Лекарства

День крещения руси. Ярославская область День крещения руси 28 июля мероприятия

Как и в других странах, в России отмечаются всенародные, профессиональные и другие праздники, а также важнейшие в жизни государства знаменательные события. Крещение Руси - это дань памяти святому равноапостольному великому киевскому князю Владимиру, благодаря которому христианство (православие) у нас с 988 года стало, по сути своей, государственной религией.

Впрочем, подчеркнем - церковь в России отделена от государства. Тем не менее, День крещения Руси в настоящее время приобрел поистине всенародный характер. Он, кстати, в 2010 году подкреплен соответствующим законом. Есть у нас таковой "О днях воинской славы и памятных днях России". Так вот, еще по просьбе патриарха Алексия Второго в него было внесено дополнение о праздновании 28 июля Дня крещения Руси. Важный шаг был одобрен Государственной думой, Советом Федерации и подписан президентом. Правда, день не рабочий, но это, отнюдь, не мешает праздновать его широко, можно сказать с размахом.

В связи с памятной датой - Крещением Руси истинные православные вспоминают и другой великий день - Богоявление, крещение самого сына Господня Иисуса Христа, который наступает в первый месяц зимы, в ночь на 19 января и который проходит при огромном стечение народа.

Главные действа, напомним, - торжественная литургия и освящение воды - проходят в старинном московском Богоявленском соборе в Елохове (на северо-востоке Москвы у Немецкой слободы). Кстати, в этом историческом месте царь Петр Великий имел одну из своих резиденций. Освящение воды проводится два дня - 18 и 19 января. Красноречивая цифра - в 2015 году по всей России было оборудовано более трех тысяч крещенских купален. По данным опроса ВЦИОМ в 2010 году, у нас 75 процентов россиян причисляют себя к православным христианам. Стало быть, в крещенские купели ежегодно окунаются и трижды осеняют себя крестом миллионы и миллионы наших соотечественников. Вода в Крещение Господне обретает целебные свойства. Она не портится. Принимай купели хоть в тридцатиградусный мороз - не заболеешь!

В Москве в Праздник Крещения уже не первый год проходит международный Рождественский фестиваль духовной музыки. Его инициаторы - маэстро Владимир Спиваков, выступления скрипачей которого "Виртуозы Москвы" известны всему миру" и митрополит Иларион (в миру Алфеев). Популярны в праздник выступления мужского хора Сретенского монастыря. В Белокаменную на Христово Воскресение приезжали церковные хоры мальчиков из Чехии и Великобритании, и своим пением умиляли прихожан до счастливых слез. Духовная музыка, в том числе и в исполнении известных органистов, звучит в соборах Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и других городов-мегаполисов. В них также выступают церковные хоры.

Вернемся, однако, к нашей первой знаменательной дате - 28 июля. Торжества в восстановленном главном храме Отечества Христа Спасителя как бы священными нитями связывают все христианские церкви матушки-России. В самом отдаленном ее уголке в храмах проходят торжественные богослужения. Свершаются крестные ходы, верующие перед иконами с ликом Христа возносят ему свои благодарности и молитвы. Священнослужители приходят в школы, колледжи, институты и встречаются с молодежью, рассказывают о великом религиозном празднике.

Кстати, в стране при храмах появилось множество православных приходских школ, где верующие дети приобщаются к христианству, изучают его историю, сегодняшнее православное бытие. Юные отроки в своих дивных, берущих за душу красно пениях, воздают славу Господу Богу, Дню крещения Руси.

От язычества - к православию

Надо сказать, что до крещения Руси наши предки поклонялись языческим богам. Главным из них был Бог-Громовержец по имени Перун. По преданиям старины глубокой, он покровительствовал князю и его боевым дружинам. Хор (Ярило) олицетворял солнце. Дажьбог - тоже солнечное божество - замыкал зиму и являл свету весну. Стрибог повелевал ветрами, снегом и дождями. Сварог был Богом-кузнецом. Сварожич олицетворял яркий огонь. Ну, и так далее и так по порядку. Князь Владимир был человеком образованным. Не зря его воспитанием занималась сама великая княгиня Ольга. С 970 по 988 год Владимир Святославович был князем новгородским. С 978 по 1015 - князем киевским. Он много общался с философами, учеными, богословами, в том числе и просвещенной Европы. Заметил, кстати, что в странах континента религия играет ведущую роль, объединяет народы вокруг государей.

