Неврология

Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле" (4 класс). Урок окружающего мира "Трудные времена на русской земле" (4 класс) 4 кл трудные времена на русской земле

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён-ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Прослеживать на карте нашествие Батыя на Русь, обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия, описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов, рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника, находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Заполнять «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: дань, хан Батый,

Золотая орда,

Александр Невский.

Почему Русь не смогла организовать достойный отпор монголо-татарским полчищам, почему шведы начали своё наступление в 1240 году.

Уметь

пересказывать своими словами текст учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать его в классе.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Ставить и формулировать проблемы.

Р. - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

К. - формулировать своё мнение и позицию.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Основные понятия и определения

понятия: дань, хан Батый, Золотая орда, Александр Невский.

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, как Русь отстаивала свою независи-мость. По карте и иллюстрациям сравним во-оружение воинов, опишем Невскую битву и Ле-довое побоище. Постараемся осознать, какую роль сыграли эти события в истории России. Будем учиться составлять рассказ о выдающем-ся человеке. Вспомни, что ты знаешь о городах и военном деле на Руси.

Изучение нового материала

Трудные времена на Русской земле

НАШЕСТВИЕ БАТЫЯ

К середине XII века Древняя Русь распалась на отдельные княжества. Князья хотели быть са-мостоятельными и никому не подчиняться. Кар-та Руси того времени напоминает разноцветную мозаику.

В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые ис-пытания. С востока, из Азии, напали степные кочевники — монголы

Русские князья не сумели объединиться для отпора врагу

Поход на Русь возглавил хан Батый. Первым русским городом на пути батыевых полчищ ока-залась Рязань. К её стенам враги подошли в конце 1237 года. Пять дней оборонялись рязан-цы, но на шестой монголы разгромили и сожгли город. Почти все его защитники погибли.

В феврале 1238 года полчища Батыя осадили, а затем сожгли Владимир. Тогда же захватчики эазгромили и другие города. В летописи сказа-но: «Не было места, где бы они не повоевали».

Батыю открылась дорога на богатый Новго- эод. Однако он повернул назад. На обратном ~ути в южные степи Батыева рать семь недель ~ровела под небольшим городом Козельском, жители которого стойко и упорно сопротивлялись. Монголы прозвали Козельск злым городом.

Такая же печальная участь ожидала и Киев. В 1240 году он был захвачен и разрушен.

Почти вся Русь была разорена монголами, многие русские города были сожжены. Боль-шинство русских земель попало в зависимость к Золотой Орде — так стало называться государ-ство монголов. Отныне Руси пришлось выпла-чивать дань Орде. Князья должны были ездить к хану — правителю Золотой Орды — за разре-шением на владение княжествами.

В борьбе с Русью силы монголов ослабли. Подчинить себе всю Европу они не смогли.

Русские воины Монгольский воин

Осмысление и понимание полученных знаний

Работа с исторической картой

По тексту учебника и карте просле-дите нашествие Батыя на Русь.

Найдите на карте места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками.

ЗАЩИТА СЕВЕРО-ЗАПАДНЫХ РУБЕЖЕЙ. КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ

Новая угроза появилась на северо-западных рубежах Руси. Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестонбсцев (на их одежде и вооружении был изображён крест).

Первый удар нанесли шведы. В первых числах июля 1240 года шведские корабли бросили якорь в устье Невы. Навстречу им выступил молодой и решительный новгородский князь Александр Яро- славич с дружиной. Застигнутые врасплох, шве-ды были разбиты наголову 15 июля 1240 года.


Ледовое побоище

За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание Невского.

Два года спустя Александр Невский во главе рати разбил рыцарей-крестоносцев на льду Чудского озера. В истории эта битва осталась под названием Ледового побоища.


В бою рыцари строились клином. Его удар был так силён, что пробивал самую крепкую оборону. Пешие воины находились внутри и позади клина. Обычно они
довершали разгром противника. Зная об этом приёме врага, Александр по краям поставил конницу, а в центре — бойцов, вооружённых луками, топорами, мечами и крючьями, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей.

