Лекарства

Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи в начальной школе с презентацией. Конспекты логопедических занятий Конспект логопедического занятия в школе

Имея небольшой стаж работы в коррекционной школе, я сделала для себя выводы о необходимости тщательной подготовки к урокам чтения в старших классах

  • Развитие диалогической речи

    Научно-практическая статья будет интересна учителям, воспитателям и логопедам, работающим в коррекционных школах и школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью)

  • Конспект подгруппового логопедического занятия «Дикие животные»

    Данный конспект направлен на практическое усвоение грамматических категорий по теме «Дикие животные»

  • Конспект НОД «Нейропсихологический подход при формировании у детей подготовительной к школе группы предпосылок овладения чтением и письмом»

    Данный конспект непосредственной образовательной деятельности разработан для учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Также может быть использован воспитателями логопедических и коррекционных групп. Разработан для детей 5–6 лет логопедической группы. Материал может применяться педагогами для формирования предпосылки к овладению чтением и письмом у детей старшего дошкольного возраста, используя нейропсихологический подход

  • Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет) по речевому развитию «В гостях у сказки»

    Данный материал будет полезен учителя-логопедам, воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста (5–6 лет). Направлен на активизацию и обогащение словарного запаса детей по русским народным сказкам

  • Использование нетрадиционных приемов работы: элементов театрализованной деятельности, песочной терапии в коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

    Методическая разработка основана на опыте работы с детьми имеющими речевые нарушения. Данная методическая разработка для старшего дошкольного возраста, включает нетрадиционные методы для коррекции речевых нарушений. В своей работе могут использовать как учителя-логопеды, так и воспитатели коррекционных групп

  • Методическая разработка может быть использована воспитателями и учителями-логопедами дошкольной образовательной организации. Она рассчитана на работу с детьми 6-7 лет. В методической разработке представлено создание условий для введения звука [л] в речь на уровне слогов и слов через организацию индивидуального логопедического занятия с использованием интерактивного метода «сторителлинг» для детей старшего дошкольного возраста на тему «История лампы».

  • Формирование связного высказывания у дошкольников с ОНР посредством семантических полей

    Статья адресована учителям-логопедам и воспитателям, работающим с детьми 5–7 лет с ОНР. Предлагаемые материалы помогут в расширении словарного запаса и развитии связной речи дошкольников и младших школьников. Разработанный и апробированный комплекс упражнений и занятий в опоре на понимание «семантического поля» позволяет устранить ошибки и трудности в подборе лексических средств построения связного высказывания, обеспечивает условия для уточнения значения слова и активного употребления усвоенных понятий в речи

  • Цель: Выработка четкой дифференциации звуков [с-ш] в слогах и словах.

    Задачи:

    1. Коррекционно-образовательные: совершенствовать технику чтения на материале слоговых таблиц, активизировать словарный запас по темам: «Магазин», «Овощи и фрукты», «Игрушки».
    2. Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и восприятие (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов), развивать зрительно-пространственное восприятие, артикуляционную моторику, работать над развитием уровня концентрации и распределения внимания, слухового внимания и памяти, аналитического мышления.
    3. Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению заданий.

    Оборудование:

    • магнитные буквы,
    • слоги,
    • зеркала,
    • наборное полотно,
    • слоговые таблицы,
    • наклейки с изображением овощей и фруктов,
    • картинки с изображением прилавка,
    • «ценники»,
    • карточки - «деньги» - слоговые схемы,
    • игрушки,
    • фишки для выполнения звукового анализа,
    • наклейки с изображением животных.

    Организационный момент.

    Игра «Давайте познакомимся».

    Встаем в круг, держимся мизинцами. Первый игрок называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое и т.д.

    Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

    Если вы правильно выполните задание, то узнаете, куда мы с вами сегодня отправимся.

    Сейчас я буду говорить вам комплименты, хвалить вас. Ваша задача – выделять третий звук каждого слова и обозначать его соответствующей буквой:

    • заМ ечательные
    • стА рательные
    • доГ адливые
    • прА вдивые
    • раЗ витые
    • прИ лежные
    • поН ятливые

    Дети выкладывают на доске слово «МАГАЗИН» из букв магнитной азбуки.

    Слоговой анализ.

    Что возьмем с собой в магазин?

    У вас под столешницами есть карточки. Что это? (Слоги).

    Почему вы считаете, что это слоги? (В каждой части есть гласный).

    Составьте из этих слогов слова:

    • сум-ка
    • ко-ше-лёк

    (Кошелек – это маленькая карманная сумочка для денег.)

    Зачем нам нужны эти предметы?