После долгих размышлений он пришел к выводу, что Руси языческие боги не подходят. Надо бы выбрать себе религию, что покрепче, понятнее. И он встретился с представителями четырех тогдашний конфессий - болгар-магометан, латинян из Рима, хазарских евреев и греков-византийцев. Выслушал стороны о пользе их религий. Магометанство его не устроило: запрет на свинину, вино, обрезание. " У Руси есть веселие пить!" - возразил он болгарам. А что это за бог у евреев, если они все раскиданы по миру?! Нашлись у него и возражения на постулаты Рима. А вот, православие ему пришлось по душе, особенно пышность церковных служб в Царьграде (Константинополе по нынешнему), богатство и роскошь самих храмов. И великий князь в 987 году на совете бояр принял решение о крещении Руси по "закону греческому". Сам князь крестился в Херсоне (впоследствии Херсонес-Таврический) на юго-западе Крымского полуострова. Кстати, перед священным действом он ослеп. Родные его торопили: "Крестись, и прозреешь!" Приняв православие, он действительно прозрел, что было воспринят, как великое чудо. Крещение вместе с ним приняли верные бояре и дружина. А вот, массовое крещение киевлян произошло у впадении в Днепр реки Почайни. К слову, самого Иисуса Христа крестил в водах реки Иордан пророк Иоанн Предтеча. И во время таинства Бог ему явился в трех ипостасях - отца, сына и святого духа. Князю Владимиру сей факт от греческих священнослужителей был известен.

Причины крещения Руси

Безусловно князь Владимир (в народе его величали еще: Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель, Владимир - Красное солнышко) был на Руси всему голова. Но и окружение его в лице именитых бояр известную силу имело. Многие, конечно, крещению противились, боясь за вероотступничество гнева языческих покровителей. Но основная часть была "за" и исходила, во - первых, из стремления киевских князей быть равными европейским монархам; во-вторых - тоже стремлением, но теперь уже к укреплению государства по принципу "Один монарх - одна вера". При этом и сам князь Владимир и его верные бояре уже видели, что многие знатные киевляне давно, пусть даже в тайне, приняли христианство по византийскому образцу. Потому медлить было нельзя. И хотя процесс приобщения Руси к христианству занял многое время, у истоков его стоял князь Владимир, которого церковь позднее возвела в святые.

Последствия Крещения Руси

Они очень важны для судьбы даже сегодняшней России. Православная церковь стала опорой власти. Произошло четкое разделение христиан на православных и католиков. Русь стала одним из религиозных центров мира наряду с Римом. А Киевская Русь, в частности, превратилась с помощью православия в крепкое централизованное государство. Наконец - русские были приняты в семью европейских народов, их культура обогатилась ценностями континента. Да и Европа многому поучилась у нас. И этот взаимный обмен духовными и культурными ценностями продолжается и по сию пору.

Годы лихолетья

Сильно сотрясла и пошатнула основы православия в России революция 1917 года. Всем хорошо известно крылатое выражение ее вождя Владимира Ленина "Религия - есть опиум для народа!". Новая власть металась между, так называемым, "богостроительством", иными словами строить будущее Отечества в союзе с православием, и полным изжитием религии, как таковой. вообще. Возобладало последнее. И начались разрушение храмов, гонения на священнослужителей. Не пощадили даже храм Христа Спасителя в Москве. А ведь он был воздвигнут, во многом и на народные деньги, в честь победы России над Наполеоном в отечественной войне 1812 года и торжественно открыт в 26 мая 1883 года при императоре Александре Третьем. Главная церковь страны самым варварским способом была снесена. Взамен ее поначалу решили воздвигнуть грандиозный Дворец советов, но в силу разного рода обстоятельств от затеи отказались, и на месте храма появился открытый бассейн "Москва".

К великому счастью лихолетье закончилось здравым смыслом. В 1989 году власти решили порушенный храм восстановить, что при том же активном участии народа и было сделано. 31 декабря, как рас в канун нового 1991 года, восстановленный храм торжественно распахнул свои двери, и к нему устремились тысячи истинных верующих, православных христиан.

