Материалы

Виды научения человека. Вербальное научение. Что будем делать с полученным материалом

Усвоение (англ. appropriation) - процесс «воспроизведения» индивидом исторически сформированных, общественно выработанных способностей, способов поведения, знаний, умений и навыков, процесс их превращения в формы индивидуальной субъективной деятельности.

Процесс усвоения начинается с момента рождения и разнообразными путями осуществляется в течение всей жизни человека, являясь основой развития психики и поведения.

В настоящее время исторически сложились следующие основные формы усвоения : а) непосредственно-эмоциональное общение; б) предметно-манипулятивная; в) игровая; г) учебная; д) общественно полезная; е) собственно трудовая деятельность. Этой последовательности соответствуют основные возрастные периоды жизни современного человека. Каждая форма усвоения связана с определенным общественно заданным содержанием, субъективное воспроизведение которого приводит к соответствующему уровню психического развития. Эти формы усвоения взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Например, игровая деятельность - главная форма усвоения в дошкольном возрасте - в измененном виде существует и в более старших возрастах, сочетаясь с учением и трудом.

Для усвоения характерна следующая особенность : оно осуществляется в процессе собственной деятельности индивида с предметами материальной и духовной культуры.

Усвоение включает следующие основные компоненты : 1) предметы культуры, воплощающие способности, знания, умения и навыки людей (содержание усвоения); 2) способы задания этих предметов, соответствующие определенной форме их усвоения (например, игровой форме усвоения взаимоотношений людей соответствует их задание в виде ролей); 3) практическая и познавательная деятельность, адекватная деятельности, воплощенной в предметах культуры. Результаты усвоения выражаются в виде, с одной стороны, усвоенных человеком знаний, умений и навыков , с другой - способностей, характеризующих определенный уровень психического развития , который служит предпосылкой усвоения более сложного содержания (например, лишь достаточно развитые мотивация и способность воображения позволяют ребенку перейти от игровой к учебной деятельности).

Содержание усваиваемого, способ его объяснения, а также соответствующие им виды деятельности первоначально выступают перед человеком как внешние образцы (предметы обихода и приемы пользования ими; сюжет и роли игры; правила орфографических и математических действий; манера поведения и т. д.). Условия усвоения всегда создаются для данных индивидов другими людьми - родителями, воспитателем, учителем, коллективом сверстников, которые персонифицируют в себе общественный опыт. Лишь через общение индивид оказывается в ситуациях, требующих от него усвоения некоторого содержания в соответствующей форме. Усвоение всегда выступает как процесс интериоризации, то есть воспроизводства в формах субъективной (внутренней) деятельности первоначально внешне заданных образцов общественного опыта и средств ориентации в нем. Разные стороны этой общей особенности усвоения являются объектом многих исследований в психологии (П. Жане, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин и др.).

Каждой форме усвоения присущи особые закономерности. В настоящее время наиболее подробно изучены особенности усвоения, происходящего в форме школьного обучения. Специфическим способом формирования учебной деятельности служат здесь учебные задачи, специально направляющие активность школьников на приобретение необходимых теоретических знаний и практических умений (в отличие, например, от игры, где усвоения выступает как ее побочный продукт). Так, перед школьниками прямо ставятся учебные задачи по овладению понятием числа или некоторого физического закона. При решении этих задач у детей с помощью учителя формируется познавательная деятельность, адекватная той, которая осуществлялась людьми при создании понятий. Эта деятельность строится по внешним образцам и на дидактическом материале, представленном наглядно или через словесные описания. Учебная работа школьника состоит в практическом или мысленном расчленении материала на компоненты и в новом их объединении (анализ и синтез), в выделении существенных компонентов, в прослеживании их связей с внешними проявлениями объекта (абстракция и обобщение). Происходит целенаправленное мысленное создание учащимися объекта изучаемых понятий. Внутри этой деятельности осуществляется запоминание его сторон, способов их связи, а также приемов применения в практических ситуациях.

Основными звеньями усвоения, протекающего в условиях решения учебной задачи, выступают предметная и мысленная работа с дидактическим материалом, запоминание (непроизвольное и произвольное) его содержания и последующее применение знаний на практике.

Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это - научение, учение, обучение.

Наиболее общим понятием является научение. Научение - это процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания он охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.).

Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.

Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. Кроме того, понятие «научение» и «обучение» равно приложимы и к человеку, и к животным, в отличие от понятия «учение». В зарубежной психологии понятие «научение» употребляется как эквивалент «учения». Если «обучение» и «учение» обозначают процесс приобретения индивидуального опыта, то термин «научение» описывает и сам процесс, и его результат.

Таким образом, психологические понятия «научение», «обучение», «учение» охватывают широкий круг явлений, связанных с приобретением опыта, знаний, навыков, умений в процессе активного взаимодействия субъекта с предметным и социальным миром - в поведении, деятельности, общении.

Приобретение опыта, знаний и умений происходит в течение всей жизни индивида, хотя наиболее интенсивно этот процесс протекает в период достижения зрелости. Следовательно, процессы обучения совпадают во времени с развитием, созреванием, овладением формами группового поведения объекта обучения, а у человека - с социализацией, освоением культурных норм и ценностей, формированием личности.

Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт - знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).

В психологической науке достаточно подробно изучены различные типы научения.

На основе работ Л.Б. Ительсона разработана классификация различных типов научения, представленная В.Д. Шадриковым, который делит все типы научения на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.

Ассоциативное научения характеризуется образованием связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной). Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом, так называемых, парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом. Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.

При интеллектуальном научении предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

Научение происходит постоянно, в самых различных ситуациях, видах деятельности. В зависимости от пути, которым достигается научение, оно делится на два разных уровня: а) рефлекторный ; б) когнитивный. На рефлекторном уровне процесс научения носит бессознательный, автоматический характер. Таким путем ребенок научается, например, различать цвета, звук речи, ходить, доставать и перемещать предметы. Сохраняется рефлекторный уровень научения и у взрослого человека, когда он непреднамеренно запоминает отличительные особенности предметов, усваивает новые виды движений. Для человека гораздо более характерным является высший, когнитивный уровень научения, который строится на усвоении новых знаний и новых способов действия посредством сознательного наблюдения, экспериментирования, осмысления и рассуждения, упражнения и самоконтроля. Именно наличие когнитивного уровня отличает научение человека от научения животных. В каждом типе научения В.Д.Шадриков выделяет несколько классов научения.