    Сегодня за ваши правильные ответы я буду давать вам вот такие «деньги». А зачем, вы узнаете немного позже.

    Характеристика звуков «с-ш». Артикуляционная гимнастика.

    Выделите первый звук в слове «сумка». Произнесите его. В каком положении губы («улыбка») , зубы («заборчик») , язык («чистим зубы») , воздушная струя (холодная узкая воздушная струя по «желобку») (Звук С – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, твердый.)

    Выделите третий звук в слове «кошелек». Произнесите его. В каком положении губы («окошечко») , зубы («сближены») , язык («чашечка») , воздушная струя (сильная, теплая, широкая) . Дайте характеристику этому звуку. (Звук Ш – согласный, т.к. есть преграда, глухой – голосовые связки не работают, всегда твердый.)

    В чем главное отличие этих звуков? (При произношении этих звуков разное положение языка и губ.)

    За правильные ответы: карточки – «деньги» <Приложение 1 >.

    Сообщение темы занятия.

    Посмотрите внимательно на наборное полотно. Кто сможет назвать тему занятия?

    Сегодня мы не только пойдем в магазин, но и будем учиться различать звуки «с-ш».

    Развитие фонематического слуха.

    А для этого немного поработаем со слоговой таблицей <Приложение 2 >. Я называю слог, ваша задача – как можно быстрее найти этот слог в таблице и поставить на него свой указательный пальчик.

    Слоги: шо, сы, су, си, ша, со, шу, са, ши.

    Развитие зрительно-пространственного восприятия.

    Итак, мы отправляемся в магазин. Назовите продукты, которые вы видите (груша, персик, свекла, капуста, петрушка, картошка, редиска, слива) <Приложение 3 >. В какой магазин мы пришли?

    Продавец не успела выложить продукты на полки <Приложение 4 >. Поможем ей?

    • положите грушу на верхнюю полку слева;
    • справа от груши – картошку;
    • под картошкой – капусту;
    • на вторую полку справа положите редиску;
    • над редиской – персик;
    • между картошкой и персиком – сливу;
    • под грушей – свеклу;
    • слева от редиски – петрушку.

    Назовите, что вы положили на первую полку (груша, картошка, слива, персик) ; на вторую полку (свекла, капуста, петрушка, редиска).

    Продавец вам очень благодарна, вы помогли ей разложить продукты на полки.

    За правильные ответы: карточки – «деньги».

    Развитие аналогического мышления.

    Посмотрите внимательно на первую полку. Что там лишнее? (Картошка.)

    Почему? (Это овощ, а все остальное – фрукты).

    Посмотрите на вторую полку. Что там лишнее? (Петрушка.)

    Почему? (В слове «петрушка» звук «ш», а во всех остальных словах – «с»).

    За правильные ответы: карточки – «деньги».

    Дифференциация букв «с-ш».

    Но в магазине каждый товар подписан и на нем указана цена. Давайте и мы поможем продавцу подписать ценники <Приложение 5 >. Но здесь что-то не так, что именно? (Пропущены буквы «с» и «ш»).

    Вставьте в слова пропущенные буквы «с» или «ш».

    Назовите слова, в которые вы вписали букву «с», «ш».

    Вы справились с заданием. (карточки – «деньги» )

    Развитие слогового анализа.

    Отправляемся в следующий магазин. В каком магазине мы оказались? (В магазине игрушек).

    У вас есть деньги, но вы можете купить только ту игрушку, название которой соответствует схеме на вашей карточке – «денежке», т.е. в названии игрушки должно быть столько же слогов, сколько и на схеме. Обратите внимание, на схеме показано, в каком слоге стоит звук «с» или «ш». Вы должны четко произнести слово по слогам и отдать «денежку» продавцу.

    Развитие звукового анализа.

    Выберите любую игрушку из тех, которые вы купили. Выполните звуковой анализ этого слова.

    Итог занятия.

    В каких магазинах мы сегодня побывали? Какие еще магазины вы знаете?

    Какие звуки мы называли сегодня чаще всего? В чем их главное отличие?

    Рефлексия.

    В начале занятия я говорила, что вы внимательные, умные, старательные. Я не ошиблась! Вы – молодцы!

    Выберите на память о сегодняшнем занятии наклейку, в названии которой есть звук «ш».

    Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи.
    Тема: Парные звонкие и глухие согласные

    Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель-логопед специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Гремячинска
    Описание: Овладеть грамотным обозначением парных звонких и глухих согласных в словах - задача не из легких. Эффективность ее решения зависит от множества факторов, в том числе от сформированности у учащихся умений фонетико-графического характера. К ним относятся: 1) умение верно соотносить звук и букву; 2) умение проводить последовательное разграничение парных звонких и глухих согласных (во время коррекционной работы осуществляется тактильно - вибрационный контроль, используются пиктограммы); 3) умение определять положение (позицию) звука в слове и качество звука (звонкость или глухость) в разных позициях. Материал будет полезен логопедам, учителям начальных классов, родителям.
    Цель: Закрепление программной темы: «Звонкие и глухие согласные»;
    Задачи:
    Образовательные:

    1.Формировать умение анализировать звуки по плану;
    2.Активизировать и обогатить словарь детей через ответы на поставленные вопросы;
    3.Формировать умения самостоятельного связанного высказывания.

    Коррекционные:
    1. Способствовать развитию слухового внимания и зрительной памяти.
    2. Развитие фонематического слуха.
    3. Развитие голоса
    4. Развитие общей моторики

    Воспитательные:
    1. Формирование самоконтроля за речью детей.
    2. Развитие умения выражать свое отношение к занятию и окружающему.
    3. Воспитание уважения к людям труда.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.
    Логопед: Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
    Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас.
    Чтобы наша речь была красивой, правильной мы должны запомнить очень важное правило:
    Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
    Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
    Все вместе повторяем правило вслух. (слайд 1)

    2. Объявление темы занятия. Целеполагание.

    Логопед: Посмотрите внимательно на таблицу, догадайтесь, над какой темой мы будем работать. Скажите, что вам известно по этой теме? (Выслушиваются все ответы учащихся). (слайд 2)
    Логопед: Тема занятия – «Парные звонкие и глухие согласные». (слайд 3)
    Наше занятие будет проходить празднично, интересно в форме ярмарки.
    Петрушка (кукла на руке):
    Почтенные господа! Пожалуйте все сюда!
    Народ собирается, Ярмарка открывается!
    У Петрушки на голове колпачок, я нарядно одета, давайте, и вы наденете колпачки. (слайд 4)
    У вас на парте лежат карточки. Читаем их вслух. (Первые три карточки зачитываем индивидуально, четвертую карточку читаем все вместе.)

    1. Научимся различать и правильно произносить звонкие и глухие согласные. (слайд 5
    2. Будем говорить правильно и красиво. (слайд 6)
    3. Узнаем много интересного о ярмарке. (слайд 7)
    Об этом мы поговорим на занятии и сделаем маленькие открытия.
    4. Сочиним маленькое стихотворение о ярмарке. (слайд 8)

    3. Артикуляционная гимнастика.

    Логопед: Чтобы наша речь была выразительной, правильной проведем артикуляционную гимнастику. «Сказка о веселом язычке»
    Жил – был веселый язычок в своем домике. Губы – это первые дверки у домика. Зубы – это вторые дверки у домика. (слайд 9)
    Выполняем упражнение: «Улыбочка и заборчик»
    И потолок в этом домике есть, он называется небо. (слайд 10)
    «Подними свой язычок вверх, найди потолок».
    Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем. А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике. Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, вот так: «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш». А когда просыпается, то поет песни. И так громко он это делает, что все слышат, вот так: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! И стенки домика Голоска начинают дрожать. Дотрагиваемся ладонью до горлышка. (слайд 11)

    4. Работа с изолированными звуками по плану.

    Логопед: Петрушка, ты хочешь узнать, какие бывают согласные?
    Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют пары.
    Задание: давайте попробуем произнести звуки парами и определить, почему согласные называются парными? Звук, рядом с которым пустой квадратик мы произносим тихо, а рядом с которым колокольчик мы произносим громко и сразу называем, какое упражнение выполняют наши органы речи.
    У каждого учащегося лежит своя карточка с заданием. Дети читают карточки вслух по очереди. Последний столбик читаем вместе с логопедом: когда мы произносим согласные …
    (на экран проецируются по очереди слайды 12, 13, 14, 15, 16, 17)
    Логопед: Ребята вы правильно вспомнили звонкие и глухие согласные и определили в чем их сходство и отличие.
    Итак, мы сделали первое важное открытие: «Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую артикуляцию. Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата». (слайд 18)

    5. Сообщение нового материала.

    (На экран проецируется слайд 19)
    Логопед: Раньше на Руси проходили ежегодные народные ярмарки.
    Устраивался большой торг с увеселениями, развлечениями. (слайд 20)
    Ярмарка гудела, шумела и представляла собой огромную толпу торгующих и покупающих людей. Недаром говорят: «Шум как на ярмарке!». (слайд 21) На ярмарках устраивались кукольные представления, главным героем которых был веселый Петрушка. (слайд 22, 23) Ярмарка – всегда настоящий праздник, веселье, смех, радость. (слайд 24)
    Ребята, а как вы думаете, что такое ярмарка? (Ответы учащихся)
    Мы сделали второе маленькое открытие:
    Ярмарка – праздник, веселье, смех, радость! (Читаем вместе вслух) (слайд 25)

    6. Развитие фонематического слуха.

