Беременность

Что такое текст-повествование. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение)

В зависимости от содержания высказывания нашу речь можно разделить на описание, повествование, рассуждение. Каждый тип речи обладает отличительными признаками.

По функционально смысловым особенностям выделяют следующие типы речи:

Повествование. Передает действие в развитии во временной последовательности.
описание. Характеризует статичные картины, передает их детали.
рассуждение. Передает развитие мысли относительно предмета мысли.

Описание - это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Например, описывая портрет, мы укажем на такие признаки, как рост, осанку, походку, цвет волос, глаз, возраст, улыбку и т. д.; описание помещения будет содержать такие его признаки, как размер, оформление стен, особенности мебели, количество окон и т. п.; при описании пейзажа этими признаками будут деревья, река, трава, небо или озеро и т. д. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании.

Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном: встречаются не только прилагательные и существительные, но и глаголы, наречия, очень распространены сравнения, различные переносные употребления слов.

Примеры описания в научном и художественном стиле.

1. Яблоня - ранет пурпуровый - морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5-3 см. Вес плода 17-23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.

2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.

(По В. Солоухину)

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Повествование может вестись от третьего лица. Это авторское повествование. Может оно идти и от первого лица: рассказчик назван или обозначен личным местоимением я.

В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие: глагол в форме прошедшего времени несовершенного вида дает возможность выделить одно из действий, обозначая его длительность; глаголы настоящего времени позволяют представить действия как бы происходящими на глазах читателя или слушателя; формы будущего времени с частицей как (как прыгнет), а также формы типа хлоп, прыг помогают передать стремительность, неожиданность того или иного действия.

Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.

Пример повествования:

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку - и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится.

(Б. Житков)

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Композиция рассуждения такова: первая часть - тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть - обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть - вывод, заключение.

Тезис должен быть четко доказуемым, четко сформулированным, аргументы убедительными и в достаточном количестве, чтобы подтвердить выдвинутый тезис. Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь. Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что. Пример рассуждения:

Развитие значений слова идет обычно от частного (конкретного) к общему (абстрактному). Вдумаемся в буквальное значение таких, например, слов, как воспитание, отвращение, предыдущий. Воспитание буквально означает вскармливание, отвращение - отворачивание (от неприятного лица или предмета), предыдущий - идущий впереди.

Слова-термины, обозначающие отвлеченные математические понятия: «отрезок», «касательная», «точка», произошли от совершенно конкретных глаголов действия: резать, касаться, воткнуть (ткнуть).

Какие типы речи представлены в предложениях....?
Определите стиль и тип речи текста.


Что делаем?

1) Читаем предложения.
2) Определяем цель, структуру и средства выразительности текста.
3) Выбираем правильный ответ.

Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.
(1) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью.(7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых. Чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.
(8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул… (В.Астафьев)

1) определить тему (о чем текст), сформулировать и прокомментировать проблемы текста, изложить позицию автора текста.
2) найти ключевые слова (словосочетания), определяющие предмет речи.
3) Определите тип и стиль речи.

Предмет: русский язык.

Тип: урок повторения, обобщения и углубления знаний, применения знаний, умений на практике.

Метод: частично-поисковый, наглядный, практический, интерактивный, объяснение нового.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Техническое оборудование: проектор, компьютер, экран.

Инновационные технологии: личностно-ориентированный, элементы критического мышления, ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бориченко Людмила Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»

Должность: учитель русского языка и литературы.

Предмет: русский язык.

Класс: 10

Тип: урок повторения, обобщения и углубления знаний, применения знаний, умений на практике.

Метод: частично-поисковый, наглядный, практический, интерактивный, объяснение нового.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Техническое оборудование: проектор, компьютер, экран.

Инновационные технологии: личностно-ориентированный, элементы критического мышления, ИКТ.

Тема: Обучение определению функционально-смысловых типов речи.

