Здоровье

Психологическое понятие возраста. Категория возраста Задание для самостоятельной работы

Возраст (в психологии) - конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных собенностей.

Первая попытка системного анализа категории психологического возраста принадлежит Л.С. Выготскому. Психологический возраст он рассматривал как новый тип строения личности и деятельности и характеризовал его с позиций тех психических и социальных изменений, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный момент. Возраст, по определению Л.С. Выготского, это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Учение Л.С. Выготского, которое развивалось и дополнялось его последователями и учениками, - это учение о структуре и динамике возраста.

Структура возраста включает в себя характеристику социальной ситуации развития ребенка, ведущего типа деятельности и основных психологических новообразований возраста. В каждом возрасте социальная ситуация развития содержит в себе противоречие (генетическую задачу), которое должно быть решено в особом, специфическом для данного возраста, ведущем типе деятельности. Разрешение противоречия проявляется в возникновении психологических новообразований возраста. Эти новообразования не соответствуют старой социальной ситуации развития, выходят за ее рамки. Возникает новое противоречие, новая генетическая задача, которая может быть решена благодаря построению новой системы отношений, новой социальной ситуации развития, свидетельствующей о переходе ребенка в новый психологический возраст. Таким образом, по мнению Л.С. Выготского, возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. В каждую данную возрастную эпоху развития личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении, и законы изменения этого целого определяют движения каждой его части.

Как указывает Д.И. Фельдштейн, психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями, в которых осуществляется развитие индивида, характеромвоспитания, особенностями его деятельности и общения. Для каждого возраста существуют своя специфическая «социальная ситуация развития» (Л.С. Выготский), определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному, в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает типичные психологические особенности, общие для людей одного возраста, определяя его специфику, а изменение отношений между этими факторами обусловливает переход к следующему возрастному этапу (Д.И. Фельдштейн). Возрастные ступени отличаются относительностью, условной усредненностью, что не исключает, однако, индивидуального своеобразия психического облика человека. Возрастная характеристика развития отражает определенную систему требований, предъявляемых обществом к человеку на том или ином этапе его жизни, и сущность его отношений с окружающими, его общественное положение. Специфические характеристики возраста определяются особенностями вхождения ребенка в группы разного уровня развития и в учебно-воспитательные учреждения, изменением характера воспитания в семье, формированием новых видов и типов деятельности, обеспечивающих освоение ребенком общественного опыта, системы сложившихся знаний, норм и правил человеческой деятельности, а также особенностями физиологического развития. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности. Ныне принята следующая возрастная периодизация: младенчество (от рождения до 1 года); преддошкольное детство(1-3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет); юность: первый период (старший школьный возраст 15-17 лет), второй период (17-21 год); зрелый возраст: первый период (21-35 лет), второй период (35-60 лет); пожилой возраст (60-75 лет); старческий возраст (75-90 лет); долгожители (90 лет и выше).


Учение Л. С. Выготского о структуре и динамике возраста положило начало системным исследованиям отечественных психологов, его последователей - Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Л. И. Божович и др. В настоящее время в отечественной психологии структуру психологического возраста принято оценивать на основе следующих критериев: социальной ситуации развития, ведущего типа деятельности, центральных новообразований возраста и возрастных кризисов.

В своей периодизации развития Л.С. Выготский предлагает чередовать стабильные и критические возрасты. В стабильных периодах (младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст и т.д.) происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды (кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет, пубертатный кризис, кризис 17 лет и т.д.) эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникшихнеобратимых новообразований.

Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги – переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа:

Предкритический – отказ от прежних форм отношений и поведения;

Критический – идет поиск новых форм поведения;

Посткритический – отработка усвоенных форм поведения.

Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений с взрослыми.

Возраст и возрастная периодизация

1. Понятие возраста в психологии

2. Структура психического возраста

3. Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация»

Понятие возраста в психологии

Возраст в психологии имеет следующие значения:

1) конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физических и психических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, а являющимися общими для всех людей.

