Симптомы

Ом сурья. Мантры для сурья намаскар. Проведение обряда Сурья Намаскар

Описание Сурья Намаскар Мантры

Ом Митрайа Намаха (приветствие всеобщему другу) – Солнце называют другом, потому что оно непрерывно дает нам свет, тепло и энергию для поддержки не только нас, но и всего космического проявления. В трактатах Митра описывается как пробуждающий людей к активности и смотрящий на все творение без дискриминации, точно так же, как Солнце ранним утром подает сигнал о начале дневной активности и роняет свой свет на все живое.

Ом Равайа Намаха (приветствие светящему) – Как источник света Солнце называют Равая – тот, кто светит и открывает божественное сияние во всей жизни.

Ом Сурья Намаха (приветствие тому, кто индуцирует активность) – Мы сказали, что Солнце вдохновляет человека на активность и в этой роли его называют Сурьей. Солнце не просто бюрократ, просиживающий рабочий день в своем пыльном кабинете, он крайне активен и постоянно путешествует по всему миру в своей огненной повозке, запряженной семью лошадьми. Семь коней Солнца представляют все семь уровней планетных систем, по которым он проезжает с инспекторской проверкой. Никто не должен остаться без его влияния.

Ом Бханаве Намаха (приветствие тому, кто озаряет) – Солнце не просто светит, Солнце нас просветляет. Поэтому его зовут Бханава. Солнце является физическим олицетворением гуру или учителя, который устраняет темноту наших заблуждений, так же как темнота ночи устраняется с каждым рассветом. Помните, Солнце – не просто атомная бомба в небе, Солнце – это наш учитель, который видит все глупости, которые мы совершаем.

Ом Кхагая Намаха (приветствие тому, кто движется через небо) – Солнце представляет для нас время, поэтому его зовут Кхагая. Солнце движется через небо и позволяет нам видеть течение времени. Солнце даст силы и счастье тому, кто будет пунктуален и точен во всех своих делах. И конечно же, Солнце даст всю свою милость тому, кто внимательно отнесется к смене дня и ночи, а значит будет стараться не пропустить ни одного лучика Солнца, а в темное время суток будет спокоен и умиротворен.

Ом Пушне Намаха (приветствие дающему силу и питание) – Солнце является источником всех сил, поэтому его зовут Пушне. Подобно отцу, оно питает нас энергией, светом и жизнью. И сила ума, и сила физическая, и сила духа – все это проявление милости Солнца. А значит, мы полностью зависим от него во всех аспектах своей жизни.

Ом Хиранья Гарбхайа Намаха (приветствие золотой космической личности) – Солнце пробуждает и творческую активность человека, поэтому его зовут Хиранья Гарбха. Это значит, что Солнце представляет собой силу творчества, силу всего космического творения. Это сила, с помощью которой Брахма сотворил этот мир. Поэтому в некотором роде вся жизнь содержится в Солнце как потенция и это является великим космическим принципом.

Ом Маричайа Намаха (приветствие лучам Солнца) – Солнце рассеивает иллюзии и миражи. Поэтому его называют Маричи в честь его лучей и сыновей. Лучи света тоже являются сыновьями Солнца. Всю нашу жизнь мы добиваемся истинного смысла или цели, подобно тому, как жаждущий человек добивается воды в пустыне, но обманывается миражом, созданным солнечными лучами и танцующим на горизонте.

Ом Адитьяйа Намаха (приветствие сыну Адити) – Солнце так же является и сыном. Поэтому мы обращаемся к нему как к Адитьи, что значит сын Адити. А это значит, что мы должны уважать родителей во всех их проявлениях, начиная с родителей, которые дали жизнь нашему телу и завершая родителями, давшими жизнь нашей душе: это сам Бог и конечно же духовный учитель, который является представителем Бога, и дающий нам второе, духовное рождение.

Ом Савитри Намаха (приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца) – Солнце является пробуждающей силой. Поэтому к нему обращаются как к Савитри. Солнце оживляет человека с рассветом и позволяет ему добиваться поставленной цели.

Ом Аркайа Намаха (приветствие тому, кто достоин похвалы) – Арка значит энергия. Солнце – самый большой источник энергии в этом мире. Так как сейчас никто не поклоняется Богу, а Солнце – основной представитель Бога в этом мире, оно представляет взгляд Бога, то и всех одолевает проблема отсутствия энергии, которое теперь называется не атеизм, а депрессия. Слово депрессия звучит поприятнее, чем слово атеизм, так как подразумевает лечение любым другим способом, кроме обретения духовного знания.

Ом Бхаскарайа Намаха (приветствие тому, кто ведет к просветлению) – Солнце открывает для нас духовный путь к вечному счастью, поэтому его называют Бхаскарая. Это приветствие тому, кто ведет к просветлению. Солнце – это символ открытия всех трансцендентальных и духовных истин. Оно освещает тропинку, ведущую к нашей конечной цели – освобождению от материальной иллюзии.

"Лотосоокий садится в падмасану. О, Боже! Как легка для Него поза лотоса! Нас было около тридцати человек. Когда мы попытались сесть в падмасану, ноги отказывались двигаться, колени не желали гнуться. Пока мы воевали со своими телами, Свами весело смеялся и преспокойно сидел в падмасане. Несмотря на отчаянные усилия, одна нога укладывалась нужным образом, но другая упорно сопротивлялась. Одно удовольствие было смотреть как идеально прямо сидит царь Саи. Соединив ладони за спиной, Он склонился к полу. Казалось, в Его теле совсем нет костей. Когда мы нагнулись, расстояние до пола оставалось весьма внушительным.

