Похудение

Культура и пол гендерная проблематика в культурологии. Культура и гендерные различия. Теоретико-методологические основы исследования

Культурология: конспект лекций Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры

1. Гендерный подход к анализу культуры

Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и задаются символические значения вещей и явлений.

Миф – одна из самых ранних стадий культуры. Миф выполняет такие функции, как передача социального опыта, интеграция человека в социуме, координация во времени и пространстве. Иногда миф употребляется в значении «сказка». Одним из распространенных мифов современного времени является миф о природном предназначении женщины.

В течение длительного времени понятие «пол» было простым и объяснимым. Пол – это биологические и психические особенности и различия мужчины и женщины, причем биологические различия были основой для формирования и других различий, в том числе и социальных. Социальные понятия «мужчина» и «женщина» состоят из множества аспектов, которые зависят от того, какое общество мы изучаем. Женщине изначально приписывают такие качества, как пассивность, иррациональность. В современной социальной науке принято употреблять понятие «гендер». Понятие «пол» относится только к анатомо-биологическому строению мужчин и женщин. Термин «гендер» обозначает совокупность норм поведения, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе.

Гендерный подход основан на идее о том, что важно не биологическое или физическое различие между мужчиной и женщиной, а то культурное и социальное значение, которое общество придает этим различиям. Понятие «гендер» ввел в научный оборот социолог и психолог Р. Стомлер в 1968 г.

Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М А

ЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия истории культуры

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

ЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще

Из книги Теория культуры автора Автор неизвестен

ЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная

Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К Е

ЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества

Из книги Русский язык и культура речи: курс лекций автора Трофимова Галина Константиновна

ЛЕКЦИЯ № 16. Философия культуры: методологические основания Прежде всего следует отметить связь культурологии и философии. С одной стороны, культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования. «Философствование и его результаты – это лишь

Из книги Традиция, трансгрессия, компромисc. Миры русской деревенской женщины автора Адоньева Светлана Борисовна

ЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 20. Ментальность как тип культуры. Смысл ментальности Непосредственным изучением культуры как ментальности занимается французская историческая школа «Анналов», одним из ярких представителей которой является Ф. Бродель.История ментальностей использует

Из книги автора

2.8. Постмодернистские методологии осмысления и постижения культуры Творческая деятельность, отличающая человека–интеллектуала от человека массы, направлена на созидание новых продуктов культуры. Многие постмодернисты связывали ее с деятельностью художника и

Из книги автора

Лекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной

Из книги автора

Лекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о

Из книги автора

Лекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний.Истоки слова

Из книги автора

Лекция 9. Модели культуры 1. Классическая и современная модели культурыВ развитии европейской культурологии можно выделить важный период утверждения западной культуры (с эпохи Возрождения до середины XIX в.). Этому периоду свойственны чувство исторического оптимизма,

Из книги автора

Лекция 11. Локальные культуры 1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский)В философии и культурологии важной проблемой является вопрос о том, что собой представляет исторический и культурный процесс:

Из книги автора

Лекция 17. Культуры Востока 1. Культура Арабского халифатаКлассическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. Арабский халифат – государство, которое образовалось в результате арабских завоеваний VII–IX вв. С появлением

Из книги автора

Лекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения План1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные

(Документ)

  • Суслова Т.И. Культурология (Документ)
  • Садохин А.П. Культурология (Документ)
  • (Документ)
  • Берестовская Д.С. Культурология (Документ)
  • Аудио-лекции - Культурология (wmf) (Документ)
  • Гуревич П.С. Культурология (Документ)
  • Кадыров А.М. Культурология. Культура России (Документ)
  • n1.doc

    Коган Игорь Леонидович

    ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ:

    Культура пола и "пол" культуры

    Минск 2003

    УДК 316.7:316.346.2 ББК 71.05 К 57

    Рецензенты:

    Левяш И.Я., доктор философских наук, профессор Русецкая В.И., доктор социологических наук, профессор

    К 57 Коган И.Л. Тендерная культурология: культура пола и "пол" культуры.- Мн.: Ковчег, 2003.- 336 с.

    ISBN 985-6056-61-6

    Монография посвящена выявлению теоретических оснований и обоснованию научной легитимности новой дисциплины тендерной культурологии. Смысловым ядром тендерной культурологии служит понятие "тендер", которое на протяжении последних десятилетий является одним из наиболее анализируемых в мировой гуманитаристике. Но на постсоветском пространстве тендерная проблематика представляет собой маргинальное явление, в том числе в связи с явным "феминистским креном" подавляющего большинства тендерных исследований.

    Тендерная культурология призвана выявить смысловые пласты понятия "тендер" всеобщего характера, ввести его в проблемное поле культурологии и в качестве объекта анализа, и в форме метода исследования самой культуры.

    Монография представляет интерес для студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей гуманитарных дисциплин, а также широкого крута читателей.

    ISBN 985-6056-61-6

    Коган И.Л., 2003 г.

    РАЗДЕЛ I ГЕНДЕР И ТЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

    ГЛАВА 1

    ОСНОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    1.1. ПРЕДМЕТ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    Предмет тендерной культурологии определяется в соответст­вии с ее изначальным прикладным характером. Так, если теория культуры как фундаментальная культурология исследует сущ­ность, структуру и динамику культуротворческой человеческой деятельности, а также всей совокупности предметов и явлений ма­териальной и нематериальной культуры этноса (нации, государст­ва), то тендерная культурология призвана выявлять в ней специ­фические смысловые структуры, которые составляют в той или иной степени содержание многих культурных объектов. Один из основополагающих тезисов теории культуры "человек есть творец и потребитель культуры" преломляется в тендерной культуроло­гии сквозь призму ее предметного интереса. Человек как понятие теории кулыуры для тендерной культурологии ссчъ лишь теорети­ческая конструкция, абстракция, пе имеющая практической значи­мости. Тендерная культурология рассматривает человека только в качестве мужчины или женщины как конкретного, а не абстракт­ного индивида. Именно это деление понятия человек и создает ос­новной методологический механизм, с поми"цью которого тендер-пая культурология исследует объекты кулыуры и вскрывает в них то смысловое наполнение, которое оставалось "не распакован­ным" 1 из-за слишком высокой степени абстрактности понятия че­ловек. Половая дифференциация создаст то смысловое простран­ство, которое, при погружении в него исследуемого объекта, вы­свечивает в нем тендерный аспект, признак, функцию, роль и т.п.

