Здоровое питание

Влияние сми на предвыборную компанию. Влияние сми на общественное мнение

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представи­тельные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и дру­гие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в вы­борах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.
Внимание СМИ к возможным участникам выборов нара­стает еще до начала избирательной кампании. А политичес­кие и общественные деятели, имеющие намерение быть кан­дидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной агитации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встреча­ми кандидатов с гражданами, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитацион­ные материалы в каждый дом. Эти материалы могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, «круг­лых столов», пресс-конференций, интервью, показа телеочер­ков, видеофильмов о кандидате или политической партии.
В избирательные кампании через СМИ широко проника­ют методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, пре­тендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключа­ются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участни­кам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политиче­ской символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».
Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способ­на влиять на избирателей, подверженных внушению. Вну­шение - это процесс эмоционально окрашенного воздейст­вия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соот­несения с прошлым опытом.
Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому совре­менная политическая реклама в основном принимает вид
клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или ви­деофильм, снятый главным образом по сюжету рекламного ролика (малой формы киноискусства). В политической пси­хологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фами­лию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроники, фото­графии и т. д. Другой вид клипа должен представить про­грамму кандидата в виде одной привлекательной для изби­рателя идеи. Следующий вид — негативный материал о сопернике, например отрицательные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид — «ударный» клип, призыва­ющий голосовать за кандидата («Мы — за него!»).
Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах.
В ходе предвыборной кампании проводятся опросы обще­ственного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов та­ких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощуще­ние соревнования, побуждает следить за ходом «избиратель­ного марафона». Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориенти­руясь на мнение большинства.
Опыт Новейшего времени свидетельствует, что в некото­рых случаях СМИ, имеющие различную идейно-политичес­кую ориентацию, на выборах фактически принимают на се­бя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандида­та. Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На чело­века одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, церковь, община и другие, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте.
Особое значение имеет компетентность гражданина, его по­литическая культура, способность различать объективную ин­формацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политическо­го маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях со­временных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждо­му определить собственную политическую позицию.




Информация, передаваемая по каналам СМИ, характери­зуется большим разнообразием. Ее содержание отражает все аспекты политики: экономической и социальной, военной и научно-технической, национальной и молодежной, а также другие стороны политической жизни.
Сообщения СМИ могут представлять информацию мест­ную (региона, города), общегосударственную (федерального уровня), международную. Людей, проживающих в районах, удаленных от центра, нередко больше интересуют местные новости, чем сведения о политической жизни в столице.
Политическая информация охватывает не только теку­щие события, но и прошлое. Так, на федеральных каналах российского телевидения расширилось место исторической документалистики, затрону вшей многие факты политичес­кой истории и образы политических деятелей нашей стра­ны и зарубежья. Освещая прошлое и настоящее, СМИ дают также информацию о прогнозах развития актуальных про­цессов в будущем, привлекая для этого политиков и ученых-политологов.
Исследователи массовой информации выявили общие принципы, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач. Во-первых, это приоритет­ность, первенствующее значение, привлекательность темы для граждан. Темы, волнующие людей (терроризм, катаст­рофы и т. п.), — в числе наиболее освещаемых в СМИ. Во-вторых, сенсационные сведения, факты, выходящие за рам­ки повседневности: экстремальные происшествия, часто негативного характера. В-третьих, сообщения о каких-либо новых, ранее неизвестных явлениях, организациях, решени­ях, заявлениях и т. п. В-четвертых, данные об успехах по­литиков и партий на выборах, о высоких или очень низких позициях в рейтингах, отражающих степень их популярно­сти. В-пятых, информация, исходящая от лиц, имеющих высокий общественный статус: глав государств и прави-
тельств, лиц, занимающих высшие посты в военной, церков­ной или иных структурах.
Наиболее распространенные СМИ — радио, телевидение, пресса. Между ними существует своеобразное разделение труда. При сообщении о политическом событии радио в ос­новном позволяет узнать, что случилось. Телевидение пока­зывает, как случилось. А на вопрос, почему случилось, наи­более полный ответ дает пресса.
Возможность «приходить в каждый дом», наличие на те­левидении видеоряда («картинки»), который создает «эф­фект присутствия», а также сочетание зрительных и слухо­вых образов, легкость восприятия информации делают электронные СМИ наиболее эффективным средством воздей­ствия на политическое сознание и поведение людей. Вместе с тем в политической информации на телевидении наиболее заметно проявляются слабые стороны СМИ. Мир представля­ется в непрерывно обновляющемся потоке информационных сообщений, как правило, не связанных друг с другом смыс­ловой связью. Возникает как бы калейдоскоп, в котором представлены разрозненные фрагменты действительности. В большинстве случаев причинно-следственные и иные связи между ними не просматриваются. Человек, воспринимаю­щий эту дробную информацию, не в состоянии воссоздать в сознании упорядоченную, целостную картину событий.
Значительное место в программах телевидения занимает изображение официальных встреч, дипломатических ритуа­лов, а также необычные действия известных персон. Вся эта внешняя сторона событий хорошо снимается телекамерой, но не помогает понять сущности и значения происходящего в политике.
Стремление создать противовес «скучным» жанрам, по­высить интерес к телепередачам проявилось в сближении массовой политической информации с развлекательными жанрами. Эта тенденция воплотилась, в частности, в ток-шоу, в ходе которых обсуждаются политические проблемы. Возникающие на этих передачах дискуссии, столкновение различных взглядов, оценки экспертов — все это привлекло к подобным телепрограммам внимание большой аудитории. Однако ограниченность времени таких передач во многих случаях не дает возможности для достаточной аргументации высказываемых точек зрения, для глубокого раскрытия сущности обсуждаемой проблемы.

