Беременность

Что относится к духовным ориентирам личности. Человек как духовное существо — Гипермаркет знаний. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы. Мораль – это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. «Золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Категорический императив – это безусловное принудительное требование, не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от происхождения, положения, обстоятельств. Философ И. Кант сформулировал категорический императив морали: «Поступай всегда такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать».

Слайд 4 из презентации «Особенности духовной жизни» . Размер архива с презентацией 208 КБ.

Философия 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Современная наука» - Социальный институт со своей структурой и функциями. Сопромат, термех. Науки о природе. Социальная ответственность. Ученых. Виды науки. Совокупность систематизированных знаний в какой либо отрасли науки. Не навреди. Науки об обществе. Наука. Особая система знаний. Возрастание гуманизирующего влияния. Внутренние законы науки. Стремление к истине. Науки о познании и мышлении. Наука - самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека.

«Мораль и нравственность» - Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации. Нравственная культура личности. Развитие норм морали. Вопросы происхождения морали. Мораль и право: общее и различия. Тенденции духовной жизни современной России. Моральные требования и представления. Различия. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. Религия. Структура нравственной культуры личности. Этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль.

«Социальное познание» - Виды социальных фактов. Социальное познание. Познание -. Особенности социального познания. Продукты материальной или духовной деятельности людей. В узком смысле – познаваемый предмет. Конкретно-исторический подход к социальным явлениям. Словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей. В широком смысле – общество. Наиболее распространенный метод социального исследования – научная абстракция.

«Научно-техническая революция» - Техника и технология. Родина технополисов. Наука. Определение понятия «НТР». Управление. Значение НТР. Электронизация. Расходы на науку. Характерные черты НТР. Финансирование НИОКР по регионам мира. Научно - техническая революция. Технопарки и технополисы в США. Пререстройка энергетического хозяйства. Усвоение сути НТР. Страны-лидеры по количеству зарегистрированных патентов. Высокий уровень. Совершенствование уже известной техники.

«Мировоззрение» - Поворот к человеку. Типы мировоззрений. Сильная сторона. Понятие категорического императива. Одна из классификаций типов мировоззрений. О справедливости. Мировоззрение. Что такое мировоззрение. О добре. Типы мировоззрения. О богатстве. Ненависть – сильная вражда, отвращение к кому- или чему-нибудь. В чем состоит сущность мировоззрения. Все под одним Богом ходим, хоть и не в одного веруем. Обыденное мировоззрение.

«Духовная жизнь общества» - Составные части культуры. Соответствие. Ряд понятий. Массовая и элитарная культуры. Культура и духовная жизнь общества. Слой образованных и мыслящих людей. Какой смысл понятия «культура» является наиболее широким. Духовный мир личности. Культура - это все виды преобразовательной деятельности человека. Воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах. Живопись художников-авангардистов.

Вы уже знаете, что, являясь существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам. Это - необходимое условие выживания человеческого рода, целостности общества, устойчивости его развития. В то же время установленные правила, или нормы, призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека. Важнейшими являются нормы морали. Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Кто же устанавливает моральные нормы? На этот вопрос даются разные ответы. Весьма авторитетной является позиция тех, кто считает источником моральных норм деятельность и заповеди великих учителей человечества: Конфуция, Будды, Моисея, Иисуса Христа.

В священных книгах многих религий записано общеизвестное правило, которое в Библии звучит следующим образом: «...Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Таким образом, еще в глубокой древности был заложен фундамент главного общечеловеческого нормативного морального требования, которое потом назвали «золотым правилом» нравственности. Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».

Согласно другой точке зрения, нормы и правила морали формируются естественно - историческим путем - и извлекаются из массовой житейской практики.

Опираясь на имеющийся опыт, человечество выработало основные моральные запреты и требования: не убивать, не воровать, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Во все времена осуждались жадность, трусость, обман, лицемерие, жестокость, зависть и, напротив, одобрялись свобода, любовь, честность, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие. В пословицах русского народа неразрывно связывались честь и разум: «Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает».

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. Один из них - И. Кант. Он сформулировал категорический императив морали, следование которому весьма важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.

Категорический императив - это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Как же Кант характеризует категорический императив? Приведем одну из его формулировок (обдумайте ее и сравните с «золотым правилом»). Существует, утверждал Кант, только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать». (Максима - высший принцип, высшее правило.)

Категорический императив, как и «золотое правило», утверждает личную ответственность человека за совершенные им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. Говоря о значении «золотого правила» и категорического императива И. Канта, известный философ XX в. К. Поппер (1902-1994) писал, что «ни одна другая мысль не оказала такого мощного влияния на нравственное развитие человечества».

Помимо прямых норм поведения, мораль также включает идеалы, ценности, категории (наиболее общие, фундаментальные понятия).

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые ученые называют «моделированием желаемого будущего», которое отвечает интересам и потребностям человека. Ценности - это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Когда речь идет об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, о том, что ими отвергается, нередко используются термины «антиценности» или «отрицательные ценности». Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе. Отношения эти могут быть различными в разных культурах и у разных народов или социальных групп.

На основе ценностей, которые люди принимают и исповедуют, строятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными.

Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло.

