относится и к церемонии Святого Огня. Это значит, что определенный опыт нельзя объяснить, выразить словами. Поэтому все, кто принимает участие в этой церемонии -- священники или миряне, или мирянки - у каждого свой непередаваемый опыт».

Подобный ответ настолько не понравился апологетом чуда, что появилось даже, на мой взгляд, подложное интервью с патриархом Феофилом ().

Наиболее важные свидетельства чудесного появления огня.
Вновь хочу обратить внимание, что доверившись православным скептикам, мы тем самым признаем обман со стороны греческих патриархов и ряда видных российских православных деятелей. Приведу эти свидетельства.
- Инока Парфения, записал рассказы беседовавших с митрополитом Заиорданским (1841-1846 либо 1870-1871), в которой он рассказывает о самовозгорании лампады: "Иногда я взойду, а она уже и горит; тогда и я скоро вынесу, а иногда взойду, а лампада еще не горит; тогда я паду на землю от страха и со слезами начинаю просить милости от Бога. Когда встану, лампада уже горит, и я зажигаю два пука свечей, выношу и подаю" (24).
- Наместник Петр Мелетий, чьи слова нам передаёт паломница Варвара Брюн де-Сент Ипполит, путешествующая около 1859 году, которая оставила следующую запись: "Ныне благодать уже сошла на Гроб Спасителя, когда я взошел в Кувуклию: видно, вы все усердно молились, и Бог услышал ваши молитвы. Бывало долго молюсь со слезами, и огонь Божий не сходил с небес до двух часов, а на этот раз я уже увидел его, лишь только заперли за мною дверь" (24).
- Иеромонах Мелетий приводит слова принимавшего огонь архиепископа Мисаила: «Вшедшу мне сказывал он, внутрь ко cв. Гробу, видим бе на всей крыше Гробной блистающ свет, подобно разсыпанному мелкому бисеру, в виде белаго, голубаго, алаго и других цветов, который потом совокупляяся краснел, и претворялся в течение времени в вещество огня; но Огнь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесять крат "Господи помилуй!" не жжет и от сего то огня уготованныя кандила и свещи»(24).
- Патриарх Диодор в 1998 г говори: « Я пробираюсь сквозь темноту во внутреннее помещение, и падаю там на колени. Здесь я возношу особые молитвы, что дошли до нас через столетия и, прочитав их, жду. Иногда я жду несколько минут, но обычно чудо происходит сразу же, как только я прочитаю молитвы. Из среды самого камня, на котором Иисус лежал, изливается неописуемый свет. Он обычно голубого оттенка, но цвет может изменяться и приобретать много разных оттенков. Его невозможно описать человеческими словами. Свет поднимается из камня, подобно тому, как туман поднимается из озера — выглядит почти так, как будто камень покрыт влажным облаком, но это свет. Этот свет каждый год ведет себя по-разному. Иногда он покрывает только камень, а иногда заполняет всю Кувуклию, так что если бы люди, стоящие снаружи, заглянули внутрь, то увидели бы ее наполненной светом. Свет не обжигает — я ни разу не обжег бороду за все шестнадцать лет, что я был Патриархом Иерусалимским и принимал Благодатный Огонь. Свет другой консистенции, чем обычный огонь, горящий в масляной лампе.
— В определенный момент свет поднимается и приобретает форму колонны, в которой огонь уже другой природы, так что я уже могу зажечь от него свечи. Когда таким образом я зажигаю огнем свечи, я выхожу и передаю огонь вначале Армянскому Патриарху, а потом Коптскому. Затем я передаю огонь всем людям, присутствующим в храме» ().
- Авраам Сергеевич Норов, бывший министр Народнаго Просвещения в России, известный русский писатель, путешествовавший в Палестину в 1835 году:
«В часовню Гроба Господня вошли за митрополитом, только один из греческих епископов, архиерей армянский (недавно получивший на это право), Русский консул из Яффы и мы трое путешественников. За нами затворились двери. Никогда неугасающия лампады над Гробом Господним, были уже потушены, одно слабое освещение проходило к нам из храма сквозь боковыя отверстия часовни. Эта минута торжественна: волнение в храме утихло; все исполнилось ожидания. Мы стояли в приделе Ангела, пред отваленным от вертепа камнем; один только митрополит вошел в вертеп Гроба Господня.
Я уже сказал, что вход туда не имеет дверей. Я видел, как престарелый митрополит, склонясь пред низким входом. вошел в вертеп и повергся на колени пред Святым Гробом, пред Которым ничего не стояло и Который совершенно обнажен.
Не прошло минуты, как мрак озарился светом, - и митрополит вышел к нам с пылающим пуком свечей» (24).
- Епископ Гавриил: «И когда в Великую Субботу Патриарх вышел с Благодатным огнем, мы не стали от него зажигать, а быстро, вместе с владыкой Антонием, нырнули в кувуклию Гроба Господня. Один грек забежал, владыка и я, и мы увидели в Гробе Господнем синего, небесного цвета огонь, мы брали его руками и умывались им. Какие-то доли секунды он не жег, но потом уже приобретал силу, и мы зажигали свечи» (24).