2) понятие общественно-историческое. Данный подход в понимании возраста внесли рабо­ты П.П. Блонского, Л.С. Выготского, которые показали, что детство меняется на каждой стадии развития человечества.

3) относительно заданный цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Возраст - понятие неоднородное. Выделяются возраст абсо­лютный и возраст условный.

Возраст абсолютный (календарный, паспортный, хронологиче­ский) - это длительность существования объекта, его локализация во времени, выражается количеством временных единиц.

Возраст условный, или возраст развития, включает:

Ø возраст биологический определяется состоянием обмена ве­ществ и функций организма по сравнению со статистическим средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хроноло­гического возраста.

Ø возраст социальный измеряется путем соотнесения уровня со­циального развития ребенка (например, овладения определенным набо­ром социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Ø возраст психический определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующими среднестатистическими нормами для данного возрастного периода.

Структура психического возраста

Структуру возраста составляют:

Ø характеристика социаль­ной ситуации развития,

Ø нормативные кризисы,

Ø ведущий тип деятельности,

Ø психические новообразования.

Состо­яние каждого из названных компонентов отличает один возраст от другого, поэтому их одновременно можно рас­сматривать и как критерии возрастного развития.



Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация»

Периодизация психического развития - выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития.

Зигмунд Фрейд считал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Детская сексуальность понимается 3. Фрейдом широко, как все, приносящее телесное удовольствие, - поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д. Он выделил пять периодов психосексуаль­ного развития:

1. Оральная стадия (от рождения до 1 года). Удов­летворение сексуальной потребности реализуется че­рез рот путем сосания. Объектом, с помощью которого желания ребенка осуществляются, является мать. В основе отношений ребенка и взрослого должна лежать привязанность . Привязанность определяется им как разновидность душевных связей, выступающая как стремление к близости, достигнув которой человек ис­пытывает чувство безопасности и комфорта.

2. Анальная стадия (1-3 года); связана с приуче­нием ребенка к туалету. Он учится выстраивать свое поведение в соответствии «с реальностью». При этом одни дети преподносят требуемое поведение как пода­рок, другие привлекают внимание родителей задерж­кой. На этой стадии полностью выделяется инстанция «я», и начинает выделяться «сверх Я» (требования родителей к опрятности).

3. Фаллическая стадия (3-5 лет); Основной орган понятен из названия стадии. В этот период проявляют­ся: у мальчиков «эдипов комплекс», у девочек - «ком­плекс Электры», выраженные как влечение к родите­лю противоположного пола. Примерно в 5 лет проис­ходит формирование всех личностных инстанций: «я»; «оно»; «сверх я» и таким образом завершается разви­тие личности.

4. Латентная стадия (5-12 лет); У ребенка как бы наступает затишье влечений, энергия направляется на обучение и установление связей в своей социальной группе.

5. Генитальная стадия (12-18 лет – подростковый возраст). Мощным фактором развития становится по­ловое влечение, с ним связаны интересы и поведение. Однако социальные ограничения в виде «супер-эго» могут препятствовать удовлетворению этого влечения, и тогда подросток «включает» защитные механизмы: аскетизм (отказ от удовольствий с демонстрацией чув­ства превосходства над низменными потребностями) и интеллектуализацию (увлечение теоретизированием, уход в науки, книги).

Эрик Эриксон открыл и представил восемь стадий психосоциального развития. Основное положение – человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий.

Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон понимает следующее:

1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия;

2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последовательность развития.

Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том, что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения последовательно всех стадий.

Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости, необходимого и достаточного для данной стадии.

Движущими силами развития психики человека являются внутренние противоречия, конфликты, успешно разрешая которые личность развивается.

В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует здоровое развитие личности в дальнейшем. Задача личности – адекватно решать каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью.

