Отношения

Брежнев и его время кратко. Реформы Л.И. Брежнева. Реформы Леонида Брежнева и их существенные особенности


Политический курс

Л.И. Брежнева

Советская система , несмотря на проведенные в 50 - 60-е годы реформы, все же сохраняла свои характерные особенности. В политической сфере : монополия на власть у коммунистической партии, подавление оппозиции, полный контроль государства над всеми сферами жизни общества; в экономике : тотальное огосударствление и обобществление собственности, создание сверхцентрализованной системы управления, директивное планирование; в социальной : регламентация всей общественной и личной жизни, идеологический контроль над культурой и искусством и др. Для формирования качественно новой политики необходимы были радикальные перемены: резкое повышение эффективности производства, его научно-технической оснащенности, сильная социальная политика, развитие демократических начал в управлении обществом и т.д.

Для подобного переворота в политике нужны были теоретическая переоценка советского и партийного опыта, отказ от многих догм марксистско-ленинской идеологии.

Пришедшее к власти после смещения Н.С. Хрущева руководство (первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, председатель Совета Министров А.Н. Косыгин, председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.В. Подгорный) оказалось не готовым к решению этих задач ни в теоретическом, ни в практическом, ни в психологическом смысле. Политическая линия на отказ от крупных преобразований, консервацию существующей системы определилась не сразу.

· Октябрьский пленум ЦК КПСС (1964 г.) провозгласил курс на исправление ошибок, преодоление "субъективизма и волюнтаризма" в проведении реформ. В период с 1965 г. до конца 60-х годов в стране были предприняты попытки проведения экономической реформы;

· с конца 60-х годов (переломным рубежом было подавление странами ОВД "Пражской весны" в 1968 г.) реформы практически заглохли;

· с середины 70-х годов явственно обозначились кризисные явления в развитии страны.

Это время часто называют «двадцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпохой». Эти годы стали пиком военно-политической мощи Советского государства и одновре­менно все нарастающего социально-экономического и полити­ческого кризиса, проявляющегося в постепенном застое эко­номики, оскудении духовной сферы, нарастающей коррупции и других деформаций общественной жизни.

Главенствующее место в новом руководстве страной в период с 1964 по 1982 гг. занимали три человека:

1. Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного Совета СССР;

2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров СССР (в ок­тябре 1980 г. его сменил Н.А. Тихонов);

3. М.А. Суслов, в веде­нии которого находилась идеологическая работа.

Пришедшая к власти «команда» Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. После критики в адрес Хрущева на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. за непродуманные реформы, нарушение коллегиально­сти руководства, частую смену кадров с трибуны был выдви­нут лозунг «стабильности». Достаточно быстро стало ясно, что в политическом плане он означал:

Отказ от радикальных пере­мен (прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики «культа личности» Сталина и пр.);

Укрепление существующей общественно-политической системы (тоталитарного режима, обязательным элементом которого является культ личности вождя – в данном случае Брежнева);

- «тихую реставрацию» ряда элементов сталинизма (практику политических процессов, преследование инакомыслящих, и пр.).

Таким образом, новое руководство утвердило консервативный традиционалистский курс. Уже в конце 1964 г. было отменено деление партийных органов на сельские и промышленные. На XXIII съезде КПСС (1966 г.) были восстановлены традиционные названия высших партий­ных органов: Политбюро ЦК, Генеральный секретарь ЦК. Из Устава было исключено положение об ограничении пребыва­ния на партийных постах конкретными сроками (по существу, этот срок стано­вился пожизненным). Руководители областей и республик нередко находились на одном месте по 15-20 лет. Это неизбежно в рамках существовавшей системы вело к старению кадров, повышению роли личных связей, усиливало определенную независимость местных элит от центра в решении частных проблем. Формой отстранения от руководства в случае каких-то конфликтов, неудовольствия высшего руководства, слишком грубого нарушения законов стали перевод на дипломатическую, профсоюзную работу, уход на пенсию.

Партийно-государственная элита – номенклатура. значительно укрепила свою власть. Партийный аппарат подменял собой выборные партийные и советские органы и руководил всеми политическими организациями. Этот аппарат при ЦК насчитывал более 4-х тыс. человек, работавших в более чем в 20-ти отделах. Функционировало около 100 министерств и ведомств. Всего управленческим трудом занималось 18 млн. человек. Советский депутатский корпус всех уровней формировался исключительно партийными органами. Советская власть выполняла функцию «ширмы» для всевластия аппарата партия - государства.

При внешнем спокойствии и единодушии в руководстве шла борьба различных групп, представлявших интересы определенных структур: военно-промышленного ком­плекса, КГБ, национальных республик и т.д. В этой ситуации Брежнев вплоть до тяжелой болезни (1976 г.) проявлял каче­ства лидера, будучи, по выражению одного из наблюдавших его журналистов, «беспощадным человеком со стальными ку­лаками, хотя и в бархатных перчатках». В результате тонкой закулисной борьбы Брежнева один за другим его соратники по смещению Хрущева без особого шума оказываются на пенсии или явно на второстепенных постах (Семичастный, Шелепин, Воронов, Подгорный, Шелест и др.). В начале 80-х гг. из тех, кто пришел с Брежневым к власти, на политической арене остались лишь Андропов и Устинов.

«Выбывших» заменили люди, лично близкие Брежневу и особенно знакомые ему по работе в Днепропетровске («днепропетровская мафия» - А. Кириленко и К. Черненко, ставшие секретарями ЦК и членами Политбюро; Н. Щелоков – министр МВД; Д. Кунаев – 1-й секретарь ЦК компартии Казахстана и др.). Реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. Узкая группа олигархов во главе с Брежневым решала все важнейшие вопросы. Под родственников Брежнева и его окружения создавались не только посты, но и целые министерства. Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции.

Естественными спутниками этих процессов явились:

Невиданных размеров коррупция.

Теневая экономика.

Сращивание деятелей теневой экономики с представителями номенклатуры – формирование организованной преступности – мафии (особенно в Средней Азии, Кавказе и Москве). Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и его окружения, а так же практически отсутствием контроля «снизу», чувствовали себя полновластными хозяевами «своих» республик, регионов, заводов и пр.

Рост преступности (особенно взяточничества и хищения). Наиболее пораженными этими видами преступления оказались торговля, сфера услуг.