Битва началась 5 апреля 1242 года. Трудно было сдерживать натиск рыцарей, закованных в тяжёлые доспехи. Но получилось так, что рыцари, сумев смять центр русских сил, сами же оказа-лись в западне. Сбитые в кучу, они стали лёгкой добычей. Как вихрь, налетела с боков русская конница. Рыцари дрогнули и начали отступать. И здесь начал трескаться лёд. Многие рыцари из-за тяжёлых доспехов утонули в озере.

Обсудим!

1.Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя?

2.Почему шведы начали наступление в 1240 го-ду? Отчего они были уверены в успехе?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1. Расскажи о монгольском нашествии на Русь по плану: кто такие монголы, кто возглавлял войско завоевателей, когда захватчики вторглись на Русь, как оборонялись русские города. 2. Как проявился полководческий талант Александра Невского в битве на Чудском озере? 3. Каково значение побед Александра Невского?

Вывод

В XIII веке Русь надолго попала в зависи-мость к Золотой Орде. В годину тяжёлых бедствий удалось отстоять северо-западные рубежи нашей Родины. Русские воины разби-ли шведов на реке Неве и немецких рыца- рей-крестоносцев на льду Чудского озера.

Задания для домашней работы

1. Обведи красным карандашом границу Руси начала XIII века.

Обозначь на карте стрелками путь хана Батыя по Руси.

2. Впиши даты, когда хан Батый нападал на города.

Рязань - конец 1237 года

Владимир - в феврале 1238 года

Киев - в 1240 году

3. Прочитай стихотворение Н. Кончаловской.

Раньше Русь была удельной:
Каждым городом отдельным,
Всех соседей сторонясь,
Управлял удельный князь,
И князья не жили дружно.
Жить им в дружбе было б нужно
И большой семьёй одной
Защищать свой край родной.
Побоялась бы тогда
Нападать на них орда!

Ответь на вопросы:

  • Что значит удельный князь? Русь к середине XII века распалась на отдельные княжества, которыми правили удельные князья
  • Как жили князья? Князья не жили дружно, были междоусобицы.
  • Почему монголо-татары не боялись нападать на русские земли? Русские князья не сумели объединиться для отпора врагу из-за разрозненности русских княжеств.

4. Соотнеси битву с её датой.


5. Прочитай описание боя на Чудском озере.

Русские дрались яростно. Да и как же не драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием Русь.
А крестоносцы пришли, как разбойники. Но где воровство, там и трусость рядышком.
Страх взял псов-рыцарей, видят - теснят их русские со всех сторон. Тяжёлым конникам не развернуться в давке, не вырваться. А тут ещё пустили русские в ход крюки на длинных шестах. Подцепят крюком рыцаря - и с коня долой. Грохнется он на лёд, а встать не может: неловок больно в толстых латах. Тут ему и голову долой.
Когда же в самом разгаре было побоище, затрещал вдруг под рыцарями лёд и треснул. Крестоносцы пошли ко дну, потянули их тяжёлые доспехи.
Такого поражения не знали до того времени крестоносцы.
С тех пор со страхом смотрели рыцари на восток. Запомнились им слова, сказанные Александром Невским. А сказал он вот что: "".
(О. Тихомиров)

Ответь на вопросы:

  • Почему русские яростно дрались? Они защищали родную землю
  • Почему конникам крестоносцев было тяжело в бою? Конники крестоносцев были тяжёлыми, неповоротливыми.
  • Для чего русские использовали крюки? Подцепляли рыцарей крюками и стаскивали с лошади.
  • Какие слова Александра Невского запомнили рыцари? Подчеркни эти слова русского князя в тексте. Запомни их.

В разные годы в прошлые века иностранные завоеватели не раз пытались покорить Русь, а она стоит, несломленная, и по сей день. Трудные времена на русской земле возникали в истории не раз. Но такого, как в 13 веке, тяжелого периода, угрожавшего самому существованию государства, не было, кажется, ни до, ни после. Нападения велись и с запада, и с юга различными агрессорами. Настали трудные времена на русской земле.

