Неврология

Воздействие человека на природу в ходе развития общества. Этапы взаимодействия общества и природы Взаимодействие человека и окружающей среды

С самого возникновения человека общество изменяло окружающую природу, и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу обуславливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей. Влияние географическое среды опосредуется общественными условиями, прежде всего, - уровнем развития производства. Масштаб антропогенных воздействий на природу позволяет наметить четыре периода, каждый из которых характеризовался своей спецификой влияния общества на природу.

1) Прединдустриальный период . Он характеризуется непосредственным присвоением и употреблением готовых продуктов природы (собирательство, охота, рыболовство, использование пещер под жилища) – добывающая промышленность . На ранних этапах развития общества люди зависели от естественных источников средств жизни. В первобытном обществе люди усваивали вещества природы, сами практически не создавая ничего такого, чего не было бы в природе. Главный объект собственности – человек и земля.

Возникают эмпирические исследования. Происходит внеэкономическое принуждение к труду.

2) Индустриальный период . Переход от прединдустриального общества к индустриальному – промышленная революция. По мере совершенствования орудий труда, зависимость от природы уменьшается. Идет процесс преобразования природы. Происходит экстенсивный рост земледелия, ремесел, гужевого транспорта, городов. Характеризуется обрабатывающей промышленностью . В конце периода – мануфактурное производство. Использование парового двигателя, электричества, ядерной энергетики. В хозяйственный оборот втянуты огромные количества минеральных, органических и иных ресурсов. Происходит отчуждение труда и возникновение науки (теоретические исследования на уровне законов).

3) Постиндустриальный период . Постиндустриальное общество возникает после научно-технической революции XX в. Этап начала техногенной цивилизации . Техногенный круговорот вещества и энергии отличается от биологического и геологического количеством и качеством (тенденции стремительного нарастания, большие объемы потребления (автоматическая форма труда) и преобразование природных ресурсов). Техногенный круговорот включает в себя вещества, которых не знала природа: использование ядерной энергетики, выход человека в космос, замена логической функции человека машинами. Характеристики периода : использование новых форм энергетики; производство материальных ценностей, удовлетворяющих потребности человека (бытовая техника и т.д.);

повышение требований к профессиональному уровню производителя (дипломированные производители); экономическое принуждение; развитие фундаментальных научных исследований.

4) Информационный период . Переход к этому этапу – дальнейшее развитие НТР. Возникает новый главный объект собственности – информация. Характеристики периода : информация – это объект общественной собственности; происходит господство общественной собственности; наблюдаются производственные отношения типа сотрудничество и партнерство; преодоление отчуждения труда (труд приобретает творческий характер); высокая оплата труда; исчезает принуждение к труду (труд как потребность); дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований и выход на ведущую позицию в деятельности общества. Информационное общество – это такое общество, о котором говорил К.Маркс: «...общество людей, одинаково богатых, как в своем богатстве, так и в своем потреблении».