Ассоциативно-рефлекторное научение разделяется на сенсорное, моторное и сенсомоторное. Сенсорное научение заключается в усвоении новых биологически значимых свойств предметов и явлений окружающего мира. Моторное научение состоит в выработке новых биологически полезных реакций, когда сенсорный компонент реакций является в основном кинестетическим или проприоцептивным, то есть когда сенсорная информация возникает в самом процессе выполнения движения. Сенсомоторное научение заключается в выработке новых или приспособлении имеющихся реакций к новым условиям восприятия.

Ассоциативное когнитивное научение разделяется на научение знаниям, научение навыкам и научение действиям. При научении знаниям человек обнаруживает у предметов новые свойства, имеющие значение для его деятельности или жизнедеятельности, и усваивает их. Научение навыкам заключается в формировании программы действий, которая обеспечивает достижение определенной цели, а также программы регуляции и контроля этих действий. Научение действиям включает в себя научение знаниям и навыкам и соответствует сенсомоторному научению на когнитивном уровне.

Сопоставляя сенсорную и моторную модели научения, Л.Б. Ительсон писал, что «Сенсорная концепция предполагает активную познавательную деятельность учащегося: анализ, синтез, абстрагирование и обобщение поступающих чувственных данных. Моторная - активную практическую деятельность учащегося; поиски и испробование подходящих действий, контроль их результатов и сопоставление с целью. Две эти концепции не противоречат одна другой, а просто рассматривают разные стороны научения. В центре сенсорной концепции стоит рассмотрение отражательной, а моторной - регуляторной деятельности психики. Первая подчеркивает информационный, познавательный характер научения, вторая - его деятельный целенаправленный характер» (Ительсон Л.Б., С. 49-50).

Более сложные формы научения относятся к интеллектуальному научению , которое также можно разделить на рефлекторное и когнитивное .

Рефлекторное интеллектуальное научение разделяется на научение отношениям, научение с помощью переноса и знаковое научение. Сущность научения отношениям - в выделении и отражении в психике отношений элементов в ситуации, отделении их от абсолютных свойств этих элементов. Научение с помощью переноса заключается в удачном использовании применительно к новой ситуации тех навыков и врожденных форм поведения, которыми уже обладает животное. В основе данного типа научения лежат способности выделять отношения и действия. Знаковое научение связано с выработкой таких форм поведения, при которых «животное реагирует на предмет как на знак, т.е. отвечает не на свойства самого предмета, а на то, что этот предмет обозначает». У животного интеллектуальное научение представлено в простейших формах, у человека оно является основной формой научения и протекает на когнитивном уровне.

Интеллектуальное когнитивное научение разделяется на научение понятиям, научение мышлению и научение умениям. Научение понятиям заключается в усвоении понятий, отражающих существенные отношения реальности и закрепленных в словах и сочетаниях слов. Через овладение понятиями человек усваивает общественно-исторический опыт предшествующих поколений. Научение мышлению состоит в формировании у учащихся умственных действий и их систем, отражающих основные операции, с помощью которых познаются важнейшие отношения реальности. Научение мышлениюявляется предпосылкой для научения понятиям. Научение умениям заключается в формировании у учащихся способов регулирования своих действий и поведения в соответствии с целью и ситуацией.

Согласно другому подходу, имеются пять видов научения. Три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой.

1. Научение по механизму импринтинга . Слово «импринтинг» в переводе с английского дословно означает «запечатление». Как у человека, так и у животных этот механизм является ведущим в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов. У человека же механизм импринтинга является ведущим лишь в первые часы и дни жизни, когда еще не начали формироваться другие виды научения. Например, как только новорожденный впервые касается губами груди матери, у него тут же срабатывает врожденный сосательный рефлекс, и в дальнейшем вся эта ситуация в целом – определенное положение при кормлении, запах матери, касание губами соска – вызывает у ребенка данный рефлекс, обеспечивая его питание. Таким образом, элементарное научение необходимо даже для включения генетически запрограммированных инстинктов.

2. Условно-рефлекторное научение. В его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами выдающегося русского физиолога И. П. Павлова. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее. Условные рефлексы могут вырабатываться у ребенка первых дней жизни. В результате постоянного ассоциирования в памяти стимула с удовлетворением биологической потребности организм научается реагировать на него, и стимул начинает выполнять сигнальную функцию.

3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которой сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция или сочетание реакций, которые приводят к наилучшему результату, обеспечивая наилучшее приспособление к ситуации, выделяются среди остальных и закрепляются в опыте. Впоследствии при столкновении с подобной ситуацией эта реакция будет использована в первую очередь. Ребенок начинает использовать научение методом проб и ошибок уже в младенчестве, когда учится манипулировать с предметами. Этот вид научения используется человеком в основном в сфере практических действий: обращения с предметами, физических упражнений.

Два других имеющихся у человека вида научения причисляются к высшим, поскольку не встречаются или почти не встречаются у других живых существ.

4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания. Подражать действиям взрослых, повторяя их за ними, ребенок начинает уже в младенчестве, а к началу раннего детства возникает отсроченное подражание, когда ребенок изображает те действия, которые наблюдал некоторое время назад. На третьем году жизни через подражание начинает осуществляться половая самоидентификация: ребенок больше подражает родителю одного с собой пола.

5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении. Усвоение языка и других символических систем, приобретение способности оперировать ими освобождают человека от необходимости реального столкновения с объектом изучения и его познания с помощью органов чувств. Научение становится возможным в абстрактной, отвлеченной форме на основе высших психических функций – сознания, мышления и речи. Вербальное научение в простейших формах становится возможным для ребенка с того момента, когда он начинает демонстрировать понимание того, что ему говорят окружающие взрослые, то есть еще до достижения годовалого возраста. Но полностью возможности вербального научения начинают использоваться ребенком после того, как он заговорит сам и будет демонстрировать стремление выяснять значение непонятных для него слов.

