Беременность

Военные корабли времен второй мировой войны. Американские крейсеры в годы второй мировой. Эсминцы и сторожевые корабли

К моменту окончания Второй мировой класс быстроходных линейный кораблей достиг предела в своем развитии, выгодно объединив в себе разрушительную мощь и защищенность дредноутов с высокой скоростью линейных крейсеров, эти образцы морского совершили немало удивительных подвигов под флагами всех воевавших государств.


Составить какой-либо «рейтинг» линкоров тех лет не представляется возможным – на первое место претендуют сразу четыре фаворита, и у каждого из них на то имеются самые серьезные основания. Что касается остальных мест почетного пьедестала, здесь вообще невозможно сделать какой-либо осознанный выбор. Только индивидуальные вкусы и субъективные предпочтения. Каждый линкор отличается своей неповторимой конструкцией, хроникой боевого применения и, зачастую, трагической гибели.

Каждый из них создавался под свои, конкретные задачи и условия несения службы, под определенного противника и в соответствии с выбранной концепцией применения флота.

Разные театры боевых действий диктовали разные правила: внутренние моря или открытый океан, близость или, наоборот, чрезвычайная удаленность баз. Классические эскадренные бои с такими же монстрами или кровавая каша с отражением бесконечных воздушных атак и обстрелом укреплений на вражеском побережье.

Корабли нельзя рассматривать в отрыве от геополитической ситуации, состояния научно-промышленной и финансовой сфер государств – все это оставляло немалый отпечаток на их конструкции.

Прямое сравнение между каким-либо итальянским «Литторио» и американским «Норт Кэролайн» совершенно исключено.

Тем не менее, претенденты на звание лучшего линкора видны невооруженным глазом. Это «Бисмарк», «Тирпиц», «Айова» и «Ямато» - корабли о которых слышали даже те, кто никогда не интересовался флотом.

Жизнь по заветам Сунь Цзы

…Линейные корабли Её Величества «Энсон» и «Дюк оф Йорк», авианосцы «Викториэс», «Фьюриэс», эскортные авианосцы «Сичер», «Эмпьюер», «Песьюэр», «Фэнсер», крейсера «Белфаст», «Беллона», «Роялист», «Шеффилд», «Ямайка», эскадренные миноносцы «Джавелин», «Вираго», «Метеор», «Свифт», «Виджилент», «Уэйкфул», «Онслот»… - всего порядка 20 единиц под британскими, канадскими и польскими флагами, а также 2 флотских танкера и 13 сквадронов палубной авиации.

Только в таком составе в апреле 1944 года британцы отважились приблизиться к Альта-фьорду – там, где под мрачными сводами норвежских скал ржавела гордость Кригсмарине, супер-бэттлшип «Тирпиц».
Результаты операции «Вольфрам» оцениваются как спорные – палубным самолетам удалось разбомбить немецкую базу и причинить надстройкам линкора серьезный ущерб. Однако, очередного «Перл-Харбора» не получилось – нанести «Тирпицу» смертельные раны англичане не смогли.

Немцы потеряли 123 человека убитым, но линкор по-прежнему представлял угрозу для судоходства в Северной Атлантике. Основные проблемы доставили не столько многочисленные попадания бомб и пожары на верхней палубе, сколько вновь открывшиеся течи в подводной части корпуса – результат предыдущей британской атаки с использованием мини-субмарин.

…Всего за время стоянки в норвежских водах «Тирпиц» выдержал десятки ударов с воздуха - в совокупности, за годы войны в налетах на линкор приняло участие около 700 самолетов британской и советской авиации! Тщетно.

Спрятавшись за противоторпедной сетью, корабль был неуязвим для торпедного оружия союзников. В то же время, авиационные бомбы оказались неэффективны против столь хорошо защищенной цели; можно было бесконечно долго громить броневую цитадель линкора, но разрушение надстроек не могло критическим образом повлиять на боеспособность «Тирпица».

Тем временем, бритты упрямо рвались к месту стоянки тевтонского зверя: мини-субмарины и человеко-торпеды; налеты палубной и стратегической авиации. Агенты-информаторы из местных, регулярное слежение за базой с воздуха…

«Тирпиц» стал уникальным воплощением идей древнего китайского полководца и мыслителя Сунь Цзы («Искусство войны») – не сделав ни одного выстрела по кораблям противника, он на три года сковал все действия британцев в Северной Атлантике!

Один из самых эффективных боевых кораблей Второй мировой, непобедимый «Тирпиц» превратился в зловещее пугало для британского Адмиралтейства: планирование любой операции начиналось с вопроса «Что делать, если
«Тирпиц» покинет свою стоянку и выйдет в море?

Именно «Тирпиц» распугал эскорт конвоя PQ-17. На него охотились все линкоры и авианосцы флота метрополии в арктических широтах. В него стреляла лодка К-21. Ради него «Ланкастеры» из Королевских ВВС обосновались на аэродроме Ягодный под Архангельском. Но все оказалось бесполезно. Британцы смогли уничтожить супер-линкор только к концу войны с помощью чудовищных 5-тонных бомб «Толлбой».


Tallboy ("Верзила")


Впечатляющий успех линкора «Тирпиц» - наследство, оставшееся от легендарного «Бисмарка» - однотипного линейного корабля, встреча с которым навечно вселила страх в сердца англичан: перед глазами застыл погребальный столб пламени, взметнувшийся над британским линейным крейсером HMS Hood. Во время боя в Датском проливе сумрачному тевтонскому рыцарю потребовалось всего пять залпов, что бы разделаться с британским «джентльменом».


"Бисмарк" и "Принц Ойген" в боевом походе


А потом наступил час расплаты. За «Бисмарком» погналась эскадра из 47 кораблей и 6 субмарин Её Величества. После боя британцы подсчитали: чтобы затопить зверя, им пришлось выпустить 8 торпед и 2876 снарядов главного, среднего и универсального калибра!


Какой крепыш!

Иероглиф «верность». Линкоры типа «Ямато»

На свете есть три бесполезные вещи: пирамида Хеопса, Великая китайская стена и линкор «Ямато»…Неужели?

С линейными кораблями «Ямато» и «Мусаси» произошла вот какая история: они были незаслуженно оклеветаны. Вокруг них сложился устойчивый образ «неудачников», бесполезных «вендервафель» позорно погибших при первой же встрече с противником.

Но по фактам мы имеем следующее:

Корабли были спроектированы и построены в заданный срок, успели повоевать и, наконец, приняли героическую смерть перед лицом численно превосходящих сил противника.

Что еще от них требуется?

Ярких побед? Увы, в той ситуации, в которой находилась Япония в период 1944-45 гг., даже сам морской царь Посейдон вряд ли бы смог действовать лучше, чем линкоры «Мусаси» и «Ямато».

Недостатки супер-линкоров?