    В связи с этим этносоциальная общность как истинный творец и потребитель культуры рассматривается тендерной культуроло­гией в качестве такого организма, в котором одним из пластов со-

    1 В.П. Налимов. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. - М: Про­гресс-Традиция, 2000. - С. 14.

    Циокультурной динамики служит отношение мужского и женского полов. Тендерную культурологию интересуют закономерности, лежащие в основе производства и потребления культуры, особенно ее архстипических образцов идентификации мужчины и женщины и их влияние на формирование особенностей этнокультурного процесса.

    К предмету тендерной культурологии следует отнести также и взаимосвязь и взаимозависимость пола и его культурного образа, тендера, который служит основой мужской и женской идентифи­кации. Собственно, понятие тендера в свете тендерной культуро­логии может трактоваться двояко: с одной стороны, как средство и методологический механизм культурологического исследования, а с другой - как предмет анализа самой тендерной культурологии. Вызвано это, без сомнения, тем, что тендерная культурология де­лает лишь первые шага в качестве самостоятельной дисциплины, и то, что должно составлять ее дисциплинарное содержание, само находится в стадии оформления, уточнения смысловых границ и отношений с другими культурологическими дисциплинами.

    Таким образом, структурно предмет тендерной культурологии можно представить в следующем виде:

    1. Теория социокультурного пола.

    2. Тендерные стереотипы и тендерная самоидентификация человека и общества.

    3. Тендерная классификация общества.

    4. Тендерная классификация культуры.

    5. Методология исследований тендерной культуролоши.

    1.2. ЗАДАЧИ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    К основным задачам гендерной культурологии следует оне-сти:

    1. Исследование отношений пола и тендера. Отношение пола и тендера представляет собой "принципиальный вопрос: соотно­сится ли тендер с полом или детерминируется им?" . Проблема здесь заключается в следующем. До появления первых работ по феминолотии и тендерным исследованиям не подвергалось сомне-

    Раэдел 1. Тендер и тендерная идентичность

    "" В. Кравченко. Социология. Справочное пособие. -М.: Московский лицей, 1998,- С.63.

    Нию положение, будто представления об образе мужчины или женщины (женское начало, мужественность и другие понятия) ис­ходят из самой природы, которая и определяет последних. Следо­вательно, отношения между полами, равно как и их социокультур­ные статус и роли, имеют эссенциальный характер, т.е. природно детерминированы. Согласно этому взгляду, теперь считающемуся натриархатным, устаревшим и слишком сомнительным, мужчина вследствие своих природных качеств призван выполнять властные функции как в семье, так и в обществе, тогда как женщина, опять же из-за собственной биологии и вырастающей из нее психологии, должна лишь обеспечивать воспроизводство населения и бытовой комфорт.

    Феминистская элита подвергла серьезной критике не только содержание подобных полоролевых установок, но и саму предпо­сылку, на основе которой это содержание приняло универсальную форму культурной нормы, а именно, что биология пола определяет полоролевые типы социальной стратификации. Философские тези­сы, например, Ф. Пицше "Степень и вид половых различий у чело­века простирается до высших точек его духа" 3 или В. Розанова "пол и истинная религия... есть одна текущая река,., как пате от­ношение к Богу, как связь с Небом" 4 (т.е. пол связывает человека с Богом сильнее, чем совесть), которые сто лет назад воспринима­лись как откровения, сегодня требуют доказательств и маркируют­ся как "философия патриархата". Другими словами, феминистские критики, проводящие тендерные исследования в идеологически направленном ключе, предлагают разорван всякую причинно-следственную связь между полом и его кулълфным восприятием - тендером. Именно острота подобной критики и ее принципи­альный характер, подчас имеющий неопровержимые доводы в свою пользу, делают задачу выяснения отношений между полом и тендером одной из ключевых в тендерной культурологии.

    2. Исследование механизмов образования тендера. Одним из способов решения первой задачи является исследование механиз­мов генезиса и развития тендерного типа той или иной культуры. Объективный анализ этого процесса с использованием данных как

    Ф. Ницше. По ту сторону добра и чла. - Мн.: Беларусь. 1992. - С. 76. В. Розанов. Люди лунного света / Уединенное. - М.: Эксмо-Прссс, 1998.- С. 243.

    Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология тендерной культурологии

    Древних форм коллективного сознания (архаической мифологии и религии), так и современных философии и науки позволит, види­мо, пролить свет на вопрос о том, какую роль в формировании тендера играет биополовая дифференциация. Данная задача, как и ее решение, обладает эвристическим потенциалом большего мас­штаба, чем ее изначальные теоретические предпосылки и границы возможных ответов. Общий процесс генезиса и развития представ­лений человека о мире не только позволяет анализировать меха­низм развития тендера, но и использовать результаты этого анали­за в систематизации знаний индивидуальной и социальной психо­логии.

    3. Выявление закономерностей генезиса и динамики тендер­ных типов. Третья задача логично вытекает из решения шорой. Если бы тендерной культурологии удалось обнаружить законо­мерности образования тендерных типов, то следующим шагом, безусловно необходимым, станет анализ их динамики в культур­ном процессе этноса. Задача эта вряд ли может быть решена в пол­ном объеме, поскольку динамика смены тендерных образцов или отношений тендерных стереотипов между собой проходит и поле исторической изменчивости. Закономерности каких-либо процес­сов (социальных или культурных) никогда пе проявляются в pa i ныс исторические периоды с полной идентичностью: они всегда воспринимают и несут в себе новые социокультурные особенности данного периода истории.