Версия армянской стороны
Помимо греческого патриарха внутрь Кувуклия, для освещения огня, входит армянский архимандрит. Священник армянской церкви, игумен монастыря Св. Архангелов (ААЦ) иеромонахом Гевонд Оганесян, который 12 лет присутствовал на церемонии освящения огня, и лично знаком с священниками Армянской Апостольской церкви, входящими внутрь Кувуклия для освящения огня вместе с греческим патриархом пишет:
«К часу дня двери Гроба запечатывают воском. Где стоят 2 священнослужителя: армянин и грек. К двум часам, отрывают двери и греки вносят туда закрытую (зажжённую) Лампаду и кладут на Гроб. После чего начинается крестный ход греков вокруг Гроба, на 3 круг к ним присоединяется армянский архимандрит и вместе продвигаются к дверям. Первый заходит греческий патриарх, а за ним армянин. И оба входят в Гроб, где оба встав на колени вместе молятся. После первым свечи от зажжённой лампады зажигает грек, а потом армянин. Оба идут и подают свечи народу через отверстия, первым из гроба выходит грек, а за ним армянин, которого на руках несут в нашу игуменскую» ().
Кроме того, он снял на видео, происходящие в Кувуклие, сразу после выноса от туда огня. Никакого особого, синего огня на плите гроба не зафиксировано. Только горящие лампады, вопреки рассказу Епископа Гавриила (27, ссылка на видео). В Своём блоге священник Гевонд приводит сканы их журнала Патриархии "Сион" N-3 от 1874 года, где рассказывается, как во время церемонии благодатного огня греческий патриарх сжег себе бороду, которую смогли быстро потушить. Этот случай, как отмечается в журнале, есть последствия суеверных толкований об огне, которые греки распространяют в среде своей паствы, и если бы греки объясняли бы своим, как то делает армянский Патриарх, то таких случаев не было бы и соблазнов, которыми унижается христианская вера пред верующими других религий... (30).
Есть одна тонкость, которая свойственна отношению армянской церкви к Благодатному огню. Согласно приданию: «Св. Григорий в Великую Субботу входит в Гроб Господень, где просит у Господа, чтобы сошел Свет во знамение Его Воскресения... Господь услышал его молитвы, и в его честь чудесным образом зажигаются все лампады и свечи. На это чудо Св. Григорий поет «Луйс Зварт» (Свет Тихий), которое и по сей день поется каждую Субботу в ААЦ... После он просит Господа, чтобы Он каждую Великую Субботу, во славу Своего Воскресения зажигал бы лампады невидимым светом. Знамение, которое имеет место и по сей день, и видно оно лишь оком веры! («Книга Вопрошений» Св. Татеваци 14-15в). Таким образом, по их верованию, первое видимое возжжение огня имело божественное происхождения, а в последующем, происходит невидимое обычному оку появление огня, видимый же огонь возжигается от неугасимой лампады. Так эту позицию обозначает священник Гевонд: «Отмечу, что ААЦ помимо того, что не отрицает Чудесного схождения Огня, она еще и приводит свои свидетельства, но при этом Чудом не называет то, что не является «Чудом», т.е. когда именно и происходит Чудо, тогда и дерзновенно говорит о нем! Огонь возженный на Гробе Господнем для нас является Благодатным, ибо мы верим, что по молитве нашего Святого Григория Лусаворича Господь и по сей день каждую Великую Субботу, во славу Своего Воскресения зажигает лампады Невидимым Светом и поэтому мы не называем - Благодатный Огонь, а ЛУЙС - СВЕТ!» (31).
Эта тонкость вносит путаницу и непонимание того, что говорят некоторые представители армянской церкви, например, священник Эммануил в интервью для фильма «Тайны огня »: "Это как раз то чудо, когда Иисус, наш Господь воскресает, и Свет бьет прямо... Можно сказать он... бил из Тела Самого Господа... из Тела Самого Господа. Т.е. он не спускается сверху вниз, как это многие объясняют. Это не правильно. Именно бьет из Гроба". Я дмуаю. Отношение армянской стороны к рукотворному возжжению огня можно понять из следующего примера. Во время драки 2002 года в Кувуклие, греческому патриарху удалось потушить свечи армянского архимандрита. Тот не долго думая зажёг их зажигалкой, о чём он поведал в интервью: «In this worst situation I had to use my emergency light, a cigarette lighter," he later admitted» ().