Превращение членства в партии в необходимое условие для служебного продвижения, приобщения к партийной номенклатуре.

Падение престижа власти.

Распространения пьянства.

Интриги, чинопочитание, угодничество.

Зачастую решения высших партийных органов имели приоритет над законами. Совместные постановления ЦК КПСС И Совета Министров СССР (будучи подзаконными актами) официально ставились наравне с законодательными, включались в Свод законов СССР. Законы попирались и неофициальными решениями, устными указаниями номенклатуры – так называемым «телефонным правом». Таким образом, в «обществе развитого социализма» корпоративные интересы номенклатуры полностью возобладали над государственными и общественными интересами.

Усилились консервативные, догматические тенденции в идеологии. Жизнь требовала определенной модернизации идеологических установок, провозглашенных в новой Программе партии (XXII съезд КПСС) согласно которой СССР должен был:

В 1970 г. обогнать развитые страны мира по производству продукции на душу населения;

В 1980 г. – построить материально-техническую базу коммунизма.

К тому же разоблачение культа личности в период «оттепели» способствовало зарождению критичности в отношении властных структур. Идеологи КПСС вынуждены были искать ответы на вопросы, доставшиеся в наследство от предшествующего, столь неспокойного для системы периода («оттепели»).

В результате была сконструирована концепция «развитого социализма», которая объявила существовавший в стране порядок высшим достижением социального прогресса. Концепция «развитого социализма»:

Позволяла констатировать «большие успехи», достигнутые в СССР под руководством партии;

Снять какую-либо определенность в достижении конкретных целей повышения благосостояния народа, демократизации общества, перехода к общественному самоуправлению;

Представляла собой теоретическую базу для увековечивания тоталитарной системы;

Была призвана отвлечь от решения реальных экономических проблем.

Ужесточение внутренней политики, преследование инакомыслия получили идеологическое обоснование в виде принятого тезиса об обострении идеологической борьбы 2-х систем в условиях мирного сосуществования (своеобразная модификация сталинского положения об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму).

В области идеологии началась тихая ревизия решений XX съезда партии и последующих либеральных тенденций в сфере теории. Теория все больше отрывалась от социальной практики. Проблемы нарастали и усугублялись, но не было разработано конкретных и эффективных мер по их разрешению. «Юбилейные вахты», «Ударные трудовые недели», ме­сячники «дружбы» и «культуры обслуживания» и т.п. непрерывно сменяли друг друга, завершаясь раздачей, званий, премий. Партийные съезды проходили под знаком парадности и помпезности. На очередных съездах КПСС очень громко говорилось о мнимых успехах и достижениях СССР, создавался иллюзорный мир показательного благо­получия. Выс­тупавшие на съездах, соревновались в славословиях политике КПСС и ее руководству.

Особенно пышные эпитеты с начала 70-х гг. доста­вались Л.И. Брежневу: «великий революционер-ленинец», «вы­дающийся политический и государственный деятель современ­ности», «выдающийся писатель». Происходило как бы возрождение культа личности, но уже в виде фарса. Выпускались тома его сочинений, отливались бюсты, писались портреты, снимались биографические картины. Особый размах приобрели награждения высшими орденами и медалями, почетными званиями, премиями, золотым именным оружием. За эти годы Л. И. Брежнев получил 5-ть звезд Героя, 16 орденов, 18 медалей, одну маршальскую звезду, 70-сят зарубежных, стал лауреатом двух Ленинских премий (борьбы за мир и по литературе) и т.п. Все это стало предметом огромного количества анекдотов в народе.

В октябре 1977 г. была принята новая, 4-ая по счету советская Конституция – «Конституция развитого социализма». Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов, что означало наступление социальной однородности советско­го общества. Одновременно 6-я статья Конституции юриди­чески оформила монопольное положение КПСС в советской политической системе, определив партию как «руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической систе­мы». Такой статьи не было даже в сталинской Конституции (1936). КПСС в соответствии с решениями XXV съезда опреде­лялась теперь как партия всего народа, оставаясь по своей при­роде якобы партией рабочего класса. Этот логически некорректный тезис все больше контрастировал с реальными социальными процессами, когда партийный аппарат обрастал все новыми привилегиями и разрыв в уровне жизни рабочих и управленцев все более увеличивался. Был выдвинут тезис о полном и окончательном решении национального вопроса, о формировании «новой исторической общности - советского народа». Тезис об общенародном государстве, конституционно оформленный в 1977 г. был не более чем декларацией.

В обществе шел процесс легализации двойной морали - официальной и реальной (примеры подавала партийная элита и сам Брежнев). Власть теряла авторитет в глазах миллионов простых граждан, падал престиж представляемого ею общественного строя («развитого социализма»), что вызывало социальную апатию, распространение пьянства.

Попытка приостановить дальнейшее развитие негативных процессов в советском обществе была предпринята уже после смерти новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Андроповым, который руководил страной 15-ть месяцев (ноябрь 1982 – февраль 1983). Как сторонник укрепления системы Андропов приступил к ее модернизации с помощью чрезвычайных административных мер (которые часто выходили за рамки конституционных мер):

Произвел серьезные кадровые перестановки (по опубликованным данным было сменено 18 союзных министров и 37 первых секретарей обкомов, крайкомов и ЦК союзных республик);

Сократил личный аппарат генсека;

Стимулировал расследования ряда уголовных дел (которые были свернуты по личному указанию Брежнева и его руководства);

Начал широкомасштабную кампанию по наведению элементарного порядка и производственной дисциплины (на практике это оборачивалось частыми курьезами: организация облав среди праздно гуляющих людей, в парикмахерских, кинотеатрах, самолетах и поездах и пр.);

Преследование инакомыслящих.

Однако заслугой Андропова как руководителя партии и государства является то, что он впервые за многие годы в статье «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР»: а) поставил под сомнение догматическое понимание марксизма-ленинизма; б) внес элемент сомнения в оценку достигнутого страной (предостерегал «от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма»); в) признал наличие противоречий и трудностей в социалистическом обществе.

Решительные меры Андропова перепугали старую политическую элиту, которая боялась потери руководящих постов, но встряхнули страну, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Ю.В. Андропова в марте 1984 г., который не оставил политического завещания, вновь породила в стране острый кризис и породила в обществе апатию.

