Неврология

Новгородские поисковики впервые повторили путь легендарного летчика Маресьева . Поединок с историей. Что правда, а что вымысел в рассказах о Маресьеве Демянский волк тебе товарищ

«Я буду летать!» — раньше о Маресьеве знал каждый. Как о человеке беспримерного мужества и упорства. Он возвышал, вдохновлял своим примером. Он, наверное, многих просто спас. Когда судьба бьет наотмашь и, кажется, жизнь теряет смысл — а как Маресьев?..
В общем, знают о Маресьеве и сегодня, но хорошо бы напоминать. И вот вышла в свет книга Валерия ПОРОХОВНИКОВА «Всегда в полёте». Она посвящается 75-летию подвига летчика-истребителя Алексея Петровича Маресьева.
Валерий Савельевич живет в Валдае, давно пишет военную историю своего района. Уже вышло шесть книг документальной прозы. Как было не написать и о Маресьеве? Путь к людям летчика, упавшего с самолетом в лесу, закончился в нескольких километрах от валдайской деревни Плав. Его нашли местные жители.
«Наделали вы делов с книгой, — сказал как-то Маресьев Полевому. — Житья не стало, хоть гримируйся...».
Всех дел не переделать, осталось что-то и после Полевого. Повесть — биографическая, но Полевой все-таки — не биограф Маресьева. Что-то недосказано, где-то присутствует литературный вымысел.
А Валерий Пороховников — документалист. Он работает с архивами. И, кстати, нашел не один документ, не одну справку биографического характера, ранее неизвестные. Собирает воспоминания сослуживцев, друзей, родных, как в данном случае. А также публикации о герое книги. Вместе взятое это создает выпуклый образ в максимальном приближении к личности большого, настоящего Человека. «Всегда в полете» — это книга не только о подвиге, не только о войне. Это — вся жизнь Алексея Петровича Маресьева.
1941-й. Боевое крещение под Кривым Рогом.
1942-й. 580-й ИАП, где служит младший лейтенант Маресьев, участвует в Демянском сражении. Звено истребителей ЯК-1, ведомое Маресьевым, сопровождает штурмовики — ИЛы. Маресьев лично сбивает два транспортных самолета противника — Ю-52. И не возвращается на базу.
Валерий Пороховников включил в свою книгу интереснейшее интервью Алексея Маресьева — фронтовое, 1943 года. «Непричесанный рассказ летчика» впервые был опубликован в журнале «Родина».
Алексей Маресьев утверждает, что был сбит 4 апреля. В архивной справке-акте о списании самолета значится 5-е число. Один из участников того боя в своем донесении на имя комполка вообще называл 1-е.
Когда самолет задел макушку дерева, машина перевернулась колесами вверх. Ремни порвались, летчика выбросило из кабины, и он упал с высоты примерно 30 метров. Ветви ели спасли его, но все равно удар был очень силен. Когда очнулся, его преследовали галлюцинации: смотрел в лес и ясно видел самолеты, людей. Звал — никого.
«Я так и блудил, — рассказывал Алексей Маресьев. — Шел, ложился, потом снова шел. (...) И такая история со мной продолжалась суток 10-11, когда галлюцинация у меня прошла».
Больше двух недель без единой крошки хлеба во рту.
Он не догадывался, что обморозил ноги. Думал, что не может идти, потому что ослаб.
На 18-е сутки обессиленный летчик прилег под деревом. Вдруг — сильный треск. Зверь? Еще оставались два патрона. Поднял пистолет. А перед ним — человек.
Из деревни прислали телегу с лошадью. Поселили у Вихровых. Накормили, помыли в баньке.
«Очень хорошие люди оказались, — говорил Маресьев. — Очень жалею, что не могу поддерживать с ними связь».
Через двое суток его забрали военные. «...посадили на табуретку. А я с нее упал». Пролечился в передвижном госпитале, сказали, что отправят в глубокий тыл. Для начала отвезли в Валдай, где ходили санитарные поезда. Там и нашел его хороший товарищ, командир эскадрильи Андрей Дегтяренко: «Чего ты лежишь?». Долго искал, прилетел бы на несколько дней позже, может, и не было бы уже на свете его Алексея. Видя, что дела друга совсем плохи, Дегтяренко разругался с врачами, усадил Алексея в кабину, привязал и полетел в часть. На следующий день Маресьева посадили на санитарный поезд и отправили в Москву.
Скажи мне, где твой друг?


