Симптомы

Методика выявления врожденных способностей склонностей. Процедуры и методы диагностики способностей. Представления о способностях в отечественной и зарубежной психологии

Психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов человека - важная со­ставляющая деятельности психолога во многих сферах общественной практики. Большинство со­временных профессий предполагают наличие у ра­ботника тех или иных способностей. Причем в ряде случаев при низком уровне развития соответствую­щих способностей осуществление деятельности становится просто невозможным. Эти методы так­же необходимы при ранней диагностике детской одаренности. Многие тесты позволяют быстро и до­статочно точно определить причину возникающих у ребенка трудностей в ходе усвоения школьной программы.

Диагностика способностей дает возможность человеку выбрать вид деятельности, наиболее соот­ветствующей его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положи­тельной профессиональной мотивации, удовлетво­ренности трудом и, как следствие, на удовлетво­ренность жизнью в целом.

Проблеме способностей посвящено огромное ко­личество исследований. Библиография включает ра­боты видных отечественных ученых Б. Г. Игнатьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Платонова и др. Наиболее отчетливо определение способно­стей, их основных признаков и факторов развития сформулировано Б. М. Тепловым в его известной ра-


боте «Способности и одаренность». Теплов выделя­ет 3 основных признака способностей как индиви­дуально-психологических особенностей человека: во-первых, они отличают одного человека от друго­го, во-вторых, они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности, в-третьих, они не сводятся к на­личным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяс­нить легкость и быстроту их приобретения.

Природные, врожденные факторы в формиро­вании способностей рассматриваются отечествен­ными психологами как анатомо-физиологические задатки, лежащие в основе формирования способ­ностей. Сами же способности - всегда результат развития в конкретной деятельности. С. Л. Рубин­штейн пишет: «Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатка­ми и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности».

Принято выделять общие и специальные спо­собности. Общие способности обеспечивают овла­дение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. В отличие от общих специальные способности рас­сматриваются в отношении к отдельным, специаль­ным областям деятельности.


МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Методика предназначена для исследования спо­собности классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ря­ду 4 слова объединены общим родовым понятием, а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуе­мые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

Тестовое задание

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торо­пливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.


щаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, на­падение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отваж­ный.


чернила.

1. Василий, Федор, Семен, Иванов , Петр.

2. Дряхлый, маленький , старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно , торо­пливо.

4. Лист, почва, кора, чешуя , сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму­
щаться, понимать.


6. Темный, светлый, голубой , яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка , берлога.

8. Неудача, волнение , поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие , неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение , поджог, на­падение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало , простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый , высокий, длин­ный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер , неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой , отваж­ный.

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер,
чернила .

Выделены правильные ответы.

Оценка выставляется по 9-балльной системе с помощью следующей таблицы:

Таблица 51

МЕТОДИКА «КОМБИНАТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

Назначение: методика предназначена для оцен­ки логического мышления.

Суть методики заключается в том, что обследуе­мые должны найти для каждого цифрового шифра соответствующие буквенные комбинации и из них составить 16 четырехбуквенных слов. Время - 5 минут.

Методические указания: объяснить испытуе­мым, где они должны написать ответы. При наличии различных вариантов методики могут быть розданы по рядам так, чтобы четные ряды выполняли четный вариант, а нечетные - нечетный.

Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы


Демонстрационный плакат

ГО
ВК
НЦ
ГО ОКНО

Составление заключения. Оценка логического мышления производится по количеству правильно составленных четырехбуквенных слов в соответ­ствии с таблицей.

Таблица 52


Инструкция : «перед вами бланк, на котором даны:

1) ключ к шифру (10 цифр от 0 до 9, каждой из ко­торой соответствует по две буквы);

2) 16 шифров (четырехзначные числа).

Вы должны рядом с каждым шифром выписать соответствующие его цифрам буквенные комбина­ции, составить из них одно четырехбуквенное сло­во-существительное».

Например . Шифр 5345, соответствующие соче­тания букв: 5-ГО; 3-ВК; 4-НЦ; 5-ГО.

Слово - «ОКНО».

Время работы 5 минут.

Ключ к шифру

НД ВК ГО НЦ РУ ИБ ПТ СЬ АМ ЛЩ

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

Ф И О_______________________________________ Дата__________________

I II III IV






МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»

Методика предназначена для выявления спо­собности к обобщению, анализу и классификации.

Обследуемым предлагается бланк с 20 рядами слов. В каждом из них набор из 5 слов, 2 из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого - найти в каждом ряду по 2 слова, наиболее соответ­ствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы - 3 минуты.

Тестовое задание (правильные ответы подчеркнуты)

1. Сад (растения , садовник , собака, забор, земля).

2. Река (берег , рыба, рыболов, тина, вода ).

3. Город (автомобиль, здание , толпа, улица , вело­сипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша , скот, стены ).

5. Куб (углы , чертеж, сторона , камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое , карандаш, делитель , бумага).

7. Кольцо (диаметр , алмаз, проба, округлость , пе­чать).

8. Чтение (глава , книга , печать, картина, слово).

9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бу­мага , редактор ).


10. Игра (карты, игроки , штрафы, наказания, правила ).

11. Война (самолеты, пушки, сражения , ружья, солдаты ).

12. Книга (рисунки , война, бумаги, любовь, текст ).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы , шум , наводнение).

15. Библиотека (город, книги , лекция, музыка, читатели ).

16. Лес (лист, яблоня, дерево , охотник, волк ).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание , победа, стадион ).

18. Больница (помещение , сад, враг, радио, боль­ные ).

19. Любовь (розы, чувство , человек , город, приро­да).

20. Патриотизм (город, друзья, родина , семья,
человек ).

Оценка выставляется по девятибалльной шкале с помощью таблицы 53.

Таблица 53

Часть 2. Темперамент,


Познавательные процессы

МЕТОДИКА «ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ»

Методика предназначена для оценки творческо­го мышления.

Обследуемым предлагаются 25 слов, имеющих различные значения. В течение 15 минут обследуе­мые должны записать максимальное количество значений для каждого слова.

Инструкция: перед вами находится список из 25 слов. Ваша задача - в течение 15 минут написать как можно больше значений для каждого слова (учитываются слова только принципиально различ­ные).

Методические указания

Задания выполняются на чистых листах бумаги.

Составление заключения

Оценка творческого мышления производится по количеству принципиально различных значений слов в соответствии с приведенной таблицей.

Таблица 54


ВЫЯВЛЕНИЕ И ОЦЕНКА

КОММУНИКАТИВНЫХ

И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ

СПОСОБНОСТЕЙ (МЕТОДИКА «КОС-1»)

В процессе исследования испытуемому предъя­вляется лист вопросов методики «КОС-1».

Инструкция : вам надо очень внимательно про­следить за тем, чтобы номер вопроса и номер клет­ки, куда вы записали свой ответ, совпадали. Запол­няя лист ответов, имейте в виду, что вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуа­ции и не задумывайтесь над деталями. Не следует много времени затрачивать на обдумывание, отве­чайте быстро. Возможно, что на некоторые вопро­сы вам будет трудно ответить. Давайте посмотрим на правила ответов при таком вопросе: «Правда ли, что вам не нравится заниматься математикой?» Если вам действительно не нравится заниматься математикой, то вы сначала для себя ответьте на во­прос так: «Да, это правда». Следовательно, в «листе ответов» вы поставите «+». Но если вам нравится заниматься, то на вопрос «Правда ли что вам не нравится заниматься математикой?» вы ответите отрицательно: «Нет, неправда». В таком случае в лис­те ответов поставьте «–». Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами. Свободно выражай­те свое мнение. Плохих или хороших ответов здесь нет. Постарайтесь ответить на все вопросы.

