Похудение

Теория и практика. Принципы психологического консультирования. Этические аспекты психологического консультирования

2. 3. СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ КОНСУЛЬТАНТА Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это моральная проблема, иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, - то по второму вопросу существуют две крайние позиции. Одна из них - консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих С. Patterson (1958; цит. по. George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента: - жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим; - ни один консультант не может утверждать, что имее1 полностью развитую, адекватную философию жизни; - наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта; - индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени; - никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной; - клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта - воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо. Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни.

Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.

Клиентка: женщина 30 лет, замужняя, имеет троих детей, старшему из них 10 лет. Проблема, с которой она обратилась за помощью, - трудности в принятии решения: сохранить брак или развестись с мужем, которого она характеризует как не заботящегося о ней и детях, полностью погруженного в свою работу, скучного и самодовольного. Муж отказался участвовать в консультировании по решению семейных проблем, утверждая, что с ним все в порядке, а лечиться нужно жене, так как это ее проблема. Клиентка утверждает, что развелась бы немедленно, если бы не дети, которым, по ее мнению, нужен отец. Главная ее трудность состоит в необходимости принять решение, сохранить ли семью, т. е. выбрать стабильность, пренебрегая отношениями с мужем, или все - таки развестись, т. е. рискнуть по существу изменить свою жизнь. Один из приемлемых выходов она видит в сохранении семьи и в связи с другим мужчиной (или мужчинами) в целях удовлетворения своих эмоциональных и физических потребностей. В столкновении с этим конкретным случаем у консультанта возникает много ценностных вопросов. Одна из причин сохранения брака клиенткой - интересы детей. Что думает об этом консультант - детям полезнее иметь обоих родителей в условиях неудачной модели взаимоотношений мужчины и женщины или лучше уж им стать свидетелями развода? Что вообще думает консультант о браке, семье, разводе, положении детей в семье? Клиентка говорит о внебрачных связях. Что думает консультант об их правомерности? Полезны или деструктивны эти связи для жизни клиентки? Что думает консультант о потребности в безопасности и риске в жизни человека? От ответов на заданные вопросы в немалой степени будет зависеть и процесс консультирования и его результат.

По мнению G. Сопу (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики. Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь" С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что специалист лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия. Однако, далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в практике психологического консультирования.

Можно выделить следующие принципы психологического консультирования:

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

За этой формулировкой скрывается целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

Этот принцип подразумевает, что консультант во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на прием человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся практически нереализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они являются препятствием на пути нормального функционирования человека.

Клиентам нельзя давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт консультанта, дать гарантированный совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности. В такой ситуации консультант ставит себя в позицию “гуру”, что реально вредит консультированию, приводит к тому, что у клиента, вместо активного стремления разобраться в своей жизни и изменить ее, формируется пассивное и поверхностное отношение к происходящему. При этом любые неудачи в реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом своей роли в происходящих с ним событиях.

4. Анонимность.

Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом. Таким исключением можно считать ситуацию, когда консультант узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений.

Существует немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, в своем отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам; о некоторых из них будет сказано ниже.

В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное значение для работы с пациентами: а) “перенос”, то есть склонность клиента переносить и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б) “контрперенос”, то есть склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Эти понятия, введенные в психоанализ З. Фрейдом, на сегодняшний день широко используются в рамках самых разных направлений психотерапии (Фрейд 3., 1989). Они означают, что любые человеческие отношения и даже такие “специальные” отношения, складывающиеся в рамках психотерапии, находятся под влиянием внутренних личных потребностей и желаний человека, которые он чаще всего не осознает. Более того, даже профессионал-психотерапевт часто оказывается “обезоружен” контрпереносом. Именно для того, чтобы понимать, управлять и уметь использовать в целях анализа свой контрперенос, как, впрочем, и ряд других личных и межличностных феноменов, для начинающего психотерапевта существует обязательное требование прохождения своего собственного анализа и долгой работы с супервизором.