При огромных возможностях радио и телевидения печат­ные средства массовой информации не утратили своего зна­чения. Именно в материалах газет и журналов наиболее полно и последовательно раскрываются актуальные пробле­мы политики. Обращение к таким статьям и другим публи­кациям позволяет продвинуться от поверхностного представ ления о событиях к их более глубокому пониманию. Газета уступает радио и телевидению в эмоциональности, но имеет возможность дать более глубокий анализ происходящего. Как образно говорят специалисты: если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение— «для всех», то га­зета исключительно «для умных» или желающих быть та­ковыми.

Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ мо­гут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть ис­пользованы и для политического манипулирования. Так на­зывают процесс воздействия на общественное мнение и по­литическое поведение, скрытое управление политическим сознанием и поступками людей для того, чтобы направить их в нужную властным или определенным общественным силам сторону. Цель манипулирования — внедрить нужные установки, стереотипы, цели, чтобы в результате подвигнуть массы, вопреки их собственным интересам, на согласие с не­популярными мерами, возбудить чем-то их недовольство и т. п. Политическое влияние СМИ осуществляется путем воздействия и на разум, и на чувства человека. Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается по­луправда, а также в зависимости от характера политичес­кой организации, ведущей пропаганду, используются и фальсификации — подтасовка фактов, дезинформация. Чтобы охватить аудиторию в 50 млн человек, радио по­требовалось 38 лет, персональному компьютеру — 16, телевидению — 13, а Интернету — 4 года. Исследователи социальных последствий развития новых информационных технологий, в частности Интернета, при­ходят к выводу, что информационная революция ведет к расширению диапазона доступных гражданам мнений и ос­лаблению информационной зависимости от традиционных СМИ и их манипулятивной роли. Однако большая часть лю­дей в наше время не готова к самостоятельному анализу по­литики, поэтому в результате применения современных средств информационного воздействия на сознание они не­редко воспринимают на веру обещания и призывы тех по­литиков, которые хотят использовать их активность лишь в собственных интересах.
Попытки тех или иных политических сил, применяя но­вые средства, манипулировать поведением людей остались бы тщетными, если бы каждый гражданин научился крити­чески оценивать информацию, отличать объективную ин­формацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, полити­ку и роль СМИ.


Министерство образования Республики Башкортостан

Отдел образования Администрации муниципального района

Влияние СМИ на формирование общественного мнения и их роль в ходе избирательной кампании

Секция обществознание

Введение

1.Виды СМИ

1.1.Печать

1.2.Радио

1.3.Интернет

2.Телевидение как наиболее значимое и распространенное средство получения информации

3.Значимость освещаемых проблем СМИ

4.Доверие СМИ: респонденты города и села

5.СМИ и опросы общественного мнения

Заключение

Список использованной литературы

Введение .

Средства массовой информации выполняют многообразные функции: информирование населения о событиях, происходящих в стране и мире; образование и социализация; реклама в различных её ипостасях. СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование, религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса.

Актуальность данной темы заключается в том, что формирование массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Они воздействуют на общественное мнение, формируют определённую идеологию в массах, привлекают к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение- состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.

Объектом исследования является влияние СМИ на общественное мнение, а предметом исследования- результаты выборов 2 декабря 2007 года в Государственную Думу Р.Ф. Цель работы - рассмотреть место и роль СМИ в политике и их влияние на общественное мнение. Задачи исследования: 1).Изучить функции СМИ и методы влияния на общественное сознание. 2).Провести анализ итогов выборов по материалам периодических изданий и сравнить их с результатами опросов. 3). Изучить и обобщить накопленные материалы по выбранной теме, включая сведения из истории, социологии, политологии и психологии.