Лист вопросов

1. Много ли у вас друзей, с которыми вы по­стоянно общаетесь?

2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего решения?

3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причи­ненной вам кем-то из ваших товарищей?

4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в соз­давшейся критической ситуации?

5. Есть ли у вас стремление к установлению но­вых знакомств с различными людьми?

6. Нравится ли вам заниматься общественной
работой?

Глава 5. Психологическая диагностика способностей


7. Верно ли, что вам приятнее и проще прово­дить время с книгой или за каким-либо другим за­нятием, чем с людьми?

8. Если возникли некоторые помехи в осуществ­лении ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?

9. Легко ли вы устанавливаете контакты с людь­ми, которые значительно старше вас по возрасту?

10. Любите ли организовывать и придумывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

12. Часто ли вам удается устанавливать контак­ты с незнакомыми людьми?

13. Легко ли вам удается устанавливать контак­ты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши това­рищи действовали в соответствии с вашим мнением?

15. Трудно ли вам осваиваться в новом коллек­тиве?

16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с вашими товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

17. Стремитесь ли вы при удобном случае позна­комиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении дел вы принимаете ини­циативу на себя?

19. Раздражают ли вас окружающие люди и хо­чется ли вам побыть одному?

20. Правда ли, что вы обычно плохо ориентируе­тесь в незнакомой для вас обстановке?

21. Нравится ли вам постоянно находиться сре­ди людей?

22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли вы чувство затруднения, не­удобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым челове­ком?

24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого об­щения с товарищами?

25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли вы проявляете инициативу при ре­шении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?

27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверен­но среди малознакомых вам людей?


28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказа­тельству своей правоты?

29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?

30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе, классе, группе?

31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, по­пав в незнакомую для вас компанию?

34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что вы не чувствуете себя доста­точно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у вас много друзей?

38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих друзей?

39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете нелов­кость при общении с малознакомыми людьми?

40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувству­ете себя в окружении большой группы людей?

В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активными взаимодействиями человека с другими людьми, в качестве стержневых высту­пают коммуникативные и организаторские спо­собности, без которых не может быть обеспечен успех в работе.

К профессиям, требующим высокого уровня ра­звития этих качеств, относятся профессии учителя, тренера, врача, руководителя различных подразде­лений, научных учреждений. Успешность профес­сиональной деятельности этих работников зависит от уровня развития коммуникативных и организа­торских способностей и от сформированных на этой основе умений установить взаимоотношения с людьми и организовать их для выполнения поста­вленных задач.

Часть 2. Темперамент,


Познавательные процессы

Таким образом, коммуникативные и организа­торские способности являются важными фактора­ми для достижения успеха во многих профессиях типа «человек - человек».

Методика «КОС-1» базируется на принципе отражения и оценке испытуемым некоторых осо­бенностей своего поведения в различных ситуа­циях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на вос­произведении испытуемым своего реального по­ведения и реального, пережитого в его опыте от­ношения.

Исходя из этого принципа создан проективный опросник, позволяющий выявить устойчивые по­казатели коммуникативных и организаторских склонностей. Особенность проективного метода состоит в том, что испытуемый как бы проецирует свои свойства, особенности своего поведения в си­туацию, предложенную консультантом.

Возможности проявления коммуникативных и организаторских склонностей заложены в соответ­ствующих группах вопросов, совокупность кото­рых представлена в «Листе вопросов». Спектр во­просов в нем настолько широк, что по результатам ответов испытуемого появляется возможность выявить качественные особенности его коммуни­кативных и организаторских склонностей. При по­строении вопросника были учтены также различ­ные формы отношения опрашиваемых к вопросам. Дело в том, что одни испытуемые могут быть более склонны к утвердительным ответам, другие - к от­рицательным. Поэтому вопросы в бланке постро­ены так, чтобы утвердительный ответ на один во­прос имел такое же смысловое значение, что и отрицательный ответ на другой вопрос. В програм­му изучения коммуникативных склонностей введе­ны вопросы следующего содержания:

а) проявляет ли учащийся стремление к общению,
много ли у него друзей;

б) любит ли находиться в кругу друзей или предпо­
читает одиночество;

б) быстро ли привыкает к новым лицам, к новому коллективу;

г) насколько быстро реагирует на просьбы друзей,
знакомых;

д) любит ли общественную работу, выступает ли
на собраниях;


е) легко ли устанавливает контакты с незнакомы­
ми людьми;

ж) легко ли ему даются выступления в аудитории
слушателей.

В соответствии с этим было разработано 20 спе­циальных вопросов относительно реального поведе­ния и реального, пережитого в его опыте отношения.

Программа изучения организаторских склонно­стей учащихся включает вопросы иного содержания:

а) быстрота ориентации в сложных ситуациях;

б) находчивость, настойчивость, требовательность;
б) склонность к организаторской деятельности;

г) самостоятельность, самокритичность;

д) выдержка;

е) отношение к общественной работе, общитель­
ность.

На этой основе были разработаны 20 вопросов, каждый из которых в какой-то мере характеризует организаторские склонности учащихся.

Ответы на вопросы испытуемый заносит в спе­циальный лист ответов, в котором фиксируются также анкетные данные испытуемого и результаты его работы.

Обработка данных

Для количественной обработки данных консуль­тант использует дешифраторы, в которых поставле­ны идеальные ответы, в максимальной степени отражающие коммуникативные и организаторские склонности.

Обработка материалов испытания крайне про­ста и проводится следующим образом. С помощью дешифраторов, которые накладываются поочеред­но на лист ответов, подсчитывается количество совпадающих с дешифратором ответов по каждо­му разделу методики. Оценочный коэффициент (К) коммуникативных и организаторских склонно­стей выражается отношением количества совпа­дающих ответов по каждому разделу к максималь­но возможному числу совпадений (20). При этом удобно использовать простую формулу:

где К - величина оценочного коэффициента; n - количество совпадающих с дешифратором отве­тов.

Глава 5. Психологическая диагностика способностей


Показатели, полученные по этой методике, мо­гут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком уровне проявления коммуникативных и организаторских склонно­стей, близкие же к 0 - о низком уровне.

Оценочный коэффициент (К) - это первичная количественная характеристика материалов испыта­ния. Для качественной стандартизации результатов испытания используются шкалы оценок, в которых тому или иному диапазону количественных показа­телей «К» соответствует определенная оценка.

Таблица 55

  • Билет 21. 1. Переломы хирургической шейки плеча. Клиника, диагностика, коне
  • Билет 28. 1. Переломы диафиза бедра. Клиника, диагностика, консервативные и оперативные методы лечения. Сроки сращения и восстановления трудоспособности.
  • Ботаническая и зоологическая биоиндикация и диагностика почв
  • В) Экспериментальное исследование умственных способностей

  • Методика определения общих способностей

    Применяется для обследования взрослых.

    Цель: определение уровня общих умственных способностей.

    Материал и оборудование: краткий ориентировочный тест, бумага, ручка, секундомер.

    Описание. Тестирование проводится в парах, состоящих из испытуемого и экспериментатора. Экспериментатор дает испытуемому инструкцию и вариант теста. После чтения инструкции и знакомства испытуемого с образцами выполнения заданий экспериментатор подает сигнал к выполнению теста, засекает время и по истечении 15 мин дает команду прекратить выполнение теста.