Поисковики пытались найти самолет Маресьева. Или хотя бы что-нибудь, от него оставшееся.
— К нам уже до десяти экспедиций за сезон стало приезжать, — говорит командир демянского отряда «Находка» Александр МОРЗУНОВ.
Искал и он сам. А нашел не металл — бумажку. И сразу многое стало понятно, а что-то предстало в несколько ином свете.
Ранее в архивах был найден документ, из которого следовало, что 30 мая 1942 года самолет 4649 был списан. При этом комиссия не имела возможности его осмотреть — машину не нашли. Но говорилось, что пилотировал этот ЯК-1 Алексей Маресьев. И что он упал в лесу.
Конечная точка выхода Маресьева — окрестности деревни, где его подобрали местные жители, — мало чем могла помочь. По какому маршруту он передвигался к Плаву? Квадрат для поиска был очень велик.
Второй найденный архивный документ оказался настоящей удачей, четко указав на точку падения. Это была справка из архива пехотного полка. Почему не авиационного? По территориальной принадлежности, видимо.
— Снег сошел, и у себя в расположении пехотинцы обнаружили несколько сбитых советских самолетов, — продолжает Александр Морзунов. — Вызвали представителей 60-го района авиационного базирования и передали им эти машины. В том числе борт 4649. А в документации пехотного полка осталась запись, свидетельствующая, что этот ЯК-1 был обнаружен в четырех километрах севернее деревни Рабежа, у отметки 238,2 метра.

>

На этой высотке и сейчас стоит геодезический знак. Получается, что самолет Маресьева рухнул в 150 метрах от дороги. Он мог через полчаса сидеть в теплой землянке. Но выбрал единственное направление, где не было людей — ни солдат, ни местных.
Александр Петрович не спешил делиться своим открытием. В наше время достаточно желающих развенчивать и ниспровергать. С другой стороны, любой здравомыслящий человек может задать себе вопрос, а куда он сам пошел бы, упав с 30-метровой высоты и получив ушиб головы? Это, если угодно, судьба. Но очень мужественный человек Алексей Маресьев ее переупрямил, положил на лопатки.
В этой истории, как считает Александр Морзунов, теперь осталось лишь одно белое пятно. Под Демянском пропал без вести Герой Советского Союза Дегтяренко — друг Маресьева. Тот самый летчик, летавший за ним в Валдай. Очень хочется найти, где прервался его полет.
Демянским поисковикам удалось найти родственников Андрея Николаевича. Кто в Донецке, кто в Ростове, кто во Владимире. Они приезжали в Демянск, встречались здесь с Виктором Маресьевым — сыном знаменитого летчика. Было очень душевно и трогательно. Виктор Алексеевич передал в дар средней школе Демянска дорогие реликвии — личные вещи отца.
Возле геодезического знака, что на высоте 238,2, с помощью Российского военно-исторического общества планируется установить стелу.

В деревне Плав сохранился дом, где выхаживали легендарного летчика.

20 мая исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Маресьева — героя Великой Отечественной войны, про которого в советские годы знал каждый школьник. Корреспондент побывала в новгородской деревне, жители которой спасли знаменитого летчика.

«Глушь так глушь!»

Про деревеньку Плав даже местные жители говорят: «У нас глушь так глушь!» И не слишком преувеличивают. От Валдая до Плава всего 70 километров, но автобус в деревню ходит раз в неделю, да и то по заказу — нужно звонить на автостанцию и просить, чтобы водитель сделал в деревне остановку, иначе не заедет.

В деревне нет ни школы, ни сельсовета, ни магазина. Однако несколько раз в год — как минимум 9 и 20 мая -сюда приезжают автобусы со школьниками.

В трех километрах от Плава весной 1942-го местные жители нашли в лесу человека. Он был истощен и тяжело ранен — у него были раздроблены ноги. Это был летчик Алексей Маресьев. После падения самолета он 18 суток полз по снежному насту, пока его не обнаружили.

О том, кто такой Маресьев, в Плаве знают, конечно, все — и дачники, которых в деревне большинство, и старожилы, которых всего четверо. Это пенсионеры Николай и Антонина Журины, Тамара Степанова и Виктор Вихров. Отец Виктора — тот самый Александр Вихров, которого описал в «Повести о настоящем человеке» Борис Полевой: «Старший, худенький, голубоглазый, с русыми пеньковыми волосами, держал в руке наготове топор, решив, должно быть, применить его при случае».

Белый обелиск

У нас, когда идут за грибами, говорят: «Пошли к Маресьеву», — рассказывает Николай Степанович Журин. Мы с ним тоже идем к Маресьеву — он ведет меня к тому месту, где 74 года назад нашли сбитого летчика, потому что сама я, по его словам, обязательно заблужусь.

Всего три километра, а путь непростой. Несколько раз попадаются указатели на деревьях — от картонок с надписью «к Маресьеву» почти ничего не осталось. Сначала по полю, через ямы с водой, потом по разбитой лесовозами дороге, дальше — через сосновый бор. Путь, который называют тропой Маресьева, заканчивается вырубленным в лесу пятачком.

Это посадочная площадка, — объясняет пенсионер. — На машине не проехать, будут на вертолете прилетать.

Кто будет прилетать, Николай Степанович не знает, но предполагает, что военные или чиновники. В Едровском сельском поселении говорят, что 20 мая в Плав, возможно, прилетит губернатор Новгородской области Сергей Митин, а также сын Маресьева Виктор, который живет в Москве.