    4. Определение этнических особенностей тендера. Четвертая задача могла бы войти в содержание второй, поскольку она связа­на с генезисом и смыслом тендера. Однако, этническая состав­ляющая в этом процессе многогранна и достаточно сложна, из-за чего мы посчитали возможным выделить ее в отдельное направле­ние тендерной культурологии. Ее проблемное поле обладает дале­ко еще пе использованным материалом для организации исследо­ваний не только в рамках тендерной культурологии. Сегодня эт­нопсихология, этносоциология, этнолингвистика и другие дисцип­лины образуются внутри материнских научных дисциплин именно в связи с появлением в них нового пласта информации, связанного с влиянием этнических структур на все сферы мышления и пове­дения общества. В связи с этим этногендерология может быть вы-

    Раздел I. Тендер и гендерная идентичность

    Делена в качестве отдельного направления исследований внутри тендерной культурологии.

    Сугь проблемы здесь заключается в особенностях и степени влияния этнических структур на содержание тендерных стереоти­пов в данном обществе, обладает ли биологический (природный) элемент этноса определяющей силой формирования тендерных норм и идеалов. В этом пункте проблема четвертой задачи тендер­ной культурологии смыкается с проблемой первой задачи принци­пиального характера: имеет ли связь природы вообще (а не только биологии конкретного человека) с тендерными типами равные или причинно-следственные формы? С нашей точки зрения, решение первой задачи не может дать окончательный и точный ответ на вопрос о формах связи природы и коллективных представлений, поскольку даже если будет определена форма связи между биоло­гией и психологией человека, невозможно перевести доказательно аналогию на специфику взаимовлияния природы и кулыуры (в нашем случае, кулыурпо-половых образцов).

    Кроме того, в этом вопросе раскрывается и пласт динамики взаимовлияния природы и культуры, который, к тому же, накла­дывается на динамику исторической изменчивости. Решение дан­ной задачи хотя бы в качестве уточнения круга вопросов и направ­лений исследований (на первом этапе) составит значительный вклад не только в становление тендерной культурологии, но и культурологии вообще, а значит, гуманитарных наук в целом.

    5. Роль, функции и значение тендера в культурном процессе. Пятая задача тендерной культурологии под/одкт к выяснению ее роли внутри культуры и культурологии черк уточнение определе­ний функций, ролей и значений тендерных типов и тендера как культурологического понятия. По сути дела, пятая задача направ­лена на формулирование конечной цели, к которой стремится ген­дерная культурология. Решение первых четырех задач связано с определением смысловых границ и инструментария тендерной культурологии как самостоятельной научной дисциплины; пятая же задача призвана оформить ее в качестве методологии (или со­вокупности методик) кулътуролог-ических и, шире, гуманитарных исследований. Гендерная культурология в этом случае предстает перед нами как единый методологический комплекс научных ис-

    Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология тендерной культурологии

    Следований в области изучения человека и общества, а также форм и результатов их жизнедеятельности.

    Здесь следует сказать о том, что тендерная культурология не ставит перед собой идеологических целей, в отличие, скажем, от феминологии и женских исследований, которые зачастую скрыва­ются под маской так называемых "гендерных исследований". Мы ни в коей мере пе ставим под сомнение благородные задачи, пре­следуемые феминистской идеологией, поскольку считаем, что хотя женщина и мужчина различны между собой, но обладают при этом равными правами использовать собственные отличия в тех формах и для таких целей, которые не противоречат фундаментальным нормам общежития. Тендерная культурология как любая наука может относиться с той или иной степенью доверия или недоверия к различным течениям мысли или общественным движениям, но она не может принимать в них участия ни в предпосылках, пи в выводах собственных исследований. Единственное наследие, ко­торое досталось тендерной культурологии, в частности, от женско­го движения и вызванных им женских исследований (и самой геп-дсрной культурологии), состоит в том, что она изначально исходи! из фундаментального положения о равенстве прав не только жен­щины и мужчины, но и представителя любой другой, более кон­кретной и малочисленной, социальной группы. Правда, идеология на этом и заканчивается; все остальные выводы и заключения должны строится на беспредпосылочной основе, как и подобает научному мышлению. 5

    1.3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    Методология тендерной культурологии основывается, безус­ловно, на теории систем и теории информации как основных мето­дах, используемых собственно культурологией. Эти теории позво-

    5 Сам автор высказал свою личную позицию в отношении женщины со стороны мужчины и общества в монографии: Игорь Богин. Вечная Жен­ственность. - СПб.: А/.етейя. 2003. Но в данном случае следует выска­зывать не личное сочувствие проблемам женской участи, а неопровер­жимые доказательства как наличия подобного феномена, так и способов его качественной трансформации.

    Ляют сохранить культурологический взгляд на проблему и одно­временно рассматривать ту ее сторону, которая составляет пред­мет тендерной кулыурологии. Кроме того, системный анализ, применяемый при культурологических исследованиях, позволяет сохранить единство изучаемого объекта с окружающей его средой и с тем иерархическим порядком, в котором данный объект явля­ется частью. Это нужно в связи с тем, что тендерный анализ изна­чально строится из методологических предпосылок дихотомиче­ского свойства, что нуждается в постоянном смысловом контроле со стороны культурологического взгляда. Картина, к построению которой стремится тендерная культурология, требует как бы по­стоянного наблюдателя за сохранением смысловой координации и общности между результатами гендерных исследований и их объ­ектами. Подобная смысловая общность и будет составлять смы­словое пространство геядерной культурологии, являющейся одним из системных методов культурологических исследований.