    Инструкция. Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее. Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них.

    1. Слово быстрый является противоположным по смыслу слову: 1) тяжелый, 2) упругий, 3) скрытный, 4) легкий, 5) медленный. Ответ – 5.

    2. Минер – минор. Эти два слова являются: 1 – сходными, 2 – противоположными, 3 – ни сходными, ни противоположными по значению. Ответ – 3.

    Тест, который вам будет предложен, содержит 50 вопросов. На выполнение теста дается 15 мин. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо, пользуйтесь бумагой для записи. О том, что вам не понятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста отвечать на ваши вопросы я не буду. После команды переверните страницу и начинайте работать. Ответы записывайте на бланке для ответов напротив вопроса. Через 15 мин по команде сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку. Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите команды. Начали!

    Краткий ориентировочный тест

    1. Одиннадцатый месяц года – это:

    2. Слово суровый является противоположным по значению слову:

    1 – резкий, 2 – строгий, 3 – мягкий, 4 – жесткий, 5 – неподатливый.

    3. Какое из приведенных ниже слов относится к слову жевать как обоняние и нос:

    1 – сладкий, 2 – язык, 3 – запах, 4 – зубы, 5 – чистый.

    4. Какое из приведенных ниже слов отлично от других:

    1 – определенный, 2 – сомнительный, 3 – уверенный, 4 – доверие, 5 – верный.

    5. Ответьте «да» или «нет». Сокращение «н. э.» означает: «нашей эры» (новой эры)?

    6. Какое из следующих слов отлично от других:

    1 – петь, 2 – звонить, 3 – болтать, 4 – слушать, 5 – говорить?

    7. Слово безукоризненный является противоположным по своему значению слову:

    1 – незапятнанный, 2 – непристойный, 3 – неподкупный, 4 – невинный, 5 – классический.

    8. Какие из приведенных ниже пар являются полностью идентичными?

    9. Слово ясный является противоположным по смыслу слову:

    1 – очевидный, 2 – явный, 3 – недвусмысленный, 4 – отчетливый, 5 – тусклый.

    10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долл., а продал их за 550 долл. каждый, выручив при этом по 50 долл. с каждого автомобиля. Сколько автомобилей он продал?

    11. Слова стук и сток имеют:

    12. Три лимона стоят 45 коп. Сколько стоит 1,5 дюжины?

    13. Сколько из этих б пар чисел являются совершенно одинаковыми?

    14. Слово близкий является противоположным слову:

    1 – дружеский, 2 – приятельский, 3 – чужой, 4 – родной, 5 – иной.

    15. Какое число является наименьшим: 6; 0,7; 9; 36; 0,31; 5?

    16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение (в качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова): есть, соль, любовь, жизнь.

    17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других?

    18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй?

    19. Слова восходить и возродить имеют:

    1 – сходное значение, 2 – противоположное, 3 – ни сходное, ни противоположное.

    20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если неправильно – Н.

    Мхом обороты камень набирает заросший.

    21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их.

    1. Держать нос по ветру.

    2. Пустой мешок не стоит.

    3. Трое докторов не лучше одного.

    5. У семи нянек дитя без глаза.

    22. Какое число должно стоять вместо знака «?»?

    73 66 59 52 45 38?

    23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и:

    24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:

    Все передовые люди – члены партии. Все передовые люди занимают крупные посты. Некоторые члены партии занимают крупные посты.

    25. Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 с?

    26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:

    1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.

    Боре столько же лет, сколько Маше. Маша моложе Жени. Боря моложе Жени.

    27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 руб. Сколько килограммов фарша можно купить за 80 коп.?

    28. Расстилать и растянуть. Эти слова:

    1 – схожи по смыслу, 2 – противоположны, 3 – ни схожи, ни противоположны.

    29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат.

    30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:

    1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно.

    Саша поздоровался с Машей. Маша поздоровалась с Дашей. Саша не поздоровался с Дашей.

    31. Автомобиль «Жигули» стоимостью 2400 руб. был уценен во время распродажи на 33,3 %. Сколько стоил автомобиль во время распродажи?

    32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция.

    33. На платье требуется 2,3 м ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м?

    34. Значения следующих двух предложений:

    Трое докторов не лучше одного. Чем больше докторов, тем больше болезней.

    35. Увеличивать и расширять. Эти слова:

    1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

    36. Смысл двух английских пословиц:

    1 – схож, 2 – противоположен, 3 – ни схож, ни противоположен.

    Швартоваться лучше двумя якорями. Не клади все яйца в одну корзину.

    37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долл. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1 / 3 закупочной цены?

    38. Претензия и претенциозный. Эти слова по своему смыслу:

    1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

    39. Если бы полкилограмма картофеля стоило 0,0125 руб., то сколько килограммов можно было бы купить на 50 коп.?

    40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом вы бы его заменили?

    41. Отражаемый и воображаемый. Эти слова по своему смыслу:

    1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

    42. Сколько соток составляет участок длиной 70 м и шириной 20 м?

    43. Следующие две фразы по значению:

    1 – сходны, 2 – противоположны, 3 – ни сходны, ни противоположны.

    Хорошие вещи дешевы, плохие дороги. Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое – сложностью.

    44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12,5 % случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить ее сто раз?

    45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число вы бы поставили на его место?

    46. Три партнера по акционерному обществу «Интенсивник» решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 руб., К – 3500 руб., П – 200 руб. Если прибыль составит 2400 руб., то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам?

    47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл?

    1. Куй железо, пока горячо.

    2. Один в поле не воин.

    3. Лес рубят, щепки летят.

    4. Не все то золото, что блестит.

    5. Не по виду суди, а по делам гляди.

    48. Значение следующих фраз:

    1 – сходно, 2 – противоположно, 3 – ни сходно, ни противоположно.

    Лес рубят, щепки летят.

    Большое дело не бывает без потерь.

    49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других?

    50. В печатающейся статье 24 000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большего размера на странице умещается 800 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом?

    Обработка результатов. Цель обработки результатов – определение интегрального показателя общих умственных способностей (Ип). Его подсчитывают по количеству правильно решенных задач. Верные ответы представлены в таблице.

    Код теста

    Продолжение таблицы

    Анализ результатов следует начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.