Цели:

Образовательные:

повторить типы речи;

Отработать алгоритм определения типов речи;

Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

развивающие:

Развитие логического мышления;

Овладение навыками анализа текста;

Развитие монологической речи;

воспитательные:

Воспитание любви к языку, привитие интереса к его познанию;

Воспитание эстетического отношения к слову.

Ход урока:

1.Организационный момент. Постановка учебной проблемы. Формулировка темы урока обучающимися. Слайд 2.

2. Повторение изученного о типах речи в основной школе. Работа с текстами.

3 слайд

Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёночка. И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапу – и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б.Жидков)

Задания к тексту:

Объясните знаки препинания;

Укажите предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения;

Определите стиль и тип речи, обоснуйте свой ответ.

4 слайд

Деревня Маниловка (не)многих могла зан_мать своим (место)положением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета по_стриж_(нн,н)ым дерном. На ней были разброса(н,нн)ы (по)английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз (не)большими купами (кое)где возносили свои (мелко)листные жиденькие вершины. (Н.Гоголь)

Задания к тексту:

Вставьте пропущенные буквы;

Выпишите словосочетания с подчинительной связью примыкание, согласование, управление;

Найдите метафоры и эпитеты;

5 слайд

Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Всё прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон», и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Задания к тексту:

Объясните пунктуацию;

Выпишите все частицы;

Определите тип речи, обоснуйте свой ответ.

3. Обобщение .

1) Работа с таблицей.

6 слайд

Тип речи

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния

Каков предмет?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщать о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходит потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события

Почему?

В чём причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

2) Композиция

Текста-описания ( 7 слайд );

Текста-повествования ( 8 слайд );

Текста-рассуждения ( 9 слайд ).

4. Углубление знаний по теме урока.

Задание: определите, к какому типу речи относится данный фрагмент текста.

10 слайд

Французский врач Ален Бомбар решил в одиночку пересечь Атлантический океан без запаса воды и пищи на маленькой надувной лодке, названной в знак вызова судьбе «Еретик». Он питался планктоном и рыбой, которую ловил в море, жажду утолял соком, выжатым из рыб, или очень небольшими дозами морской воды, собирал в пути дождевую воду. За 65 дней плавания А. Бомбар потерял 25 кг веса, у него резко упало содержание гемоглобина в крови. Но он выжил и доказал миру, что, сохраняя присутствие духа, управляя своими эмоциями, можно преодолеть тяжёлый стресс и благодаря уверенности в победе выжить даже в таких экстремальных условиях.

Варианты ответов:

1.описание;

2.повествование и описание;

3.повествование и рассуждение;

4.описание и рассуждение.

Обсуждение с классом вариантов ответа. Вопросо - ответная форма работы.

Информация для учителя. Ведущий тип речи в данном тексте повествование, так как передаётся последовательность событий (событие 1, событие 2, событие 3). Однако во втором предложении глаголы несовершенного вида, а в первом, третьем и четвёртом предложениях глаголы совершенного вида. Во втором предложении время как бы остановилось, автор занял позицию наблюдателя. Второе предложение-описание. Вывод: правильный вариант ответа №2. В споре между текстом-описанием и текстом-повествованием главным «аргументом» является глагол. Глагол совершенного вида обозначает, что действие было активным и в настоящее время уже завершилось, актуализирует временные отношения. Глагол несовершенного вида обозначает действие незавершенное, продолжающееся и предполагает некоего наблюдателя этого действия со стороны.

5. Слово учителя. Анализ текста на основе только языковых средств, на которые опирались в основной школе (в текстах-описаниях - наличие большого количества прилагательных, в текстах-повествованиях – ключевая часть речи - глагол, в текстах-рассуждениях – вводные слова, сложноподчинённые предложения со значением уступки, причины, следствия), не позволяет однозначно, быстро и правильно определить тип речи. При таком подходе сложно разграничить повествование и описание.

Для правильного и быстрого разграничения типов речи целесообразно

действовать по алгоритму.

6.Алгоритм действий.