    Из конкретных методов научных изысканий, которыми поль­зуется тендерная культурология, следует назвать метод этнопси­хологии, кросс-культурный анализ (кросс-культурная психология и сравнительные кросс-культурные исследования в различных об­ластях искусства, литературы, политики, экономики и других сфер жизнедеятельности общества), этносоциодогии и некоторые дру­гие. Каждый из указанных методов поможет достичь срачу двух задач: во-первых, тендерная культурология приобретет теоретиче­ский и эмпирический материал, который будет составлять ее фун­даментальное и прикладное содержание, а во-зторых, будет выяв­лен тендерный аспект в инструментарии тех паучпых дисциплин, методы которых послужили средством анализа тендерной культу­рологии.

    Рассматривая саму тендерную культуроло"-ию как совокуп­ность методов исследования, следует указать на использование "гендерно-чувствительных технологий" анализа культуры, куль-1урпых текстов и кодов, культурных универсалий и образцов. Кроме того, тендерная культурология представляет собой форму семиотического и семантического анализа, выявляющего смысло­вые константы и переменные (социальные значения) в культурно значимых формах, отношениях, взаимодействиях и т.д.

    Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология гендерной культурологии

    1.4. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

    Историческая связь гендерной культурологии с женским дви­жением XIX в. в Европе за политические и иные права женщин не вызывает сомнений. В то время как традиции Востока сохраняли низкий статус женщины во всех областях жизни, Запад обратил свое внимание на проблемы женской участи и ее роли в обществе. Среди крупных исторических событий, особенно повлиявших на возникновение и развитие феминизма, можно указать на француз­ское Просвещение XVIII в., завершившееся кровавой бойней и казнью Робеспьера и его подручных, а также правление Наполеона с его крупными военными кампаниями. Именно эти события "встряхнули" Европу в социальной активизации всех слоев евро­пейского населения, в том числе и женщин. Здесь же можно на­звать, впрочем, и революции во Франции и Германии (1848), и объединение Германии Бисмарком (1871), и даже, как это ни странным может показаться, отмену крепостного права в России. Все подобные события европейского и даже мирового масштаба помимо специальных целей или провозглашаемых лозунгов, на­правляющих действия масс, обладают офомной силой активиза­ции социальной жизни. А это, в свою очередь, влияет на развитие наук и искусств, на появление новых стилей в политике и моде или научных открытий, на смену акцентов или даже целых социокуль­турных и социально-исторических парадигм 6 .

    Совершенно закономерными видятся в этом смысле такие крупные события в культурах стран Европы, как появление мар­ксистской социальной философии, французского позитивизма Конта, расцвета русской литературы. Такие крупнейшие научные открытия, как электромагнетизм Максвелла и особенно теория эволюции природных видов Дарвина также вписываются в один ряд событий, несущих на себе печать необратимых изменений в культуре Европы, да и всего мира. Однако, с нашей точки зрения, эти плоды созрели благодаря семенам, посаженным на почву ев­ропейской культуры гораздо раньше, но крайней мере, за несколь­ко веков до описываемого нами периода.

    Раздел I. Тендер и тендерная идентичность

    Чтобы обнаружить связь событий всемирно-исторического значения XIX - XX вв. с течениями культурной жизни за не­сколько веков до этого, следует понять суть этих событий. Мы могли бы описать то общее, что объединяет их, а именно крити­ческое движение мысли, желание подвергнуть сомнению и пере­смотреть давно устоявшиеся представления и нормы, господство­вавшие в культуре того времени. Если искать более ранний аналог подобному критицизму в европейской истории, то мысль останав­ливается на эпохе Возрождения и Реформации как социокультур­ных явлениях, известных своим гуманистическим (персоналист-ским, по выражению М.С. Кагана 7), содержанием.

    В этот период безраздельно господствовало религиозное и клерикальное мировоззрение. Представления об устройстве все­ленной, идущие еще от Птолемея, были канонизированы церков­ной теологией и приняты в качестве церковных догматов, которых следовало безоговорочно придерживаться каждому "доброму" ка-то.лику. Любые попытки даже незначительной критики церковной позиции, а, следовательно, и всего европейскою (и, шире, христи­анского) мировоззрения резко и сурово пресекались инквизицией, существовавшей уже с XIII в.

    И тем не менее, во второй половине XV в. появляются первые открытые выступления крупных мыслителей гуманистического мировоззрения. Причин для этого было более, чем достаточно, сконцентрировавшихся в Европе XV - XVI вв.

    Во-первых, один из самых сильных импульсов европейский 1уманизм получил из Византии. Еще со врем>л: крестовых походов ромеи оказали огромное влияние на крестоносцев и тех, кто их сопровождал, а ведь среди них были и поэты, и трубадуры, воспе­вавшие "славные" подвиги европейских героев. Но после падения Византии в 1453 г., когда турки взяли Константинополь, целые массы греков, особенно состоятельных семей (а значит, образо­ванных людей) эмигрировали в Италию, где их влияние и без того

    7 См. М.С, Каган. Философия культуры. - СПб., 1996. * Инквизиция внесла свой, особый, вклад в развитие антиабсолютистских настроений: помимо развернувшегося религиозного террора в отношении целых еретических народов инквизиция была особенно беспощадна к женщинам как "самым верным пособницам дьявола". (См., например, "Молот ведьм".)

    Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология гендерной культурологии

    Было традиционно мощным и глубоким. Многие греческие авто­ры, например, Михаил Иселл, переводились на латинский язык и таким образом просвещенным умам Европы становилось доступ­ным достояние богатой византийской культуры. Как"показывают современные исследования 9 , византийская культура XIV - XV вв. переживала своеобразный Ренессанс, и семена его были посажены в итальянской культуре многочисленными переселенцами из Гре­ции, Сирии, Малой Азии, Египта. Достижения греческой науки, философии и искусства с их гуманистической окраской легли на благодатную почву Италии, а оттуда перенеслись на всю Европу и вызвала беспримерную культурную реакцию.