Процесс научения реализуется за счет следующих интеллектуальных механизмов :

- формирования ассоциаций (установления связей между отдельными знаниями или частями опыта);

- подражания (в основном в области формирования умений и навыков);

Различения и обобщения (в сфере формирования понятий);

- инсайта («догадки», то есть непосредственного усмотрения какой-либо новой информации в уже известном по прошлому опыту);

- творчества (основы для создания новых знаний, предметов, умений и навыков).

У человека имеется пять видов научения (научение по механизму импринтинга; условно-рефлекторное научение; оперантное научение; векарное научение; вербальное научение), три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой ЦНС.

Слово «импринтинг» с англ. языка означает запечатление. Как у человека, так и у животных этот механизм ведущий в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения, т.е. безусловных рефлексов. У человека механизм импринтинга является ведущим лишь в первые часы и дни жизни, когда еще не стали формироваться другие виды научения.

Условно-рефлекторное научение - жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. В результате формирования условных рефлексов у организма вырабатывается реакция на биологически безразличные стимулы, которые не вызывали реакции ранее (собака Павлова).

Оперантное научение. Индивидуальный опыт приобретается методом проб и ошибок. Задача, с которой сталкивается индивид порождает у него много разных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция, которая приводит к наилучшему варианту, выделяется и закрепляется в опыте. В последствии при столкновении с подобной ситуацией эта реакция будет использована в первую очередь.

Векарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, т.к. ребенок не владеет символической функцией речи и приобретает опыт путем подражания. На третьем году жизни через подражание начинает осуществляться половая самоидентификция.

Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы (графическая символика). Научение становится возможным в абстрактной отвлеченной форме на основе ВПФ.

Процесс научения реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов:формирование ассоциаций; подражание;

различение и обобщение; инсайт; творчество.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Место педагогической психологии среди других отраслей психологического знания. Подходы к определению предмета педагогической психологии

Деятельностные характеристики учебная деятельность носит общественный характер в связи с этим выделяют учебную деятельность.. по содержанию она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки.. по смыслу она общественно значима и общественно оцениваема..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Место педагогической психологии среди других отраслей психологического знания. Подходы к определению предмета педагогической психологии
Пед психология – пограничное комплексное знание, которое занимает определенное место между психологией и педагогикой. Педагогика исследует сущность обучения и воспитания,

Задачи педагогической психологии и проблемы, которые она решает
Проблемы: 1) соотн развития и обучения; 2) взаимосвязи об и воспит; 3) генотипической и средовой обусловленности псих хар-ик и поведения ребенка; 4) сензитивных перио

Разные подходы к определению структуры педагогической психологии
Традиционно пед психология рассматривается в составе трех разделов: 1. психология обучения изучает закономерности протекания процесса обучения, особенности формирования учебной деятельност

Методы педагогической психологии
Методы – это приемы и средства, с помощью кот возможно получить достаточные данные об исследуемом объекте. Основываясь на методологических принципах как систематич-ть, комплексность, принцип развит

Возникновение педагогической психологии
Термин «педпс» вошел в научн оборот с появл книги П.Ф. Каптерева «Пед психология» (1876г.). Выдел 3 этапа становления пед псих. 1ый этап – середХVII – конец ХIХ вв. Педагоги: Коменский, Пе

Второй этап становления педагогической психологии
2й период – к. 19-нач.50х годов 20в. Этап оформления пед пс. в самост. отрасль, появление первых эксперим-ных работ в этой обл. Каптерев счит. основателем пед пс. В его книге «Пед пс» вводит

Разработка теоретических основ педагогической психологии на третьем этапе становления
3ий этап – с середины 50-х годов ХХ в. до наших дней.Характеризуется разработкой теоретических основ психологических теорий обучения.1954г. Скиннер на основе идей психологической теории бихевиоризм

Возникновение и развитие педагогической психологии в Республике Беларусь
Ф. И. Иващенко. Провел исследования речевых связей методом условных рефлексов. Активно включался в исследование психологических основ детского труда. Впервые в психологии были составлены про

Образование как многоаспектный феномен
Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем средневековье и соотносятся с понятиями «образ» и «образ божий

Образование как система, процесс, результат
Образование(О) как система. Образов сист функционирует и развивается вобразов процессе обучения и воспитания человека. На всем протяжении образовательного процесса основными ег

Основные тенденции и принципы современного образования
Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования Вербицкий выделил следующие тенденции образования: 1.осознан

Образовательный процесс как единство обучения и учения
Образовательный процесс реализуется в единстве двух деятельностей: учебной и педагогической. Поэтому можно рассматривать с двух позиций. Каждая из позиций является неповторимой уникальной личностью

Парадигмы организаций образовательного пространства (традиционной и личностно-ориентированной)
Братченко предлагает следующие различия классической (традиционной, когнитивно-ориентированной) и новой (личностно-ориенторованной) образоватеьной парадигмы. 1.Классическая парадигма.

Общая характеристика и определение учебной деятельности(УД)
УД, узком смысле (по Эльконину) – это ведущий тип деят-ти в младш школьн возрасте. УД – это деят-ть субъекта по овладению общими способностями учебных действий и саморазвитию в процессе ре

Внешняя компонентная структура учебной деятельности (мотивация и учебная задача)
Учебная деятельность имеет внешнюю структуру, состоящую из следующих компонентов: -мотивация;-учебная задача;-учебные действия;-контроль, преходящий в самоконтроль;-оценка, переходящая в с

Внешняя компонентная структура учебной деятельности (учебные действия, контроль и оценка)
Учебные действия – структурный компонент учебной деятельности, определяемый ее мотивацией, подчиненный учебной цели и включающий совокупность операций, которые должен совершить обучаемый для

Общая характеристика учебной мотивации
Учебная мотивация является частным видом мотивации включенной в учебную деятельность. Побудитель учебной деятельности - система мотивов, которые включают в себя: познавательные потребности, цели, и

