Четыре группы корней с чередованием.
Проверочные слова к ним не подбираем! Группы с примерами корней выучить!
1. Группа корней, написание которых зависит от ударения.
В этой группе все намешано-перемешано. Корни мы имеем такие:
-зор-//-зар-
-гор-//-гар-
-клон-//-клан-
-твор//-твар-
В корне зор-//-зар- без ударения пишется А, в корне -гор-//-гар- без ударения пишется О, а в корнях клон-//-клан- и -твор//-твар- под ударением пишется то, что слышится, а без ударения О.
САМЫЙ ПОЛЕЗНЫЙ ЗАГАР ПОЛУЧАЕТСЯ НА ЗОРЬКЕ! Корень зор-//-зар-, с чередованием. Вспоминаю ЗОРЬКУ. Под ударением О, значит, пишу в безударной позиции А.
Корни -клон-//-клан- и -твор//-твар- : пишем в безударной позиции только О.
2. Группа корней, написание которых зависит от последней согласной корня.
К этой группе относятся корни
-рос-//-раст-//-ращ-
-скак-//-скоч-
-лаг-//-лож-
Исключения: РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТИСЛАВ, ОТРАСЛЬ, СКАЧОК, ПОЛОГ.
3. Группа корней, написание которых зависит от значения.
-рoвн-//-равн-, исключение РАВНИНА;
-мoк-//-мак-
Для корней -ровн-//-равн-
правило такое: если слово имеет значение „ровный“, то пишется в корне О, а если „равный“, то А.
Следующий корень – -мок-//-мак-.
При значении „пропускать жидкость, пропитаться жидкостью насквозь“ пишется в корне О, при значении „погрузить в жидкость, дотронуться до неё – А. Eсли попадется слово с этим корнем, нужно представить себе картинку. Вот перед нами ПРОМ…КАШКА. Зачем она нужна? Правильно, чтобы ВПИТАТЬ в себя лишние чернила, воду и так далее. Что пишем? Правильно, О. А вот во время ремонта папа попросил вас: „ОБМ…КНИ КИСТЬ В КЛЕЙ“. Что вы будете делать? Извазякаете всю кисточку в клее? Вряд ли. Скорее, тихонько проведете верхними волосками по поверхности клея, то есть, дотронетесь до жидкости. Что пишем? Правильно, А.
4. Последняя группа корней с чередованием О//А, написание которой зависит от наличия суффикса после
корня. Есть суффикс -а- – пишем А, нет – пишем О.
Корень в этой группе один, -кос-//-кас-.
Рассуждение очень простое. ПРИК…СНУТЬСЯ – пишем в корне О, потому что после корня суффикса -а- нет. А что пишем в корне слова К…САТЕЛЬНАЯ? Почему? Ответили? Mолодцы! Увидели после корня суффикс -а-.
В группе чередования Е//И все проще. Всего одно условие, как в последней группе с чередованием О//А: есть суффикс -а- – пишем И, нет – пишем Е. Проблема только одна – корней в этой группе полно. Смотрите сами:
-бер-//-бир- соберу – собираю
-дер-//-дир- надерешь – отдирала
-мер-//-мир- умер – умираю
-пер-//-пир- напереть – запирали
-тер-//-тир- натереть – вытирать
-блест-//-блист- блестeла – блистала
-стел-//-стил- постелю – устилают
-жег-//-жиг- зажечь – зажигать
-ня-//-ним- нанять – обнимать (это однокоренные слова, кто не понял)
-чeт-//-чит- вычет – засчитать
Исключение одно: СОЧЕТАНИЕ.
Основной частью в слове является корень. Он объединяет общим значением все родственные слова, определяя смысловую связь между ними. Такие слова мы называем однокоренными, подразумевая одинаковость в них данной морфемы.
Однако при внимательном рассмотрении оказывается, что выглядит и звучит она далеко не всегда одинаково. Корни с чередованием и согласных представляют собой разновидности одной и той же языковой единицы, хотя иногда с первого взгляда об этом сложно даже догадаться – настолько они могут оказаться непохожими внешне или разойтись по значению в процессе развития языка.