Вы уже знаете, что проблема загрязнения окружающей среды и нарушения человеком сложившихся экосистем воз­никла далеко не сегодня. Существует вполне научная вер­сия, согласно которой исчезновение некоторых крупных жи­вотных во времена палеолита было связано с деятельностью человека, с активностью первобытных охотников, истребив­ших, например, стада мамонтов на путях их миграций. На всем протяжении истории человек провоцировал экологиче­ские кризисы, связанные с истощением и опустыниванием почв, вырубкой лесов, загрязнением и обмелением рек и
озер. Однако наиболее остро кризисность ситуации прояви­лась в последние десятилетия. И связано это с распростра­нением индустриального производства и городского образа жизни. Последние 200 лет, пока индустриализация победно шествовала по миру, положение природы становилось все более угрожающим. Угроза окружающей среде обусловлива­ется необычайным расширением масштабов производства и технологического вмешательства в природные процессы.
До появления индустрии воздействие человека на приро­ду было ограниченным. Природа в гораздо большей степени влияла на жизнь человека, нежели человек мог оказать воз­действие на природу. Однако с развитием индустриальной цивилизации истощение почв, изменение климата, истонче­ние озонового слоя стали платой за развитие промышленно­го производства. Логика развития исторически сложившей­ся модели рынка, породившая глобальную индустриальную экономику, оказалась несовместима с возможностями вос­становления природного баланса на нашей планете.
Впервые экологические проблемы глобального масштаба привлекли широкое внимание мировой общественности и стали предметом серьезных научных дискуссий в конце 60-х - начале 70-х гг. XX в. Если до того в науке домини­ровали прогрессистские настроения, предположения о том, что новая технология будет способна решить все проблемы, то к 70-м гг., напротив, преобладающим стал пессимизм от­носительно господствующей модели развития человечества. Это и понятно. Дисбаланс в отношениях общества с приро­дой к этому времени достиг угрожающих размеров, а адек­ватные действия по исправлению сложившейся ситуации как на национальном, так и на международном уровне практически отсутствовали. В результате экологическая проблема быстро получила широкий резонанс, прежде всего в развитых странах мира, где высокие темпы социально-эко­номического развития столкнулись с естественными ограни­чениями, а последствия безудержной эксплуатации природ­ной среды ощущались наиболее остро.
Некоторые проблемы окружающей среды оказались скон­центрированы в определенных регионах мира. Например, избыточное содержание в воде и воздухе вредных примесей и веществ, равно как и углекислого газа, свойственно прак­тически всем современным мегаполисам мира. Экологичес­ки неблагоприятным районом на протяжении 70-80-х гг. XX в. оставался северо-восток США, где периодически вы­падали кислотные дожди и сохранялся высокий уровень вредных выбросов от автомобилей и промышленных пред­приятий. Высокий уровень загрязнения промышленными отходами воды и воздуха был присущ и некоторым районам бывшего СССР. Однако локальность подобных экологически
неблагоприятных районов не должна вводить в заблужде­ние. Особенностью экологических процессов является куму­лятивный эффект (эффект накопления). Даже региональ­ные проблемы при их накоплении зачастую приобретают глобальный характер. Масштабы экономической деятельно­сти и область деградирующей среды обитания человека до­стигли ныне своих предельных значений. В ограниченном, «замкнутом» планетарном пространстве возник эффект на­ложения экологических проблем одних регионов на другие. Например, основным источником загрязнения окружающей среды до последнего времени оставались США и наиболее развитые страны Запада. Однако воздействие этих загрязне­ний не было локальным. Оно вело к разрушению озонового слоя, предохраняющего нашу Землю от влияния губитель­ного ультрафиолетового излучения, к накоплению в атмо­сфере углекислого газа, создающего угрозу глобального по­тепления климата. Загрязнение воздуха на северо-востоке США приводило к выпадению кислотных дождей на юге Ка­нады, а сжигание огромного количества угля в Китае при­водит, по мнению многих ученых, к усилению парникового эффекта во всем мире, и т. д.
Существует несколько основных разновидностей нанесе­ния непоправимого ущерба окружающей среде. Прежде всего, это создание отходов, которые невозможно ликвиди­ровать в короткий срок или подвергнуть вторичной перера­ботке. Кроме того, огромное значение имеет истощение не­восполнимых минеральных и иных природных ресурсов в результате хозяйственной активности человека.
Когда говорят об отходах, то представляют себе горы му­сора, которые ежедневно производятся любым индустриаль­ным обществом. Бытовые отходы на самом деле являются серьезной проблемой. Неспособность многих стран перераба­тывать отходы становится настоящим бедствием. Но главные загрязнения, конечно же, несут автомобили и про­мышленные предприятия. Подобного рода загрязнения поро­дили серьезные проблемы глобального масштаба. Углекислый газ стал главной причиной процесса глобального потепления, а фреон, по мнению ученых, способствует истончению и без того сокращающегося озонового слоя вокруг Земли.
Кроме того, продолжающееся распространение современ­ной индустрии по всему земному шару привело к резкому спросу на невозобновляемые природные ресурсы - энергоно­сители и промышленное сырье. Очевидно, что их запасы ог­раниченны. Так, при современных темпах потребления (без дальнейшего роста!) все известные ныне в мире запасы неф­ти могут быть полностью израсходованы к 2059 г. Весьма вероятно, что к этому времени удастся обнаружить новые запасы нефти или изобрести альтернативные источники
энергии. Но совершенно ясно при этом, что настанет мо­мент, когда некоторые ключевые ресурсы Земли окончатель­но исчерпаются, если не ограничить уже сегодня их потреб­ление.
На этом глобальные экологические проблемы отнюдь не исчерпываются. В последние десятилетия происходит драма­тическое сокращение площади лесных массивов, этих лег­ких планеты, ухудшение плодородия почв, опустынивание значительных территорий, что приводит к изменению кли­мата, ставит под угрозу существование всего человечества в целом.
Так, глобальное потепление способно повлечь за собой це­лую цепочку драматических изменений окружающей среды, которое может поставить вопрос о самом существовании че­ловеческой цивилизации в ее сложившихся ныне формах. Остановимся только на одном из возможных последствий - опасности почти «всемирного потопа», ожидающего планету в результате глобального потепления. Дело в том, что потепление неизбежно приведет к таянию полярных ледни­ковых шапок и подъему уровня Мирового океана. Многие города, расположенные на побережьях или в низменностях, окажутся затоплены и непригодны для проживания. При этом одновременно из-за увеличения среднегодовых темпе­ратур и необычайной жары большие массивы плодородной земли на разных континентах не смогут уже эффективно ис­пользоваться для производства продовольствия, а возможно, и быстро деградируют, превратившись в пустыни. В этом случае значительной части человечества будет угрожать не­минуемая гибель.
Ученые, политики, общественные деятели ищут выход из создавшейся ситуации. В 1992 г. проходивший под эгидой ООН Всемирный экологический форум в Рио-де-Жанейро одобрил концепцию устойчивого развития, согласно кото­рой от затрат на восстановление окружающей среды необ­ходимо перейти к постепенному отказу от технологий, ее разрушающих. Одновременно надежды возлагались на раз­работку новой философии развития, призванной противопо­ставить безудержному агрессивному потребительству уме­ренность, гармоничное развитие личности и коллектива, природы и общества.
В 1997 г. был подписан знаменитый Киотский протокол, предусматривающий значительные ограничения выбросов в атмосферу вредных веществ ведущими странами мира. В 1999 г. страны Европейского союза (ЕС) подписали согла­шение о сокращении в течение 5 лет вредных выбросов гру­зового и пассажирского транспорта на 60%. Вообще прак­тически во всех развитых странах мира на выхлопные трубы давно уже принято ставить специальные фильтры, а
потребление топлива современными автомобилями, как пра­вило, существенно ниже, чем у их предшественников.
И подобные меры приносят свои результаты. Так, в США в зоне Великих озер к концу 80-х гг. XX в. снова появи­лась рыба. В Германии снова зазеленели чуть не погублен­ные кислотными дождями леса. Одним словом, от всех нас требуются немалые усилия по охране природы. Важно не только видеть в природе кладовую ресурсов, но и восприни­мать ее как собственную среду обитания.