Русь в 13 веке

Что собою она представляла? В начале 13 века Константинополь как центр духовности уже утратил свое влияние. А некоторые страны (например, Болгария, Сербия) признают власть и главенство католичества. Оплотом православного мира становится Русь, тогда еще - Киевская. Но территория была неоднородна. Перед нашествием Батыя и его орды Русский Мир представлял собой несколько княжеств, соперничавших за сферы влияний между собой. Междоусобица раздирала родственников-князей, не способствовала организации одного сплоченного войска, способного оказать достойное сопротивление захватчикам. Это и подготовило почву для того, чтобы случились трудные времена на русской земле.

Нашествие Батыя

В 1227 году уходит из жизни Чингисхан, великий восточный воин. Произошло обычное перераспределение власти между родственниками. Один из внуков, Батый, обладал особо воинственным характером и организаторскими талантами. Он собрал огромнейшее по тем понятиям войско (где-то порядка 140 тысяч человек), состоящее из кочевников и наемников. Осенью 1237 началось вторжение.

Русское войско было менее многочисленно (до 100 тысяч человек) и разрознено. Поэтому и проиграло в трагической Казалось бы, вот возможность объединиться и дружно противостоять врагу. Но правящая верхушка князей продолжала усобицы, а в Новгороде, на севере, с новыми силами вспыхнули народные волнения. Как результат - дальнейшее разорение княжеств. Сначала Рязанского, затем - Владимиро-Суздальского. Коломна, Москва... Разорив Владимир, Батый пошел на Новгород, но не доходя, повернул к югу и отправился в половецкие степи - восполнить силы. В 1240 орды Батыя разоряют Чернигов, Киев, войдя в Европу, монголо-татарские воины дошли аж до Адриатики. Но в дальнейшем прекратили войну на этих территориях. А после - настали трудные времена на русской земле. Двухсотлетнее иго установилось в течение двух десятилетий после нашествия и подразумевало уплату дани всеми завоеванными землями татарским правителям. Как считают историки, оно окончилось только в 1480 году.

Угроза с запада

Трудные времена на русской земле не ограничивались проблемами на востоке и юге в 13 веке. Если там вторжения захватчиков носили скорее карательный характер экспедиций, то в западной части шли постоянные регулярные боевые атаки. Русь противоборствовала всеми силами шведам, литовцам, немцам.

В 1239 отправляет большое войско против Новгорода. Но в том же году шведы были оттеснены и разгромлены (взят Смоленск). На Неве также одержали победу. Новгородский князь Александр во главе дружины разгромил хорошо вооруженное и подготовленное шведское войско. За эту победу его и прозвали Невским (на тот момент герою было всего 20 лет!). В 1242-м изгоняют немцев из Пскова. А Александр в том же году наносит сокрушительный удар по рыцарским войскам в (Ледовое побоище). Рыцарей погибло так много, что еще 10 лет не рисковал нападать на русские земли. Хотя многие битвы новгородцев и были успешными, все же это были довольно тяжелые, трудные времена на русской земле.

Окружающий мир (4 класс)

Подводя итоги, можно сказать, обобщая, что весь 13 век в был тяжелым и для правящих князей-верхушки, и для простого народа, который погибал и проливал кровь в результате продолжительных и многочисленных военных действий. Монгольское иго, безусловно, сказалось и на развитии российской государственности, и на материальном благосостоянии городов, вынуждаемых платить дань.

А бои с рыцарями-крестоносцами благодаря своей важности прославлены в фильмах и литературе. Данный материал может быть использован для урока

В разное время Русь регулярно испытывала на себе вражеское давление. Многие завоеватели пытались заполучить это «лакомый кусок». Однако в 13 веке наступили по-настоящему трудные времена на русской земле. Существование древнерусского государства оказалось под большой угрозой.

Русь в 13 веке

В те далекие времена Русь представляла собой раздробленную страну, поделенную на многочисленные княжества. Не было между ними единства и дружеских отношений: каждый князь стремился к единоличной власти и был сам за себя. В некоторых княжествах и вовсе не было князя, и управляли им бояре - местная богатая знать.