№ п/п Стадия развития Нормальная линия развития
Раннее младенчество (от 0 до I г.) Доверие к людям как взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей
Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, но еще зависимого от родителей человека.
Раннее детство (около 3-5 лет) Активность. Живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение, инициативность
Среднее детство (от 5 до 11 лет) Трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям, развитию познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач, нацеленность фантазии и игры на лучшие перспективы, активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу
Половая зрелость, подростничество и юность (от 11 до 20 лет) Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы - планов на будущее, самоопределение. Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение Четкая половая поляризация в формах поведения. Формирование мировоззрения Взятие на себя лидерства в группах сверстников и при необходимости подчинение им. Становление индивидуальности.
Ранняя взрослость (от 20 до 40-45 лет) Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью.
Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет) Творчество. Зрелая, полноценная, разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, гордость за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения.
Поздняя взрослость (свыше 60 лет) Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна Состояние умиротворения.

Жан Пиаже разработал периодизацию интеллек­туального развития. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трёх больших периодов, в течение которых происходит становление трёх основных интеллектуальных структур. Основной критерий - интеллект.

Его периодизация включала четыре стадии:

Ø стадия сенсорных операций (от полутора до двух лет) – ребенок познает себя как субъек­та действия, понимает постоянство внешнего мира, начало волевого управления собствен­ным поведением;

Ø дооперациональная стадия (от двух до семи лет) – усвоение языка, представление предме­тов словами, эгоцентризм мышления, класси­фикация предметов по отдельным признакам;

Ø стадия конкретных операций (от семи до двенад­цати лет) – возникновение элементарных логи­ческих рассуждений, усвоение представлений о сохранении числа, массы. Классификация пред­метов по отдельным существенным признакам;

Ø стадия формальных операций (начиная с две­надцати лет) – способность мыслить логичес­ки, пользуясь абстрактными понятиями. Спо­собность выполнять умственные операции, формулировать и проверять предположения.

Даниил Борисович Эльконин считал, что процесс формирования личности происходит в форме освоения двух групп деятельностей:

1) деятельности, внутри которых проис­ходит интенсивная ориентация в основных смыслах человеческой деятельности и освоение задач, мотивов и отношений между людьми. В эту группу деятельностей, которые происходят в системе «ребенок – общественный взрослый» автор включает следующие виды:

Ø непо­средственно-эмоциональное общение младенца;

Ø ролевую игру до­школьников;

Ø интимно-личное общение подростков.

2) деятельности, внутри которых проис­ходит усвоение общественно выработанных способов действий с пред­метами. В эту группу деятельностей, происходящих в системе «ребенок – общественный предмет» входят:

Ø манипулятивно-предметная деятельность ребенка раннего возраста;

Ø учебная деятельность ребенка раннего возраста;

Ø учебная деятельность младшего школьника;

Ø учебно-профессиональная деятельность старших школьников.

Hecooтветствие между мотивационно-потребностной сферой ребенка, которая формируется в процессе деятельности первой груп­пы и операционально-техническими его возможностями, которыми он овладевает в процессе деятельностей второй группы, и есть основное движущее противоречие психического развития ребенка. Это несоот­ветствие вызывает смену ведущей деятельности.

Д.Б Эльконин выделил следующие виды ведущих деятельностей, которыми отличается каждый период детства.

1. Младенчество (0-1 год) – непосредственно-эмоциональное общение.

2. Раннее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность.

3. Дошкольный период (3-6,7 лет) – ролевая игра.

4. Младший школьный возраст (7-10 лет) – учебная деятельность.

5. Подростковый возраст (10-15 лет) – интимно-личное общение.

6. Ранняя юность (16-18 лет) – учебно-профессиональная деятельность.

Итак, Д.Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодич­ности разных типов деятельностей. За деятельностью одною типа, ориен­тацией в системе отношений следует деятельность другого типа, в кото­рой происходит ориентация в способах употребления предметов. Между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития по­строена по одному принципу. Она открывается ориентацией в среде че­ловеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом.