Да, в первую очередь слабая ПВО – ни чудовищные фейерверки «сансики 3» (зенитные снаряды калибра 460 мм), ни сотни мелкокалиберных автоматов с магазинным питанием не могли заменить современные зенитки и системы управления с корректировкой огня по данным радара.

Слабая ПТЗ?
Я вас умоляю! «Мусаси» и «Ямато» погибли после 10-11 попаданий торпед – столько бы не выдержал ни один линкор на планете (для сравнения, вероятность гибели американской «Айовы» от попадания шести торпед, по расчетам самих же американцев, оценивалась в 90%).

В остальном, линкор «Ямато» соответствовал фразе «самый, самый»

Самый большой линкор в истории и, по совместительству, самый крупный боевой корабль, принявший участие во Второй мировой войне.
70 тысяч тонн полного водоизмещения.
Главный калибр – 460 мм.
Бронепояс – 40 сантиметров сплошного металла.
Стены боевой рубки – полметра брони.
Толщина лобовой детали башни ГК еще больше - 65 сантиметров стальной защиты.

Грандиозное зрелище!

Главный просчет японцев – завеса чрезвычайной секретности, окутавшая все, что было связано с линкорами типа «Ямато». На сегодняшний день существуют лишь считанные фотографии этих монстров - в основном сделанные с борта американских самолетов.

Такими кораблями стоило гордиться и не на шутку пугать ими врага – ведь янки до последнего момента были уверены, что имеют дело с обычными линкорами, с орудиями калибром 406 мм.

При грамотной пиар-политике, само известие о существовании линкоров «Ямато» и «Мусаси» могло вызвать панический страх среди командующих ВМС США и их союзников – так, как это произошло с «Тирпицем». Янки бы бросились строить аналогичные корабли с полуметровой броней и пушками калибра 460 или даже 508 мм – в общем, было бы весело. Стратегический эффект от японских супер-линкоров мог быть гораздо большим.


Музей "Ямато" в Куре. Японцы бережно хранят память о своем "Варяге"

Как погибли левиафаны?

«Мусаси» шел весь день в море Сибуян под шквальными атаками самолетов с пяти американских авианосцев. Шел весь день, а к вечеру погиб, получив по разным оценкам 11-19 торпед и 10-17 авиационных бомб…
Как вы полагаете, велики ли были защищенность и боевая устойчивость японского линкора? И кто из его ровесников смог бы повторить подобное?

«Ямато»… смерть с высоты была его судьбой. Следы торпед, черно от самолетов небо…
Говоря откровенно, «Ямато» совершил почетную сэппуку, выйдя в составе маленькой эскадры против восьми авианосцев 58-го оперативного соединения. Результат предсказуем – две сотни самолетов растерзали линкор и его немногочисленный эскорт за два часа.

Эра высоких технологий. Линкоры типа «Айова»

Что если бы?
Что если бы вместо «Ямато», навстречу 58-му оперативному соединению адмирала Митшера вышел линкор, идентичный американской «Айове»? Что если бы японской промышленности удалось создать системы ПВО, аналогичные тем, что имелись в то время на кораблях ВМС США?

Чем бы окончился бой между линкором и американскими авианосцами, будь у японских моряков системы, аналогичные Mk.37, Ford Mk.I Gunfire Control Computer, SK, SK-2, SP, SR, Mk.14, Mk.51, Mk.53… ?

За сухими индексами скрываются шедевры технического прогресса – аналоговые компьютеры и автоматические системы управления огнем, радары, радиовысотомеры и снаряды с радиолокационным взрывателем – благодаря всем этим «фишкам» зенитный огонь «Айов» был как минимум в пять раз точнее и результативнее, чем выстрелы японских зенитчиков.

А еще если учесть ужасающую скорострельность зениток Mk.12, чрезвычайно эффективные 40 мм «Бофорсы» и автоматы «Эрликон» с ленточным питанием… Существует немалый шанс, что атака американской авиации могла захлебнуться в крови, а поврежденный нео-Ямато смог бы доковылять до Окинавы и выброситься на мель, превратившись в непобедимую артиллерийскую батарею (согласно плану операции Тен-Ити-Го).

Все могло быть… увы, «Ямато» отправился на морское дно, а впечатляющий комплекс зенитных средств стал прерогативой американских «Айов».

Смириться с мыслью, что лучший корабль – опять у американцев, совершенно невозможно. Ненавистники США в один миг найдут дюжину причин, по которым «Айова» не может считаться самым совершенным линкором.

«Айовы» жестко критикуют за отсутствие среднего калибра (150…155 мм) – в отличие от любых немецких, японских, французских или итальянских линкоров, американские корабли были вынуждены отбиваться от атак вражеских эсминцев только универсальными зенитками (5 дюймов, 127 мм).

Также, среди недостатков «Айов» называют отсутствие перегрузочных отделений в башнях ГК, худшую мореходность и «всходимость на волну» (по сравнению с тем же британским «Вэнгардом»), относительную слабость их ПТЗ перед японскими «лонг лэнсами», «мухлеж» с заявленной максимальной скоростью (на мерной миле линкоры с трудом разгонялись до 31 узла – вместо заявленных 33-х!).

Но, пожалуй, наиболее серьезное из всех обвинений – слабость бронирования по сравнению с любым из их ровесников – особенно много вопросов вызывают траверзные переборки «Айов».

Конечно, защитники американского кораблестроения сейчас изойдут паром, доказывая, что все перечисленные недостатки «Айовы» - всего лишь иллюзия, корабль проектировался под конкретную ситуацию и идеально соответствовал условиям Тихоокеанского театра военных действий.

Отсутствие среднего калибра стало преимуществом американских линкоров: для борьбы с надводными и воздушными целями хватало универсальных «пятидюймовок» - брать на борт 150 мм орудия в качестве «балласта» не имело смысла. А наличие "продвинутых" систем управления огнем окончательно нивелировало фактор отсутствия «среднего калибра».

Упреки в плохой мореходности – чисто субъективное мнение: «Айова» всегда считалась чрезвычайно устойчивой артиллерийской платформой. Что касается сильного «захлестывания» носовой части линкора в штормовую погоду – этот миф был рожден уже в наше время. Современнее моряки были удивлены повадкам бронированного монстра: вместо того чтобы спокойно покачиваться на волнах, тяжелая «Айова» резала волны, словно нож.

Повышенные износ стволов ГК объясняется очень тяжелыми снарядами (что есть неплохо) – бронебойный снаряд Mk.8 массой 1225 кг являлся самым тяжелым в мире боеприпасом своего калибра.

С ассортиментом снарядов у «Айовы» вообще не было проблем: на корабле имелся целый набор бронебойных и фугасных боеприпасов и зарядов различной мощности; после войны появились «кассетные» Mk.144 и Mk.146, начиненные разрывными гранатами в количества 400 и, соответственно, 666 штук. Чуть позже был разработан спецбоеприпас Mk.23 с ядерной боеголовкой мощностью 1 кт.