Характеристики и функции учебной мотивации
Учебная мотивация характеризуется силой и устойчивостью учебных мотивов. Сила учебного мотива – это показатель непреодолимого стремления учащегося и оценивается по степени и глубине осознани

Виды и уровни учебных мотивов
На основе источников активности выделяют следующие группы мотивов: 1.социальные – осознание социальной значимости учения, понимание личностно-развивающего значения учения, потребнос

Изучение и пути формирования учебной мотивации
Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения. Каждый шаг этого процесса является сдвигом одного мотива на другой, более внутренний, более близкий к цели

Усвоение как сложное многогранное понятие
Усвоение – мех-м, путь формир-я чел-ком индивид. опыта через приобретение соц.культурного, общественно-истор-го опыта как совок-сти знаний, общественных способов действий (умений, навыков), а также

Этапы (стадии) усвоения знаний
Этапы (стадии) усвоения знаний (по Рубинштейну): 1. первичное ознакомление с материалом или его восприятие в широком смысле слова; 2. его осмысление; 3. специальная работ

Психологические характеристики усвоения
Психологические характеристики усвоения 1. Усвоение хар-ся прочностью. Прочность зависит от организованности, личн. значимости и эмоц. отнош-я к воспринимаемому матеиалу. Лучше усв-ся то,

Усвоение знаний
Знания составляют ядро усвоения. Знания являются основой нравственных убеждений, этических взглядов и мировоззрения. С одной стороны, знания определяются как часть сознания, с другой стороны, как н

Сущность умений и навыков
Овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают как следует выполнять то или иное умение или навык.

Основные закономерности формирования навыков
Факторы, влияющие на формирование навыков: 1. правильное распределение упражнений во времени; 2.понимание и осмысление обучающимся принципа и основного плана выполнения действия; 3.знание ре

Понятие обучаемости в педагогической психологии
Обучаемость(О.) –способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обучаемости.Это проявление общих способн., отражающих познавательную активность субъекта и

Показатели обучаемости
Осн показатели обучаемости: 1. темп продвижения в освоении знаний и формировании умений; 2. легкость усвоения; 3. гибкость переключения на новые способы и приемы р

Понятие школьной неуспеваемости. Типы неуспевающих школьников
Неуспеваемость – ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Отставание – невып

Развивающая и коррекционная работа с неуспевающими школьниками
Педагоги-ученые(Шаталова, Лысенкова) видят осн прич неусп-ти в несовер-ве методов преподавания. Мн учителя склонны объяснять слаб усп-ть недостатком волевых и нек нравств качеств детей, отсутствием

Психологическая необходимость мотивирования учебной деятельности. Понятие и функции педагогической оценки
Наличие способностей не явл гарант успехов реба, т.к. при отсут должной мотивации он не будет вкл-ся по собств инициативе ни в УД, ни в общение и, след, будет мало участвовать в тех видах чел-кой с

Парциальные педагогические оценки, их типы и роль в учебно-воспитательном процессе
Парциальные оценки выступают в форме отдельных оценочных обращений к учащ во вр опроса на уроке и относятся не к системе знаний ученика, и не к предмету в целом, а к определенному частичному

Эффективность педагогической оценки на разных возрастных этапах
Условия эффективности педагогической оценки: Под эффективностью педагогической оценки понимается ее стимулирующая роль в обучении и воспитании детей. Педагог

Концепция программированного обучения
. Бихевиоризм, необихевиоризм в середине ХХ века стали ведущими направлениями американской психологии. В середине ХХ века появилась наука кибернетика – наука об управлении

Теория алгоритмизации программированного обучения
Программированное обучение в начале 1970-х годов получило новое преломление в работах Л.Н.Ланде, который предложил алгоритмизировать этот процесс. При алгоритмизированном обучении в содержании выде

Теория о поэтапном формировании умственных действий
Теория Гальперина, предполагает построение учебной деятельности, при котором на основании внешних предметных действий, организованных по определенным правилам, формируются знания, умения, навыки. В

Современные психологические концепции проблемного обучения
Теории проблемного обучения основаны на получении новых знаний обучающимся посредством решения теоретических и практических проблем, проблемных задач в создающихся проблемных ситуациях. Значительны

Теории развивающего обучения
Теория развивающего обучения Л.В. Занкова Л.В. Занков в основу своей педагогической системы положил новые представления Л.С. Выготского о воздействии обучения на ра

Научение и обучение дошкольников
Развитие основных познавательных процессов ребенка в дошкольном детстве может идти стихийно и управляемо, организованно и неорганизованно, и уровень интеллекта, достигаемый ребенком к 6-7 годам, а

Младший школьник как субъект учебной деятельности
Младший школьник - это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. В этом качестве младший школьник характеризуется прежде всего готовностью к ней

Подросток как субъект учебной деятельности
Подросток как субъект учебной деятельности характеризуется тем, что для него она перестает быть ведущей, хотя и остается основной, занимая большую часть его времени. Для п

Психологическая сущность воспитания. Основные принципы воспитания. Средства и методы воспитания
Воспитаниев широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность.в узком смысле-специально организованная деятельность педаго

Средства и методы воспитания
Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с у

Нравственное развитие. Уровни нравственности (по Кольбергу)
Термин обозначает процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном. Психологические объяснения нравственного развития склоняются либо к «мора

Воспитание личности в семье
Семья - это особого рода коллектив, играющий в В. основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в теч. всей послед.жизни. В семье закла


Под институтами В. понимаются общественные организации и структуры, кот.призваны оказывать воспитат. воздействие на л-ть. Наиболее известные институты В. - это семья и школа. Формально на них лежит

Воспитание отдельных категорий детей (гиперактивные, медлительные дети)
К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении,

Воспитание отдельных категорий детей (тревожные, агрессивные дети)
Агрессивные. Причины: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; жела

Общая характеристика педагогической деятельности
Педдеят.- обучающее и воспитывающее взаимодействие учителя и ученика, направленное на личност., интеллект.идеятельнос.р-е учащегося. Деят. учителя закладывает основы саморазвития и самосовершенство