Категория «добро», в свою очередь, также служит системообразующим началом нравственных понятий. Этическая традиция гласит: «Все, что считается моральным, нравственно должным, является добром». В понятии «зло» сконцентрировано собирательное значение аморального, противостоящего нравственно-ценному. Наряду с понятием «добро» упоминается и понятие «добродетель» (делать добро), служащее обобщенной характеристикой устойчиво положительных моральных качеств личности. Добродетельный человек - это активно действующая, нравственная личность. Противоположным понятию «добродетель» является понятие «порок».

Также одной из важнейших моральных категорий является совесть. Совесть - это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

Поэт Осип Мандельштам писал: ...Совесть твоя: Узел жизни, в котором мы узнаны...

Без совести нет нравственности. Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой. «Угрызения совести,- писал Адам Смит более двух веков назад,- самое ужасное из чувств, посещавших сердце человека».

К числу важнейших ценностных ориентиров относится и патриотизм. Этим понятием обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Патриотически настроенный человек привержен национальным традициям, общественному и политическому устройству, языку и вере своего народа. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании ее неудачам и бедам, в уважении к ее историческому прошлому, к народной памяти, культуре. Из курса истории вы знаете, что патриотизм зародился в глубокой древности. Он заметно проявлялся в периоды, когда возникала опасность для страны. (Вспомните события Отечественной войны 1812 г., Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.).

Сознательный патриотизм как нравственный и социально-политический принцип предполагает трезвую оценку успехов и слабостей Отечества, а также уважительное отношение к другим народам, иной культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей.

С патриотическими ориентирами человека связаны и качества гражданственности. Эти социально-психологические и нравственные качества личности сочетают в себе и чувство любви к Родине, и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей. Гражданственность проявляется в знании и способности использовать и защищать личные права, уважении прав других граждан, соблюдении Конституции и законов страны, неукоснительном выполнении своих обязанностей.

Формируются ли нравственные начала в человеке стихийно или их необходимо формировать сознательно?

В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента рождения. Так, французские просветители полагали, что человек по своей природе добр. Некоторые представители восточной философии считали, что человек, наоборот, по своей природе зол и является носителем зла. Однако изучение процесса становления морального сознания показало, что оснований для таких категорических утверждений нет. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно.

Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль, предъявление высоких требований к самому себе по всем видам своей деятельности. Утверждению нравственности в сознании, деятельности каждого человека способствует многократная реализация положительных моральных норм каждой личностью, или, говоря иначе, опыт добрых дел. Если такая многократность отсутствует, то, как показывают исследования, «портится» и «ржавеет» механизм морального развития, подрывается столь необходимая для деятельности способность личности к самостоятельным нравственным решениям, ее способность полагаться на себя и отвечать за себя.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что такое духовно-нравственные ориентиры человека, какова их роль в его деятельности?

Духовно-нравственные ориентиры человека – это то, к чему стремиться человек в духовном и нравственном плане. Их роль в деятельности человека очень велика, т.к. его поступки, действия будут напрямую зависеть от духовно-нравственных ориентиров. Человек, у которого развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Напротив, человек, у которого духовная жизнь не развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать всё многообразие и красоту окружающего мира.

2. Какова сущность категорического императива?

Категорический императив - это безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. И как утверждал Кант есть только один категорический императив: «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать» (максима - высший принцип, высшее правило). Категорический императив утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Следовательно, эти положения, как и нравственность в целом, по своей природе гуманистичны, ибо «другой» выступает как Друг. В этом и заключается сущность категорического императива.

3. Что такое моральные ценности? Охарактеризуйте их.

Моральные ценности - это важнейшие нравственные ценности, то, что дорого человеку в себе и в других: жизнь, честь.

4. Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

Если у человека отсутствует самовоспитание (самоконтроль), то он не сможет получить "опыт добрых дел", следовательно, стать нравственно богатым.

5. В чём состоит сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

Сущность мировоззрения состоит в совокупности взглядов человека на мир, который его окружает, поэтому его нередко называют стержнем духовного мира личности. Мировоззрение – это основа духовности человека.

6. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

Наука выделяет следующие типы мировоззрения: 1. обыденное - построенное на собственном опыте, сформировавшиеся стихийно; 2. религиозное - основой этого мировоззрения является религия и 3. научное - опирается на достижения науки.

7. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чём их различие?

Общее - и мораль и мировоззрение являются совокупностью и системой. А различие - мировоззрения разных людей может быть различными, а мораль - едина.

8. В чём состоит значение мировоззрения для деятельности человека?

Опираясь на мировоззрение человек может действовать так или иначе, т.к. он исходит из своих взглядов.

ЗАДАНИЯ

1. Как вы думаете, мораль принуждает человека действовать определённым образом или она даёт свободу? Аргументируйте свой ответ.

Мораль всегда выступает как умеренность, способность к самоограничению; во все времена и у всех народов ассоциировалась со сдержанностью, близка к аскетичности (аскетичность – способность человека ограничить себя, наложить в случае необходимости запрет на свои природные желания). Из данного понятия видим, что мораль принуждает человека действовать определённым образом.

2. Учёные утверждают, что ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, «генеральную линию индивида». Согласны ли вы с этим утверждением? Свою позицию аргументируйте.

Да, я согласна с данным мнением, действительно ценностные ориентации определяют жизненные цели человека, т.к., ценностные ориентации – это стержень человека, те ориентиры, которые направляют деятельность человека.