В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе консультирования. Во многом сохранение авторитета консультанта для клиента связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у него нет оснований как для восхищения консультантом, так и для осуждения его как личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

6. Включенность клиента в процесс консультирования

Для того чтобы процесс консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, консультант должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто “внимал” специалисту, а ему было действительно интересно. Ведь только в том случае, если понятно и интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей ситуации, переживать и анализировать ее.

Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к обсуждаемой теме, устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В этой ситуации не стоит “нагнетать атмосферу”, настаивать, пытаться выяснить все “до конца”. Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом разрядит обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента к процессу консультирования и обеспечив продуктивность психологического воздействия.

Этические аспекты психологического консультирования.

Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность психотерапевта и консультанта - психолога.

Однако в работе, например, с клиентами, имеющими суицидные намерения, трудно полностью придерживаться данных принципов. Если стараться обеспечить безопасность клиента, то трудно не нарушить его автономию, право на свободное самоопределение, а следовательно, не посягнуть на его личностное достоинство и ценности. С другой стороны, если ничего не делать и охранять автономию клиента, возникнет угроза его благополучию и даже жизни.

Первое требование к консультанту предъявляется уже в начале процесса консультирования. Решение клиента заключить "консультативный контракт" должно быть вполне осознанным, поэтому консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования:

Об основных целях консультирования;

О своей квалификации;

Об оплате за консультирование;

О приблизительной продолжительности консультирования;

О целесообразности консультирования;

О риске временного ухудшения состояния в процессе консультирования;

О границах конфиденциальности.

Консультант обязан правильно оценивать уровень и пределы своей профессиональной компетентности. Он не должен вселять в клиента надежду на помощь, которую не в силах оказать. В консультировании недопустимо применение недостаточно освоенных диагностических и терапевтических процедур. Консультативные встречи с клиентами ни в коем случае нельзя использовать для испытания каких - либо методов или техник консультирования. Если консультант в отдельных случаях чувствует, что недостаточно компетентен, он обязан консультироваться с более опытными коллегами и совершенствоваться под их руководством.

Консультант обязан предоставить, как уже упоминалось, исчерпывающую информацию об условиях консультирования. Очень важно заранее согласовать с клиентом возможность аудио - и видеозаписи консультативных бесед и наблюдения третьим лицом через зеркало одностороннего видения. Недопустимо использование таких процедур без согласия клиента. Эти процедуры могут быть важны для консультанта в педагогических и исследовательских целях, а также полезны клиенту для оценки динамики его проблем и эффективности консультирования.

Основной источник этических дилемм в консультировании - вопрос конфиденциальности. Он представляет собой лакмусовую бумажку меры ответственности консультанта перед клиентом. Консультирование невозможно, если клиент не будет доверять консультанту. Вопрос конфиденциальности следует обсудить во время первой встречи с клиентом. Можно выделить два уровня конфиденциальности.

Первый уровень относится к пределу профессионального использования сведений о клиенте. Обязанность каждого консультанта - использовать информацию о клиенте только в профессиональных целях. Консультант не вправе распространять сведения о клиенте с другими намерениями. Это касается и того факта, что некто проходит курс психокоррекции. Сведения о клиентах (записи консультанта, индивидуальные карточки клиентов) должны храниться в недоступных для посторонних местах.

Консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с обстоятельствами, при которых профессиональная тайна не соблюдается. Среди наиболее часто указываемых обстоятельств, при которых действие правил конфиденциальности в консультировании может быть ограничено, заслуживают упоминания следующие:

1. Повышенный риск для жизни клиента или других людей.

2. Преступные действия (насилие, развращение, инцест и др.), совершаемые над несовершеннолетними.

3. Необходимость госпитализации клиента.

4. Участие клиента и других лиц в распространении наркотиков и прочих преступных действиях.

Выяснив во время консультирования, что клиент представляет для кого - то серьезную угрозу, консультант обязан принять меры для защиты потенциальной жертвы.

