Культурология: конспект лекций Еникеева Дильнара
ЛЕКЦИЯ № 21. Гендер как одна из проблем осмысления культуры
1. Гендерный подход к анализу культуры
Культура – это то, что не создано природой, а создано людьми в процессе постижения и упорядочивания мира. Культура – это некий духовный процесс, в ходе которого создаются и задаются символические значения вещей и явлений.
Миф – одна из самых ранних стадий культуры. Миф выполняет такие функции, как передача социального опыта, интеграция человека в социуме, координация во времени и пространстве. Иногда миф употребляется в значении «сказка». Одним из распространенных мифов современного времени является миф о природном предназначении женщины.
В течение длительного времени понятие «пол» было простым и объяснимым. Пол – это биологические и психические особенности и различия мужчины и женщины, причем биологические различия были основой для формирования и других различий, в том числе и социальных. Социальные понятия «мужчина» и «женщина» состоят из множества аспектов, которые зависят от того, какое общество мы изучаем. Женщине изначально приписывают такие качества, как пассивность, иррациональность. В современной социальной науке принято употреблять понятие «гендер». Понятие «пол» относится только к анатомо-биологическому строению мужчин и женщин. Термин «гендер» обозначает совокупность норм поведения, которые обычно ассоциируются с лицами мужского и женского пола в любом данном обществе.
Гендерный подход основан на идее о том, что важно не биологическое или физическое различие между мужчиной и женщиной, а то культурное и социальное значение, которое общество придает этим различиям. Понятие «гендер» ввел в научный оборот социолог и психолог Р. Стомлер в 1968 г.
Из книги История культуры: конспект лекций автора Дорохова М АЛЕКЦИЯ № 1. Общие понятия истории культуры
Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева ДильнараЛЕКЦИЯ № 1. Культурология как система знаний. Предмет курса «Культурология». Теории культуры Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины, предмет изучения которой – культура, были заложены в работах американского ученого Лесли Уайта. Культурология еще
Из книги Теория культуры автора Автор неизвестенЛЕКЦИЯ № 5. Язык культуры и ее функции 1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная
Из книги Культурология (конспект лекций) автора Халин К ЕЛЕКЦИЯ № 15. Типология культур. Этнические и национальные культуры. Восточный и западный типы культуры 1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества
Из книги Русский язык и культура речи: курс лекций автора Трофимова Галина КонстантиновнаЛЕКЦИЯ № 16. Философия культуры: методологические основания Прежде всего следует отметить связь культурологии и философии. С одной стороны, культурология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования. «Философствование и его результаты – это лишь
Из книги Традиция, трансгрессия, компромисc. Миры русской деревенской женщины автора Адоньева Светлана БорисовнаЛЕКЦИЯ № 18. Социология культуры. Объективистская тенденция социокультурных построений О. Конта и Э. Дюркгейма Социология культуры – это научная дисциплина, объектом изучения которой является общество как социокультурная система. В социологии культуры объединены
Из книги автораЛЕКЦИЯ № 20. Ментальность как тип культуры. Смысл ментальности Непосредственным изучением культуры как ментальности занимается французская историческая школа «Анналов», одним из ярких представителей которой является Ф. Бродель.История ментальностей использует
Из книги автора2.8. Постмодернистские методологии осмысления и постижения культуры Творческая деятельность, отличающая человека–интеллектуала от человека массы, направлена на созидание новых продуктов культуры. Многие постмодернисты связывали ее с деятельностью художника и
Из книги автораЛекция 2. Культурология и философия культуры, социология культуры 1. Основные течения и школы в западной философии культуры XIX–XX вв.Одним из основных направлений философских исследований в iX–XX вв. стала философия культуры. Это создало условие для формирования в данной
Из книги автораЛекция 3. Культурная антропология. Культурология и история культуры 1. Культурная антропологияКультурная антропология (или культурантропология) является одним их важнейших направлений культурологических исследований. Она является частью огромной системы знаний о
Из книги автораЛекция 7. Взаимосвязь культуры и цивилизации 1. Формирование и основные значения понятия «цивилизация»Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов западной гуманитарной традиции, системы социологических и культурологических знаний.Истоки слова
Из книги автораЛекция 9. Модели культуры 1. Классическая и современная модели культурыВ развитии европейской культурологии можно выделить важный период утверждения западной культуры (с эпохи Возрождения до середины XIX в.). Этому периоду свойственны чувство исторического оптимизма,
Из книги автораЛекция 11. Локальные культуры 1. Локальные культуры как модель развития человечества. Концепция культурно-исторических типов (Н.Я. Данилевский)В философии и культурологии важной проблемой является вопрос о том, что собой представляет исторический и культурный процесс:
Из книги автораЛекция 17. Культуры Востока 1. Культура Арабского халифатаКлассическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. Арабский халифат – государство, которое образовалось в результате арабских завоеваний VII–IX вв. С появлением
Из книги автораЛекция 1 Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения План1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные
(Документ)
n1.doc
Коган Игорь Леонидович
ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ:
Культура пола и "пол" культуры
Минск 2003
УДК 316.7:316.346.2 ББК 71.05 К 57
Рецензенты:
Левяш И.Я., доктор философских наук, профессор Русецкая В.И., доктор социологических наук, профессор
К 57 Коган И.Л. Тендерная культурология: культура пола и "пол" культуры.- Мн.: Ковчег, 2003.- 336 с.
ISBN 985-6056-61-6
Монография посвящена выявлению теоретических оснований и обоснованию научной легитимности новой дисциплины тендерной культурологии. Смысловым ядром тендерной культурологии служит понятие "тендер", которое на протяжении последних десятилетий является одним из наиболее анализируемых в мировой гуманитаристике. Но на постсоветском пространстве тендерная проблематика представляет собой маргинальное явление, в том числе в связи с явным "феминистским креном" подавляющего большинства тендерных исследований.