Потом Свами встал прямо, как арековая пальма, положив правое колено на левое, мы же все качались из стороны в сторону, как заводные лошадки. Было ясно как день, что ничего путного у нас не получится. И почему только эти суставы, как деревянные? Глядя, как мы шатаемся, не способные выпрямиться, Свами невинно улыбался или заливался звонким смехом, как дитя. Это чарующее зрелище не поддаётся описанию. Когда Он подошёл к каждому, помогая ему встать прямо, нам причудилось, что мы попали в чарующую сказку. Неужели это наш Господь, наш Саи Дева? Когда Он демонстрировал очередную позу, мы думали: "И всего то?" Но стоило нам самим попробовать, оказывалось, что это очень трудно, очень, очень трудно. Свами утешал нас и заставлял ещё и ещё, уверяя: "У вас получится". Свами не только занимался с нами йогой с семи до восьми утра и с шести до семи часов вечера, но и проводил с нами духовные беседы. Всё это было похоже на медвяный дождь над океаном молока.

Сам бог Солнца, Саи, стоял перед нами и читал мантры Своим певучим, нежным, ласкающим слух голосом.

Он Сам демонстрировал и различные позы Сурьянамаскара. С каждым днём, учеников становилось всё больше. Свами учил нас новым асанам. Как была совершенна Его майюрасана, поза павлина! (Стойка на согнутых в локтях руках с телом, параллельным полу). Свами подходил к каждому и помогал принять позу. "

"Только в Тебе спасение" Шримати Виджайамма, глава75 http://www.sathyasai.ru/forum/topic/10343/page-10#entry134978

Прослушать мантру (проложительность 16 мин.)
Скачать мантру (22,5 Мб, формат mp3)

Ом Митрайа Намаха (приветствие всеобщему другу). Солнце называют другом, потому что оно непрерывно дает нам свет, тепло и энергию для поддержки не только нас, но и всего космического проявления. В трактатах Митра описывается как пробуждающий людей к активности и смотрящий на все творение без дискриминации, точно так же, как Солнце ранним утром подает сигнал о начале дневной активности и роняет свой свет на все живое.

Ом Равайа Намаха (приветствие светящему). Как источник света Солнце называют Равая – тот, кто светит и открывает божественное сияние во всей жизни.

Ом Сурья Намаха (приветствие тому, кто индуцирует активность). Мы сказали, что Солнце вдохновляет человека на активность и в этой роли его называют Сурьей. Солнце не просто бюрократ, просиживающий рабочий день в своем пыльном кабинете, он крайне активен и постоянно путешествует по всему миру в своей огненной повозке, запряженной семью лошадьми. Семь коней Солнца представляют все семь уровней планетных систем, по которым он проезжает с инспекторской проверкой. Никто не должен остаться без его влияния.

Ом Бханаве Намаха (приветствие тому, кто озаряет). Солнце не просто светит, Солнце нас просветляет. Поэтому его зовут Бханава. Солнце является физическим олицетворением гуру или учителя, который устраняет темноту наших заблуждений, так же как темнота ночи устраняется с каждым рассветом. Помните, Солнце – не просто атомная бомба в небе, Солнце – это наш учитель, который видит все глупости, которые мы совершаем.

Ом Кхагая Намаха (приветствие тому, кто движется через небо). Солнце представляет для нас время, поэтому его зовут Кхагая. Солнце движется через небо и позволяет нам видеть течение времени. Солнце даст силы и счастье тому, кто будет пунктуален и точен во всех своих делах. И конечно же, Солнце даст всю свою милость тому, кто внимательно отнесется к смене дня и ночи, а значит будет стараться не пропустить ни одного лучика Солнца, а в темное время суток будет спокоен и умиротворен.

Ом Пушне Намаха (приветствие дающему силу и питание). Солнце является источником всех сил, поэтому его зовут Пушне. Подобно отцу, оно питает нас энергией, светом и жизнью. И сила ума, и сила физическая, и сила духа – все это проявление милости Солнца. А значит, мы полностью зависим от него во всех аспектах своей жизни.

Ом Хиранья Гарбхайа Намаха (приветствие золотой космической личности). Солнце пробуждает и творческую активность человека, поэтому его зовут Хиранья Гарбха. Это значит, что Солнце представляет собой силу творчества, силу всего космического творения. Это сила, с помощью которой Брахма сотворил этот мир. Поэтому в некотором роде вся жизнь содержится в Солнце как потенция и это является великим космическим принципом.

Ом Маричайа Намаха (приветствие лучам Солнца). Солнце рассеивает иллюзии и миражи. Поэтому его называют Маричи в честь его лучей и сыновей. Лучи света тоже являются сыновьями Солнца. Всю нашу жизнь мы добиваемся истинного смысла или цели, подобно тому, как жаждущий человек добивается воды в пустыне, но обманывается миражом, созданным солнечными лучами и танцующим на горизонте.

Ом Адитьяйа Намаха (приветствие сыну Адити). Солнце так же является и сыном. Поэтому мы обращаемся к нему как к Адитьи, что значит сын Адити. А это значит, что мы должны уважать родителей во всех их проявлениях, начиная с родителей, которые дали жизнь нашему телу и завершая родителями, давшими жизнь нашей душе: это сам Бог и конечно же духовный учитель, который является представителем Бога, и дающий нам второе, духовное рождение.

Ом Савитри Намаха (приветствие тому, кто стимулирует силу Солнца). Солнце является пробуждающей силой. Поэтому к нему обращаются как к Савитри. Солнце оживляет человека с рассветом и позволяет ему добиваться поставленной цели.