Другой важный этический принцип - это запрет на двойные отношения. Нецелесообразно консультирование родственников, друзей, сотрудников, обучающихся у консультанта студентов, недопустимы сексуальные контакты с клиентами. Такой запрет вполне понятен, поскольку консультирование дает специалисту преимущественное положение и возникает угроза, что при личных отношениях это преимущество может использоваться в целях эксплуатации.

Проблема сексуальных отношений консультантов и психотерапевтов с клиентами очень важна. Сексуальные отношения консультантов с клиентами не приемлемы ни этически, ни профессионально, потому что представляют прямое злоупотребление ролью консультанта. Клиент намного более уязвим, чем консультант, так как в специфической атмосфере консультирования "обнажает" себя - раскрывает свои чувства, фантазии, тайны, желания, в том числе и сексуального характера. Иногда клиент сильно идеализирует консультанта, ему хочется близких отношений с таким идеальным, глубоко понимающим его человеком. Тем не менее, при превращении консультативного контакта в сексуальную связь у клиентов развивается крайняя зависимость, а консультант теряет объективность. На этом и заканчивается любое профессиональное консультирование и психотерапия.

Что больше всего влияет на консультанта?

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейшие жизненные критерии. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, который ставится в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультант должен "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более-менее ясно - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного расстройства, а не как предмет моральности, то относительно второго вопроса есть две крайние позиции.

Одна из них - консультант должен быть "объективным", ценностно-нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему.

Консультант обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, который не имеет собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию в моральных и ценностных аспектах. Смысл данной установки консультанта основывается на том, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих.

С. Patterson (1958) цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать влияния на ценности клиента:

o жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

o ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

o наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

o индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение определенного отрезка времени;

o никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него осмысленной;

o клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Э. Williamson (1958) цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, морального и правового аспектов поведения. Это позиция консультанта-воспитателя, что знает, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает морализирование. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом позиции и используемые методы отражаются на его философии жизни, даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "включаем" в консультирование свой взгляд на систему сущностных вопросов жизни.

По мнению С Соггу (1986), консультант или психолог, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики.

Консультанту важно знать, какое влияние его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится лишь о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности.

В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Итак, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

Профессия психолога-консультанта интересна и дает немало полезного самому консультанту. Какая другая профессия позволяет так глубоко и близко познать столько разных людей? отчасти она придает чувство удовлетворенности собой, особенно когда тебя ценят клиенты, когда ты уверен, что смог помочь.

Влияние не всегда заметен со стороны, но его настоящую цену чувствует сам консультант. А. Storr (1980) выделяет несколько важных аспектов этой "платы":

o угроза утратить идентичность и "раствориться" в клиентах;

o отрицательные последствия могут сказаться в личной жизни (семья, друзья);

o угроза психических нарушений из-за постоянных столкновений с темными сторонами жизни.

Консультанты порой забывают, что их преимущество в познании клиентов несколько относительная, поскольку они воспринимают клиентов в специфических условиях и, как правило, непродолжительное время. Консультанты не имеют возможности наблюдать за деятельностью клиентов в реальной жизни и только с их слов знают об их тревогах, страхах, неудачах, и в меньшей степени - о достижениях.

Чаще всего консультант преувеличивает личностные нарушения клиента, и самым главным следствием ошибочного представления становится ориентация на лечение, а не на понимание и выявление позитивных аспектов жизни. Ориентация на лечение слишком связывает консультанта с клиентом, требует от его больших усилий, что нужны в действительности, и, наконец, заставляет смотреть на жизнь сквозь "темные очки" (Кочунас Р., 1999).

Увлеченность профессиональной деятельностью отчасти заставляет страдать семью консультанта. Во-первых, требования этики не позволяют консультанту делиться с семьей своими "психологических" впечатлениями, поэтому члены семьи лишь приблизительно знают, чем занимается консультант. Во-вторых, консультирование требует больших эмоциональных затрат, и иногда это значительно уменьшает эмоциональную отдачу в семье. Когда на работе весь день приходится выслушивать Других людей и углубляться в их заботы, вечером бывает трудно проникнуться заботами жены или мужа и детей. И это не единственные проблемы, которые выдвигает профессия консультанта.