Что касается «недобора» проектной скорости на мерной миле, то испытания «Айов» проводились при ограниченной мощности ГЭУ – просто так, без веского повода, форсировать машины до проектных 254 000 л.с. бережливые янки отказались.

Общее впечатление от «Айов» может испортить лишь их относительно низкая защищеннность… впрочем, данный недостаток с лихвой компенсируется множеством других достоинств линкора.

«Айовы» имеют выслугу поболее, чем все остальные линкоры ВМВ вместе взятые – Вторая мировая, Корея, Вьетнам, Ливан, Ирак… Линкоры этого типа пережили всех - модернизация середины 1980-х позволила продлить срок службы ветеранов до начала XXI века – линкоры лишились части артиллерийского вооружения, взамен получив 32 КРМБ «Томагавк», 16 противокорабельных ракет «Гарпун», ЗРК «СиСпэрроу», современные радары и системы ближнего боя «Фаланкс».


У берегов Ирака


Однако, физический износ механизмов и окончание Холодной войны сыграли не последнюю роль в судьбе самых известных американских линкоров – все четыре монстра досрочно покинули состав ВМС США и превратились в крупные военно-морские музеи.

Чтож, фавориты определены. Теперь настало время упомянуть ряд других бронированных чудовищ – ведь каждый из них достоин своей порции удивления и восхищения.

Вот, например, «Jean Bart» - один из двух построенных линкоров типа «Ришелье». Элегантный французский корабль с неповторимым силуэтом: две четырехорудийные башни в носовой части, стильная надстройка, лихо загнутая назад дымовая труба…

Линкоры типа «Ришелье» считаются одними из наиболее совершенных кораблей в своем классе: имея меньшее на 5-10 тысяч тонн водоизмещение, чем любой «Бисмарк» или «Литторио», «французы» практически не уступали им по мощности вооружения, а по параметру «защищенность» - схема и толщина бронирования «Ришелье» была даже лучше, чем у многих из его более крупных сверстников. И все это успешно сочеталось со скоростью более 30 узлов – «француз» был самым быстрым из европейских линейных кораблей!

Необычная судьба этих линкоров: бегство недостроенных кораблей с верфи, во избежание захвата немцами, морской бой с британским и американским флотами в Касабланке и Дакаре, ремонт в США, а затем долгая счастливая служба под флагом Франции до второй половины 1960-х годов.

А вот великолепная троица с Аппенинского полуострова – итальянские линкоры типа «Литторио».

Эти корабли обычно служат объектом жестокой критики, но если применить комплексный подход при их оценке, то выяснится, что линкоры «Литторио» не так уж плохи на фоне их британских или немецких ровесников, как это принято считать.

В основе проекта лежала гениальная концепция итальянского флота – к черту большую автономность и запас топлива! – Италия расположена посреди Средиземного моря, все базы под боком.
Сэкономленный резерв нагрузки был потрачен на броню и оружие. В результате у «Литторио» появились 9 орудий главного калибра в трех вращающихся башнях – больше, чем любого из их европейских «коллег».


"Рома"


Благородный силуэт, качественные обводы, хорошая мореходность и высокая скорость хода – в лучших традициях итальянской школы кораблестроения.

Хитроумная противоторпедная защита на основе расчетов Умберто Пульезе.

Как минимум, заслуживает внимания схема с разнесенным бронированием. Вообще, во всем, что касается бронирования, линкоры типа «Литторио» заслуживают самых высоких оценок.

А в остальном…
А в остальном итальянские линкоры получились скверными – до сих пор остается загадкой, отчего у итальянцев так криво стреляли пушки – несмотря на отличную бронепробиваемость, 15-дюймовые итальянские снаряды обладали удивительно низкой точностю и кучностью стрельбы. Перефорсировка стволов орудий? Качество изготовления лейнеров и снарядов? А может быть, сказались национальные особенности итальянского характера?

В любом случае, главная проблема линкоров типа «Литторио» была в их бездарном применении. Итальянским морякам так и не удалось вступить в генеральное сражение с флотом Её Величества. Взамен, головной «Литторио» был потоплены прямо на своей якорной стоянке, во время британского налета на на ВМБ Таранто (жизнерадостные разгильдяи поленились натянуть противоторпедную сеть).

Ничуть не лучше завершился рейд «Витторио Венето» против британских конвоев в Средиземном море – избитый корабль едва смог вернуться в базу.

В общем, ничего хорошего из затеи с итальянскими линкорами не вышло. Ярчее и трагичнее всех завершил свой боевой путь линкор «Рома», исчезнув в оглушительном взрыве собственных артпогребов – результат меткого попадания немецкой управляемой авиабомбы «Фриц-Х» (авиабомбы? Слабо сказано. 1360-килограммовый боеприпас «Фриц-Х» был мало похож на обычную бомбу).

Эпилог.

Линкоры бывали разные. Были среди них грозные и эффективные. Встречались не менее грозные, но малоэффективные. Но всякий раз, факт наличия у противника таких кораблей доставлял противоположной стороне немало хлопот и тревог.
Линкоры всегда остаются линкорами. Мощные и разрушительные корабли с высочайшей боевой устойчивостью.

По материалам:
http://wunderwaffe.narod.ru/
http://korabley.net/
http://www.navy.mil.nz/
http://navycollection.narod.ru/
http://www.wikipedia.org/
http://navsource.org/

14 февраля 1939 года в Гамбурге на верфи «Блом & Фосс» был спущен германский линкор «Бисмарк». Этот корабль был назван в честь первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка и по праву считается одним из самых известных кораблей периода Второй Мировой Войны. «Бисмарк» знаменит тем, что во время своего единственного выхода в бой в мае 1941 года потопил сильнейший британский крейсер «Худ» (HMS Hood). Британский флот отомстил «Бисмарку» лишь спустя трое суток погони. Во время своей службы он был крупнейшим линкором в мире, а класс «Бисмарк» остается третьим по величине (после японского «Ямато» и американского «Айова») классом линкоров за всю историю.

Мы решили рассказать о других знаменитых боевых кораблях второй Мировой Войны:

1.Линкор «Худ».

HMS «Hood" — линейный крейсер британского флота. Назван в честь английского адмирала Сэмюэля Худа. При строительстве линкора планировалось учесть горький опыт, приобретенный после Ютландского сражения, когда британцы потеряли три линейных крейсера. Правда, несмотря на все усовершенствования, корабль погиб 24 мая 1941 года в бою с германским линкором «Бисмарк».

2. Линкор «Северная Каролина» (США)

Строительство этого линкора было начато на верфи ВМФ США в Нью-Йорке 27 октября 1937 года. На воду корабль был спущен 13 июня 1938 года, но в эксплуатацию вошел лишь в 1942 году по причине некоторых технических неисправностей. Когда, наконец, все работы были завершены, линкор был направлен в Тихий Океан.

