Сервисы

Системный подход к обществу. Общество - целостная социокультурная система Почему к обществу необходим системный подход

В чем заключается сущность системного подхода к анализу общества?

Общество рассматривается как особый вид социальной системы. Обществу как системе присуща важная характеристика, которая обнаруживает объективную форму его существования - целостность, то есть обществу присущи свойства, которые нельзя вывести из его отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества особенно устойчивых отношений, которые характеризуются значительной самостоятельностью по отношению к элементам и отдельных звеньев.

Важной характеристикой системы выступает взаимозависимость с внешней средой. По характеру взаимоотношений системы и среды системы делятся на закрытые (когда не происходит ресурсный обмен с внешней средой) и открытые (происходит ресурсный обмен с внешней средой). Постоянно реагируя на вызовы внешней среды, система, с одной стороны, приспосабливается к ее параметров, меняются, а с другой - сохраняет свою целостность и качество. Качественные и количественные изменения системы в пространстве и времени отражают процесс ее развития. Чем устойчивее среду, тем менее быстрой и гибкой оказывается система.

Социальная система как социологический феномен представляет собой многомерное и многоаспектное образование со сложной структурой, типологией и функциями. Наиболее сложной и общей социальной системой является само общество (общество в целом), которое отображает все характеристики социальных систем.

К основным признакам системы относятся: целостность, принципиальная невозможность отождествления качеств системы с суммой качеств элементов, образующих ее, невозможность вывода из последних качества целого; зависимость каждого элемента, свойства от его места и функций внутри системы; структурность - возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. комплекса связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры; взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои качества в процессе взаимодействия со средой); иерархичность - каждый компонент системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, а система, исследуется

в данном случае, выступает одним из элементов более широкой системы; - Численность описаний каждой системы (построение множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы). Все эти признаки позволяют анализировать общество как социальную систему.

Системный подход к анализу общества заключается в реализации следующих положений методологического характера. Необходимо выявить действительно общие стороны, связи и отношения общества, которые на всех исторических этапах носят необходимый и достаточный характер. При этом сложность заключается в том, что некоторые связи могут иметь различную полноту исторического осуществления, например: наука стала приобретать решающее значение только во второй половине XX века и до сих пор еще неполно раскрыла свой потенциал.

Количество и сущность общих сторон и связей обусловливается специфической общественной человеческой взаимодействием с природой. Необходимо, правильно, но вполне недостаточно сказать, что между обществом и средой существует вещественно-энергетически-информационный обмен.

Общественная человек осваивает действительность тремя возможными способами: чувственно-практическим, теоретическим и ценностным. Все эти способы приобретают смысл, когда общество действует, преследуя определенные цели.

Необходимым моментом выступает учета и адекватная реакция на напряженный связь между целевыми устремлениями системы и ее существующим положением. Это вытекает из телеологического характера системы, наличия цели и смысла ее функционирования.

Социальная система - это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь - это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных сообществах конкретного времени для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихотям людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды.

Сущность социальных связей проявляется в характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Существуют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и другие. Социальная связь как совместная деятельность людей в конкретных условиях места и времени во имя достижения конкретной цели устанавливается на длительный период независимо от социальных качеств отдельной личности. Например, меняются конкретные сотрудники, переизбираются лидеры, но структура остается неизменной, предлагая определенные должности и функции будущим сотрудникам.

Различаются личностные, социально-групповые, организационные, институциональные в социетальные связи. Объективные связи характеризует действующую личность, социальное действие, закономерность, систему управления. Субъективные связи включают личностные нормы и ценности, оценки социальной реальности. Субъективно-объективные связи является важнейшей характеристикой семьи, религии.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие одного на другого. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, взаимодействующих общественные изменения, влияние изменений на индивидов и обратную реакцию людей. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Социальные отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

Системный подход в социологии. Системность общества

ТЕМА 3. Общество как социокультурная система

3.1. Системный подход в социологии. Системность общества.

3.2. Социальные изменения.

3.3. Стабильность социальных систем.

3.4. Социальные процессы.

Что такое общество? На первый взгляд кажется, что ответить на данный вопрос легко, ведь это понятие давно и прочно вошло в наш повсœедневный лексикон. Но как только мы пытаемся дать ему определœение, то сразу убеждаемся, что таких определœений можно дать множество.

В социологии существуют разные подходы к определœению данного понятия. Первый подход утверждает, что общество имеет своей исходной величиной живых действующих людей, совместная деятельность которых формирует общество. Иными словами, индивид - это элементарная единица общества. Общество - это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения. Так считали К. Маркс и П. Сорокин.