В феврале 1984 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал полностью недееспособный К.У. Черненко, на избрании которого настояло консервативное большинство Политбюро во главе с маршалом Устиновым. Избрание прошло в жесткой борьбе с Горбачевым и поддерживавшими его Громыко, Воротниковым, Алиевым и Соломенцевым. При Черненко возобновились практически все процессы, которые были характерны для периода правления Брежнева.



Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему: "Эпоха правления Брежнева Л. И. 1964-1982 гг."

План

1. Введение.

2. Биография Брежнева Л. И. Становление Брежнева во главе государства.

3. Внутренние преобразования в период правления Брежнева.

4. Внешняя политика при Брежневе.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Л. И. Брежнев был хорошим политиком, к моменту своего прихода к власти он имел огромный послужной список и большой опыт руководства. Однако, к моменту возвышения он уже был в преклонном возрасте, в последние годы, после инсульта он стал практически не дееспособным. Ему сохранили место, но на практике, страной управляли уже другие люди. Это отразилось в противоречивости его политики. Успешные реформы начинают сворачиваться, и наблюдается возврат к старым устоям.

В те годы народ о многом не знал, успехи всегда преувеличивались, а ошибки напротив, замалчивались. Не было доступа и к большей части документов. В последние годы советское время стали тщательно исследовать, пытаясь разобраться во всех причинах произошедших событий. Среди историков бытует множество разных мнений.

Учитывая, что все эти события произошли сравнительно недавно, с исторической точки зрения, многим сложно абстрагироваться от субъективного мнения и анализировать сухие факты.

С падением СССР документы рассекретили, но далеко не все, поэтому полный анализ сделать невозможно. Даже используя доступный материал, некоторые события остаются непонятными, поэтому ученым приходится решать эти вопросы путем анализа общей ситуации.

2. Биография Брежнева Л. И. Становление Брежнева во главе государства.

19 декабря 1906 года в селе Коломенское Екатеринославской губернии, в семье обычных рабочих родился первенец - Леонид, ставший впоследствии лидером страны на целых 2 десятилетия. Семья жила бедно, но родители стремились окружить детей заботой и лаской. Леонид был старшим, позже появились младшая сестра Вера и брат Яков.

Мальчик ничем не выделялся из толпы дворовых мальчишек. В 1921 году Леонид окончил классическую гимназию, и сразу начал работать на маслобойном заводе. Спустя 2 года Леонид Ильич вступил в комсомол и в тот же год поступил учиться в техникум на землеустроителя. С 1927 года работал по специальности в должности первого зам. начальника окружного земельного управления.

В 1930 году молодой человек поступает в московский сельскохозяйственный институт машиностроения, но спустя год переводится на вечернее отделение Днепродзержинского металлургического института и параллельно работает слесарем-кочегаром на Днепровском металлургическом заводе. В это же время Брежнев получает партийный билет.

В 1935 году Брежнев получает диплом инженера и уходит служить в армию. Военный путь заканчивается в звании лейтенанта. Вернувшись в Днепродзержинск, Леонид Ильич возглавил металлургический техникум. В 1937 году Брежнев начинает свою политическую карьеру, с этих пор именно партийная деятельность становится его основным занятием.

Свой путь он начал с должности заведующего отделом областного комитета коммунистической партии в Днепропетровске. В годы войны содействовал мобилизации красной армии и принимал активное участие в эвакуации советской промышленности. Затем на политических должностях в армии дослужился до генерал-майора.

В послевоенные годы занимался восстановлением хозяйства и промышленности. По рекомендации Н.С. Хрущева, Брежнев был назначен первым секретарем обкома Запорожской компартии. Именно дружба с Хрущевым позволила Брежневу войти в высшие эшелоны власти.

Оказавшись в партийной элите, Леонид Ильич смог добиться расположения И.В. Сталина, который в 1950 г. назначил его на пост первого секретаря ЦК КПСС Молдавии. Тогда же политик стал членом Президиума ЦК партии и начальником Главного политуправления Военно-морского флота и Советской Армии.

Смерть Сталина вытеснила Брежнева с высоких должностей, но Хрущев снова вернул его к работе. Первой должностью стало место секретаря ЦК компартии Казахстана. Брежнев занимается поднятием целины и участвует в строительстве Байконура. Брежнев курировал космическую технику и участвовал в подготовке первого человеческого полета в космос.

Заговор против Хрущева помог поднять еще выше. Брежнев стал первым секретарем ЦК КПСС. На пути к возвышению он нещадно устраняет конкурентов и ставит на ключевые посты своих людей.

Добровольную отставку Хрущева население встретило со смешанными чувствами. С одной стороны, все устали от бурной реформаторской деятельности прежнего лидера, но в то же время, боялись возврата к авторитарным методам руководства страной.

В самой партии так же не было единого мнения остались и сторонники реформ, и те, кто желал возврата к старому курсу. Л. И. Брежнев придерживался центристских позиций, поэтому его личность в качестве первого секретаря стала своеобразным компромиссом и устраивала большинство.

После политики изобличения сталинизма впервые вновь заговорили о роли Сталина в победе над фашизмом, это и стало первым маяком консерватизма. Наметился некий возврат к прошлому: президиум ЦК вновь был переименован в полит бюро. Возникли разговоры об усилении идеологического контроля над обществом.

Изменилась и идеологическая концепция. Вместо активного курса Хрущева на строительство коммунизма, в статье от 21 декабря 1966 года объявлялось, что в СССР построено развитое социалистическое общество.

Концепция развитого социализма предполагала развитие вглубь. Главной задачей стало соединение достижений науки и техники с социалистической системой хозяйствования. Говорилось о необходимости достижения однородности всех социалистических народов. Но для реализации этих целей так и не создали необходимых рычагов.

3. Внутренние преобразования в период правления Брежнева.

Новый политический курс привел и к смене первых лиц страны. Спустя всего месяц выбраны новые члены президиума: П. Е. Шелест и А. Н. Шелепин. В декабре 1965г. подал в отставку председатель Президиума ВС А. И. Микоян, на его место избран Н. В. Подгорный - активный участник заговора против Хрущева. На прочих весомых постах так же постепенно сменялись люди, как и прочие лидеры, Брежнев стремился окружить себя верными соратниками, разделяющими его взгляды на управление страной.