3. Английский мыслитель Адам Смит отмечал важность мудрого и созидательного образа действий, сочетания благоразумия с доблестью, с любовью к человечеству, со священным уважением к справедливости, с геройством. «Это благоразумие, - говорил Адам Смит, - предполагает соединение превосходной головы с превосходным сердцем». Как вы понимаете тезис автора о «соединении превосходной головы с превосходным сердцем»? В чём, на ваш взгляд, состоит связь этого положения с моральными ценностями?

У хорошего человека должно быть всё превосходно и ум и сердце. Любой человек прежде чем что-то делать должен думать головой и слушать сердце. С моральной стороны, если человек будет прислушиваться к своему сердцу он не будет поступать жестоко и своекорыстно.

4. Академик Б. В. Раушенбах писал: «Не тревожно ли, что характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются порой важнее, чем оценка «порядочный человек»?» Согласны ли вы с мнением учёного? Аргументируйте свою позицию. Попробуйте сформулировать своё определение понятия «порядочность».

Порядочность - это моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим. Не всегда характеристики «удачливый бизнесмен», «хороший организатор производства» оказываются важнее, чем оценка «порядочный человек», т.к. и бизнесмен, и организатор производства также могут быть и порядочными людьми. Конечно в современном обществе очень важно, чтобы люди, которые занимали определённые должности были порядочными.

5. Российскими социологами было проведено исследование ценностей студентов. Наиболее для себя важными в жизни студенты назвали следующие ценностные ориентации: получить хорошее образование - 29% из числа опрошенных; иметь интересную работу - 34 %; получить престижную работу - 26 %; достичь материального достатка - 42 %; иметь хорошее здоровье - 50 %; моя семья - 70 %; получать от жизни удовольствие - 26%. Назвали что-либо другое или затруднились ответить - 5% опрошенных студентов. Как вы относитесь к этим результатам? Какие ценности из приведённого списка вы считаете наиболее важными для себя? Что бы вы добавили к этому списку?

Из данного списка ценностей на первое место выступает семья; второе место занимает – здоровье, третье – материальный достаток.

Для себя я бы так же сохранила такую последовательность. Очень важно, что в современном обществе ценна семья и духовные ценности, а материальные блага уходят на третий план.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Поэтому духовному воспитанию молодежи призвано способствовать качественное улучшение всей учебно-воспитательной работы. В соответствии со Стандартами на ступенях начального общего и основного общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Программа по духовно-нравственному воспитанию обучающихся является составляющей Образовательных программ всех школ России. Среди личностных результатов освоения программ на первом месте находится формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей и нравственной культуры многонационального российского общества.

И особенно значительную роль в этом отношении приобретает стимулирование педагогами и родителями собственных усилий обучающихся по самосовершенствованию. Давно стала даже крылатой образная мысль: ученик не сосуд, наполняемый знаниями, а факел, который нужно зажечь благородным огнем самосовершенствования.

Известно, что испокон веков костяк общественной нравственности составляли религиозные нравственные постулаты и моральные заповеди. Вот почему культурологическое изучение религии сегодня уже само по себе много дает в совершенствовании нравственного мира людей. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах православной культуры, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение и потому, что характер светской школы определяется, в том числе, и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

Нравственная культура дает возможность человеку не только войти в богатый духовный мир мыслей и чувств, но и помогает ему стать свободным и независимым от тех стереотипов, примитивных шаблонов накопительства, зависти, тщеславия, которые, к сожалению, распространены среди морально равнодушных и злых людей.

Конечно, в индивидуальном нравственном совершенствовании многое зависит от работы интеллекта самой личности и осознания ею нравственного смысла жизни. Можно спорить со старым «правилом»: работай над очищением своих мыслей, и если у тебя не будет дурных мыслей, то не будет и дурных поступков. И все же доля истины в нем есть. Не случаен вывод А. Чехова — писателя, так глубоко показавшего многие нравственные проблемы: «В человеке все должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли» . А в своем письме к брату он пишет: «Чтобы воспитываться и не стоять ниже уровня среды, в которую ты попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из «Фауста»… Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля». Т.е. одним из важных нравственных ориентиров самосовершенствования писатель считает работу человека над собой. И особенно подчёркивал Антон Павлович Чехов определяющую роль веры в ценности человеческой личности: «Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек…» . При этом веру он рассматривает как способность духа, которая доступна только «высоким организациям». Именно вера человека и моральные заповеди, по мнению А.П. Чехова являются определяющими духовными ориентирами самосовершенствования.

Что же дает человеку нравственная культура, основу которой составляют гуманизм, моральный долг, совесть, достоинство и честь? Прежде всего — способность переживать благородные, нравственные, добрые чувства, просветляющие человеческую жизнь. Именно способность вести истинно человеческую жизнь и не замыкаться в биологических потребностях. Именно собственно человеческие сокровища души начинаются там, где человек включается в мир нравственных мыслей и чувств.

Известно, что эти благородные чувства во многом уже прививаются человеку в результате приобщения к искусству и литературе, которые без преувеличения можно назвать великими учителями нравственного языка. Дело в том, что наиболее наглядно в концентрированном виде человек включается в атмосферу сопереживания, эмоциональной оценки добра и зла в искусстве и литературе. Хорошая, тем более потрясшая человека пьеса, кинофильм, художественное произведение — все это, как прожектором, в более яркой форме высвечивает благородные человеческие чувства и мысли. И многие люди, которые, может быть, в сутолоке будней и не обращают внимания на нравственные проблемы, теперь, ведомые талантливым писателем, режиссером, художником или писателем проникают в суть явлений, переживают облагораживающие чувства.