Самовозгорание свеч у паломников .
Ежегодно появляется множество свидетельств о самовозгорании свеч в руках паломников. Таким образом, у нас, казалось бы, есть уникальная возможность показать, что огонь появляется не только внутри Кувуклия, но и в храме, на виду у множества видеокамер. Я внимательно просмотрел видео прямые трансляции обеспечиваемых компанией НТВ в течении 8 лет, просмотрел несколько православных фильмов о данной церемонии, видел прямые трансляции сделанные другими телекомпаниями и сотни видеороликов разного качества, но ни в одном из них, я не обнаружил момента, когда бы свечи в руках паломников загорались сами. Везде свечи возгорались от огня других свеч. Мои просьбы к верующим предоставить видео с самовозгоранием также не увенчались успехом. Остаётся констатировать, что рассказы верующих не подтверждаются видеоматериалами и согласиться с мнением гида, которая водила паломнические группы на церемонию: "В моих группах некоторые стоящие рядом со мной тоже при приезде домой рассказывали, что у них свечи сами загорались! Если бы я рядом с ними не стояла, может и поверила бы!"» (28).

Научное доказательство чудесного появления огня
На секции "Христианство и наука" XVII Рождественских образовательных чтений во вторник в Москве были впервые озвучены результаты научного эксперимента, проведенного российскими учеными в Великую Субботу 2008 года в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Заведующий сектором Института атомной энергии им. Курчатова, кандидат физико-математических наук Андрей Волков рассказал о собственной попытке измерить низкочастотные длинноволновые радиосигналы в иерусалимском храме во время ежегодного схождения благодатного огня.
При помощи специально разработанной аппаратуры ученый на протяжении почти 6,5 часов ожидания огня совершал в храме измерения, а на протяжении последующих месяцев занимался их расшифровкой.
А.Волков считает "абсолютным чудом" разницу показателей, полученных им в сам день схождения огня и днем ранее. Кроме того, по его словам, "анализ трещин на столбе непосредственно перед входом в храм действительно приводит к мысли, что они могли появиться только в результате электрического разряда".
Об этом же, по словам А.Волкова, говорит и его коллега - ведущий мировой специалист по механике разрушений Евгений Морозов.
Считая, что "со строго научной точки зрения единственное произведенное измерение еще ни о чем достоверном не говорит", А.Волков в то же время заявил, что несет полную ответственность за полученные результаты и готов их представить.
"Но если вы меня как ученого спросите - было или нет (чудо - "ИФ"), я скажу: не знаю", - добавил он.
В свою очередь заместитель председателя комиссии при Московском патриархате по изучению чудесных явлений, преподаватель Российского православного университета им. Иоанна Богослова Александр Московский заявил, что А.Волков "совершил научный подвиг, проведя первое в истории серьезное, достоверное и ответственное научное измерение благодатного огня" (32).

Несколько замечаний со своей стороны.

Результат научной работы должен быть представлен в форме научной статьи и пройти рецензирование соответствующих специалистов. Ничего подобного А. Волков не сделал и поэтому трудно оценить научную составляющую его изысканий и считать его работу о природе Благодатного огня научной.
В газете Комсомольская Правда изложены следующие подробности проведённого исследования: «Вот что он рассказал: «За несколько минут до выноса Благодатного огня из Кувуклии* прибор, фиксирующий спектр электромагнитного излучения, засек в храме странный длинноволновой импульс, который более не проявлялся. Я не хочу ничего ни опровергать, ни доказывать, но таков научный результат эксперимента (…) «Ловить» загадочный всплеск пришлось шесть часов. Уже давно Иерусалимский патриарх скрылся в Кувуклии, церемония началась... Есть! Зафиксировано изменение спектра излучения из-за непонятного импульса. Произошло оно в период с 15 часов 4 минут до 15 часов 6 минут - точное время не назову из-за технологических особенностей работы прибора. Один всплеск - и больше ничего похожего. А вскоре появился и патриарх Иерусалимский с горящей свечой...» (34). Зная последовательноть действий во время церемонии. можно найти вполне естественное объяснение такому результату. В храме находится большой количество фото и видеокамер. Они включаются как только появляется огонь. Но в начале огонь раздают прежде всего из окошек Кувуклия, а уже через несколько минут из врат Кувуклия выходят греческий патриарх с зажжёнными свечами. Другими словами, электромагнитный всплеск, наблюдаемый за несколько минут до выхода патриарха мог быть обусловлен началой раздачи огня из окошек Кувуклия.
Некоторые сомнения вызывает научная деятельность Андрея Александровича Волкова. Каких-либо научных статей им написанных найти не удаётся. Вы сами можете зайти в научную электронную библиотеку и провести поиск по авторам с фамилией Волков - http://elibrary.ru/authors.asp . Хотя, я ученый неизвестный, но поиск выдаёт пять ссылок на мои статьи. А нет ли в деятельности Андрея Волкова признаков лженауки? В досье КП написано, что он является руководителем ООО «Нано-Асептика», насколько я понял и его сайта (когда сайт ещё работал), нано-асептика заклчается в том, что перевязочный материал покрывают наночастицами и тем самым он приобретает особые лечебные свойства. Однако, хотя на сайте (в настоящий момент сайт не функционирует) цитируются мнение неких экспертов о пользе применения перевязочного материала, но нет никаких выходных данных на эти документы, нет и ссылок на научные статьи, в которых бы была подтверждена эффективность данного подхода.