1.Виды СМИ .

1.1.Печать.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Печатная продукция воспринимается читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств. Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем «репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу. Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» - после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте. Однако, у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно, то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и книг.

1.2.Радио.

Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи. Однако, радиовещание в определенном смысле принудительно- передачу можно слушать лишь в то время когда она идёт в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Поэтому невозможно отложить прослушивание в удобное время, делать это быстрее или медленнее, в избранном порядке.

1.3.Интернет .

В последнее десятилетие активно развивается новый тип каналов информации – всемирная компьютерная сеть(Интернет). Компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов

СМИ, правда, печатные тексты могут читаться лишь с монитора. Также на многих сайтах невозможно увидеть полной структуры новостей, поскольку преобладают так называемые «горячие» темы, сенсации дня. Сложно сказать, является ли Интернет средством массовой информации. Скорее всего пока не является, но ситуация развивается таким образом, что Интернет как источник информации становится более структурированным, подборка новостей начинает осуществляться менее хаотично, многие новости распространяются официальными источниками. В скором времени, вероятно, Интернет станет полноценным средством массовой информации.

2.Телевидение как наиболее значимое и распространённое

средство получения информации.

Телевидение сегодня-одно из самых массовых средств информации. Качества телевизионной информации-ее визуальность. Достоверность и предельная оперативность вызвали широкое применение телевидения в промышленности, на транспорте. В военном деле, в освоении космоса. С помощью маленького телеэкрана люди получают доступ к таким произведениям культуры, которые удалены от них не только в пространстве, но и во времени.

3. Значимость освещаемых проблем СМИ .

СМИ концентрируют внимание на наиболее драматических событиях и действиях, значительно убедняя и упрощая действительное положение вещей в стране и мире. Так, освещение избирательных кампаний зачастую ограничивается сообщениями о том, где кандидат находится и перед кем он выступает. Характер повседневного проведения кампаний заставляет кандидатов иметь заранее подготовленную речь, которая с незначительными модификациями повторяется на следующих друг за другом выступлениях. Для репортёров эти речи дают мало нового материала, они не «зажигают» интереса публики. Обвинения и контробвинения между кандидатами носят порой скандальный характер, вот они и привлекательные, зрительные для передачи через СМИ. Поэтому в освещении публичных действий претендентов органами СМИ акцент делается не на анализе общественной проблематики, не на политической платформе кандидатов, а на их личности, на их предполагаемой «способности» управлять страной, а не на программе такого управления. При таком положении вещей может создаться ситуация, когда победу на выборах одерживает не тот, кто действительно осознаёт реальные проблемы государства и предлагающий наиболее оптимальные пути их решения, а тот, кто способен обеспечить себе наибольшую популярность в глазах общественности и, умело используя СМИ, лучше «продаёт» себя и свою предвыборную программу как можно большему числу избирателей.Но с другой стороны, общеизвестно, что СМИ незаменимы в обеспечении правильного функционирования демократии. Дискуссия вокруг этой функции СМИ обычно сосредотачивается на их роли «сторожевого пса»: непредубеждённое рассмотрение и обсуждение удач и провалов правительства является для СМИ источником информирования общественности в отношении того, насколько эффективно её представители в нём работают. СМИ могут играть и более конкретную роль в обеспечении полного участия общественности в выборах, не только информируя общественность о том, как работает правительство, но и целым рядом других способов.

4.Доверие СМИ: респонденты города и села.

Вариация доверия различным СМИ, а также доверия СМИ в целом в группах населения по типу населенного пункта:

1.В городах-миллионерах относительно высокий уровень доверия СМИ в целом (40%), при этом здесь весьма низкий(25%) уровень доверия телевидению и самый высокий среди групп по данному критерию уровень доверия печати(22%).

2.В городах с населением от 100 до 300 тысяч человек, а также с населением свыше 300 тысяч человек наблюдается повышение доверия телевидению(до 40%) и снижение доверия печати(до 5%) при незначительном снижении доверия СМИ в целом(примерно на 2%).

3.В городах с населением менее 100тысяч человек наблюдается максимальное в группах по типу населённого пункта повышение уровня доверия телевидению(до 45%) при некотором увеличении доверия печатным СМИ и продолжающемся падении доверия СМИ в целом(до 35%).

4.В сельской местности уровень доверия СМИ в целом наиболее низок по сравнению с другими группами населения по типу населённого пункта(30%). При этом резко падает доверие к телевидению. Несколько растёт, по сравнению с другими группами населения по типу населённого пункта, достигает уровень доверия к радио.