А ведь жизнь богаче любой толстой книги... И умение видеть, понимать и переживать благородные гуманные чувства, эмоции удовлетворения, удовольствия и радости от свершения хорошего дела помогают человеку стать более счастливым.

Разумеется, далеко не каждый человек познает мир нравственных отношений и может быть счастлив, совершая добрые, гуманные поступки. В сознании некоторых людей личное счастье человека ограничено, а то и противопоставлено интересам других людей. Иногда так может показаться потому, что человек не задумывался глубоко над самим собой, своими переживаниями, не сопоставлял своих радостей с тем хорошим, что он сделал людям. Этому может мешать своего рода нравственная глухота. Представим себе, что человек, который не имеет музыкального слуха и к тому же музыкально не образован, приходит на концерт слушать сложную симфоническую музыку. Даже если из вежливости он изображает внимание, ему скучно, он не испытывает наслаждения, которое переживают другие, оказываясь в мире музыки, эмоциональных состояний, эстетических чувств. Так и мир нравственных чувств, тонких и возвышенных переживаний, благородных человеческих устремлений доступен разным людям не в одинаковой степени. Поэтому черствые, равнодушные люди, не понимая этого, как бы обделяют и обедняют себя, крайне ограничивают себя в своем мирке мелких мыслей, в своей самодовольной уверенности, что эгоизм, замкнутость, материальные приобретения и есть смысл и счастье человеческой жизни.

Стремление стать оригинальным, интересным с помощью внешних признаков, бездумная погоня за модой, приобретательство обедняют духовный мир человека, приводят к потере индивидуального своеобразия личности. Вещизм, слепое приобретательство подавляют, подрывают духовные ценности человека, делают его весьма шаблонным, ограниченным. Он и не замечает, как обезличивает и обедняет себя. В результате психология такого человека начинает характеризоваться не только равнодушием к нравственным взаимоотношениям, к другим людям, душевной черствостью, но и определенной агрессивностью в достижении своих приобретательских целей и трусливостью, страхом потерять приобретённое, «выгодную позицию» в жизни. Эгоист, нравственно бедный человек теряет, по существу, много собственно духовного, человеческого. Эту сторону человеческих потерь заметил В. Белинский: «Хорошо быть ученым, воином, законодателем, но худо не быть при этом человеком!» .

Конечно, даже у нравственно развитых людей могут быть те или иные недостатки. И каждый человек в принципе способен далее улучшать и совершенствовать свой духовный мир, включаться в систему нравственных отношений. Для этого надо осваивать язык нравственных переживаний и нравственных мыслей, расширять в первую очередь диапазон добрых человеческих чувств. В основе овладения языком нравственных эмоций лежит стремление и установка не только переживать свои успехи и достижения, а и испытывать радостные, добрые чувства за других людей, за своих близких, друзей, товарищей. Это умение и желание совершать добрые дела, испытывать внутреннее удовлетворение от гуманных поступков, соучаствовать в переживаниях других, радоваться вместе с ними является ещё одним важным ориентиром самосовершенствования.

В психологической основе такого нравственного совершенствования лежит чувство сопереживания, мыслительно-эмоциональный перенос. Особенно наглядна эта способность в семейных отношениях. Редко можно найти человека, который не сопереживал своим близким, мысленно не ставил себя в их положение, не испытывал их эмоций, не радовался их успехам. И не только близким. Наверное, каждый сопереживает не только своим товарищам и родным, но и героям художественных произведений, героям кинофильмов. Вспомним, как тонко и со знанием дела включались Чехов, Достоевский, Лев Толстой в мир героев своих произведений, с какой симпатией к человеку описывают они переживания иногда незаметных и на первый взгляд малоинтересных людей. Глубоко раскрытый в литературе мир духовных переживаний «маленького человека» вызывает глубокие симпатии читателя. А почему же по отношению к своим знакомым, товарищам, родным, другим люди порой не проявляют такой чуткости?! Нет помощников: писателя, режиссера, артиста, которые открывают внутренний мир человека более зримо в художественном произведении. И все же каждый сам может стать «поэтом и художником» души человеческой. Здесь надо самостоятельно всмотреться в другого человека, представить его заботы, потребности, интересы, переживания. Как бы мысленно перевоплотиться в другого. Это помогает человеку выполнять свои нравственные обязанности не столько потому, что от него требуют и могут наказать за невыполнение или он ждет за это награду, а потому, что это доставит ему радость, внутреннее удовлетворение. Как заметил М. Горький: «Как хорошо отнестись к человеку человечески, сердечно» . И напротив, вынужденная добродетель теряет свою цену. «Добро по указу — не добро», — считал Тургенев. Наверное, эти мысли всем нам понятны.

А как важно своевременно заметить добрые ростки лучшего и хотя бы первые попытки человека сделать что-то хорошее. Ведь это так важно - опереться на положительное в человеке! В таком случае используют даже «моральное авансирование», поощрение сверх заслуг, как бы с авансом на будущее. Это своего рода выражение доверия к личности, что она его в будущем оправдает. Вспомним поучительный эпизод из «Педагогической поэмы». Макаренко, замечательный педагог, доверил бывшему рецидивисту Карабанову значительную сумму денег. Это было не только большое доверие и признание исправления, но и мощный стимул поверить в свои силы, по-настоящему начать новую честную жизнь. Карабанов хорошо выполнил поручение своего учителя и стал его верным помощником.