Человек и природа

Человек, как было отмечено выше, является частью биосферы. Все необходимое для жизни - воду, пищу, значительную часть энергии и строительного материала своих органов - он получает из биосферы. В биосферу человек сбрасывает отходы своей жизнедея-


тельности. Долгое время природа перерабатывала эти отходы и сохраняла свое равновесие. Однако в последнее столетие вмешательство человека в природные процессы стало не только слишком сильным, но чрезмерным по своим масштабам. По представлениям биологов, в природе действует «правило 10%», согласно которому она в экстремальных ситуациях способна выдержать десятикратную нагрузку по сравнению с обычной. Человек своим воздействием на природу вплотную подошел к этому рубежу, и поэтому сегодня среди прочих глобальных проблем человечества возникла щобальная экологическая проблема сохранения жизни на Земле.

Интересно проследить, как в процессе общественного развития возрастало воздействие человека на окружающую среду. В ходе эволюции человек от первоначального потребления природных богатств перешел к активному вмешательству в живую природу и ее преобразованию. Он создал искусственную среду обитания: предметы материальной и духовной культуры, искусственные экологические системы, технику и т.п. Первая созданная человеком культура - палеолит (каменный век) - существовала примерно 20-30 тыс. лет. Она совпала с периодом длительного оледенения. Экономической основой жизни человеческого общества тогда был присваивающий тип хозяйства - собирательство и охота на крупных животных (оленей, носорогов, ослов, лошадей, мамонтов). На стоянках человека каменного века ученые находят многочисленные кости диких животных, доказывающую успешность охоты наших предков. Именно так были истреблены и исчезли с лица Земли многие виды животных.