Психологическое консультирование и психотерапия относится к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим слишком условные критерии успеха.

Представителям этих профессий грозит опасность "синдрома сгорания" (Paine, 1981; Maslach, 1982; Corey, 1986).

"Синдром сгорания" - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение вследствие длительного эмоционального напряжения. Этот синдром, по мнению Corey (1986) и Naisberg-Fennig с соавторами (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошения, недостатке энергии и энтузиазма, способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Существует мнение, что люди с определенными чертами личности (беспокойные, чувствительные, емпатичні, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку), склонны отождествлять себя с другими чертами, более характерными для этого синдрома (Edelwick, Brodsky, 1980).

Какие причины зачастую способствуют "синдрома сгорания"? Не претендуя на полное перечисление, назовем лишь некоторые, важнейшие из них:

o монотонность работы, особенно если ЕЕ смысл кажется сомнительным;

o вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

o работа с "немотивированными" клиентами, которые постоянно противятся усилиям консультанта помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты работы;

o напряженность и конфликты в профессиональной жизни,

o недостаточная поддержка со стороны коллег и их критицизм;

o недостаточность условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а ограничиваются экспериментирование и инновации;

o работа без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

o нерешенные личностные конфликты.

Одним из существенных факторов, преграждают увеличение "синдрома сгорания", является принятие личной ответственности за свою работу. Если консультант из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: "Мне не везет, потому что клиенты противятся консультированию и это хотят ничего менять в жизни"; "Во всем виновата организация труда, а от меня это все не зависит"; "У меня слишком много клиентов и мало времени для каждого из них" и т. п. Такая пассивная позиция консультанта заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что с остальными способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающие обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.

Существует также немало конкретных способов предотвращения развития "синдрома сгорания":

o культивирование других интересов, не связанных с консультированием; Zrazs (1965) указывает, что специалист принимает ежедневно до ось-ми-десяти клиентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы совместить работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;

o внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;

o поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой медитации;

o удовлетворение социальной жизнью; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;

o стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;

o способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;

o открытость новому опыту;

o обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за клиента, большую от той, которую он сам имеет);

o чтение не только профессиональной, но и другой литературы, просто для своего удовольствия;

o участие в семинарах, конференциях, во время которых возникает возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;

o периодическая совместная работа с коллегами;

o участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить личные проблемы, связанные с консультативной работой.

Итак, чтобы избежать "синдрома сгорания", консультант должен оценивать свою жизнь - живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным консультантом.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие права имеет психолог-консультант?

2. Что означает для психоконсультанта выражение "глубокое осознание специфики профессии"?

3. Аргументируйте мнение о том, что увлеченность профессиональной деятельностью отчасти заставляет страдать семью консультанта.

Каждый человек имеет собственную систему ценностей, которая определяет его решения и то, как он воспринимает окружающий мир и других людей. Речь идет о важнейших жизненных критериях. Система ценностей консультанта определяет исходные предпосылки консультирования. Любая проблема личности, как отмечает R. May (1967), это моральная проблема; иначе говоря, каждая проблема личности имеет свой моральный подтекст. Уже сам вопрос, часто задаваемый в консультировании и психотерапии, - "Как я должен жить?" - является сущностным для всех моральных систем. Здесь и возникает второй вопрос: в какой степени собственно процесс консультирования имеет или должен иметь характер ценностной дискуссии, а также в какой степени ценности консультанта должны "участвовать" в процессе консультирования. Если ответ на первый вопрос более или менее ясен - проблемы клиента следует воспринимать как следствие психического и духовного нездоровья, а не как предмет моральности, - то по второму вопросу существуют две крайние позиции.