Тендерная культурология призвана выявить смысловые пласты понятия "тендер" всеобщего характера, ввести его в проблемное поле культурологии и в качестве объекта анализа, и в форме метода исследования самой культуры.
Монография представляет интерес для студентов, аспирантов, соискателей и преподавателей гуманитарных дисциплин, а также широкого крута читателей.
ISBN 985-6056-61-6
Коган И.Л., 2003 г.
РАЗДЕЛ I ГЕНДЕР И ТЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ
ГЛАВА 1
ОСНОВАНИЯ, ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДОЛОГИЯ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
1.1. ПРЕДМЕТ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Предмет тендерной культурологии определяется в соответствии с ее изначальным прикладным характером. Так, если теория культуры как фундаментальная культурология исследует сущность, структуру и динамику культуротворческой человеческой деятельности, а также всей совокупности предметов и явлений материальной и нематериальной культуры этноса (нации, государства), то тендерная культурология призвана выявлять в ней специфические смысловые структуры, которые составляют в той или иной степени содержание многих культурных объектов. Один из основополагающих тезисов теории культуры "человек есть творец и потребитель культуры" преломляется в тендерной культурологии сквозь призму ее предметного интереса. Человек как понятие теории кулыуры для тендерной культурологии ссчъ лишь теоретическая конструкция, абстракция, пе имеющая практической значимости. Тендерная культурология рассматривает человека только в качестве мужчины или женщины как конкретного, а не абстрактного индивида. Именно это деление понятия человек и создает основной методологический механизм, с поми"цью которого тендер-пая культурология исследует объекты кулыуры и вскрывает в них то смысловое наполнение, которое оставалось "не распакованным" 1 из-за слишком высокой степени абстрактности понятия человек. Половая дифференциация создаст то смысловое пространство, которое, при погружении в него исследуемого объекта, высвечивает в нем тендерный аспект, признак, функцию, роль и т.п.
В связи с этим этносоциальная общность как истинный творец и потребитель культуры рассматривается тендерной культурологией в качестве такого организма, в котором одним из пластов со-
1 В.П. Налимов. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. - М: Прогресс-Традиция, 2000. - С. 14.
Циокультурной динамики служит отношение мужского и женского полов. Тендерную культурологию интересуют закономерности, лежащие в основе производства и потребления культуры, особенно ее архстипических образцов идентификации мужчины и женщины и их влияние на формирование особенностей этнокультурного процесса.
К предмету тендерной культурологии следует отнести также и взаимосвязь и взаимозависимость пола и его культурного образа, тендера, который служит основой мужской и женской идентификации. Собственно, понятие тендера в свете тендерной культурологии может трактоваться двояко: с одной стороны, как средство и методологический механизм культурологического исследования, а с другой - как предмет анализа самой тендерной культурологии. Вызвано это, без сомнения, тем, что тендерная культурология делает лишь первые шага в качестве самостоятельной дисциплины, и то, что должно составлять ее дисциплинарное содержание, само находится в стадии оформления, уточнения смысловых границ и отношений с другими культурологическими дисциплинами.
Таким образом, структурно предмет тендерной культурологии можно представить в следующем виде:
1. Теория социокультурного пола.
2. Тендерные стереотипы и тендерная самоидентификация человека и общества.
3. Тендерная классификация общества.
4. Тендерная классификация культуры.
5. Методология исследований тендерной культуролоши.
1.2. ЗАДАЧИ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
К основным задачам гендерной культурологии следует оне-сти:
1. Исследование отношений пола и тендера. Отношение пола и тендера представляет собой "принципиальный вопрос: соотносится ли тендер с полом или детерминируется им?" . Проблема здесь заключается в следующем. До появления первых работ по феминолотии и тендерным исследованиям не подвергалось сомне-
Раэдел 1. Тендер и тендерная идентичность
"" В. Кравченко. Социология. Справочное пособие. -М.: Московский лицей, 1998,- С.63.
Нию положение, будто представления об образе мужчины или женщины (женское начало, мужественность и другие понятия) исходят из самой природы, которая и определяет последних. Следовательно, отношения между полами, равно как и их социокультурные статус и роли, имеют эссенциальный характер, т.е. природно детерминированы. Согласно этому взгляду, теперь считающемуся натриархатным, устаревшим и слишком сомнительным, мужчина вследствие своих природных качеств призван выполнять властные функции как в семье, так и в обществе, тогда как женщина, опять же из-за собственной биологии и вырастающей из нее психологии, должна лишь обеспечивать воспроизводство населения и бытовой комфорт.
Феминистская элита подвергла серьезной критике не только содержание подобных полоролевых установок, но и саму предпосылку, на основе которой это содержание приняло универсальную форму культурной нормы, а именно, что биология пола определяет полоролевые типы социальной стратификации. Философские тезисы, например, Ф. Пицше "Степень и вид половых различий у человека простирается до высших точек его духа" 3 или В. Розанова "пол и истинная религия... есть одна текущая река,., как пате отношение к Богу, как связь с Небом" 4 (т.е. пол связывает человека с Богом сильнее, чем совесть), которые сто лет назад воспринимались как откровения, сегодня требуют доказательств и маркируются как "философия патриархата". Другими словами, феминистские критики, проводящие тендерные исследования в идеологически направленном ключе, предлагают разорван всякую причинно-следственную связь между полом и его кулълфным восприятием - тендером. Именно острота подобной критики и ее принципиальный характер, подчас имеющий неопровержимые доводы в свою пользу, делают задачу выяснения отношений между полом и тендером одной из ключевых в тендерной культурологии.
2. Исследование механизмов образования тендера. Одним из способов решения первой задачи является исследование механизмов генезиса и развития тендерного типа той или иной культуры. Объективный анализ этого процесса с использованием данных как
Ф. Ницше. По ту сторону добра и чла. - Мн.: Беларусь. 1992. - С. 76. В. Розанов. Люди лунного света / Уединенное. - М.: Эксмо-Прссс, 1998.- С. 243.
Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология тендерной культурологии
Древних форм коллективного сознания (архаической мифологии и религии), так и современных философии и науки позволит, видимо, пролить свет на вопрос о том, какую роль в формировании тендера играет биополовая дифференциация. Данная задача, как и ее решение, обладает эвристическим потенциалом большего масштаба, чем ее изначальные теоретические предпосылки и границы возможных ответов. Общий процесс генезиса и развития представлений человека о мире не только позволяет анализировать механизм развития тендера, но и использовать результаты этого анализа в систематизации знаний индивидуальной и социальной психологии.
3. Выявление закономерностей генезиса и динамики тендерных типов. Третья задача логично вытекает из решения шорой. Если бы тендерной культурологии удалось обнаружить закономерности образования тендерных типов, то следующим шагом, безусловно необходимым, станет анализ их динамики в культурном процессе этноса. Задача эта вряд ли может быть решена в полном объеме, поскольку динамика смены тендерных образцов или отношений тендерных стереотипов между собой проходит и поле исторической изменчивости. Закономерности каких-либо процессов (социальных или культурных) никогда пе проявляются в pa i ныс исторические периоды с полной идентичностью: они всегда воспринимают и несут в себе новые социокультурные особенности данного периода истории.
4. Определение этнических особенностей тендера. Четвертая задача могла бы войти в содержание второй, поскольку она связана с генезисом и смыслом тендера. Однако, этническая составляющая в этом процессе многогранна и достаточно сложна, из-за чего мы посчитали возможным выделить ее в отдельное направление тендерной культурологии. Ее проблемное поле обладает далеко еще пе использованным материалом для организации исследований не только в рамках тендерной культурологии. Сегодня этнопсихология, этносоциология, этнолингвистика и другие дисциплины образуются внутри материнских научных дисциплин именно в связи с появлением в них нового пласта информации, связанного с влиянием этнических структур на все сферы мышления и поведения общества. В связи с этим этногендерология может быть вы-
Раздел I. Тендер и гендерная идентичность
Делена в качестве отдельного направления исследований внутри тендерной культурологии.
Сугь проблемы здесь заключается в особенностях и степени влияния этнических структур на содержание тендерных стереотипов в данном обществе, обладает ли биологический (природный) элемент этноса определяющей силой формирования тендерных норм и идеалов. В этом пункте проблема четвертой задачи тендерной культурологии смыкается с проблемой первой задачи принципиального характера: имеет ли связь природы вообще (а не только биологии конкретного человека) с тендерными типами равные или причинно-следственные формы? С нашей точки зрения, решение первой задачи не может дать окончательный и точный ответ на вопрос о формах связи природы и коллективных представлений, поскольку даже если будет определена форма связи между биологией и психологией человека, невозможно перевести доказательно аналогию на специфику взаимовлияния природы и кулыуры (в нашем случае, кулыурпо-половых образцов).
Кроме того, в этом вопросе раскрывается и пласт динамики взаимовлияния природы и культуры, который, к тому же, накладывается на динамику исторической изменчивости. Решение данной задачи хотя бы в качестве уточнения круга вопросов и направлений исследований (на первом этапе) составит значительный вклад не только в становление тендерной культурологии, но и культурологии вообще, а значит, гуманитарных наук в целом.
5. Роль, функции и значение тендера в культурном процессе. Пятая задача тендерной культурологии под/одкт к выяснению ее роли внутри культуры и культурологии черк уточнение определений функций, ролей и значений тендерных типов и тендера как культурологического понятия. По сути дела, пятая задача направлена на формулирование конечной цели, к которой стремится гендерная культурология. Решение первых четырех задач связано с определением смысловых границ и инструментария тендерной культурологии как самостоятельной научной дисциплины; пятая же задача призвана оформить ее в качестве методологии (или совокупности методик) кулътуролог-ических и, шире, гуманитарных исследований. Гендерная культурология в этом случае предстает перед нами как единый методологический комплекс научных ис-
Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология тендерной культурологии
Следований в области изучения человека и общества, а также форм и результатов их жизнедеятельности.
Здесь следует сказать о том, что тендерная культурология не ставит перед собой идеологических целей, в отличие, скажем, от феминологии и женских исследований, которые зачастую скрываются под маской так называемых "гендерных исследований". Мы ни в коей мере пе ставим под сомнение благородные задачи, преследуемые феминистской идеологией, поскольку считаем, что хотя женщина и мужчина различны между собой, но обладают при этом равными правами использовать собственные отличия в тех формах и для таких целей, которые не противоречат фундаментальным нормам общежития. Тендерная культурология как любая наука может относиться с той или иной степенью доверия или недоверия к различным течениям мысли или общественным движениям, но она не может принимать в них участия ни в предпосылках, пи в выводах собственных исследований. Единственное наследие, которое досталось тендерной культурологии, в частности, от женского движения и вызванных им женских исследований (и самой геп-дсрной культурологии), состоит в том, что она изначально исходи! из фундаментального положения о равенстве прав не только женщины и мужчины, но и представителя любой другой, более конкретной и малочисленной, социальной группы. Правда, идеология на этом и заканчивается; все остальные выводы и заключения должны строится на беспредпосылочной основе, как и подобает научному мышлению. 5
1.3. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ТЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Методология тендерной культурологии основывается, безусловно, на теории систем и теории информации как основных методах, используемых собственно культурологией. Эти теории позво-
5 Сам автор высказал свою личную позицию в отношении женщины со стороны мужчины и общества в монографии: Игорь Богин. Вечная Женственность. - СПб.: А/.етейя. 2003. Но в данном случае следует высказывать не личное сочувствие проблемам женской участи, а неопровержимые доказательства как наличия подобного феномена, так и способов его качественной трансформации.