Возвращение к Богу

При Советах храмы самых разных религиозных конфессий, хотя и в уменьшенном числе, но существовали. Правда, заходить в них гражданам было не вполне комфортно: атеисты над православием не то, чтобы посмеивались, они категорически и активно выступали против него. И Боже упаси, было, хоть на минуту появится в церкви комсомольцу, а тем более партийцу: рисковали членскими билетами! Но пришли новые времена, СССР остался в прошлом (и об этом многие искренне жалеют!), и нынче не редкость, когда высокопоставленный чиновник, проповедовавший в свое время коммунистическую идеологию, трепетно стоит в храме с зажженной свечкой руках. Или ставит ее во здравие или за упокой. А что уж тут говорить о простых гражданах?! Они безбоязненно приходят в храмы, присутствуют на церковных службах, истово молятся, участвуют даже в праздничных трапезах. помогают своей конфессии материально. В частности, по православию можно привести такие любопытные цифры: если в 1987 году у нас было 6800 храмов, то теперь их стало более 27 тысяч! С 18 до 680 возросло число монастырей, в том числе и мужских. В стране разработана специальная программа строительства новых православных храмов, и в ее реализации активно участвует государство. Число истинно верующих неуклонно растет. И не только в православии. Они могут молиться в мечетях, синагогах, католических церквах. Свобода вероисповедания гарантируется Основным законом страны - Конституцией!

Утверждённый на государственном уровне праздник отмечается ежегодно двадцать восьмого июля без предоставления выходного дня. В России дата официально закреплена в законодательстве как памятная с 2010 года, в Украине признана государственным праздником с 2008 года. В обоих государствах праздник приурочен к крещению Руси в 988 году и одновременно ко Дню памяти святого равноапостольного великого князя Владимира – крестителя Руси.

История праздника

Еще за сто с лишним лет до всеобщего крещения христианская религия уже была известна на Руси. Сначала её пытался распространить князь Аскольд, но потерпел неудачу. Затем Игорь, а позже и Ольга прошли обряд посвящения в православие в Константинополе. Но до правления Владимира язычество преобладало среди населения. Да и сам Владимир Святославич долгое время был язычником, поклоняющимся Перуну.

После становления на престоле князь понял, что для сплочения славянских племен и создания единого государства необходимо что-то общее для всех. Решение нашлось в общем вероисповедании. Посланники князя посетили многие страны с целью изучения религий. В итоге выбор совершался между самыми популярными верованиями: исламом, католицизмом и православием. Летописи гласят, что представители этих религий приглашались на беседы с князем, в ходе которых каждый из адептов пытался склонить правителя на свою сторону. Выбор пал на православие, поскольку храмы Константинополя произвели на бояр самое большое впечатление, а особенности этой религии были признаны близкими по духу.

Но будущий креститель Руси не торопился с воплощением столь грандиозной идеи. Решающим фактором стала женитьба на Анне, сестре императоров Византии. Последние поставили условие: брак должен быть заключен с единоверцем. В итоге Владимир со своим войском принял православие, женился на Анне и вернулся в Киев. Здесь по его приказу разрушили языческие капища и провели обряд массового крещения людей в водах Днепра. Вслед за этим подобные обряды были осуществлены по всей Руси.

День крещения — стал важным этапом в истории Киевской Руси и повлиял на ее дальнейшее культурно-историческое развитие.

В Киевскую Русь православная вера пришла в 988 году, хотя праздник крещения Руси отмечать официально начали только в XXI веке.

Sputnik Грузия поинтересовался почему День крещения Руси празднуют 28 июля, а также историей и значением праздника.

Кто крестил Русь

День крещения Руси празднуют 28 июля не случайно - в этот день православные поминают князя Киевского Владимира (около 960-1015) — крестителя Руси.

Владимир — сын князя Святослава и "вещей девы" Малуши, самостоятельно начал править с 17-18 лет. Мать Владимира - Малуша была христианкой. Она приняла христианскую веру вместе с княгиней Ольгой в Константинополе, при которой состояла ключницей. Вернувшись на родину, Ольга решила передать веру своим потомкам.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

К власти Владимир, как повествует житие, пришел после междоусобной войны со своими братьями Олегом и Ярополком. В первые годы правления молодой князь был яростным язычников и предавался бурной чувственной жизни, хотя таким сластолюбцем, каким его иногда изображают, далеко не был.

Как добрый и заботливый хозяин, Владимир оборонял и расширял, при необходимости, пределы своего княжества силой оружия, а возвращаясь из похода, для дружины и для всего Киева устраивал веселые и щедрые пиры. Но Господь готовил ему другую судьбу.

Летописное сказание "об испытании или выборе вер" повествует, что в Киев в 986 году от разных народов приходили посольства, которые призывали князя обратиться в их веру.

Мусульманской веры волжские болгары хвалили Магомета, посольство из Рима от папы проповедовало латинскую веру, а хазарские евреи — иудаизм. Последним прибыл проповедник из Византии и рассказал Владимиру о православии.