Отсюда следует, что в городах-миллионерах доминирующим средством массовой информации, во многом обуславливающим высокий уровень доверия СМИ в целом, являются печатные издания. В городах с населением от 100 тысяч человек абсолютно доминирует телевидение. В городах с населением менее 100 тысяч человек наибольший вклад в доверие ко СМИ в целом делают телевидение и печать. В сельской местности более заметную роль в доверии СМИ в целом играет доверие к радио. Таким образом, опрос показывает, что респонденты считают СМИ надежным источником информации.

СМИ широко информировали читателя о принятом в мае 2005 года законе о выборах депутатов Госдумы. Выборы-2007 существенно отличались от выборов 2003 года. Вот только 10 отличий:

1.Выборы прошли по пропорциональной системе. В стране остался только один федеральный избирательный округ. Одномандатных округов не было. Победители разделили между собой 450 депутатских мандатов. В 2003 году действовала смешанная система. Был один федеральный округ и 225 одномандатных. К участию в выборах допускались партии, списки партий и отдельные кандидаты.

2.Чтобы пройти в Думу партия должна была получить поддержку как минимум 7% избирателей. В 2003 году на выборах в Госдуму достаточно было преодолеть пятипроцентный барьер.

3.Участвовать в распределении депутатских мандатов теперь должны были как минимум 2 федеральных списка кандидатов. Если бы только одна партия набрала бы 7 и более процентов голосов избирателей, то к распределению мандатов допустили бы партию, идущую следом за победителем. Такой же принцип действовал на выборах 2003 года, но закон требовал, чтобы мандаты распределялись между 3 федеральными списками.

4.Каждая партия.допущенная к выборам, имела право повести к заветным мандатам 600 своих кандидатов. В 2003 году партиям разрешалось включать в свои кандидатские списки не более 270 человек.

5.Партийные списки разделили на региональные группы, которые должны были «охватить», если не всю территорию

России, то большую ее часть. В партийном списке должно было

быть не меньше 80 региональных групп. На выборах 2003 года достаточно было сформировать из кандидатов 7 региональных групп.

6.В общефедеральной, центральной части списка должно было быть не более 3 фамилий. В 2003 году во главе партийного списка могла стоять группа из 18 кандидатов.

7. Теперь партии могли включать в свои федеральные списки только своих членов и беспартийных депутатов. На выборах 2003 года в списки допускались и члены других партий.

8.Кандидаты из партийного списка, имеющие по итогам голосования право на думский мандат, но отказавшиеся от него, могут остаться в списке. Они могут получить мандат позже, если полномочия кого-либо из депутатов, избранных от партии, по какой-то причине закончится досрочно. Политические партии сами решали, кто из избирательного списка займет место выбывшего. На прежних выборах «отказники» в Думу уже не возвращались. А на место выбывшего приходил очередник из списка. За этой процедурой следил ЦИК.

9.В декабре 2007 года из избирательных бюллетеней была исключена графа «против всех». На думских выборах-2003 против всех проголосовали 2 851 600избирателей(4,7%).

10.Впервые на федеральных выборах не устанавливался минимальный порог явки. В 2003 году выборы в Госдуму считались несостоявшимися, если в них приняло участие меньше 25% избирателей.

5.СМИ и опросы общественного мнения.

Генеральный директор ВЦИОМ – Валерий Федоров анализировал предвыборное состояние населения и итоги избирательной кампании:

«За полтора месяца до парламентских выборов политикой в России интересуются не более 37% опрошенных. Совершенно не интересуются 24%, скорее не интересуются еще 36%. Среди интересующихся доминируют россияне в возрасте 45 лет и старше. Среди самых молодых избирателей политизированными можно назвать не больше 28 %. Многие голосуют не из интереса, а из азарта, или по привычке, или за компанию, под влиянием предвыборной агитации. Хотя чужое мнение для нашего избирателя значит не много, отвечая на вопрос, к чьей позиции стоит прислушаться, формируя свой политический выбор, наш человек обычно говорит: к своей собственной. Для 28% значимо мнение членов семьи, родственников. Для 23%-мнение президента России. Слова любых других политиков что-то значат лишь для 11%, мнения журналистов и комментаторов-для 5%, артистов и спортсменов-2%. Молодежь чуть чаще прислушивается к мнению членов семьи, старики- к позиции президента. Еще один стереотип, распространившийся в последнее время: если раньше центрами оппозиции властям и их политике была «красная» деревня, то сегодня недовольство концентрируется в крупных городах. ВЦИОМ провел исследование политического поведения жителей 3 городов – Ростова-на-Дону, Тюмени и Хабаровска. Жители крупных городов более прагматично и жестко относятся к политике, у них существенно больше возможностей для личностной и карьерной самореализации, они меньше зависят от государства, более критично к нему настроены. Но это не значит, что они имеют установку голосовать за оппозицию или вообще не голосовать! Их политические пристрастия примерно соответствуют общероссийским. И партиям, конечно, предстоит всерьез побороться за их симпатии.». « вот и пришло время подводить итоги думской избирательной кампании. Стороннему избирателю она казалась довольно предсказуемой и скучной - но только не самим партиям-участницам, для которых результат выборов должен был стать либо «путевкой в жизнь», либо «белым билетом». С большой точностью был предсказан результат, показанный партией «Единая Россия»: отклонение менее 0,8% у ВЦИОМ, 1,1-у ФОМ, 1,3-у Левада-Центра. Не совсем точно предсказали результат КПРФ ФОМ(-1,6%) и ВЦИОМ(-1,2%), а наиболее близок к итогу ЦИК оказался прогноз Левада-Центра(-0,4%). Результат ЛДПР почти точно предсказал ВЦИОМ(+0,2%), а результат «Справедливой России»-Левада-Центр(-0,2%).