    Во-вторых, с XIII в. в Европе начали действовать университе-ты" с, не говоря уже о многочисленных и богатейших библиотеках монастырей. В последних обучались и воспитывались переписчи­ки текстов и за достаточно умеренную плату производили копии тех рукописей, которые хранились в библиотечных архивах. Уни­верситеты стали центром хранения и передачи "свободных зна­ний" (медицина, космолошя, теология, философия, риторика, арифметика и др.), что уже само по себе служило источником им­пульсов свободомыслия и критицизма. Конечно, для появления мыслителей масштаба Эразма Ротгердамского требовались годы, десятилетия функционирования подобных "фабрик знаний", кото­рыми были университеты. Но за время появления гуманизма как европейского движения университеты выполнили несколько важ­нейших функций, среди которых (помимо образовательной и вос­питательной) можно назвать коммуникативную. Университеты были общеевропейскими учреждениями (напр. Оксфорд, Кем­бридж, Пражский, Болонский, Парижский университеты), они "сохраняли принцип общедоступности" 11 и служили научным ав­торитетом для культурных элит всех европейских стран (и не только). Это в определенной степени способствовало в дальней­шем приобретению европейской известности и европейского же

    9 См. напр. И, П. Медведев. Византийский гуманизм XIV - XV вв. - СПб.:Алетейя, 1997.

    10 "К середине XIII в. можно говорить о формировании единой системы университетов Европы". От глиняной таблички к университету / Под общ. ред. проф. Т.Н. Матулиса. - М.: РУДН, 1998. - С. 487.

    Там же, с.495.

    Раздел I. Тендер и тендерная идентичность

    Масштаба мыслителей и учений, рождавшихся в среде студентов этих университетов или их выпускников. Авторитет университет­ского диплома стал символом истинности говорящего и служил ключом к приобретению наивысшего социального статуса и к формированию общественного мнения, которое почти целиком (за редким исключением) опиралось на мнения университетских уче­ных" 2 .

    Третьей причиной (лучше сказать, причиной и условием) рас­пространения гуманизма в Европе стало техническое открытие книгопечатания (завезенное из Китая). К моменту его появления книга (рукопись) пользовалась таким авторитетом и ценностью, какими сегодня обладают, быть может, только священные книги мировых религий. Каждая рукопись была бесценной не только по­тому, что их было мало, а потому, что само отношение образован­ного общества к книге было сродни священному. Не случайно ре­лигии имели наряду с другими предметами культа священные кни­ги, чьи тексты, по представлению верующих, писались либо самим Богом, либо его "секретарями" (апостолом, пророком и т.д.). По­этому книга как материальный предмет сама по себе обладала ог­ромным авторитетом, и ее распространение издателями и книго­торговцами, которые, кстати сказать, получали баснословные ба­рыши от продажи книг, означало придание авторитета всему, что было в них написано. (Это вовсе не значит, что издатели принима­ли к изданию все, что попало: существовал жесткий отбор авторов и их сочинений.) Сочинения гуманистов быстро распространялись огромными для того времени тиражами 13 и создавали критическую среду в образованной элите Европы. Семена, псс,еянные книжны­ми трактатами гуманистов, упали в хорошо подготовленную поч­ву, породив такое же по масштабу, если не более грандиозное, яв­ление Реформации.

    Конечно, мы не учитываем множество другмх явлений сред­невековой Европы, которые в своей совокупности обладали ог­ромной силой культурной модернизации. Можно назвать такие явления, как зарождение английского парламентаризма XIII в.,

    Так, враги Эразма Роттердамского не смели намекнуть ему на его со­мнительное происхождение, поскольку он был выпускником Парижского университета (Монтегю - коллегии для бедных). " До нескольких тысяч экземпляров.

    Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология гендерной культурологии

    Развитие мореплавания, приведшее в конце XV в. к открытию но­вых земель Америки (что, быть может, сравнимо но значению со всеми причинами распространения гуманизма, приведенными на­ми), развитие литературы и искусства с их ориентацией на греко-римскую культуру и ее ценности и многое другое. Но кроме того, следует вспомнить и о кризисе феодальных отношений, и о потере религиозного авторитета католической Церковью. Всего описать невозможно. И тем нз менее, можно констатировать, что объек­тивные (исторические и социокультурные) условия жизни евро­пейских народов XV - XVI вв. создали предпосылки для дальней­шего пересмотра всего господствующего мировоззрения. Безус­ловно, главный удар по католическому мировосприятию нанесла Реформация, питавшаяся своими корнями в гуманистической идеологии. Лютер, Кальвин, Цвингли и другие реформаторы пере­несли акцент с церковной иерархии на верующего человека ("оправдание верой" Лютера) или на свободную от Церкви общину верующих (Кальвин). Другим, не менее сильным, оказался удар, нанесенный учеными Коперником, Галилеем и, позже, Кеплером, Гелиоцентризм не только разрушает одно из положений геоцеи-тристского представления об устройстве вселенной, но и всю картину мира, которой придерживалась Церковь и которую она канонизировала в качестве догматического положения. Как это всегда бывает, при сомнении в истинности одного из элементов системы, вся система становится сомнительной и шаткой и "превращается в объект для нападок со стороны ревизионеров" 15 . Это же произошло с абсолютизмом церковного мировоззрения, которое стандартизировало любые нормы мышления и поведения. Все, что выходило за границы санкционированных Церковью норм, признавалось еретическим и уничтожалось. И все же сомне­ние в абсолютной истинности одного мировоззрения осталось, ук­репилось и достигло такого масштаба, который позволил вообще отвергнуть его, подвергнув критическому пересмотру основные явления, события и факты истории и культуры стран Европы.

    К идеологам критицизма абсолютного мировоззрения можно отнести практически всех известных мыслителей, которые стояли на естественнонаучных позициях, начиная, видимо, с Декарта. Его

    Которое опиралось на систему Птолемея (II в. до н.э.). " Богин Игорь. Бог. Вселенная. Смысл. - М.: Беловодье, 2000. - С. 99.