Правописание корней с чередованием гласных нетрудно освоить, если разобраться в некоторых нюансах. Неясными в корнях могут быть как гласные, так и согласные, но большинство правил связано именно с первыми, поскольку вариантов их правильного выбора гораздо больше.
Важно! Перед началом проверки гласных в корне слова необходимо определить, к какой разновидности они относятся, и в зависимости от этого выбирать правило для проверки.
Разновидности неясных гласных в корнях
Гласные, требующие проверки, можно разделить на 4 типа:
- Проверяемые. Для их верного написания подбирается проверочное слово, где они ясно слышны под ударением (гора́ – го́рка).
- Непроверяемые. Здесь поможет либо заучивание, либо орфографический словарь. Иногда подспорьем служит знание этимологии слова, но справочная литература в данном случае надежнее (палиса́дник).
- Выбираемые. Их правописание определяется правилами, как, например, при выборе между и – ы после (искать – подыскать – поискать).
- Чередующиеся. Именно чередование гласных в корне слова рассматриваются в данной статье.
Чередующиеся гласные в корне слова по способу их проверки подразделяются на четыре группы. Критерием выбора могут служить:
- последующие согласные;
- наличие суффикса -а- ;
- ударность/безударность;
- оттенки значения.
Корни с чередованием, проверяемым с помощью конечных согласных
К случаям чередования гласных в корне слова относятся -раст-(-ращ-)//-рос-, где перед сочетанием ст или перед щ следует писать а, а если на конце одна лишь с, без последующей т, то перед ней может оказаться только о (разрастаться – выращенный – поросль).
Из этого правила существует пять исключений. К ним относятся два имени собственных – название города Ростов и имя Ростислав, а также нарицательные – ростовщик и росток. В них вместо полагающейся по правилу а пишется о. Есть и противоположный вариант, где вместо требуемого нормами о следует писать а – отрасль.
В данную группу корней часто включают и -лаг-//-лож-, однако о нем будет сказано отдельно.
Слова с чередующимися гласными, зависящими от наличия суффикса -а-
Присутствие данного суффикса в слове определяет выбор:
- гласной и
изберет – избирает
раздерешь – обдирать
выжег – разжигаю
презреть – надзирать
замерший – отмирание
подпереть – препираться
подстели – застилает
обтереть – растирать
вычтет – вычитание
блестит – блистающий;
- гласной а
Кос-//-кас- (прикоснуться – касательная);
- сочетания -им-, -ин- на месте а(я) и, в некоторых случаях, форм с нулевым звуком
сжать – нажми – прижимать
поднять – нанимать
клятва – заклинатель
начало – начни – зачинатель
помятый – мнут – разминать
Чередующаяся гласная корня -лаг-//-лож- может быть определена с помощью обоих указанных выше правил. С одной стороны, она привязана к последующей согласной, но с другой стороны, за формой -лаг- всегда следует суффикс -а-.
Чередование гласных в корне слова в зависимости от ударения
Важно! Гласные в сильной позиции, то есть под ударением, в проверке не нуждаются. Регламентировать написание есть необходимость там, где на слух букву не определить.
Таким образом, в следующих случаях чередующиеся гласные в корне слова выбираются по принципу: «Если непонятно, что писать, пишется о». При этом совершенно не играет роли, какой звук слышен на этом месте в ударном положении.
Гор-//-гар- (загоре́лый)
Клон-//-клан- (склони́ться)
Коп-//-кап- (вы́копать)
Молч-//-малч- (промолча́ть)
Морг-//-марг- (проморга́ть)
Позд-//-пазд- (опозда́ние)
Порх-//-парх- (вы́порхнуть)
Стой-//-стай- (состоя́ться)
Твор-//-твар- (творе́ние)
Толк-//-талк- (столкну́ть)
Тороп-//-торап- (заторопи́ться).
Существует также один пример, в котором действует обратный закон: в сомнительных случаях (без ударения) пишется а:
Зар-//-зор- (заря́).
Исключением из правила написания таких слов с чередующимися гласными в корнях являются несколько диалектных и специальных вариантов: вы́гар (вы́гарь), и́згарь, вы́гарки, при́гарь – имеют в безударном положении а, зорева́ть – о, в отличие от остальных родственных слов.