    Шкала уровней общих умственных способностей

    Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

    Методика определения кратковременной памяти Применяется для обследования лиц любого возраста. Цель: определение объема кратковременной зрительной памяти.Описание. Испытуемые должны запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество чисел из

    Из книги Диагностика способности к общению автора Батаршев Анатолий

    Методика определения склонности к фрустрации Используется для обследования подростков и взрослых. Цель: выявление склонности к фрустрации.Инструкция. Отвечайте «да» или «нет», ознакомившись с нижеследующими утверждениями:1. Завидуете благополучию некоторых своих

    Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

    Методика определения психологической характеристики темперамента Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение свойств темперамента.Описание. Методика позволяет диагностировать следующие полярные свойства темперамента: экстраверсию и

    Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

    Методика определения агрессивности Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Инструкция. На следующих страницах вы найдете ряд высказываний об определенных способах поведения и установках. На них можно ответить либо «верно», либо «неверно». Не

    Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

    Методика определения свойств личности Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение свойств личности (замкнутость – общительность, интеллект, сдержанность – экспрессивность, подтвержденность чувствам – высокая нормативность поведения,

    Из книги автора

    Методика определения доминирующего состояния Применяется для обследования взрослых. Цель: определение характеристик настроений и некоторых других характеристик личностного уровня психических состоянии с помощью субъективных оценок обследуемого. Основным

    Из книги автора

    Основные понятия и определения психологии способностей. Задатки Большой вклад в разработку теории способностей внес Б. М. Теп-лов. Им показано, что способности проявляются в динамике приобретения и формирования знаний, умений и навыков в условиях конкретной

    Из книги автора

    Методика определения организаторских и коммуникативных качеств Некоторые организаторские и коммуникативные качества личности, такие как деловитость, уверенность, требовательность, стремление к доминированию в группе и др., могут быть определены с помощью

    Из книги автора

    Методика определения локализации контроля Локализация контроля или, иначе, локус контроля – это личностное качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и

    Из книги автора

    Методика определения силы воли Воля – это сознательная саморегуляция субъектом своей деятельности, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении жизненных целей.Волевая регуляция поведения человека развивается по нескольким направлениям: путем

    Из книги автора

    Методика определения творческого потенциала (по Л.Э. Уортмену) Автор, специалист в области «организационного поведения», предлагает опросник, позволяющий человеку оценить свои творческие возможности. На каждое из 50 утверждений нужно дать один из 5 ответов:А –

    Из книги автора

    В. Н. Дружинин Психология общих способностей.

    Из книги автора

    Проблемы общих способностей (интеллект, обучаемость, креативность) Привычка начинать с дефиниций, внедренная в нашу психику немецкой научной традицией, ведущей свою родословную (через Гегеля) от средневековой схоластики, вынуждает в начале изложения давать определения

    Из книги автора

    Психогенетика общих способностей Перед изложением результатов психогенетических исследований следует дать несколько пояснений, касающихся основных положений психогенетики, относительно новой для российской психологии специализации. Более подробное изложение

    Из книги автора

    Глава 9 Структура общих способностей В этой, заключительной главе я попытаюсь изложить свою модель структуры общих способностей.Какова же зависимость продуктивной деятельности индивида от уровня развития и от структуры его общих способностей? Этот вопрос всегда

    Из книги автора

    Психогенетика общих и частных способностей Достаточно твердо установленным результатом является более высокая наследуемость общего интеллекта, чем специальных способностей. Так, Петрилл при обследовании вербальных и пространственных способностей, скоростных

    Особенности человека, которые помогают ему овладеть нужными навыками, раскрыть их и выполнять задачи в сложных условиях принято объединять в определение - способность. Любой тип человеческой деятельности требует от исполнителя обладания теми или иными характерными качествами. И именно такие качества и определяют успех в той или иной профессии.

    Их возможно раскрыть на основании выявления двух критериев первый это – психологическая природа, а второй – индивидуальность. То есть для того, что бы какие-то свои особенности назвать способностями они должна носить психологический характер и не быть массовыми.

    Структура, типы и методы изучения способностей

    Однако эти особенности не являются основной единицей развития личности, в их основе лежат задатки, как физиолого-анатомиеские структуры являющиеся их основой, узнать которые важнейшая цель для успешного развития личности. Они являются врожденными и неизменными. Раскрыть их можно только под влиянием того или иного вида деятельности, что указывает нам на многофункциональную структуру этих явлений.

    Поэтому, используя один задаток в себе можно открыть как музыкальные способности, так и логические. Это объясняется тем, что высшие психологические процессы не имеют определенной мозговой локализации. И поэтому каждый способен развить свои способности, используя задатки в нужной области. Все они обладают довольно тесной связью с умениями и знаниями, однако в корне от них отличаются.

    Презентация: "Как помочь талантливому ребёнку в самоопределении"


    В то время как знания и умения это результат приобретенного жизненного опыта, то способности - это особенность личности, развившаяся из задатка под влиянием окружающей действительности.

    С точки зрения психологии можно выделить массу различных типов таких особенностей, способам, выявления которых в настоящее время уделяется очень много внимания. Это:

    • теоретические;
    • практические;
    • сложные;
    • простые;
    • коммуникативные;
    • общие;
    • специализированные.
    • деятельностные и д.р.

    Определение типов способности лежит в основе построения портрета личности.

    Деятельностный и знаниевый подходы выявления способностей

    В изучении своих внутренних резервов, их выявления, можно применять два подхода, деятельностный и знаниевый. С точки зрения деятельностного подхода способных людей можно выделить по скорости усвоения материала. Однако следует заметить, что абсолютно не верным будет утверждать, что способности зависят от умений и навыков, хотя они и тесно связаны.

    Презентация: "Анализ и диагностика изобразительной деятельности школьников"

    Свои способности человек может раскрыть, усвоив необходимое за короткий срок времени, в то время как тот, кто всю жизнь пытался овладеть тем или иным навыком может попросту не нести в себе способностей, которые помогли бы ему в достижении цели.

    Знаниевый же подход рассматривает выявление особенности человеческих умений с совершенно противоположной точки зрения, фактически отождествляя их со знаниями и умениями. Поскольку все свои знания человек закладывает в основу развивающейся из задатка способности.

    Проявления способностей

    Как проявляются способности человека? Только в неразрывной связи с деятельностью, их можно открыть. В то же время, формирование этих структур невозможно в отрыве от деятельности.

    Связь со знаниями определяется примерно теми же критериями, что и с деятельностью. Формирование знаний невозможно без них, а раскрыть определение той или иной способности не возможно без определенного запаса знаний.

    Презентация: "Методики и технологии диагностики одаренности"

    Они имеют тесную связь с личностью, и узнать в себе их проявления можно только в тех областях, которые будут интересовать конкретного вас и целиком подчинят себе вашу личность.

    Способности по своей сути являются тождеством знания, однако не равенством, они, так же как и знания рождаются в сознании человека, развиваются и умирают.

    И в зависимости от степени развития делятся на такие категории:

    • Одаренность. Своеобразное качественное сочетание личностных особенностей человека. Структура способностей, существует только в развитии, и включает в себя как общие, так и специальные моменты. Под общей одаренностью человек может понимать свои память и интеллект, а специальной будет считаться одаренность в области музыки, к примеру, однако такая трактовка весьма условна. Как существо самолюбивое, человек зачастую приписывает себе более высокую степень одаренности, чем это есть на самом деле;
    • Талант. Это высшая «выдающаяся» степень одаренности личности, лишь не многие могут обладать истинным талантом, однако попытки его в себе открыть предпринимает абсолютное большинство;
    • Гениальность. Это наивысшая степень проявления одаренности и таланта. Гений – это человек способный открывать качественно новые знания, как в области теории, так и на практике. Такую способность обеспечивает им возможность смотреть на мир «с другой стороны». Именно поэтому, чаще всего такие люди кажутся лишними в обществе, поскольку им сложно найти себе единомышленников.

    Презентация: "Метод тридцати минут оценки потенциала"

    Особенности диагностики

    Диагностика способностей имеет очень много проблем в современном мире. Недостаток общедоступных школ для одаренных детей снижает качественную возможность развития для будущих поколений. Однако каждый человек с самого детства старается узнать свои способности. И чаще всего их ищут в областях математики, лингвистики и искусства. Напрочь забывая о лидерских качествах, способности к организаторству, экспериментированию и др.

    Не находя в себе искомого, чаще всего мы оставляем все как есть или же начинаем развивать хоть что-нибудь. Иногда, таким образом, можно загубить свои еще не раскрывшиеся задатки.

