Материалы

Рекомендации: как запомнить биологию без особых проблем? Как быстро выучить биологию Как начать учить биологию с нуля

Изучению биологии в школьной программе отводится много внимания, но еще больше в профильных вузах страны. Это развитая наука, включающая множество отраслей, связанных с изучением всего живого на планете. Из-за больших объемов информации и возможности применения своих знаний на практике эта наука очень емкая. И вопрос о том, как выучить биологию, все чаще задается в школах и университетах. Решать его предлагается путем оптимизации всего процесса обучения.

Изучение биологии

В школьной и университетской программе обучения имеется один общий момент. Он сводится к постепенному усложнению изучаемого материала, который опирается на уже известные общие закономерности. Этот способ обучения протекает в направлении от общего к частному и позволяет сформировать целостную совокупность знаний у конкретного обучающегося. Окончание обучения — это поиск логической точки, в которой обучающемуся все, что касается материала, уже понятно. Потому главной рекомендацией при изучении параграфов является ознакомление с их содержанием без отрыва и отвлечения.

В уютных для себя условиях следует прочесть все, понять и запомнить содержание. Не следует отрываться от чтения в тех участках, в которых не поставлена так называемая логическая точка. Это значит, что если обучающемуся нужно оторваться от чтения, то сделать это лучше по окончании смыслового блока учебника. Если прерываться посреди объяснений материала, мозг не сформирует логическую точку, тогда учить биологию придется снова с самого начала параграфа.

Составление конспекта по биологии

Предложенная выше рекомендация относится и к составлению конспекта. Это значит, что нельзя отвлекаться на то, чтобы вынести нужный момент в конспект до того, пока обучаемый не дошел до логической точки. Нельзя отвлекаться, пока рассматриваемая часть материала не отложилась в памяти. А после этого в более понятном и сформированном виде ее можно внести в конспект, если это потребуется.
Следует подробно объяснить, почему такая схема изучения является удачной.

Добравшись до логической точки в материале, обучаемый лучше понимает его. И наоборот, если ученик или студент, изучая параграф, сталкивается с незнакомым моментом и отрывается от книги, чтобы внести его в конспект, он теряет «нить повествования». Хотя чаще всего этот аспект удобно объясняется уже в следующих предложениях. Прочитав их, можно именно понять описываемый процесс или явление, а не заучить.

Информация, которую удалось понять, будет храниться в памяти в той форме, в которой она удобна для воспроизведения. А заученные данные очень скоро забудутся, и вероятность их практического применения невысока. Разумеется, такой способ обучения требует времени, так как выучить биологию за 5 минут невозможно. Зато позже ее легко повторить, уже понимая то, что было рассмотрено в параграфе.

Схемы и биологические процессы

Отдельного внимания при изучении материала заслуживают схемы и биологические циклы. Их следует запоминать блоками, задействовав зрительную и двигательную память. Это значит, что помимо рассмотрения схемы нужно перерисовать в конспект или в черновик в той форме, которая кажется наиболее удобной для повторения. Так как быстро выучить биологию из-за большого количества материала почти невозможно, то оптимизация обучения будет весьма кстати.

Простая перерисовка схем по несколько раз позволит им отложиться в памяти. Это уже пример так называемого заучивания. По другому пути в такой ситуации пойти нельзя, хотя возможность детально воспроизвести схемы нужна только для экзаменов. В ходе практической деятельности их всегда можно держать перед собой.

Важно, что перерисовывать схемы необязательно полностью. Можно перенести на бумагу непонятные участки. Перерисовав их однажды, следует повторить этот процесс по памяти спустя несколько часов. Если схемы сложные, то допускается многократная перерисовка и сверка с оригиналом. Понадобится терпение, но это поможет ускорить изучение материала и позволит ему надолго остаться в памяти.