Сразу же после отставки Хрущева в октябре 1964 года была проведена контрреформа, произошел обратный перевод управления от территориального принципа к отраслевому принципу. Однако, для преодоления всех последствий бурной реформаторской деятельности Хрущева этого было недостаточно. Было принято решение командно-административное распределение дополнить некоторыми элементами рыночной экономики.

Идея родилась еще в 1962 г. экономист Е. Г. Аиберман первым в СССР стал говорить о том, что для успешной работы предприятия необходима его рентабельность и прибыльность, для этого необходимо некоторое оживление товарно-денежных отношений. В качестве эксперимента теоретические выкладки опробовали на нескольких предприятиях еще при Хрущеве. Образцом экономической реформы во многом стал НЭП, но без участия частных предприятий.

На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. наметилось решение аграрной проблемы. В первую очередь, снизили план обязательных поставок зерна и зафиксировали эту цифру на 10 лет. На все сельхоз продукты повысили закупочную цену в 1.5 - 2 раза, а за все, что закупалось сверх плана, платили больше на 50%. Это сделали для стимулирования личной заинтересованности работников сельского хозяйства. Выполнить план стало намного легче, а высокие сверхплановые цены стимулировали работу.

С колхозов и совхозов списали все долги государству. Благотворно сказалось и понижение цен на сельскохозяйственную технику, и запчасти для ремонта. Кроме того, снизили подоходный налог и понизили цену на электроэнергию. Совхозы и колхозы по-прежнему получали государственные задания, но имелась определенная свобода в планировании работы.

Новшества в промышленной сфере провозглашались на сентябрьском пленуме ЦК 1965г. в докладе А. Н. Косыгина. Совнархозы отменялись, и восстанавливался отраслевой принцип управления. Но это не было простым возвратом к прошлому. Наряду с общей централизацией руководства, промышленные предприятия сохраняли оперативно-хозяйственную самостоятельность.

Количество обязательных плановых показателей сократилось с 30 до 9. Показателем стал не валовой объем продукции, а реализованный, теперь главные показатели переводились из натуральной в ценовую категорию. Главным показателем стала прибыль предприятия, из нее выделялись деньги на развитие производства и поощрения работников. От этого завесила 13 зарплата на конец года, выделялись значительные средства на улучшение условий труда и строительство жилья.

Работа заводов теперь регулировалась положением о промышленных предприятиях. Теперь не было постоянной опеки и жесткой регламентации работы предприятия, многие вопросы руководство могло решать теперь самостоятельно, что значительно сократило время принятия решений.

В 1965 г. произошла и реформа управления. Всего стало 11 общесоюзных министерств и 17 союзно-республиканских. Причем в каждой республике не действовали все сразу, а только те, которые были необходимы именно здесь.

Реформа вводилась в действие постепенно. В 1966 году на систему хозрасчета перевели всего 43 предприятия, где работали наиболее опытные коллективы, только после того, как был получен положительный результат, реформа двинулась дальше. Уже в следующем году 40% всех предприятий управлялось по новому образцу.

Процесс перехода завершился только к концу пятилетки. За это время крупные предприятия поглотили более мелкие. Развилась система производственных объединений. Несколько заводов связывались производственной кооперацией от переработки сырья до выпуска готовой продукции. За 8 пятилетний план выпуск готовой продукции повысился на 50%.

На хозрасчетную систему стали переводить и сельское хозяйство. Все затраты должны были покрываться из собственных средств, из них же состоял и фонд заработной платы. Оплату по трудодням отменили, вместо этого ввели фиксированный оклад в зависимости от занимаемой должности. Учитывая, что колхозам простили долги, средств на оплату труда оставалось больше, что повышало благосостояние тружеников сельского хозяйства.

В ноябре 1969 г. прошел III съезд колхозников СССР. На нем создали новый устав. Теперь выборными становились не только должности председателя и членов правления, но прочего руководящего состава - бригадиров, мастеров.

На пленумах ЦУ было принято еще несколько важных решений для развития сельского хозяйства. Теперь за счет госбюджета финансировались работы по повышению плодородия земли и мелиорации. Налаживались поставки машин и минерального удобрения в колхозы и совхозы. Как и в промышленности, в сельском хозяйстве происходит кооперация между несколькими колхозами и совхозами. На их базе создается агропромышленные комплексы с предприятиями по переработке продуктов сельского хозяйства.

Реформы давали результат в промышленности и в сельском хозяйстве, но уже к концу 60-х гг. началось свертывание преобразований и возврат к директивной экономике. После событий в Чехословакии 1968 г., консерваторы это использовали в своих целях и стали настаивать на более жесткой линии правительства.

Основным недостатком всех новшеств оказалось то, что они были больше ориентированы на рыночную экономику, при полумерах не все срабатывало должным образом. В это же время, правительство не было готово полностью отказаться от директивной экономики и государственного распределения.

В 70-е годы вновь усиливается централизованное управление экономикой. В 9 и 10 пятилетки уже не удавалось достичь плановых темпов роста. В 70-е создаются гигантские промышленные комплексы. Именно в этот период времени идет активная разработка месторождений нефти в Западной Сибири. Затраты были колоссальными, и всего за 10 лет Сибирь стала давать 10% от мировой добычи нефти и газа.

Экстенсивный путь развития экономии, основанный на экспорте природных богатств, привел страну к отставанию от Европы в наукоемких отраслях. Именно тогда наметилось отставание в электронике, кибернетике, биотехнологиях.

Несмотря на все противоречия, экономический потенциал страны за 8 и 9 пятилетки возрос на столько же, как за предыдущие 50 лет развития. Причиной возврата к директивным мерам послужило не только субъективное мнение влиятельных членов ЦК. В условиях холодной войны СССР было нелегко нести финансовые расходы на военно-промышленный комплекс. Оборонная промышленность поглощала десятую часть всего валового продукта страны, многие промышленные предприятия так же работали на оборону. Это не давало возможности влить дополнительный капитал для интенсификации гражданского производства.

4. Внешняя политика при Брежневе.

К началу Брежневского времени в международных отношениях была достигнута небольшая разрядка. Этого удалось достичь благодаря тому, что в текущий момент времени ни США, ни СССР объективно не могли победить в ядерной войне, она могла бы привести только к тотальному уничтожению всех участников конфликта.