В чем секрет поразительного единодушия в оценках совершенно разных и довольно жестко конкурирующих между собой социологических служб «большой тройки»? Сами социологи говорят о том, что прогнозы, базирующиеся на данных массовых социологических прогнозов и современных математических моделях, а также уровень социологической экспертизы становятся все более точными и надежными.».

Таким образом, можно сделать вывод: 1) чужое мнение для нашего избирателя значит не много; 2) жители крупных городов более критичны и самостоятельны в политике; 3) при огромных возможностях влияния СМИ на общественное мнение, уровень социологической экспертизы становится все более точным и надежным.


Список использованной литературы:

1.Российская газета

2.Газета Ветеран

3.Газета Куюргаза

4.Интернет

5.Обществознание. 11класс. Л.Н Боголюбов.

Ученые, изучавшие роль СМИ в политической жизни, пришли к выводу о том, что ни один кандидат в представительные органы власти не будет иметь серьезных шансов на избрание, если не сможет использовать телевидение и другие СМИ. Роль СМИ в избирательных кампаниях, особенно с распространением телевидения, значительно возросла. Это нашло отражение в структуре расходов участвующих в выборах партий и кандидатов: оплата газетной площади и эфирного времени на радио и телевидении для публикации агитационных материалов составляет существенную часть затрат.

Внимание СМИ к возможным участникам выборов нарастает еще до начала избирательной кампании. А политические и общественные деятели, имеющие намерение быть кандидатами, стремятся привлечь к себе внимание СМИ. На этапе предвыборной а гит ации СМИ по сравнению с другими способами воздействия на избирателей (собраниями, встречами кандидатов с гражданам и, митингами и т. д.) обладают особыми возможностями: они способны доставить агитационные материалы в каждый дом. Они могут быть представлены в форме публичных дебатов, дискуссий, круглых столов, пресс-конференций, интервью, показа телеочерков, видеофильмов о кандидате или политической партии.

В избирательные кампании через СМИ широко проникают методы коммерческой рекламы. Партии и деятели, претендующие на избрание, подаются как своего рода товар на политическом рынке. С этой целью к агитации подключаются рекламные компании. Привлекаются консультанты, которые изучают «рынок» (состав, социальное положение, ожидания избирателей), намечают меры, необходимые для продвижения «товара», дают советы нанявшим их участникам предвыборной борьбы. Создаются рекламные материалы с использованием образов политических деятелей, политической символики, кинохроники, мультипликации, музыки и т. п. Вся эта деятельность на выборах получила название «политический маркетинг».

Политическая реклама, подобно рекламе товаров, способна влиять на избирателей, подверженных внушению. Внушение - это процесс эмоционально окрашенного воздействия на людей с помощью слов, жестов, музыки и других средств. Он связан со снижением критичности восприятия внушаемого содержания, отсутствием его понимания, соотнесения с прошлым опытом.

Любая телевизионная реклама должна быть краткой, разнообразной, эмоционально насыщенной. Поэтому современная политическая реклама в основном принимает вид клипов. Вообще клипом называют короткий кино- или видеофильм, обычно снятый по принципу рекламного ролика (малой формы киноискусства).

В политической психологии выделяют четыре вида клипов. Первый нацелен на то, чтобы как можно больше избирателей запомнили фамилию кандидата. Она часто появляется на экране, звучит в песне, стихотворении, сопровождает кадры хроник и, фотографии. Второй вид клипа должен представить программу кандидата в виде одной привлекательной для избирателя идеи. Третий вид - негативный материал о сопернике, например негативные высказывания людей о нем. Наконец, четвертый вид - «ударный» клип, призывающий голосовать за кандидата («Мы - за него!»).