Быстрое изучение биологии

Стоит понимать, что быстрое изучение биологии возможно в том случае, если сам материал знаком хотя бы частично. Например, обучающийся смотрел ранее познавательное видео по биологии. Полученную из такого источника информацию можно успешно применить в качестве базиса, на основании которого можно «расположить» новые знания. Так по биологии достаточно сложно, придется хитрить и применять уже известную информацию, чтобы пропускать некоторые очевидные моменты в тексте. Это значит, что для подготовки фундамента знаний не придется тратить время, нужное на понимание того, о чем будет идти речь в материале. Так достигается лучшее понимание информации, ускоряется ее получение.

Это хороший вариант получения новых знаний, потому как выучить параграф по биологии значительно легче. А если он простой, то содержание можно синтезировать самостоятельно, просто пересказывая уже известную информацию. В большинстве ситуаций, особенно когда биология не является профильным предметом, этих данных должно хватить для успешного окончания учебы. И в биологии очень важно усвоить основы, после чего дальнейшее изучение науки будет быстрым и легким процессом. Хотя это не касается ботаники и микробиологии.

Изучение ботаники и микробиологии

Микробиология и ботаника являются теми разделами биологии, которые изучаются тяжелее всего. Связано это с многообразием живых организмов, изучаемых в рамках стандартного курса. Они имеют специфические особенности, многие из которых нужно отлично знать, чтобы понимать эти дисциплины. Потому ботанику и микробиологию следует изучать от простых основ, тогда как выучить биологию можно в произвольном порядке. В случае с ботаникой и микробиологией, только успешно усвоив основы, можно изучать более сложные моменты.

Если какая-либо часть изученной ранее программы забылась, то для успешного владения материалом ее нужно повторять. Важно, что в микробиологии большая часть материала требует понимания, а в ботанике — запоминания и внимательного поиска различий. Лучший сценарий подготовки к занятиям по ботанике или микробиологии — прочтение параграфа и составление конспекта в виде схем и тезисов. Спустя 4-5 часов нужно повторно перечитать параграф и попытаться воспроизвести его содержание хотя бы схематично, внося дополнения в конспект, если это необходимо.

Повторение материала

Непосредственно перед занятием следует просмотреть свой конспект, попытавшись представить последовательность тезисов в своем ответе по изученному материалу. Изучать данные дисциплины достаточно сложно, тогда как выучить биологию можно и быстрее, и проще. Выход здесь один: стараться повторять изученный материал по своему схематичному или тезисному конспекту. Поскольку новые темы будут отчасти основываться на уже изученных, это позволит экономить время и начинать изучение с уже знакомых моментов с постепенным их усложнением.

Как быстро запомнить сложный материал по биологии?

Сразу напрашивается ответ – «вызубрить» да и все! И вроде бы можно так и сделать, но все, кто хоть раз в своей жизни что-то «зубрил» согласятся с тем, что этот способ совсем не назовешь быстрым, да и заученный наизусть материал «вылетает» из головы, как только перестаешь повторять его с определенной периодичностью.

При изучении биологии можно столкнуться с тем, что материала для подготовки к экзамену очень много (и зоология, и ботаника, и анатомия, и общая биология – с ума сойти!), а времени на непродуктивное заучивание нет. Поэтому мы постараемся разобраться, как учить эффективно и запоминать если уж не на всю жизнь, то хотя бы до экзамена.

Для начала немного теории . Наш мозг – это удивительный орган, который способен вместить в себя огромное количество информации. Вопросами «Что такое память и какая у нее природа?» люди интересовались с глубокой древности, а сегодня существует много научных институтов, в которых активно изучаются еще неразгаданные тайны нашего головного мозга. На данный момент многое о мозге и процессах запоминания уже известно, например, то, что воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких отделах, а рассеяны по системе нейронных связей. Лимбическая система головного мозга, расположенная на внутренне поверхности височных долей, играет ключевую роль в процессе памяти. Здесь же находится гипоталамус - важная структура для формирования памяти.