В 1970 г. наконец было признание всех послевоенных границ. Однако, ФРГ и ГДР признали друг друга лишь в 1972 году. В мая 1972 г. заключен договор между СССР и США об ограничении систем ПРО. Кроме того, заключили договор на 5 лет об ограничении количества межконтинентальных ракет, но общее число ядерных зарядов не обговаривалось, поэтому эта мощь продолжала наращиваться. Этот договор получил название СВО-1.

В 1974 г. заключен договор СВО-2. В нем говорилось о сокращении стратегических наступательных вооружений, включая все бомбардировщики и ракеты с РГЧ. Но уже в 1977 г. в США создали крылатые ракеты и не собирались накладывать на них ограничения. В мае 1975 г. в силу вступила международная конвенция о запрете разработки и производства бактериологического и токсического оружия, прежние запасы тоже подлежали уничтожению.

Таким образом, не смотря на разрядку, гонка вооружений продолжалась. Налагая ограничение на уже существующее оружие, обе страны продолжали разработку новых видов вооружения, чтобы достичь превосходства.

Разногласия не помешали СССР и США создать совместную космическую программу. В 1975 совместно отправили в космос 2 корабля «Союз» и «Аполлон». Новый заключенный регламент позволил проводить подземные ядерные испытания в мирных целях.

В 1975г. совещание по безопасности заключило договор по сотрудничеству, его подписали 33 европейские страны, США и Канада. В нем говорилось о соблюдении границ, не вмешательстве во внутренние дела, не допустимость использования силы, а так же, соблюдении прав человека. Но с развертыванием европейской компании в защиту прав человека и войной в Афганистане 1979г. договор оказался подорван.

Нарастало напряжение с некоторыми странами советского лагеря, особенно с Китаем. Несогласие Китая с отказом от мировой революции, Китай предъявил притязание на часть восточных территорий - Владивосток, Хабаровск, Камчатка. В марте 1969г. произошло военное столкновение на реке Уссури, затем и на других участках границы. Всего за годы конфликта произошло около 500 столкновений. Переговоры шли медленно, и соглашения достичь не удавалось. В 1976 умер Мао Цзэдун, но это не облегчило ситуацию.

СССР оказало поддержку северному Вьетнаму в рамках помощи братскому социалистическому народу. В основном это были военные специалисты и пусковые установки зенитных ракет. На стороне Южного Вьетнама в свою очередь открыто выступало США. Война началась в 1974 году, и закончилась в 1976, провозглашением Социалистической Республики Вьетнам.

Социалистический блок пошатнули события в ЧССР. Экономические реформы и демократизация подвергли опасности власть КПЧ, на выборах в Национальное собрание они могли проиграть. В СССР приняли решение о вводе войск. Этот акт в СССР рассматривали как помощь братским социалистическим народам, в то время, как в Европе в этом видели вмешательство во внутреннюю политику страны.

Социалистические страны тоже по разному смотрели на участие СССР в конфликте. В 70-х гг. напряженная обстановка появилась в Польше. Польша стала первой страной, где возникла альтернативная власть.

5. Заключение.

Годы управления страной Л. И. Брежневым оказались противоречивыми. Брежнев был выходцем из простой рабочей семьи, но это не помешало ему добиться многого. К моменту прихода к власти он уже имел большой опыт управления, полученный в союзных республиках, поэтому в первые годы провел немало успешных реформ.

Экономические реформы Брежнева давали больше свободы промышленным предприятиям и совхозам. Большим плюсом для сельского хозяйства стало списание всех долгов. Удалось создать хоть и не большую, но все же материальную заинтересованность всех работников страны в собственной работе.

Все эти реформы предполагали оживление товарно-денежных отношений, но это оказалось лишь полумерой, пойти дальше правительство не решилось, поэтому, не смотря на успех, началось свертывание реформ и возврат к директивной экономике.

Во внешней политике, к этому моменту, удается достичь как бы договора со старинами Западной Европы и США. Гонка вооружений не завершилась, но договорами СВО она немного ограничивалась. В это же время нарастает конфликт в социалистическом лагере. Одни страны начинают тяготеть к Капитализму, но СССР изо всех сил сдерживает эти порывы. С другой стороны, более решительно Китай обвиняет СССР в отказе от мировой революции и предъявляет территориальные притязания.

Узел противоречий нарастает и становится понятно, что СССР предстоят тяжелые потрясения в будущем.

6. Список литературы.

2. Баталина В.В. Краткий курс по истории государства и права России. - М.: 2009.

3. Илларионова Е.В., Фомина А.С., Гуськов С.А. Отечественная история. - М.: ЕАОИ, 2008.

4. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. М., 1991.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009.

Леонид Ильич Брежнев был у власти 18 лет ― целая эпоха для советского государства. Можно как угодно относиться к его личности и к годам правления, называя их «застоем» или «золотым веком», но Брежнев ― часть нашей истории, и этого никто не отменит.

Внутренняя политика

Рассматривая плюсы и минусы «брежневских» лет, начинаешь понимать пенсионеров, которые с таким теплом вспоминают те годы. Это не просто ностальгия по давно ушедшим временам, когда они были молоды, это ― тоска по действительно хорошей и стабильной жизни.

Основные плюсы:

  • Экономический подъем страны . Брежневское правление началось с изменений в экономике страны ― предприятия переводились на хозрасчет для окупаемости выпускаемой продукции, повышения ее качества за счет экономических стимулов работникам. Проще говоря, Брежнев пытался сделать заводы и фабрики рентабельными и повысить материальную заинтересованность рабочих. Это была настоящая реформа, но она постепенно заглохла. Тем не менее, за несколько лет производство промышленности выросло на 50%, увеличился национальный доход, к 1970-м годам в СССР было построено почти 2000 предприятий.
  • Стабильность в стране . Взрослый работающий человек в Советском Союзе мог быть уверен в своем будущем ― у него всегда будет крыша над головой, работа и кое-какие материальные блага.
  • Не было безработицы . Совсем. Рабочие места были всегда.
  • Социальная сфера . Социальные расходы при Брежневе увеличились в 3 раза. Зарплата повышалась, рождаемость тоже, введена всеобщая диспансеризация населения, увеличилась продолжительность жизни, образование было лучшим в мире, постепенно уменьшалось количество коммунальных квартир ― строилось много жилья. Да, собственную квартиру приходилось ждать 10-15 лет, но государство предоставляло ее бесплатно!
  • Уровень жизни простых граждан . Да хорошо жили. Зарплаты маленькие? Так и надрываться не надо. Жилье, образование, здравоохранение ― бесплатно, коммунальные услуги ― копейки, а колбаса ― 2-20.
  • Либеральный режим . То, что Брежневу ставят в вину ― сентиментальный характер и неспособность к принятию твердых решений, объясняет его довольно лояльное отношение к инакомыслию. Да, была цензура, коммунистическая демагогия, диссиденты преследовались и наказывались, но ― «охота на ведьм» не устраивалась. Осужденных по «антисоветским» статьям были единицы, чаще инакомыслящие просто высылались из страны.