Политический маркетинг наибольшее развитие получил в США. Он распространился и в других странах, имеющих систему выборов.

В ходе предвыборной кампании проводятся опросы общественного мнения. Они выявляют настроения избирателей, волнующие их проблемы, отношение к участникам выборов, предпочтения. Регулярное освещение в СМИ результатов таких опросов поднимает интерес к выборам, создает ощущение соревнования, побуждает следить за ходом избирательного марафона. Однако эти результаты могут влиять на позиции избирателей, поскольку многие из них, не готовые к самостоятельному выбору, склонны голосовать, ориентируясь на мнение большинства.

Опыт новейшего времени свидетельствует, что в некоторых случаях СМИ, имеющие различную идейно- политическую ориентацию, на выборах фактически принимают на себя роль политических партий. Они ведут борьбу за аудиторию, способствуя увеличению числа сторонников той или иной политической позиции, того или иного кандидата.

Однако нельзя преувеличивать влияние СМИ. На человека одновременно воздействуют многие институты: семья, школа, армия, церковь, община, а также межличностное общение. Потоки информации взаимодействуют и как бы пересекаются с ними, они преломляются в сложившихся ранее взглядах, устоявшихся традициях, жизненном опыте, его влияние в результате изменяется.

Особое значение имеет компетентность гражданина, его политическая культура, способность различать объективную информацию и политические манипуляции, отбирать полезные для себя сведения и противостоять ухищрениям политического маркетинга. В наше время невозможно ориентироваться в жизни общества, игнорируя СМИ. Знания о возможностях современных СМИ, их плюсах и минусах помогают каждому определить собственную политическую позицию.

    Основные понятия: средства массовой информации.

    Термины: политическое манипулирование, политический маркетинг, общественное мнение.

ИСТОРИЯ

Общепринятой концепцией понимания места и роли средств массовой информации в политическом процессе в 60-х годах XX века стала теория Клаппера Джозефа, в которой он выразил общие тенденции оценивания средств массовой информации как имеющих минимальное влияние на политической арене, отводя им роль усиления уже существующих предпочтений, сообщения о ходе предвыборной кампании. Работа Клаппера Дж. имела огромные последствия для дальнейших исследований политической коммуникации, поскольку поиск индикаторов непосредственного воздействия средств массовой информации на аудиторию исчез из поля зрения большинства исследователей. Заключение американских исследователей Паттерсона Т. и Мак-Клюэ Р., о том, что средства массовой информации действуют на усиление уже сформировавшихся установок, эмпирически подтверждался исследователями в дальнейшем в течение длительного времени. В результате многочисленных дискуссий среди самих ученых, политиков, журналистов в 70-е годы XX века появилась концепция, весьма популярная и в наши дни. Основываясь на анализе работ Липпмана У., Коэн Б. сформулировал ныне классическое определение такого эффекта массовой информации, как «установление пунктов повестки дня», которое состоит в том, что «пресса не может заставить людей думать определенным образом, но может указать своим читателям, о чем думать».

Что касается современного периода развития концепций роли средств массовой информации в политическом процессе, то, начиная с 80-х годов XX века, в научной среде отсутствует единодушие, характерное для ранних этапов. Часть исследователей вернулась к позиции максимального влияния средств массовой информации на избирателей, другие оценивают возможности СМИ оказывать воздействие на общество более осторожно. Но все же можно выделить тенденцию, свидетельствующую о возрастании возможностей средств массовой информации влиять на общество, об их активном использовании как механизма формирования поведения и общественного мнения.

Например, один из сторонников возрождения концепции значительного влияния средств массовой информации в политическом процессе Джон Зеллер строит три коммуникативные модели, в которых подтверждается гипотеза о том, что влияние СМИ возрастает с увеличением числа полученных сообщений, и влияние это может принимать совершенно определенную форму, зависящую от относительной интенсивности коммуникативных потоков. В итоге Зеллер Д. делает вывод о значительном влиянии средств массовой информации на индивидуальное и общественное сознание, на политические установки и поведение избирателей.

Важнейшим фактором, обеспечивающим влияние СМИ на электоральное поведение является язык политики. Язык политики - особый язык, насыщенный абстракциями, эвфемизмами и иносказаниями. Потребитель массовой информации должен критически подходить к различного рода сообщениям, а не «проглатывать» их. Рассмотрим методы анализа текстов, выступлений, высказываний, которые позволяют раскрыть истинное назначение того или иного текста, дают возможность адресату объективно воспринять сообщение. Такими методами являются контент-анализ и инвент-анализ.