Ом Аркайа Намаха (приветствие тому, кто достоин похвалы). Арка значит энергия. Солнце – самый большой источник энергии в этом мире. Так как сейчас никто не поклоняется Богу, а Солнце – основной представитель Бога в этом мире, оно представляет взгляд Бога, то и всех одолевает проблема отсутствия энергии, которое теперь называется не атеизм, а депрессия. Слово депрессия звучит поприятнее, чем слово атеизм, так как подразумевает лечение любым другим способом, кроме обретения духовного знания.

Ом Бхаскарайа Намаха (приветствие тому, кто ведет к просветлению). Солнце открывает для нас духовный путь к вечному счастью, поэтому его называют Бхаскарая. Это приветствие тому, кто ведет к просветлению. Солнце – это символ открытия всех трансцендентальных и духовных истин. Оно освещает тропинку, ведущую к нашей конечной цели – освобождению от материальной иллюзии.

_____________________________

"Сурьянамаскар - утренний йогический комплекс из 12 упражнений, непрерывно следующих одно за другим и затем повторяющихся в обратном порядке: каждая поза сопровождается мантрой и контролем дыхания.

"Ом сурьянараяна намах! Ом адитьйя намах! Ом равайе намах! Ом акашайя намах! Ом хридайяпракашайя намах! Ом бхаскарайя намах! Ом нетрапракашайя намах!"

"На следующий день Он объяснил нам смысл поз и мантр "Приветствия солнцу". "ОМ сурьянамах. ." - Ты семицветный, со всеми стенками радуги, владеющий семью конями, самапатра (с семью атрибутами) - павлином, лотосом и т.д. Владыка всего. "ОМ Адитья намах " - "Адитьяйяварнам тамасах парастат " : если солнце не восходит, то нет жизни, именуемой миром, солнце - садовник. Дождь идёт только благодаря тому, что солнце превращает воду в пар. Оно шлёт на землю свои лучи, и от лучей этих оно неотделимо. "ОМ акашайя намах" - "Акашам гаганам шуньям " : в небесах сердца солнце, именуемое буддхи (интеллектом,разумом) распускается, как цветок. "ОМ хридайя пракашайя намах" : мы воздеваем руки над головой, приветствуя Того, кто просветляет ум (духовное сердце) . У новорожденных есть мягкий участок на макушке головы, где кости ещё не срослись. Если прикоснуться к нему, можно ощутить пульсацию "так-так". Это брахмарандрам , родничок. Когда великие души покидают тело, жизненное дыхание (прана) выходит через это отверстие. Оно подобно "главному входу". "ОМ Кантхайя намах" (Ты, у кого синее горло, я приветствую Тебя) : Ишвара (Шива) задержал в Своём горле смертельный яд, поднявшийся из глубин океана при его пахтании богами и демонами. Всё нечистое нужно "задерживать" внутри, а другим давать только чистое. Вы должны сами "переварить" всё зло, не перенося его на других. "ОМ нетрапракашайя намах": если мы видим предмет, значит, он отражается у нас в глазах. Отражённый свет солнца, именуемый буддхи , падает на дом под названием тело. Сказано: Чандрама манаса джатах, чакшо сурьоджаята" (Луна рождает ум - солнце - глаз (зрение))"

"Только в Тебе спасение", Шримати Виджайамма, глава 75

Комплекс "Сурья Намаскар" начинается с приветствия "Намастэ"

Упражнение 1.
Здесь требуется только встать прямо, грудь выпятить вперёд, плечи отвести назад, ступни соединить. Руки сложить вместе у груди, локти свободно висят. Взгляд прямо перед собой. Это и есть собственное приветствие (по-индийски «намастэ»). Длится упражнение (как и любое упражнение Сурья Намаскар на первом этапе) несколько секунд, важно правильно удерживать позу.

Упражнение 2.
Из положения в предыдущем упражнении вытягиваете руки вперёд, а затем поднимаете их кверху, сцепляете друг с другом большие пальцы, а указательными просто касаетесь друг друга. Руки закидываете назад и голову тоже, а сами прогибаетесь, насколько возможно.

Упражнение 3.
Это упражнение Сурья Намаскар потребуется немалой гибкости и силы. Из предыдущего положения следует медленно наклониться вперёд, при этом руки и туловище должны лежать на одной прямой. Руками достаёте до пола, причём ладони должны полностью лечь на пол параллельно стопам, а кончики пальцев рук быть у середины ступней. Колени выпрямлены, грудь лежит на бёдрах, лицо – ниже колен. Сначала это делать трудно, поэтому первые разы нужно лишь стремиться к такому положению.

Упражнение 4.
Из предыдущей позы правую ногу следует согнуть, а левую – отодвинуть назад. При этом правое колено должно чуть выдаваться вперёд. Руки положения не изменяют.

Упражнение 5.
Теперь и правую ногу нужно отвести назад, совместив её с левой. При этой таз необходимо поднять кверху, а спину прогнуть. Это упражнение также требуется немалой гибкости.

Упражнение 6.
Не отрывая ладони и ступни от пола, опустить таз так, чтобы пола коснулись колени, грудь и лоб. Всего получится восемь точек соприкосновения с полом, остальные части тела подняты на полом.

Упражнение 7.
Из предыдущей позы поднырнуть, прижав лобок к полу. Поясницу прогните, голову запрокиньте назад. Ладони и ступни по-прежнему неподвижны.