«Северная Каролина» должен был прикрывать три авианосца в составе авианесущей группы. 24 августа 1942 года линкор успешно защитил авианосную группу от налетов японских ВВС, но 15 сентября «Северная Каролина» была атакована подводной лодкой «I-15» и получила пробоину. Отремонтировать корабль не удалось. Весной 1962 года линкор был выкуплен администрацией штата Северная Каролина на пожертвования патриотично настроенных граждан, и превращен в музей боевой славы.

3. Линкор «Королева Елизавета» (Великобритания)

«Queen Elizabeth» относится к классу супердредноутов Royal Navy. Головной корабль серии из пяти линкоров был названо в честь английской королевы Елизаветы I. Первый и последний линкор броненосной эпохи, названный в честь представителя династии Тюдоров, заметно превосходил современные ему германские корабли по огневой мощи, бронезащите и скорости.

Линкор «Queen Elizabeth» отличился в сражениях Первой Мировой, с февраля по май 1915 года бомбардировал турецкие позиции у Дарданелл. В декабре 1941 корабль был сильно поврежден итальянскими боевыми пловцами (операция Александрия), и ремонтировался до 1943 года. Тем не менее, даже не участвуя в сражениях, супердредноут «Queen Elizabeth» стал символом уходящей эпохи, задав основные направления развития линейных кораблей.

4. Линкор «Айова» (США)

«Айова» вошел в состав ВМС США в 1943 году. Головной линкор серии, в которую вошли также корабли «Нью-Джерси», «Миссури» и «Висконсин», стал легендой благодаря своим исключительным успехам в сражениях с флотом императорской Японии. Продуманное сочетание скоростных характеристик, огневой мощи и бронирования сделали этот корабли образцом «плавучей крепости», затмившей славу прежних дредноутов. Неудивительно, что свою боевую вахту корабли серии «Айова» закончили только в 1990-м году.

5. Крейсер «Тонэ» (Япония)

Этот корабль считается едва ли не лучшим тяжелым крейсером своего времени. Два японских крейсера типа «Тонэ» («Тонэ» и «Чикума») вошли в строй в 1937и 1938 годах. Критики проекта отмечали сильную перегруженность этих кораблей, и невыносимые условия службы для их экипажей: тесные жилые отсеки крейсеров можно было с полным на то основанием назвать «стальными гробами». Тем не менее, броневая защита, вооружение корабля и его ходовые качества делали «Тонэ» самым совершенным крейсером кануна Второй мировой войны.

Для полного понимая картины: линкор — класс тяжелых бронированных артиллерийских боевых кораблей водоизмещением от 20 до 70 тысяч тонн, длиной от 150 до 280 м, при калибре орудий главного калибра 280—460 мм, с экипажем в 1500—2800 человек.

Линкоры стали эволюционным развитием броненосцев второй половины XIX века. Но прежде, чем их потопили-списали-превратили в музеи, кораблям пришлось пережить многое. Об этом и поговорим.

Ришелье

  • Длина — 247,9 м
  • Водоизмещение — 47 тысяч тонн

Назван в честь знаменитого государственного деятеля Франции кардинала Ришелье. Строился с целью пресекать разбушевавшийся флот Италии. В реальном бою так и не побывал, если не считать участия в Сенегальской операции в 1940 году. Печаль: в 1968 году “Ришелье“ отправили на лом. Выжило только одно из его орудий — установили в порту Бреста в качестве памятника.

Источник: wikipedia.org

Бисмарк

  • Длина — 251 м
  • Водоизмещение — 51 тысяча тонн

Сошел с верфи в 1939 году. При спуске на воду присутствовал фюрер всея Третьего Рейха, сам Адольф Гитлер. Бисмарк — один из самых известных кораблей Второй мировой войны. Он геройски уничтожил английского флагмана, крейсер “Худ“. За это так же геройски и поплатился: на линкора устроили настоящую охоту, и таки выловили. В мае 1941 года британские кораблики и торпедоносцы с продолжительным боем Бисмарка потопили.


Источник: wikipedia.org

Тирпиц

  • Длина — 253,6 м
  • Водоизмещение — 53 тысячи тонн

Хоть второй самый большой линкор Нацистской Германии был спущен на воду в 1939-м, в реальных боях поучаствовать он практически не смог. Он своим присутствием просто держал связанными руки арктического конвоя СССР и британского флота. В 1944 году в результате авианалета Тирпица потопили. И то с помощью специальных сверхтяжелых бомб типа Tallboy.


Источник: wikipedia.org

Ямато

  • Длина — 263 м
  • Экипаж — 2500 человек

“Ямато“ — один из крупнейших линейных кораблей в мире и самое большое боевое судно в истории из когда-либо потопленных в морском сражении. До октября 1944 года практически не участвовал в боях. Так, “по мелочи“: обстреливал американские кораблишки.

6 апреля 1945 года вышел в очередной поход, цель — противостоять высадившимся на Окинаве войскам янки. В итоге 2 часа подряд “Ямато“ и другие японские судна были в аду — их обстреливали 227 американских палубных кораблей. Самый большой линкор Японии словил 23 попадания авиабомб и торпед → рванул носовой отсек → корабль затонул. Из экипажа выжило 269 человек, 3 тысячи моряков погибли.


Источник: wikipedia.org

Мусаси

  • Длина — 263 м
  • Водоизмещение — 72 тысячи тонн

Второй самый большой японский корабль времен Второй мировой. Спущен на воду в 1942 году. Судьба “Мусаси“ трагична:

  • первый поход — пробоина в носовой части (торпедная атака американской подлодки);
  • последний поход (октябрь 1944, в море Сибуян) — попал под атаку американских самолетов, словил 30 торпед и авиабомб;
  • вместе с судном погиб его капитан и более тысячи членов экипажа.

4 марта 2015 года, через 70 лет после гибели, затонувший “Мусаси“ в водах Сибуяна обнаружил американский миллионер Пол Аллен. Линкор покоился на глубине полутора километров.


Источник: wikipedia.org

Советский Союз

  • Длина — 269 м
  • Водоизмещение — 65 тысяч тонн

“Совки“ не строили линкоров. Попытались только один раз — в 1938 году начали закладывать “Советский Союз“ (линкор Проекта 23). К началу Великой Отечественной корабль был готов на 19%. Но немцы начали активно наступать, и страшно напугали советских политиканов. Последние дрожащими руками подписали указ об остановке строительства линкора, все силы кинули на штампование “тридцать-четверок“. После войны кораблик разобрали на металл.


» (6х280-мм орудий в двух 3-х орудийных башнях и 8х150-мм орудий в одноорудийных башенноподобных установках - по 4 на каждый борт) и британскими крейсерами «Эксетер» (тяжелый, 6х203-мм орудий в трех 2-х орудийных башнях), «Аякс» и «Ахиллес» (легкие, по 8х152-мм орудий в четырех 2-х орудийных башнях; «Ахиллес» - новозеландский).