Ляют сохранить культурологический взгляд на проблему и одновременно рассматривать ту ее сторону, которая составляет предмет тендерной кулыурологии. Кроме того, системный анализ, применяемый при культурологических исследованиях, позволяет сохранить единство изучаемого объекта с окружающей его средой и с тем иерархическим порядком, в котором данный объект является частью. Это нужно в связи с тем, что тендерный анализ изначально строится из методологических предпосылок дихотомического свойства, что нуждается в постоянном смысловом контроле со стороны культурологического взгляда. Картина, к построению которой стремится тендерная культурология, требует как бы постоянного наблюдателя за сохранением смысловой координации и общности между результатами гендерных исследований и их объектами. Подобная смысловая общность и будет составлять смысловое пространство геядерной культурологии, являющейся одним из системных методов культурологических исследований.
Из конкретных методов научных изысканий, которыми пользуется тендерная культурология, следует назвать метод этнопсихологии, кросс-культурный анализ (кросс-культурная психология и сравнительные кросс-культурные исследования в различных областях искусства, литературы, политики, экономики и других сфер жизнедеятельности общества), этносоциодогии и некоторые другие. Каждый из указанных методов поможет достичь срачу двух задач: во-первых, тендерная культурология приобретет теоретический и эмпирический материал, который будет составлять ее фундаментальное и прикладное содержание, а во-зторых, будет выявлен тендерный аспект в инструментарии тех паучпых дисциплин, методы которых послужили средством анализа тендерной культурологии.
Рассматривая саму тендерную культуроло"-ию как совокупность методов исследования, следует указать на использование "гендерно-чувствительных технологий" анализа культуры, куль-1урпых текстов и кодов, культурных универсалий и образцов. Кроме того, тендерная культурология представляет собой форму семиотического и семантического анализа, выявляющего смысловые константы и переменные (социальные значения) в культурно значимых формах, отношениях, взаимодействиях и т.д.
Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология гендерной культурологии
1.4. ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГЕНДЕРНОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Историческая связь гендерной культурологии с женским движением XIX в. в Европе за политические и иные права женщин не вызывает сомнений. В то время как традиции Востока сохраняли низкий статус женщины во всех областях жизни, Запад обратил свое внимание на проблемы женской участи и ее роли в обществе. Среди крупных исторических событий, особенно повлиявших на возникновение и развитие феминизма, можно указать на французское Просвещение XVIII в., завершившееся кровавой бойней и казнью Робеспьера и его подручных, а также правление Наполеона с его крупными военными кампаниями. Именно эти события "встряхнули" Европу в социальной активизации всех слоев европейского населения, в том числе и женщин. Здесь же можно назвать, впрочем, и революции во Франции и Германии (1848), и объединение Германии Бисмарком (1871), и даже, как это ни странным может показаться, отмену крепостного права в России. Все подобные события европейского и даже мирового масштаба помимо специальных целей или провозглашаемых лозунгов, направляющих действия масс, обладают офомной силой активизации социальной жизни. А это, в свою очередь, влияет на развитие наук и искусств, на появление новых стилей в политике и моде или научных открытий, на смену акцентов или даже целых социокультурных и социально-исторических парадигм 6 .
Совершенно закономерными видятся в этом смысле такие крупные события в культурах стран Европы, как появление марксистской социальной философии, французского позитивизма Конта, расцвета русской литературы. Такие крупнейшие научные открытия, как электромагнетизм Максвелла и особенно теория эволюции природных видов Дарвина также вписываются в один ряд событий, несущих на себе печать необратимых изменений в культуре Европы, да и всего мира. Однако, с нашей точки зрения, эти плоды созрели благодаря семенам, посаженным на почву европейской культуры гораздо раньше, но крайней мере, за несколько веков до описываемого нами периода.
Раздел I. Тендер и тендерная идентичность
Чтобы обнаружить связь событий всемирно-исторического значения XIX - XX вв. с течениями культурной жизни за несколько веков до этого, следует понять суть этих событий. Мы могли бы описать то общее, что объединяет их, а именно критическое движение мысли, желание подвергнуть сомнению и пересмотреть давно устоявшиеся представления и нормы, господствовавшие в культуре того времени. Если искать более ранний аналог подобному критицизму в европейской истории, то мысль останавливается на эпохе Возрождения и Реформации как социокультурных явлениях, известных своим гуманистическим (персоналист-ским, по выражению М.С. Кагана 7), содержанием.
В этот период безраздельно господствовало религиозное и клерикальное мировоззрение. Представления об устройстве вселенной, идущие еще от Птолемея, были канонизированы церковной теологией и приняты в качестве церковных догматов, которых следовало безоговорочно придерживаться каждому "доброму" ка-то.лику. Любые попытки даже незначительной критики церковной позиции, а, следовательно, и всего европейскою (и, шире, христианского) мировоззрения резко и сурово пресекались инквизицией, существовавшей уже с XIII в.
И тем не менее, во второй половине XV в. появляются первые открытые выступления крупных мыслителей гуманистического мировоззрения. Причин для этого было более, чем достаточно, сконцентрировавшихся в Европе XV - XVI вв.
Во-первых, один из самых сильных импульсов европейский 1уманизм получил из Византии. Еще со врем>л: крестовых походов ромеи оказали огромное влияние на крестоносцев и тех, кто их сопровождал, а ведь среди них были и поэты, и трубадуры, воспевавшие "славные" подвиги европейских героев. Но после падения Византии в 1453 г., когда турки взяли Константинополь, целые массы греков, особенно состоятельных семей (а значит, образованных людей) эмигрировали в Италию, где их влияние и без того
7 См. М.С, Каган. Философия культуры. - СПб., 1996. * Инквизиция внесла свой, особый, вклад в развитие антиабсолютистских настроений: помимо развернувшегося религиозного террора в отношении целых еретических народов инквизиция была особенно беспощадна к женщинам как "самым верным пособницам дьявола". (См., например, "Молот ведьм".)
Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология гендерной культурологии
Было традиционно мощным и глубоким. Многие греческие авторы, например, Михаил Иселл, переводились на латинский язык и таким образом просвещенным умам Европы становилось доступным достояние богатой византийской культуры. Как"показывают современные исследования 9 , византийская культура XIV - XV вв. переживала своеобразный Ренессанс, и семена его были посажены в итальянской культуре многочисленными переселенцами из Греции, Сирии, Малой Азии, Египта. Достижения греческой науки, философии и искусства с их гуманистической окраской легли на благодатную почву Италии, а оттуда перенеслись на всю Европу и вызвала беспримерную культурную реакцию.
Во-вторых, с XIII в. в Европе начали действовать университе-ты" с, не говоря уже о многочисленных и богатейших библиотеках монастырей. В последних обучались и воспитывались переписчики текстов и за достаточно умеренную плату производили копии тех рукописей, которые хранились в библиотечных архивах. Университеты стали центром хранения и передачи "свободных знаний" (медицина, космолошя, теология, философия, риторика, арифметика и др.), что уже само по себе служило источником импульсов свободомыслия и критицизма. Конечно, для появления мыслителей масштаба Эразма Ротгердамского требовались годы, десятилетия функционирования подобных "фабрик знаний", которыми были университеты. Но за время появления гуманизма как европейского движения университеты выполнили несколько важнейших функций, среди которых (помимо образовательной и воспитательной) можно назвать коммуникативную. Университеты были общеевропейскими учреждениями (напр. Оксфорд, Кембридж, Пражский, Болонский, Парижский университеты), они "сохраняли принцип общедоступности" 11 и служили научным авторитетом для культурных элит всех европейских стран (и не только). Это в определенной степени способствовало в дальнейшем приобретению европейской известности и европейского же
9 См. напр. И, П. Медведев. Византийский гуманизм XIV - XV вв. - СПб.:Алетейя, 1997.
10 "К середине XIII в. можно говорить о формировании единой системы университетов Европы". От глиняной таблички к университету / Под общ. ред. проф. Т.Н. Матулиса. - М.: РУДН, 1998. - С. 487.
Там же, с.495.
Раздел I. Тендер и тендерная идентичность
Масштаба мыслителей и учений, рождавшихся в среде студентов этих университетов или их выпускников. Авторитет университетского диплома стал символом истинности говорящего и служил ключом к приобретению наивысшего социального статуса и к формированию общественного мнения, которое почти целиком (за редким исключением) опиралось на мнения университетских ученых" 2 .
Третьей причиной (лучше сказать, причиной и условием) распространения гуманизма в Европе стало техническое открытие книгопечатания (завезенное из Китая). К моменту его появления книга (рукопись) пользовалась таким авторитетом и ценностью, какими сегодня обладают, быть может, только священные книги мировых религий. Каждая рукопись была бесценной не только потому, что их было мало, а потому, что само отношение образованного общества к книге было сродни священному. Не случайно религии имели наряду с другими предметами культа священные книги, чьи тексты, по представлению верующих, писались либо самим Богом, либо его "секретарями" (апостолом, пророком и т.д.). Поэтому книга как материальный предмет сама по себе обладала огромным авторитетом, и ее распространение издателями и книготорговцами, которые, кстати сказать, получали баснословные барыши от продажи книг, означало придание авторитета всему, что было в них написано. (Это вовсе не значит, что издатели принимали к изданию все, что попало: существовал жесткий отбор авторов и их сочинений.) Сочинения гуманистов быстро распространялись огромными для того времени тиражами 13 и создавали критическую среду в образованной элите Европы. Семена, псс,еянные книжными трактатами гуманистов, упали в хорошо подготовленную почву, породив такое же по масштабу, если не более грандиозное, явление Реформации.
Конечно, мы не учитываем множество другмх явлений средневековой Европы, которые в своей совокупности обладали огромной силой культурной модернизации. Можно назвать такие явления, как зарождение английского парламентаризма XIII в.,
Так, враги Эразма Роттердамского не смели намекнуть ему на его сомнительное происхождение, поскольку он был выпускником Парижского университета (Монтегю - коллегии для бедных). " До нескольких тысяч экземпляров.
Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология гендерной культурологии
Развитие мореплавания, приведшее в конце XV в. к открытию новых земель Америки (что, быть может, сравнимо но значению со всеми причинами распространения гуманизма, приведенными нами), развитие литературы и искусства с их ориентацией на греко-римскую культуру и ее ценности и многое другое. Но кроме того, следует вспомнить и о кризисе феодальных отношений, и о потере религиозного авторитета католической Церковью. Всего описать невозможно. И тем нз менее, можно констатировать, что объективные (исторические и социокультурные) условия жизни европейских народов XV - XVI вв. создали предпосылки для дальнейшего пересмотра всего господствующего мировоззрения. Безусловно, главный удар по католическому мировосприятию нанесла Реформация, питавшаяся своими корнями в гуманистической идеологии. Лютер, Кальвин, Цвингли и другие реформаторы перенесли акцент с церковной иерархии на верующего человека ("оправдание верой" Лютера) или на свободную от Церкви общину верующих (Кальвин). Другим, не менее сильным, оказался удар, нанесенный учеными Коперником, Галилеем и, позже, Кеплером, Гелиоцентризм не только разрушает одно из положений геоцеи-тристского представления об устройстве вселенной, но и всю картину мира, которой придерживалась Церковь и которую она канонизировала в качестве догматического положения. Как это всегда бывает, при сомнении в истинности одного из элементов системы, вся система становится сомнительной и шаткой и "превращается в объект для нападок со стороны ревизионеров" 15 . Это же произошло с абсолютизмом церковного мировоззрения, которое стандартизировало любые нормы мышления и поведения. Все, что выходило за границы санкционированных Церковью норм, признавалось еретическим и уничтожалось. И все же сомнение в абсолютной истинности одного мировоззрения осталось, укрепилось и достигло такого масштаба, который позволил вообще отвергнуть его, подвергнув критическому пересмотру основные явления, события и факты истории и культуры стран Европы.