В случае если общество состоит из индивидов, то не следует ли отсюда вывод, что его можно рассматривать как простую сумму индивидов? Подобная постановка вопроса ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество: реально существуют индивиды, а общество - это выдумки философов, историков, социологов и т. д. В случае если же общество - объективная реальность, то оно должно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самовоспроизводящееся явление. По этой причине при определœении общества важно подчеркнуть, что существенным моментом его формирования является единство составляющих его индивидов, их общность, солидарность, связь людей. Общество - это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействий и отношений людей.

Эти взаимодействия, связи, общности должны иметь под собой общую основу. Разные мыслители трактуют ее по-разному. М. Вебер считал, что общество - это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных действий. Т. Парсонс считал, что основой общества являются ценности и нормы. К. Маркс утверждал, что людей в обществе связывает как основа совместная производственная деятельность. Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивого общества в «коллективном сознании».

Из всœего многообразия мнений видно, что общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу принято называть системным и важнейшая его задача - объединœение различных знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Итак, система - это определœенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ целостное единство. Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Содержание любой целостной системы определяет состав элементов. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходят из поколения в поколение.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди взаимодействуют в процессе удовлетворения своих потребностей и испытывают воздействие друг на друга. В процессе взаимодействия складываются социальные отношения как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

С точки зрения системного подхода, общество - не аддитивная, а целостная система. Это значит, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество как особое качественное состояние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные отношения носят надындивидуальный, надличностный характер. Другими словами общество - это некая самостоятельная субстанция, которая первична по отношению к индивидам.

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Самые характерные - коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию отношений.

Координация - это определœенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, которой обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация - это подчинœенность и соподчинœенность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, общество становится целостной системой с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определœенную самостоятельность по отношению к составляющим его элементам, относительно самостоятельную направленность развития.

Несколько иное понимание общества характерно для функционализма, одним из представителœей которого был Т. Парсонс. С точки зрения функционализма, общество объединœено на основе функциональной зависимости.

Функциональная зависимость - это то, что придает системе элементов свойства, каких нет ни у одного составляющего систему элемента. Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.

В чем же состоят принципы функционального подхода?

1. Как и сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.

2. При этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где ей отведены конкретные функции.

3. Функции частей всœегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же они вместе направлены на подержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4. Из-за того, что каждая функция выполняет только ей отведенную задачу, то при каком-то сбое другим частям трудно восстановить нарушение функции.

Т. Парсонс выделяет четыре основные функции общества как саморегулирующейся системы: адаптации, целœедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы обеспечиваются различными подсистемами. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целœедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - обычаи и правовые институты, функцию воспроизводства структуры - подсистема верований, морали, органы социализации, в том числе институты семьи и образования.

Чтобы проанализировать общественную жизнь нужно выявить структуру, ее элементы и взаимодействие между ними. Общество - это не просто совокупность людей, а сложное полиструктурное образование, социальный организм, «метасистема», включающая в себя всœе виды сообществ и характеризующаяся целостностью, сбалансированностью, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным существованием.

Целостность означает, что всœе элементы общества связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. Сбалансированность означает уравновешенность различных элементов общества и если она нарушается, то это несет угрозу стабильности социальной системы. Динамизм означает, что общество развивается и изменяется, находится в постоянном движении и это является условием устойчивости и стабильности общества. Открытость означает, что общество представляет собой открытую систему, взаимодействует с более широкой системой природы и между ними идет постоянный процесс обмена веществ. Самоорганизация означает, что люди в обществе сами строят свою жизнь, процесс существования и развития общества является результатом самоорганизующей деятельности людей. Пространственно-временное существование означает, что любое общество, любая конкретная социальная система имеет пространственные и временные границы своего существования.

В социологии само понятие общества может использоваться в широком и узком смысле. В широком смысле - это совокупность всœех сообществ, которые существовали, существуют и будут существовать. В узком смысле общество - это система, обладающая конкретными историческими характеристиками (к примеру, российское общество). Социальные системы имеют четыре важнейшие специфические особенности:

1. В центре социальных систем человек с его субъективностью и возможностью выбора различных вариантов поведения.

2. Размытые, меняющиеся характеристики управляемости общества. Степень управляемости не задана, и она может постоянно меняться. Существует тенденция, выражающаяся в стремлении человека управлять всœе большим кругом социальных явлений. Но это может иметь негативные последствия, нарушать механизмы саморегуляции подсистем общества.

3. Локализованная в пространстве и времени граница меры, познания, контроля за функционированием социальных систем. Знание людей об обществе всœегда исторически ограничены, и, следовательно, ограничены возможности эффективного контроля.