Ни для кого не секрет, что нравственные основы закладываются, прежде всего, в семье. В воспитании детей полезны специальные знания и умения, нужен личный пример родителей. Радует, когда родители несут своим детям духовность, и возникает уверенность, что они вырастут нравственными людьми. Ошибки в воспитании ребенка, ссоры между родителями по вопросам подхода и требований к нему могут сделать семейную жизнь безрадостной, а результатом такого воспитания чаще всего бывают грубость и плохое поведение маленьких детей и черствая неблагодарность взрослеющих детей.

К сожалению, родители подчас просто не понимают, какими последствиями могут обернуться их необдуманные поступки или даже просто слова. Например, маме кажется ненормальным, что его ребенок столь радуется солнечному лучику, нарядному мотыльку, зеленой травке. Она не приемлет этой, в сущности, мудрой детской жизнерадостности и позволяет себе сделать замечание ребёнку: «Чего ты смеешься, чему радуешься, разве деньги нашел?!» При этом, нужно не забывать, что задача культивирования радостных чувств у детей не означает, разумеется, что надо потакать детским капризам. Как заметил Пьер Буаст: «Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв» [викицитатник].

Нельзя забывать и о влиянии положительных примеров из жизни известных людей. Вспомним пример мужественного отношения к жизни Ирины Триус, автора книги «Жить стоит». Прикованная болезнью к постели, Ирина окончила второй институт, изучила пять языков, стала работать научным сотрудником, вступила в Союз журналистов. Как справедливо писала о ней в «Комсомольской правде» Л. Графова, главная заслуга Ирины в том, что она не стала сумрачным человеком, и мы благодарны ей за то, что она нужнее нам, чем мы ей. Люди приходят к ней за уроками оптимизма. Сама Ирина Триус считает: «Я по-прежнему верю, что счастье человека — в нем самом. И зависит... прежде всего, от того, что представляет собой сам человек и его внутренний мир» .

Таким образом, учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении нравственности надо, прежде всего, заботиться как родителям, так и школьным педагогам. Хочется надеяться, что российский народ обретет духовность и веру. И я глубоко уверена, что весомое слово в нравственном возрождении народа принадлежит учителю.

Литература

  1. Белинский В. Статьи о русской литературе, М.: Владос, 2008, с.239.
  2. Буаст П. Викицитатник.
  3. Графова Л. Против гнева своего //Комсомольская правда от 22.05.1973г.
  4. Макаренко А. Педагогическая поэма / Сост., вступ. ст., примеч., пояснения С.Невская - М.: ИТРК, 2003. - 736 с.
  5. Тургенев И. С. Тургенев. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: "Наука", 1982. (Стихотворение в прозе Эгоист)
  6. Фелицына В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь. Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. - 2-е изд.-М.: Рус.яз., 1988. - 272с.
  7. Чехов А.П. Дядя Ваня, Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах. Том тринадцатый. Пьесы (1895 - 1904). - М.: Наука, 1986. (слова Астрова).
  8. Чехов А.П. Письма к брату, ПСС, М., Огиз - Гихл, 1948, т. XIII, стр. 194.
МОУ Тоншаевская В(с)ОШ, Буреполомский УКП при ИК-4

Разработка урока обществознания в 10 классе.

Мулина Тамара Николаевна

Тема: "Духовные ориентиры личности"

Цель урока:

Определить, что такое духовный мир человека, духовность и бездуховность, к каким духовным ценностям должен стремиться человек.

Задачи:


  • Развивающие:
Развивать умение получать информацию из разных источников: лекции, беседы, учебника, дополнительной литературы, компьютерных баз данных, анализировать полученные знания, обобщать и делать умозаключения. Развивать самостоятельность в поиске знаний; учиться ставить проблемные задачи и решать их; развивать умение быстро и правильно работать с тестами по пройденному материалу; развивать контроль и самоконтроль, умение чувствовать время и укладываться с заданием в ограниченные сроки.

  • Воспитывающие:
Воспитывать у учащихся желание развивать в себе духовные ориентиры, стремления быть добрыми, честными, любить Родину, проявлять в жизни высокие гражданские чувства, пытаться исправиться, стать лучше, накапливать опыт добрых дел, контролировать свои действия и поступки.

  • Образовательные:
Усвоить понятия: духовный мир, духовность, бездуховность, нравственные ценности, мораль, идеалы, нравственные категории и их парносоотносительный характер (добро и зло). Определить и обсудить такие важные ценностные ориентиры как патриотизм и гражданственность. Довести до учащихся понимание того, что нравственные начала в человеке формируются, а не являются врождёнными и что самовоспитание играет в этом очень большую роль.

Методы:


  • Совместное формулирование темы урока.

  • Лекция с элементами беседы

  • Конспектирование.

  • Просмотр слайдов.

  • Контроль знаний: тесты, задания, ответы на вопросы, оценка и самооценка.
Образовательные и воспитательные средства:

  • Технические средства: компьютер, видеопроектор, экран.

  • Тесты.