К идеологам критицизма абсолютного мировоззрения можно отнести практически всех известных мыслителей, которые стояли на естественнонаучных позициях, начиная, видимо, с Декарта. Его
Которое опиралось на систему Птолемея (II в. до н.э.). " Богин Игорь. Бог. Вселенная. Смысл. - М.: Беловодье, 2000. - С. 99.
Раздел I. Тендер и тендерная идентичность
Учение о дихотомии души и тела, а также о сомнении как первичном инструменте научного мышления, внесло импульс раскола в философию томизма. Придерживаясь картезианского типа мышления, следовало использовать анализ в гораздо большей степени, чем синтез, сомневаться было правильнее, чем утверждать. Английские мыслители Бэкон и Локк вообще отказались признавать установленный раз навсегда порядок как в сознании, так, следовательно, и в окружающем мире. И уже прямыми идеологическими предшественниками феминистской критики стали представители французского просвещения, начиная с Вольтера и заканчивая Руссо. Кстати, здесь можно упомянуть известную концепцию Ш. Ортнер о соответствии отношения природы и культуры как женщины и мужчины 16 . Действительно, традиционно женщина ассоциировалась с природой, с ее непредсказуемостью и иррациональностью, и потому всегда воспринималась как нечто низшее, ибо мужчина всегда хотел покорить природу в себе и вокруг себя. Критика же Руссо цивилизации и проповедь возврата к природе, к первобытным временам истинных отношений и социальной справедливости была столь мощной и популярной, что это не могло не сказаться на изменении отношения европейского общества к природе, а следовательно, и к женщине как к ее непосредственному носителю и представителю.
Мы хотим здесь еще раз подчеркнуть, что описывая так называемых предшественников феминистского движения, мы имеем в виду не столько отдельных мыслителей или да-*е течений мысли, сколько интеллектуальное, рационально-критическое в своей основе культурное движение, которое находило своих апологетов в самых разных областях жизни и сознания. В результате деятельности этой массы представителей данного движения создалась духовная атмосфера в элитных культурных кругах, z в jnoxy возникновения и развития капитализма - ив среде среднего класса, поощряющая любые виды проявлений анти абсолютисте ко го направления и связанная с насаждением полицентристской картины мира. Конечно, нельзя не обратить внимание на то, что, несмотря на подобную духовно-культурную тенденцию, объекты критики и
Гапова Е. Тендерная проблематика в антропологии // Введение в тендерные исследования / Под ред. И.А. Жеребкиной. - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алстсйя, 2001. - С. 379.
Глава 1. Основания, предмет, задачи и методология тендерной культурологии
Ценности модернизации традиционных догматических установок, норм и моделей мышления и поведения оставались почти всегда в рамках европоцентризма. И все же критическое отношение ко всему традиционному прочно вошло в моду в среде образованных слоев общества. И именно в этом смысле всех тех, кто внес свою ленту в утверждение критического отношения к догматам мышления и поведения, мы называем предшественниками феминизма (хотя, понятно, не его одного, а всей современности).
Отношение между мужчиной и женщиной приняло настолько устоявшуюся форму, представления о природе и характере мужественности и женственности столь мощно опирались на незыблемые с точки зрения традиционного мышления взгляды, связанные с распределением властных полномочий, прав и свобод, сфер реализации и идеалов, что не случайно сомнение в истинности этих положений возникло jraiub после появления европейского материализма и атеизма как общественных явлений. Особенно мощная струя в построении модернистского мировоззрения была внесена идеей эволюционизма (Дарвин, Спенсер, Маркс, Бергсон и многие другие). Она позволяла идеологически обосновывать, по сути, любое движение, провозглашающее прогрессивность своих лозунгов по сравнению с традиционными представлениями. Идея справедливости, проявившаяся в лозунге "Свобода. Равенство. Братство", была использована в качестве формального основания идеи социальной справедливости. Последняя приняла достаточно прогрессивный и потому притягательный облик борьбы угнетенных слоев населения за расширение их политических, экономических и социокультурных прав. Часть наиболее активных и образованных женщин влилась в это движение за права угнетенного населения, провозгласив лозунгом достижение женщиной равных с мужчиной прав. Это и политические права (избирательное право), и право на получение образования, и право на одинаковую с мужчиной оплату труда.
Собственно, за любым социальным движением стоит критика господствующего положения вещей и идеологии. И потому совершенно естественно, что женское движение поневоле заставило научную мысль обратить внимание сначала на женщину как па социально угнетаемое существо, затем на причины этого угнетения, коренящиеся, по мнению многих, больше в субъективных,
Особенность гендерных стереотипов заключается в том, что они традиционно воспринимаются как жесткофиксированные представления о «женском» и «мужском». Биологические различия, которые присущи мужчинам и женщинам, в культуре преобразуются в ряд социальных ожиданий в отношении того, какие модели поведения следует считать «мужскими», а какие «женскими». Гендерные модели поведения характеризуются строгой иерархией: мужское начало связывается с главенством, властью; женское представляется как второстепенное, подчиненное, и это воспринимается как естественно данное. В результате возникает гендерное неравенство, которое проявляется в том, что женщины не приравнены к мужчинам в своих юридических, социальных, экономических и политических правах; для женщин ограничен доступ к ресурсам, экономическим и политическим возможностям, ограничено представление интересов своей общности. Это приводит к тому, что женщины дисфункционально реализуют собственный потенциал, их жизненные силы в воспроизведении и совершенствовании своей жизни заметно ослабевают.