Мотивация педагогической деятельности. Внешние и внутренние мотивы
Мотивация является одним из важнейших компонентов пед деятельности. Любой деятельностью человека руководят внутренние и внешние мотивы. В мотивации пед деятельности выделяют две составляющ

Педагог как субъект педагогической деятельности. Психологические требования к личности педагога
Проф педагог- тип человек-человек (По Климову).Показатели:1) устойчиво хор самочувствие в ходе работы с людьми; 2) высокая потр в общении; 3) спос к сопер-ю; 4) ум слуш и выслуш; 5) шир круг

Проблемы соответствия педагогической деятельности
Качества личности, необх. для пед деятельности предл. в структуре личности Платонова. Структура личности состоит из четырех иерархически распол. слоев или подструктур: 4 (низшая) биологически обусл

Педагогические умения и основные функции педагогической деятельности
Пед умения представляют собой совокупность различных действий учителя, посредством которых осуществляется его деятельность, умения в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенн

Педагогические способности
Крутецкий выделил 9 групп пед спос-стей: 1. академические - учитель знает свой предмет, постоянно следит за развитием науки, свободно владеет уч. материалом и проявляет к нему интерес;

Психологические особенности педагогического общения. Виды (модели) педагогического общения
Пед общение – это форма учебного взаимодействия, сотрудничество учителя и ученика с помощью вербальных, изобразительных, символических и других средств. Пед общение характеризуется тройной

Понятие стиль педагогической деятельности. Индивидуальный стиль деятельности
Полноц осв профессией - тогда, когда не только Д по нормативно заданным образцам, но и привнесение творческих элементов (через выработку индивидуального стиля деятельности). Стиль Д

Виды стилей педагогической деятельности
Наиболее полное представление о стилях пед деят-сти было предложено Марковой. Основаниями классификации стали: 1. ее содерж-ные хар-ки; 2. степень представленности ориентир-го и контрольно-оценочно

Затруднения в педагогическом общении
Затруднения общения у педагога может возникать в разных областях: этносоциокультурной; статуснопозиционноролевой; возрастной; индивидуально-психологической; деятельностной.

Понятие конфликта в педагогическом общении. Типы и причины педагогических конфликтов. Пути разрешения педагогических конфликтов
Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий. Пед конфликт – это столкновение противо

Педагогическая социальная перцепция
К.Д.Ушинский: если педагог хочет воспитать человека, то он должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях, понять особенности лич-ти обучаемого. Механизмы межличностного восприятия:

Понятие педагогического коллектива. Социально-психологический микроклимат в педагогическом коллективе
Пед коллектив – это группа совместно работающих педагогов, имеющих общие образоват цели, достижение кот явл для них лич-но значимыми и реализ структуру межличн взаимоотношений и взаимодействий, спо

Профессиональные деформации личности педагога
Под эмоц истощением понимается чувство эмоц опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Ред

Влияние педагога на развитие детского коллектива
Решая проблему воспитания в коллективе, педагог основывается на следующих принципах: - творческая реализация каждого воспитанника как фактор развития коллективного сотворчества; - учет индивидуальн

Динамика самосознания
Поскольку основными источниками развития самосознания личности являются собственная практическая деятельность человека и общение, то и на процесс развития профессионального самосознания учителя и ф

Соотношение обучения и развития
Педагогическая психология занимает определенное место между педагогикой и психологией, являясь сферой их совместного изучения взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием психики человека.

Социальная ситуация научения и развития
Социальная ситуация развития - система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью как «исходного момента» для всех динамических изменений, происходящих в развитии в те

Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности
Под самостоятельной работой понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой ими на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредс

Процесс развития организма и психики не во всех случаях связан с научением: в него, например, не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают по биологическим, в том числе генетическим, законам.

У человека имеются пять видов научения. Три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой.

1. Научение по механизму импринтинга. Слово «импринтинг» в переводе с английского дословно означает «запечатление». Как у человека, так и у животных этот механизм является ведущим в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов. Через им-принтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению.

2. Условно-рефлекторное научение. Название этого вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами выдающегося русского физиолога И.П. Павлова. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее.

3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат.

4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания.

5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении. Если говорить шире, то средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы, одной из которых является язык. К знаковым системам также относятся символика, используемая в математике, физике, химии, графическая символика, используемая в технике, искусстве и других областях деятельности. Усвоение языка и других символических систем, приобретение способности оперировать ими освобождают человека от необходимости реального столкновения с объектом изучения и его познания с помощью органов чувств.



Процесс научения реализуется за счет следующих интеллектуальных механизмов: формирования ассоциаций (установления связей между отдельными знаниями или частями опыта), подражания (в основном в области формирования умений и навыков), различения и обобщения (в сфере формирования понятий), инсайта(«догадки», т. е. непосредственного усмотрения какой-либо новой информации в уже известном по прошлому опыту), творчества (основы для создания новых знаний, предметов, умений и навыков).

Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.

Характерным для ассоциативного научения является образование связей между определенными элементами реальности, поведения, физиологическим процессами или психической деятельностью на основе смежности этих элементов (физической, психической или функциональной).

Со времен Аристотеля до наших дней основной принцип научения - ассоциация по смежности - формулируется сходным образом. Когда два события повторяются с небольшим интервалом (временная смежность), они ассоциируются друг с другом таким образом, что возникновение одного вызывает в памяти другое. Русский физиолог И.П. Павлов (1849-1936) первым занялся исследованием в лабораторных условиях свойств ассоциативного научения. Он обнаружил, что, хотя звук колокольчика первоначально никак не отражался на поведении собаки, однако, после регулярного звонка в момент кормежки, через некоторое время у собаки вырабатывался условный рефлекс: звонок сам по себе начинал вызывать у нее слюноотделение. Павлов измерял степень научения количеством слюны, выделившейся при звонке, не сопровождавшемся кормежкой. Метод выработки условных рефлексов основан на использовании уже существующей связи между специфической формой поведения (слюноотделением) и неким событием (появлением еды), которое вызывает эту форму поведения. При формировании условного рефлекса в эту цепочку включается нейтральное событие (звонок), которое ассоциируется с событием "естественным" (появлением еды) настолько, что выполняет его функцию.