Несмотря на трудные условия, человек в это время сумел распространиться на значительной территории планеты, создав социальный организм - общество, основанное на совместном труде и коллективной памяти. Тем не менее, человек палеолита еще продолжал оставаться частью природы, пользуясь ее дарами и не начиная ее сознательного переустройства, он еще вписывался в естественные биогеохимические циклы биосферы, и антропогенное воздействие на них было незначительным.

Но 10-12 тыс. лет назад наступило резкое потепление, ледник отступил, леса распространились в Европе. Там же появился и человек, истребивший к этому времени большую часть животных, составлявших его пищу. Таким образом, изменилась экологическая база человеческого общества. Это привело к первому (за время су-


шествования человека на Земле) экологическому кризису - перенаселению планеты. Ведь человек палеолита жил в основном небольшими группами, средняя численность которых составляла около 50 человек, а чтобы прокормить такое количество людей с помощью собирательства и охоты нужна территория до 900 км 2 . Так, на площади, равной современной Украине, могли прокормиться всего 30-40 тыс. человек.



Это означало, что закончился период использования человеком готовых, созданных природой средств существования. В новых условиях необходимо было активно добывать и перерабатывать природные продукты. Для этого нужно было отказаться от присваивающего типа хозяйства в пользу производящего. Это и было сделано в ходе так называемой неолитической революции, которая завершилась около 7 тыс. лет назад. Но сама эпоха неолита (нового каменного века) началась около 10 тыс. лет назад, когда стали появляться первые поселения, в которых археологами были обнаружены остатки пшеницы, ячменя, чечевицы, а также кости домашних животных - коз, овец и свиней. Люди предпринимали первые попытки одомашнивания животных, разведения растений, начинали производство керамики. Так, постепенно, наряду с охотой и собирательством все большее значение стали приобретать земледелие и скотоводство - производящие типы хозяйства.

Зачатки земледельческого и скотоводческого хозяйства сформировались в разных местах Передней и Средней Азии, Кавказа, Южной Европы. Постепенно развивалось подсечное земледелие, начиналось освоение минеральных ресурсов, зарождалась металлургия. Это и была неолитическая революция - переход к производящему хозяйству. Она стала способом решения экологического кризиса. Ценой, которую человечество заплатило за это, стало уменьшение численности населения в 8 раз. Революция завершила эру животной жизни человека, с нее началось целенаправленное его вмешательство в природные процессы, трансформация биосферы под свои потребности. Возникли антропоценозы - сообщества организмов, в которых человек являлся доминирующим видом, а его деятельность определяла состояние всей системы.

На этом этапе развитие человеческого общества и культуры пошло значительно быстрее. Появились первые цивилизации на Древнем Востоке, затем в Древней Греции возникли частная собственность и наука, ставшие основой европейской, а затем и мировой цивилизации. В это же время происходят радикальные изменения в обществе, на смену родоплеменным структурам пришло рабовладение, классовая структура, аристократическое государство, религия и философия. Так было определено лицо феодализма и раннего капитализма в Европе. Традиционные общества Азии основывались на азиатском способе производства.


Этот этап истории культуры и общества основывался на второй, технологической, революции, которая произошла в эпоху неолита (первая революция была связана с овладением огнем и созданием орудий труда). Но как первая революция привела к первому экологическому кризису (перенаселению), так и вторая технологическая революция вызвала второй экологический кризис. Он был связан с истощением растительности и почв в результате подсечно-огневого земледелия, ошибок при построении и эксплуатации ирригационных сооружений, вызывавших засоление почв. Результатом стало образование пустынь - Сахары в Африке, Каракумов и других пустынь в Центральной и Средней Азии. Таким образом, данный экологический кризис привел к гибели большинство древних цивилизаций нашей планеты.

Teм не менее, в Европе цивилизация продолжала развиваться. Особенно эти процессы ускорились после того, как произошла первая глобальная научная революция XVI-XVII вв., повернувшая науку лицом к практическим потребностям производства. Позднее в Европе утвердился настоящий союз науки, в котором техника проектировалась на основе научных теорий. Технологическим центром индустриального производства становится машина, которая вначале работала на паровом двигателе, а в XX в. стала использовать в качестве движителя почти все формы движения материи - электричество, электромагнитное поле, ядерные взаимодействия, химические и биологические процессы. С этого момента человек, его разум, воплощенный в научную мысль, и его деятельность стали фактором планетарного масштаба, направляющей силой дальнейшей эволюции биосферы. Человечество становится доминирующим видом среди живого вещества биосферы.