На Руси не было единого сплоченного войска, не было мудрого и сильного правителя, который смог бы защитить отчизну от врагов.

Неудивительно, то такая большая, богатая, но при этом ослабленная бесконечными раздорами страна была простой добычей для вражеских захватчиков.

Нашествие Батыя

После смерти непобедимого Чингисхана к власти в Золотой Орде (государство монголов) пришел его внук - Батый. Собрав огромное по тем временам войско - около 140 тысяч человек - он направил его в сторону Руси. Осень 1237 года ознаменовалась вторжением монголо-татарского ига на территорию древнерусского государства.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Хан Батый.

Их наступление происходило в такой последовательности:

  • Первым русским городом, оказавшимся на пути войска хана Батыя, стала Рязань. Местные жители пять дней держали оборону, однако на шестой день город пал к ногам монголов, которые разорили его и сожгли дотла. Почти все рязанцы погибли в этой битве.
  • Следующей целью монголо-татарского войска стал славный город Владимир. Когда захватчики его разгромили, они очень быстро подчинили себе и многие другие русские города.
  • Путь к богатому Новгороду оказался свободным, однако хан Батый повернул назад и захватил Киев.

Почти вся Русь находилась в руинах после нашествия Золотой Орды. Русское государство оказалось в полной зависимости от своих захватчиков, и отныне должно было выплачивать денежную дань.

Рис. 2. Войско Золотой Орды.

Дань - это плата, которая бралась победителями с побежденного народа. Русские князья обязаны были ездить к Ордынскому хану выплачивать дань и унизительно испрашивать разрешения на владение собственными же землями.

В борьбе с Русью монголо-татары заметно ослабели, и уже не смогли подчинить себе всю Европу, как изначально планировали. Но с этого момента для русской земли настали трудные времена: в течение двух столетий она стонала под тяжелейшим игом своих захватчиков. Каждое завоеванное княжество обязано было выплачивать немалую дань татарским правителям. Освободилась Русь от этих оков лишь в 1480 году.

Угроза с северо-запада

Однако не только на востоке и юге Русь познала поражение. В западных регионах регулярно проходили сражения с немцами, литовцами, шведами. Рыцари стремились захватить Новгород - единственный русский город, не разоренный монголами.

Воины из стран Европы назывались рыцарями. Это были прекрасно вооруженные и защищенные крепкими доспехами воины, которые передвигались на крепких выносливых лошадях.

В 13 веке в истории Руси особенно ярко выделяются два сражения с западными захватчиками:

  • Невская битва . В июле 1240 года шведский флот подошел к берегам Невы. Навстречу вражеским кораблям вышел Новгородский князь Александр со своей дружиной. Ему удалось справиться с вооруженным до зубов шведским войском. На тот момент русскому герою было всего 20 лет, и благодаря своей блестящей победе над врагом он вошел в историю как Александр Невский.
  • Ледовое побоище . В 1242 году Александр Невский во главе своей верной дружины нанес сокрушительный удар по рыцарям-крестоносцам. Это историческое сражение произошло зимой на Чудском озере, скованном льдами. Среди рыцарей было так много жертв, что Ливонский орден в течение ближайших десяти лет не предпринимал попыток вновь напасть на земли русские.

Рис. 3. Александр Невский.

13 век стал для Руси одним из самых тяжелых и кровопролитных как для правящей верхушки, так и для простого народа. Многочисленные жестокие сражения и тяжелейшая дань татарскому хану очень сильно отразились на развитии Руси, которой потребовалось немало времени, чтобы окрепнуть и заявить о себе на весь мир.

Что мы узнали?

При изучении темы «Трудные времена на русской земле» по программе 4 класса окружающего мира мы выяснили, какие события так сильно отразились на древнерусском государстве. Вторжение Золотой Орды и битвы со шведами сильно подкосили Русь, которая еще не скоро смогла вернуть свою силу и могущество.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 315.

У р о к 45. ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА НА РУССКОЙ ЗЕМЛЕ

22.08.2014 3291 0

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о военном деле на Руси.