А вот теперь самое интересное! Для того, чтобы запомнить много и быстро, можно использовать опреденные способы запоминания, они называются приемами мнемотехники, и ими активно пользуются люди, чья сфера деятельности связана с большими объемами информации.

1) Начнем с простого приема — составление смысловой фразы. Предположим, что вам нужно запомнить классификацию царства Животные.

Царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.

Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы: Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал – Пей Ночью Чай: Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.

Попробуем так же запомнить причину страдания всех первокурсников медицинских институтов – 10 пар черепных нервов!

Онегин — Обонятельный

Знает — Зрительный

Где — Глазодвигательный

Была — Блоковый

Татьяна — Тройничный

Он — Отводящий глаз

Летит — Лицевой

Стрелой — Слуховой

Язык — Языкоглоточный

Болтается — Блуждающий

До — Добавочный

Пят — Подъязычный

Таким способом легко можно запомнить эры, незаменимые и заменимые аминокислоты или состав желудочного сока. Кстати, про желудочный сок! Это было моей любимой биологической фразочкой еще со школы, думаю и вам пригодится:

Пепсин ПЕПпи

Химозин Хитрая

Желатиназа ЖЕЛтая

Лизоцим Лиса

2) Прием составление слова тоже достаточной простой в применении, например, вы хотите запомнить последовательность фаз митоза: профаза. Метафаза, анафаза, телофаза… Упростим себе задачу! По первым буквам составим словосочетание «Поставить МАТ» и теперь точно не забудем, кто за чем!

3) Следующий прием немного сложнее, но и применять его очень интересно! Прием рифмизации. На этот раз будем запоминать ткани животных: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная. Составим стих по первым буквам: Этот царь Наглей врага, Снова шлет Меня в бега!

4) Прием образование смысловых фраз поможет нам запомнить круги кровообращения. Давайте попробуем! Большой круг кровообращения начинается с левого желудочка и заканчивается в правом предсердии. Для лучшего запоминания используем фразу:

“БОЛЬШОЙ ЛЕВ ЖЕЛАЕТ ПРАВИТЬ ПРИДВОРНЫМИ”

А в малом(легочном) круге кровообращения с правого желудочка и заканчивается в левом предсердии. Опять же составим фразу: «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ ЖЕЛАЕТ ЛЮБВИ ПРИДВОРНЫМ».

Нашему мозгу гораздо легче запомнить ассоциации и забавные рифмы, чем груду сложного материала, поэтому чем оригинальнее и смешнее будут ваши ассоциации, тем быстрее запомнятся даже самые сложные темы! Биологи, кстати, очень оригинальные люди, и даже цикл Кребса они запоминают в форме стиха про щуку, так что мнемотехника – это еще и творческий подход к предмету! Бенджамин Франклин писал: «Многие жалуются на память, почти никто - на сообразительность», поэтому давайте учиться запоминать, а не «зубрить», и будет вам счастье по всем предметам!;)

Успехов в приобретении новых знаний, интересной учебы и высоких баллов на экзаменах!

Мария Зайцева, преподаватель биологии. Центр Развитие

Существует специальная методика, как выучить биологию самостоятельно дома с нуля. Для ее выполнения нужно просто не волноваться, запастись терпением, хорошими учебниками и наглядными пособиями. Немалую роль в успехе играют самоорганизация и большое количество времени для подготовки.

Если нужно сдавать экзамен по биологии, а средств на репетитора нет, то можно и самому изучить эту естественную науку. Для начала следует оценить уровень своих знаний. Если таковой равен нулю, то на самостоятельное изучение биологии нужно отвести достаточно времени, чтобы хорошо проштудировать все темы и разобраться в них. Для этого следует ознакомиться с программой ЕГЭ и составить подробный план работы. Надо посчитать, сколько тем включает в себя программа и сколько времени займет обработка каждой.