11 слайд

1).Какова коммуникативная целеустановка автора?

Возможные варианты ответов:

А) Предъявить информацию (гипотезу, точку зрения, определение) и аргументировать её; реализуется в трехчастной модели: тезис – аргументы – вывод. Это рассуждение.

Б) Рассказать о событиях, охарактеризовать явление, констатировать факт. Это повествование или описание.

12 слайд

2)Имеется ли в тексте действие?

Возможные ответы.

А)Нет и не предполагается или предполагается, но оно не названо. Текст состоит из безглагольных предложений. Это описание.

Б)Имеется. Выражено глаголами.

При получении ответа Б необходимо задать следующий вопрос.

13 слайд

3)Какова степень активности этого действия?

Возможные ответы.

А)Активное, завершённое. В тексте ключевые слова – глаголы совершенного вида. Автор, герой, читатель являются соучастниками этого действия. Это повествование.

Б)Пассивное, наблюдаемое со стороны. Герой действует, а автор и читатель находятся в «наблюдательном пункте». В тексте ключевые слова глаголы несовершенного вида и прилагательные. Это описание.

7. Закрепление. Самостоятельная работа по тексту (текст в печатаном варианте у каждого обучающегося).

Задания к тексту:

Определить композицию текста;

Определить виды глаголов;

Определить тип текста, используя алгоритм.

Чтение текста учителем.

14, 15 слайды

В этот вечер не спалось. Бывает же так: как из природы томление находит, как неоконченное что-то, зацепившееся не даёт ощущения ко сну. Вздыхала, ворочалась Наталья; постанывала, крутилась Вика. То принималась играть с котёнком, то сбрасывала его на пол. За беленькими тонкими занавесками в двух окнах, глядящих на Ангару, мерцал под ранним месяцем ранний вечер.

Сбилось со своего сияния электричество – и опять увидели небо, запотягивались, как всякая божья тварка за солнышком. Стали замечать, когда скобочка молодого месяца, когда полная луна.

День отстоял на славу – солнечный, яркий, искристо играли тугие снега, берущиеся в наст, звенькало из первых сосулек, загорчил первым подтаем воздух. За Ангарой после заката долго горело растекающееся зарево и долго томилось, впитываясь внутрь, долго потом уже новым, не зимним. Мягким пологом лежала по белому полю нежная синева. Но ещё до темноты взошло и разгорелось звёздное небо с юным месяцем во главе и пролился на землю капельный, росистый сухой свет.

Нет. Не брал сон, ни в какую не брал. Истомившись, бабушка и внучка продолжали переговариваться. (В.Распутин)

8. Обсуждение ответов. Вопросо- ответная форма работы.

Задание А29, как и последующие, предполагает работу с текстом. В представленном отрывке требуется определить тип речи. Для этого нужно внимательно прочитать текст, а потом уже приступать к выполнению задания.

Задание А29, как и последующие, предполагает работу с текстом. В представленном отрывке требуется определить тип речи. Для этого нужно внимательно прочитать текст, а потом уже приступать к выполнению задания.

Всего существуют три типа речи:
повествование
описание
рассуждение

Нередко бывает так, что текст представляет собой повествование с элементами описания или повествование с элементами рассуждения. Чтобы разобраться с типами речи нужно вспомнить их определения. Итак,

Повествование - это рассказ, сообщение о каком-либо событии, которое совершается во временной последовательности. Действия происходят друг за другом и можно выделить начало события (завязку), его развитие и конец(завязку). Повествование ведется либо от третьего, либо от первого лица. Наиболее характерны для повествования различные глагольные формы, которые передают развитие действия. В повествовании могут употребляться следующие слова: сначала, прежде всего, в первую очередь; затем, потом, после этого; наконец, в конце концов, в заключение. В повествовании могут использоваться назывные предложения.