Тяжелый крейсер "Шпее", целехонький еще.

Если британские крейсера были типичными представителями «договорных» кораблей межвоенного периода, то их немецкий противник - весьма необычная конструкция. Он был создан в рамках версальских ограничений для замены устаревших броненосцев времен периода русско-японской войны (более крупные корабли немцам иметь не разрешалось). Правда, предел в 10.000т в/и немцам удержать не удалось, но результат оказался неплох - новые корабли превосходили по силе все «договорные крейсера» и были быстрее большинства линкоров, т.е. в теории могли уничтожить первого и убежать от второго. Лишь 5 кораблей в 1939 году представляли для них опасность - 3 британских («Худ», «Рипалс» и «Ринаун», соответственно 8 и 6х 381-мм орудий) и 2 французских («Дюнкерк» и «Страсбург», 8х330-мм), имевших превосходство в скорости и бронировании. Особенно необычной была ГЭУ корабля - 8 (!) дизелей обеспечивали скорость в 26 уз. Бронирование было посредственным. Сами немцы использовали для классификации традиционный термин «броненосец» (позднее перевели в крейсера), британцы придумали термин «карманный линкор» (встречал и термин «дизельный линкор»). Всего немцы построили 3 корабля этого типа ("Шпее" - 3-й), их основное предназначение - рейдерские операции на морских коммуникациях противника. И вот судьба распорядилась довольно скоро проверить на практике теоретические расчеты.

«Шпее» вышел в море еще до начала войны и приступил к операциям в южной части Атлантического и Индийского океанов после того как исчезли надежды на заключение мира между Германией и Британией. Нельзя сказать что его охота была удачной - он уничтожил всего 9 британских «купцов», критически ценного груза ни на одном из них не было. Для поимки рейдера британцы сформировали несколько поисковых групп, одна из к-рых - коммодора Г.Харвуда (флаг на «Аяксе») - и сыграла свою роль (кроме упомянутых выше крейсеров в группу входил еще тяжелый крейсер «Камберленд» - 8х203-мм орудий, но в момент боя он ремонтировался на Фолклендах). Харвуд верно угадал время и р-н «встречи» - у устья Ла-Платы и распорядился действовать в бою двумя группами - «Эксетер» отдельно и два легких крейсера вместе, с целью разделения огня противника. Для «приманивания» броненосца британцы использовали случайно встреченного голландского купца, силуэтом похожего на немецкое вспомогательное судно снабжения«Уссукума» (везло для «Шпее» з/ч и пр.), перехваченное и уничтоженное ими ранее.

В 6:10 утра 13 декабря стороны обнаружили друг друга, причем немцы неверно идентифицировали противника (как тяжелый крейсер и 2 эсминца - сказались однотрубные силуэты британских легких крейсеров типа «Линдер» и неисправность самолета броненосца) и командир «Шпее» Г.Лангсдорф быстро пошел на сближение (говорят сказалось его торпедно-катерное прошлое). Нек-рые считают это его ошибкой, но это не так - британские корабли превосходили броненосец в скорости (на 4-6 уз) и могли бы выбирать дистанцию в любом случае. В 6:18 броненосец открыл огонь, британские корабли начали отвечать в 6:20/23. Уже в 6:23 «Эксетер» получил первое попадание (немцы стрелять умели!). А вот свою ПЕРВУЮ ОШИБКУ Лангсдорф совершил в 6:30 - он разделил огонь главного калибра (т.е. сделал то, чего и добивались британцы) - стрельба 150-мм орудий броненосца, не имевших центральной наводки была абсолютно неэффективной (планировалось, что с их помощью будут топить неподвижные или медленно идущие торговые суда) и он решил использовать против легких крейсеров британцев одну из двух башен 280-мм…

К 7:30 на «Эксетере» были выведены из строя все орудия ГК и он вышел из боя, имея крен, пожары на борту и скорость упавшую до 18 уз. Тут Лангсдорф совершил свою ВТОРУЮ ОШИБКУ - не добил противника («Эксетер» дойдет до Фолклендов, где пройдет минимально необходимый ремонт, за к-рым последует уже основательный 13-месячный в Британии - и лишь для того, чтобы попасть на Восток и быть потопленным японцами в 1942 году…) - а ведь Харвуд не прошел бы мимо барахтающихся в воде моряков - даже для сброса спасательных средств нужно время!

"Шпее" после боя - видны надводные пробоины в носовой части

Повреждения получил и «Шпее» (включая топливную систему), для их исправления Лангсдорф и решил зайти в нейтральный порт, выбрал Монтевидео - ТРЕТЬЯ ОШИБКА (аргентинцы к немцам относились лучше). В 7:40 бой практически закончился, хотя стороны изредка обменивались залпами. В ночь с 13-го на 14-е декабря броненосец вошел в порт Монтевидео, где и получил разрешение находиться 72 часа. Тут британцы мастерски развернули информационную войну - создали у немцев впечатление, что к ним присоединились линейный крейсер «Ринаун», авианосец «Арк Ройял» и еще 3 крейсера (на самом деле они могли прибыть только 19-го, а 14-го вечером с Фолклендов подошел только «Камберленд», но боевой дух немцев из-за этих липовых новостей сильно упал). Лангсдорф вел интенсивные переговоры с Берлином, но в результате лишь совершил ЧЕТВЕРТУЮ ОШИБКУ - 17-го вышел на рейд Монтевидео (на набережной в предвкушении зрелища морского боя собрался весь город, радиокомментаторы вели прямые репортажи) и там покинул и взорвал свой корабль - считают, что повлияла контузия, полученная во время боя (напомню - устье Ла-Платы шириной ок. 100 км, с тремя основными проходами, британцы физически не в состоянии были их перекрыть тремя кораблями, особенно в темное время суток)… Экипаж перешел на вспомогательный корабль «Такома», на к-рой пришел в Буэнос-Айрес, где и интернировался.

Взорванный броненосец горел 3 дня

Противники "Шпее":

"Эксетер" до и после боя (на Фолклендах)


"Аякс" до и после боя

Колокол "Аякса" в порту Монтевидео. Крейсер пережил войну (2 года, правда, стоял в ремонте - с перерывом на полутонную немецкую бомбу), списан в 1948 году

"Ахиллес" получил в бою наименьшие повреждения

Одна из башен "Ахиллеса" в Окленде (Н.Зеландия), крейсер тоже пережил войну, в 1948 году продан Индии, там списан только в 1978 г.