Готовиться необходимо по каждой теме отдельно, а не по всем сразу. Разделы биологии логически связаны между собой. Приобретенные знания наращиваются пошагово. Поэтому сначала изучаются основные термины и понятия, а потом и более серьезные темы. Лишь когда одна тематика выучена хорошо, можно переходить к следующей. Главное условие самостоятельного обучения — это четкое следование графику. Отлынивая и оставляя все на самый последний день, можно так ничему и не научиться. Если биология дается сравнительно легко, то на ее изучение можно отвести, как минимум, всего одну неделю. Если естественная наука очень сложна для восприятия, этот срок необходимо увеличить.

Следует обзавестись учебниками по всем курсам биологии, раздобыть разъясняющие пособия и поднять из собственных архивов тетради по биологии за все годы учебы. Читать нужно небольшими параграфами. После каждого прочтения нужно хорошо осознать материал и написать по нему небольшой конспект по памяти. Так можно будет выделить для себя основные и важные моменты. При изучении предмета основополагающим источником знаний следует считать школьный учебник. Другие источники информации лучше использовать в качестве понятных разъяснений или как полезное дополнение к учебнику, но не как основной материал.

При написании конспекта рекомендуется делать от руки различные рисунки, схемы, графики и таблицы, вкратце передающие суть читаемого. Такие пометки хорошо запоминаются и ассоциируются с нужным разделом. Поля тетради надо сохранять пустыми, оставляя место для будущих пометок и уточнений. Нужно выучить свою рукопись и проверить полученные знания по таблице терминов. Если в таблице встретятся незнакомые названия, то их необходимо внести в конспект в тот раздел, к которому они относятся.

По каждой теме следует прорешать половину заданий и проверить уровень самоподготовки. Если задания не получаются, то сложную тему необходимо лучше выучить. Если задания даются легко и правильно, то можно решать вторую часть заданий, тем самым вырабатывая навыки. После выполнения всех заданий нужно провести работу над ошибками: выделить все каверзные вопросы и прочитать их еще раз.

Необходимая программа курса

Чтобы знать, какие темы по биологии нужно вообще выучить к экзамену, необходимо ознакомиться с полной программой курса. Школьное обучение биологии включает в себя такие разделы:

  1. Биология — наука о живой природе. Нужно знать определение термина «биология», методы ее исследования. Выучить признаки живого, строение клетки и обменные процессы.
  2. Клетка как биологическая система. Сюда входят такие подтемы: разнообразие клеток, строение клетки, функции ее органоидов, обмен веществ, питание и размножение клетки.
  3. Организм как биологическая система. Для овладения этим разделом необходимо усвоить, что такое: одно- и многоклеточные организмы, вирусы, авто- и гетеротрофы, принцип образования тканей из клеток, размножение организмов и генетика.
  4. Многообразие организмов. Необходимо овладеть таксономическими категориями, выучить 5 царств живых организмов, запомнить особенности строения и жизнедеятельности хордовых организмов.
  5. Человек и его здоровье. Данный раздел включает в себя строение и функционирование тканей, органов и систем человека, знания личной гигиены.
  6. Надорганизменные системы и эволюция органического мира. Следует ознакомиться с теориями эволюционных идей, разнообразием существующих видов, историей происхождения человека.
  7. Экосистемы и присущие им закономерности. Надо запомнить, что такое экосистема, какие бывают ее разновидности, как осуществляется круговорот веществ в природе. Также необходимо ознакомиться с учениями Вернадского и выучить, что такое био- и ноосфера.

Чтобы было легче изучать материал, темы нужно выстроить в логическом порядке. Сначала изучаются основы всего живого, например, клетки. Потом более обобщенные предметы, такие как ткани. Далее уже изученные ткани складываются в органы или изучается процесс эволюции от простейших к многоклеточным. Нужно просто понять, что биология — это не набор различных разделов, а взаимосвязанные темы, вытекающие друг из друга.

Как проще самостоятельно понять предмет?

Без репетитора самому, конечно, сложнее разобраться в биологии. Но ничего страшного в этой науке нет. Просто ее нужно воспринимать легко, как нечто познавательное и интересное, тогда ее запоминание пройдет проще — через осознание каждой темы.