Князь, чтобы понять, чья вера лучше, отправил посланников в те страны, откуда приезжали проповедники. По возвращению послы рассказали о религиозных обрядах и обычаях этих стран.

По преданию князь был впечатлен рассказами посланников о патриаршей службе в Константинополе, однако принял христианство не сразу.

Крещение Руси историки поясняют также политическими причинами. Так, например, приверженцам православной веры было проще торговать с христианской Византией, а также заручаться ее поддержкой.

Крещение Руси было выгодно и самой Византии — она получала союзника, в том числе и военного, в борьбе за расширение своего влияния.

История крещения

За военную помощь, оказанную императору Василию II в подавлении восстания, поднятого военачальником Вардой Фока, Владимир попросил руки Анны — сестры византийского правителя.

Согласно договору, князь мог получить руку царевны Анны послав в помощь императорам шесть тысяч варягов и приняв Святое крещение.

С помощью русских мятеж был разгромлен, но греки выполнить свою часть уговора, не торопились. Князь, возмущенный обманом со стороны греков, захватил греческий город Корсунь (ныне Севастополь), требуя у правителей Византии отдать ему в жены царевну Анну, в противном случае угрожал пойти на Константинополь.

© photo: Sputnik / Oleg Makarov

Византийские императоры — Константин VIII и Василий II вынуждены были согласится, но требовали, чтобы Владимир до бракосочетания с Анной принял крещение.

Владимир крестился вместе со своей дружиной в Корсуни, а после состоялся обряд бракосочетания с царевной Анной.

Женившись на царевне, князь отпустил всех своих жен и наложниц, а возвратившись в сопровождении корсунских и греческих священников в Киев, крестил своих сыновей от предыдущих жен. Затем Святое крещение приняли многие бояре.

В Киеве, по приказу Владимира разрушили возведенное им же некогда капище — идолов изрубили в щепки и сожгли. Затем князь собрал всех жителей Киева на берегу Днепра, где прошло массовое крещение киевлян.

Произошло это важнейшее событие, согласно летописи, в 988 году. Христианство, вслед за Киевом постепенно пришло в другие города Руси — Чернигов, Полоцк, Волынский, Туров, где создавались епархии.

В целом крещение Руси затянулось на несколько столетий. Крещение Ростов принял только в конце XI века, а в Муроме язычники сопротивлялись до XII века.

Племя вятичей дольше всех славянских племен оставалось в язычестве — их просветителем стал в ХII веке преподобный Кукша Печерский, который принял у них мученическую смерть.

Принятие новой, единой веры или крещение Руси стало серьезным импульсом к объединению русских земель.

История праздника

День крещения Руси впервые отметили официально в 1888-м - торжественные церковные службы, крестные ходы и праздничные народные гулянья прошли по всей стране.

В 1988-м отметили 1000-летие крещения Руси — в СССР празднование носило внутрицерковный характер. Основные торжества прошли в московском Даниловом монастыре, специально воссозданном к юбилею.В 2018-м православные отметят 1030-летие со дня крещения Руси — центрами празднования станут Москва, Киев, Минск и Кишинев. Молебны и крестные ходы пройдут во всех городах.

Волна колокольного звона в день крещения Руси, прокатится по всем храмам и монастырям Русской церкви — праздничный перезвон будет слышен практически повсюду.

Одновременный перезвон впервые объединил православные храмы и монастыри России, Белоруссии, Украины, Молдавии и других стран в 2012 году.

Материал подготовлен на основе открытых источников

28 июля все православные люди будут отмечать один из самых важных праздников всех верующих людей - День крещения Руси. А еще это день памяти великого князя Владимира, который и был инициатором обращения Руси в христианство.

Хотя принятие православия на территории Киевского княжества происходило в несколько этапов, однако именно 988 год считают началом новой эпохи древнерусского государства. Это ключевое историческое событие связано с именем святого князя Владимира. Историки называют Владимира Великим, церковь - святым равноапостольным, народ нарек его Владимиром Красное Солнышко.

© DepositPhotos

День крещения Руси

Киевская Русь официально приняла христианство в 988 году. Однако первым правителем, перешедшим в эту религию, стала бабушка Владимира Великого - княгиня Ольга. Правда при крещении она получила другое имя - Елена.

Различные источники свидетельствуют, что христианство появилось на этой территории задолго до того как крестили Владимира. Так, еще в I веке на месте, где сейчас находится Киев, бывал Андрей Первозванный.

© DepositPhotos

Владимир же решил распространить христианство и сделать его официальной религией, чтобы объединить страну.