Строго говоря, известно только место, где нашли летчика. Где его сбили, откуда он полз — неизвестно, его самолет так и не нашли. Под соснами на небольшой площадке — белый обелиск. Он выглядит новым, на нем нет никаких табличек, только дырка в середине.

Для пропеллера, его потом вставят, — говорит Журин. — Тут давным-давно была деревянная беседка, а потом памятник поставили — мраморную плиту. Ее вроде в Камышин, на родину к Маресьеву, отвезли. А нам вот — новый обелиск.

«Моя бабушка ему бульон варила»

Белый памятник, по словам жителей Плава, устанавливает глава Валдайского района, который взялся за возрождение тропы и даже обещал сделать к ней дорогу. Против замены старой плиты новым обелиском никто не возражает, кроме Тамары Степановой.

Зачем у нас забрали? Плита была с историей, — ворчит Тамара Александровна. — На ней ошибка была, неправильно дату выбили. Маресьев увидел на карточке и с обратной стороны написал, что, мол, неправильно. Экскурсоводы про это детям рассказывали.

Тамаре Александровне 78 лет. Случившееся в Плаве в 1942 году она не помнит — ей тогда было всего 4 года. Но историю Маресьева ей много раз рассказывали мама, тетя и плавские бабушки, собираясь по вечерам на лавочках.

Маресьева нашел Федя, — пересказывает она. — Он из Демьяновского района. Мимо шел, услышал звук. Увидел человека. Побоялся: а вдруг шпион? Линия фронта была в 11 километрах. Рассказал деду Мишке (Михаилу Вихрову. — Авт.), тот председателем колхоза был. Мишка взял сына Сашку и Серегу Малина и поехал на телеге.

В «Повести о настоящем человеке» Полевой называет спасателей Маресьева мальчишками, но деревенские говорят, что «ребятам» тогда уже было лет по двадцать. Александр Вихров даже успел повоевать, вернулся без пальцев на руке.

Дед Мишка забрал Маресьева к себе в дом, — рассказывает Тамара Александровна. -Тот был грязный, вонючий, ноги гнили. Когда с него унты срезали, он потерял сознание. Дед отнес его на себе в баню, помыл, побрил. Ухаживали за Маресьевым наши деревенские бабушки. Моя ему куриный бульон варила и кормила с ложечки.

В деревне Маресьев провел двое суток, его забрал самолет санитарной авиации. С тех пор летчик в Плаве больше никогда не бывал, за что некоторые жители на него были обижены.

Мы, когда маленькие были, слышали звук самолета и бежали, — вспоминает Тамара Степанова. — Думали, это Маресьев, посылку нам с конфетами сбросил. А он так и не приехал.

Тот самый дом

У Александра Вихрова было семеро детей. Младший, Виктор, до сих пор живет в доме отца — том самом, куда принесли умирающего летчика. Баня, где его мыли, тоже сохранилась. Виктора Александровича тогда на свете еще не было, ему 68 лет.

По его словам, Вихровстарший не особо рассказывал детям о Маресьеве, но до последних лет жизни у отца сохранились с летчиком теплые отношения. Александр Вихров и Сергей Малин приезжали в гости к Алексею Маресьеву в Москву. Тот высылал деньги для детей Вихровых, помог Александру сделать зубные протезы. У Виктора сохранился билет на парад 9 Мая 1965 года, где его отец побывал тоже благодаря Маресьеву. После войны Алексей Петрович был ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны.

В доме Виктора всё почти так же, как было при отце: иконы, радиола, куклы, печка. Из всей «цивилизации» — только телевизор. На стенах много фотографий, среди которых есть и те, на которых Алексей

Маресьев со своими спасителями — Малиным и Вихровым.

Виктор говорит, что не хочет делать из дома музей: «Будут всякие ходить, а так дома только я и кот». Но это получается само собой: денег на новые вещи у него нет, а туристы, школьники и просто любопытные едут и едут. Не в таком количестве, как при Вихрове-старшем, конечно, но посетителей хватает.

К отцу постоянно школьники приезжали, — вспоминает Виктор и показывает фотографии. — Он с ними в лес ходил, дорогу показывал, рассказывал.

Сам Виктор тоже может и проводить, и рассказать, но без энтузиазма: Маресьев для него — прошлое.

Пока мы, старики, живы, еще помним, — говорит Антонина Журина. — А детям и внукам нашим это не надо. Дачникам тоже — им бы отдохнуть, кабанов пострелять да грибов набрать. Музей тут открыть? А кто им, милая, заниматься-то будет?

Наверное, некому. Но тропа Маресьева все равно не зарастает, хоть и пройти ею непросто. Потому что история была настоящая и ее герой — тоже.

Ольга КУЗНЕЦОВА,
«Собеседник».

Руководителю поискового отряда "Находка" Александру Морзунову удалось разыскать в архиве Министерства обороны бесценный документ - акт передачи стрелковой дивизией маресьевского аварийного Як-1. И карту с точным местом падения истребителя.