Правописание корней с чередованием по оттенкам основного смысла
Выбор некоторых чередующихся гласных в корне слова связан с оттенком общего значения. Приведенная ниже таблица поможет верно написать слова с чередующимися гласными, относящиеся к данной разновидности.
Варианты корня | Значение | Примеры |
-мак- | Погружение в жидкость. Способность пропускать жидкость, пропитываться ею. | обмакнуть печенье в чай промокать под ливнем |
-плав- | Способность держаться на плаву. Направленное движение в потоке или с потоком. Совмещение обеих предыдущих функций. | плавучий остров подплывать к берегу состязания пловцов |
-скак- | Многократность или длительность действия. Однократность. | поскакать на лошади вскочить с муравейника Искл.: скачок |
-равн- | Связано по смыслу с понятием равенства (одинаковости). Восходит к понятию «ровный» (прямой, гладкий). | квадратное уравнение разровнять песок |
Иногда к исключениям из этого правила относят слово «равнина» и команду «Равняйсь!», однако, если вдуматься, они вполне соответствуют нормам. Равнина не является ровной поверхностью – это обширное пространство, на котором могут быть овраги, ухабы и другие неровности, но она равна по высоте уровню моря. А армейская команда призывает не просто построиться ровно – она обозначает требование встать всем одинаково.
Полезное видео
Подведем итоги
Знание правил – основное условие грамотного письма, но не менее важно умение ограничить область их применения. В данном случае – отличить корни с чередованием гласных от омонимичных, то есть выглядящих так же, но имеющих другое лексическое значение. Например, в ставящей в тупик иностранцев фразе «За морской косой косил Косой своей косой и старой косой» большинство слов имеет морфему -кос-, однако ни одно из них по смыслу не связано с прикосновением. Так что в данном случае для их проверки требуется всего лишь подобрать ударные варианты.
Правописание корней с чередующимися гласными
Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.
I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.
II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.
1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.
2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.
3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.
Упражнение
1. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыг_ ревших улиц города. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
2. Постой, я был с тобой откровенен, как-то невольно я тебе все сразу выл_ жил, но если что-нибудь до него дойдет, я прямо так и скажу, что ты соврал. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
3. Эрнест грохнул на стойку пустую кружку, выхватил из холодильника бутылку, откупорил ее и накл_ нил над кружкой. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
4. Все мое вн_ мание было обращено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, прежде рассыпанные по небосклону, которые, приняв зловещие, черные тени, теперь соб_ рались в одну большую, мрачную тучу. (Лев Толстой. Отрочество.)
5. Среди бела дня … убили не кого иного, как главнокомандующего германской армией на Украине, фельдмаршала Эйхгорна, неприк_ сновенного и гордого генерала… (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)
6. Пусть совесть … терзает на смертном одре старых р_ стовщиков! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
7. Я почтительно кланяюсь и, оп_ раясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы ум_ реть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном – позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome"a». (Лев Толстой. Отрочество.)
8. Мне невольно хочется пробежать скорее пустыню отрочества и достигнуть той счастливой поры, когда снова истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом оз_ рило конец этого возр_ ста и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии, поре юности. (Лев Толстой. Отрочество.)
9. Учитель развернул тетрадь и, бережно обм_ кнув перо, красивым почерком написал Володе пять в графе успехов и поведения. (Лев Толстой. Отрочество.)
10. Схватив левой рукой правую, на которой было кольцо, с изумлением осматривалась она, пытая взглядом море и зеленые зар_ сли; но никто не шевелился, никто не притаился в кустах, и в синем, далеко оз_ ренном море не было никакого знака, и румянец покрыл Ассоль, а голоса сердца сказали вещее "да". (Александр Грин. Алые паруса.)
11. С одной стороны дороги – необозримое озимое поле, кое-где перерезанное неглубокими овражками, бл_ стит мокрой землею и зеленью и расст_ лается тенистым ковром до самого горизонта; с другой стороны - осиновая роща, поросшая ореховым и черемушным подседом, как бы в избытке счастия стоит, не шелохнется и медленно роняет с своих обмытых ветвей светлые капли дождя на сухие прошлогодние листья. (Лев Толстой. Отрочество.)