Конечно, такой оборот событий негативно сказался на общественном мнении в Германии - надо вспомнить, что шла «странная война» - т.е. после Польши особых событий не было - гибель броненосца в бою была бы, несомненно, достойнее. 19 декабря, видимо осознав, что он совершил Лангсдорф застрелился… Результат то совсем неважный - против 9 британских торговых судов (50.000т) и 2 поврежденных крейсеров («Ахиллес» практически не имел повреждений) - 1.000 интернированных моряков (в бою погибло 72 британца и 36 немцев), потерянный броненосец (один из всего 10 немецких тяжелых кораблей в войну) и 3 вспомогательных судна (кроме «Уссукумы» и «Такомы» британцы перехватили в норвежских водах в феврале 1940 года «Альтмарк» с частью экипажей судов, потопленных «Шпее» - этот инцидент подтолкнул Гитлера к захвату Норвегии). В 1940 году головной корабль серии - "Дойчланд" был переименовпн в "Лютцов" (Гитлер не хотел услышать что Германия утонула).

Кстати, говорят в юности соседом Лангсдорфа был сам адмирал фон Шпее, что и повлияло на выбор профессии. Напомню, что сам Шпее погиб со своей эскадрой и двумя сыновьями в той же самой Южной Атлантике (у Фолклендов) за 25 лет до описанных событий - об этом напишу отдельно.

Из почти 1.000 немцев из экипажа броненосца, интернированных в Аргентине нек-рые так там и остались, но был и другой пример - главный артиллерист «Шпее» П.Ашер сумел вернуться в Германию, стал 1-м офицером штаба адмирала Лютьенса на «Бисмарке» и погиб на нем в мае 1941 года - как вам «типичная» судьба «еврейского паренька» (а Ашер именно такой!) в гитлеровской Германии?!

В 1956 году британцы сняли фильм о бое - The Battle of the River Plate - он переведен на русский язык. Немцы там чуть ли не друзья британцев (надо вспомнить что это за время - их только в НАТО приняли, общий враг - мы), «Шпее» «играет» американский тяжелый крейсер «Салем», а вот «Ахиллес» - настоящий (в это время он уже служил в индийском флоте под именем «Дели»). В фильме вовсю присутствует типичный британский юмор - например при осмотре повреждений «Аякса» Харвуд делится со своим штабом: «хорошо стреляет, на деревенской ярмарке он бы получил плюшевого мишку».

С 1940 года предпринимались попытки подьема отдельных частей «Шпее» (особенно британцев интересовал радар), последние - в 2006 году. Часть поднятого установлена в порту и музее Монтевидео, кое-что я сфотографировал… Есть даже проект подьема остатков корабля целиком - но это фантастика уругвайских масштабов.

P .S . На первый взгляд эпизод схож с нашим «Варягом», но не стоит забывать о том, что японцы имели изначально подавляющее превосходство в силах, ТТЭ кораблей, на их стороне были особенности места боя.



Дальномер "Шпее" в порту Монтевидео - мое фото (вообще об этом исключительно комфортном городе см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1547592.html + по ссылкам внутри)

Линкоры

В 1930-е гг. Япония, вынашивавшая планы неизбежного столкновения с США, втайне задумала создать три самых мощных линкора, которые внушили бы страх всем морским державам. Разработка этих суперкораблей была поручена императорскому военно-морскому техническому комитету «Кампон».

Всего за два с половиной года работы неутомимый «Кампон» представил на рассмотрение 22 (!) варианта проекта линейного корабля нового типа.

В марте 1937 г. проект корабля был одобрен, и уже в ноябре на военной судоверфи в Куре заложили головной корабль серии однотипных японских дредноутов - «Ямато».

«Ямато» был настоящим гигантом. При длине 263 м он имел водоизмещение 72 000 т и паровую машину с 12 котлами, позволявшую линкору развивать скорость до 27 узлов. Корабль был одет в мощную броню, толщина которой в некоторых местах достигала 406 мм. Кроме этого, корпус для обеспечения непотопляемости разделили на 1147 (!) водонепроницаемых отсеков. Судовая артиллерия калибром 460 мм стреляла 1450-килограммовыми снарядами, каждый из которых поражал цель на дистанции до 22,5 миль. Кроме разнокалиберных орудий общим количеством 61 корабль вооружили 6 самолетами.

Трио японских линкоров - «Ямато», «Мусаси» и «Синано» - превзошло по водоизмещению, скорости и вооружению не только корабли, имевшиеся к началу 1940-х гг. у США и других стран, но и все, что могло быть построено потенциальным противником в ближайшее десятилетие. Они казались совершенством. «Ямато» являлся флагманским кораблем японского флота. В одной из битв он затопил американский авианосец и три эскадренных миноносца. Казалось, что «Ямато» непобедим, но он все же был потоплен 7 апреля 1945 г.: для этого потребовалось десять торпед и двадцать три бомбы, сброшенные с самолетов. Такая же участь постигла и «Мусаси». Получив многочисленные пробоины от одиннадцати торпед и двадцати бомб, колосс ушел на дно.

Тем не менее линкоры, вышедшие на морские дороги Второй мировой войны под флагами Америки и европейских держав, тоже были не маленькими кораблями. Их водоизмещение достигало 50-65 000 т. Главная артиллерия линкоров, «выплевывавшая» больше 10 т снарядов за один залп, состояла из 6-12 орудий калибром 356-406 мм, установленных по два, три или четыре в бронированных башнях. В состав универсальной артиллерии линейного корабля обычно входило от девяти до двадцати 127-152-мм орудий и около сотни зенитных автоматов.

В 1940 г. американцы заложили первые два судна новой серии из шести линкоров - «Айова» и «Нью-Джерси». Эти мощные корабли полным водоизмещением 57 000 т, имевшие на борту гидросамолеты, предназначались для действий в составе быстроходных авианосных соединений. Чтобы поднять скорость линкора до 33 узлов, пришлось облегчить бортовую броню, толщина которой составила всего 307 мм. Американцы долго скрывали это обстоятельство, и противник был убежден, что эти линкоры имеют 460-мм бронирование. Несмотря на большую длину в 270,4 м, американские линкоры были очень маневренными.
В декабре 1943 г. «Айова» доставила к берегам Северной Африки президента Рузвельта, откуда он отправился на знаменитую Тегеранскую конференцию. После этого линкор был прикомандирован к Тихоокеанской флотилии США: ему пришлось воевать у Маршалловых островов и принять участие в битве у залива Лейте, а мощная артиллерия линкора поддержала заключительный штурм Окинавы.

Перед войной СССР тоже начал строить свои линкоры. В 1938-1940 гг. на крупнейших судостроительных заводах было заложено несколько боевых кораблей типа «Советский Союз». Полное водоизмещение этих судов составляло 65 150 т, а скорость хода - 28 узлов.
«Советский Союз» планировалось вооружить 9 пушками главного калибра 406 мм. Остальные орудия (31 единица) имели калибр от 127 до 237 мм. Кроме этого, линкор должен был стать авианесущим - на его борту решили установить катапульту и четыре самолета. Великая Отечественная война прервала работы по строительству советских дредноутов - ни одни из них так и не был спущен на воду.