Таким образом, работа Андрея Волкова, на данный момент, не соответствует критериям определяющим научность исследования и онаруженный в ней эффект может иметь вполне естественное объяснение.

Почему не разоблачают власти?
Я уже здесь цитировал запись из дневника Порфирия Успенского описывающего попытку такого разоблачения: «Этому паше вздумалось удостовериться, действительно ли внезапно и чудесно является огонь на крышке Гроба Христова или зажигается серною спичкою. Что же он сделал? Объявил наместникам патриарха, что ему угодно сидеть в самой кувуклии во время получения огня и зорко смотреть, как он является, и присовокупил, что в случае правды будут даны им 5000 пунгов (2500000 пиастров), а в случае лжи, пусть они отдадут ему все деньги, собранные с обманываемых поклонников, и что он напечатает во всех газетах Европы о мерзком подлоге.» (2).
Пашу припугнули гневом российского царя: «После этого признания решено было смиренно просить Ибрагима, чтобы он не вмешивался в религиозные дела и послан был к нему драгоман Святогробской обители, который и поставил ему на вид, что для его светлости нет никакой пользы открывать тайны христианского богослужения и что русский император Николай будет весьма недоволен обнаружением сих тайн.» (2).
Любое действие мусульманских властей против православной церкви могло спровоцировать международный скандал, и далеко не голословно священники пугали Ибрагима Пашу русским царём. Через несколько лет вспыхнула Крымская война между Россией и Турцией, и именно под предлогом притеснения православных на Святой земле.
С другой стороны, пускают же в настоящий момент израильского полицейского внутрь Кувуклия или пускали русского посла, в уже цитируемом мной свидетельстве. Ничего нет, в том, чтобы кто-то еще присутствовал внутри и наблюдал чудесное появления огня.
Однако есть и другая, очень важная причина не разоблачать фальсификацию с огнём. Это доходы с паломников, посещающих святые места. Доходы настолько огромны, что по сути дела всё население Иерусалима кормилось от них, так проф. Дмитриевский цитирует следующее наблюдение проф. Олесницкого "Зато в Иерусалиме и Палестине этот праздник принадлежит не православному только населению: в нем принимают участие все местные жители, не исключая и мусульман. Семейный очаг немыслим без согревающего и освещающего элемента, а этот последний источается для всей Палестины от святого гроба. Это чувствует все население, и не может не чувствовать, потому что Палестина питается почти только теми дарами, которые приносятся ей поклонниками святого гроба из Европы. Таким образом, праздник гроба Господня есть праздник счастия и благосостояния страны. Не удивительно, что местные жители имеют целый круг поучительных сказаний о святом огне и его чудесных свойствах, и что в обстоятельствах, сопровождающих освящение огня (в его цвете, яркости и проч.) народ видит признаки счастливого или несчастливого лета, плодородия или голода, войны или мира" ().
Мнение о том, что мусульмане знают об обмане, но очень выгодно этим пользуюся, звучит в исламских разоблачениях Благодатного огня, например, ал-Джаубари (до 1242)
под заголовком "Хитрость монахов при зажигание огня в церкви Воскресенья" говорит: " Ал-Мелик ал-Мауззам, сын ал-Мелика ал-Адиля вошёл в церковь Воскресения в день субботы света и сказал монаху, (приставленному) к ней: "Я не уйду, пока не увижу, как сходит этот свет". Монах сказал ему: "Что приятнее царю: это богатство, которое стекается к тебе таким способом, или знакомство с этим (делом)? Если я открою тебе эту тайну, тогда правительство лишится этих денег; оставь же её скрытой и получай это большое богатство" Когда же правитель услышал это, он понял скрытую суть дела и оставил его в прежнем положении. (…)" ().
В итоге хочу заметить, что далеко не атеист и иноверцы являются главными критиками чудесной природы Благодатного огня или других чудеса, а сами православные, в данном случае мне лишь оставалось собрать эти критические материалы созданные верующим и представить их на суд общественности.