7 упражнений - соответственно 7 прочтений на каждое упражнение по одному:

"Ом сурьянараяна намах! Ом адитьйя намах! Ом равайе намах! Ом акашайя намах! Ом хридайяпракашайя намах! Ом бхаскарайя намах! Ом нетрапракашайя намах!" (Если Свами дал эту мантру, значит она самая верная)

Затем упражнения выполняются в обратном порядке, исключая шестое (после 7-го снова идёт 5-е, потом 4-е и т. д.), а четвёртое упражнение выполняется зеркально первоначальному. На рисунке эти позы идут против часовой стрелки.

После выполнения всех 12 упражнений следует немного отдохнуть, восстановить силы и дыхание, а потом вновь выполнить Сурья Намаскар. Как говорилось в правилах, количество повтором его следует довести до количества ваших лет, но начинать надо с малого: сильного утомления быть не должно.

Сурья Намаскар (Приветствие Солнцу) - является формой поклонения Богу, медитацией на Солнце. Сурья намаскар является полезным в достижении концентрации. Сурья намаскара всегда выполняется на открытом воздухе, с видом на Солнце, на восходе солнца. Сурья Намаскар это не просто физические упражнения. Для каждой из поз, есть определенный вид дыхания, которому необходимо следовать. При выполнении каждой позы, пропевается определенная мантра - имя солнца. Сурья Намаскар мантры или мантры для Сурья намаскара приведены ниже:

Om Mitraaya Namah
Om Ravaye Namah
Om Sooryaya Namah
Om Bhaanave Namah
Om Khagaaya Namah
Om Pooshne Namah
Om Hiranya Garbhaaya Namah
Om Mareechaye Namah
Om Aadityaaya Namah
Om Savitre Namah
Om Arkaaya Namah
Om Bhaaskaraya Namah
Om Sri Savitra Soorya Narayanaaya Namah

Эта мантра исполнена и записана с магически плавными интонациями и с оптимальной скоростью Шри Венугопалом и Шри Шринивасаном. Эта ведическая запись содержит Soura Sooktam, Aruna Prashnam и Ghana Paathan Сурьянамаскара Мантры. Эти мантры прославляют славу Шри Сурья Бхагавана и его многочисленные проявления. Поклонение Шри Сурья Бхагавану особо глубокое путём пропевания мантр Soura Sooktam и Aruna Prashnam с одновременным простиранием Шри Сурья Нарайяне с регулярными интервалами во время исполнения. Шри Сурья Бхагаван славится под различными именами:
Митра – друг,
Равви – Сияющий,
Бхану – Бриллиантовый,
Кхага – Тот, Кто движется в небесах,
Пушна – Дающий силу,
Хираньягарбха – Золотой центр,
Маричи – ?,
Адитья – сын Адити,
Савитар – Обогащающий,
Анка – Тот, кто даёт энергию,
Бхаскара – Тот, кто живёт в просветлении и
Сурья – Прекрасный Свет

Aruna Prashnam содержит мантры, описывающие многие дары поклонения Солнцу, молитв Варуне, Агни и Чандре, причины преждевременной смерти и методов её избежания. Aruna Prashnam также содержит Гаятри Упасану и Шри Видью , которые ведут к самореализации и, в конечном счёте, к духовному пути полного освобождения. …

Вибрации, рождаемые пропеванием, имеют очень полезный эффект для ума; даже когда мантра поётся или слушается без понимания её смысла, она остаётся полезной. Однако, правильное понимание и размышление дают великий эффект. Кроме приобретения хорошего здоровья, богатства и процветания, поклонение Шри Сурья Бхагавану очень полезная часть освобождения, или Мокши. Митра, Сурья Бхагаван проливает его благословение на тех, кто чтит его.

К омплекс Приветствия Солнцу (Сурья Намаскара ) - один из самых известных и широко используемых многими практиками.

Эта последовательность положений (асан) может сопровождаться различными дополнительными инструментами йоги - дыханием, замками (бандхами), а также мантрами.

В этой статье мы рассмотрим мантры, которые могут быть использованы в сочетании с этим комплексом.

Каждая из 12 мантр соотносится с одной из асан и произносится во время её выполнения.

В зависимости от скорости выполнения последовательности, мантры можно произносить с биджа-мантрами или без них.

Биджа-мантры представляют собой непереводимые звуковые сочетания, которые относятся к той Силе (шакти), к которой мы обращаемся в последующей мантре.

Для Солнца это:

  • горизонтальная черта над гласным звуком означает долготу. Эта гласная произносится в 2 раза дольше обычной.

Биджа-мантры используются для усиления последующего обращения. Например, мантра Ом является Маха̄-биджа-мантрой (Великой семенной мантрой), без которой обычно не произносятся ведические тексты.

В одном из вариантов практики комплекса Приветствия Солнцу можно использовать только биджа-мантры как дополнительный объект для концентрации на образе Солнца.

Каждая из 12 солнечных мантр по сути представляет собой обращение к разным аспектам Солнца, выделяя какие-то характерные качества этой энергии. К каким качествам обращена каждая из мантр, мы и рассмотрим.

Для этого мы будем опираться на этимологию (происхождение) имен Солнца, а также обратимся к ведическим текстам, в основном к Риг-веде (РВ), - самому древнему собранию гимнов, дошедшему до нас на санскрите.

Вообще в Риг-веде многие божества, к которым были обращены гимны, являли собой различные силы природы. И солярных (солнечных) божеств было много - Митра, Сурья, Пушан, Савитар. Людям издревле было чему поучиться у природы, поэтому и мы постараемся познать то, чему наши предки хотели научиться у сил природы и, в частности, у Солнца.