2. Познакомить с героическими страницами истории Отечества.

3. Развивать умение работать с картой.

4. Воспитывать любовь к Родине.

О б о р у д о в а н и е: историческая карта; схема «Завоевательные походы монголо-татар», схема «Битва на Чудском озере».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с героическими страницами истории Отечества.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит фронтальный опрос:

– Кто создал славянскую азбуку?

– Какими были книги в Древней Руси?

– Что в оформлении древних книг напоминает современные книги?

Несколько учащихся выполняют индивидуальную работу по карточкам.

№ 1. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания.

Славянскую азбуку создали византийские монахи … и … (Кирилл и Мефодий) , которые жили в … (IX) веке. Письменность на Руси стала распространяться после принятия … (христианства) . В Древней Руси велись записи важнейших событий – … (летописи) . Самая известная летопись Древней Руси – … («Повесть временных лет») . Ее написал в начале XII века монах … (Нестор). Он рассказывает о племенах … (восточных) славян.

№ 2. С помощью стрелок соедини историческое событие и имя русского князя, связанное с данным событием.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. В 1223 году летописец писал: «Пришла неслыханная рать. Их же никто хорошо не знает, кто они и откуда пришли, и какой язык их, и какого они племени, и какая их вера». Так описывали появление у границ Руси нового опасного врага – монголо-татар.

Татары, или монголы, жили далеко на востоке от русских границ, внутри Центральной Азии. В начале XIII века у них возникло государство.

Монголо-татары – это кочевые племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны были новые пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ.

Необходимость завоеваний новых пастбищ для занятия скотоводством послужила образованию Монгольского государства. В 1206 году на реку Онон съехались предводители монголо-татарских племен на курултай (съезд монгольской знати) и избрали вождем Чингисхана. Он и возглавил завоевательные походы монголо-татар.

Учитель демонстрирует схему.


У них было хорошо организованное войско. Основную ударную силу монголо-татар составляла конница. Каждый воин имел два-три лука, несколько колчанов со стрелами, топор, веревку, хорошо владел саблей. Лошадь воина покрывалась шкурами и тем самым была защищена от стрел противника. Голову, шею и грудь воина защищали шлем и панцирь из кожи.

Учитель предлагает рассмотреть рисунки с изображением воинов: русских и монгольских. Сравнить их (с. 60 учебника). Учащиеся делают вывод, что монгольские воины имели лучшее снаряжение.

Учитель. В 1223 году монгольское войско появилось в причерноморских степях поблизости от границ Руси, где жили половцы. Половцы толпами бежали в Русь: «Мы теперь побиты, а если нам не поможете, так порубят и вас». Несколько русских князей (Мстислав Киевский, Мстислав Черниговский, Мстислав Галицкий) сошлись вместе и 31 мая встретились с татарами на реке Калке, у Азовского моря.

Напав на сторожевой отряд, княжеские дружины стали преследовать его и так растянулись, что потеряли связь друг с другом. Когда на девятый день похода за речкой Калкой князей встретил сомкнутый строй монгольской конницы, то навести боевой порядок было трудно. Русские дружины были разбиты поодиночке.

Учитель предлагает показать на карте место битвы на реке, назвать города, захваченные монголо-татарским войском.

Ученики. Рязань, Владимир, Москва, Переяславль, Торжок, Козельск и др.

Учитель демонстрирует схему походов монголо-татарского войска:

1223 г. → река Калка;

1237 г. → Рязань → Коломна → Москва → Владимир → Торжок → Козельск («злой город») → Новгород;

1240 г. → Киев.

Учитель. В 1237 году монголо-татары перешли Волгу, так как нацелились на русские земли. Князья знали об опасности, но ничего не сделали для объединения сил на отпор врагу, они были заняты междоусобицей (боролись между собой за расширение своих владений).

Войско Батыя насчитывало 150 тысяч воинов, в то время как вся Русь могла собрать 100 тысяч воинов.