12. Мертвея, Лонгрен накл_ нился и увидел восьмимесячное существо, сосредоточенно взиравшее на его длинную бороду, затем сел, потупился и стал крутить ус. (Александр Грин. Алые паруса.)
13. От всех этих разговоров копился в душе какой-то осадок, непонятно какой. И он не раств_ рялся со временем, а, наоборот, все копился и копился. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
14. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении р_ вновесие руками. (Лев Толстой. Анна Каренина.)
15. Я ночевал в чулане, и никто не приходил ко мне; только на другой день, то есть в воскресенье, меня перевели в маленькую комнатку, подле классной, и опять зап_ рли. (Лев Толстой. Отрочество.)
16. Она была улыбка, оз_ рявшая все вокруг. (Лев Толстой. Анна Каренина.)
17. Все катавшиеся, казалось, совершенно р_ внодушно обгоняли, догоняли ее, даже говорили с ней и совершенно независимо от нее веселились, пользуясь отличным льдом и хорошею погодой. (Лев Толстой, Анна Каренина.)
18. И здесь р_ стет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей". (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)
19. Найдя ключи на указанном месте, я хотел уже отп_ рать ящик, как меня остановило желание узнать, какую вещь отп_ рал крошечный ключик, висевший на той же связке. (Лев Толстой. Отрочество.)
20. В противоположном углу г_ рела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца.(И. Тургенев. Отцы и дети.)
21. …Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непром_ каемые сапоги, был спасителем России. (Лев Толстой. Война и мир.)
22. С рассветом две новые батареи, устроенные в ночи, на р_ внине, занимаемой принцем Экмюльским, откроют огонь по двум противостоящим батареям неприятельским. (Лев Толстой. Война и мир.)
23. Толпа опять разр_ внялась, и дьячок вывел Петю, бледного и не дышащего, к царь-пушке. (Лев Толстой. Война и мир.)
24. Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разг_ ралось общее оживление. (Лев Толстой. Война и мир.)
25. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выр_ внялся. (В. Пелевин. Чапаев и пустота.)
26. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предл_ гает его направо и налево! (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
27. Тогда расступился тесный кружок торговок; но когда молодой человек из него выск_ чил, старуха закричала ему вслед …(Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
28. Возле нашего дома находился ров … и мы … бывало, взапуски стараемся через него переск_ чить. (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
29. Такое же решение приняла и ваша сестра: она намерена уйти в монастырь, благодать к_ снулась нас одновременно. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
30. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разг_ равшееся пламя нового пожара. (Лев Толстой. Война и мир.)
31. Лиза возвратилась в хижину свою совсем не в таком распол_ жении, в каком из нее вышла. (Н. М. Карамзин. Бедная Лиза.)
32. Да и можно ли ждать совершенства в столь нежном возр_ сте? (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
33. Из зар_ сли поднялся корабль; он всплыл и остановился по самой середине з_ ри. (Александр Грин. Алые паруса.)
34. Два часа по нему стреляли, попасть не могли. Два часа он мертвым притв_ рялся. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
35. Он не допускал даже возможности ср_ внения между женой и Фенечкой, но он пожалел о том, что она вздумала его отыскивать. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
36. Блеск их деяний, что озаряет и нас, нал_ гает на нас обязанность воздавать им такую же честь… (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан или Каменный гость.)
37. З_ ря уже занималась, когда он окончил свою работу, – то было письмо к Ирине. (И. Тургенев. Отцы и дети.)
38. Долго я смотрел на Машу, которая, лежа на сундуке, ут_ рала слезы своей косынкой, и, всячески стараясь изменять свой взгляд на Василья, я хотел найти ту точку зрения, с которой он мог казаться ей столь привлекательным. (Лев Толстой. Отрочество.)
39. …Я-то прекрасно понимаю, что этот мир, который мы видим, не мог же выр_ сти, как гриб, за одну ночь. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
40. Итак, как сказано, студент Ансельм впал … в мечтательную апатию, делавшую его нечувствительным ко всяким внешним прик_ сновениям обыкновенной жизни. (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
41. Шпигельберг, в продолжение всего разговора сидевший в углу, … стремительно вск_ кивает… (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
42. Большой покинутый деревянный город необходимо должен был сг_ реть. (Лев Толстой. Война и мир.)