Находки позволили по-новому взглянуть на драму прославленного летчика Алексея Маресьева, который 18 суток с переломанными ногами выбирался к своим. Ведь его самолет упал в какой-то сотне метров от дороги, по которой до наших было всего 4 километра...

"Немного оттянул на свою территорию..."

В прошлом году ("Родина" N6) мы обнародовали хранившийся больше 70 лет в архивах рассказ летчика-истребителя Алексея Маресьева, воевавшего без ног. Откровения Маресьева, еще не Героя Советского Союза и не героя "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого, записали в 1943 году сотрудники Комиссии по истории Великой Отечественной войны АН СССР. В этом бесценном документе - множество деталей о подвиге летчика, не вошедших в книгу...

"Пробили мне мотор. А я был над их территорией. Высота была метров 800. Я немного оттянул самолет на свою территорию, километров за 12..."

Впервые читая стенограмму, мы не обратили внимания на эти строчки. Сказалась, очевидно, "волшебная сила искусства" - выросшие под влиянием повести Бориса Полевого и одноименного фильма, все были уверены, что летчик упал на территории противника. А после того, как по стране разлетелась "Повесть о настоящем человеке", версия писателя уже не подвергалась сомнениям.

И вот, спустя 75 лет, вместе с сыном летчика Виктором Алексеевичем Маресьевым и съемочной группой телеканала RT мы выехали на поиски места падения "Яка". Где-то там, над озером Истошино, 5 апреля 1942 года четверка "Яков" 580-го истребительного авиаполка вступила в неравную схватку с дюжиной "мессеров". До встречи с ними младший лейтенант Маресьев успел сбить двух "юнкерсов", но, зажатый в "клещи", его самолет получил повреждения мотора и, зацепившись за верхушки деревьев, рухнул в лес...

Дорога не близкая, 380 километров от Москвы. Есть время задать сыну вопросы, которые наверняка задавал себе и его отец.

Разговор с сыном

Отец так и не смог вспомнить, куда посадил самолет. Контузия от удара об землю все стерла из памяти, - для Виктора Алексеевича находка поисковиков тоже стала оглушительной неожиданностью.

Поэтому Алексей Петрович и не съездил ни разу после войны на место, где пытался совершить вынужденную посадку?

Не только. Он не хотел заново пережить все это. А своего маршрута не знал абсолютно. И не помнит - где упал и как. Мне было уже лет двадцать, когда он признался, что его мучили галлюцинации - то, говорит, увижу границу своего аэродрома, то девушку с ведрами. И эти миражи его преследовали суток десять, пока он не сообразил, куда надо двигаться. И тогда уже полз на восток. Туда, откуда солнце всходило.

- А в каком классе вы прочли книгу Бориса Полевого?

В пятом или шестом. Мы писали даже сочинение по этому поводу. Я наделал ошибок, но все равно получил "четверку". Наверное, в этом случае фамилия помогла (смеется).

- В каких-то случаях не помогала?

Был у нас дома солдатский ремень, висел в мастерской на гвоздике, и, когда я в дневнике кол на четверку переделывал, отец этим ремнем порол. Он мужик плотный, костистый, как зажмет между коленями, а на протезах шарниры. И вот этими шарнирами с двух сторон как сдавит! Здорово лупил меня. "Где солдатский ремень? Неси!" Сам должен был принести. С гвоздя снять, принести этот ремень. А как же - сын героя!

- А медведь, с которым он столкнулся в лесу, тоже мираж?

Медведь был реальный. Отец с моего четвертого захода открылся. А до этого отмахивался: "Чего пристал? Сыт, обут, чего еще надо? Иди, тебя это не касается". Когда я уже взрослым стал, рассказал, как все было. В фильме эта сцена секунд десять длится, а на самом деле, говорит, несколько часов шатун вокруг него крутился. В какой-то момент, когда отец снова очнулся, медведь сидел у него в ногах, обнюхивал. А пистолет у отца был не на поясе, как по уставу принято, а под комбинезоном. Я, говорит, дернулся, чтоб молнию расстегнуть, а он как даст лапой и разодрал штаны до меха. Потом отец вспомнил, что шатуны падаль не едят, притворился мертвым, а сам медленно-медленно стал тянуться к пистолету. Умудрился взвести его одной рукой и выпустить всю обойму в морду зверя. Но только одна пуля попала удачно - то ли в пасть, то ли в глаз. Шатун зарычал и свалился набок. Если бы, отец говорит, он на меня упал, то были бы кранты. Я бы никогда из-под него не вылез...

- Характер! Алексей Петрович ведь и палочку ни разу в руки не брал.

О чем вы! Ему ЦК на 50-летие решил вместо "Запорожца", полагавшегося инвалидам, подарить "Москвич". Директор завода позвонил отцу, похвастался - мы, мол, очень удобное ручное управление вам поставили. Отец аж взорвался от возмущения - какое еще ручное управление! У меня что - ног нету?!.