  • «Застой». Экономика в 1970-е годы практически прекратила развиваться. Она требовала реформ, но общее благосостояние страны (благодаря нефтяному «буму») позволяло Брежневу не задумываться над этим. Рост промышленности и сельского хозяйства прекратился, назревал кризис продовольствия, в технологиях Советский Союз отставал от развитых стран на много десятилетий.
  • Коррупция. Коррупция при Брежневе достигла ужасающих размеров, особенно в последние годы его правления. Армия советских чиновников, воодушевленная попустительским отношением генсека к неблаговидным поступкам членов своей семьи, воровало и брало взятки миллионами.
  • Теневая экономика. Дефицит элементарных товаров и продуктов способствовал появлению «черного» рынка. Процветала спекуляция, воровство на государственных предприятиях достигло невиданных размеров, возникли подпольные производства.

Внешняя политика

Внешняя политика Брежнева была довольно противоречивой, и все же его неоспоримая заслуга ― разрядка международной напряженности, примирение социалистического и капиталистического лагеря стран. Не веди он активную политику на «разминирование», кто знает ― существовал бы сейчас мир вообще.

Плюсы внешний политики:

  • Политика «разрядки» . К середине 1970-х годов ядерные силы СССР и США сравнялись. Несмотря на то, что Советский Союз стал к этому времени сверхдержавой, именно Брежнев инициировал политику «разрядки» международных отношений. В 1968 году был заключен Договор о нераспространении ядерного оружия, в 1969 году ― соглашение «О мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США». В 1972 году случилось и вовсе невиданное событие ― президент Никсон посетил Москву. Началась и экономическая «оттепель» между СССР и Западом.
  • Стратегическая и политическая мощь страны . В 1970-х годах Советский Союз был в зените своего могущества: догнал США по ядерной мощи, создал флот, сделавший страну ведущей военно-морской державой и сильнейшую армию, и стал страной, имеющей не просто авторитет, а ведущие позиции в создании международных отношений.

Основные минусы:

  • Вторжение в Чехословакию . В 1968 году в Чехословакии начались массовые антисоветские выступления, страна попыталась отклониться от социалистической модели развития. Брежневым было принято решение о «вооруженной помощи». В Чехословакию вошли советские войска, произошло несколько столкновений с чешскими солдатами и ополченцами. Чехи, еще двадцать лет назад праздновавшие освобождение страны советскими войсками от фашистов, были потрясены вторжением этой же армии для подавления волнений. Оккупация страны предотвратила возможный выход Чехословакии из советского блока. Ввод войск был осужден не только западными странами, но и Югославией, Румынией и Китайской Народной Республикой.
  • Ухудшение отношений с Китайской Народной Республикой . При Брежневе сильно обострились отношения с Китаем, претендующим на приграничные области, отошедшие к России до революции. Дело доходило до крупных вооруженных конфликтов на границе и захвата китайцами российских территорий. Назревала война. Только личная встреча председателя Совета министров Косыгина с премьер-министром Китая позволила избежать ее, но советско-китайские отношения оставались враждебными. И только в 1989 году, уже после смерти Брежнева, они были нормализованы путем переговоров.
  • Интервенция в Афганистан . В 1978 году началась гражданская война между правительством Демократической Республики Афганистан и поддерживаемой Западом оппозицией ― моджахедами и исламистами. В декабре 1979 года в страну были введены советские войска для поддержки правительства. Был предотвращен захват власти оппозиционерами, но война с участием советских военных продолжалась еще 10 лет.

Брежнев умер в 1982 году. Прошло много лет. Россия уже давно не Советский Союз. Справившись со многими бедами, она выжила. Длительное правление Путина дало стране относительную стабильность. Кроме того, Россия стала свободней, цивилизованней. Но стало ли в ней лучше жить?

Период застоя (эпоха застоя) – период в развитии Советского Союза, который характеризуется относительной стабильностью всех сфер жизни, отсутствием серьезных политических и экономических потрясений и ростом благосостояния граждан.

Под эпохой застоя обычно понимают период между приходом к власти Л.И. Брежнева в середине 1960-х годов и началом перестройки в начале 1980-х. В среднем, условно можно обозначить годы периода застоя с 1964 по 1986.

Понятие периода застоя

Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС, когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.

Следует отметить, что однозначной трактовки термин не имеет, так как под застоем понимают, как положительные, так и негативные явления. С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос, появилась уверенность в завтрашнем дне. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период.

Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. По удачному стечению обстоятельств произошел так называемый «нефтяной бум» и цены на черное золото выросли, что позволило руководству страны получать прибыль просто от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».

Таким образом, с одной стороны, в это время СССР достигло свое наивысшего рассвета, обеспечил гражданам стабильность и вышел в число мировых держав, а с другой стороны заложил не самый хороший фундамент для экономического развития страны в будущем – в период перестройки.

Характеристика периода застоя

Консервация политического режима. За практически двадцать лет периода застоя изменений в административно-управленческом аппарате практически не произошло. Это было следствием того, что во времена Хрущева реформы и перестановки в партии происходили слишком часто, поэтому обозначенный Брежневым курс на стабильность был воспринят буквально и с радостью. В результате не только не произошла реорганизация политической структуры страны, все должности в партии стали почти пожизненными. Это привело к тому, что средний возраст руководителей страны был 60-70 лет, за что СССР называли страной с самыми старыми руководителями. Подобная ситуация привела еще и к тому, что значительно усилился контроль партии над всеми сферами жизни, многие государственные предприятия, даже самые мелкие, полностью подчинялись решению партии. В этот же период возросла внешнеполитическая и внутриполитическая роль КГБ.