43. Ее доверие к старой Лизе р_ сло с каждым днем… (Э. Т. А. Гофман. Золотой горшок: сказка из новых времен.)
44. Сев за стол, я придвинул к себе стопку бумаг, обм_ кнул перо в чернильницу и крупными буквами вывел в верхней части листа: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция "Динамо"!» (В. Пелевин. Омон Ра.)
45. Вот тут бы ты посмотрел на него, как он с двумя пистолетами в руках подск_ кал к карете! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
46. …У меня на этот счет честолюбие завоевателя, который всегда летит от победы к победе и не в силах пол_ жить предел своим вожделениям. (Жан-Батист Мольер. Дон Жуан, или Каменный гость.)
47. А то ли еще будет, когда великолепные р_ стки достигнут полной зрелости! (Фридрих Шиллер. Разбойники.)
48. Черные лайковые перчатки к_ сались вытертого шевиота, и глаза у толкаемого были совершенно стеклянными. (Михаил Булгаков. Белая гвардия.)
49. Сейчас ск_ чи туда и скажи, что я с него голову сниму, чтобы через неделю всё было. (Лев Толстой. Война и мир.)
50. Он все это видел, все учитывал, и стоило скрюченному Артуру хоть на шаг укл_ ниться от направления, как рот Рэдрика сам собой раскрывался и хриплый предостерегающий оклик сам собой вылетал из глотки. (Аркадий и Борис Стругацкие. Пикник на обочине.)
Упражнение подготовили И. Каменев, Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига Школ»).
ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:
1) от суффикса, следующего за корнем;
2) от ударения;
3) от буквы, следующей за гласной;
4) от значения слова.
Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем
1. В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и -а-, в остальных случаях — е : зами рать — заме реть, сти рать — сте реть, бли стать — бле стеть .
Исключения: сочетать, сочетание, чета.
2. В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им- , если дальше следует суффикс -а- : заним ать — заня ть, сжим ать — сжа ть.
3. В корнях -кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а , если за корнем следует суффикс -а- , в остальных случаях — о : ка са ться — ко снуться, предла га ть — предло жить
Написание гласных, зависящее от ударения
1. В корнях -гар- — -гор-
под ударением пишется а
, без ударения — о
: заг̀а̀
р — заго
ра̀ть
.
2. В корнях -зар- — -зор-
а
, под ударением пишутся а
или о
за
ря̀, за
рнѝца, но; зо̀
ри, за
̀рево.
Исключение: зо рева̀ть.
3. В корнях -клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о , под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: покло нѝться, кла ̀няться, покло ̀н; тво рѝть, тва рь, затво ̀р.
Исключение : у̀тва рь.
4. В корнях -плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пло вѐц, пловчиха . В остальных случаях пишется а : попла во̀к, пла внѝк, пла ву̀чий . В слове плы ву̀н пишется ы в соответствии с произношением.
Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной
1. В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ , в остальных случаях — о : ра ст и, сра щ ение, ро сла.
Исключения: ро сток, ро ст, ро стовщик, выро стковый, Ро стов, Ро стислав; отра сль.
2. В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к ; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.
Исключения: ска чок, ска чу.
Написание гласных, зависящее от значения слова
1. В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость» , о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть» : ма кать (хлеб в молоко); вымо кнуть (под дождем); промо кательная (бумага), промо кашка.
2. В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый» , о — со значением «ровный, прямой, гладкий »: сра внение, сра внивать; сро внять.
Исключения: ра внина; ро весник, поро вну, уро вень.
В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
2.3.1. Правописание безударных гласных в корне
Правило | Примеры |
---|---|
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. | Громо здиться - громо́ здкий, вообра жать, обра з - обра́ зчик, раздра жать - дра́ знит, умо лять - мо́ лит, ума лять - ма́л ый. |
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . | Чё ркать - че ркнуть, пё стрый - испе щрить, твё рдый - затве рдеть. |
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло . | Бра зды - бо ро зда, обла ко - обо ло чка, охла ждение - хо ло д, возгла с - го ло с, огра да - ого ро дить, гла ва - го ло ва, сокра щать - ко ро ткий. |
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). | Возра жать, нава ждение, а ромат, па норама, ла би ринт, ло те рея, бе тон, ка стрюля, при ви легия, эти кет. |
Обратите внимание!