    Одаренность молодого поколения – это залог успеха любой страны. Поэтому первым и важнейшим этапом в развитии научной деятельности государства должна быть грамотная диагностика способностей и психологическая подготовка родителей, для того чтобы проблема их выявления решалась на самых ранних этапах.

    План ответа

      Понятие способностей.

      1. Понятие способностей.

      2. Виды способностей

        Показатели и характеристики способностей

      Диагностика и развитие способностей.

      1. Диагностика

        1. Измерение способностей

          Измерение творческих способностей

      2. Развитие

      Врожденное и приобретенное в развитии способностей.

      Способности и задатки.

      Понятие одаренности.

    1. Понятие способностей.

      1. Понятие способностей.

    Способности - индивидуальные и психологические особенности человека, которые выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности, природными предпосылками способностей являются задатки. Способности - понятие динамическое. Они формируются, развива­ются и проявляются в деятельности.

    Всякая способность является способностью к чему-либо, к какой-то деятельности. Наличие у человека определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Всякая более или менее специфическая деятельность требует от личности более или менее специфических качеств. Мы говорим об этих качествах, как о способности человека. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.

    Теплов выделял три главных признака способностей:

      индивидуально-психологические особенности отличающие одного человека от другого

      не всякие индивидуальные особенности, а только те, которые имеют отношение к успешному выполнению деятельности.

    Понятие способности не свдится к тем знаниям и умениям, которые уже выработаны у данного человека. Способности могут объяснить легкость и быстроту освоения тех или иных навыков.

    В английском языке есть два термина для определения способностей: ability и capacity – обозначает врожденное качество, в то время как первый термин употребляется для обозначения приобретенного умения соответствующего capacity. Ability это навыки и умения, из этого следует что это не есть способности.

    Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е.е задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Понятие врожденные задатки, не тождественно понятию наследственные задатки.

    Способность есть само по себе понятие динамическое, способное проявляться и развиваться только в рамках деятельности.

    Развитие способностей не прямолинейно, его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями (отношениями0.

    Однако, не отдельные способности определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание способностей, которое характеризует данную личность.

    Неодостающая способность может быть компенсирована за счет развития других способностей.

    Объект и методы

    Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.

    Диагностика способностей имеет выраженную гуманистическую направленность, поскольку способствует выбору наиболее подходящих возможностям и склонностям человека профессий , путей и способов построения обучения с учетом индивидуальных особенностей.

    Проблема способностей неизменно привлекала внимание отечественных психологов. Хорошо известны работы в этой области видных наших ученых Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Тсплова, М. С. Лейтеса и других. Наиболее четко определение способностей, их основных признаков, факторов развития сформулировано Б. М. Тепловым в его известной работе “Способности и одаренность” (Теплое Б. М., 1941).

    Теплов выделяет три основных признака способностей как индивидуально-психологических особенностей человека:

    · во-первых, они отличают одного человека от другого,

    · во-вторых, они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности,

    · в-третьих, они не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

    С материалистических позиций решается отечественными психологами вопрос о роли природных, врожденных факторов в формировании способностей. Они рассматриваются как анатомо-физиологические задатки, лежащие в основе формирования способностей, сами же способности – это всегда результат развития в конкретной деятельности.

    Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки

    Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе

    Ещё один термин, употребляемый Тепловым - склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности . «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые способности» . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.


    Принято выделять общие и специальные способности .

    Общие способности (например, общие умственные) обеспечивают овладение разными видами знаний и умений , которые человек реализует во многих видах деятельности.

    В отличие от общих специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности , что выражается в их классификации по видам деятел ьности (математические, художественные, музыкальные и т.д.). В отечественной психологии соотношение общих и специальных способностей понимается как соотношение общего и особенного.

    . Выделяют следующие виды специальных способностей:

    · учебные и творческие

    · умственные и специальные

    · математические

    · конструктивно-технические

    · музыкальные

    · литературные

    · художественно-изобразительные

    · физические способности

    Конкретный пример: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода - есть основной элемент математического творчества.

    Музыкальные способности можно разделится на две группы:

    · технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)

    · слуховые (музыкальный слух).

    Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.

    В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека могут восстановиться, либо резко усилиться способности.

    Стадии развития способностей:

    · Задатки

    · Способности

    · Одаренность

    Гениальность

    При изучении способностей используется широкий набор разнообразных методик : наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности и др., но по формальным критериям эти методы, как правило, не доведены до уровня требований, предъявляемых методам психодиагностики.

    Собственно тесты специальных способностей стали разрабатываться для того, чтобы получать данные о развитии особенностей человека, не связанны х с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его. Однако применение факторного анализа показало, что интеллект сам по себе включает ряд относительно независимых способностей, таких как вербальные, математические, пространственные.

    Начнем наше знакомство с конкретными методиками с тестов на моторику.

    Моторные тесты направлены

    1. на изучение точности и скорости движений,

    2. зрительно-моторной и кинестезически-моторной координации,

    3. ловкости движений пальцев и рук,

    4. тремора,

    5. точности мышечного усилия и др.

    В работе представлены разнообразные тесты для исследования темпа, ритма, координации движений, тонуса, силы, скорости реакции и т. д. При этом дана и общая схема изучения моторики, в которую включены описание сумм внешних признаков, полученных путем наблюдений и характеризующих состояние всего организма или отдельных его частей в покое и движении (мотоскопия), данные специальных измерений движений (мотометрия) и результаты анализа изображений, оттисков, отпечатков движений (мотография).

    Если в первый период изучения моторных способностей исследователи полагали, что существует некий общий фактор, то в дальнейшем благодаря применению факторного анализа было показано, что каждая из выделенных моторных способностей отличается высокой специфичностью, поскольку результаты, полученные по разным тестам, мало связаны.

    Многочисленные работы Э. А. Флейшмана и его коллег позволило выделить следующие самостоятельные факторы: точность выполнения движений, ответную ориентацию, координацию, время реакции, скорость движения руки, оценку контроля, ручную ловкость, ловкость пальцев, твердость руки, скорость движения запястья и пальцев.

    Методика скоростной классификации Метод дифференцирования стимул-объектов Н.И.Чуприковой и Т.А.Ратановой состоит в том, что испытуемый получает последовательно несколько колод карточек с изображенными на них объектами (фигуры, буквы, слова) и сортирует как можно быстрее каждую колоду на две группы в соответствии с критериальными признаками.

    Создатели тестов признают, что моторные функции поддаются быстрой тренировке и уровень их развития на разных стадиях овладения профессией неодинако в. Высокая тренируемость моторики и специфичность моторных функций усложняют создание высоконадежных тестов. Надежность моторных тестов колеблется , как правило, от 0,7 до 0,8,. Что касается валидности, то она невелика. При установлении валидности моторных тестов особенно важно выбирать релевантные критерии, которые могут включать лишь отдельные элементы профессионального труда, а не эффективность профессиональной деятельности в целом.

    Одной из областей применения сенсорных тестов является клиническое тестирование, направленное на выявление дефектов в развитии тех или иных сенсорных функций. Однако наиболее широкое применение эти методы нашли в отборе военного и промышленного персонала, в частности водителей разнообразных транспортных средств. Хотя психологическое изучение сенсорных способностей распространяется на все модальности, стандартизованные методы созданы главным образом для изучения зрения и слуха.