4. Наличие большого количества социальных систем и многообразие их элементов. Поскольку общество - это сложная система, то в разных науках его дифференцируют по разным основаниям. Социальная философия выделяет следующие сферы общества, каждая из которых включает множество элементов: материально-производственная (экономическая), политико-управленческая, социальная и духовная сферы. Социология в качестве базовых элементов социальных систем выделяет следующие: 1) социальные группы, социальные общности; 2) социальные институты, организации; 3) личность как носитель определœенных ценностей и норм социальных качеств, определяющих отношения между людьми.

Системный подход к анализу общества

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз. Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова «общество» - это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова «общество» - это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество - это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других действий. К. Маркс представлял общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества.

Итак, общество - это исторически сложившаяся на определенной территории система отношений, форм жизнедеятельности людей и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство. Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, исторически возникший позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Общество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее из себя целостный саморазвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимосвязи его частей - социальных институтов, социальных групп и отдельных индивидов.

Основными признаками общества являются:

  • 1) наличие общей территории;
  • 2) наличие социальной структуры;
  • 3) автономность и самодостаточность;
  • 4) определенное социокультурное единство (общность культуры). Рассмотрим каждый из перечисленных признаков.

Территория - это определенное физическое пространство, на котором складываются и развиваются связи, отношения и взаимодействия между индивидами и социальными общностями. Территория с ее географическими и климатическими условиями оказывают существенное влияние на общественные отношения, на способы и формы жизнедеятельности людей, на обычаи, традиции, ценностные ориентации, культивируемые в обществе. Необходимо отметить, что территория не всегда являлась одним из основных признаков общества. Первобытное общество в поисках пищи часто меняло территорию своего проживания. Но каждое современное общество как бы навечно «прописано» на своей исторической территории, поэтому потеря своей территории является трагедией для каждой общности.

Социальная структура - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними.

Социальная общность - большая или малая социальная группа, обладающая общими социальными признаками. Например, рабочие, студенты, врачи, высший класс, бедные и т.д. Каждая социальная общность занимает свое «индивидуальное» место в социальной структуре, обладает определённым социальным статусом и выполняет присущие ей функции в обществе. Например, основные функции рабочего класса заключаются в производстве промышленной продукции, функции студенчества - приобретение знаний в той или иной области, функции политической элиты - политическое управление обществом и т.д. Отношения между социальными общностями регулируются социальными институтами.

Социальные институты - исторически сложившиеся устойчивые нормы, правила, способы организации совместной деятельности в определенной сфере общества. Наиболее значимые с точки зрения функционирования общества являются следующие институты институт собственности, государства, семьи, производства, образования, культуры, религии. Каждый социальный институт регулирует отношения между социальными общностями и индивидами в определенной сфере жизнедеятельности общества. Взаимодействуя между собой, социальные институты создают единую многофункциональную систему. Социальные общности и социальные институты поддерживают разделение труда, осуществляют социализацию индивида, обеспечивают преемственность ценностей и норм культуры, способствуют воспроизводству социальных отношений в обществе.

Социальные отношения - взаимоотношения между социальными общностями и социальными институтами. Характер этих отношений зависит от положения, которые занимает та или иная социальная общность в обществе и от функциональной значимости того или иного социального института. Например, в тоталитарном обществе институт государства занимает доминирующее положение и навязывает всем свою волю, а господствующая элита преследует, прежде всего, свои личные интересы, попирая интересы других социальных общностей. Социальные отношения обладают относительной устойчивостью (стабильностью). Они являются отражением социального положения взаимодействующих социальных общностей (расстановки классовых сил), и изменяются по мере изменения положения (социальных статусов) тех или иных социальных общностей в социальной структуре общества.

Третьим признаком общества являются автономность и самодостаточность. Автономность означает, что общество не является частью какой-либо более крупной системы, что оно обладает собственной территорией, собственной историей, собственной системой управления. Автономность - это также способность общества создавать в рамках своей функциональной системы относительно прочные социальные связи и отношения, способные интегрировать все входящие в него социальные общности. Самодостаточность - это способность общества к саморегуляции, т.е. без вмешательства извне обеспечивать функционирование всех жизненно важных сфер. Например, воспроизводить численный состав населения, социализировать каждое новое поколение, обеспечивать преемственность своей культуры, удовлетворять материальные и духовные потребности всех членов общества.

Автономность и самодостаточность общества не абстрактные понятия. Если общество не в состоянии удовлетворять те или иные жизненно важные потребности своих членов, то оно теряет свою автономность и ему не избежать нежелательного вмешательства извне.