1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля .
2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению.
Ка
мпания
- 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания
); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания
).
Ко
мпания
- 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания
).
3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать .
4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
интелле
кт. интелли
гент,
аккомпане
мент. аккомпани
ровать,
лиде
р. лиди
ровать,
трене
р. трени
ровать,
абоне
мент. абони
ровать,
дезинфе
кция. дезинфи
цировать.
Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?
2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных
Корни с чередующимися гласными А /О
1. Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется о . | Зага́ р - заго релый, уго реть, пого релец. | Прига рь, изга рь, выга рки. |
Клан-/клон- | Кла́ няться, покло́н - покло ниться, скло нять, накло нение, скло нение. | ||
Твар-/твор- | Тва́ рь, тво́рчество - тво рить, сотво рить, претво рить, притво риться. | Утва рь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется а . | За́ рево, зо́ рька - за ря, за рница, оза рять. | Зо ревать, зо рянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . | Пла́ вать, плы́ ть - пла вучесть, попла вок, жук-пла вунец. | Пло
вец, пло
вчиха; плы вуны |
2. Зависимость от конечных согласных корня
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Раст-
Ращ-/рос- |
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . | Ра ст и, ра ст ение, выра щ ивать, нара щ ение - выро с ший, заро с ли, поро с ль. | а) Ро
стов, Ро
стислав, ро
сток, ро
стовщик, выро
сток
ро
стовщический
). б) отра сль (и производные от них, например: отра слевой ). |
Скак-/скоч- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . | Ска к ать, проска к ать, на ска к у - выско ч ка, заско ч ить, выско ч ить. | Ска чу, ска чок, ска чи, вска чь. |
Лаг-/лож- | Перед г пишется а , перед ж пишется о . | Сла г аемое, пола г ать, разла г ать - сло ж ить, поло ж ить, разло ж ить. | Поло г . |
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
4. Зависимость от значения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Мак-/мок- | Корень мак-
(мач-
) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». |
Обма кнуть перо в чернила («погрузить»), ма кать хлеб в сметану («погружать») - промо кнуть пятно («пропустить жидкость»), промо кательная бумага («пропускающая жидкость»), смо чить («сделать мокрым»). | |
Равн-/ровн- | Корень равн-
пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». |
Пора вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура внение («математическое равенство») - подро внять кусты («сделать ровными»), разро внять песок («сделать ровным, гладким»). | Ра внина, поро вну, уро вень, ро весник. |
Корни с чередующимися гласными И /Е
Корни | Правило | Примеры | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бир-/бер- |
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е . . |
Заби ра ть - забе ру. | |||||||||||||
Жиг-/жег- | Выжи га ть - выже гший. | ||||||||||||||
Стил-/стел- | Засти ла ть - посте лить. | ||||||||||||||
Блист-/блест- | Бли ста ть - бле стеть. | ||||||||||||||
Мир-/мер- | Уми ра ть - уме реть. | ||||||||||||||
Тир-/тер- | Сти ра ть - сте реть. | ||||||||||||||
Дир-/дер- | Разди ра ть - разде рёт. | ||||||||||||||
Пир-/пер- | Запи ра ть - запе реть. | ||||||||||||||
Чит-/чет- |
Вычи та ть - выче ты. рять, приме рять платье, ме рило. 2) Чередование и /е в корнях пир- /пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.Запи рать - запе реть, отпи рать - отпе реть, выпи рать - выпе реть. В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и . Пи р, пи ровать. Чередование A(Я) /им(ин)
2.3.3. Употребление буквы ЭКак отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, крае вед ). В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э . При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
Сервисы Какие квр и косгу использовать для госзакупок Косгу 853 расшифровка в годуОтношения Типы развития насекомых, интересное Что вылупляется из яиц насекомыхЗдоровое питание Лавровый лист внутрь. Лавровый лист. Полезные свойства. Лечение. Применение. Лавровое масло - применение для лечения |