Пример: Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребеночка. И пощекотал ему ладошку. А ребеночек-то как дернет лапку — и меня по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стол. Сел и скалится. (Б. Житков)

Описание - это словесное изображение явления, предмета или лица. Этот тип речи используется для передачи состояния действительности, изображения природы, местности, интерьера, внешности человека. В описании автору нужно передать качества и свойства предметов, а не какие-либо действия, как в повествовании. Поэтому для описания характерно употребление в большей степени прилагательных и существительных. Автор чаще, чем в других типах речи использует различные изобразительно-выразительные средства. Описание статично, все признаки, характеризующие предмет, проявляются одновременно.

Пример: Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (По В. Солоухину)

Рассуждение - это изложение, в котором устанавливается причинная взаимосвязь событий и явлений. Рассуждение имеет четкую композицию: тезис (основная мысль) - размышления, рассуждения, аргументы, доказательства - заключение, вывод. Между тезисом и аргументами прослеживается логическая и грамматическая связь, используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. Цель автора - убедить в чем-то своего читателя. В доказательной части используются сложноподчиненные предложения. В качестве аргументов могут приводиться цитаты, пословицы-поговорки, примеры из жизни.

В текстах художественного и публицистического стиля могут использоваться повествования с элементами описания (для наглядно-образного представления героев, места действия) и повествования с элементами рассуждения(для выражения авторского отношения к изображаемому).

Теперь еще раз читаем текст:

(1) Давным-давно, году, наверное, в 1987-м, я увидел короткий фильм, сделанный одним мальчиком. (2) Фильм очень простой. (3) Мы видим на экране дерево, нарисованное детской рукой, потом слышится звук бензопилы. (4) Спиленное дерево падает. (5) Долгая пауза. (6) И вдруг из дерева плывет вверх его белый силуэт. (7) И мы понимаем, что из него вылетела его душа. (8) Сейчас автору этого фильма лет, наверное, двадцать восемь. (9) И я все думаю - кем он стал, этот мальчик? (10) Мне кажется, сделав такой фильм, его автор не способен на дурные поступки. (11) Во всем живом он будет чувствовать его душу. (12) Для чего же пишутся сказки? (13) Ответов много: для заветных мечтаний, для забавы, для того чтобы через сказку вдруг открыть мир, для того чтобы порадовать близкого тебе человека. (14) Через сказку мир делается живым. (15) В ней разговаривают звери, деревья, травы, солнце, луна. (16) Живые существа помогают друг другу или обманывают. (17) Одни звери наглые, другие трусливые, третьи сильные, готовые прийти к тебе на помощь. (18) У них храброе сердце. (19) Сказка учит добру и желанию помогать слабому, учит сочувствию и юмору. (20) Сказка рассказывает о неведомых странах, которые еще предстоит открыть. (21) Сказка открывает в тебе воображение, потому что его отсутствие может стать бедствием для людей и даже для страны. (22) Человек без воображения не способен понять чужую боль. (23) Вот, например, сказка «Лиса и Заяц» о том, что у страха глаза велики. (24) Что для трусливой души неизвестное ей наглое существо может показаться страшным зверем, которого невозможно победить. (25) И сильный, но с трусливой душой теряет голову и терпит поражение. (26) И только Петушок, несмотря на свою малость, имея храброе сердце, побеждает Лису. (27) Но сказка и о торжестве справедливости, потому что маленький человек, которому читают сказку, должен быть твердо уверен - правда на земле существует. (28) Если в раннем детстве ребенок переживает несправедливость и остается с этим чувством и никто ему не помогает, то скрыться от этой несправедливости ему некуда, отступать он может только в себя. (29) И тогда в нем развивается чувство ужаса, он живет с ощущением враждебности мира. (30) Сказка со справедливым финалом снимает эту тяжесть, поэтому она еще и психологическая терапия. (31) Она создает в детской душе равновесие, поселяет радость. (32) Взрослея, ребенок начнет постигать сложные истины, учиться жизни. (33) И первая ступень к этому - сказка. (34) Главное - чтобы взрослеющего человека не покидало ощущение живого мира. (35) Он должен внимательно смотреть вокруг, быть внутри литературного слова, поэзии, тогда мир будет открываться для него постоянно новыми гранями.