Готовиться к экзамену всегда рекомендуется по специальным учебникам. Они содержат в себе всю необходимую информацию. Но также они перенасыщены сложными терминами, затрудняющими восприятие и понимание написанного. Поэтому желательно кроме учебников использовать различные пособия, написанные простым обывательским языком. Они помогут растолковать и уяснить изложенное в учебнике. Читать лучше молча, потому что при проговаривании слов вслух внимание рассеивается и информация хуже запоминается.

Как дополнительный вспомогательный учебный материал можно использовать научные фильмы. Они подробно и наглядно раскроют темы, сложные для понимания. К тому же при просмотре учебных фильмов работает зрительная и слуховая память, что дает более высокий уровень запоминаемости.

Нельзя бросать прочитанную тему недоученной. Если после многократного прочтения тема так и осталась неосвоенной, ее необходимо разобрать более детально. Нельзя переходить к изучению следующего материала, если не выучен предыдущий. Изучать необходимо маленькими порциями. После прочтения странички нужно кратко для себя проговорить, о чем шла речь. Если все понятно, следует продолжить чтение. Если нет — прочитать еще раз. Постоянный самоконтроль знаний позволит выявить пробелы в памяти и равномерно выучить весь материал.

План подготовки с нуля :

1. Сперва надо составить план занятий.

В курсе биологии 4 раздела: общая биология, анатомия и физиология человека, ботаника и зоология . Большинство заданий ЕГЭ чаще всего касаются общей биологии. Стоит начать с нее.

2. При обучении лучше делать собственные конспекты. В них не должно быть сплошного текста: в основном - рисунки, схемы, таблицы.

3. Необходимо выбрать литературу для составления конспектов. Для этой работы не подходят базовые школьные учебники - в них слишком мало материала. Отдавайте предпочтение углублённым учебникам или пособиям по подготовке к ЕГЭ. Есть бесплатные интернет-ресурсы, например , “ ”, ” и другие.

4. Если тема “не дается”, стоит почитать объяснения других авторов. Не сдавайтесь. Обязательно найдете понятное для вас. Я могу посоветовать работы за авторством Богдановой Т.Л., Билича Г.Л., Садовниченко Ю. А., Ярыгина В.Н., Мамонтова С. Г., Соловкова Д. А.

5. О пособиях для подготовки к ЕГЭ: каждый год выходит много новых изданий. Разобраться самому сложно, но можно. В магазине можно полистать то, что есть на полочках: открываете наиболее сложную для Вас тему и читаете. Если понимаете объяснение автора, можно брать.

Если нужен совет, в интернете вы найдете рецензии на различные пособия, очень удобны видеообзоры. Не обязательно покупать бумажное издание, почти все материалы есть в электронном виде.

6. В интернете можно найти видеоматериалы по биологии, например, блоги на YouTube: ” или “ ”. Такие темы, как деление клетки, фотосинтез, биосинтез белка, онтогенез эффективно изучать, используя мультфильмы. Например, . И обязательно в конспектах делать по этим темам собственные рисунки - сразу оцените свои знания.

7. После прохождения каждой темы необходимо ее отработать, решая задания ЕГЭ. Рубрикация по темам есть на сайтах “Решу ЕГЭ”, “Незнайка”, “ЗЗУБРОМИНИМУМ”.

8. Когда заканчиваете изучать раздел, например “Ботанику”: уже изучили теорию, по каждой теме решали задания, - переходите на в “ ”. Там реальные задания ЕГЭ сгруппированы по разделам, но к ним не даны ответы. Это позволит Вам критически оценить полученные знания.

8. И когда все разделы будут пройдены, можно приступать к решению вариантов ЕГЭ. На сайте “ ” есть конструктор по их составлению. Большое количество вариантов прошлых лет Вы найдете на сайте “4ЕГЭ”.