Психологи подробно исследовали ассоциативное научение методом так называемых парных ассоциаций: вербальные единицы (слова или слоги) заучиваются парами; предъявление впоследствии одного члена пары вызывает вспоминание о другом. Этот тип научения имеет место при овладении иностранным языком: незнакомое слово образует пару со своим эквивалентом на родном языке, и эта пара заучивается до тех пор, пока при предъявлении иностранного слова не будет восприниматься тот смысл, который передает слово на родном языке.

При интеллектуальном научении предметом отражения и усвоения являются существенные связи, структуры и отношения объективной действительности.

Уровни научения

Каждый вид научения можно разделить на два подтипа:

рефлекторный;

когнитивный.

Когда научение выражается в усвоении определенных стимулов и реакций, его относят к рефлекторному; при усвоении определенных знаний и определенных действий говорят о когнитивном научении.

Научение происходит постоянно, в самых различных ситуациях, видах деятельности. В зависимости от пути, которым достигается научение, оно делится на два разных уровня - рефлекторный и когнитивный.

На рефлекторном уровне процесс научения носит бессознательный, автоматический характер. Таким путем ребенок научается, например, различать цвета, звук речи, ходить, доставать и перемещать предметы. Сохраняется рефлекторный уровень научения и у взрослого человека, когда он непреднамеренно запоминает отличительные особенности предметов, усваивает новые виды движений.

Но для человека гораздо более характерным является высший, когнитивный уровень научения, который строится на усвоении новых знаний и новых способов действия посредством сознательного наблюдения, экспериментирования, осмысления и рассуждения, упражнения и самоконтроля. Именно наличие когнитивного уровня отличает научение человека от научения животных. Однако не только рефлекторный, но и когнитивный уровень научения не превращается в учение, если он управляется какой-либо иной целью, кроме цели усвоить определенные знания и действия.

Как показали исследования ряда психологов, в ряде случаев стихийное, непреднамеренное научение может оказаться весьма эффективным. Так, например, ребенок лучше запоминает то, что связано с его активной деятельностью и необходимо для ее выполнения, чем то, что он заучивает специально. Однако в целом преимущество оказывается бесспорно на стороне сознательного целенаправленного учения, так как только оно может дать систематизированные и глубокие знания.

  • Вопрос 7. Виды деятельности, их представленность в жизни человека.
  • Вопрос 8. Умения, навыки и привычки, их значение в жизни человека.
  • Вопрос 9. Понятие об ощущениях. Значение ощущений в жизни человека. Виды ощущений.
  • Вопрос 10. Восприятие, его виды и свойства. Восприятие пространства, времени, движения. Законы восприятия.
  • Вопрос 11.Внимание. Свойства, функции и виды внимания. Развитие внимания.
  • 12. Память, её значение в жизни человека. Процессы, виды памяти. Развитие памяти.
  • Вопрос 13. Воображение, его функции, виды. Связь воображения с другими познавательными процессами. Воображение и творчество.
  • 14. Мышление, его виды, операции, процессы. Связь мышления и речи. Развитие мышления.
  • Вопрос 16. Представление о личности, как особом психологическом феномене.
  • 17.Психология личности, её основные понятия.
  • Вопрос 18.Формирование и развитие личности. Теории развития личности.
  • 19.Понятие о способностях. Природа человеческих способностей. Виды и структура способностей.
  • Вопрос 20.Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Развитие способностей.
  • Вопрос 21.Темперамент, его свойства. Типы темпераментов.
  • Вопрос 22. Характер, его формирование. Акцентуации характера.
  • Вопрос 23. Понятие о воле. Волевая регуляция деятельности и поведения. Развитие воли.
  • Вопрос 24. Эмоции и чувства, их значение, функции и виды. Развитие эмоциональной сферы человека.
  • Вопрос 25. Понятие об общении. Содержание, цели и средства общения.
  • Вопрос 26. Общение как взаимодействие и как восприятие людьми друг друга. Механизмы и феномены восприятия человека человеком.
  • Вопрос 27. Понятие о межличностных отношениях людей. Становление и развитие межличностных отношений.
  • Вопрос 28. Близкие межличностные отношения. Чувства, отношения любви и дружбы.
  • Вопрос29. Личность и группа. Особенности их взаимодействия. Малая группа.
  • Вопрос 30.Предмет и проблемы возрастной психологии.
  • Вопрос 31. Периодизация возрастного развития.
  • Вопрос 32. Понятие «ведущая деятельность» и её виды.
  • Вопрос 33. Сюжетно-ролевая игра, её развивающее значение.
  • Вопрос 34. Двигательная активность младенца. Врождённые формы психики и поведения.
  • Вопрос 35.Познавательные процессы, речь, мышление младенца.
  • Вопрос 36. Развитие познавательных процессов, мышления и речи в раннем возрасте.
  • Вопрос 37.Особенности предметной и игровой деятельности в раннем возрасте.
  • Вопрос 38.Развитие личности и межличностных отношений в младенчестве и раннем возрасте.
  • 39.Понятие о кризисе возрастного развития. Кризисы возрастного развития 3-х и 14-ти лет.
  • Вопрос 40.Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте.
  • Вопрос 41. Развитие личности дошкольника и особенности межличностных отношений дошкольников.
  • Вопрос 42. Общая характеристика готовности ребёнка к обучению в школе.
  • Вопрос 43. Учебная деятельность и особенности развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
  • Вопрос 44. Общение, развитие личности и становление межличностных отношений в младшем школьном возрасте.
  • Вопрос 45. Новообразования подросткового возраста, особенности личности подростка.
  • Вопрос 46. Особенности межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте.
  • Вопрос 47. Характеристика юношеского возраста, особенности формирования личности в юности.
  • Вопрос 48. Предмет и проблемы педагогической психологии.
  • Вопрос 49. Понятие о воспитании и обучении, как основных составляющих педагогической деятельности.
  • Вопрос 50. Понятия «учебная деятельность», «научение», «обучение», «учение».
  • Вопрос 51. Научение. Виды и механизмы научения.
  • Вопрос52. Факторы и условия, определяющие успешность научения.
  • Вопрос53.Структура учебной деятельности.
  • Вопрос54. Формы организации учебной деятельности.
  • Вопрос55. Воспитание. Средства и методы воспитания.
  • Вопрос57. Роль семьи в воспитании детей.
  • Вопрос58. Общение и его роль в воспитании.
  • Вопрос59.Средства стимулирования в обучении и воспитании.
  • Вопрос 60. Педагогическая оценка, возрастные особенности и условия её эффективности.
  • Вопрос 51. Научение. Виды и механизмы научения.