Одна из них - консультант должен быть "объективным", ценностно нейтральным и не вносить в консультативные отношения свою жизненную философию и ценностную систему. Он обязан полностью сконцентрироваться на ценностях клиентов. Это не означает, что идеальным считается консультант, не имеющий собственной системы ценностей, - просто он не должен занимать во время консультирования определенную позицию по моральным и ценностным аспектам. Смысл данной установки консультанта обосновывается тем, что в процессе консультирования клиент, часто благодаря поощрению извне, обучается менять исходные предпосылки своего поведения; самооценка формируется на основании интериоризации оценок окружающих. С. Patterson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990) указывает также на целый ряд причин, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента:

Жизненная философия каждого индивида уникальна и нежелательно навязывать ее другим;

Ни один консультант не может утверждать, что имеет полностью развитую, адекватную философию жизни;

Наиболее подходящие места для усвоения ценностей - это семья, церковь и школа, а не кабинет консультанта;

Индивид развивает собственную этическую систему, пользуясь не одним источником и не за один день, а под влиянием многих жизненных факторов и в течение длительного отрезка времени;

Никто не может воспрепятствовать другому человеку в формировании уникальной философии жизни, которая была бы для него самой осмысленной;

Клиент имеет право на неприятие этических принципов и философии жизни другого лица.

На противоположном полюсе - мнение Е. Williamson (1958; цит. по: George, Cristiani, 1990), согласно которому консультант должен открыто и ясно демонстрировать клиенту свою ценностную позицию, поскольку попытка быть нейтральным в ценностных ситуациях побуждает клиента полагать, что консультант считает приемлемым и оправданным пагубное с социальной, моральной и правовой точек зрения поведение. Это позиция консультанта- воспитателя, знающего, что хорошо и что плохо.

Трудно согласиться с обоими крайними мнениями. Если реально посмотреть на ситуацию консультирования, станет ясно, что полностью исключить ценности консультанта, мировоззренческие аспекты из консультативного контакта с клиентом просто невозможно, если консультирование понимать как отношения двух людей, а не как нечто механическое или заранее запрограммированное. Консультант должен четко знать свои ценности, не скрывать их от клиента и не избегать ценностных дискуссий на консультативных встречах, поскольку немало проблем скрыто именно в ценностных конфликтах клиентов или в непонимании ими собственной ценностной системы. Однако ясная ценностная позиция консультанта не подразумевает нравоучений и морализирования. В любом случае влияние ценностей консультанта на клиента имеет свою этическую сторону, если признать, что выдвигаемые консультантом цели и используемые методы отражают и его философию жизни. Даже прямо не навязывая клиенту свои ценности, однако придерживаясь в работе определенной философии, мы неизбежно "вносим" в консультирование свое воззрение на систему сущностных вопросов жизни.

Клиентка: женщина 30 лет, замужняя, имеет троих детей, старшему из них 10 лет. Проблема, с которой она обратилась за помощью, - трудности в принятии решения: сохранить брак или развестись с мужем, которого она характеризует как не заботящегося о ней и детях, полностью погруженного в свою работу, скучного и самодовольного. Муж отказался участвовать в консультировании по решению семейных проблем, утверждая, что с ним все в порядке, а лечиться нужно жене, так как это ее проблема. Клиентка утверждает, что развелась бы немедленно, если бы не дети, которым, по ее мнению, нужен отец. Главная ее трудность состоит в необходимости принять решение, сохранить ли семью, т. е. выбрать стабильность, пренебрегая отношениями с мужем, или все-таки развестись, т.е. рискнуть по существу изменить свою жизнь. Один из приемлемых выходов она видит в сохранении семьи и в связи с другим мужчиной (или мужчинами) в целях удовлетворения своих эмоциональных и физических потребностей.

В столкновении с этим конкретным случаем у консультанта возникает много ценностных вопросов. Одна из причин сохранения брака клиенткой - интересы детей. Что думает об этом консультант - детям полезнее иметь обоих родителей в условиях неудачной модели взаимоотношений мужчины и женщины или лучше уж им стать свидетелями развода? Что вообще думает консультант о браке, семье, разводе, положении детей в семье? Клиентка говорит о внебрачных связях. Что думает консультант об их правомерности? Полезны или деструктивны эти связи для жизни клиентки? Что думает консультант о потребности в безопасности и риске в жизни человека? От ответов на заданные вопросы в немалой степени будет зависеть и процесс консультирования и его результат.