Митра

Митра (от ma - ‘мерить’, ‘наблюдать’) - это один из древнейших образов ведийского пантеона.


Это тот, кто наблюдает или следит за договоренностями между отдельными людьми, либо между социальными группами - народом и правительством, например. Митру издревле призывали в клятвах или договорах, его имя было синонимом дружественности, знамением отсутствия обмана.

Митра - это тот, кто поддерживает порядок вселенский (ṛtam) и между людьми, называемый законом дхармы.

Позже это имя употреблялось исключительно как нарицательное, в значении «друг». То есть это та сила, которая связывает, объединяет людей и делает их друзьями, в том числе посредством выполнения своих обязательств. Почему же Солнце наш друг? Потому что завтра утром точно наступит новый день: рассвет ознаменуется восходом солнца, и оно нас ещё ни разу не подводило.

Таким образом, Митра не только следит за выполнением обязательств между людьми, но и сам является примером выполнения своих обязанностей.

Рави

Прямой перевод слова «рави» (от ru - ‘идти’) - ‘солнце’. Мы увидим, что многие имена Солнца в целом переводятся как свет, солнце, луч света, потому что издавна употребляются в значениях, связанных с ним.


В хинди мы встретим день недели «равивар», что дословно означает ‘день солнца’. Согласно ведической науке о планетах Джьотишу, каждый день недели соотносится с какой-то планетой, и воскресенье - это день Солнца, когда благоприятно совершать духовную практику, обращаясь к этой энергии.

Рави - это тот, кто постоянно двигается, никогда не останавливается, благодаря чему и поддерживается космический закон (ṛtam). Но он не просто поддерживает этот закон, а своим движением создаёт его, задавая циклы дня и ночи, смену сезонов (лето – зима).

Сурья

Сурье посвящено большое количество гимнов в Риг-веде; это древняя сила, имя которого дошло и до наших дней.


Его колесница появляется на краю горизонта, запряжённая семью кобылицами, которые олицетворяют солнечные лучи.

Сурья - это хранитель всего, что движется. Он побуждает все существа к движению и исполнению повседневных дел. Своим появлением он пробуждает природу ото сна и напоминает о том, что наступило время приступить к выполнению своих обязанностей.

Часто в гимнах упоминается Око Сурьи - Всевидящий Сурья. Он благосклонен к людям.

Он отмеряет дни и продлевает жизнь.

Бхану

Бхану (пер.: ‘свет’, ‘луч света’, ‘блеск’, ‘великолепие’). Тот, кто имеет лучи, - это Солнце. Это имя соотносится с образом Солнца как с тем, кто вместо волос имеет лучи. Мы с детства привыкли изображать Солнце именно таким образом - окружность, от которой расходятся лучи.


Кхага

Кхага («кха» - ‘небо’, ‘пространство’; «га» - ‘идущий’) - идущий по небу. Это имя можно отнести к любым существам (птицам), предметам (стреле) или планетам, которые пребывают в небе. Но Солнце - это главный среди них, поэтому традиционно это имя соотносится с Солнцем. Он - предводитель небесных тел, он занимает особое положение среди них, выделяясь тем, что безустанно выполняет свои обязанности, давая свет, тепло и поддерживая вселенский закон.


Пушан

Пушан (от puṣ - ‘процветать’, ‘пышнеть’, ‘увеличиваться’) - благодетельный, дарующий благоденствие. Это древнее ведическое божество; полагают, что Пушан не только представляет собой того, кто даёт процветание, благоденствие, но и олицетворяет путеводный аспект Солнца. Он бог Солнца и путей. «Он рождён, чтобы шествовать по далёким путям, по дальней тропе небес и по дальней тропе земли» (Риг-веда 10.17.6). Он указывает путь людям, к нему взывают заблудившиеся. Он проводник также от этой реальности к божественной, он способен указать путь сквозь миры.


Хираньягарбха

Хираньягарбха («хиранья» - ‘золотой’; «гарбха» - ‘лоно’, ‘чрево’, ‘зародыш’).

Нередко в Риг-веде опору Вселенной символизируют лучи Солнца. И это имя - Хираньягарбха - из Ведийской космологии, которая связана с гимнами о происхождении Творения. Гимн 10.121 Риг-веды говорит о происхождении Вселенной из Золотого зародыша, под которым явно подразумевается Солнце.

Это имя в полной мере представляет женский аспект, связанный с рождением, дарением жизни и взращиванием. Без тепла и света Солнца ничего не могло бы существовать, расти и развиваться на Земле. Хотя это имя стоит в мужском роде, но обращается к женскому принципу созревания в чреве и рождения.


Маричи

Маричи (пер.: ‘луч света’, ‘частица света’) - это имя одного из семи древних мудрецов-провидцев (саптариши), которые произошли от Брахмы. Он является составителем гимнов Риг-веды и олицетворяет собой глубокую мудрость и знания.


Адитья

Адитья (‘сын Адити’), это имя обозначает принадлежность к Адити - одной из самых древних форм Богинь, матери всех Богов.

Адити - ‘бесконечность’; по некоторым толкованиям, она представляет собой олицетворение неба.

И Солнце - это первый сын Адити, первый сын бесконечности. Отличительная характеристика бесконечности - это отсутствие ограничений. Так и Солнце способно показать нам бесконечность и раздвинуть границы привычного мировоззрения.


Савитар

Савитар (имя деятеля от глагола sū - ‘побуждать’, ‘оживлять’, ‘сотворять’) . Этот образ занимает заметное место в ведийском пантеоне. Имя его переводят как ‘Побудитель’, ‘Живитель’.