Сегодня человек освоил не только всю территорию нашей планеты, не оставив ни одного незаселенного уголка (даже в Антарктиде есть научные станции), но и вышел в космос (пока, правда, только в околоземное космическое пространство), освоение которого уже вполне реально является делом завтрашнего дня, ближайшего будущего.

Все это позволило В. И. Вернадскому назвать не только живое вещество планеты, но, прежде всего, человека, вооруженного научной мыслью, величайшей геологической силой современности. Если живое вещество создавало современный облик нашей планеты в течение миллионов и миллиардов лет, то человек своей деятельностью меняет его на наших глазах, демонстрируя поистине безграничные возможности в деле переустройства природы.

Тысячелетия, прошедшие после неолитической революции, стали эпохой покорения природы, когда она сама не принималась во


внимание в качестве активного партнера для человечества. Особенно это характерно для европейской цивилизации, которая приняла христианский тезис о сотворении мира для человека, считающегося господином этого мира, имеющим право делать с этим миром все, что угодно.

Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистине огромны. Темпы ее развития постоянно увеличиваются и вместе с этим увеличивается и воздействие человека на биосферу.

Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первую очередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала на начальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, техническим прогрессом ситуация изменилась коренным образом. XX столетие, сформировавшее качественно новые отношения науки, техники и технологии, колоссально увеличило масштабы воздействия общества на природу, поставило перед человечеством целый ряд чрезвычайно острых проблем.

По силе своего воздействия на планету техника сегодня в состоянии как минимум на равных спорить с живым веществом. По результатам преобразования окружающей среды с помощью техники можно уже говорить о новом ее состоянии - техносфере. Это понятие отражает совокупность технических устройств и систем вместе с различными видами технической деятельности человека. Ее структура достаточно сложна, так как включает в себя техногенное вещество, технические системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу, гидросферу. Более того, с началом эры космических полетов техносфера вышла далеко за пределы биосферы и охватывает уже околоземное космическое пространство.

Техносфера все больше преобразует природу, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя на другие сферы и оболочки Земли. Однако пока что наука и техника нацелены на максимальную эксплуатацию природных ресурсов, удовлетворение нужд человека и общества любой ценой. Последствия такого воздействия на природу удручают. Техногенные ландшафты, уничтожение жизни в целых регионах - отрицательные плоды технического воздействия человека на окружающую среду. Все это говорит о новом экологическом кризисе, источником которого стала НТР, начавшаяся в середине XX в. На данный момент человечество в ходе своего вмешательства в природу уничтожило около 70% естественных экологических систем. Понятно, что такая активная деятельность существенно влияет на характер процессов в биосфере: рост искусственной среды приводит к разрушению естественной. Современное состояние отношений между человеком и природой может быть охарактеризовано как экологический кризис.

1. Собирательство, охота и рыболовство; человек приспосабливался к природе, а не видоизменял её. Ок. 30 тыс. лет. назад
2. Сельскохозяйственная революция - переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; слабое преобразование естественных ландшафтов 6-8 тыс. лет. назад
3. Увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел, более широкое вовлечение в хозяйственный круговорот природных ресурсов. Средние века
4. Промышленная революция - быстрое преобразование естественных ландшафтов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду 300 лет назад
5. Современный этап НТР - коренные сдвиги в технической базе производства; резкие сдвиги в системе «общество – природная среда». С середины XX века

1. Присваивающее хозяйство . Люди селились в районах с теплым, влажным климатом, в долинах рек, на побережье морей и озер, там, где было много дичи. Количество охотников (и вообще жителей) прямо пропорционально количеству дичи. «Первый звонок» экологического бедствия - крупномасштабные выжигания растительности привели к исчезновению некоторых животных (мамонт, шерстистые носороги, гигантские олени).

2. Постепенный переход человечества от присваивающего хозяйства к производящемусельскохозяйственная революция .

Её особенности:

Человек из потребителя превратился в производителя;

Продолжительность – несколько тысяч лет.

Предпосылки:

Появление довольно совершенных орудий труда;

Наличие пригодных для культивирования растений и животных для одомашнивания;

Изменение и обеднение окружающей среды («охотничий кризис»).

Последствия:

Новые источники пищи ® увеличение численности населения (до нескольких десятков миллионов человек) ® распространение древних цивилизаций (долины Нила, Тигра, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ, Янцзы, территория Древней Греции, Рима и др.) ® более разнообразные отношения с природой (с/х использование земель, дамбы, каналы, осушение болот и др.), но во многих районах никогда не ступала нога человека.