Четвертым признаком общества является социокультурное единство, включающее в себя общность основных социальных институтов, общность языка, осознание принадлежности людей к единому обществу, единство основных моральных ценностей и образцов поведения. Социокультурное единство общества обладает большой интегрирующей силой. Оно способствует социализации каждого нового поколения на основе общепринятых ценностей, норм, правил поведения и общественного самосознания.

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, общество представляет собой сложную систему. Система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Несомненно, общество является системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

В качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

  • 1) люди;
  • 2) социальные связи и взаимодействия;
  • 3) социальные институты, социальные страты;
  • 4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов. Координация - это согласованность элементов, их взаимное функционирование. Субординация - это подчиненность и соподчиненность, указывающие на место элементов в целостной системе. Социальная система самостоятельна по отношению к составляющим ее элементам и имеет способность саморазвития.

На основе системного подхода к анализу общества был разработан функциональный подход. Функционализм был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т. Парсонса.

Одно из противоречий, вызывающих неизменный интерес социологов, – это противоречие между желанием человека быть независимым, автономным по отношению к обществу и неспособностью и невозможностью жить вне общества. Желание человека выделиться, обрести неповторимые качества естественно. В то же время это невозможно сделать вне общества. Ситуация одиночества для человека не менее страшна, чем потеря своей личности.

В вопросе – почему люди живут вместе – заключается первый узел проблемы. Второй вопрос вытекает из первого: если люди хотят жить вместе, что поддерживает их совместную жизнь, выступает основанием для интеграции? Различные социологические концепции предлагают свой подход к пониманию обозначенных проблем и вопросов. Однако в любом случае это требует рассмотрения общества в целом, что соответствует системному подходу. Он позволяет взглянуть на общество извне, с внешних позиций и представить его как целостность.

Прежде чем обратиться к различным вариантам системного видения социальной жизни, рассмотрим понятие и типы социальных систем, а также основные принципы системного анализа.

Понятие системы было перенесено из естественных наук. Этимологически оно означает «целое», «ассамблея». Первая интерпретация понятия связана с простыми, суммативными системами. Общество определяется как сумма взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, отношения между которыми могут изменяться, переходить в новое качество.

Второй подход предполагает рассмотрение системы не просто как суммы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, но и как целостного образования, имеющего особые качества, которые возникают при объединении элементов. Эти новые качества, которые не присущи элементам в отдельности, получили название эмерджентных . Иногда это качество системы называют синергетическим эффектом. Под это определение попадают целостные, или холические, системы.

Человек – это сложная биологическая система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих клеток и органов. Системным качеством человека является жизнь. Общество подобно человеку. Системным качеством общества является социальная жизнь.

Системы могут рассматриваться в единстве их изменчивости и устойчивости, в статике и динамике. Характер соотношения изменчивости и устойчивости определяет тип системы. По этому признаку системы делятся на стабильные (относительно устойчивые) и динамичные (в них доминирует изменчивость).

Для того чтобы проанализировать системное качество общества, определить тип системы, необходимо соблюдать следующие принципы системного анализа :

    Учитывать целостность системы, т. е. несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов.

    Описывать структурность, т. е. описывать систему через связи, взаимодействия, взаимоупорядоченность ее элементов.

    Рассматривать взаимозависимость системы и внешней среды (общество «встроено» в большую по масштабам метасистему, испытывает ее влияние).

    Учитывать иерархичность, что означает отношения соподчинения между элементами системы.

    Функциональность – требование выявления функций системы в целом и ее отдельных элементов.

    Принцип пространственно-временного существования системы. Все связи, и внутренние и внешние, все элементы существуют в определенных пространственно-временных отношениях, которые влияют на их существование, проявление и функционирование.

    Принцип историчности и цикличности существования и развития системы. Этот принцип требует учета тенденций развития системы, предвидение подъемов и спадов в этом развитии.

    Принцип разделения системообразующих и системоразрушающих факторов, их флуктуации (взаимопереходов и взаимодействия). В функционировании и развитии любой системы объективно существуют и те, и другие факторы.

    Принцип коммуникативности. Он заключается в том, что элементы системы могут составлять целостность только благодаря связям социально-информационного характера.

Исходя из названных универсальных принципов системного анализа, мы выделяем элементы социальной жизни, выявляем разнообразие связей, отношений между ними, определяем, является ли система суммативной или целостной. Если система целостна, то определяем ее системное качество и тип.

Системный подход выступает в качестве общенаучного. Принципы системного анализа были реализованы в различных социологических концепциях, предлагающих выделять различные элементы социальной жизни, по-разному выстраивать, подчеркивать те или иные детерминанты, факторы устойчивости общества.