В отечественной возрастной психологии наибо­лее распространенной является следующая периоди­зация:

Возраст Временные границы Кризис Ведущая деятельность Социальная ситуация развития Ведущие новообразования
Младенчество 0-1 Рождения, одного года Эмоциональное общение со взрослыми Единство, слитность со взрослым «Комплекс оживления», автономная детская речь
Раннее детство 1-3 Трех лет Предметная Начало отделения от взрослого «Самость», символизм
Дошкольное детство 3-6(7) Семи лет Ролевая игра Выполнение действий под наблюдением взрослого Произвольность, рефлексия, самосознание, соподчинение мотивов
Младший школьный возраст 6(7)-10(11) Семи лет Учебная Начало ориентации на сверстников Произвольность, рефлексия, самосознание, внутренний план действий, соподчинение мотивов
Средний школьный возраст, подростковый возраст 10(11)-14(15) Подрост-ковый Эмоциональное общение со сверстниками Максимальная ориентация на сверстников Чувство взрослости
Старший школьный возраст, (ранняя юность) 14(15) -16(17) Самоопре-деления Учебно-профессиональная Автономизация от взрослых Формирование самосознания и мировоззрения
Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25 Трудовая деятельность, профессиональная учеба Освоение профессионально-трудовых умений
Зрелость: 25-45 лет -взрослость, 45-60 лет – зрелость, 60-75-пожилой возраст, 75 и далее- старость Свыше 25 лет Кризис 30 лет, Кризис смысла жизни, Кризис ухода на пенсию

В числе наиболее поздних периодизаций можно назвать периодизацию Джейн Ловингер (1976) и Ро­берта Кегана (1982). Стадии возрастного развития Д. Ловингер выделяются на основе развития когнитив­ных способностей и морального развития личности. Р. Кеган также использует комплексный подход к периодизации, объединяя аспекты когнитивного развития с аспектами развития личности.

В.И. Слободчиков рассматривает значение возрас­та в контексте проектирования образования. В предла­гаемой им периодизации развития каждая возрастная ступень являет собой уровень становления субъектив­ности человека в онтогенезе. Каждая возрастная сту­пень, вместе с тем, означает смену режима индивиду­альной жизни. В.И. Слободчиков выделяет следующие стадии развития в онтогенезе:

Ø Ступень оживления (включает новорожденность и младенчество);

Ø Ступень одушевления (раннее и дошкольное детство);

Ø Ступень персонализации (отрочество и юность);

Ø Ступень индивидуализации (молодость и взрос­лость);

Ø Ступень универсализации (зрелость и старость).

До настоящего времени нет четкой периодизации отдельных фаз развития взрослого человека. У разных зарубежных и отечествен­ных авторов эти фазы существенно варьируются. Одной из более удачных можно считать периодизацию, предложенную в 1964 году Дж. Биреном . В частности, после юности он выделил такие возрас­тные периоды:

Ø Ранняя зрелость (17-25 лет).

Ø Зрелость (25-50 лет).

Ø Поздняя зрелость (50-75 лет).

Ø Старость (свыше 75 лет).

Лечебное дело

Модуль 1. Общая психология

Лекция №7. Формирование и развития личности

1. Понятия «психическое развитие», «возраст», «возрастные кризисы». Закономерности психического развития.

Цель: Дать общее представление о формировании и особенностях развития личности человека; о различных подходах в решении вопроса о путях развития личности. На примере теории Э.Эриксона продемонстрировать существующие теории развития. Ввести понятия «биогенетический подход», «социогенетический подход», «деятельностный подход», «возраст», «возрастные кризисы». Познакомить с существующей возрастной периодизацией развития.