Гендерные стереотипы, пронизывая все формы общественного сознания, способствуют укоренению таких неявных ценностных ориентаций и установок, которые способствуют восприятию всего мужского как доминирующего, позитивного и значимого, а женского - как второстепенного и менее значимого. Рассматривая понятие «гендерный стереотип» и обращаясь при этом к понятию «гендер» исследователи отмечают, что гендер определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальные и семейные роли, в целом, он определяет социальные статусы. А поскольку социальные статусы действуют в рамках культурного пространства, то это означает, что гендеру соответствует гендерная культура . Гендерная культура создает социально-обусловленные представления о специфичности женского и мужского, на этой основе строится распределение социальных ролей и функций между мужчинами и женщинами и соотношение их социальных статусов. Точнее, «мужчина» и «женщина» - это примеры биологических различий, а «мужское « и «женское» относится к сформированным гендерной культурой чертам поведения, которые должны социально соответствовать полам.
С раннего детства происходит обучение гендерно обусловленным социальным нормам и правилам поведения, ценностям, и благодаря этому возникают социально детерминированные представления о мужчинах и женщинах; из поколения в поколение передаются нормы поведения и система убеждения в обычаях, традициях, философских идеях, морали, художественном творчестве, историческом наследии. Традиционная культура задает главные ориентиры всем сферам жизнедеятельности, в то же время сама традиционная культура не является нейтральной по отношению к мужчинам и женщинам. Можно констатировать тот факт, что культура транслирует во все сферы жизни, включая сферу сознания, неоднозначное отношение к женщинам и мужчинам как представителям разных социальных и демографических общностей. Оно выражается в том, что представления о женщинах в традиционной культуре трактуется через отличие от «другого» - мужского, которое рассматривается самостоятельно. По мнению Т.А. Клименковой, мужчина выступает как представитель всеобщности, всего человечества, призванный говорить от его лица, его миссия понимается как общезначимая, связанная с выполнением основной и важнейшей для цивилизации задачи; женщина понимается как выражающая нечто частное .
Такие представления свойственны выраженному патриархальному характеру современной культуры. На то, что культура имеет патриархальный характер, указывают многие исследователи, в частности, О. Вовченко. При этом автор определяет патриархат как «социальный институт, в котором мужчины силой или убеждением «опускают» женщину на «вторичное» (после себя) место в обществе, заставляя их поверить, что такое положение отражает естественное состояние, так как в существующем мире «женское» всегда подчинено «мужскому» . Такой тип культуры утвердился, по мнению исследователей, по нескольким причинам: во-первых, сама социальная организация общества имеет патриархальный порядок, который оказывает непосредственное воздействие на социокультурное пространство. Во-вторых, с точки зрения развития человечества, стадия патриархата сменила стадию матриархата и все изменения социума находятся под его влиянием. В-третьих, культура в значительной мере создавалась усилиями мужчин. Через становление культуры совершенно определенного типа указанные причины влияют на сознание и самосознание женщин и мужчин.
Для обоснования влияния данных причин на самосознание женщин можно обратиться к мифологии. В древнейших мифах встречается упоминание о первичной андрогинности полов, во многих космогонических мифах оба начала - мужское и женское - выступают на равных как две противоположности, от слияния которых возникло небо, земля и люди . В эпоху создания мифов женщина занимала весьма почетное место. При смене матриархата патриархатом соотношение «мужского» и «женского» стало рассматриваться иерархично, и в мифологии стал преобладать дуалистический принцип противопоставления женского как худшего и мужского как лучшего. В результате возникают такие противоположности, как жизнь - смерть, где в жизнь образе Рода, мужского божества, а смерть в образе женского божества. Чет - нечет, четные числа благоприятны и связаны с мужским началом, нечетные - неблагоприятны и связаны с женским началом. Правый - левый, в древнерусских обрядах женщины должны были располагаться слева от мужчин, так как справа - справедливость. О некоторой ущербности женщин свидетельствует и факт малочисленности упоминания о них в мифах и легендах. Мифологические представления внесли такие нормы и ценности в социальные взаимоотношения мужчин и женщин, которые послужили основой для стереотипизации сознания и самосознания, согласно этому стало закономерным считать справедливым мужскую справедливость и доминирование и женскую негативность и подчинение.
Половая принадлежность производителя знания сказывается также на самом знании, а через него - на становлении самосознания женщины. Признается тот факт, что «человеческая» культура не беспола, в частности, Г. Зиммель считает, что она является «мужской». Это означает, что она создается мужчинами и отражает внешний мир по законам «мужского» мировосприятия. Основная причина, по его мнению, кроется в различиях мужской и женской сущности В этом объяснении косвенно указывается на некоторое превосходство мужчин, признается «мужской» характер культуры и тем самым указывается на то, что «женское», существуя самостоятельно, становится как бы включенным в более общее, значительное, в «мужское», и оценивается через категории «мужского».
Одним из первых проблему различия полов в философию включил Аристотель. Согласно его учению, женское отождествляется с телесным, материей, а мужское - с духовным, формой, и эти представления легли в основу представлений о мужской и женской сущности, о мужской и женской природе. По мнению Н.А. Бердяева, женщина выступает как призводное от мужчины в силу того, что в не слишком сильна темная природная стихия, безличная и бессознательная . Идея недостаточности в женщине личности, своего «Я» разделялась и другим русскими философами - С.Н. Булгаковым, В.В, Розановым. В представлении В.Розанова, свидетельством отсутствия «зерна», женского «Я» являются такие женские качества, как милосердие, самоотверженность, нежность, в то время как мужской эгоизм, жесткость, черствость, твердость знаменуют собой «зерно», «Я». Поэтому мужчины имеют право с полным основанием распоряжаться, «быть покровителем и вождем», право женщины - «в дар за любовь получить мужественного и сильного покровителя» .