  • Учебник для самостоятельной работы.

  • Домашние заготовки учащихся (пословицы, поговорки, афоризмы).

  • Дополнительная литература, подготовленная учителем (стихи, притчи и др.)
Связь с другими предметами:

  • С литературой (стихи, притчи, пословицы, поговорки, афоризмы и др.)

  • С историей (Е.Н.Трубецкой, В.И.Даль, Аристотель, Македонский, В.Соловьёв и др.)

  • С русским языком (Разбор слова "Совесть")
План урока:

I. Проверка знаний, полученных на прошлых уроках (тестирование).

II. Лекция с элементами беседы по теме урока "Духовные ориентиры личности" с просмотром слайдов, конспектированием.

1. Духовный мир человека.

2. Моральные нормы.

3. Идеалы, ценности, категории.

4.Патриотизм и гражданственность.

4. Формирование нравственных начал.

5. Самовоспитание.

III. Самостоятельная работа с учебником.

1. Практические выводы по теме (стр.44)

2. Работа с документом (стр. 44)

3. Ответы на 1, 2, 3, 4 вопросы для самопроверки.

4. Выполнение задания №1 (стр.45)

IV. Подведение итогов урока:

1. Опрос учащихся, понравился ли урок, что нового узнали, как оценивают свою работу и полученные знания;

2. Оценка подготовленности к уроку, участия, активности, усвоения темы и др.

Ход урока:

I. Проверка знаний, полученных на прошлом уроке.

Раздаю короткие тесты, даю инструкцию к выполнению и 10 мин. времени.

Тесты по обществознанию в 10 классе.

1.Выберите правильный ответ:

Антропогенез - это

а)процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.

б)учение об умственных способностях человека;

в)учение о смысле жизни;

1) Книга "Происхождение человека и половой отбор";

2) Работа "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека";

а) Ч. Дарвин.

б) Ф. Энгельс.

3. Выберите правильный ответ:

Что, по современным утверждениям учёных, сыграло главную роль в превращении человекообразной обезьяны в человека?

а) Только труд;

б) Орудийная деятельность и труд во взаимодействием с развитием речи, сознания человека, с процессом формирования нравственных представлений, складывания мифологии, ритуальной практики и т.д.

4. Выберите правильный ответ:

Человек смертен

а) как биологическое существо;

б) как социальное существо;

в) как биологическое и социальное существо;

5. Выберите правильные ответы:

Науки об обществе:

а)Биология;

б) Анатомия человека;

в) Физика;

г) Психологи;

д) Обществознание;

е) Социология;

ж) Генетика;

II. Лекция с элементами беседы. (Слайд №1 )

"Горит только то, что тленно. Противостоять всеобщему разрушению и пожару может только то, что стоит на вечной, незыблемой духовной основе."
Трубецкой Евгений Николаевич.

"Не хлебом единым жив человек" - это известный евангельский афоризм. Это означает, что человеку нужна и духовная пища.

Человек, взрослея, стремится относиться к самому себе сознательно. Стремится саморазвиваться, самовоспитываться, то есть сам строит свой духовный мир.

Что же такое духовный мир человека? (слайд №2 ), (! )

Это внутренняя духовная жизнь человека, которая включает в себя знания(! ), веру(! ), чувства(! ), стремления(! ). Духовная жизнь людей охватывает всё богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. (слайд №3 ), (! )

Духовность человека означает стремление к высоте идеалов и помыслов,(! ) нравственно сориентированные волю и разум человека,(! ) характеризует сознание и практику.(! ) Итак,(! ) духовность, согласно современным философским взглядам, - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.(! ) На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности становятся не личные потребности и отношения,(! ) а высшие человеческие ценности.(! ) А бездуховность,(! ) следовательно - неспособность человека(! ) увидеть и почувствовать красоту окружающего мира и неспособность достичь вершин человеческой нравственности (Может слышали, как Владимир Высоцкий пел в одной из своих песен: "И ни церковь, ни кабак - ничего не свято... Нет, ребята, всё не так, всё не так, ребята!"). Усвоение этих ценностей даёт человеку возможность строить свою жизнь и преобразовывать окружающую действительность в соответствии с ними.

Подумайте и скажите, существуют ли в обществе определённые правила, которые являются условиями выживания человеческого рода, защищают интересы и достоинство каждого человека и в то же время не являются юридическим законами.

(ответы учащихся)

Да, есть такие правила, это нормы морали. А что же такое мораль? Вы это изучали ранее.

(ответы учащихся. Обобщаю ответы. Хвалю за то, что вспомнили.)

А теперь откройте тетради, запишем новую тему урока. Как вы уже догадались из вышесказанного, речь сегодня пойдёт о чём? (Учащиеся пытаются сформулировать тему урока: о духовности, о морали, о нравственности и т.д.)

Совершенно верно! Вместе мы определили тему сегодняшнего урока. Запишем её:

Духовные ориентиры личности.(Слайд №4 )

Итак все вместе мы вспомнили, что такое мораль, ваши ответы были верными, и мы сейчас запишем одно из научных определений.(! )

(диктую): Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

Кто же устанавливает эти правила? (учащиеся отвечают). На этот вопрос даются разные ответы, но в основу общественной жизни берутся источники моральных норм, берутся заповеди различных религий. Вспомните общественное правило, которое в Библии звучит так: "...Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".(! ) В дальнейшем это правило назвали "золотым правилом нравственности" и в настоящее время звучит оно так:(! ) "Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе".