    Раздел I. Тендер и тендерная идентичность

    Учение о дихотомии души и тела, а также о сомнении как первич­ном инструменте научного мышления, внесло импульс раскола в философию томизма. Придерживаясь картезианского типа мыш­ления, следовало использовать анализ в гораздо большей степени, чем синтез, сомневаться было правильнее, чем утверждать. Анг­лийские мыслители Бэкон и Локк вообще отказались признавать установленный раз навсегда порядок как в сознании, так, следова­тельно, и в окружающем мире. И уже прямыми идеологическими предшественниками феминистской критики стали представители французского просвещения, начиная с Вольтера и заканчивая Рус­со. Кстати, здесь можно упомянуть известную концепцию Ш. Ортнер о соответствии отношения природы и культуры как жен­щины и мужчины 16 . Действительно, традиционно женщина ассо­циировалась с природой, с ее непредсказуемостью и иррациональ­ностью, и потому всегда воспринималась как нечто низшее, ибо мужчина всегда хотел покорить природу в себе и вокруг себя. Критика же Руссо цивилизации и проповедь возврата к природе, к первобытным временам истинных отношений и социальной спра­ведливости была столь мощной и популярной, что это не могло не сказаться на изменении отношения европейского общества к при­роде, а следовательно, и к женщине как к ее непосредственному носителю и представителю.

    Мы хотим здесь еще раз подчеркнуть, что описывая так назы­ваемых предшественников феминистского движения, мы имеем в виду не столько отдельных мыслителей или да-*е течений мысли, сколько интеллектуальное, рационально-критическое в своей ос­нове культурное движение, которое находило своих апологетов в самых разных областях жизни и сознания. В результате деятельно­сти этой массы представителей данного движения создалась ду­ховная атмосфера в элитных культурных кругах, z в jnoxy возник­новения и развития капитализма - ив среде среднего класса, по­ощряющая любые виды проявлений анти абсолютисте ко го направ­ления и связанная с насаждением полицентристской картины ми­ра. Конечно, нельзя не обратить внимание на то, что, несмотря на подобную духовно-культурную тенденцию, объекты критики и

    Гапова Е. Тендерная проблематика в антропологии // Введение в тен­дерные исследования / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алстсйя, 2001. - С. 379.

    Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология тендерной культурологии

    Ценности модернизации традиционных догматических установок, норм и моделей мышления и поведения оставались почти всегда в рамках европоцентризма. И все же критическое отношение ко все­му традиционному прочно вошло в моду в среде образованных слоев общества. И именно в этом смысле всех тех, кто внес свою ленту в утверждение критического отношения к догматам мышле­ния и поведения, мы называем предшественниками феминизма (хотя, понятно, не его одного, а всей современности).

    Отношение между мужчиной и женщиной приняло настолько устоявшуюся форму, представления о природе и характере муже­ственности и женственности столь мощно опирались на незыбле­мые с точки зрения традиционного мышления взгляды, связанные с распределением властных полномочий, прав и свобод, сфер реа­лизации и идеалов, что не случайно сомнение в истинности этих положений возникло jraiub после появления европейского мате­риализма и атеизма как общественных явлений. Особенно мощная струя в построении модернистского мировоззрения была внесена идеей эволюционизма (Дарвин, Спенсер, Маркс, Бергсон и многие другие). Она позволяла идеологически обосновывать, по сути, лю­бое движение, провозглашающее прогрессивность своих лозунгов по сравнению с традиционными представлениями. Идея справед­ливости, проявившаяся в лозунге "Свобода. Равенство. Братство", была использована в качестве формального основания идеи соци­альной справедливости. Последняя приняла достаточно прогрес­сивный и потому притягательный облик борьбы угнетенных слоев населения за расширение их политических, экономических и со­циокультурных прав. Часть наиболее активных и образованных женщин влилась в это движение за права угнетенного населения, провозгласив лозунгом достижение женщиной равных с мужчиной прав. Это и политические права (избирательное право), и право на получение образования, и право на одинаковую с мужчиной опла­ту труда.

    Собственно, за любым социальным движением стоит критика господствующего положения вещей и идеологии. И потому со­вершенно естественно, что женское движение поневоле заставило научную мысль обратить внимание сначала на женщину как па социально угнетаемое существо, затем на причины этого угнете­ния, коренящиеся, по мнению многих, больше в субъективных,

    Особенность гендерных стереотипов заключается в том, что они традици­онно воспринимаются как жесткофиксированные представления о «женском» и «мужском». Биологические различия, которые присущи мужчи­нам и женщинам, в культуре преобразуются в ряд социальных ожиданий в отношении того, какие модели поведения следует считать «мужскими», а ка­кие «женскими». Гендерные модели поведения характеризуются строгой иерархией: мужское начало связывается с главенством, властью; женское представляется как второстепенное, подчиненное, и это воспринимается как естественно данное. В результате возникает гендерное неравенство, которое проявляется в том, что женщины не приравнены к мужчинам в своих юриди­ческих, социальных, экономических и политических правах; для женщин ограничен доступ к ресурсам, экономическим и политическим возможно­стям, ограничено представление интересов своей общности. Это приводит к тому, что женщины дисфункционально реализуют собственный потенциал, их жизненные силы в воспроизведении и совершенствовании своей жизни заметно ослабевают.

    Гендерные стереотипы, пронизывая все формы общественного сознания, способствуют укоренению таких неявных ценностных ориентаций и устано­вок, которые способствуют восприятию всего мужского как доминирующего, позитивного и значимого, а женского - как второстепенного и менее значи­мого. Рассматривая понятие «гендерный стереотип» и обращаясь при этом к понятию «гендер» исследователи отмечают, что гендер определяет индиви­дуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, до­ступе к власти, сексуальные и семейные роли, в целом, он определяет соци­альные статусы. А поскольку социальные статусы действуют в рамках культурного пространства, то это означает, что гендеру соответствует гендерная культура . Гендерная культура создает социально-обусловленные представления о специфичности женского и мужского, на этой основе строится распределение социальных ролей и функций между мужчинами и женщинами и соотношение их социальных статусов. Точнее, «мужчина» и «женщина» - это примеры биологических различий, а «мужское « и «жен­ское» относится к сформированным гендерной культурой чертам поведения, которые должны социально соответствовать полам.