В 1966 году, когда лидер партии Леонид Брежнев собирался впервые зажечь Вечный огонь у могилы Неизвестного солдата, горящий факел ему передал Алексей Маресьев. И он чеканил на протезах строевым...

Да, отец получил факел с подъехавшего бронетранспортера, развернулся и пошел к Леониду Ильичу строевым шагом, держа факел перед собой, как Знамя. Никто его об этом не просил. Говорю ему потом: зачем ты это сделал? И он, не задумываясь, ответил, что не для генсека старался, а для того солдата. Неизвестного...

Он мог через час пить чай

Доехав до озера Велье, уже в темноте перегружаем вещи в моторную лодку. Ориентируясь на лунное отражение в воде, почти на ощупь трогаемся в сторону полуострова. Там нас ждет руководитель поискового отряда "Находка" Александр Морзунов. Он встречает нас на причале, сигналя фонариком.

Генетик по специальности, выпускник биологического факультета МГУ, семнадцать лет назад Александр бросил успешный бизнес в столице и переехал в заброшенную валдайскую деревню. Построил баню, дом, конюшню, стал разводить коров и гусей. Однако главным занятием стало не фермерство, а возвращение из небытия советских летчиков, чьи самолеты были сбиты над Демянским "котлом". На счету его отряда десятки имен тех, чья судьба определялась стандартной фразой писаря: "не вернулся с боевого задания".

Морзунов раскладывает перед сыном Маресьева ксерокопии фронтовых документов и фотографии из поисковых экспедиций.

Вот это акт на списание имущества, где указан номер истребителя лейтенанта Маресьева, а вот это - акт о его передаче пехотинцами 60-му РАБ (району авиационного базирования. - Авт.)...

Будьте любезны, позвольте... - Виктор Алексеевич бережно берет документы, надевает очки, внимательно вчитывается. - Получается, на месте падения нет никакого самолета. 5 апреля он упал, а 22 мая его оттуда уже вывезли?

К сожалению, так, Виктор Алексеевич, - отвечает Морзунов. - Если мы туда поедем, то, скорее всего, ничего не найдем. Судя по акту, трофейная команда собрала там все до единого патрона. Но зато вы увидите поляну, на которую ваш отец пытался совершить вынужденную посадку.

Вместе склоняемся над картой, снова и снова изучаем документы. Пытаемся понять, почему У-2, отправленный на поиски сбитого летчика, возвратился ни с чем. И находим ответ - в акте о передаче "Яка". Здесь важнейшая информация - точные координаты места, куда упал Маресьев:

"Як-1 N4649 сев. д. Рабежа 4 км. отм. 238,2".

Это в четырех километрах севернее деревни Рабежа, возле отметки 238,2. Если эту точку нанести на карту Северо-Западного фронта с оперативной обстановкой на 10 апреля 1942 года, то есть на пятый день после того, как Маресьев совершил вынужденную посадку на лес, легко заметить: его самолет упал рядом с дорогой. Она вела на север от Рабежи, где размещались ВПУ 34-й армии (вспомогательный пункт управления. - Авт.) и штаб 245-й стрелковой дивизии.

Туда же, в сторону деревни Русские Новинки, где стоял заградительный батальон по охране тыла, и дальше, к основному КП 34-й армии, судя по условным знакам на карте, были проложены охраняемые линии связи, которые патрулировались круглые сутки. Вдоль дороги в обе стороны двигался транспорт, и Маресьев, страдая галлюцинациями после контузии, поэтому принимал дорогу за край своего аэродрома.

Иными словами, в этом районе было так тесно от наших воинских частей, что У-2, отправленный на поиски сбитого летчика, сюда даже не заглядывал. И если бы Алексей Маресьев пошел на запад, в сторону линии фронта, то уже через час пил бы чай с бубликами в штабе 245-й дивизии.

Но он отправился на восток - через промозглое Лютецкое болото, через холод и голод, через страдания и боль.

Встреча с отцом

Сегодня от деревни Рабежа осталось только название на карте. Несколько покосившихся домов с заколоченными окнами да разрушенная каменная церковь Живоначальной Троицы XVIII века. Отмерив по спидометру четыре тысячи метров на север, мы доехали до нужной точки и вскоре среди елей обнаружили четырехгранную металлическую пирамидку с табличкой: "Геодезический пункт, охраняется государством".

Это и была та самая отметка 238,2.

Ребята из RT расчехлили квадрокоптер и запустили на воздушную разведку. Камера с высоты птичьего полета увидела то, что мог видеть Алексей Маресьев, выбирая место для вынужденной посадки. Просека, болото, блюдце воды... Вот туда он, наверное, и тянул свой истребитель...

Морзунов включает металлоискатель, ровный звон не обещает находок. Но на широкой поляне прибор резко меняет тональность. Срезаем лопатой грунт и достаем... обломок подковы.