(Ю. Б. Норштейн)

Ю. Б. Норштейн - художник, мультипликатор, режиссер-постановщик известных мультфильмов («Ежик в тумане», «Лиса и заяц», «Сказка сказок», «Шинель» и др.)

Варианты ответа следующие:

1) описание

2) повествование и рассуждение

3) рассуждение

4) повествование и описание

Текст в демонстрационном варианте мы относим к повествованию с элементами рассуждения (ответ 2). Автор рассказывает нам случай из детства и на основе этих воспоминаний рассуждает о сказке и ее роли в жизни и становлении каждого человека.

Составьте предложение с этим словом.

(На данном этапе урока можно использовать школьные сло­варики: орфографический , толково-этимологический, словарик трудностей русского языка .)

3. Работа над изложением

(Учащиеся самостоятельно готовятся к изложению, пользуясь памяткой 2, затем пишут изложение по плану. Самопроверка, ре­дактирование текста.)

V . Подведение итогов урока

Какие умения мы закрепляли при написании изложения?

Какие новые слова вы узнали из текста?

Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Мои каникулы».

Тема: Типы текстов

Цели: проанализировать и исправить ошибки, допущенные в изложении; учить распознавать повествовательный, описатель­ный тексты и текст-рассуждение.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и форму­лирование познавательной цели; осознанное и произвольное по­строение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; к. - инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; внесение необходимых дополнений кор­ректив в план и способ действия; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный мораль­ный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Анализ изложения (Анализ правильности передачи содержания текста, соблюдения его структуры. Индивидуальная работа над речевыми, Грам­матическими и орфографическими ошибками.)

III . Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)

IV . Актуализация знаний

Письмо по памяти

Лес, точно терем расписной,

лиловый, золотой, багряный,

весёлой пёстрою стеной

стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

блестят в лазури голубой...

И. Бунин

(Самопроверка, самооценка.)

Можно ли сказать, что это текст? Докажите. (Предложения связаны по смыслу, объединены одной темой.)

- Какому времени года посвящено стихотворение? (Осени.)

- Вспомните, какой это тип текста. (Описание.)

V .

Послушайте три текста.

1) Волчье лыко цветёт ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, напоминающие цветки си­рени. Располагаются они на ветках небольшими плотными кучками. Стебельков-цветоножек у них нет, и кажется, будто цветки наклее­ны на ветки. У других наших кустарников такого не бывает. Нежные розовые цветки имеют приятный острый аромат, немного похожий на запах гиацинта.

2) К волкам этот невысокий кустарник не имеет никакого отноше­ния: волки, как и все другие дикие и домашние животные, обходят его стороной, так как оно ядовито. За это и название такое получило. А лыко из коры этого кустарника действительно прочное и гибкое, из него рань­ше в деревнях плели лапти.

3) Волчье лыко становится всё более редким кустарником. В этом повинны слишком усердные сборщики весенних цветов. Увидят в лесу цветущий кустик - обязательно надо сорвать. Атак как отдельную ветку отломить трудно, выдёргивают растение целиком, ведь оно небольшое.

Определите тему текстов. (В них рассказывается о растении волчьем лыке.)

- Назовите главную мысль каждого текста.

Попробуйте определить тип каждого текста.

Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Научиться определять тип текста, составлять тексты разных типов.)

VI . Работа по теме урока Работа по учебнику

Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 11.

Упр. 9 (с. 11).

- Прочитайте тексты.

Определите тип первого текста. (Это текст-описание.)

- Докажите своё мнение. (В описательном тексте описыва­ется внешний вид персонажа или предмета.)

- Как вы поняли, кто такой Соболько? (Это пёс.)

- Прочитайте, на какие детали во внешнем облике обращает внимание автор.

Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Какой Соболько?)

Определите тип второго текста. (Это повествовательный текст.)