    С раннего детства происходит обучение гендерно обусловленным соци­альным нормам и правилам поведения, ценностям, и благодаря этому возникают социально детерминированные представления о мужчинах и женщинах; из поколения в поколение передаются нормы поведения и система убежде­ния в обычаях, традициях, философских идеях, морали, художественном творчестве, историческом наследии. Традиционная культура задает главные ориентиры всем сферам жизнедеятельности, в то же время сама традицион­ная культура не является нейтральной по отношению к мужчинам и женщи­нам. Можно констатировать тот факт, что культура транслирует во все сферы жизни, включая сферу сознания, неоднозначное отношение к женщинам и мужчинам как представителям разных социальных и демографических общ­ностей. Оно выражается в том, что представления о женщинах в традицион­ной культуре трактуется через отличие от «другого» - мужского, которое рассматривается самостоятельно. По мнению Т.А. Клименковой, мужчина выступает как представитель всеобщности, всего человечества, призванный говорить от его лица, его миссия понимается как общезначимая, связанная с выполнением основной и важнейшей для цивилизации задачи; женщина по­нимается как выражающая нечто частное .

    Такие представления свойственны выраженному патриархальному харак­теру современной культуры. На то, что культура имеет патриархальный характер, указывают многие исследователи, в частности, О. Вовченко. При этом автор определяет патриархат как «социальный институт, в котором мужчины силой или убеждением «опускают» женщину на «вторичное» (по­сле себя) место в обществе, заставляя их поверить, что такое положение отражает естественное состояние, так как в существующем мире «женское» всегда подчинено «мужскому» . Такой тип культуры утвердился, по мнению исследователей, по нескольким причинам: во-первых, сама социаль­ная организация общества имеет патриархальный порядок, который оказывает непосредственное воздействие на социокультурное пространство. Во-вто­рых, с точки зрения развития человечества, стадия патриархата сменила ста­дию матриархата и все изменения социума находятся под его влиянием. В-третьих, культура в значительной мере создавалась усилиями мужчин. Через становление культуры совершенно определенного типа указанные причины влияют на сознание и самосознание женщин и мужчин.

    Для обоснования влияния данных причин на самосознание женщин мож­но обратиться к мифологии. В древнейших мифах встречается упоминание о первичной андрогинности полов, во многих космогонических мифах оба на­чала - мужское и женское - выступают на равных как две противоположно­сти, от слияния которых возникло небо, земля и люди . В эпоху созда­ния мифов женщина занимала весьма почетное место. При смене матриарха­та патриархатом соотношение «мужского» и «женского» стало рассматри­ваться иерархично, и в мифологии стал преобладать дуалистический прин­цип противопоставления женского как худшего и мужского как лучшего. В результате возникают такие противоположности, как жизнь - смерть, где в жизнь образе Рода, мужского божества, а смерть в образе женского боже­ства. Чет - нечет, четные числа благоприятны и связаны с мужским нача­лом, нечетные - неблагоприятны и связаны с женским началом. Правый - ле­вый, в древнерусских обрядах женщины должны были располагаться слева от мужчин, так как справа - справедливость. О некоторой ущербности женщин свидетельствует и факт малочисленности упоминания о них в мифах и леген­дах. Мифологические представления внесли такие нормы и ценности в соци­альные взаимоотношения мужчин и женщин, которые послужили основой для стереотипизации сознания и самосознания, согласно этому стало законо­мерным считать справедливым мужскую справедливость и доминирование и женскую негативность и подчинение.

    Половая принадлежность производителя знания сказывается также на самом знании, а через него - на становлении самосознания женщины. Признается тот факт, что «человеческая» культура не беспола, в частности, Г. Зиммель считает, что она является «мужской». Это означает, что она создает­ся мужчинами и отражает внешний мир по законам «мужского» мировоспри­ятия. Основная причина, по его мнению, кроется в различиях мужской и жен­ской сущности В этом объяснении косвенно указывается на неко­торое превосходство мужчин, признается «мужской» характер культуры и тем самым указывается на то, что «женское», существуя самостоятельно, ста­новится как бы включенным в более общее, значительное, в «мужское», и оценивается через категории «мужского».

    Одним из первых проблему различия полов в философию включил Ари­стотель. Согласно его учению, женское отождествляется с телесным, материей, а мужское - с духовным, формой, и эти представления легли в основу представлений о мужской и женской сущности, о мужской и женской природе. По мнению Н.А. Бердяева, женщина выступает как призводное от мужчи­ны в силу того, что в не слишком сильна темная природная стихия, безличная и бессознательная . Идея недостаточности в женщине личности, своего «Я» разделялась и другим русскими философами - С.Н. Булгаковым, В.В, Розановым. В представлении В.Розанова, свидетельством отсутствия «зерна», женского «Я» являются такие женские качества, как милосердие, самоотверженность, нежность, в то время как мужской эгоизм, жесткость, черствость, твердость знаменуют собой «зерно», «Я». Поэтому мужчины имеют право с полным основанием распоряжаться, «быть покровителем и во­ждем», право женщины - «в дар за любовь получить мужественного и сильного покровителя» .