    Тесты визуальных и слуховых способностей дифференцируются а зависимости от того, какие характеристики восприятия они измеряют. Для изучения визуальных способностей применяются тесты на измерение остроты зрения , различительной чувствительности, цветоразличения , восприятия глубины и мышечного баланса глаз. Среди наиболее популярных тестов можно назвать

    1. таблицу Снеллена с изображением букв, постепенно уменьшающихся по величине,

    2. тест Орто – Рейтера,

    3. тест “Проверка зрения”,

    4. “Зрительный тест” и ряд других.

    Они отличаются друг от друга по охвату разнообразных характеристик зрительного восприятия, способам проведения исследования, методам обработки. Что катается валидности этих тестов, то, по данным А. Анастази, Дж. Тиффина и Маккормика, имеются положительные корреляции между тестовыми данными и эффективностью и качеством труда.

    Для изучения слухового восприятия используются тесты на диагностику остроты слуха , выделения сигналов из фона , наполненного шумами, адекватной реакции на звуки повышенной громкости, тембра, высоты звуков. Чаще всего испытанию подвергается острота слуха . В качестве раздражителя используется не только чистый звук , но и человеческий голос, произносящий цифры , слова или предложения, поскольку во многих областях деятельности именно различение речи приобретает первостепенное значение.

    Следующая группа тестов специальных способностей представлена тестами механических или технических способностей . Эти методы были разработаны одними из первых среди методов диагностики специальных способностей. Поскольку тесты интеллекта были сосредоточены на изучении в основном “абстрактных” функций, возникла потребность в методах изучения более “конкретных”, “практических” способностей. В значительной степени эта потребность была удовлетворена за счет разработки тестов технических способностей.

    Очень популярным тестом изучения технического понимания является тест Беннета , который включает серию картинок с короткими вопросами. Для того чтобы ответить, необходимо понимание общих технических принципов, встречающихся в обыденных ситуациях. Для изучения пространственных представлений разработано много разнообразных заданий, они входят в батареи отдельных способностей и в тесты интеллекта. Одним из известных и широко применяемых тестов этого рода является новая редакция Миннесотского теста на восприятие пространства . Задания его представлены в виде карточек с изображением 6 геометрических фигур : одна разрезана на две или более частей и 5 целых. Испытуемый должен мысленно соединить разрезанные части и определить, какая из 5 фигур при этом получится. Коэффициент надежности теста равен 0,80. Основные коэффициенты корреляций результатов тестирования с внешними критериями колеблются от 0,30 до 0,60.

    Из серии профессионализированных способностей наиболее часто в практике применяются тесты так называемыхконторских способностей , задания из этих тестов включены в очень многие батареи тестов общих и специальных способностей.

    Методы диагностики специальных способностей, как правило, применяются на практике в комплексе с другими тестами. Чаще всего они объединяются в батареи тестов.

    Существуют батареи тестов для диагностики совершенно определенных профессиональных способностей и батареи тестов для диагностики общих способностей .

    Первая из этих батарей тестов второго типа (DAT) создавалась для нужд средней школы и нашла применение в профессиональной ориентации учащихся. По замыслу ее первых создателей, она должна была включать измерение таких качеств, которые имеют значение для продолжения образования в высшей школе. ДАТ включает восемь субтестов.

    ü Словесное мышление . Задания предлагаются в виде двойных аналогий. От испытуемого требуется заполнить пропуски слов в предложении

    ü Числовые (счетные) способности.

    ü Абстрактное мышление. Серия фигур задания расположена в определенной последовательности. Испытуемый должен продолжить серию, выбрав соответствующую фигуру из 5 предложенных.

    ü Пространственные отношения. Дана развертка геометрического тела. Испытуемый должен определить, какая фигура получится при складывании этой развертки.

    ü Техническое мышление. Задания, аналогичные тесту Беннета.

    ü Скорость и точность восприятия (вариант теста конторских способностей).

    ü Использование языка, правописание. Дается список слов, некоторые из которых написаны с ошибками. Испытуемый должен проверить правильность их написания.

    ü Использование языка, предложения. Дается предложение, содержащее одну или несколько ошибок в построении или пунктуации, оно разбито на части, от испытуемого требуется выделить все ошибки по частям.

    Общее время, необходимое для проведения испытания, превышает 5 ч, поэтому его рекомендуется разбивать на два этапа. Батарея разработана в двух эквивалентных формах. Коэффициенты надежности отдельных тестов равны 0,90 (в среднем). Взаимокорреляции отдельных субтестов (за исключением субтеста на скорость и точность восприятия клерка) колеблются около 0,50. Тестовая батарея была стандартизована на выборке из более 64000 учащихся. Создатели этой батареи возлагали на нее большие надежды, полагая, что полученные с ее помощью данные помогут осуществлять прогноз более разнообразный и дифференцированный, нежели это делается с помощью тестов интеллекта.

    Батарей, подобных DAT, насчитывается много, однако дифференциальная валидность их невысока. Совершенно права А. Анастази, которая выделяет ряд конкретных причин, снижающих валидность этих тестовых батарей. Другая очень известная батарея тестов общих способностей GATB была разработана в 40-х годах и использовалась в промышленности и в армии для профессиональной консультации , размещения кадров по рабочим постам. Создатели этой батареи провели предварительный анализ почти 50 тестов, разработанных для разных профессий, и обнаружили, что они во многом совпадают. Были выделены 9 способностей, которые измерялись во всех анализированных методиках, и именно для них и были подготовлены задания GATB.

    Современная форма этой батареи включает 12 субтестов , измеряющих эти 9 способностей.

    o Диагностика общих умственных способностей осуществляется с помощью, трех субтестов.

    o Вербальные способности диагностируются путем заданий на определение синонимов и антонимов.

    o Числовые способности изучаются с помощью двух субтестов на вычисления и на математическое мышление.

    o Пространственное восприятие анализируется с помощью заданий, аналогичных 4-му субтесту DAT (геометрические развертки).

    o Восприятие формы представлено двумя субтестами, в которых испытуемый сопоставляет различные инструменты и геометрические формы.

    o Скорость восприятия клерка представлена парами слов, идентичность которых необходимо установить.

    o Моторная координация представляет собой задание испытуемому делать пометки карандашом в серии квадратов.

    o Ручная ловкость изучается с помощью теста аналогичного тем, с которым мы знакомились, обсуждая проблему тестирования моторных способностей (в батарее этому отведено два субтеста).

    o Пальцевая моторика изучается с помощью двух субтестов, в которых испытуемый соединяет и разъединяет соответственно заклепки и шайбы.

    Тестовая батарея была стандартизирована на выборке из 4000 человек. Для каждой профессии установлены необходимые для овладения ею способности и минимальные значения стандартных показателей, которые считаются достаточными для успешного овладения профессией. Коэффициенты надежности колеблются в пределах от 0,80 до 0,90, правда, надежность моторных тестов несколько ниже. По данным Е. Гизелли, средняя валидность всех интеллектуальных тестов, а следовательно, и тестов общих способностей выше по критериям профессионального обучения (0,39), нежели по критериям профессиональной успешности (0,22). Максимальная валидность относительно критериев профессиональной успешности равна 0,46.

    Тест Амтхауэра

    Впервые тест структуры интеллекта был описан Р. Амтхауэром в 1953 г. Групповой тест предназначался для оценки структуры интеллекта лиц в возрасте от 13 до 61 года. Автор ставил задачу разработать метод, который мог использоваться на практике для профессиональной ориентации и консультирования по проблемам выбора профессии . Амтхауэр включил в свой тест задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического. Средняя величина взаимных корреляций между этими факторами в тесте равна 0,36. Тест был разработан в трех параллельных формах.