- Как вы это определили? (В повествовательном тексте пове­ствуется о чём-либо, здесь рассказывается, что происходило с Лебедем.)

- Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Что про­изошло?)

- К какому типу относится последний текст? (Это текст-рассуждение.)

- Объясните своё мнение. (В тексте-рассуждении даётся объ­яснение, почему один из островов Светлого озера назывался Голодаем.)

- Какой вопрос можно поставить к такому тексту? (Почему?)

- Выполните письменное задание к упражнению. (Самопроверка по учебнику.)

(Учитель обращает внимание учащихся на условное обозначе­ние над первым предложением второго текста. Дети вспоминают план разбора предложения по членам (памятка 6, с. 149). Один ученик выполняет разбор предложения на доске, остальные - в тетрадях.)

VII . Физкультминутка

VIII . Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 10 (с. 12). (Работа в парах.)

Прочитайте тексты.

Определите тему текстов. (В текстах говорится о ландыше.)

- Какова главная мысль каждого текста?

Какой текст носит описательный характер? (Второй.)

- Нарисуйте словесную картину к этому тексту.

Какой заголовок можно к нему подобрать?

Какие выразительные средства использует поэт? (Олице­творение, эпитеты, сравнения.)

- Какие тексты можно встретить в учебниках, научно-по­пулярных изданиях? (Первый и третий.)

- Прочитайте, какие предложения, словосочетания можно встретить в научных текстах. (Травянистое растение, ла­тинское название и т. д.)

Упр. 11 (с. 12).

- Прочитайте варианты тем сочинения.

При раскрытии каких тем вы будете использовать вырази­тельные средства? Почему?

Какие темы сочинений предполагают использование пове­ствовательных текстов?

Назовите темы, которые предполагают ответ на вопрос почему?

К какому типу будут относиться такие сочинения? (Это тексты-рассуждения.)

(Выбор темы, обсуждение содержания сочинения, жанра, типа речи.)

IX . Рефлексия

(Учитель читает тексты, учащиеся определяют их тип и запи­сывают в тетрадях.)

1) Яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего ли­пового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки. (Описание.)

По В. Солоухину

2) Я стал гладить Яшкину лапу и думаю: совсем как у ребёночка.

И пощекотал ему ладошку. А ребёночек-то как дёрнет лапку - и меня

по щеке. Я и мигнуть не успел, а он надавал мне оплеух и прыг под стул.

Сел и скалится. (Повествование.)

Б. Житков

3) У слонов есть странная черта. Их страшит маленькая мышка. Слу­чайно попадут в зверинец мыши. Слон ночью не ляжет. Будет дремать стоя. Это вредит здоровью. Ноги слона обтягивает толстая крепкая кожа. Но между пальцами кожа мягкая и тонкая. Мышка заползёт в складку между пальцами. Она может щекотать и даже прокусить зубками нежную кожу. Слон истечёт кровью. (Рассуждение.)

По В. Бианки

X . Подведение итогов урока

Какие типы текстов вы знаете?

На какие вопросы отвечает каждый из типов текстов?

Как будет отличаться речь в разных типах текстов?

Домашнее задание

Упр. 11 (с. 12) - написать сочинение на выбранную тему.

Тема: Предложение как единица речи. Виды предложений оп цели высказывания.

Цели: актуализировать знания о предложении как единице речи; развивать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из слов, правильно оформлять предложения на письме.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; к. - уме­ние с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. - установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания (Чтение и анализ сочинений.)

III . Актуализация знаний

Подберите к каждому прилагательному противоположное по значению и запишите его с тем же существительным

Трудный вопрос, частый лес, твёрдая глина, широкий мост, высокий человек, длинные каникулы, густой суп, горький напиток.

Какая орфограмма встретилась во всех подобранных вами прилагательных? (Парный согласный в корне.)

- Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки.

Расскажите соответствующее правило.

Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчерк­ните в них орфограммы.

(Взаимопроверка, взаимооценка.)

IV . Самоопределение к деятельности