В отличие от Сурьи, который более конкретен и означает Солнце, видимое на небе, солнечный свет, Савитар олицетворяет солнечную природу вообще, независимо от того, видимо Солнце или нет.

Особым почитанием пользовалась мантра, обращённая к Савитару и по сей день известная нам под названием Гаятри- или Савитри-мантра. Она традиционно произносилась на рассвете: «Да обретём мы желанное сияние Савитара, бога, который оживляет наши мысли!» (Риг-веда 3.62.10)


Арка

Арка (от arc - ‘сиять’, ‘восхвалять’, ‘прославлять’, пер.: ‘луч’, ‘вспышка’, ‘свет сам по себе’).

Это свет, который сияет на листьях, деревьях, горах и в каплях воды. Это свет, который оживляет краски и делает то, на что он попадает, красивым и ярким. Это свет, который украшает Землю. Он восхваляет то, на что направлен, и с уважением относится ко всему вокруг, подавая и нам пример того, как нужно относиться к миру.


Бхаскара

Бхаскара (bhās - ‘свет’, kara - ‘делатель’) - это тот, кто даёт свет, осветитель. Это природа Солнца - давать свет. Это имя говорит о самом главном качестве и аспекте Солнца - его постоянном служении этому миру. Природа Солнца - свет, и часто в писаниях соотносят свет Солнца со светом души - нашего Истинного Я.


Обращаясь к Солнцу, стремясь познать его природу, мы фокусируем своё внимание на таких его аспектах, как служение, выполнение своих обязанностей, мудрость и знания, и эти качества начинаем культивировать в себе. Это даёт нам возможности для собственного развития и трансформации. Ом!


Мантры для поклонения Солнцу (Сурья Граха) - универсальное и мощное средство нейтрализации негативного влияния Сурьи (Солнца) в вашем гороскопе. Даже если вам никогда не составляли натальную карту (гороскоп), и вы понятия не имете, где и как в вашей карте рождения находились планеты на момент вашего рождения:), вы все же можете вполне уверенно предполагать негативное влияние Солнца в вашем гороскопе по ряду признаков и обстоятельств вашей жизни, как, например, следующие:

Ваши родители разошлись

Ваш отец умер или иным образом покинул семью, когда вы были еще в маленьком или юном возрасте (утрата отца в детстве)№

У вас есть проблемы с глазами/зрением

Вы сложно предвидите развитие событий, делает неверные предположения слишком часто, или наоборот, обладаете крайней проницательностью вплоть до ясновидения;

Вы - психолог по профессии или всегда интересовались психологией:)

Если вы - врач, аптекарь или химик
- у вас наблюдаются проблемы со здоровьем в сфере сердечной недостаточности и т.п.
- вы испытывает большие сложности с самоидентификацией (кто я, смогу ли я, зачем же я и т.п.)

Во всех этих, и во многих других случаях, можно с уверенностью утверждать, что у Солнца в вашей карте рождения имеются проблемы с реализацией, либо оно является вредителем.

Конечно, лучше всего в таком случае обратиться за советом к астрологу, для составления , но и нейтрализующее средство, такое как мантры для умилоствления Солнца, будут не лишними, и станут эффективным средством для гармонизации вашей жизни.

Минимальный цикл для Сурья-мантры - 1000 повторений, т.е. те же самые 10 кругов по 108 раз произнесения мантры станут чуть более одного цикла. Это, если вы читаете в темпе, примерно 6 мину на 10 раз, т.е. вы пройдете весь минимальный цикл за час. Из всех планет (грах) Солнце оказывается, кстати сказать, наименее требовательным:) - всего 1000 повторений. Сравните с , для которого минимальный цикл составит 23000 повторов.

Если вы хотите большего, и не хотите довольствоваться минимальным количеством повторений, предполагая, что в связи с индивидуальными негативными влияниями в вашей карте рождения (или в транзитах) поклонению Сурьи следует уделить больше сил и времени - вы можете выбрать любое, кратное 10 количество повторений, например, 10 000, или 100 000. Такая упайя уже не может быть сделана в один день, поэтому следует начать в воскресенье, и читать мантры дальше каждый следующий день, либо каждое воскресенье кратное 10 число раз за один подход.

Самая простая мантра для поклонения Сурье (Солнцу) такая:
Ом Хрим Сурьяя Намах

О последней мантре, с примером ее произношения/чтения вы можете узнать из этого видео (правда, на английском):

Вот еще одна замечательная и несложная Сурья-мантра, ее можно повторять, подпевать, но главное просто войти в ритм, сконцентрировавшись на ритмичном повторении, самый эффективный метод для концентрации. Помимо прослушивания и подпевания, можно отдельно читать либо все мантру полностью, либо главную часть, ту, что поет хор.


Сурья-намаскар (приветствие Солнцу) динамический комплекс, обычно выполняемый перед практикой общего комплекса асан в не зависимости от времени суток. Асаны, входящие в комплекс Сурья-намаскар расслабляют все суставы и мышцы тела, а также хорошо массируют внутренние органы. Комплекс упражнений Сурья намаскар великолепно подходит для выполнения утром после ванной, перед началом любых других практик йоги. Если вы чувствуете усталость (в любое время дня), то, выполнив комплекс упражнений, вы восстановите силы, как физические, так и умственные.

Сурья-намаскар состоит из 12 асан, каждая из которых соответствует одному из 12 знаков зодиака. Полный комплекс сурья-намаскар состоит из левой и правой частей. Каждой из 12 асан соответствует своя мантра, которую для наибольшего эффекта необходимо произносить в соответствующей асане вслух или мысленно.