Первому удару подверглась Рязань (учитель показывает на карте). Монгольские послы потребовали покорности и одну десятую часть «во всем». Рязанцы ответили мужественно: «Если нас всех не будет, все ваше будет». Все рязанцы погибли, защищая свой город, в том числе и князь Юрий Рязанский. С тех пор этот город уже не поднялся. А новый был отстроен в 60 км от этого места.

В январе по реке Оке (показывает на карте) двинулось монгольское войско на город Владимир. Сражение, закончившееся поражением русских войск, произошло у Коломны.


Сто километров не дошли монголо-татары до Новгорода. Весенняя распутица сделала непроходимыми дороги для монгольской конницы. Хан Батый повернул свое войско обратно. На пути лежал город Козельск.

Козельцы на вече решили: татарам не сдаваться и «положить свой живот» за князя, чтобы получить на этом свете славу, а на том – венец от Христа-бога. Семь недель держался Козельск: горожане бились с татарами в поле, резались с ними на стенах городских и полегли честно все до последнего. Не пощадила орда ни женщин, ни старцев, ни младенцев. Стал Козельск одною огромною могилою. Козельский князь тоже погиб. Он был еще малым ребенком, и пронеслась молва, будто утонул он в крови. С той поры татары не называли город Козельском, а звали его «злым городом».

В 1239 году татарское войско появилось в Южной Руси (показывает на карте). Ни один из русских городов не приглянулся татарам, как Киев:

Подступает к нам под Киев царь Батый,

Подступает он с двумя сыновьями,

И со зятем, с Лукоперым-богатырем.

А и пишет, собака, похваляется:

«Я Киев-ат город выжгу, вырублю,

Божьи церкви с дымом пущу,

Князя со княжной в полон возьму,

А князей-бояр во котле сварю».

6 декабря 1240 года Киев пал. В 1243 году после похода на Южную Русь в Поволжье возникло государство Золотая Орда со столицей Сарай (около современной Астрахани). Русские князья теперь получали от золотоордынских ханов ярлык – ханскую грамоту с правом на княжение. И везли ханам дань – богатые подарки продуктами питания, серебром, ремесленным товаром.

Так установилось монголо-татарское иго над Русью – зависимость от завоевателей, состоящая в уплате дани.


Еле-еле-еле-еле (Медленно кружатся на месте

Завертелись карусели. в правую сторону.)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Побежали, побежали, (Легкий бег на месте.)

Тише, тише, не спешите, (Постепенно замедляют бег,

Карусель остановите. остановились, покружились,

Покружились, завертелись, сели.)

Отдохнуть уселись.

Учитель. Не одни злые татары обижали русских людей. Пришли на Русь с северо-запада другие враги – шведы. Начальник их, Биргер, послал своих воинов в город Новгород и велел сказать новгородскому князю Александру: «Мы пришли взять себе этот город, а тебя, князь, и детей твоих хотим сделать своими слугами!» О подвиге новгородцев и князя Александра прочитаем статью «Князь Александр Невский» на с. 62–63 учебника.


Учитель (дополняет) . Было князю Александру всего 20 лет. Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

Учащиеся показывают на карте места сражений русских войск со шведскими и немецкими захватчиками.

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:

– Кто напал на Русь в XIII веке?

– Кто возглавил поход монголо-татарского войска на Русь?

– Какой первый русский город оказался на их пути?

– Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление?

– Что случилось с Киевом?

– Как стало называться государство монголо-татар?

– Почему монголо-татарские воины захватили древнерусские города?

Учащиеся заполняют с х е м у:

– Какая появилась угроза с северо-запада для Руси?

– Кто выступил против них?

– Как разбил шведов Александр?

– Какое прозвище он получил за эту победу?

– Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера?

– Как строились крестоносцы? С какой целью?

– Как разбил крестоносцев Александр?

Учитель. Два летописца, принадлежащие к разным воюющим сторонам, описывают одну и ту же битву.

Разделитесь на две команды, и пусть первая команда описывает сражение за одно войско, а вторая – за другое. Сравните описание в классе. В чем есть различие?


V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 64 учебника.

Домашнее задание.

С. 59–63. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задания на с. 64.