3. Расширение связей в системе «общество – природная среда»:

Вовлечение в хозяйственный круговорот ресурсов, не связанных с удовлетворением пищевых потребностей - минеральных, лесных (металлические орудия труда, развитие кораблестроения, строительства и т.д.);

Увеличение численности населения ® увеличение нагрузки на землю (Муссонная Азия, Тропическая Африка, страны Европы) ® истощение почв; деградация пастбищ (перевыпас скота), уменьшение площади лесов (вырубки, подсечно-огневое земледелие).


Средства и способы воздействия на окружающую среду не выходили за допустимые пределы (небольшие земельные наделы, неглубокая обработка, органические удобрения, ручной труд);

Освоение пространства очаговое – сгустки населения в Восточной и Южной Азии, Западной и Центральной Европе.

4. Качественный скачок в освоении планеты связан с промышленной революцией (произошла в Англии в конце XVIII века):

К тому времени произошло расширение Ойкумены благодаря ВГО ® создание колониальных империй (вывоз рабов из Африки в Америку, уничтожение коренного населения колоний, изменение географии и структуры мировой торговли);

Развитие фабрично-заводской промышленности ® массовая подземная добыча минерального сырья, гидроэнергетическое строительство и т.д. ® быстрое преобразование естественных ландшафтов, освоение новых морских акваторий ® ухудшение состояния окружающей среды.

5. Резкие сдвиги в системе «Общество – природная среда:

2 типа освоения:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

1. Назовите основные источники жизни.

2. Назовите компоненты окружающей среды.

3. На каких этапах происходило наиболее сильное изменение влияния общества на природу?

4. Назовите два типа освоения планеты. Какой из них наиболее рационален?

В мировоззрении человечества. На данном этапе развития социум является разнородным, в нём вынужденно сосуществуют богатые и бедные, высокообразованные и не имеющие начального образования личности, верующие и атеисты. Современное общество нуждается в индивидах, социально адаптированных, нравственно стойких и обладающих стремлением к самосовершенствованию. Именно эти качества формируются в раннем возрасте в семье. Традиционное общество наиболее отвечает критериям воспитания в человеке приемлемых качеств.

Понятие традиционного общества

Традиционное общество – преимущественно сельское, аграрное и доиндустриальное объединение больших групп людей. В ведущей социологической типологии «традиция – современность» оно выступает основной противоположностью индустриальному. По традиционному типу социумы развивались в древнюю и средневековую эпохи. На современном этапе примеры таких обществ выраженно сохранились в Африке и Азии.

Признаки традиционного общества

Отличительные черты традиционного общества проявляются во всех сферах жизнедеятельности: духовной, политической, хозяйственной, экономической.

Община является основной социальной ячейкой. Она представляет собой замкнутое объединение людей, сплоченных по родовому или локальному принципу. В отношениях «человек-земля» именно община выступает посредником. Ее типология различна: выделяют феодальную, крестьянскую, городскую. Вид общины и определяет положение человека в ней.

Характерная черта традиционного общества – сельскохозяйственная кооперация, которую составляют клановые (родственные) связи. Отношения основываются на коллективной трудовой деятельности, использовании земельных угодий, систематических переделах земли. Такому обществу всегда свойственна слабая динамика.

Традиционное общество – это в первую очередь закрытое объединение людей, которое является самодостаточным и не допускает внешнего воздействия. Традиции и законы определяют его политическую жизнь. В свою очередь, социум и государство подавляют личность.

Особенности экономического уклада

Традиционное общество характеризуется преобладанием экстенсивных технологий и применения ручных орудий труда, господством корпоративной, общинной, государственной форм собственности, в то время как частная собственность все-таки остается неприкосновенной. Уровень жизни большей части населения является невысоким. В труде и производстве человек вынужден приспосабливаться к внешним факторам, таким образом, социум и особенности организации трудовой деятельности зависят от природных условий.

Традиционное общество – это противостояние природы и человека.

Экономический уклад вступает в полную зависимость от факторов природно-климатического характера. Основу такого хозяйства составляют скотоводство и земледелие, результаты коллективного труда распределяются с учетом положения каждого члена в социальной иерархии. Кроме сельского хозяйства, люди в традиционном обществе занимаются примитивным ремеслом.