9. И не забывайте, что вы не одни. Многие ребята оказались в подобной ситуации. Они общаются и делятся опытом в соцсетях. В интернете создано множество групп, связанных с подготовкой к ЕГЭ по биологии, с советами и рекомендациями, с полезными материалами и ссылками. Например: “

Биология - это наука, изучающая живые организмы. Она раскрывает закономерности жизни и ее развития как особого явления природы.

Среди других наук биология является фундаментальной дисциплиной, относится к ведущим разделам естествознания.

Термин «биология» состоит из двух греческих слов: «биос» – жизнь, «логос» – учение, наука, понятие.

Впервые был употреблен для обозначения науки о жизни в начале XIX. Это сделали независимо друг от друга Ж.-Б. Ламарк и Г. Тревиранус, Ф. Бурдах. В это время биология обособляется из естественных наук.

Биология изучает жизнь во всех ее проявлениях. Предметом биологии являются строение, физиология, поведение, индивидуальное и историческое развитие организмов, их взаимосвязь между собой и окружающей средой. Поэтому биология представляет собой систему, или комплекс, наук, во многом взаимосвязанных. Различные биологические науки возникали на протяжении истории развития науки в следствии обособления различных областей изучения живой природы.

В качестве крупных разделов биологии выделяют зоологию, ботанику, микробиологию, вирусологию и др. как науки, изучающие различные по ключевым моментам строения и жизнедеятельности группы живых организмов. С другой стороны, изучение общих закономерностей живых организмов привело к появлению таких наук как генетика, цитология, молекулярная биология, эмбриология и др. Изучение строения, функциональности, поведения живых существ, их взаимоотношений и исторического развития породило морфологию, физиологию, этологию, экологию, эволюционное учение.

Общая биология изучает наиболее универсальные свойства, закономерности развития и существования живых организмов и экосистем.

Таким образом, биология - это система наук .

Бурное развитие в биологии наблюдалось во второй половине XX века. Это в первую очередь было связано с открытиями в области молекулярной биологии.

Несмотря на свою богатую историю , и в настоящее время в биологических науках продолжают совершаться открытия, ведутся дискуссии, пересматриваются многие концепции.

В биологии особое внимание уделяется клетке (так как она является основной структурно-функциональной единицей живых организмов), эволюции (так как жизнь на Земле претерпевала развитие), наследственности и изменчивости (лежащих в основе преемственности и приспособляемости жизни).

Выделяют ряд последовательных уровней организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный. На каждом из них жизнь проявляется по-своему, что изучается соответствующими биологическими науками.

Значение биологии для человека

Для человека биологические знания в первую очередь имеют следующее значение:

  • Обеспечение человечества питанием.
  • Экологическое значение – контроль за окружающей средой, чтобы она была пригодной для нормальной жизни.
  • Медицинское значение – увеличение продолжительности и качества жизни, борьба с инфекциями и наследственными заболеваниями, разработка лекарств.
  • Эстетическое, психологическое значение.

Человека можно рассматривать как один из результатов развития жизни на Земле. Жизнь людей все еще находится в сильной зависимости от общебиологических механизмов жизнедеятельности. Кроме того, человек влияет на природу и сам испытывает на себе ее воздействие.

Деятельность человека (развитие промышленности и сельского хозяйства), рост народонаселения стали причиной экологических проблем на планете. Происходит загрязнение окружающей среды, разрушение природных сообществ.

Для разрешения экологических проблем необходимо понимание биологических закономерностей.

Кроме того, многие разделы биологии имеют значение для здоровья человека (медицинское значение). Здоровье людей находится в зависимости от наследственности, среды жизни и образа жизни. С этой точки зрения наиболее важны такие разделы биологии как наследственность и изменчивость, индивидуальное развитие, экология, учения о биосфере и ноосфере.

Биология решает задачи обеспечения людей продуктами питания, лекарствами. Биологические знания лежат в основе развития сельского хозяйства.

Таким образом, высокий уровень развития биологии является необходимым условием благополучия человечества.