Позиция 1 Пранамасана (поза молящегося)

Станьте прямо; ноги вместе. Сложите ладони перед грудью. Расслабьте все тело.

Дыхание: Нормальное.

Сосредоточение: На анахата-чакре (область пупка).

Мантра: Ом-митрайя-намаха (приветствие другу всего).

Польза практики: Пранамасана способствует сосредоточению и успокоению ума, подготавливая организм к предстоящему упражнению.

Позиция 2 Хаста-уттанасана (поза с поднятыми руками)

Поднимите обе руки вверх над головой. Держите руки на ширине плеч. Немного отклоните назад голову и верхнюю часть тела.

Дыхание: Вдыхайте, поднимая руки.

Сосредоточение:

Мантра: Ом-равайе-намаха (приветствие солнечному свету).

Польза практики: Укрепляет органы брюшной полости. Устраняет избыток жировых отложений и улучшает пищеварение. Развивает мышцы рук и плеч, тонизирует спинные нервы и открывает все легочные отделы.

Позиция 3 Пада-хастасана (поза-руки к ногам)

Наклонитесь вперед так, чтобы ладони легли на пол перед ногами. Старайтесь коснуться коленей лбом. Но не перенапрягайтесь. Ноги держите прямыми.

Дыхание: Выдыхайте, наклоняясь вперед. Постарайтесь в конечном (согнутом) положении втянуть живот, чтобы выдохнуть максимальное количество воздуха.

Сосредоточение: На свадхиштхана-чакре (область крестца).

Мантра: Ом-сурьяя-намаха (приветствие побуждающему к активности).

Польза практики: Эта асана устраняет заболевания желудка и органов брюшной полости. Кроме того, она уменьшает жировые отложения на животе, улучшает пищеварение и перистальтику. Пада-хастасана улучшает кровообращение, делает спину гибкой и тонизирует спинные нервы.

Позиция 4 Ашва-санчаланасана (поза наездника)

В позиции 3 отставьте как можно дальше назад правую ногу. Одновременно согните левую ногу, оставляя ее ступню в прежнем положении; правая нога при этом касается пола коленом и пальцами. Прямые руки опущены и касаются кончиками пальцев пола. В конечном положении тело поддерживается руками, упирающимися в пол кончиками пальцев, левой ступней, правым коленом и пальцами правой ноги. Голова должна быть запрокинута назад, спина выгнута, взгляд устремлен вверх.

Дыхание: Вдыхайте, отставляя назад правую ногу.

Сосредоточение: На аджня-чакре (точка между бровями).

Мантра: Ом-бханаве-намаха (приветствие тому, кто озаряет).

Польза практики: Асана массирует органы брюшной полости, укрепляет мышцы ног и успокаивает нервную систему.

Позиция 5 Парватасана (поза горы)

В позиции 4 передвиньте левую ногу назад, а правую подтяните вперед так, чтобы обе ступни оказались рядом. Одновременно поднимите вверх ягодицы и опустите голову так, чтобы она оказалась между руками. Все тело - руки, туловище и ноги - должны образовать две стороны треугольника. В конечном положении руки и ноги должны быть прямыми. Старайтесь пятки опустить на пол.

Дыхание: Выдыхайте, передвигая назад левую ногу.

Сосредоточение: На вишуддха-чакре (нижняя часть шеи).

Мантра: Ом-кхагая-намаха (приветствие быстро движущемуся в небе).

Польза практики: Практика парватасаны укрепляет нервы и мышцы рук и ног. Упражнение тонизирует спинные нервы.

Позиция 6 Аштанга-намаскара (приветствие 8-ю частями)


Опустите тело на пол так, чтобы в конечном положении только пальцы ног, колени, грудь, ладони и подбородок касались пола. Бедра и живот должны быть немного приподняты.

Мантра: Ом-пушне-намаха (приветствие дающему силу).

Польза практики; Эта асана укрепляет мышцы рук и ног, а также развивает грудь.

Позиция 7 Бхуджангасана (поза змеи)

В позиции 6 выпрямите руки и поднимите верхнюю часть тела. Запрокиньте голову назад. Это положение полностью совпадает с конечным положением классической йогасаны - бхуджангасаны.

Дыхание: Вдыхайте, поднимая грудь и прогибая спину. Сосредоточение: На свадхиштхана-чакре (область копчика).

Мантра: См-хиранья-гарбхая-намаха (приветствие золотому космическому Я).

Польза практики: Поскольку в процессе выполнения асаны живот сдавливается, это способствует выталкиванию застоявшейся крови из органов брюшной полости и поступлению в них свежей крови. Эта асана излечивает многие заболевания желудка, включая несварение и запор; стимулирует важнейшие нервы спины и развивает ее мышцы, делая их эластичными.

Позиция 8 Парватасана (поза горы)

Эта позиция является повторением позиции 5. Из позиции 7 перейдите в позу горы, как это указано в описании позиции 5. Дыхание: Выдыхайте, поднимая ягодицы вверх. Сосредоточение: На вишуддха-чакре. Мантра: Ом-маричае-намаха (приветствие владыке рассвета).

Позиция 9 Ашва-санчаланасана (поза наездника)

Это повторение позиции 4. В позиции 8 согните левую ногу и передвиньте ее ступню вперед так, чтобы она расположилась между руками. Одновременно опустите правое колено вниз так, чтобы оно коснулось пола.

Дыхание: Вдыхайте, принимая эту позу.

Сосредоточение: На аджня-чакре.