    Научение - приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций.

    Виды: - привыкание,- импринтинг,- запечатление,- образование рефлексов,- формирование сложных поведенческих реакций,- социальное научение и др.

    У человека имеются пять видов научения. Три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой.

    1. Научение по механизму импринтинга. Слово «импринтинг» в переводе с английского дословно означает «запечатление». Как у человека, так и у животных этот механизм является ведущим в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения - безусловных рефлексов. Через импринтинг формируются инстинкты, генетически запрограммированные и мало поддающиеся изменению. Механизм импринтинга лучше изучен на примере высших животных. Известный швейцарский ученый-этолог К. Лоренц исследовал его на примере только что вылупившихся из яиц утят, у которых имеется врожденный безусловный рефлекс следования за первым движущимся объектом, оказавшимся в их поле зрения. В обычных условиях таким объектом становится утка-мать, и следование птенцов за ней обеспечивает их безопасность и дальнейшее научение. В последние минуты перед появлением утят на свет К. Лоренц изолировал утку-мать от яиц и сам оказался первым увиденным ими движущимся объектом, за которым они и стали следовать. Детеныши млекопитающих запечатлевают облик своих соплеменников и ориентируются на него в поиске партнеров по размножению. У человека же механизм импринтинга является ведущим лишь в первые часы и дни жизни, когда еще не начали формироваться другие виды научения. Например, как только новорожденный впервые касается губами груди матери, у него тут же срабатывает врожденный сосательный рефлекс, и в дальнейшем вся эта ситуация в целом - определенное положение при кормлении, запах матери, касание губами соска - вызывает у ребенка данный рефлекс, обеспечивая его питание. Таким образом, элементарное научение необходимо даже для включения генетически запрограммированных инстинктов.

    2. Условно-рефлекторное научение. Название этого вида научения говорит само за себя: в его рамках жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. Начало его исследования было положено работами выдающегося русского физиолога И. П. Павлова. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее. Классические примеры формирования условных рефлексов в исследованиях И. П. Павлова: при кормлении лабораторной собаки рядом с миской зажигалась лампочка, и через некоторое время безусловные пищевые рефлексы у этой собаки стали проявляться только лишь при виде зажженной лампочки даже в отсутствие еды. Также на базе пищевых рефлексов условный рефлекс вырабатывался у лабораторных мышей: их кормили в сопровождении звона колокольчика, и после нескольких таких ситуаций они начали сбегаться уже только на звон этого колокольчика, еще даже не получив еды.

    Условные рефлексы могут вырабатываться у ребенка первых дней жизни. В одном из родильных домов г. Москвы проводился эксперимент, состоящий в том, что, как только каждый ребенок поворачивал головку направо, рядом с ним зажигалась лампочка. В первые дни жизни у детей уже имеется ориентировочный рефлекс «Что такое?», выражающийся в повороте головы к источнику света или звука. К концу первого дня эксперимента было зафиксировано значительное учащение поворотов детьми головок именно в правую сторону. Затем лампочку с правой стороны от каждого ребенка зажигать перестали, и рефлекс достаточно быстро угас. Через день с теми же самыми детьми эксперимент продолжили: стали зажигать лампочки, когда они поворачивали головки влево, и условный рефлекс, выразившийся в учащении поворота головы именно в левую сторону, сформировался у них так же быстро, как и в первом случае. В результате постоянного ассоциирования в памяти стимула с удовлетворением биологической потребности организм научается реагировать на него, и стимул начинает выполнять сигнальную функцию.

    3. Оперантное научение. В этом случае индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок». Задача или ситуация, с которыми сталкивается индивид, порождают у него множество разнообразных поведенческих реакций, с помощью которых он пытается эту задачу решить. Каждый из вариантов решения последовательно пробуется на практике и автоматически оценивается достигаемый при этом результат. Та реакция или сочетание реакций, которые приводят к наилучшему результату, обеспечивая наилучшее приспособление к ситуации, выделяются среди остальных и закрепляются в опыте. Впоследствии при столкновении с подобной ситуацией эта реакция будет использована в первую очередь. Ребенок начинает использовать научение методом проб и ошибок уже в младенчестве, когда учится манипулировать с предметами. Этот вид научения используется человеком в основном в сфере практических действий: обращения с предметами, физических упражнений.

    Два других имеющихся у человека вида научения причисляются к высшим, поскольку не встречаются или почти не встречаются у других живых существ.

    4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения. Этот вид научения особо значим в младенчестве и раннем детстве, когда, еще не владея символической функцией речи, ребенок приобретает опыт в основном путем подражания. Подражать действиям взрослых, повторяя их за ними, ребенок начинает уже в младенчестве, а к началу раннего детства возникает отсроченное подражание, когда ребенок изображает те действия, которые наблюдал некоторое время назад. На третьем году жизни через подражание начинает осуществляться половая самоидентификация: ребенок больше подражает родителю одного с собой пола.