    Тот факт, что философское знание создавалось в основном мужчинами, наложил отпечаток на содержание и панораму взглядов на женщин и проявился в том, что женщина воспринималась только относительно мужчины, рассматривалась как часть природы, физического мира и была подчинена мужчине также, как физический мир подчинен духовному. Такая трактовка оказывала значительное влияние и на массовое, и на индивидуальное созна­ние. Философские представления о специфичной сущности женского и муж­ского начал играют значительную роль потому, что философское знание име­ет не только теоретическое, но и духовно-практическое, смысложизненное, ценностно-ориентирующее влияние и значение. Ценностно-ориентирующим воздействием на сознание обладают моральные правила, имеющие в совре­менном обществе своеобразную особенность - общество с позиции морали неоднозначно относится к одному и тому же поступку в зависимости от того, кто его совершил - женщина или мужчина. Как показывает практика, жен­щина находится под более жестким нравственным контролем, порой мужчи­не позволяется то, что не позволяется женщине. Сложившиеся «половые стандарты» фиксируются в виде моральных гендерных стереотипов, кото­рые, переходя в самосознание, не подвергаются критическому анализу. Моральные гендерные стереотипы отражают существующие в общественном сознании представления о должном и недолжном поведении, нормах, принципах, которыми люди должны руководствоваться в повседневной практике (и которые различаются в зависимости от пола), о характерных внутренних обликах мужчины и женщины, о различиях мужской и женской дружбы, мужской и женской любви .

    Вероятно, существование моральных гендерных представлений обуслов­лено следующими причинами: во-первых, существует потребность следовать уже сложившимся общественным правилам, чтобы быть принятым обще­ством. Во-вторых, постепенно усваивая моральные нормы на рационально-эмоциональном уровне, человек осознает свою принадлежность к определен­ному полу, принимает в соответствии с этим половую роль и ожидает соот­ветствующего к себе отношения со стороны других. В-третьих, различия мо­ральных норм поведения мужчин и женщин кроется в самом процессе их формирования. Ценностные представления, нормы и образцы должного по­ведения были выработаны в недрах человеческих сообществ и передавались с древнейших времен из поколения в поколение.

    Моральные гендерные стереотипы влияют на самосознание и облегчают его работу: усвоенные с ранних лет, они впоследствии «накладываются» на любые явления как схема, исключая, тем самым, необходимость анализа; яв­ления упрощаются и как бы подгоняются под уже знакомые и известные схе­мы мышления. При этом изменение гендерных стереотипов, а значит, и стереотипов самосознания, затруднено. Сложность вызывает не только изменение, но и оценка моральных стереотипов: они настолько глубоко прони­кают в образ мыслей, что попытка проанализировать и изменить существующий порядок вещей приводит к дефинициями, отражающим уже имеющуюся картину мира.

    Определенное воздействие на сознание и самосознание, вместе с филосо­фией, моралью, этикой, оказывает содержательная сторона исторического знания. Для историков социальный опыт женской общности не представлял интереса, долгое время в истории женщины были незамеченными. И на осно­вании этого предпринимались попытки преодолеть традиционные убежде­ния, что мужчины - главные исторические лица. Но создание параллельного, а в действительности изолированного женского мира только укрепило ди­станцию между женщинами и мужчинами.

    Важно отметить, что на самосознание женщин оказывает негативное влияние как господство мужского, так и превалирование женского: в первом случае все, что относится к женскому, оценивается по меркам мужских пред­ставлений, т.е. нормы, ценностные ориентации, мировоззренческие установ­ки женщин формируются в социокультурной дистанции полов. Во втором случае происходит девальвация мужского. Но, как в первом, так и во втором варианте сохраняется отчуждение и жесткое разграничение мужчин и жен­щин. Со временем происходит смещение акцентов от только «женской исто­рии» к действительно общей истории гендерных отношений, которая пока еще находится в стадии становления . Такие тенденции в развитии исто­рии демонстрируют общие тенденции в изменении самосознания: от одной крайности к другой, и только потом - к срединному положению, без переко­сов.

    В массовом сознании распространены патриархальные доминанты, и с этой точки зрения социальная дифференциация полов может быть выражена так: мужчине должна принадлежать ведущая, активная роль в мире, обще­стве, семье, а женщине - подчиненная, пассивная. Существуя в массовом со­знании, указанные доминанты отражаются и на результатах деятельности, под их влиянием оказывается и сознание, и самосознание индивидов. В об­щественном сознании стереотипы мужского доминирования и женской под­чиненности воспринимаются как выражение «мужественности» и «женствен­ности». Особенностью стереотипа «женственности» является чрезмерная идеализация: чем более женщина скромна, послушна, благожелательна и чем менее склонна к рассуждениям и принципиальности, те она более женствен­на. Вместе с тем идеализируются дом, семья, дети, эмоциональная забота о других. На этом фоне вся остальная деятельность женщины теряет значи­мость. Все остальные сферы деятельности для мужчин, где востребованы специфические мужские качества - сила, власть, смелость, прагматизм, рас­судительность.

    Всякое отклонение от стереотипа расценивается как утрата женщиной своей женственности, и может привести к неудачам в личной жизни и в реализации своих способностей. Но от таких стереотипов страдают и мужчины. Следуя стереотипу «мужественности», им необходимо быть всегда сильны­ми, преуспевающими, не знать поражений. Но в силу того, что в современ­ном обществе подавляющее большинство мужчин получают исключительно женское воспитание, у мужчин может быть и слабый характер, слабая воля, они больше нуждаются в защите и поддержке. Сравнение стереотипов муже­ственности и реальности позволяет отметить их несоответствие, и это вызы­вает внутреннее беспокойство, чувство неудачника, стрессы, страх, противо­речия, которые могут «компенсаторно» выливаться в агрессию, в алкого­лизм, в девиацию.

    Таким образом, традиционные стереотипы «мужественности» и «жен­ственности» могут вызывать негативные последствия по причине жестких предписаний того, что приоритетно для женщин, а что - для мужчин. Свобо­да выбора каждого становится весьма ограниченной, и это вызывает торможение развития личности и индивидуальности. Существующая культура представляет интересы мужской общности как основные. Женщины, женская общность рассматривается относительно мужчины, через мужское, что обес­печивает им второстепенность и подчиненность. Закрепляясь с помощью гендерных стереотипов в мифах, философии, морали, праве, истории, такое положение воспринимается как естественное.