На военно-морскую стратегию государств антигитлеровской коалиции значительно повлияло строительство нескольких крупных немецких линкоров. Одним из них был «Тирпиц», водоизмещение которого составляло 53 500 т, длина - 250,5 м, ширина - 36 м, а экипаж - 1905 человек. Немецкий линкор был очень быстроходным, он легко развивал скорость в 31 узел.
«Тирпиц» был просто напичкан самой разнообразной артиллерией. К 1943 г., в самый разгар войны, вооружение линкора включало 132 орудия, в том числе 8 главного 380-мм калибра, и 8 торпедных аппаратов. На борту линкора в специальных ангарах располагались четыре боевых самолета.

Несмотря на устрашающую боевую мощь, не все операции этого дредноута были удачными. Он был слишком лакомым кусочком для субмарин. В 1942 г. при нападении на вражеский конвой у берегов Норвегии «Тирпиц» был атакован советской подлодкой «К-21». Получив повреждения, он был вынужден двинуться к себе на базу, но вскоре был запеленгован английской субмариной и спасся от нее позорным бегством.
В сентябре 1943 г. немецкий линкор вновь подвергся атаке английских субмарин - маленьких, типа «Миджет». Вражеские торпеды нанесли ему серьезные повреждения. Докончил дело снаряд с английского бомбардировщика.
В ноябре 1944 г. он угодил в кормовые артиллерийские погреба «Тирпица». Мощный взрыв потряс линкор, который тут же перевернулся и пошел на дно.

Крейсера

Крейсера

Начало развитию класса тяжелых крейсеров положило Вашингтонское морское соглашение 1922 г., ограничившее постройку сверхкрупных военных кораблей - главным образом линкоров н авианосцев. Что же касается крейсеров, то пункты Соглашения только подстегнули гонку вооружений. Понимая, что Англия вряд ли пустит на слом свои новейшие крейсера тина «Хаукиис», эксперты решили ограничить вооружение и водоизмещение всех будущих крейсеров характеристиками кораблей этого типа. Никто и не думал, что страны, до этого и не собиравшиеся обзаводиться тяжелыми крейсерами, немедленно начнут их строить, подгоняя под «вашингтонские ограничения» - 10 000 т водоизмещения, максимальный калибр орудий - 203 мм.

После 1922 г. тяжелые крейсера начали строить во всех странах, подписавших Соглашение, - в США, Франции, Японии и Италии. Пожалуй, одним из лучших крейсеров «вашингтонского типа» стал французский корабль «Алжир». Совершенные обводы его 186-метрового корпуса позволяли «выжать» из относительно маломощной турбиниой установки максимум возможной скорости - 31 узел. Подобные, но несколько лучше бронированные крейсера построили и в Штатах.

Однако уже через несколько лет интерес к крейсерам типа «Алжир» начал пропадать. Дело в том, что мощные, но тяжелые орудия были совершенно не нужны при выполнении крейсерских задач. Кроме этого, ослабленное бронирование делало эти суда очень уязвимыми во время эскадренного боя.
В начале 1930-х гг. все вновь обратили внимание на легкие крейсера меньшего водоизмещения с небольшим калибром орудий, зато очень быстроходные.
Так, например, калибр артиллерии на 5886-тоыном французском крейсере «Эмиль Бертен», построенном в 1933 г., составлял 152 мм, зато максимальная скорость хода перевалила за 39 узлов.

Считая французов своим главным врагом в предстоящей войне, Италия принялась за постройку легких крейсеров типа «кондотьери», способных, по ее мнению, одержать победу над быстроходными французскими миноносцами и лидерами. При водоизмещении 5200-7000 т «кондотьери» развивали скорость 37-42 узла, неся на борту восемь орудий калибром 152-мм, четырнадцать орудий калибром 37-100 мм и восемь зениток. Расплатой за скорость стала броня-«скорлупка» не толще 25 мм. Б итоге все «кондотьери» были уничтожены в первый же год войны.

Дальнейшая эволюция легких крейсеров пошла по пути усиления брони за счет некоторой потери скорости хода. В 1934 г. немцы построили легкий крейсер «Нюрнберг», который предназначался для действий на дальних океанских коммуникациях. Корабль имел водоизмещение 6980 т н среднюю скорость 32 узла. Крейсер за одно плавание мог преодолеть 5700 миль. Не прошло и года после спуска «Нюрнберга» на воду, как Германия сбросила с себя все ограничения Версальского мира и принялась строить тяжелые крейсера именно в тот момент, когда все морские державы решили отправить их на свалку. Немцы тщательно скрывали все, что касалось их тяжелых крейсеров, поэтому для Англии появление в 1939 г. крейсера «Адмирал Хиппер», вооруженного восемью 203-мм орудиями, стало неприятным сюрпризом. Вслед за ним Германия спустила на воду тяжелые «Блюхер» и «Принц Евгений». Три тяжелых крейсера вкупе с шестью легкими - вот и весь крейсерский флот фашистов, с которым они начали Вторую мировую войну.

В первый день Великой Отечественной войны судовая артиллерия крейсера «Киров», стоявшего на Усть-Двинском рейде, открыла огонь по немецким бомбардировщикам, атаковавшим Ригу. «Киров» был не единственным советским крейсером, во всеоружии встретившим врага. В предвоенные годы немногочисленная крейсерская эскадра Советов, состоявшая всего из 4 кораблей, пополнилась однотипными с «Кировым» судами - легкими крейсерами «Максим Горький», «Ворошилов» и «Слава».

Броненосный крейсер «Адмирал Нахимов»

Последние два крейсера вошли в состав Черноморского флота. Им не раз приходилось прорываться в Севастополь, доставляя в осажденный порт войска и боеприпасы. Кстати, «Славу» (водоизмещение 9700 т, длина 191,2 м, скорость 36,6 узла) первым из советских кораблей оснастили радиолокационной станцией. В 1942 г. взрыв вражеской торпеды, настигшей крейсер около Феодосии, оторвал корму крейсера. Но моряки не хотели расставаться со своим, казалось бы, смертельно раненым кораблем. Мастерам-ремонтникам удалось сделать невозможное: они отрезали корму у недостроенного крейсера «Фрунзе» и надежно «пришили» ее к пострадавшей «Славе». Крейсер продолжил сражаться, с честью прошел через всю войну и оставался в строю аж до 1973 г.

А вот девятке немецких крейсеров предстояла бесславная судьба. Многие из них позорно капитулировали. Крейсера «Нюрнберг» и «Принц Евгений» сдались в Копенгагене. Особенно не посчастливилось «Приицу Евгению»: он попал в руки американцев и был включен в состав подопытной эскадры, на которой испытывали взрывы ядерных бомб у атолла Бикини.