    5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки. Для этого они должны быть выражены в словах, понятных обучающемуся, а значение непонятных слов нуждается в разъяснении. Если говорить шире, то средством вербального научения служит не только словесная речь, но и другие знаковые системы, одной из которых является язык. К знаковым системам также относятся символика, используемая в математике, физике, химии, графическая символика, используемая в технике, искусстве и других областях деятельности. Усвоение языка и других символических систем, приобретение способности оперировать ими освобождают человека от необходимости реального столкновения с объектом изучения и его познания с помощью органов чувств. Научение становится возможным в абстрактной, отвлеченной форме на основе высших психических функций - сознания, мышления и речи. Вербальное научение в простейших формах становится возможным для ребенка с того момента, когда он начинает демонстрировать понимание того, что ему говорят окружающие взрослые, т. е. еще до достижения годовалого возраста. Но полностью возможности вербального научения начинают использоваться ребенком только тогда, когда он заговорит сам и будет демонстрировать стремление выяснять значение непонятных для него слов.

    Процесс научения, как деятельность, реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов: 1 . Формирования ассоциаций. Этот механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта.2. Подражание. Выступает в качестве основы для формирования главным образом умений и навыков.3. Различение и обобщение. Связаны преимущественно с формированием понятий.4. Инсайт (догадка). Представляет собой непосредственное смотрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту. Инсайт является когнитивной базой для развития интеллекта ребенка.5. Творчество. Служит основой для создания новых знаний, предметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцов.

    Научение - устойчивое целесообразное изменение физической и психической деятельности (поведения), которое возникает благодаря пред-шествующей деятельности (или поведению), а не вызывается непосредственно выдержанными физиологическими реакциями организма. Когда хотят подчеркнуть результат учения, то пользуются понятием научение. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности.

    У человека есть несколько видов научения.

    1) Научение по механизму импринтинга (объединяет человека со всеми др. живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой) - быстроe, автоматическое, моментального приспособления организма к конкретным условиям его жизни с использованием готовых с рождения форм поведения. Через механизм импринтинга формируются многочисленные прирожденные инстинкты включая двигательные, сенсорные.

    2) Условно-рефлекторное (начало его исследованиям положено работами И. П. Павлова) - предполагает возникновение новых форм поведения как условных реакций на первоначально нейтральный стимул, который раньше специфической реакции не вызывал. Благодаря условно-рефлекторному научению, стимулы связываются друг с другом в новую систему, обеспечивающую реализацию более сложной формы поведения, чем элементарные врожденные реакции. Условные стимулы начинают выполнять сигнальную, или ориентирующую, роль.

    3) Оперантное. Знания, умения и навыки приобретаются по методу проб и ошибок. Задача или ситуация, с которой столкнулся индивид, порождает у него комплекс разнообразных реакций: инстинктивных, безусловных, условных. Организм последовательно пробует на практике для решения задачи каждую из них и автоматически оценивает достигнутый при этом результат. Реакция, которая приводит к наилучшему результату, выделяется среди остальных и закрепляется в опыте.

    Эти виды научения встречаются у человека и у животных, и являются основными способами приобретения жизненного опыта. Но у человека есть и особые, высшие способы научения, почти не встречающиеся у других живых существ.

    1) Викарное научение - освоение различных форм деятельности и поведения через прямое наблюдение за действиями воспринимаемого субъекта деятельности. Особенно значимо на ранних стадиях онтогенеза, когда, не владея еще символической функцией, ребенок приобретает богатый и разнообразный человеческий опыт, обучаясь на наглядных примерах путем наблюдения и подражания.

    2) Вербальное научение - приобретение человеком в символической форме посредством языка и др. знаковых систем социокультурного опыта.

    Основной способ приобретения опыта, начиная с момента усвоения речи и особенно при обучении в школе. Усвоение языка, других систем символов, приобретение способности оперировать ими освобождает человека от непосредственной чувственной привязанности к объектам, делает его научение (обучение, учение, организацию учебной деятельности) возможным в абстрактной, отвлеченной форме. Основой для эффективного научения становятся самые совершенные высшие психические функции человека: его сознание, мышление и речь.

    К элементарным видам научения - импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное - ребенок оказывается практически готовым с 1-х дней и месяцев жизни. Обучаемость, как способность к осознанному, целенаправленному приобретению знаний, умений и навыков, появляется у него примерно к 4-5 годам, а полноценная готовность к самостоятельному учению возникает только в первых классах школы, в возрасте около 7-8 лет.

    Процесс научения, как деятельность, реализуется за счет следующих учебно-интеллектуальных механизмов.

    • 1. Формирования ассоциаций. Этот механизм лежит в основе установления временных связей между отдельными знаниями или частями опыта.
    • 2. Подражание. Выступает в качестве основы для формирования главным образом умений и навыков.
    • 3. Различение и обобщение. Связаны преимущественно с формированием понятий.
    • 4. Инсайт (догадка). Представляет собой непосредственное смотрение человеком какой-либо новой информации, чего-то неизвестного в уже известном, знакомом по прошлому опыту. Инсайт является когнитивной базой для развития интеллекта ребенка.
    • 5. Творчество. Служит основой для создания новых знаний, предметов, умений и навыков, не представленных в виде готовых для усвоения через подражание образцов.

    Успех научения зависит от следующих психологических факторов:

    • 1) мотивация учебной деятельности, произвольность познавательных процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи, наличие у обучаемого необходимых волевых и других качеств личности: настойчивости, целеустремленности, ответственности, дисциплинированности, сознательности, аккуратности и других;
    • 2) умение взаимодействовать с людьми в совместной с ними деятельности, прежде всего с учителями и товарищами по учебной группе;
    • 3) интеллектуальная развитость и сформированность учебной деятельности как учения;
    • 4) установка на научение, т. е. постановка учителем и принятие учащимся учебной задачи, смысл которой для учителя - научить, а для ученика - чему-либо научиться;
    • 5) средства и содержание обучения, учебный материал должен отвечать определенным требованиям: доступность и достаточный уровень сложности;
    • 6) продуманная система поощрений учащихся за успехи и наказаний за неудачи в учебной деятельности, поощрения должны соответствовать реальным успехам и отражать не столько способности учащегося, сколько прилагаемые им усилия, наказания же должны играть стимулирующую роль, затрагивать и активизировать важные мотивы учебной деятельности, направленные на достижение успехов, а не на избегание неудач.