    Современный вариант теста Амтхауэра включает в себя следующие субтесты:

    · на общую осведомленность и информированность в разных областях знаний;

    · на классификацию понятий;

    · на установление аналогий:

    · на подведение двух понятий под общую категорию (обобщение);

    · на умение решать простые арифметические задачи;

    · на умение находить числовые закономерности;

    · на умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости

    · па умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур;

    · на заучивание слов.

    Каждый субтест, за исключением четвертого состоит из 20 заданий , в четвертый субтест входят 16 заданий.

    Примеры заданий из каждого субтеста.

    Задания первого субтеста представляют собой предложения, в каждом из которых пропущено одно слово. Испытуемому необходимо из пяти данных на выбор слов подобрать то, которое необходимо по смыслу. Противоположностью понятия “верность” является.... а) любовь, б) ненависть, в) дружба, г) предательство, д) вражда.

    Во 2-м субтесте на классификацию понятий испытуемому предлагалось из пяти данных слов вычеркнуть одно, не подходящее к остальным четырем, которые являются сходными по определенному признаку: а) рисунок, б) картина, в) графика, г) скульптура, д) живопись.

    В 3-м субтесте испытуемый должен был установить аналогию. Дерево: строгать, железо: а) чеканить, б) сгибать, в) лить, г) шлифовать, д) ковать.

    В 4-м субтесте требовалось отыскать объединяющее родовое или видовое понятие из двух предлагаемых: дождь – снег, правильным понятием будет “осадки”.

    Субтест 5 включал арифметические задачи: “Сколько километров пройдет товарный поезд за 7 часов, если его скорость 40 км в час?”.

    В 6-м субтесте требовалось продолжить числовые ряды, построенные по определенным правилам: 6 9 12 15 18 21 24.

    В 7-м субтесте испытуемому предлагались изображения геометрических фигур (плоскостных), разрезанные на несколько частей. Необходимо было мысленно соединить части фигуры и определить, какая фигура получится в результате.

    В 8-м субтесте испытуемому предъявлялись изображения кубиков, с различно обозначенными гранями. Кубики были определенным образом повернуты и перевернуты в пространстве, так что иногда появлялись новые, неизвестные испытуемому грани, Необходимо было определить, какой из пяти кубиков-образцов изображен на каждом рисунке.

    Время выполнения каждого субтеста ограничено и колеблется от 6 до 10 мин. Целиком весь этот тест проводился за 90 мин. Таким образом, задания теста состоят из вербального и числового материалов, а также из изображений. К. Амтхауэр предполагал, что с помощью этого теста можно судить о структуре интеллекта испытуемых по успешности выполнения отдельных субтестов. Для грубого анализа “умственного профиля” он предлагает следующее: если наивысшие результаты получены по первым четырем субтестам, значит, у испытуемого больше развиты теоретические способности, если же по следующим пяти субтестам – то практические способности.

    В качестве критерия, ориентируясь на который можно сравнивать данные тестового обследования, К. М. Гуревич предлагает использовать так называемый социально-психологический норматив (СПН).

    В сжатом виде СПН можно определить как систему требований, которую общество предъявляет каждому из его членов . Чтобы не быть отторгнутым от существующей вне его общности, человек должен овладеть теми требованиями, которые к нему предъявляются, причем процесс этот является активным – каждый стремится занять определенное место в своей социальной общности и сознательно осуществляет этот процесс приобщения к своему классу, группе. Эти требования и могут составлять содержание социально-психологических нормативов, которые являются, в сущности, идеальной моделью требований социальной общности к личности.

    Оценка результатов тестирования должна проводиться по степени близости к СПН, которая дифференцируется в образовательно-возрастных границах. Такие требования могут быть закреплены в форме правил, и включать самые разнообразные аспекты: умственное развитие, нравственное, эстетическое и др. Требования, составляющие содержание СПН, вполне реальны, они присутствуют в образовательных программах , в квалификационных профессиональных характеристиках, общественном мнении, мнении учителей и воспитателей. Использование в качестве критерия развития СПН выдвигает на первый план качественный способ обработки данных, при которой необходимо учитывать: а) какие термины и понятия по степени обобщенности усвоены лучше, а какие хуже; б) какие логические операции освоены более, а какие менее успешно; в) в каком круге понятий и терминов ученики ориентируются менее, а в каком более уверенно.

    Тест «Штур»

    С позиций социально-психологического норматива содержание тестов должно основываться на образовательных программах, учебниках, требованиях педагогов. Под руководством К. М. Гуревича сотрудниками лаборатории психодиагностики НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР был разработан Школьный тест умственного развития (ШТУР) для диагностики умственного, развития учащихся 6–8-х классов.

    Приступая к подбору заданий, авторы, согласно их пониманию нормативности содержания тестов, провели психологический анализ учебных программ и учебников для 6-х и 7-х классов и в течение всей работы опирались на сведения, получаемые в беседах с учителями-предметниками. Понятия подбирались по основным циклам учебных дисциплин, преподаваемых в школе: естественному, гуманитарному и физико-математическому.

    В настоящий момент тест включает задания пяти типов, составляющие шесть субтестов: “осведомленность” (два субтеста), “аналогии” (один субтест), “классификация” (один субтест), “обобщение” (один субтест), “числовые ряды” (один субтест).

    При экспериментальной проверке заданий анализировалось, насколько успешно справляются с ними учащиеся 6, 7, 8-х классов. Здесь исходили из предположения, что неуклонное увеличение процента успешно выполненных заданий от 6-го к 8-му классу в определенной степени свидетельствует о том, что использованные в данном задании понятия не являются узкоспециальными, необходимыми лишь для усвоения ограниченного раздела программ, а являются основополагающими для данной школьной дисциплины. Именно такие задания и были оставлены в тесте. Далее была проведена проверка самого теста в целом. Эксперимент проводился со школьниками 6–8-х классов, выборка составила около 400 человек.

    На основе проведенного исследования были подсчитаны коэффициенты надежности теста (методом корреляций четных и нечетных заданий), коэффициенты валидности (путем корреляций данных об успеваемости и успешности выполнения теста, а также между результатами теста ШТУР и результатами теста Амтхауэра), определялась степень приближения к СПН данных отдельных испытуемых и выборок в целом и проведен еще ряд статистических процедур по проверке теста. Полученные результаты позволяют говорить о том, что тест уже в настоящем виде ШТУР может быть использован в психологической службе для изучения умственного развития учащихся.

    Области применения тестов способностей

    Традиционное применение тестов способностей состоит в использовании их для прогноза будущей профессиональной успешности претендентов на определенную профессию . Зарубежные тестологи исходили из того, что наличие способностей, выявляемых с помощью тестов, предопределяет успех в каком-то виде деятельности. При этом не проводилось ни психологического анализа способностей, ни научного обоснования применения тестов для выявления этих способностей. Способности рассматривались лишь как причины количественных результатов по тестам.

    Таким образом, тесты, как они применялись и еще продолжают применяться в профотборе, не могут прогнозировать профессиональную будущность людей. Это, однако, не означает, что они не могут найти своего применения в психологической службе. На наш взгляд, наиболее плодотворно применение методов диагностики способностей (в тех формах, которые сложились на сегодняшний день) возможно для контроля за формированием индивидуализированной структуры способностей, которое интенсивно протекает в период школьного обучения и освоения профессии.