Зимняя, с шипами...- задумчиво рассматривает ее Морзунов и спрашивает сам у себя: а что здесь делали лошади? Может, обломки самолета отсюда на телегах увозили? Грузовики-то здесь, в болоте, завязнут. Как вы считаете, Виктор Алексеевич?

И только тут нам бросаются в глаза сразу несколько деревьев со срезанными верхушками. Как будто сверху спланировал большой кровельный лист железа. Сын Маресьева медленно подходит к сломанному дереву и кладет руку на покалеченный ствол. В глазах у него стоят слезы...

ДОКУМЕНТ

"Место падения самолета не обнаружено..."

"УТВЕРЖДАЮ"

Военком 580 ИАП бат[альонный] комиссар /ЯРИЧЕВСКИЙ/

Составлен настоящий акт 30.05.1942 года под председательством ст. инженера 580 ИАП в[оен]инженера 3 р[анга] ВИНОГРАДОВА, членов; ст. техн[ика] 1 АЭ [авиаэскадрильи. - Ред.] в[оен]техника 1 р[анга] КОЧЕТОВА, ст. техника 2 АЭ [воен]техн[ика] 1 ранга БОРОВИК на предмет списания самолета ЯК-1 с мотором М-105ПА. Самолет N 4649 завода N 292 налетал в воздухе 44 ч. 58 мин., мотор М-105ПА [N] 121-64 наработал на земле 19 ч. 25 мин., в воздухе 44 ч. 58 мин.

5.4.1942 года командир группы мл. лейтенант МАРЕСЬЕВ А.П. вел четыре самолета ЯК-1 в сопровождении штурмовиков 74 ШАП на аэродром противника ДЕМЬЯНСК. Аэродром был атакован истребителями и уничтожено 7 самолетов Ю-52, из которых два уничтожил лейтенант МАРЕСЬЕВ на самолете N 4649. Аэродром противника был сильно прикрыт огнем ЗА [зенитной артиллерии. - Ред.]. При возвращении с боевого задания самолет упал в лес.

При поисках самолета У-2 и наземной командой в этом районе место падения самолета не обнаружено.

Комиссия установила самолет N 4649 с мотором М-105ПА N121-64 подлежит списанию.

Председатель комиссии: ст. инженер 580 ИАП

в[оен]инженер 3 р[анга] /ВИНОГРАДОВ/

Ст. техник 1 АЭ [воен]техник 1 р[анга] /КОЧЕТОВ/

Ст. техник 2 АЭ /БОРОВИК/

(Акт списания самолета А.П. Маресьева Як-1 N 4649, мотор М-105ПА N 121-64 от 30.05.42 (ЦАМО РФ, ф. 221, оп. 1375, д. 7, л. 127)

надо пройти, чтобы по-настоящему понять, почему мы победили в войне

Апрельский лес не выглядел весенним: тронутые первой оттепелью сугробы высотой местами до метра тяжело лежали, наливаясь первой влагой, и лишь под старым ельником снежный покров доходил до середины сапог и позволял идти, не сбивая дыхание. Вереница из 12 человек, одетых в зимнюю форму лётного состава Российских военно-космических сил (ВКС), с рюкзаками за спиной шла по маршруту 76-летней давности.

Может быть, с тех пор здесь и не ходил никто. А в начале апреля 1942 года в демянском небе над деревней Рабежа у Лютицкого болота был сбит советский истребитель Як-1 580-го авиационного полка Северо-Западного фронта. Пытаясь посадить поврежденную, разваливающуюся на куски машину, летчик выпал из нее на высоте 30 метров, и лишь старая разлапистая ель да высокий сугроб сохранили ему жизнь. Звали пилота Алексей Петрович Маресьев. Так началась история героя, которую позже опишет писатель Борис Полевой в своей «Повести о настоящем человеке». Повредив, а позже и отморозив ноги, Маресьев 18 дней полз по этим диким девственным местам в поисках людей, когда в нескольких километрах от валдайской деревни Плав его, уже полуживого, и обнаружили местные мальчишки.

Точка отсчёта

Идею московского «Клуба лидеров» пройти по маршруту легендарного советского летчика поддержали губернатор Новгородской области Андрей Никитин и командир поискового отряда «Находка» экспедиции «Долина» Александр Морзунов. В принципе и самого маршрута никогда бы и не было, не найди пару лет назад поисковики место падения истребителя Маресьева. Нашли его не по привычным воронке и обломкам, а по архивным документам. Как оказалось, эта территория к лету 1942-го уже находилась под контролем советских войск, и сбитый Як-1 был обнаружен и эвакуирован армейским ремонтным подразделением. К счастью, рапорт тыловиков содержал точные координаты — высота такая-то, топографическая отметка. Она сохранилась и сейчас — железный пирамидальный каркас, установленный геодезистами еще в 20-е годы прошлого столетия. Это и есть начальная точка Тропы Маресьева. От нее и ушли в необычную экспедицию семь человек из «Клуба лидеров» и пятеро новгородских поисковиков.