После принятия христианства князь Владимир Великий распорядился воздвигать христианские храмы в тех местах, где раньше стояли идолы.

© DepositPhotos

В этом году отмечается круглая дата с момента Крещения Руси - 1030 лет. На всём постсоветском пространстве в этот день проходят массовые культурные и благотворительные, богословские и просветительские мероприятия. Их основная цель - укрепить в общественном сознании представления о крещении Руси как об особой исторической дате в жизни славянских народов.

Исходя из этого, совсем не удивительно, что как и любое подобное церковное торжество, День крещения Руси имеет немало традиций, огромной частью из которых являются различные запреты. Именно поэтому редакция «Так Просто!» предлагает тебе узнать как лучше провести этот прекрасный праздник , а также о том, что можно и нельзя делать в этот день.

© DepositPhotos

Что нельзя и можно делать в День крещения Руси

  • А здесь начинается самое интересное! Ведь в христианстве считается, что 28 июля это не только День крещения Руси, но день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Скорее всего, именно поэтому запретов, связанных с этим торжеством нет.

    Однако на этот день приходит еще одна церковная дата - День памяти Кирика и Иулитты (Улиты). Они пострадали за свою веру во время гонений и убийств христиан.

  • © DepositPhotos

  • Раньше считалось, что именно в этот день - 28 июля девушкам нельзя работать. Они должны очень хорошо отдохнуть и набраться сил. Хотя, сейчас церковнослужители ничего не говорят по поводу этой версии.

  • © DepositPhotos

  • Не обошлось тут и без поверий. Раньше считалось, что в этот день по всем полям гуляет нечистая сила. Поэтому люди попросту не выходили туда работать.

    Говорили, что жатва 28 июля не принесет ничего хорошего. Но есть и довольно логичное объяснение, ведь зачастую в этот праздник целый день идет дождь, поэтому и работать в поле не получалось.

  • © DepositPhotos

  • Также не стоит в этот день заниматься уборкой, стиркой и рукоделием.

  • © DepositPhotos

  • Очень хорошо в праздник крещения Руси посетить службу в церкви.

  • © DepositPhotos

  • В праздник категорически запрещено ссориться, разводиться и просто думать о плохом.

  • © DepositPhotos

    Каждый из нас мечтает о счастливом браке. Но статистика последних лет не радостна: более половины браков, зарегистрированных во всём мире, распадается.

    Крещение Руси ознаменовывается принятием христианства и провозглашением его князем Владимиром в качестве государственной религии в 988 году. Этот момент стал переломным для Русского Государства. Значение этого праздника нельзя переоценить. 1030-летие Крещения Руси напоминает нам о том, что мы - единый и сильный народ с великой историей.

    1030-летие Крещения Руси отмечают сегодня миллионы людей как в России, так и за ее пределами. Пусть у каждого из них будет тепло и уютно в доме, а в семьях воцарятся мир и благополучие. Мы должны помнить о величии наших предков, уважать православные ценности и наши многовековые традиции. С праздником!

    Крещение Руси было, прежде всего, актом утверждения христианства, его победой над язычеством в смысле политическом (поскольку речь идёт именно о государстве, а не отдельной личности). С этого времени христианская Церковь в Киево-русской державе становится не просто общественным, но и государственным институтом. В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое осуществилось в 988 г. (возможно 2-3 годами позднее) по инициативе великого князя Владимира (+1015).

    Однако рассказ наш был бы непоследователен, если прежде не представить те условия, в которых проникало и утверждалось у нас христианство и с каким религиозным миром, а именно язычеством, пришлось столкнуться на Руси христианской проповеди.

    Итак, языческий культ древних славян не представлял в сущности ничего строго регламентированного. Поклонялись стихиям видимой природы, прежде всего: Даждь-богу (божество солнца, податель света, тепла, огня и всяческих благ; само светило называли Хорсом ) и Велесу ( Волосу ) — скотьему богу (покровитель стад). Другим важным божеством был Перун — бог грозы, грома и смертоносной молнии, заимствованный из балтийского культа (литовский Перкунас). Ветер олицетворялся Стри-богом . Небо, в котором пребывал Даждь-бог, звалось Сварогом и считалось отцом солнца; почему Даждь-богу и усвоено было отчество Сварожича . Почиталось также божество земли — Мать-земля сыра , некое женское божество — Мокош , а также податели семейного блага — Род и Рожаница.