Психическое развитие – это процесс, развертывающийся во времени и сопровождающийся как количественными, так и качественными изменениями.
Развитие является результатом процессов внутреннего созревания (ЦНС, эндокринной системы, нервно-мышечного аппарата) и внешнего воздействия окружающей среды (родителей, учителей). И те, и другие условия могут либо способствовать, либо препятствовать развитию ребенка.
- Вот почему, ядром большинства теорий психического развития, является выявление его движущих сил, т.е. роли соотношения внутренних (наследственных) и внешних (социальных) факторов в становлении человека.
Выделяют следующие подходы в решении вопроса о движущих силах развития личности ребенка: биогенетический, социогенетический и деятельностный.
Представители биогенетического подхода утверждают, что в основе развития личности лежат биологические процессы созревания организма. На становление личности сказываются, в первую очередь, генетические особенности человека.
Представители социогенетического подхода уверены, что развитие личности, определяется, в первую очередь, социальными факторами. Личность рассматривается исходя из структуры общества, способов социализации, форм взаимоотношений людей друг с другом.
Деятельностный подход признает влияние на развитие личности и биологических факторов, и социальных. Однако решающую роль отводит активности самой личности. Благодаря активности, способности к саморегуляции, сознательной деятельности, появляется возможность осознанно влиять на свое развитие.
Под влиянием биологических факторов стадии развития (возрастные периоды) последовательно сменяют друг друга. Возраст , в психологии, определяется как относительно ограниченная во времени ступень психического и личностного развития человека, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными особенностями. Так, например, можно говорить о психических особенностях общих для младенцев, подростков, взрослых и пожилых людей. Особенности возраста определяются многочисленными условиями : системой требований, предъявляемых человеку на данном этапе, отношениями с окружающими людьми, знаниями и умениями, которыми человек овладевает и т.д.
Критериями развития психики (согласно теории Л.С.Выготского) выступают новообразования , представляющие собой те психические и социальные изменения, которые впервые возникли на данной возрастной ступени. Они то и определяют сознание человека, отношение к окружающему миру, внутреннюю и внешнюю жизнь. В подростковом возрасте, например, появляется чувство взрослости и негативизм; в юности появляется профессиональное самоопределение и ответственность; в зрелости – устремленность к профессиональным вершинам, стабильные профессиональные притязания.
Психическое развитие имеет ряд закономерностей.
1) Неравномерность . Различные психические функции и свойства личности не находятся на одном уровне развития. Одна из причин такого явления – то, что отдельные процессы и свойства могут формироваться лишь на основе уже сформированных других психических процессов и свойств.
2) Интеграция . Психика по мере развития приобретает все большую целостность, устойчивость. Психические состояния перерастают в черты личности.
3) Пластичность и возможность компенсации. При слабой одной функции можно усилить развитие других функций (слабую память можно компенсировать смысловой организацией материала).

В настоящее время в нашей стране существует следующая возрастная периодизация жизни человека.
1. Младенчество – до 1 года
2. Раннее детство – 1-3 года
3. Дошкольное детство – 3 – 6-7 лет
4. Младший школьник – 6-7 – 10 лет
5. Подростковый возраст – 10-15 лет
6. Юность – 15-21 (15-17; 17-21)
7. Зрелый возраст – 21-60 (21-35; 35-60)
8. Пожилой возраст – 60-75 лет
9. Старческий возраст – 75-90 лет
10. Долгожители – свыше 90 лет