Рост важности военной промышленности. В эпоху застоя СССР находился в состоянии холодной войны с США, поэтому было крайне важно наращивать свою военную мощь. Резко возросло число военных предприятий, стало в огромных количествах производиться оружие, в том числе ядерное и ракетное. Велись разработки новейших боевых систем и промышленность снова, как в годы войны, была направлена на военную сферу.

Прекращение развития экономики и упадок аграрной сферы. Экономика остановилась в своем развитии практически полностью и требовала срочных реформ, однако попытки провести их не увенчались успехом. Не в самом лучшем состоянии находилось народное хозяйство – это было связано с аграрной реформой, которая вводила известные всем «поездки на картошку», когда студентов отправляли на сбор урожая. Это практически лишило работы крестьян, кроме того, процент испорченного урожая при сборе стал неуклонно расти. Многие колхозы и совхозы приносили лишь убытки, народ стал постепенно переезжать в крупные города, а в стране нарастал дефицит продовольствия, что очень сильно стало заметно уже после ухода Брежнева. Особенно сильно такая ситуация в экономике затронула регионы СССР, такие как Украина, Казахстан и другие, которые жили сельским хозяйством и добывающей промышленностью.

Социальная жизнь. Несмотря на все негативные явления, рост благосостояния граждан продолжался. Очень многие жители городов имели возможность улучшить свои жилищные условия, многие теперь могли купить хороший автомобиль и другие качественные и дорогие вещи. Вместе с этим росло и число бедных, однако это было не так заметно благодаря низким ценам на продовольственные продукты. В целом, жизнь обычного гражданина была хорошей, обеспеченной и стабильной, что было важнее всего. Жители СССР верили в светлое будущее и были полностью уверены в завтрашнем дне, так как все двадцать лет экономика, обеспеченная нефтью, поддерживала хороший уровень жизни по сравнению с послевоенным периодом.

Значение и итоги периода застоя

К сожалению, несмотря на то, что в эти годы страна жила очень размеренно и стабильно, в экономике происходили процессы, которые не могли не ударить по жизни СССР в дальнейшем. С падением цены на нефть обнажились все застойные явления и стало ясно, что за период стабильности экономика превратилась в отстающую и уже не могла поддерживать государство только своими силами. Началась тяжелая эпоха перестройки.

Совсем недавно исполнлось сто пять лет со дня рождения Леонида Брежнева, руководившего Советским Союзом с 1964 по 1982 годы. С легкой руки Михаила Горбачева - первого и последнего президента СССР, это время было названо "периодом застоя".

Но спустя почти тридцать лет со дня смерти Брежнева многие люди называют это время "золотым веком СССР".

Сегодня не многие помнят, что брежневское "застойное" время началось... с реформ. В 1965 году в промышленность СССР начали внедряться рыночные отношения (хозрасчет).

По итогам выполнения 8-я пятилетка (1966-1970 гг.) стала самой успешной в советской истории и получила название "золотой". Было построено 1900 крупных предприятий, в том числе автозавод в Тольятти. Команда руководителя СССР Леонида Брежнева и председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина использовала эффективную плановую систему на сто процентов.

Всего за пятнадцать лет они успели создать тот запас прочности, который, после развала Советского Союза позволил новым государствам СНГ целых двадцать лет жить, практически не создавая ничего нового. При Брежневе СССР одержал новую космическую победу над американцами - Алексей Леонов совершил первый выход человека в космос. В 1971 году СССР вывел на орбиту первую в мире станцию "Салют-1".

Несмотря на относительную мягкость правления Брежнева, на международной арене СССР наращивал свой авторитет. Иногда и с помощью жесткой руки. На угрозу распада Варшавского блока, который пыталась организовать в 1968 году Чехословакия, Москва отреагировала решительно. За 36 часов армии стран Варшавского Договора почти бескровно установили полный контроль над Чехословакией. Брежневское время - "золотой век" для военных.

К началу 70-х годов СССР догнал США по ядерной мощи. На околоземную орбиту регулярно выводились разведывательные и боевые спутники. Разработки армейских конструкторов тех лет до сих пор на вооружении Российской армии. СССР продолжал бороться с США за влияние в мире. Не желая допустить американскую угрозу для южного "подбрюшья страны", Леонид Брежнев приказал ввести войска в Афганистан.

Армия не подкачала - блистательный захват дворца Амина вошел в учебники спецопераций. о эта война не была для нас победной. Афганские моджахеды, при поддержке США превратились в ударный отряд антисоветской войны. За девять лет через Афганистан прошли полмиллиона советских военных. Армия приобрела бесценный боевой опыт, оплатив его высокой ценой - почти пятнадцать тысяч военнослужащих сложили свои головы вдали от Родины.

При Брежневе началось новое Великое строительство - в апреле 1974 года на XVII съезде ВЛКСМ была объявлена ударная комсомольская стройка, получившая название Байкало-Амурская магистраль (БАМ).

Тысячи молодых романтиков отправились в тайгу строить великую железнодорожную трассу. Ее значение оценивалось как стратегическое.

Брежнев добился, чтобы в Москве прошли Олимпийские игры.

Рекордное число медалей за всю историю олимпийского движения - 197 (в том числе 80 золотых) - завоевали советские спортсмены. После Игр москвичам осталась масса спортивных, культурных и жилых сооружений. Период жизни СССР 1965-1980 гг. справедливо называют эпохой Брежнева, и только на злобном языке перестройки - периодом застоя.

Неудивительно, что после девяностых годов, когда люди ощутили на себе всю мерзость капитализма, опросы граждан разных национальностей, бывших жителей СССР, демонстрировали очень показательное явление.

Из всех исторических эпох, как их представляли себе жители бывшей страны Советов, больше всего положительных оценок получила эпоха Брежнева, а наихудшим временем названа перестройка.

Надо не забывать, что главной задачей СССР с середины 50-х годов был выход из чрезвычайной программы "мобилизационного социализма" и переключение энергии военного и восстановительного периодов на развитие и модернизацию всех сфер общественной жизни. Развитие общества и государства требовало осуществления нового цикла модернизации, в том числе и в сфере общественных отношений, что и смогла успешно осуществить команда Брежнева. В 1964-1985 годах страна усиленно развивалась.

Строились новые города и поселки, заводы и фабрики, Дворцы культуры и стадионы; создавались вузы, открывались новые школы и больницы. СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. Наше образование считалось лучшим в мире, самые высокие достижения наблюдались в медицине, системе социального обеспечения. Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры. Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены.