Опираясь на общественный опыт, человечество выработало определённые моральные запреты и требования: не убить, не воровать, помогать в беде, говорить правду... Осуждаются жадность; помогите мне, какие ещё человеческие качества осуждаются? (учащиеся отвечают). Правильно, трусость, обман, лицемерие, зависть, жестокость. А одобряются? (снова отвечают учащиеся)(! ) Правильно, одобряются свобода, любовь, великодушие, доброта, трудолюбие, скромность, верность, милосердие... не случайно многое очень точно подмечено в народной мудрости, в пословицах и поговорках о чести и бесчестии, о стыде и совести, о добре и зле. К сегодняшнему уроку вам было дано задание найти и выписать пословицы, поговорки, афоризмы об этих человеческих качествах. (опрос) Вот видите, как много доказательств народной мудрости о том, как следует поступать, а как не следует.

Моральные установки личности исследовались крупнейшими философами. (Слайд №5 ),(! ) Один из них немецкий философ 18 века,(! ) родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант. он сформулировал категорический императив морали,(! ) следование которому очень важно для реализации нравственных ориентиров деятельности.

Категорический императив - это безусловное принудительное требование (поведение), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.

Существует, утверждал Кант, только один категорический императив:(! ) "Поступай всегда, согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать". (максима - высший принцип, высшее правило). Сравните эту формулировку с "золотым правилом". не одно ли и то же утверждают две формулировки? (Ответы учащихся) Да, вы совершенно правильно заметили, что категорический императив, как и "золотое правило, утверждает личную ответственность человека за совершённые им деяния, учит не делать другому того, чего не желаешь себе. Сделаем вывод, что оба эти положения гуманистичны, ибо "другой" выступает как друг. (Слайд №6 )

Помимо прямых норм поведения, мораль так же включает в себя идеалы, ценности, категории (наиболее общие фундаментальные понятия).

Запишем. (диктую) (! ),(! )

Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

Эти представления о лучшем, ценном и величественном некоторые учёные представляют "моделированием желаемого будущего", которое отвечает интересам и потребностям человека.(! )

Ценности -(! ) это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

Когда речь идёт об отрицательном отношении людей к тем или иным явлениям, нередко используются термины "антиценности" или "отрицательные ценности". Ценности отражают отношение человека к действительности, к другим людям, к самому себе.

На основе ценностей строятся человеческие отношения. Ценности могут быть правовыми, политическими, религиозными, художественными, профессиональными, нравственными.

Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека,(! ) неразрывно связанную с категориями морали.(! ) Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер, например, добро и зло.

Системообразующим началом нравственных понятий служит категория "добро". в эту категорию включается всё, что считается моральным, нравственно должным. В понятии "зло" сконцентрировано всё аморальное, противостоящее нравственно-ценному. Производное от "добра" - "добродетель" (делать добро), что служит характеристикой положительных качеств личности. Противоположным понятием "добродетели" служит понятие "порок". Надо обязательно воспитывать в себе добродетель, учиться делать добро. Хочу прочитать вам притчу:

"Купил человек себе дом новый, большой, красивый. И сад с фруктовыми деревьями - все хорошо, аккуратно.

Рядом в кривеньком, стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то еще какую гадость сотворит.

И однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там ведро с помоями.

Человек взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, самых спелых и вкусных яблок и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я достал его!!!» Открывает дверь в надежде на скандал, а там его ведро... с яблоками, а человека и след простыл. Кто чем богат, тот тем и делится!"

Одной из важнейших моральных категорий является "Совесть". Совесть - это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, формировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.(Слайд №7 )

Поэт Осип Мандельштам писал: - ... Совесть твоя: узел жизни, в котором мы узнаны.

Совесть - внутренний суд, который человек вершит над самим собой. (Слайд №8 ), (! ),(! ),(! )

"Угрызения совести, - писал Адам Смит более двух веков назад, - самое ужасное из чувств, посещавших сердце человека."

Кто из вас не испытывал угрызения совести, наверное, таких нет, поэтому думаю, что каждому будет понятен отрывок из моего стихотворения, которое называется "Не сплю".(читаю)

Калейдоскоп ошибок крутится,
Меняя взгляды, руки, лица...
И совесть, вечная попутчица,
Стыдит, и мне опять не спится.

За всё, что сделала, не сделала,
Себя ругаю и кляну.
Ведь всё с утра не так хотела я!
Всё завтра заново начну.

А мозг лакейский успокоиться
Не хочет, трудится во мне.
Не сплю (уж ночь к рассвету клонится)
Ни на боку, ни на спине.

Согласно философскому словарю Совесть - категория этики, выражающая нерасторжимую связь морали и человеческой личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Во многих европейских языках слово "Совесть" этимологически означает "совместное знание". В частности в русском - состоит из "со" (совместно) и "весть" - (ведать, знать). То есть понятие "Совесть"предполагает знание всем обществом законов общежития (естественно, для того, чтобы ими руководствоваться в жизни!) и индивидуальный контроль над их выполнением. При этом наказанием за невыполнение моральных норм являются эмоциональные переживания человека (угрызения совести).