На протяжении всей истории исследований по данной проблематике можно проследить развитие двух основополагающих подходов к изучению способов воздействия средств массовой информации на электоральное поведение, установки избирателей и той роли, которую играют СМИ в политическом процессе.

    подход

Ученые и исследователи утверждают, что средства массовой информации оказывают значительное воздействие на аудиторию, формирование политических ориентации и установок избирателей. Основой для данной концепции послужили работы У.Липманна.

2 подход

Роль средств массовой информации в электоральных коммуникациях сводится к минимуму, их воздействие определяется рядом опосредованных факторов. Исследования Д.Лернера, К. Ховланда показали, что аудитория так же активна, как и сами средства массовой коммуникации. Их работы опровергают концепцию прямого воздействия средств массовой информации на аудиторию.

Кроме названных ученых, необходимо выделить крупного исследователя роли средств массовой информации в избирательном процессе и их влияния на формирование политических ориентации избирателей П. Лазарсфельда. Он пришел к выводу, что средства массовой информации не являются единственным источником политического информирования, межличностное общение здесь не менее важно. П. Лазарсфельд выделил такие характеристики, влияющие на политические предпочтения избирателей, как социальный статус, доход, профессия, религиозная принадлежность и другие, а средства массовой информации работают на усиление уже существующих, ранее сформированных политических установок и ориентации.

Средства массовой информации обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и телевидение.

Они активно влияют не только на восприятие гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе, так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом вопросе. Особенно велика роль средств массовой информации в переходные периоды общественного развития, поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться массовой поддержки политики социальных преобразований.

В последнее время особой популярностью пользуются глобальные компьютерные сети. Интернет охватывает в той или иной степени все аспекты общественной жизни страны. По данным на 2014 год интернетом пользуется 46% или 53,2 млн чел ежедневно! (данные ФОМ) Увеличение числа пользователей неизбежно влечет за собой и постепенное увеличение влияния сети на политическую жизнь страны.

Наиболее наглядно влияние СМИ на электоральное поведение граждан проявляется в ходе предвыборных кампаний. Поскольку прямые выборы федерального уровня в силу своей массовости исключают для большинства избирателей возможность содержательной личной коммуникации с избираемыми, постольку выбор фактически осуществляется между их образами, транслируемыми через различного рода посредников. В такой ситуации чрезвычайно возрастает роль средств массовой информации как одного из основных инструментов доведения образов конкурирующих политических субъектов до избирателя.

Выборы - это поле деятельности для СМИ. В связи с этим наблюдается обострение отношений «пресса - власть». Увеличение конфликтов в информационной сфере следует рассматривать не как чрезвычайную ситуацию, а периодически возникающую реальность. Она характеризуется обострением политической борьбы, возрастанием ответственности всех участников процесса - избирателей, кандидатов, СМИ. Предвыборная кампания позволяет сделать выбор, и здесь роль СМИ переоценить невозможно.

Следует отметить, что именно телевидение играет доминирующую роль в избирательных кампаниях в России. Хотя контроль над электронными СМИ не гарантирует победу на выборах, телевидение обладает огромными возможностями для формирования содержания кампании и управления ею. Необходимым условием для создания такой ситуации является доминирующая позиция того или иного канала и эксплуатация этого СМИ для политических целей. Влияние СМИ имеет многоаспектный характер. Люди в большинстве своем подвержены влиянию всего информационного поля, а не только одного конкретного СМИ. И чем более согласованными оказываются сообщения, получаемые индивидом из различных источников, тем большего эффекта достигает воздействие. Восприятие индивидом того или иного политического персонажа определяется не только (и не столько) последней полученной информацией, но всей суммой ранее воспринятой и усвоенной информации.

Исследователи влияния средств массовой информации на электоральное поведение выделяют 3 модели реагирования избирателей на воздействие масс-медиа:

1. Модель максимальной информационной чувствительности, При которой электоральные предпочтения аудиторий конкретного СМИ напрямую связаны с соответствующим представлением политической партии или политика в этом СМИ.

2. Модель минимальной информационной чувствительности, когда связь между предпочтениями избирателей и информацией, поступающей от средств массовой информации, отсутствует или не является значимой.

3. Модель обратной чувствительности, то есть реакция аудитории конкретного СМИ обратная представлению политика в этом СМИ.

Значимость СМИ заключается не только в самой возможности эффективного информационного влияния на электоральные ориентации активных избирателей, но и в том, каким образом распределяются голоса этой части электората под влиянием СМИ.