    (слайд 26)
    Логопед: Какое на ярмарке веселье без музыки, ты согласен Петрушка?! Посетим рынок на ярмарке. Пусть каждый из вас выберет понравившийся музыкальный инструмент, а Петрушка будет продавцом.
    Петрушка: Ай да товар, ай да красота,
    Неслыханное чудо, невиданное диво!
    Дети выбирают музыкальный инструмент и садятся с ним на место. Назовите, пожалуйста, кто что выбрал и определите, есть ли в слове парный согласный, звонкий он или глухой? Как назвать гармошку, бубен, погремушку, дудку, барабан, колокольчик одним словом?
    Задание 1: Поднимите инструмент, название которого начинается с глухого согласного, со звонкого согласного? Вы правильно справились с заданием.
    Задание 2: У вас на партах лежат карточки с парными глухими и звонкими согласными. У каждого по одному согласному. Вы должны найти пару вашему согласному у других ребят, выйти вместе, правильно назвать пару согласных букв и определить, какой согласный звонкий, а какой глухой. Другие ребята проверят, правильно ли вы выполнили задание. (слайд 27)

    7. Физминутка.

    Логопед: Давайте, организуем маленькое представление с музыкальными инструментами.
    Мы с вами будем веселиться и танцевать.
    Звучит веселая музыка.
    Выполняем речевую физминутку с движением со словами:
    Балалайка, Балалайка,
    Побренчи-ка, поиграй-ка!
    Барабань-ка, барабан!
    Разверни бока баян!
    К небу поднимаем трубы,
    Громко, громко дуем в трубы.
    В бубен бьем, бренчим, дудим,
    Барабаним и трубим!

    8. Дифференциация звуков в слогах, чтение слогов по таблице.

    (слайд 28, 29)
    Логопед: Ребята, как звучали наши музыкальные инструменты? (громко). Произнести слоги парами, изменяя силу и высоту голоса. Одни слоги мы будем произносить громко, другие тише, вместо схемы вставьте нужный пропущенный слог. Чтение карточек индивидуально и хором.

    9. Сообщение дополнительного нового материала

    Логопед: Ребята, проводятся ли ярмарки теперь? (Ответы детей) (слайд 30)
    И сейчас в России проводятся ярмарки. На ярмарку народные умельцы привозят множество изделий, сделанные своими руками; привозят на ярмарку и другой различный товар: мед, осенний урожай и многое другое. Проходят они также шумно, празднично, весело и интересно! Благодаря умельцам и создаются такие праздники. (слайды 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42) Я уверенна, среди вас есть те, кто любит рисовать, лепить, вышивать, мастерить. Умеете?
    Слушаются высказывания детей.

    10. Творческое задание, рефлексия.

    Логопед: Все вместе составим маленькое стихотворение на тему: «ЯРМАРКА» по схеме. (слайд 43)
    ЯРМАРКА
    – шумная, веселая, яркая!
    Веселит, шумит, торгует,
    Радость в дом приносит.
    Ярмарка – труд людей прославляет!
    Читаем вслух получившееся стихотворение. (слайд 44)
    Петрушка: Чтобы случаев не было таких неясных,
    И ответов не было плохих.
    Прислушайтесь к звучанию согласных,
    Чтоб не путать звонких и глухих!
    Логопед: Чему вы сегодня научились? Что узнали нового и что еще хотели бы узнать?
    1. Мы сегодня учились закреплять, правильно произносить звонкие и глухие согласные. Нашли ответы на все вопросы и сделали маленькие открытия.
    I открытие: «Пары звонких и глухих согласных имеют определенную одинаковую артикуляцию. Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата».
    II открытие: «Ярмарка – праздник, веселье, смех, радость!» (слайд 45)
    2. Оценка работы детей на занятие.
    3. Оценка занятия детьми.
    У вас, ребята, хорошее настроение! У меня тоже прекрасное настроение!
    Я хочу, чтобы ваша ярмарка сегодня продолжилась у вас в классе с друзьями за чашкой чая с баранками и чтобы своими впечатлениями об этой ярмарке вы поделились с окружающими вас людьми.
    Спасибо. До свидания!

    Презентация на тему: Парные звонкие и глухие согласные

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №50» Городского округа Балашиха город Балашиха.

    «Закрепление навыков произношения звука [ш] в разговорной речи».

    Открытое занятие по логопедии в подготовительной к школе группе. «Закрепление навыков произношения звука [ш]в разговорной речи»

    Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в разговорной речи.

    Задачи:

    1. Коррекционно-обучающие:

    — учить детей точно и полно отвечать на вопросы;
    — формировать лексико-грамматический строй;
    — упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
    — закрепить навык произношения звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, в связной и разговорной речи.

    2. Коррекционно-развивающие:

    — развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
    — развитие внимания, памяти, воображения, логического мышления, через отгадывание загадок и постановку проблемных вопросов;
    — развитие тонких движений пальцев рук.

    3. Коррекционно-воспитательные:

    — формирование положительной установки на участие в занятии;
    — умение слушать сверстников и логопеда;
    — воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости;
    — воспитывать языковое чутьё к родному языку, желание говорить правильно.

    Оборудование: компьютер, 2 записи инструментальной музыки, дидактическая логопедическая игрушка (бегемот Жужа- для выполнения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой, сюжетные картинки, шарики с пружинками Су-Джок, паровозик с вагонами для определения звука в слове, ватманы с упражнениями.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.
    — Здравствуйте, ребята.
    Поздоровайтесь с гостями.
    Каждый день всегда, везде:
    На занятиях, в игре
    Верно, чётко говорим,
    Никуда мы не спешим.
    Присаживайтесь.

    2. Сегодня мы с вами покажем нашим гостям, как правильно и красиво научились произносить звук [ш].

    3. Артикуляционная гимнастика.
    Все ребятки по порядку
    Утром делают зарядку,
    Язычок наш хочет тоже
    На детишек быть похожим.
    А помогать нам в этом будет?
    (ответы детей: бегемот Жужа).

    Язычок знаком нам, дети,
    Мы его улыбкой встретим.
    Это язычок пришёл (улыбнуться, показать язычок).
    Вправо он сейчас пошёл.
    Всё, что нужно увидал
    И налево зашагал (упражнение «Часики»).
    Погулял совсем немножко,

    Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
    Тётушка щёчка
    Племянника ждёт.
    Блинчики с маком
    К обеду печёт (упражнение «Блинчики»).
    Кашу сварила, чай заварила,
    Даже варенья банку открыла.
    Тётушка племянничка
    Весело встречает.
    Чай ему с вареньем
    Тут же предлагает (упражнение «Чашечка», просунуть язык между губ и дуть на кончик языка на воображаемый пар, остужая чай).
    Ах, какое вкусное,
    Сладкое варенье, (упражнение «Вкусное варенье»)
    Да и кашка манная –
    Просто объедение.
    Он поел совсем немножко,
    Широко открыл окошко (упражнение «Бегемотики»).
    Под окошком – блл, блл, блл –
    Индюки болтают.
    Индюшачьей речи
    Никто не понимает.
    На качели индюки
    Весело кивают.
    Покататься Язычку
    «Блл, блл, блл! » — предлагают (упражнение «Качели») .
    Дайте Язычку ду-ду
    И ещё пять шариков
    Покатать комариков!
    Надуваем шарики
    «Садитесь, комарики! »(длительно произносить звук «Шшш»).
    Поиграл наш Язычок,
    Лёг поспать он и молчок.

    4. Уточнение артикуляции.

    Давайте вспомним, как произносится звук «Ш».
    — Что происходит с губами, зубами, как расположен язык?
    Ответы детей.
    — А какой воздух?
    Ответы детей.
    — Что делает голос, когда мы произносим звук «Ш»: спит или песенки поёт? Приложите все руку к шее, скажем шшшш…. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
    Ответы детей.
    — Ребята, а звук «Ш» какой он: гласный или согласный?
    — Звонкий или глухой?
    — Твёрдый или мягкий?
    Ответы детей.
    А на что похож звук «Ш» (на шипение гуся, змеи) .
    — Мы с вами произносим слоги, слова, а можем ли мы увидеть звуки?
    — Нет, мы видим и пишем буквы.
    — Какой же буквой обозначается звук «Ш» на письме?
    — Давайте звук «Ш» превратим в букву Ш.
    Вместе с детьми произносим стихотворение:
    Мы не можем звук увидеть,
    И не можем в руки взять.
    Звук мы можем только слышать,
    А ещё его сказать.
    Платья звукам надеваем,
    Звуки в буквы превращаем (Рисуют букву пальцем на песке) .

    5. Упражнение «Подружи звуки». Пошипите вместе с гусятами, проводя пальчиком по дорожкам от гусят до каждой гласной буквы и наоборот от гласной до гусят. Повторите каждый слог. Какие слоги получились?

    6. Пальчиковая гимнастика (с пружинками Су-Джок).

    Шёл медведь к своей берлоге
    Да споткнулся на пороге
    «Видно, очень мало сил
    Я на зиму накопил», —
    Так подумал и пошёл
    Он на поиск диких пчёл.
    Все медведи-сладкоежки,
    Любят есть медок без спешки,
    А наевшись, без тревоги
    До весны сопят в берлоге.

    7. А теперь, поиграем в игру «Доскажи словечко».

    Опираясь на картинки, назовите отгадки, выделяя звук Ш, определите, где находится звук Ш в слове: в начале, в середине или в конце слова и заселите в соответствующие домики (лотки) .
    *Буду мастером таким, как наш дядя Евдоким;
    Делать стулья и столы, красить двери и полы.
    А пока сестре Танюшке сам я делаю (игрушки) ;
    *В подполье, в каморке живёт она в норке,
    Серая малышка, кто это?. (мышка) ;
    *Из упрямства ни на шаг не продвинулся (ишак) ;
    *Я рубашку сшила мишке, я сошью ему… (штанишки) ;
    * Целый день поёт щегол в клетке на окошке.
    Третий год ему пошёл, а он боится… (кошки) ;
    *Прицепившись к задней шине, мишка едет на… (машине) ;
    * Уронила белка шишку, шишка стукнула (зайчишку) ;
    * Ночью темень. Ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты (спишь) ;
    * Вы знаете девушку эту,
    Она в старой сказке воспета.
    Работала, скромно жила,
    Не видела ясного солнышка,
    Вокруг только грязь и зола,
    А звали красавицу (Золушка) ;
    *Зимой, в часы веселья
    Вишу на яркой ели я.
    Стреляю, точно пушка,
    Зовут меня (хлопушка) ;
    *Кто альбом раскрасит наш?
    Ну, конечно (карандаш) ;
    *На меня вы посмотрите,
    Дверки можете открыть вы,
    А на полочках моих
    Много нужного стоит!
    Выше всех я, как жираф:
    Я большой, красивый (шкаф) .

    10. Упражнение «Рифмы». Послушайте начало фразы и закончите её подходящими словами. Справиться с заданием вам помогут картинки. Последнее слово каждой фразы-рифмы должно заканчиваться слогом, повторяющимся в первой её части. Например: Шок-шок-шок, шок-шок-шок дедушка несёт мешок.

    Ши-ши-ши, ши-ши-ши- вот играют (малыши) .
    Уш-уш-уш, уш-уш-уш- я приму горячий (душ) .
    Аш-аш-аш, аш-аш-аш- это синий (карандаш) .
    Ишни-ишни-ишни- созревают (вишни) .
    Шок-шок-шок, шок-шок-шок- разбудил нас (петушок) .

    11. Упражнение «Исправь предложение» (послушайте предложения, найдите и исправьте ошибки, с опорой на картинки на ватмане А4) .

    Письмо пишет дедушку.
    Наша мышка поймала кошку.
    Катушка ниток купила бабушку.
    Камешек нашёл Пашу.
    На шубу вешают вешалку.
    Камыши сидят в лягушке.
    Ландыши нашли Наташу.
    В картошку положили мешок.
    У мышки в лапах кошка.
    Маша надела голову на шапку.
    Лужайка летает над шмелем.
    Шлем надел Мишу.
    У шеи шарфик на мишке.
    Паша обводит лягушкой карандаш.

    12. Физкультурная минутка «Мишка вылез из берлоги».
    Мишка вылез из берлоги,
    Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо) .
    Потянулся он со сна:(потягивания-руки вверх) .
    К нам опять пришла весна.
    Чтоб скорей набраться сил,
    Головой медведь крутил. (вращения головой) .
    Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд-назад) .
    Вот он по лесу идёт.
    Ищет мишка корешки
    И трухлявые пеньки.
    В них съедобные личинки-
    Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот) .
    Наконец медведь наелся
    И на брёвнышке уселся. (дети садятся) .

    13. Игра «Кто больше, кто меньше? » Сравните два предмета и ответьте на вопросы полным предложением. Не забывайте правильно произносить звук «Ш». Например. Кто больше: Лягушка или мартышка? Мартышка больше лягушки. Кто меньше? Лягушка меньше мартышки (даются картинки обратной величины, чем на самом деле:мартышка маленькая, а лягушка большая).

    Кто больше: кошка или мошка? Кто меньше?
    Кто больше: мышка или малыш? Кто меньше?
    Кто больше: лягушка или кукушка? Кто меньше?
    Кто больше: бабушка или дедушка? Кто меньше?
    Кто больше: мишка или мартышка? Кто меньше?

    14. Упражнение «Новые слова».
    Давайте превратим одни слова в другие.
    Замените в словах первый звук на звук Ш. Например: ПАР-ШАР.
    ТАПКА-ШАПКА
    ГУБЫ-ШУБЫ
    ТОПОТ-ШЁПОТ
    МЫЛО-ШИЛО
    СПОРЫ-ШПОРЫ.

    15. Игра «Кошки-мышки». Послушайте рассказ о кошке Машке, перескажите его, опираясь на картинки (цепной текст) .

    У Алёши живёт кошка Машка.
    Кошка Машка ловит мышек.
    Мышки убегают от кошки.
    Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.

    16. Зрительная гимнастика (под музыку, логопед читает стихи, а дети выполняют глазодвигательные движения в соответствие с текстом).
    Давайте выполним с вами гимнастику для глаз, ведь им тоже нужен отдых (все движения выполняются только глазами).
    «Весёлая неделька».
    Всю неделю по порядку,
    Глазки делают зарядку.
    В понедельник, как проснутся,
    Глазки солнцу улыбнутся,
    Вниз посмотрят на траву
    И обратно в высоту.
    Во вторник часики глаза,
    Водят взгляд туда-сюда,
    Ходят влево, ходят вправо
    Не устанут никогда.
    В среду в жмурки мы играем,
    Крепко глазки закрываем.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем глазки открывать.
    Жмуримся и открываем
    Так игру мы продолжаем.
    По четвергам мы смотрим вдаль,
    На это времени не жаль,
    Что вблизи и что вдали
    Глазки рассмотреть должны.
    В пятницу мы не зевали
    Глаза по кругу побежали.
    Остановка, и опять
    В другую сторону бежать.
    Хоть в субботу выходной,
    Мы не ленимся с тобой.
    Ищем взглядом уголки,
    Чтобы бегали зрачки.
    В воскресенье будем спать,
    А потом пойдём гулять,
    Чтобы глазки закалялись
    Нужно воздухом дышать.
    — Без гимнастики, друзья, нашим глазкам жить нельзя!

    17. Итог занятия. Ребята, а чем мы с вами занимались на занятии? Что вам больше всего понравилось, а что вызвало трудности? Ответы детей.
    Наше занятие подошло к концу, все очень хорошо поработали, все вы молодцы, до свидания. Прощаются с гостями и уходят.

    Список использованной литературы:

    1. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ Л. А. Комарова. -М. : Издательство ГНОМ, 2011.-32 с.
    2. Азова Е. А., Чернова О. О. Учим звуки [ш], [ж]. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 32 с. (Игровая логопедия) .
    3. Шипелочка и Жужжалочка. Логопедические игры / И. В. Баскакина, М. И. Лынская. – М. : Айрис-пресс, 2010. – 32 с. : ил. – (Популярная логопедия) .
    4. Логопедия. Подготовительная группа. Разработки занятий. /Сост. О. И. Бочкарёва. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
    5. Интернет-ресурсы: загадки, физминутки, глазодвигательные упражнения.

    Повторить знания о гласных и согласных звуках, об обозначении их на письме;
    - формировать навык правописания слов с сочетаниями «жи», «ши»;
    - развивать орфографическую зоркость учащихся, мышление, воображение, устную и письменную речь;
    - воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

    Наглядность: конверты с заданиями (разрезные картинки, деформированный текст), сюжетные картинки: кота Леопольда, мышей.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Психолог:

    Здравствуйте ребята!

    Посмотрите, пожалуйста, на наших гостей и поздоровайтесь с ними.

    Садитесь. Откройте свои конверты и соберите картинки, кто у вас получился? (дети собирают разрезные картинки)

    Герои каких мультфильмов перед вами?

    А давайте с вами отправимся в волшебную страну знаний, но для того, чтобы нам с вами туда попасть нужно, сделать волшебные упражнения и надеть волшебную шапочку. Готовы?

    Упражнения:

    Разомните каждый пальчик на одной и другой руке;
    - возьмите карандаш, и покрути его в ладонях;
    - теперь потрите ладошки друг об друга и погрейте ими щёчки.

    Упражнение «Шапочка».

    Итак, мы с вами очутились в волшебной стране знаний, кто побывает в этой стране становится самым добрым, умным, внимательным и научиться правильно говорить. А кто нас учит правильно говорить и писать ло – го– пед…

    Давайте позовём нашего логопеда!

    2. Основная часть.

    Посмотрите на доску.
    - Что вы видите? (Буквы)

    Ж А И Ш У Ы

    На какие две группы можно разделить эти буквы? (гласные и согласные).
    - Что можно составить из букв? (слоги).
    - Запишите в одну строчку слоги с буквой Ж, а в другую с Ш.

    ЖА ЖУ ЖИ
    ША ШУ ШИ

    Какая гласная оказалась лишней? (Ы)
    - Почему?

    А кто догадался над, чем мы будем сегодня работать? (Слова с сочетанием ЖИ-ШИ)

    Да. Мы с вами находимся в удивительной стране знаний где, вспомним, как пишутся слова с сочетанием ЖИ и ШИ.

    В этой удивительной стране
    Грамотными были все,
    Я там тоже побывала
    Очень многое узнала.

    Ой, ребята, а кто это плачет? (появляется кот Леопольд)

    Леопольд: Какой я несчастный кот. Эти мыши мне всё время пакостят, вредничают. Вот и сейчас отправили меня из нашего мультика в эту страну. И я не могу обратно попасть. Ведь мыши расставили разные ловушки с заданиями, а выполнить задания я не могу, коты ведь в школе не учатся. Помогите мне ребята!

    Логопед: Поможем, ребята коту Леопольду, выполним задания?

    Но чтобы задания выполнить правильно, нужно помнить заклинание о сочетании ЖИ-ШИ.

    Давайте вместе повторим:

    ЖИ – ШИ пиши с гласной И.

    Итак, 1 задание «Накорми мышей».

    Образуйте слова и запишите их.

    У ЧИ Е КАМЫ МЫ

    (ежи, чижи, ужи, камыши, мыши, уши).

    Какое правило, мы применяли для написания слов?

    Молодцы! Вы справились с 1 заданием.

    А сейчас давайте отдохнём и сыграем в игру.

    «Один — много» (устно)

    Уж –……(ужи)
    Мышь –…..(мыши)
    Карандаш — ……(карандаши)
    Манеж – …….(манежи)
    Ёж – ……(ежи)
    Этаж – …..(этажи)
    Стриж – …..(стрижи)

    Итак, 2 задание (загадки кота Леопольда)

    Леопольд: Мыши загадали мне загадки. Давайте ребята вместе их отгадаем, а отгадки запишем в тетрадь.

    1. Не поедет без бензина
    Ни автобус, ни … (машина)

    2. Кот живёт у нас на крыше,
    А в чулане живут … (мыши)

    3. Каждой весною лапы еловые
    Старые лампы меняют на новые (шишки)

    4. Вяжет мама длинный шарф,
    Потому что сын … (жираф)

    5. Две курносые подружки
    Не отстали друг от дружки.
    Обе по снегу бегут,
    Обе песенки поют! (лыжи)

    Логопед: Молодцы, ребята. Мы еще одно задание выполним! Пора и отдохнуть.

    Решили, мыши кота тренировать
    И стали спортивные задания давать.
    На носочки поднимайся
    Приседай и выпрямляйся,
    Руки в стороны, вперёд!
    В кулачок и на бочок.
    На одной ноге постой- ка,
    Будто ты солдатик стойкий!
    А сейчас постой на правой.
    Будто ты солдатик бравый.

    3 задание.

    Посмотрите, ребята кот Леопольд приготовил нам следующее задание. (на карточках)

    Составить и записать предложения. Подчеркнуть сочетания «жи»-«ши».

    Кот, у, Тишка, жил, Миши.
    Веры, лыжи, у, новые.
    Пушистые, снежинки, кружились.

    Молодцы ребята! Мы выполнили ещё одно задание мышей. А сейчас поиграем в игру «Кто больше?».

    Придумайте слова на изученное правило. (дети придумывают слова устно).
    - Составьте предложение со словом …

    А вот и последнее 4-е задание.

    Вам, ребята, нужно продолжить предложение: «Если бы я встретился с волшебником, то я бы пожелал…» (дети составляют свои предложения)

    А что бы пожелал, ты кот Леопольд?

    Леопольд: Я бы пожелал, чтобы ребята учились на 4 и 5; чтобы все жили дружно, и, конечно, чтобы я сейчас же вернулся к себе в мультфильм домой.

    Логопед: Ребята, сбылось желание кота Леопольда. Значит, мы с вами все задания выполнили верно.

    3. Заключительная часть.

    Психолог: Ребята, понравилось ли вам путешествие по стране знаний?

    Много было интересных заданий?

    А на какое правило были эти задания?

    Надеюсь, что в ваших тетрадях ошибок на это правило не будет!

    Ребята, за вашу помощь кот Леопольд оставил вам подарки.

    Минина Наталия Николаевна,
    учитель-логопед,
    МБОУ СОШ №4, г. Салехард