Высоконравственную личность характеризует постоянное чувство неудовлетворённости собой, стремление к самосовершенствованию, ответственность за неустроенность мира и желание участвовать в его совершенствовании. Иными словами, Совесть - это осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом. Формально осознание выступает как ответственность перед самим собой. Наличие совести - критерий высокой духовности и нравственности личности. (Слайд №9 )

Владимир Иванович Даль, русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка», толковал Совесть как нравственное сознание, нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается внутреннее одобрение или осуждение каждого поступка. Свои мысли он подтверждает русскими пословицами и поговорками: "Робка Совесть, поколь не заглушишь её", "От человека утаишь, от Совести не утаишь", "Добрая совесть - глас Божий", "В ком стыд - в том и Совесть", "Глаза - мера, душа - вера, Совесть - порука". Стыд - это ни что иное, как внешнее проявление Совести в душе человека. Совесть органически связана с природой человека, как существа общественного. При этом если стыд характеризует зависимость человека от общества, то Совесть, наоборот, - зависимость общества от личности.

Выдающийся русский философ Владимир Соловьёв утверждал, что духовный облик человека считается законченным, если он включает в себя три нравственные чувства:

Стыд: мы стыдимся того, что не достойно нас.

Жалость: умение ставить себя на место другого человека, уметь мысленно испытать его страдания, "влезть в чужую шкуру."

Благоговение перед высшим: понимание того, что есть нечто выше и ценнее его индивидуальной жизни, ради чего он готов пойти на жертву. Это и есть высшие ценности, святыни. (Слайд №10 )

Так что же человек может ставить выше и ценнее своей жизни? (Ответ: Родину!)(! )

Ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу - это важнейший ценностный ориентир, патриотизм .(Запись в тетрадь) Истинный патриот привержен национальным традициям, языку, гордится достижениями своей страны, уважает позитивные моменты своего исторического прошлого, народную память, культуру. Вы, конечно же, помните из истории героические проявления русского народа в освобождении России от Поляков в 1611 - 1612 годах, от наполеоновского нашествия в 1812 году, от фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. Вечная память великим героям, отдавшим свою жизнь за Родину.

Вместе с тем патриотизм обязательно предполагает и уважительное отношение к другим культурам. Высокие патриотические чувства должны отличать патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой народ выше другого.(! ) С патриотическими чувствами связаны и качества гражданственности . Эти социально-психологические качества сочетают в себе и чувство любви к Родине,(! ) и ответственность за нормальное развитие страны,(! ) осознание себя как полноправного гражданина со всеми правами и свободами, умение бороться за них и уважать права других людей, соблюдать Конституцию и права других людей.(Записать)(! )

Как вы считаете, надо ли формировать нравственные начала у человека, или они даны ему от рождения? (выслушиваю ответы).

Человек в отличии от животных рождается дважды - считали античные мудрецы: первый раз - физически, как живое существо, второй раз - духовно, в процессе своего нравственного становления, воспитания и образования. Так Александр Македонский любил своего учителя (Аристотеля) не меньше, чем своего отца, говоря, что Филиппу он обязан тем, что живёт, а Аристотелю тем, что живёт достойно. (Слайд №11 ),(! )

Изучение становления морального сознания показало, что моральные начала не заложены в человеке с рождения,(! ) а формируются в семье, на том примере, какой есть;(! ) в школе;(! ) в окружающей среде. Важное место при этом занимает самовоспитание личности(! ). Способность чувствовать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества, которые человек должен выработать самостоятельно. Приведу в пример ещё одну притчу:

"Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые - трудно и остаются непрочны в нем?»

Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? - спросил старец.

Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, - ответили ученики.

Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

Ученики возблагодарили старца за поучение и удалились в размышлении."

Самовоспитание в сфере нравственности - это прежде всего самоконтроль,(! ) предъявление высоких требований к самому себе.(! ) Утверждению нравственности способствует многократная реализация положительных моральных норм,(! ) или иначе говоря "опыт добрых дел". Чем больше в нашей копилке будет добрых дел, тем больше уверенность в том, что мы на правильном пути становления личности, её способности к нравственным решениям и ответственности за свои дела и поступки. Закончить нашу с вами беседу хочу своим стихотворением "А, может, стоит измениться?":

А, может, стоит измениться,
Забыть про собственное «Я»,
С привычкой вредною проститься,
Пусть станет новой жизнь твоя.

Не огорчаться неудачей,
Смириться, прекратить войну,
Пожить попробовать иначе,
Не быть у ярости в плену.

Нежней, терпимее, мудрее
Легко шагать, свой крест нести,
Ко всем спокойней стать, добрее -
Так душу можно обрести.

(Работа с учебником) (Выключить компьютер)

Откройте, пожалуйста, учебники на 44 стр., внимательно прочитайте практические выводы (1 и 2), озвучьте их с учётом своего мнения. (читают три мин., опрос, обобщение)

1. Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных нравственных ориентиров. Она требует постоянной работы над совершенствованием: это обращение к литературе, искусству, священным книгам.

2. Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, реализацию нравственных норм в жизни. В опыте добрых дел происходит нравственное самосовершенствование.

На странице 44 прочитайте документ: Из творческого наследия русского философа С. Н. Булгакова(2 мин.) отвечаем на вопросы к документу на 45 стр.

Вопросы (№1,2,3,4) для самопроверки на стр.45.

Задание №1. (самостоятельно)

Подвожу итог, благодарю, ставлю оценки.