Тот факт, что философское знание создавалось в основном мужчинами, наложил отпечаток на содержание и панораму взглядов на женщин и проявился в том, что женщина воспринималась только относительно мужчины, рассматривалась как часть природы, физического мира и была подчинена мужчине также, как физический мир подчинен духовному. Такая трактовка оказывала значительное влияние и на массовое, и на индивидуальное сознание. Философские представления о специфичной сущности женского и мужского начал играют значительную роль потому, что философское знание имеет не только теоретическое, но и духовно-практическое, смысложизненное, ценностно-ориентирующее влияние и значение. Ценностно-ориентирующим воздействием на сознание обладают моральные правила, имеющие в современном обществе своеобразную особенность - общество с позиции морали неоднозначно относится к одному и тому же поступку в зависимости от того, кто его совершил - женщина или мужчина. Как показывает практика, женщина находится под более жестким нравственным контролем, порой мужчине позволяется то, что не позволяется женщине. Сложившиеся «половые стандарты» фиксируются в виде моральных гендерных стереотипов, которые, переходя в самосознание, не подвергаются критическому анализу. Моральные гендерные стереотипы отражают существующие в общественном сознании представления о должном и недолжном поведении, нормах, принципах, которыми люди должны руководствоваться в повседневной практике (и которые различаются в зависимости от пола), о характерных внутренних обликах мужчины и женщины, о различиях мужской и женской дружбы, мужской и женской любви .
Вероятно, существование моральных гендерных представлений обусловлено следующими причинами: во-первых, существует потребность следовать уже сложившимся общественным правилам, чтобы быть принятым обществом. Во-вторых, постепенно усваивая моральные нормы на рационально-эмоциональном уровне, человек осознает свою принадлежность к определенному полу, принимает в соответствии с этим половую роль и ожидает соответствующего к себе отношения со стороны других. В-третьих, различия моральных норм поведения мужчин и женщин кроется в самом процессе их формирования. Ценностные представления, нормы и образцы должного поведения были выработаны в недрах человеческих сообществ и передавались с древнейших времен из поколения в поколение.
Моральные гендерные стереотипы влияют на самосознание и облегчают его работу: усвоенные с ранних лет, они впоследствии «накладываются» на любые явления как схема, исключая, тем самым, необходимость анализа; явления упрощаются и как бы подгоняются под уже знакомые и известные схемы мышления. При этом изменение гендерных стереотипов, а значит, и стереотипов самосознания, затруднено. Сложность вызывает не только изменение, но и оценка моральных стереотипов: они настолько глубоко проникают в образ мыслей, что попытка проанализировать и изменить существующий порядок вещей приводит к дефинициями, отражающим уже имеющуюся картину мира.
Определенное воздействие на сознание и самосознание, вместе с философией, моралью, этикой, оказывает содержательная сторона исторического знания. Для историков социальный опыт женской общности не представлял интереса, долгое время в истории женщины были незамеченными. И на основании этого предпринимались попытки преодолеть традиционные убеждения, что мужчины - главные исторические лица. Но создание параллельного, а в действительности изолированного женского мира только укрепило дистанцию между женщинами и мужчинами.
Важно отметить, что на самосознание женщин оказывает негативное влияние как господство мужского, так и превалирование женского: в первом случае все, что относится к женскому, оценивается по меркам мужских представлений, т.е. нормы, ценностные ориентации, мировоззренческие установки женщин формируются в социокультурной дистанции полов. Во втором случае происходит девальвация мужского. Но, как в первом, так и во втором варианте сохраняется отчуждение и жесткое разграничение мужчин и женщин. Со временем происходит смещение акцентов от только «женской истории» к действительно общей истории гендерных отношений, которая пока еще находится в стадии становления . Такие тенденции в развитии истории демонстрируют общие тенденции в изменении самосознания: от одной крайности к другой, и только потом - к срединному положению, без перекосов.
В массовом сознании распространены патриархальные доминанты, и с этой точки зрения социальная дифференциация полов может быть выражена так: мужчине должна принадлежать ведущая, активная роль в мире, обществе, семье, а женщине - подчиненная, пассивная. Существуя в массовом сознании, указанные доминанты отражаются и на результатах деятельности, под их влиянием оказывается и сознание, и самосознание индивидов. В общественном сознании стереотипы мужского доминирования и женской подчиненности воспринимаются как выражение «мужественности» и «женственности». Особенностью стереотипа «женственности» является чрезмерная идеализация: чем более женщина скромна, послушна, благожелательна и чем менее склонна к рассуждениям и принципиальности, те она более женственна. Вместе с тем идеализируются дом, семья, дети, эмоциональная забота о других. На этом фоне вся остальная деятельность женщины теряет значимость. Все остальные сферы деятельности для мужчин, где востребованы специфические мужские качества - сила, власть, смелость, прагматизм, рассудительность.
Всякое отклонение от стереотипа расценивается как утрата женщиной своей женственности, и может привести к неудачам в личной жизни и в реализации своих способностей. Но от таких стереотипов страдают и мужчины. Следуя стереотипу «мужественности», им необходимо быть всегда сильными, преуспевающими, не знать поражений. Но в силу того, что в современном обществе подавляющее большинство мужчин получают исключительно женское воспитание, у мужчин может быть и слабый характер, слабая воля, они больше нуждаются в защите и поддержке. Сравнение стереотипов мужественности и реальности позволяет отметить их несоответствие, и это вызывает внутреннее беспокойство, чувство неудачника, стрессы, страх, противоречия, которые могут «компенсаторно» выливаться в агрессию, в алкоголизм, в девиацию.
Таким образом, традиционные стереотипы «мужественности» и «женственности» могут вызывать негативные последствия по причине жестких предписаний того, что приоритетно для женщин, а что - для мужчин. Свобода выбора каждого становится весьма ограниченной, и это вызывает торможение развития личности и индивидуальности. Существующая культура представляет интересы мужской общности как основные. Женщины, женская общность рассматривается относительно мужчины, через мужское, что обеспечивает им второстепенность и подчиненность. Закрепляясь с помощью гендерных стереотипов в мифах, философии, морали, праве, истории, такое положение воспринимается как естественное.