Существуют различные виды возрастов.
- Какие вы знаете виды возрастов? Чем характеризуется биологический, паспортный?
Паспортный возраст определяется количеством прожитых лет.
Биологический возраст характеризуется степенью зрелости и сохранности организма.
Социальный возраст зависит от тех ролей и функций, которые выполняет человек.
Психологический возраст определяется характером планов, жизненных перспектив, а также насыщенностью событиями жизни человека. Чем больше у человека нереализованных планов, тем меньше его психологический возраст.
- Говорят, где-то на Кавказе, есть старое кладбище, где на могильных плитах можно встретить такие надписи: «Сулейман Бабашидзе. Родился в 1820 году. Умер в 1858 году. Прожил 3 года», «Нугзар Гаприндашвили. Родился в 1840 году. Умер в 1865 году. Прожил 120 лет»… Смыл этих надписей в том, что так односельчане оценивали насыщенность и общую ценность жизни человека.
Психическое развитие человека характеризуется наличием сенситивных и критических периодов .
Сенситивные периоды развития – это периоды наибольшей чувствительности функций, готовности к разным видам деятельности. Например, периодом сенситивности к освоению языка, является 2-3-ех летний возраст.
Критические периоды (возрастные кризисы) – это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) этапы онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и прерывающие стабильный ход развития. Они представляют собой переходные фазы от одного возрастного периода к другому, своеобразные переломные моменты человеческого развития, в недрах которых зреет качественный скачок, переход на новый уровень развития.
Выделяют следующие возрастные кризисы: кризис 1 года, кризис 3 лет, подростковый кризис, кризис 30 лет, кризис 45 лет и кризис ухода на пенсию.
Первый такой кризис характеризует период между младенчеством и ранним детством – кризис 1 года . Он характеризуется всплеском самостоятельности ребенка, становлением ходьбы, речи, появлением у него аффективных реакций. Вспышки аффектов возникают у ребенка, когда взрослые не понимают его желаний, слов, жестов или не выполняют того, что он хочет. Особенно остро ребенок может реагировать на запреты, слова «нельзя» и «нет». Терпение и выдержка родителей, предоставление некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.
Следующий кризис – кризис 3 лет . К трем годам у ребенка возникает большое стремление к самостоятельности, что выражается в словах «Я сам», «Я хочу». Впервые ребенок осознает себя как нечто отличное от всех остальных, от всего другого мира. Формируется «образ-я». Если раньше ребенок, говоря о себе, говорил: «Ваня хочет кушать», то теперь он говорит: «Я хочу кушать». Стремясь быть, как взрослый, ребенок хочет выполнять ту деятельность, которую он наблюдает у взрослых: зажигать свет, ходить в магазин, варить обед и т.д. Недостаточный учет этой потребности к самостоятельности, а тем более подавление ее может быть причиной фрустрации, повышенной нервности ребенка. Это период упрямства и негативизма, направленные против взрослых. Происходит обесценивание взрослых, что может выражаться в таких заявлениях в адрес взрослых, как «дурак», «пьяница», и при этом совершенно неважно, что его папа умница, и совершенно не пьет. В семьях с единственным ребенком, нередко проявляется стремление к деспотизму (желанию властвовать и управлять поведением взрослых).
Традиционно выделяют подростковый кризис . Он характеризуется взрывом непослушания и трудновоспитуемости подростка. Большинство психологов причину такого поведения усматривают в особенностях социально-психологической ситуации развития подростка. У подростка формируется «чувство взрослости» и он стремится быть взрослым и совершать взрослые поступки: курить, употреблять алкоголь, иметь первый сексуальный опыт. Однако в социально-психологическом плане, он к этому еще не готов. Если взрослые не стремятся перестаивать свое поведение с учетом новых реалий и продолжают сохранять «детские» формы своих взаимоотношений с подростком, это может привести к обострению и ухудшению ситуации, к утрате доверия и взаимопонимания.
- О других кризисах вы найдете дополнительную литературу и подготовите самостоятельно.