Из болота в космос

К походу готовились заранее, прокладывая по карте маршрут от геодезической точки до памятного знака у деревни Плав, установленного на месте спасения летчика. Не зная местности, тропу рисовали под линейку вдоль Лютицкого болота. Получилось не так уж и много, около 10 километров. Их предполагалось преодолеть за сутки, с ночевкой в лесу после преодоления 2/3 пути. Видимо, издалека это показалось задачей недостаточно сложной, поэтому участники экспедиции решили добавить себе трудностей. Решили идти налегке, без продуктов и достаточного запаса воды, ночевать у костра на еловом лапнике, в рюкзаках нести лишь смену нательного белья. Чтобы еще приблизить условия к маресьевским, попросили министерство обороны выделить комплекты полетной зимней формы ВКС. Получилось символично, но абсолютно не приспособлено к походу: в теплых, но тяжелых комбезах и куртках с цигейковыми воротниками хорошо летать, но не наматывать лесные километры по пояс в снегу. Поняли это, конечно, позже, уже в пути. Из благ технического прогресса с собой была взята довольно увесистая радиостанция с мощной антенной и комплектом аккумуляторов. У «Клуба лидеров» есть давняя традиция — во всех своих экспедициях, а были они уже в алтайских горах, на Монблане и Эльбрусе, на Камчатке и в Арктике, проводить сеансы связи с космонавтами международной космической станции (МКС). Естественно, время и канал были согласованы с ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С.П. Королева.

«Нормальные герои всегда идут в обход»

То, что путь будет нелегким, все убедились, пройдя всего 500 метров. Впереди идущий буквально продавливал собою сугробы, второй и третий в цепочке расширяли след. Менялись через каждые 100-150 метров. Приходилось идти сапог в сапог, поэтому путь команды экспедиции мало отличался от лосиных троп, коих здесь было неимоверное количество. Пока еще были силы шутить, все вспоминали встречу Маресьева с медведем, подозрительно косясь на здоровые еловые выворотни, словно под каждым из них была берлога косолапого. Ни единственное охотничье ружье, ни тем более ножи не вселяли уверенности в безопасности такого рандеву.

Ориентиром для экспедиции служило заснеженное Лютицкое болото, которое надо было обойти, придерживаясь берега. То, что на карте выглядело прямой, на деле оказалось заячьим петлянием. Приходилось огибать многочисленные поваленные деревья, заболоченные места, где вода не замерзает и при -20 градусах, густые заросли кустарника, в которые, судя по следам, не лезли даже лоси. Поэтому пройдя уже более 10 километров, пункта предполагаемого ночлега экспедиция так и не достигла. К вечеру все основательно выбились из сил и промокли от пота. На уже частых привалах сидели молча, медленно допивая последние глотки взятой воды. Как эти километры в одиночку полз Алексей Маресьев, представить сложно.

Лесной лагерь

На ночлег вынуждены были устраиваться, чтобы не ставить лагерь впотьмах. Разделились на три группы, у одного костра 12 человек не разместить. На сухие еловые жерди накидали лапника, из собранных в округе поваленных временем сушин развели костры. Развернули антенну для радиостанции, сеанс связи с МКС был назначен на 22.40. В это время космонавты должны пролетать над Сочи. Температура же в демянском лесу опустилась до -5. От накопленной усталости чувства голода не было, но нестерпимо мучила жажда. В единственной на всех железной кружке топили снег и разливали в пустые фляги. Получалось что-то вроде лесного компота: вода имела яркий вкус едкого хвойного дыма с примесью пепла. Кто-то пил по глотку, кто-то лишь полоскал рот. Переоделись в сухое. Остатки вечера ушли на поиски и заготовку дров.

Пролетая над Сочи

За час до сеанса запищала радиостанция, МКС давала настройку. С абсолютно чистого неба сквозь двадцатиметровые ели на алюминиевую конструкцию антенны смотрели звезды. И она, и оранжевый дисплей радиостанции казались чужеродными и немного смешными предметами в этом почти дремучем новгородском лесу. Сейчас на МКС шесть космонавтов: двое россиян, три американца и японец. Точнее, космонавтов двое, наших. Остальные называют себя астронавтами. В назначенное время в динамике мы услышали голос 118-го космонавта Российской Федерации, 537-го космонавта мира, бортинженера МКС-55/56 Олега Артемьева, который вместе со своим командиром Антоном Шкаплеровым находился в российском сегменте станции. Американцы и японец отдыхали в своем. На разговор с «небожителями» нам отводилось всего 6 минут. Естественно, рассказали об экспедиции и ее целях, что вызвало горячую реакцию у Олега Артемьева, ведь космонавты тоже летчики: «Для нас Алексей Маресьев — это икона. На таких железных людях вся авиация держится. Важно, чтобы память о наших героях не исчезла. Спасибо вам, что своей экспедицией напоминаете о подвиге Алексея Петровича». Нам тоже было интересно, чем заняты сейчас космонавты МКС. Оказалось, наш сеанс связи застал их за ужином. А на вопрос, какой эксперимент лично проводит Артемьев, он ответил, что изучает порог чувствительности боли в невесомости. Между тем наша пешая экспедиция подходила к порогу медленного замерзания.