Американцы всегда расценивали малое водоизмещение корабля как препятствие для выполнения основной задачи американского флота - вести войну подальше от родных берегов. Однако в 1930-х гг. и их захватила мода на легкие крейсера. «Наштамповав» сразу 27 легких крейсеров типа «Кливленд», американцы поняли, что надо вернуться к привычным и надежным тяжелым крейсерам.
Они увеличили длину «Кливленда» на 20 м, поставили на него девять 203-мм орудий и многочисленные зенитки. После этого его переименовали в «Балтимор». Он стал прототипом для огромного числа новых серий американских крейсеров - как тяжелых, так и легких. Потомками «Балтимора» принято считать и тройку лучших тяжелых американских крейсеров, сошедших со стапелей уже после войны, - «Ньюпорт Ньюс», «Салем» и «Де Мойн». Из-за тяжелой брони и тяжелых 203-мм орудий их водоизмещение было увеличено до 17 000 т.

С 1952 г. на американских верфях начинают закладывать большие ударные авианосцы. Эти исполины, начиненные боеприпасами и авиационным горючим, оказались настолько уязвимыми для авиабомб и торпед подводных лодок, что нуждались в защите куда более мощных судов, чем тяжелые крейсера. Так закончилась эпоха обычных, или артиллерийских, крейсеров, которые открыли путь новому типу кораблей - крейсерам УРО (управляемого ракетного оружия).

Авианосцы

Авианосцы

Успешный взлет самолетов с палубы корабля впервые был осуществлен 14 ноября 1910 г. с американского крейсера «Бирмингем» в заливе Чесапик. Первые авианосцы появились уже в 1917 г. сначала у англичан, а затем в США и Японии. Но прежде чем это стало возможным, были созданы гидросамолеты и предназначенные специально для них суда-авиатранспорты.

Еще в 1913 г. русский инженер Шишков спроектировал быстроходный авиатранспорт. С началом Первой мировой войны Черноморский флот России пополнился несколькими авиатранспортерами, каждый из которых мог нести до семи самолетов. Переоборудованный в авианосец крейсер «Алмаз» и авиатранспорт «Николай» показали высокую эффективность корабельной авиации при обстреле укрепления Босфора в марте 1915 г. Тем не менее до 1930 г. авианосцы создавались в основном из переоборудованных линкоров, крейсеров и пассажирских судов.

В 1931-1936 гг. во всех флотах крупных морских держав стали появляться авианосцы специальной постройки «Йорктаун» (25 500 т, США), «Арк Ройял» (27 600 т, Англия) и другие. Серийное строительство авианосцев развернулось лишь в годы Второй мировой войны. Толчком к этому послужил разгром части американского флота в Перл-Харборе 7 декабря 1941 г.
Японская палубная авиация с непринужденной легкостью пустила в тот день на дно 4 линкора, а еще 4 вывела из строя. Кроме этого, были сильно повреждены 3 крейсера, 3 эсминца, а на аэродромах уничтожено около 250 самолетов.
Сами японцы потеряли всего 29 самолетов из 353, принимавших участие в налете.

Эта удачная операция японцев продемонстрировала исключительные возможности авианосцев и коренным образом изменила отношение к ним. В результате только в США, Японии и Англии было построено 169 авианосцев. В восемь раз больше, чем их было до войны. Эти суда изменились и качественно - они уже могли принимать на борт до 100 самолетов со стартовым весом 12-14 т. Кроме этого, боевая мощь авианосцев возросла за счет большей скорости н высоты полета истребителей, дальности действия и грузоподъемности бомбардировщиков.

В годы Второй мировой войны авианосцы, в зависимости от назначения, делились на тяжелые (ударные), легкие и конвойные. Первые предназначались для нанесения палубной авиацией торпедно-бомбовых ударов по кораблям и береговым целям, вторые сопровождали большие соединения боевых кораблей, третьи обеспечивали безопасность конвоев.

Походный порядок четырёх различных современных авианосцев - USS John C. Stennis (CVN-74), Шарль Де Голль, HMS Ocean (L12) и USS John F. Kennedy (CV-67) в сопровождении эскортных судов, 2002 год. Корабли двигаются намного ближе друг к другу, чем располагались бы в боевых действиях.

Больше всего авианосцев было построено в США - 137 единиц, включая 23 тяжелых типа «Эссекс», 50 конвойных типа «Касабланка» и 9 легких эскадренных авианосцев, созданных на базе крейсеров тина «Кливленд». Большинство же конвойных авианосцев во время войны строили на базе транспортных судов. В Англии во время войны вступили в строй четыре тяжелых авианосца «Илластриес», «Иидомитейбл» н два типа «Имплейкебл». Легкие авианосцы англичан, в отличие от американских, были специальной постройки.

В Японии, в свою очередь, было построено 3 авианосца типа «Унрю» и по одному «Тайхо» и «Синано». Правда, гордость и надежда империи - гигант «Синано», имевший водоизмещение 71 890 т и скорость 27 узлов, мощную 200-мм броню, 16 орудий 130-мм калибра, 145 зениток и 12 реактивных установок, - был весьма прозаически потоплен. Произошло это всего через десять дней после того, как его спустили на воду. Во время перехода из порта Йокосука в Токио в него выпустила шесть торпед американская подлодка.

Эсминцы и сторожевые корабли

Эсминцы и сторожевые корабли

В период между двумя мировыми войнами развитие эскадренных миноносцев шло различными путями. Наряду со строительством эсминцев водоизмещением около 1500 т и миноносцев малого водоизмещения - порядка 900 т, спускались на воду суда водоизмещением 3000-3500 т, которые назывались лидерами. Лидеры были флагманскими кораблями соединений эсминцев и несли более мощное вооружение. Но в ходе Второй мировой войны боевые возможности эсминцев постоянно росли. Усиливалось артиллерийское вооружение, ставились реактивные бомбометы, гидролокаторы и радиолокационные станции. Значительно увеличилось и водоизмещение, в связи с чем название «лидер» утратило свое значение.

Другим классом кораблей, массовое строительство которых началось только в ходе Второй мировой войны, были сторожевики. Их появление было связано с ростом роли наступательных кораблей, таких как эсминцы, торпедные катера и подлодки.
Сторожевые корабли этого периода имели водоизмещение 1000-1500 т и являлись многоцелевыми. Они были предназначены для охраны больших кораблей, конвоирования транспортов и дозорной службы. На них же возложили поиск и уничтожение субмарин противника в прибрежных водах, а также противолодочную защиту конвоев. В зависимости от выполняемых задач «охотники» (так их еще называли) подразделялись на большие (120-450 т) и малые (20-100 т).

Для постановки минных заграждений применялись специальные суда - минные заградители. Чтобы отыскивать мины, установленные противником, понадобились тральщики. Как показал опыт, тральщики - единственные корабли, которым пришлось «воевать» еще несколько лет после окончания боевых действий. Для безопасности плавания они очищали от мин фарватеры и целые районы морей.