    В работах отечественных психологов все более часто мы встречаемся с использованием тестов как инструментов практической работы по профотбору и профконсультаций. Следует отметить, что отношение к этим методам и оценка их возможностей и границ применения имеют прочное теоретическое и методологическое обоснование. Подчеркивается необходимость доказательств правомерности использования профотбора. В частности, он может иметь место, когда профессия предъявляет жесткие требования к таким психофизиологическим особенностям человека, которые мало поддаются развитию, практически не изменяются в течение жизни, либо в тех случаях, когда время на обучение профессии резко ограничено, а сама профессиональная деятельность предъявляет повышенные требования к уровню квалификации. В профессиях же, где профессионально важные качества развиваются, изменяются, где имеется возможность компенсации одних способностей другими, где успех зависит не от уровня, а от качественного своеобразия способностей, такой отбор не нужен. Психологическое тестирование уместно также для контроля за процессом обучения профессии, для выявления причин отставания работников, нахождения слабых мест, что позволило бы проводить индивидуальное обучение, а также для изучения причин травматизма и несчастных случаев.

    Важная отличительная особенность отечественных исследований – понимание ограниченности возможностей тестирования для определения профпригодности, стремление к комплексному, системному подходу в изучении закономерностей профессионального становления. Это связано с пониманием профпригодности как такого свойства личности, которое формируется в ходе овладения профессией и всегда является индивидуально-своеобразным.

    Таким образом, главная задача совершенствования методов психологической диагностики способностей состоит в повышении их прогностической силы. Только в этом случае они полностью будут отвечать своему назначению.

    Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка

    Тест «Определение творческих способностей» (Х.Зиверт)

    Диагностика структуры интеллекта тестом Амтхауэра Методика Амтхауэра является одной из самых популярных тестов на интеллект. Сокращенный ее вариант разработан А. Н. Ворониным и С. Д. Бирюковым.

    КОСКОМ 2 Понимание подростков. Понимание педагогических ситуаций. Сноровка, хватка. Моральные установки. Мотивация достижения. Эмоциональная стабильность. Имидж, самопрезентация. Соц. психолог. компетентность. Вербальная компетентность. Оперативная социальная компетентность. Эго-компетентность. Коммуникативная компетентность. Уверенность. Стабильность человеческих отношений. Мотивация одобрения (шкала лжи). Коммуникативно-личностный потенциал.

    Корректурная таблица Бентона Предлагаемый вариант “корректуры” является модификацией известной корректурной пробы В. Н. Аматуни, разработанной в лаборатории психологии Института им. В. М. Бехтерева. По сравнению с оригиналом методики в ней сокращен “алфавит” символов (цифр): всего 800 цифр.

    Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла: краткое описание Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культура, образование и т.п.). Может применяться как для индивидуального, так и для группового обследования.

    Метод оценки устойчивости представлений Он применяется для определения устойчивости образа представления во времени и представляет собой выполнение задачи на представление перемещения объектов по градуированному отрезку.

    Методика "Аналогии " Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления.

    Методика "Вербальная фантазия" В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по признакам: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубина и проработанность (детализированность) образов.

    Методика "Времена года" Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка.

    Методика "Выделение существенных признаков " Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

    Методика "Вырежи фигуры" Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры.

    Методика "Выучи слова" С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов.

    Методика "Закономерности числового ряда" Методика оценивает теоретические математические способности. Обследуемые должны найти закономерности построения 7 числовых рядов и написать недостающие числа.

    Методика "Запомни и расставь точки" С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка.

    Методика "Запомни рисунки" Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки.

    Методика "Интеллектуальная лабильность" Исследование лабильности, то есть способности переключения внимания, умения быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, не допуская при этом ошибок.

    Методика "Исключение лишнего" Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.

    Методика "Исключение понятий" Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения.

    Методика "Какие предметы спрятаны в рисунках?" Оценка уровня зрительного восприятия.

    Методика "Количественные отношения" Данная методика предназначается для оценки логического мышления взрослого человека и подростков. Обследуемым предлагаются для решения 18 логико-арифметических задач.

    Методика "Компасы " Методика предназначена для определения особенностей пространственного мышления. Методика обычно используется с целью профотбора.

    Методика "Кому чего недостает?" Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет.

    Методика "Кубик Рубика" Эта методика предназначена для диагностики уровня развития наглядно-действенного мышления.

    Методика "Назови слова" Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

    Методика "Нелепицы" При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

    Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний" Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу.

    Методика "Определение объема кратковременной зрительной памяти" Оценивается объём зрительной памяти.

    Методика "Определение понятий" Уровень развития понятийного мышления.

    Методика "Отношение ребенка к обучению в школе" Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

    Методика "Оценка объема кратковременной слуховой памяти" ...

    Методика "Придумай игру" Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора.

    Методика "Пройди через лабиринт" В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изобра­жен лабиринт, вход в который указан стрелкой, рас­положенной слева вверху, а выход - стрелкой, распо­лагающейся справа вверху.

    Методика "Проставь значки" Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка.

    Методика "Раздели на группы" Цель данной методики - оценка образно-логического мышления ребенка.

    Методика "Скульптура" Оценивается фантазия ребёнка.

    Методика "Сложные аналогии" Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначена для испытуемых подросткового, юношеского возраста и взрослых.

    Методика "Сравнение понятий" Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста.

    Методика диагностики интеллектуальных качеств руководителя Настоящая методика рассматривается в рамках общего теста управленческих способностей (ОТУС), разработанного отечественными психологами Е.М.Борисовой, Г.П.Логиновой, М.О.Мдивани. Ими были выделены три основных блока профессионально важных качеств руководителей: интеллектуальный (компетентность, аналитичность мышления), личностный (лидерство, устойчивость к фрустрациям, активность, деловая направленность) и динамический (сила и лабильность нервных процессов).

    Методика изучения индивидуальных особенностей решения задач Изучение основных индивидуальных особенностей решения задач: быстроты решения, интеллектуальной активности, выражающейся в целенаправленном нахождении наиболее рациональных путей решения задачи.

    Методика изучения ригидности мышления Ригидность - это инертность, негибкость мышления, когда необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Инертность мышления и связанная с нею тенденция к предпочтению репродуктивного, к избеганию ситуаций, в которых нужно искать новые решения.

    Методика исследования активности мышления Активность мышления.

    Методика исследования быстроты мышления Методика позволяет определить темп выполнения ориентировочных и операциональных компонентов мышления.

    Методика исследования гибкости мышления Методика позволяет определить вариативность подходов, гипотез, исходных данных, точек зрения, операций, вовлекаемых в процесс мыслительной деятельности. Может применяться как индивидуально, так и в группе.

    Методика исследования объёма оперативной памяти Объём оперативной памяти.

    Методика исследования социального интеллекта Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа "человек-человек" и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов.

    Методика оценки умений педагогического общения Рефлексивно-перцептивные способности. Способности учителся к самораскрытию. Диалогический подход.

    Методика оценки успешности в педагогической деятельности Предназначена для экспертных оценок деятельности учителя.

    Опросник Шиана Метод оценки яркости (четкости) представлений путем саморанжирования.

    Прогрессивные матрицы Равена Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно-образным мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

    Психодиагностическая методика "Красно-черно-синие таблицы" Методика предназначена для определения уровня развития внимания. Также "Красно-черно-синие таблицы" могут использоваться для оценки кратковременной памяти.