Демянский волк тебе товарищ

Сном это было назвать трудно: сорокаминутную дрему прерывало чувство холода. Вставали с лапника, садились к костру в попытке снова нагреться. В метрах ста от лагеря с разных сторон выли волки. К огню вряд ли приблизятся, но некоторые решили больше не спать, нащупывая на боках чехлы ножей. Поэтому, когда небо начало сереть, даже обрадовались — можно идти в путь, да и теплее будет. На часах 5.30. К 11-ти нас ждали у памятного знака Маресьеву. Ночной заморозок образовал на болоте наст, с трудом, но выдерживающий человека. Через пару часов этот путь станет снова непроходим. Решили рискнуть. Пересекли на входе в болото волчьи следы: лапы серых размером с хороший мужской кулак четко проявлялись под восходящим солнцем. Пока еще бодро перешли болото. Это позволило сократить путь километра на два. И снова лес. Где-то здесь, по словам Александра Морзунова, лежит экипаж нашего бомбардировщика Пе-2. Самолет после войны растащили на металл, а останки трех погибших летчиков местные где-то прикопали рядом. Это место до сих пор не найдено. Имена их известны, в паре километров у лесного зимника им установлен памятный знак. Но могила безымянная. Поисковики намерены вернуться сюда летом, надо найти ребят.

Мы прошли, они победили

По времени и месту точно вышли на точку окончания экспедиции. Позади более чем 20-километровый путь. В последние 500 метров делали три привала. Сказывались усталость первого дня и бессонная ночь. Со стенда у памятного знака на нас смотрел еще молодой летчик-истребитель, Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. И теперь мы точно знаем, почему наша страна победила в той войне.

Алексей Петрович Маресьев (7 мая 1916, Камышин, Саратовская губерния - 18 мая 2001, Москва) - советский военный деятель, лётчик. Герой Советского Союза. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре - до ранения и семь - после. Является прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету лётчика числилось 4 сбитых немецких самолёта. 4 апреля 1942 года в районе так называемого «Демянского котла» во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта, питаясь корой деревьев, шишками и ягодами. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района. Из-за того, что лётчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого лётчика обнаружили мальчишки из той же деревни - Серёжа Малин и Саша Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь.

Сын лётчика Виктор Маресьев в интервью корреспонденту газеты «Аргументы и факты» вспоминал: отец рассказывал, что в госпитале он с заражением крови и гангреной лежал уже на каталке по пути в морг. Мимо умирающего Маресьева проходил профессор Теребинский; он спросил: «А этот что тут лежит?» С Маресьева сняли простыню и сказали: «А это лейтенант молодой с гангреной». Тогда Теребинский приказал: «Ну-ка на операционный стол его живо!». Врачи вынуждены были ампутировать Маресьеву обе ноги в области голени, но жизнь спасли.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания. Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Такая история, такой человек. Настоящий. По сути - икона для нескольких поколений советских людей (и для муа в т.ч.). Герой с большой буквы. Считай что Гагарин, по масштабу не меньше человечище. Эпическая личность и вот это всё.

До деревни Плав от Валдая по нехорошему грейдеру километров сорок, чуть побольше. Десять лет назад я с друзьями предпринял две попытки посетить место неподалеку от деревни, где местные мальчишки нашли лётчика: на Ниве, но благополучно её посадили, долго искали трактор, еле нашли, насилу вытащили, в общем, не зачёт; , несколько километров по пояс в снегу, дошли, отметились, поставили галочку.

И вот, стало быть, прошло 10 лет, и мне снова довелось побывать в тех местах. Повод самый что ни на есть железобетонный - сын легендарного лётчика Маресьева Виктор Алексеевич с большой делегацией официальных лиц приехал из города Камышина Волгоградской области посетить место, где нашли отца и познакомиться с потомками его спасителей.

Ну вооот, текст все благополучно проскроллили, перейдём к просмотру фотокарточек.

Начну, пожалуй, с самого сильного момента - знакомство сына героя с сыном того самого деревенского мальчишки, Саши Вихрова, что со своим другом приволок умирающего лётчика к себе в дом:

Слева направо: два Виктора - Алексеевич Маресьев и Александрович Вихров.

Исторический момент!

Сын летчика-героя рассматривает исторические фотографии:

На среднем фото во втором ряду как раз его отец и те самые деревенские жители, что его спасли.

Делегация:

Немного милых деревенских деталей того самого дома Вихровых:

Тот самый дом!

После отправились к памятному знаку в лесу, на том самом месте, где нашли измождённого лётчика.

Очень трогательный момент, на самом деле:

На памятной табличке, кстати, высечена неправильная дата:

Такой вот casus a nullo praestantur.

Общие фото, торжественные речи: