Лекарства

Избирательная кампания в рф решу егэ. Избирательная кампания в рф. Теории политического участия


Избирательная кампания - совокупность действий участников политической системы по выборам органов государственной власти. Такая кампания проходит в рамках избирательной системы - особого политического института, который связан с формированием выборных органов власти и обеспечивает демократическое волеизъявление (голосование) граждан. Избирательная система обеспечивает распределение мандатов - вакантных мест в органах власти, которые дают право на представительство интересов избравшего кандидата народа. К примеру, если в ходе выборов большинство города N. проголосовало за кандидата Иванова, то значит Иванов получил мандат от жителей этого населённого пункта и теперь должен отстаивать их интересы в органах власти.

Избирательная система включает два компонента - избирательное право и избирательный процесс. Под избирательным правом понимается совокупность правовых норм, регулирующих порядок подготовки, проведения и подведения итогов выборов. Избирательный процесс представляет собой комплекс действий участников политической системы в процессе выборов.

Можно выделить стадии избирательного процесса:

Подготовительная стадия (назначение даты выборов; составление списка избирателей, имеющих право голоса);
- выдвижение и регистрация кандидатов (в России кандидат может быть выдвинут политической партией, представленной в парламенте, либо в порядке самовыдвижения при условии сбора необходимого количества подписей избирателей в свою поддержку);
- предвыборная агитация (главная цель - познакомить избирателей с программами кандидатов; осуществляется в форме политической рекламы и дебатов на телевидении, радио и т.п. Агитация прекращается в ночь на субботу перед воскресным днём голосования - это т.н. "день тишины" для того, чтобы избиратель подумал и окончательно определился с выбором);
- голосование;
- подсчёт голосов и подведение итогов.
Избирательный процесс регулируется нормами избирательного права. Демократическое избирательное право обязательно предусматривает следующие принципы свободных и справедливых выборов:
- принцип равенства;
- принцип всеобщности;
- принцип тайного голосования;
- принцип гласности;
- принцип прямого волеизъявления.
Можно выделить два основных типа избирательных систем:
- мажоритарная - предполагает голосование за конкретных кандидатов; если необходимо избрать коллективный орган власти (парламент), то страна делится на одномандатные округа, каждый из которых избирает одного кандидата. Победитель при такой системе один в каждом округе - кандидат, набравший большинство голосов;
- пропорциональная - предполагает голосование за политические партии, избирательные блоки и т.п. Места в парламенте распределяются пропорционально полученным партиями или блоками голосам - т.е. победителей при такой системе много.

Каталог заданий.
Избирательные системы, политический процесс, избирательная кампания в России

Сортировка Основная Сначала простые Сначала сложные По популярности Сначала новые Сначала старые
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word

Какая из приведённых ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

Пояснение.

Граждане, находящиеся под следствием, не являются преступниками, до того как их вина не будет доказана в суде и суд не вынесет обвинительный вердикт, а вот уже осужденные лица(признанные виновными в совершении преступления) не имеют права голосовать.

Ответ: 3

Какой ценз существует в РФ для кандидата на пост президента на президентских выборах?

1) образовательный

2) имущественный

3) возрастной

4) конфессиональный

Пояснение.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Избирательная кампания в Российской Федерации, Политика. Органы государственной власти Российской Федерации

Основной смысл проведения предвыборной кампании состоит в том, чтобы

1) оказать поддержку кандидатам на выборные должности

2) дать возможность избирателям познакомиться с программами претендентов

3) активизировать политическую жизнь в стране

4) помочь партиям накопить опыт политической борьбы

Пояснение.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Избирательная кампания в Российской Федерации, Политика. Политический процесс, избирательный процесс

Победившим считается кандидат, набравший абсолютное количество голосов. Для какой избирательной системы характерно такое условие?

1) пропорциональной

3) мажоритарной

4) смешанной

Пояснение.

Мажоритарная избирательная система - система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие абсолютное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политический процесс, избирательный процесс

Для какой избирательной системы характерно выдвижение кандидатов только политическими партиями?

1) пропорциональной

2) избирательной системы любого типа

3) мажоритарной

4) смешанной

Пояснение.

Пропорциональная избирательная система: мандаты распределяются между партиями пропорционально проценту голосов, отданных за них (начиная с некоторого процентного барьера).

Мажоритарная избирательная система: избирается тот, кто набирает больше всех голосов.

Смешанная избирательная система: часть мандатов распределяется по пропорциональной системе, часть распределяется по мажоритарной.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политический процесс, избирательный процесс

Цель политики современного государства в области развития политических процессов и институтов –

1) упрочение представительной демократии, расширение участия народа в подготовке и принятии законов.

2) защита наиболее неимущих, незащищенных слоев населения, целевая поддержка молодежи, лиц престарелого возраста.

3) осуществление защиты отечественного производителя от конкуренции иностранных товаропроизводителей.

4) ослабление налогового бремени на мелкий и средний бизнес, льготное налогообложение небольших предприятий.

Пояснение.

Политика в современном обществе выполняет ряд наиболее значимых функций:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию в русле своего предназначения: формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивать для их осуществления необходимые ресурсы;

2) функцию мобилизации и обеспечения общей деятельности;

3) управленческую и регулятивную функцию (политика управляет социальными процессами, регулирует их);

4) функцию политической социализации (политика включает личность в общественные отношения);

5) гуманитарную функцию (функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности).

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Государство и его функции, Политика. Политический процесс, избирательный процесс

Какая из приведенных ситуаций свидетельствует о нарушении демократической процедуры выборов?

1) Граждане имеют равные избирательные права, один человек – один голос

2) На выборах одна из политических партий имеет привилегии и активно опирается на административный ресурс

3) На избирательных участках предусмотрена тайная процедура подачи голосов

4) Граждане, осужденные судом и отбывающие наказание в местах лишения свободы, лишены избирательных прав

Пояснение.

Демократические выборы подразумевают равенство все участников.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Политика. Политический процесс, избирательный процесс

Гость 28.06.2014 12:13

в таком случае подходят оба варианта - 2 и 4, ибо в обоих случаях выражается неравенство.

Валентин Иванович Кириченко

Признак мажоритарной избирательной системы –

1) создание единого национального избирательного округа

2) формирование избирательных участков по месту жительства

3) присутствие независимых наблюдателей на выборах

Пояснение.

В условиях мажоритарной системы побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают.

Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум - 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Предметная область: Политика. Политический процесс, избирательный процесс

Парламент данной страны формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть десятипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы данной страны.

1) В стране создается единый национальный избирательный округ.

2) Депутаты представляют различные социальные группы.

3) Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

Пояснение.

В этой стране пропорциональная избирательная система, а значит, должен существовать национальный избирательный округ.

Правильный ответ указан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Политика. Политический процесс, избирательный процесс

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по обществознанию. Вариант 2.

1) Кандидатов в депутаты выдвигают государственные органы.

2) Неработающие пенсионеры ограничены в избирательных правах.

3) Граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах.

4) Выборы проводятся на безальтернативной основе.

Пояснение.

К основным принципам демократического избирательного права относятся:

1. Принцип равенства (все избиратели и кандидаты имеют в процессе выборов равные права)

2. Принцип всеобщности (любой дееспособный гражданин имеет право избирать и быть избранным)

3. Принцип свободного волеизъявления (избиратель делает выбор свободно и самостоятельно)

5. Принцип непосредственности (избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика)

6. Принцип состязательности (выборы проводятся на альтернативной основе)

7. Принцип гласности (общественность осуществляет контроль за проведением выборов)

8. Принцип добровольности (любой гражданин участвует в выборах добровольно)

9. Принцип ограничения срока выборов.

ответ 1 противоречит одному из основных демократических принципов - принципу разделения властей.

ответ 2 противоречит принципу 2

ответ 4 противоречит принципу 6

Правильный ответ указан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политический процесс, избирательный процесс

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2013 по обществознанию.

Какой признак характерен только для мажоритарной избирательной системы?

1) выдвижение кандидатов списком от политических партий

3) конкурирование на выборах различных политических сил

4) проведение на телеканалах предвыборных теледебатов

Пояснение.

Мажоритарная избирательная система - система определения результатов выборов, при которой победившим считается кандидат, набравший установленное законом большинсво голосов

выдвижение кандидатов списком от политических партий - признак пропорциональной системы

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение «Ивановский колледж легкой промышленности»

Конспект урока

«Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство РФ о выборах»

Корягина О.Ю., преподаватель истории и обществознания

Иваново 2014

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Преподаватель – Корягина О.Ю.

Предмет: «Обществознание»

Тема программы : ОДБ. 05.5. «Политика как общественное явление»

Тема урока : «Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство РФ о выборах».

План содержания.

    Избирательный процесс в РФ.

    Избирательные системы в РФ.

Цели урока:

    учебная :

формирование новых знаний о выборах, избирательном процессе, избирательных системах и законодательстве, регулирующем избирательное право и выборы в Российской Федерации;

    развивающая (ОК) :

Формирование познавательных компетенций через развитие функций мышления обучающихся (выделение существенных признаков, сравнение, анализ, обобщение) и умения самостоятельной работы с текстовой и видеоинформацией, совершенствование умений работы с ИКТ;

Формирование регулятивных компетенций через развитие функций целеполагания и рефлексии;

Формирование коммуникативных компетенций через развитие активного слушания и аргументированно излагать свою позицию, отстаивание своей точки зрения.

    воспитательная (ОК):

формирование личностных компетенций через воспитание активной гражданской позиции и чувства патриотизма, через правовое воспитание граждан РФ; развитие ответственности за качество работы, аккуратности; развитие самостоятельности и инициативности, через повышение самооценки обучающихся.

Тип урока : формирование новых знаний.

Методы обучения : репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения:

    учебник «Обществознание: 10 кл.» под ред. Л.Н. Боголюбова;

    Конституция РФ;

    Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (ст. 3,4);

    словари предметных терминов;

    доклад с презентацией обучающихся;

    раздаточный материал – рабочая карта урока;

    мультимедийная установка;

    системный блок, монитор, мышка.

Методическая цель : использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках обществознания для активизации мыслительной деятельности учащихся. Использование элементов личностно-ориентированного обучения.

Время урока: 80 минут.

ХОД УРОКА

Время (мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Доклад старосты об отсутствующих и готовности к уроку.

Целеполагание и мотивация.

Вопросы для учащихся:

- Посмотрите на представленные иллюстрации на слайде и скажите, какие из них лишние?

- По какому принципу вы определили это?

- Что объединяет все оставшиеся картинки?

- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Каковы же цели сегодняшнего урока?

Подведение итогов 2-го этапа урока.

Организует работу по совместному целеполаганию и мотивации в ходе фронтального опроса.

Помогает правильно сформулировать тему и цели урока.

Проецирует тему и цели урока на экран.

С помощью учащихся подводит итоги данного этапа урока.

Определяют лишние рисунки. Аргументируют свой выбор. Высказывают свои суждения, формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в тетрадь.

Слушают, осмысливают, помогают учителю, отвечают на дополнительные вопросы. Запоминают.

Актуализация опорных знаний.

Вопросы к учащимся:

- Назовите основные типы политических режимов.

- Дайте определение термина «демократия».

- Назовите основные принципы демократии.

Подведение итогов 3-го этапа урока.

Организует фронтальный опрос учащихся.

Подводит итоги данного этапа урока с помощью учащихся.

Анализирует деятельность учащихся на данном этапе урока.

Отвечают на вопросы.

Актуализируют познания.

Слушают, осмыс-ливают, помогают учителю, отвечают на дополнительные вопросы.

Анализируют свою деятельность на данном этапе урока.

Делают выводы.

Работа по теме.

Выборы как основной инструмент демократии.

Вопросы к учащимся о выборах из их субъектного опыта:

- Попробуйте сформулировать определение термина «выборы», исходя из того, что Вы знаете о выборах.

- Попробуйте сформулировать основные функции выборов, исходя из Ваших знаний о выборах;

- Вспомните, когда были последние выборы в Российской Федерации и в Ивановской области? Кого мы

избирали на данных выборах?

- Кого могут выбирать на выборах?

- Какие выборы по Конституции РФ есть в России на сегодняшний день?

Законодательство Российской Федерации об избирательном праве и выборах.

Работа с учащимися :

- Ознакомьтесь с текстом Конституции РФ (ст.32), Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» (ст. 3, 4) и текстом учебника (§ 23) и ответьте письменно на вопросы:

  • - О каком праве идёт речь в данных документах?

    - Попробуйте дать определение термину «избирательное право».

    - С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участие в выборах?

    - Кто лишен избирательного права и по каким причинам?

    - Назовите основные виды избирательного права.

    - Назовите основные принципы избирательного права в соответствии с законодательством РФ.

    - Какие еще Вы можете назвать законы о выборах в РФ?

Проверка ответов на вопросы в тетрадях учащихся.

Подведение итогов данного этапа урока.

Избирательный процесс.

Доклад обучающихся по теме: «Избирательный процесс: основные этапы».

Подведение итогов данного этапа урока.

Избирательные системы.

Работа учащихся с учебником:

(§ 23)

- найдите в параграфе определение термина «избирательная система»;

- запишите основные типы избирательных систем и их особенности.

Подведение итогов 4-го этапа урока.

Помогает учащимся вспомнить субъектный опыт участия в каких-либо выборах.

Помогает учащимся сформулировать определение.

Правильное определение проецируется на слайде.

Помогает учащимся сформулировать основные функции выборов.

Проецирует на экране правильный ответ на вопрос.

Помогает учащимся вспомнить о выборах, проходящих в РФ и в Ивановской области.

Помогает учащимся сформулировать основные выборные должности в РФ.

Помогает учащимся правильно ответить на вопрос.

Подводит итоги данного этапа урока. Анализирует деятельность учащихся на данном этапе урока.

Организует работу учащихся с текстами Конституции РФ, Федерального закона РФ и учебника.

Помогает учащимся дать правильное определение термину «избирательное право».

Помогает учащимся правильно ответить на вопросы, закрепляет правильные ответы.

Организует проверку записей в тетрадях.

Организует выступление обучающихся с использо-ванием презентации с элементами опережаю-щего обучения.

Объясняет учащимся правила ведения записей в тетради по докладу учащегося.

Подводит итоги и анализирует деятель-ность учащихся на данном этапе урока.

Организует работу учащихся с учебником.

Организует проверку записей учащихся в тетрадях.

Анализирует деятель-ность учащихся на основной части урока.

Оценивает, комментирует оценки.

Вспоминают, делятся впечатле-нием об участии в выборах, анализируют.

Делают выводы.

Вспоминают, высказывают свои суждения. Формулируют определение. Записывают в тетрадь.

Высказывают свои суждения, осмысливают, формулируют основные функции выборов. Записывают в тетради.

Высказывают суждения, слушают, осмысливают.

Отвечают на вопрос с помощью Конституции РФ. Делают выводы.

Отвечают на данный вопрос с помощью Конституции РФ.

Делают выводыё

Осмысливают, делают выводы и записи в тетрадях.

Читают, осмысливают, делают выводы, отвечают на вопросы.

Устно дают определение «избирательное право».

Записывают пра-вильные ответы в тетрадях.

Отвечают на поставленные вопросы, читая записи в тетрадях.

Слушают, осмысливают, запоминают.

Обучающиеся выступают с докладами с использованием презентации.

Учащиеся слушают, осмысливают, делают конспек-тивные записи в тетрадях по ходу доклада.

Слушают, осмысливают и делают выводы.

Читают текст учебника, осмысливают, делают выводы и записывают ответы на поставленные вопросы в тетрадях.

Слушают, осмысливают, делают выводы по данному этапу урока.

Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа учащихся по карточкам-заданиям (дифференцированные задания разного уровня сложности по способностям учащихся).

Задания для учащихся:

1 вариант – тест;

2 вариант – решение кроссворда;

3 вариант – работа с текстом.

Подведение итогов выполнения заданий по закреплению полученных знаний на основном этапе урока.

Анализ деятельности учащихся на данном этапе урока и выставление оценок.

Организует работу учащихся по карточкам-заданиям с целью закрепления знаний с проецированием заданий на экран.

Аргументирует принцип разделения заданий.

Проверка правильности выполнения заданий с проецированием на экран правильных ответов.

Организует самопровер-ку ответов учащимися.

Подводит итоги выполнения заданий и данной части урока. Анализирует деятельность учащихся, выставляет оценки за данный этап урока, комментирует оценки.

Читают задания, осмысливают, включают логическое мышление, выполняют задание по выбору в письменной форме, задание 2 варианта выполняется на ПК.

Осуществляют самопроверку, анализируют свои ответы, делают выводы.

Слушают, осмысливают, анализируют свою деятельность на данном этапе урока. Слушают свои оценки, делают выводы по данному этапу урока.

Рефлексия.

Анализ деятельности учащихся на всех этапах урока и выставление оценок за урок.

Вопросы к учащимся:

- Какие цели были поставлены на сегодняшнем уроке?

- Достигли ли мы с вами поставленных целей?

- Что у вас вызвало интерес на уроке?

- Какие трудности вы испытали на сегодняшнем уроке?

- Понравился ли вам сегодняшний урок?

    - Что Вы делали сегодня на уроке?

- Что бы Вы хотели изменить в сегодняшнем уроке?

Организует оценку деятельности учащихся на уроке.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке, анализирует и аргументирует оценки учащихся на уроке.

Рефлексия собственной деятельности на уроке.

Оценивают свою деятельность на уроке, аргументируя ответы на вопросы.

Слушают и осмысливают анализ оценок за урок, делают выводы.

Домашнее задание:

(по выбору)

1. Нарисуйте плакат, призывающий граждан принять участие в выборах.

2. Напишите сочинение -размышление «Мой голос на выборах – это…»

Предлагает задания по выбору учащихся, исходя из их субъективного опыта.

Задания проецируются на экран.

Объясняет порядок их выполнения.

Выбирают задание в зависимости от уровня своей подготовленности по данной теме.

Записывают выбранный вариант в тетрадь.

СМИ - технические средства создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории.

Функции СМИ в политической системе :

    информационная - распространяет информацию о политическом процессе;

    политической социализации - приобщение людей к политическим нормам, ценностям, ролям;

    критики и контроля - граждане получают возможность узнавать о действиях властей и оценивать их;

    формирование общественного мнения;

    мобилизационная - побуждение людей к определенным действиям;

    коммуникативная - позволяет гражданам связываться с представителями власти.

СМИ в современном обществе выступают «четвертой властью», помогая гражданскому обществу контролировать действие остальных трех властей, тем самым способствуя развитию демократии. В то же время, СМИ выступают как средство манипулирования обществен­ным сознанием в политических целях.

СМИ - это важнейший канал распространения идеологии.

Идеология - доктрина, объясняющая социально-политическую реальность, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям.

Функции политической идеологии:

    овладение общественным созна­нием;

    внедрение в него собственных критериев оценки политической реальности;

    создание позитивного образа предлагаемых ею целей и за­дач политического развития;

    сплочение общества на основе интересов определенной социальной группы.

Уровни идеологии:

    теоретико-концептуальный;

    программно-политический;

    актуализированный.

Основные идеологии и их ценности.

1. Либерализм : идеалы свободной конкуренции, рынка, предпринимательства, равенство прав граждан, договорная природа государства, уважение основополагающих прав человека, система частного владения.

2. Консерватизм : противоестественность сознательного преобразования социальных порядков, незыблемость естественным образом сложившегося порядка, моральные принципы, лежащие в основе семьи, религии и собственности.

3. Социализм : сознательное и насильственное установление государством норм и принципов социального равенства и справедливости. Коммунизм: устранение частной собственности, установление общин­ной собственности, равное распределение общественных благ, неза­висимо от трудового участия. Считается политической утопией, т.е. не достижимым состоянием.

4. Социал-демократическая идеология: сочетание справедливого общественного устройства с принципами свободы и солидарности.

5. Фашизм : превосходство одной расы (нации) над другими, возможность использования любых средств для закрепления этого превосходства, шовинизм, насилие.

Причины существования политических утопий:

1) желание людей верить в светлое будущее

2) возможность управлять населением страны

3) возможность проводить любую политику под предлогом постро­ения светлого будущего

4) отсутствие образования среди широких масс

4.10. Избирательная кампания в рф

Выборы - избрание должностных лиц путём голосования.

Функции демократических выборов:

1) позволяют участвовать гражданам в управлении государством;

2) легитимируют власть;

3) иллюстрируют политические интересы в стране;

4) обновляют властные структуры.

Избирательная система - порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения резуль­татов голосования. Включает избирательное право и избирательный процесс.

Избирательное право:

    в узком смысле - право избирать - активное право (граждане РФ с 18 лет) и право быть избранным - пассивное право (в представитель­ный орган - с 21 года, главой субъекта РФ - с 30 лет, президентом РФ - с 35 лет);

    в широком смысле также включает законы, регулирующие про­цесс выборов (Закон РФ «О выборах Президента РФ»).

Избирательный процесс складывается из стадий:

    подготовка - назначение даты выборов, учет избирателей;

    выдвижение и регистрация кандидатов;

    предвыборная агитация;

Принципы демократической предвыборной агитации - состязательность и конкурентность, равенство возможностей кандидатов.

Признаки демократических выборов:

    публичность (оглашение результатов);

    отсутствие каких-либо цензов, кроме возрастного;

    всеобщность;

    добровольность;

    реальное наличие выбора - равноправие кандидатов.

Типы избирательных систем:

    мажоритарная - один победитель по большинству голосов. Во время парламентских выборов страна разбивается на избирательные округа, и от каждого округа избирается один депутат. Избиратели го­лосуют за личность депутата, хорошо его знают. Избранный канди­дат напрямую отвечает перед народом. Голоса избирателей, отданные за других депутатов, никак не влияют на исход выборов. Обычно при­водит к двухпартийной системе. Разделяют мажоритарную систему абсолютного и относительно большинства. При системе абсолютно­го большинства победителем признается кандидат, набравший 50% + 1 голос. В системе относительного большинства - набравший голосов больше других кандидатов;

    пропорциональная - места в парламента распределяются пропорционально набранным голосам. Все граждане голосуют за единые партийные списки. Формируется общенациональный избирательный округ.

Почти все отданные голоса влияют на исход выборов. Боль­ше возможностей для мелких партий, и, благодаря этому, выше соци­альная представительность. Однако может возникнуть раздробление парламента на мелкие фракции. Граждане голосуют за абстрактные списки, а не за личности - меньше ответственность депутата перед из­бирателями.

    смешанная (мажоритарно-пропорциональная) - часть депута­тов избирается по пропорциональной, часть по мажоритарной системе. Одна партия может получить значительный перевес за счет депутатов-одномандатников, усложняется избирательный процесс.

Мандат - документ, подтверждающий депутатские полномочия.

1. Избирательная система – политический институт, обеспечивающий формирование выборных органов государственной власти.

2. Компоненты избирательной системы:

1. из­бирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов.

· в узком смысле слова – политическое право граждан избирать (активное) и быть избранным (пассивное избирательное право);

· в широком смысле слова – избирательные законы и подзаконные акты (инструкции), относящиеся к избирательному процессу

2.избирательный процесс (избирательная процедура) – комплекс действий в процессе выборов:

· подготовительная стадия (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);

· выдвижение и регистрация кандидатов;

· предвыборная агитация и финансирование выборов;

3. процедура отзы­ва депутатов .

3. Принципы демократического избирательного права (выделены). Голосование может быть:

· всеобщее (все старше 18 лет, без цензов) – цензовое;

· тайное –открытое;

· непосредственное – многоступенчатое (косвенное, т.е. голосование за выборщика, а не депутата);

Выборы также должны быть свободными, состязательными, гласными, с точным сроком выборов .

4.Типы избирательных систем:

1) Мажоритарная система победившим считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.

1а. Мажоритарная система абсолютного большинства (50% плюс 1 голос и более; Австралия).

1б. Мажоритарная система относительного большинства (побеждает набравший голосов больше, чем каждый из его соперников - «система первого пришедшего к финишу»; США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия).

1в. Совмещение разновидностей мажоритарной системы (Франция – на выборах депутатов парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, а во втором - относительного.Вообще при мажоритарной системе возможно голосование в один, два и три тура).

2) Пропорциональная система голосование по партийным спискам и распределение мандатов (от лат. mandatum .ит - поучение - документ, удостоверяющий права или полномочия какого-либо лица, например депутата) между партиями строго пропорционально числу поданных голосов.

2а. Пропорциональная избирательная система на общегосударственном уровне (избиратели голосуют за политические партии в масштабе всей страны; избирательные округа не выделяются);

2б. Пропорциональная избирательная система, основывающаяся на многомандатных округах (депутатские мандаты распределяются основе влияния партий в избирательных округах).

3) Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система) – половина мест парламента выбирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе (выборы в Государственную Думу в 1993-2003 гг. по избирательным системам и )

5. избирательная кампания строго регулируется законом. Такая «этапизация» носит гораздо более структурированный и обязательный для выполнения характер. Вот некоторые ее важнейшие «ступени» в РФ:

Регистрация в Минюсте и в ЦИК избирательного объединения/блока;

Выдвижение федерального списка кандидатов избирательным объединением/блоком (выдвижение кандидатов по одномандатным округам непосредственно избирателями и избирательным объединением/блоком);