    Тем не менее образы богов не получили у славян той ясности и определённости как, например, в греческой мифологии. Не было ни храмов, ни особого сословия жрецов, ни каких-либо культовых сооружений. Кое-где на открытых местах ставились вульгарные изображения божеств — деревянные кумиры и каменные бабы . Им приносились жертвы, иногда даже человеческие, этим и ограничивалась культовая сторона идолослужения.

    Неупорядоченность языческого культа свидетельствовала о его живой практике среди дохристианских славян. Это был даже не культ, а натуралистический способ мировидения и мировоспрятия. Именно в тех областях сознания и мировосприятия, в области которых ранним русским христианством не была предложена некая альтернатива, языческие представления сохранялись вплоть до новейшего времени. Лишь во второй половине XIX ст. с развитием земской системы образования этим устойчивым мировоззренческим формам была предложена иная, более христианизированная (как бы школьная) форма этнического и натуралистического сознания.

    Уже в древний период эти стойкие мировоззренческие категории были адаптированы христианством, как бы трансформировались в христианские символы, приобретая порой вполне христианское знаковое наполнение. В результате, например, именем Хор(о)са, символизировавшего солнце как некий огненный круг (хоро , коло ) на небе стали называть округлое паникадило, источающее свет в церкви, расположенное, между прочим, под куполом, также символизирующем в храмовой символике небосвод. Подобные примеры можно было бы множить, что, впрочем, не является целью данного очерка, важно лишь в конечном итоге дать этому явлению адекватное объяснение.

    Подразумевается, что мировоззренческий синкретизм не был продолжением язычества в русском христианстве, но лишь неким «инструментарием». В процессе восприятия христианских символов волей-неволей использовались категории более традиционные для славянского мировоззрения, словно некие рецепторы, которыми славянин (будь-то воин, пахарь или церковнослужитель) воспринимали абстракции нового для них учения.

    Однако взаимопереплетение (синкретика) символов не обязательно свидетельствовало о массовом проникновении языческой идеологии в христианское вероучение у новообращенных славян, чему яркое свидетельство утрата культа одного из самых популярных славянских божеств Даждь-бога, связанного с анимистическим (животным) пониманием смены света и тепла (лета и зимы). Причем такая синкретика мировоззренческих и обрядовых традиций была характерна не только для славян, но и для греко-римского мира, восприявшего христианство как бы из первых рук.

    Ещё более культа видимой природы у восточных славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и считался покровителем своего потомства. Звался он родом или щуром ( пращуром ). Ему также приносились растительные жертвы. Такой культовый порядок зародился и существовал в условиях родового быта древних славян. Когда же в более поздние времена дохристианской истории родовые связи начали распадаться, и семьи обособлялись в отдельные дворы, привилегированное место рода заступил семейный предок — домовой, покровитель двора, невидимо управляющий его хозяйством. Древний славянин верил, что души умерших продолжают бродить по земле, населяя поля, леса, воды (лешие, водяные, русалки) — вся природа казалась ему наделённой некоей душой. Он стремился к общению с ней, участию в её переменах, сопровождая эти перемены праздниками и обрядами. Так создался годичный круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков. Наблюдая правильную смену зимы и лета, славяне чествовали дни осеннего и весеннего равноденствия праздниками коляды (или овсень ), встречали весну (красная горка ), провожали лето (купала ) и т.д. Параллельно шли праздники об умерших — тризны (застольные поминки).

    Впрочем, нравы древних славян «особым» благочестием не отличались, к примеру, практиковалась кровная месть . Вплоть до Ярослава Мудрого княжеская власть на Руси судебных функций не имела, а наказание виновного было делом родственников потерпевшего. Государство, разумеется, в такой самосуд не вмешивалось, рассматривая его как элемент обычного права (пережиток догосударственных родовых отношений) . Кроме того, распространялась торговля невольниками. И, хотя это не составляло основную отрасль экспорта, как, например, у норманнов, однако не гнушались этим и славяне, пусть не в столь широком масштабе.

    Главный вывод, который должны мы сделать, — славяне не имели и отдалённого представления о едином Боге-Творце, которое имеет христианство. Языческая религия славян была отнюдь не богоищущей, как, например, язычество античных греков, а природоведческой, удовлетворявшейся наблюдением и поклонением неведомым природным стихиям. Этот факт, пожалуй, наиболее красноречиво свидетельствует о характере восприятия нового для славян христианства и его связи с традиционным язычеством. Таким образом, то, что всем славянам, в том числе и нашим, суждено было принять св. Крещение, есть великое участие промысла Божья.