В самостоятельную жизнь входило новое поколение энергичных и любознательных молодых людей. Советские люди жили с уверенностью в завтрашнем дне и не бедствовали, по помойкам никто не рылся, даже самого скромного заработка хватало на еду и одежду, оплату коммунальных услуг и отдых в отпускной период.

А теперь давайте немного отвлечемся от сегодняшнего дня и мысленно перенесемся в середину семидесятых годов прошлого века, в т. н. "застойную эпоху" Брежнева, в какой-нибудь небольшой город на Украине.

Воскресенье, хорошая теплая погода.

Люди неторопливо прогуливаются по городу, проезжают новенькие чешские троллейбусы. Все чисто и ухожено, улицы подметены, во дворах в те времена еще не было мусорных контейнеров, мусоровозы приезжали несколько раз в неделю и жители выбрасывали мусор прямо в машины.

В самом дорогом ресторане обед стоил приблизительно 10 рублей, это если ограничиться приемом 100 граммов алкоголя. В более доступных заведениях приличный обед без спиртного, из трех блюд с салатиком и каким-нибудь морсом или соком обходился до 5 рублей, комплексные обеды - 2,5-3 рубля.

В столовой можно было пообедать за рубль, в эту сумму входила также и бутылка пива или стакан сметаны. Проезд в автобусе стоил 5 копеек, в троллейбусе - 4, в трамвае - 3. Можно доехать и на такси, 1 км стоил 20 копеек, но это уже было роскошью. Рубль можно было потратить с большей пользой.

Заходим в первый попавшийся гастроном (так тогда называли нынешние супермаркеты) и покупаем себе что-то на обед. Картошка в овощном отделе - по 7-10 копеек за килограмм, 12 копеек - свекла и морковь. Хлеб - от 14 копеек черный ржаной до 22 копеек белый круглый. Батоны - 15-22 копейки, сдобная булочка - 6-8 копеек. Вареная колбаса стоила от 1 рубля до 2,80. Копченая колбаса в гастрономах бывала редко, и за ней выстраивались очереди, стоила она 3,5-3,8 рубля за килограмм. Мясо в государственном магазине стоило от 1,5 до 2,5 рубля за килограмм. А рядом был кооперативный магазин, где свежее мясо можно было купить от 3,5 до 4 рублей за килограмм. Там же в изобилии лежала полукопченая и копченая колбаса от 6 до 10 рублей. Парная вырезка на базаре стоила от 3,5 до 5 рублей за килограмм. А еще мясо всегда было в столовых в виде котлет, отбивных или гуляша, и стоило оно от 18 до 35 копеек. За 50 копеек можно было взять мясное с гарниром, хлеб, салатик и стакан чая. Сахар стоил 78 копеек за кг, подсолнечное масло - 50 коп, масло сливочное - 3,4 за кг. Сметана - 1,1. Сыр - 3 рубля.

Поллитровая бутылка молока, в зависимости от жирности, стоила от 26 до 29 копеек. Десяток яиц - 80-90 копеек. Баночка майонеза стоила 33 копейки. Приличный обед на семью обошелся бы в 10 рублей максимум, причем продуктов хватило бы на несколько дней. При этом цены на продукты питания практически не менялись целыми десятилетиями, а на некоторые, наоборот, снижались.

Государство постоянно дотировало из бюджета группу товаров первой необходимости. Именно поэтому продукты питания в СССР были очень дешевыми. Газ тогда стоил копейки. 1 КВт/ч электроэнергии - по 4 копейки в городе и по 1 копейке в селе. Трехкомнатная квартира обходилась в 10 рублей в месяц со светом, газом, квартплатой и водой.

Любой пенсионер мог позволить себе купить несколько газет и понравившуюся книгу. Пенсия в этот период колебалась от минимальной в 42 рубля до максимальной в 120-132 рубля в месяц.

Газета стоила 3 копейки, журнал - 30-50 коп. Книга из серии "Школьная библиотека" - в пределах 1 рубля. Художественная литература - 1,5-2 рубля. Добавим к средней зарплате советского человека, к примеру начинающего врача, ставка которого была 125 рублей, еще квартиру, бесплатные медицинское обслуживание, образование, практически бесплатные путевки в санатории и пионерлагеря.

При этом рабочий на заводе получал от 150 до 300 рублей, в среднем - 180 рублей в месяц. За три Брежневские пятилетки (1966-1980гг.) был кардинально обновлён жилищный фонд страны. Новое жильё получил 161 миллион человек - за три пятилетки.


За эти три пятилетки было построено 2/3 инфраструктуры (водопровод, теплоснабжение и канализация) городов и посёлков. Протяженность и сложность этих систем такова, что сейчас экономика т. н. независимых государств не может даже содержать их, не то чтобы строить новые.

При Брежневе народное хозяйство и все другие сферы человеческой деятельности насытились кадрами высокой квалификации и энергетическими мощностями. За время руководства страной Брежневым люди обустроили свой быт, стали хорошо питаться, расширились социальные возможности - в три раза выросло число выпускников полной средней школы, в два раза - число студентов вузов.

Население стабильно прирастало - в СССР за те 20 лет оно выросло более чем на 30 миллионов человек.


Сравним с сегодняшней демографической ситуацией... Именно в ту эпоху были созданы громадные технологические системы, благодаря которым мы пока еще держимся на плаву. Были разведаны, обустроены и введены в строй основные мощности топливно-энергетического комплекса, в том числе мощные нефтегазовые трубопроводы, создана основа Единой энергетической системы. Все эти системы, включая армию, были обеспечены научным сопровождением высшего класса.

Можно много писать о том времени, только недостаток газетной площади ограничивает воспоминания. Но в той, нашей "совковой" жизни, было и самое главное, то, что не купишь ни за какие деньги, - стабильность, порядок, чувство уверенности в завтрашнем дне, взаимопомощь и человеческие отношения между людьми, человек человеку был "друг, товарищ и брат".

Вот поэтому многие наши граждане так по-доброму и оценивают "эпоху Брежнева". И за это наша благодарность Леониду Ильичу Брежневу. А винить Брежнева можно разве только за то, что он вовремя не сумел уйти в отставку и тем самым допустил манипулирование собой ближайшим окружением, не подготовил достойного приемника.