По мнению G. Corey (1986), консультант или психотерапевт, желая избежать ценностных коллизий в процессе консультирования, должен иметь четкую позицию по некоторым вопросам. Важнейшие сферы, в которых важна позиция консультанта, - это семья, секс, аборты, религия, наркотики.

Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой и тем не менее избежать навязывания собственных установок клиентам. Жизненная философия каждого человека и его ценности уникальны. Было бы слишком высокомерно думать, что только консультант знает, что такое "хорошая и праведная жизнь". С другой стороны, нейтральность консультанта означает или его амбивалентность в отношении ценностей, или то, что он заботится только о "защите" процесса консультирования от своих ценностей, и это мешает аутентичности и искренности. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, каким образом они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант, ориентируясь на свою систему ценностей, также помогает клиенту лучше понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.

В советское время психология была наукой почти что подпольной. Все проблемы человек должен был решать либо самостоятельно, либо с помощью партсобрания или комсомольской ячейки. Относительная новизна психологического консультирования - общедоступного и разнообразного - способствовала тому, чтобы люди начали обращаться со своими внутренними конфликтами к специалистам. Тем не менее, в отличие от Запада, эта отрасль науки и услуг пока еще остается в зачаточном состоянии.

Чем может помочь психолог?

Каковы плюсы и минусы психологического консультирования, если мы взглянем на это глазами обывателя? Преимущества очевидны лишь для неискушенных. Именно они считают, что удачный сеанс психологического консультирования поможет раз и навсегда решить все личностные проблемы данного человека, а следовательно - сделает его "уживчивым" и "положительным". Однако работа со "знатоком душ", даже имеющим университетское образование и - это длительный процесс. Кроме того, в большинстве случаев - дорогостоящий. Один сеанс психологического консультирования может стоить около ста долларов. При этом результаты - во всяком случае, с точки зрения житейской - весьма сомнительны. К примеру, мы идем на консультацию, чтобы решить проблемы в партнерских отношениях. Но при этом психолог не может - просто не имеет права - давать нам конкретные советы.

Единственное, в чем он может помочь - чтобы мы осознали наши потребности и желания, наши возможности и потенциал. Все остальное - включая жизненно важные решения, такие как развод или вступление брак, рождение ребенка или раздельное владение имуществом - остается за рамками психологического консультирования. Эти шаги мы должны выполнить только самостоятельно. Аналогично решение о том, остаться ли в городе или стране или эмигрировать, сменить ли работу или Это только наша личная прерогатива. Никто за нас не примет важного решения. Ни один психолог не сможет однозначно сказать, что этот выход принесет определенные результаты. Единственное, что он может сделать - показать внутреннее противоречие каждого решения или поступка. Окончательный выбор делает сам человек.

Каковы еще минусы и консультирования? Многим из нас чрезвычайно трудно будет "открыться". То есть, рассказать о том, что нас мучает, почему и какие чувства мы испытываем в связи с нашей ситуацией. Ведь эти аспекты психологического консультирования касаются в основном того, что у нас "внутри".

Зачастую эти проблемы мы отодвигаем так далеко, что и сами не можем их озвучить. А что можно сказать о человеке - даже специалисте - который видит нас первый или второй раз в жизни. О многих проблемах или болезненных пунктах он может только догадываться. Само же решение должно исходить от нас самих. Следовательно, просто необходимо провести глубокую работу с самим собой.

Какие виды психологического консультирования доступны для обычного гражданина? В первую очередь, индивидуальная помощь в рамках различных программ. Консультации в этом случае длятся, как правило, около часа, а основной задачей психолога будет выслушать клиента и постараться понять, над какими проблемными сторонами характера и жизненной позиции следует поработать. Групповые занятия, хотя и используются в различных психотерапевтических центрах, подходят далеко не каждому. Многие люди прибегают к заочной консультации. В этом случае идеальным решением может стать чат или телефон доверия, по которому можно анонимно обсудить с профессионалом свои проблемы и вместе поискать выход.