Мантра: Ом-адитьяя-на-маха (приветствие сыну Адити).

Примечание: Адити - это одно из имен космического материнского начала.

Позиция 10 Пада-хастасана (поза-руки к ногам)

Эта поза - повторение позиции 3. Поставьте правую ступню рядом с левой. Выпрямите обе ноги, поднимите ягодицы вверх и постарайтесь коснуться лбом колен (ноги не сгибайте, но не перенапрягайтесь).

Дыхание: Выдыхайте, выполняя движение.

Сосредоточение: На свадхиштхана-чакре.

Мантра: Ом-савитре-намаха (приветствие владыке творения).

Позиция 11 Хаста-уттанасана (поза с поднятыми руками)

Эта позиция - повторение позиции 2. Выпрямитесь, поднимите руки над головой и прогнитесь, держа руки на ширине плеч. Голову немного запрокиньте назад.

Дыхание: Вдыхайте, выпрямляя тело.

Сосредоточение: На вишуддха-чакре.

Мантра: Ом-аркайя-намаха (приветствие достойному похвалы).

Позиция 12 Пранамасана (поза молящегося)

Это - конечная позиция. Она в точности повторяет позицию 1. Выпрямитесь и поднесите руки к груди, сложив ладони вместе. Расслабьте все тело.

Дыхание: Выдыхайте, принимая конечную позицию.

Сосредоточение: На анахата-чакре.

Мантра: Ом-бхаскарая-намаха (приветствие ведущему к озарению).

Позиции 13-24

Позиции 1-12 составляют половину комплекса сурья-намаскара. Во второй половине комплекса эти позиции повторяются с некоторыми незначительными изменениями:

а) в позиции 4 отставляется назад не правая нога, а левая;

б) в позиции 9 между ладонями ставится правая ступня.

Биджа-мантры

В качестве альтернативы 12 имен солнца, используемых в мантрах сурья-намаскары, существует серия биджа-мантр (корневых слогов). Биджа-мантры не имеют литературного смысла, однако вызывают мощные энергетические вибрации в уме и теле. Существует шесть биджа-мантр и при выполнении сурья-намаскар, они повторяются четыре раза в следующем порядке: 1. Ом-храм; 2. Ом-хрим; 3. Ом-хрум; 4. Ом-храйм; 5. Ом-храум; 6. Ом-храх.

Если сурья-намаскар выполняется в быстром темпе и произносить мантры солнцу вы не успеваете, можно использовать биджа-мантры.

Продолжительность комплекса: Для духовного совершенствования следует медленно выполнять от 3 до 12 полных циклов. Для физического развития выполняйте те же 3-12 полных циклов, но более быстро. Начинающие не должны делать большое количество циклов. Им следует начать с 2-3 циклов и добавлять по одному циклу каждый день. Опытные практикующие могут выполнять большее количество циклов.

Последовательность: сурья-намаскар лучше всего выполнять перед другими асанами. Комплекс способствует расслаблению всего тела и преодолению сонливости. По завершении сурья-намаскар рекомендуется несколько минут отдохнуть в шавасане. Это поможет восстановить пульс и дыхание, а также расслабить все мышцы тела.

Предостережения: Если практика сурья-намаскары вызывает повышение температуры тела (следствие чрезмерного количества токсинов в организме), ее следует немедленно прекратить. Токсины должны быть устранены с помощью других техник, после чего практику сурья - намаскар можно продолжить. Практикующему следует избегать физического переутомления.

Ограничения: В отношении сурья-намаскары не существует возрастных ограничений - как молодые, так и пожилые люди могут практиковать эту последовательность асан. Женщины, однако, не должны делать ее во время менструального цикла и после четвертого месяца беременности.

Польза практики: При описании асан, составляющих сурья-намаскару, уже указывалось то полезное воздействие, которое они оказывают. Однако комплексное их выполнение расширяет и углубляет их влияние на организм практикующего.

Сурья-намаскар оказывает сильное воздействие на все системы организма: эндокринную, дыхательную, пищеварительную и т. д.; гармонизирует и координирует их совместную работу. Причиной многих заболеваний является несогласованное функционирование систем нашего организма. Ежедневная практика сурья-намаскары поддерживает тело в хорошем состоянии и помогает избавиться от излишних жировых отложений. Все органы брюшной полости мягко массируются, что значительно улучшает их работу.

Многие люди дышат неправильно. Благодаря синхронизации дыхания и движений практикующий во время выполнения сурья-намаскары дышит глубоко и ритмично, что способствует удалению отработанного воздуха из легких. Улучшается снабжение мозга кислородом, в результате чего повышается ясность и острота мышления.

Дыхание - жизненно важная функция организма, один из способов выведения из организма метаболитов. Если человек не получает достаточной физической нагрузки (работая до пота), продукты распада (метаболиты) остаются внутри тела и вызывают внутренние расстройства и заболевания кожи. Сурья-намаскар - великолепный способ избавиться от угрей и других болезней кожи.

В наш век невероятных скоростей и научных открытий жизнь многих людей отравляют стрессы. Но нет лучшего средства избавиться от нервного напряжения, стрессов и тревог, чем регулярная практика сурья-намаскары. Ее асаны мягко массируют нервные ткани всего тела, позволяя им расслабиться, отдохнуть и получить новый заряд жизненных сил.

Суммируя все сказанное, можно утверждать: сурья-намаскар является идеальным комплексом упражнений, дающим хорошее здоровье. Практика сурья-намаскар рекомендуется всем людям - здоровым и больным, молодым и пожилым, крупного и хрупкого телосложения, мужчинам и женщинам.