Так, согласно опросам ВЦИОМ, в большей степени склонны доверять средствам массовой информации следующие категории респондентов: люди с высшим образованием - почти в два раза чаще, чем имеющие более низкий уровень образования, респонденты с высоким уровнем дохода - почти в два раза чаще, чем люди с более низким доходом, жители крупных городов - в полтора раза чаще, чем жители других населенных пунктов, а также руководители различного уровня, предприниматели и студенты. Можно предположить, что именно эти категории избирателей в наибольшей степени подвержены влиянию СМИ. Лишь треть активного электората может быть признана объектом эффективного пропагандистского воздействия в преддверии выборов. Остальные избиратели, по всей видимости, более устойчивы в своих предпочтениях и принимают решение исходя из более глубоких пристрастий, не столь подверженных прямому информационному насилию (по крайней мере, за короткий период избирательной камлании). Их политические предпочтения, вероятно, определяются не только восприятием конъюнктурной политической информации, но и в существенной степени социальными и культурными позициями.

В связи с этим важно уточнить, что влияние СМИ имеет «кумулятивный» характер, т.е. его эффект может накапливаться. Это влияние больше тогда, когда направленное информационное воздействие по поводу того или иного политического персонажа в СМИ является устойчивым и долговременным. Существуют некоторые косвенные свидетельства увеличения наряду с потреблением политической информации и уровня доверия к сообщениям, транслируемым СМИ.

Перенос центра тяжести борьбы за избирателя из сферы реального социального действия в информационное пространство привел к тому, что многие исследователи, анализируя ход общенациональных избирательных кампаний в последние годы, приходили к заключению о решающей роли масс-медиа в политическом выборе россиян.

СМИ в современном обществе выполняют ряд общих политических функций, основными среди которых являются информационная, образовательная, социализации, критики, контроля, артикуляции и интеграции. Выделяют такие функции СМИ, как инновационная, оперативная, функция формирования общественного мнения, мобилизационная. Все рассмотренные политические функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику.

Таким образом, мы убедились в том, что СМИ имеют огромное значение в современной электоральной коммуникации. Изучили основные подходы к определению роли СМИ, ознакомились с различными моделями реагирования электората на воздействие масс-медиа.

краткое содержание других презентаций

«Порядок проведения выборов» - Принципы избирательного права РФ. Система работы учителя по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию. Система работы по подготовке к ЕГЭ. Кандидат в депутаты Государственной Думы. Избирательная система. День голосования. Какой строки нет в избирательных бюллетенях. Верны ли следующие суждения. Официальный документ в РФ. Требования, являющиеся обязательными для избирательной системы. Принципы подготовки учащихся к ЕГЭ.

«Тест «Основы военной службы»» - Ракетные войска стратегического назначения. Ракетные войска. Сухопутные войска Российской Федерации. Граждане Российской Федерации. Эмблемы видов и родов войск РФ. Точно в цель. Исполнение военнослужащим своего воинского долга. Гангутское сражение. Годен к военной службе. Русская эскадра. Тесты. Сухопутные войска. Военно-Морской Флот Российской Федерации. Воздушно-десантные войска. Полтавское сражение.

«Начало правления Путина» - Президентские выборы. Реформы 1990-х годов. Единство в понимании основных целей. Борьба с организованной преступностью. Отодвинуть олигархов от рычагов. Фракция «Единство». Президент. Результаты досрочных президентских выборов. Общественное мнение. Какую должность занимал В.В. Путин до избрания. 1990-е гг. 28 февраля 2000 г. Приоритетные задачи государства. Долгожданный порядок. Национальный суверенитет.

«Тест по политике» - Стойкое недоверие к власти. Программы своей деятельности. Свободные выборы. Функционирование нескольких политических партий. Положение граждан в условиях тоталитаризма. Политика. Политические партии. Значительное количество голосов. Слово, пропущенное в схеме. Обращение ко всем гражданам страны. Избирательная система Франции. Наличие главы государства. Решите задачу. Парламент. Признание. Видовые признаки понятия.

««Политика» обществознание» - Политическая партия. Партийные системы. Тоталитаризм. Характеристика конфедераций. Политический режим. Демократия. Характеристика консерватизма. Избирательное право. Политические идеологии. Характеристика неоконсерватизма. Монархия. Политическая культура. Политическая система. Виды политики. Государственная власть. Функции и монополии государства. Правовое государство. Авторитаризм. Форма правления.

««ЕГЭ по обществознанию» 11 класс» - Темы эссе. Автор вывел формулу. Результаты выполнения заданий С1-С3. Гражданин Ш. самовольно срубил в лесу ель. Обоснование. Прочитайте текст и выполните задания С4-С7. Один факт насчет отсталости стран. Ученик перечислил все нужные элементы. Работа состоит из трех частей. Типичные ошибки при написании эссе. Критерии оценивания задания С8. Общие критерии оценивания ответа. Результаты выполнения задания С8 (эссе).