Социальные отношения и иерархия

Ценности традиционного общества заключаются в почитании старшего поколения, старых людей, соблюдении обычаев рода, неписаных и писаных норм и принятых правил поведения. Конфликты, возникающие в коллективах, решаются при вмешательстве и участии старшего (вожака).

В традиционном обществе социальная структура подразумевает сословные привилегии и жесткую иерархию. При этом социальная мобильность практически отсутствует. Например, в Индии строго запрещаются переходы из одной касты в другую с повышением статуса. Основными социальными ячейками общества выступали община и семья. Человек прежде всего был частью коллектива, входящего в традиционное общество. Признаки, указывающие на неподобающее поведение каждого индивида, обсуждались и регулировалось системой норм и принципов. Понятие индивидуальности и следование интересам отдельного человека в такой структуре отсутствуют.

Социальные отношения в традиционном обществе строятся на подчинении. Каждый включен в него и ощущает себя частью целого. Рождение человека, создание семьи, смерть происходят в одном месте и окружении людей. Трудовая деятельность и быт строятся, передаваясь от поколения к поколению. Выход из общины всегда сложен и затруднителен, иногда даже трагичен.

Традиционное общество – это объединение по общим признакам коллектива людей, в котором индивидуальность не является ценностью, идеальный сценарий судьбы - исполнение социальных ролей. Здесь запрещено не соответствовать роли, в противном случае человек становится изгоем.

Социальный статус оказывает влияние на положение личности, степень приближенности к лидеру общины, жрецу, вождю. Влияние главы рода (старшего) непрекословно, даже если индивидуальные качества ставятся под сомнение.

Политическое устройство

Главным богатством традиционного общества является власть, которая ценилась выше, чем закон или право. Армии и церкви принадлежит главенствующая роль. Формой правления в государстве в эпоху традиционных обществ была преимущественно монархия. В большинстве стран представительные органы власти не имели самостоятельного политического значения.

Так как наибольшей ценностью выступает власть, то она не нуждается в обоснованиях, а переходит следующему вождю по наследству, ее источником является Божья воля. Власть в традиционном обществе деспотична и сосредоточена в руках одного человека.

Духовная сфера традиционного общества

Духовной основой общества выступают традиции. Сакральные и религиозно-мифические представления имеют господство как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Религия оказывает значительное влияние на духовную сферу традиционного общества, культура гомогенна. Устный способ обмена информацией преобладает над письменным. Распространение слухов является частью социальной нормы. Количество людей, имеющих образование, как правило, всегда незначительно.

Обычаи и традиции также определяют духовную жизнь людей в общине, которой свойственна глубокая религиозность. Религиозные догматы находят отражение и в культуре.

Иерархия ценностей

Совокупность культурных ценностей, почитаемых безоговорочно, также характеризует традиционное общество. Признаки ценностно ориентированного социума могут быть общими или сословными. Культуру определяет ментальность социума. Ценности имеют строгую иерархию. Высшей, без сомнения, является Бог. Стремление к Богу формирует и определяет мотивы поведения человека. Он выступает идеальным воплощением благонравного поведения, высшей справедливости и источником добродетели. Другой ценностью можно назвать аскезу, которая подразумевает отказ от благ земных во имя обретения небесных.

Верность является следующим принципом поведения, выраженном в служении Богу.

В традиционном обществе выделяют также ценности второго порядка, например, праздность – отказ от физического труда вообще или только в определенные дни.

Необходимо отметить, что все они имеют священный (сакральный) характер. Сословными ценностями могут выступать праздность, воинственность, честь, личная независимость, что было приемлемо для представителей знатных слоев традиционного социума.

Соотношение современного и традиционного обществ

Традиционное и современное общество тесно взаимосвязаны. Именно в результате эволюции первого вида социума человечество вышло на инновационный путь развития. Современное общество характеризуется достаточно быстрой сменяемостью технологий, беспрерывной модернизацией. Культурная действительность также подвержена изменениям, что обуславливает новые жизненные пути для последующих поколений. Для современного общества характерен переход от государственной формы собственности к частной, а также пренебрежение индивидуальными интересами. Некоторые черты традиционного общества присущи и современному. Но, с точки зрения европоцентризма, оно является отсталым ввиду закрытости от внешних связей и инноваций, примитивным, продолжительным характером изменений.