Теория развития личности в течение жизни была разработана американским психологом Э. Эриксоном . Развитие личности трактуется как закономерная смена этапов, на каждом из которых происходят качественные преобразования внутреннего мира, отношений и поведения человека. В результате, человек, как личность, приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития.
Личностные новообразования могут возникать, согласно Эриксону, лишь тогда, когда в прошлом для них были созданы соответствующие психологические предпосылки – условия, подготовленные всем ходом предшествующего развития.
Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает не только положительные, но и отрицательные качества (недостатки). В своей теории Э.Эриксон представил две простые линии личностного развития: нормальную и аномальную. В жизни в чистом виде они почто не встречаются, но зато отражают различные промежуточные варианты и комбинации. Эриксон выделил восемь стадий личностного развития человека.
На первой стадии (до года) развитие ребенка определяется общением с ним взрослых людей, в первую очередь, матери. Она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Возникают предпосылки к появлению стремления к людям или отстранения от них.
Вторая стадия развития (до трех лет) связана с формированием независимости и самостоятельности, уверенности в себе. Их становление в значительной мере зависит от особенностей общения и обращения взрослых с ребенком. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности и опрятности.
На третьей стадии (3-5 лет) ребенок убежден, что он личность, так как умеет бегать, и говорить, расширяется область овладения миром. У ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре.
На четвертой стадии (5-11 лет) ребенок уже исчерпывает возможности развития в семье, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям. Для ребенка характерно трудолюбие стремление к достижениям, развитие познавательных и коммуникативных навыков.
Пятая стадия (11-20 лет) включает в себя период половой зрелости, отрочество и юность. Если на раннем этапе имеет место бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит; то на следующем этапе молодой человек осуществляет жизненное самоопределение, ищет свое профессиональное призвание. Перед ним встают вопросы: кем быть? и каким быть? Идет процесс формирования мировоззрения, активный поиск себя.
На шестой стадии (20 – 40-45 лет) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей социальной группой. Человек приобретает новые жизненные и социальные роли, позволяющие по новому смотреть на многие вещи. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа.
Седьмая стадия (40-45 – 60 лет) это взрослый этап развития личности. Продолжается развитие идентичности, самовыражение и принятие себя. Трудовая деятельность выступает как условие проявления зрелости. Зрелая полноценная разнообразная жизнь. Обучение и воспитание нового поколения.
На восьмой стадии (свыше 60 лет) наступает осознание полноты жизни. Постоянные раздумья. Принятие прошлой жизни такой, какая она есть. Понимание ого, что смерть не страшна.
В итоге личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих проявлениях образование. Устойчивость личности характеризуется последовательностью действий и предсказуемостью поведения человека, придает его поступкам закономерный характер. Стержневые свойства личности и их устойчивое сочетание определяют социальную значимость и поведение человека в целом.

2. Теория развития Э. Эриксона.

Возраст. Возраст-конкретная относительно ограничен­ная во времени ступень психического развития. Она характеризу­ется совокупностью закономерных физиологических и психологи­ческих изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей (поэтому они называются типологическими). Возрастные психологические особенности обусловлены конкретно-исторически­ми условиями, в которых развивается человек, наследственностью и в некоторой степени-характером воспитания, особенностями деятельности и общения индивида, которые в основном лишь ока­зывают влияние на временные сроки перехода от одного возраста к другому.

Для каждого возраста существует своя специфическая социаль­ная ситуация развития, т. е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности. Взаимодействие внешних и внутренних факторов порождает ти­пичные психологические особенности, общие для людей одного возраста.

Движущие силы развития. Личность развивается в силу воз­никновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловли­ваются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и общест­вом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликт­ный характер (например, конфликты между ребенком и родителя­ми), сами по себе еще не становятся двигателем развития. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводя­щей к образованию новых свойств и качеств личности. Одни про­тиворечия, преодолеваясь, сменяются другими. Если они не нахо­дят своего разрешения, возникают задержки развития, кризисные явления, а в тех случаях, когда они относятся к мотивационной сфере личности, и болезненные ее нарушения, психоневрозы.

Одним из основных внутренних противоречий, по-своему про­являющимся на различных этапах развития личности, является расхождение между возникающими у нее новыми потребностями и достигнутым уровнем овладения средствами, необходимыми для их удовлетворения. В общественных условиях жизни личности первая сторона опережает вторую. В развитии личности постоян­но возникают противоречия между достигнутым ею уровнем пси­хического развития и. образом ее жизни, занимаемым местом в системе общественных отношений, выполняемыми обществен­ными функциями. Личность перерастает свой образ жизни, и он отстает от ее возможностей, не удовлетворяет ее. Растущая личность стремится к новому положению, новым видам общест­венно значимой деятельности (в школе или вне ее) и в реализа­ции этих стремлений находит новые источники своего развития.

Обучение и воспитание содействуют не только успешному пре­одолению возникающих в жизни личности внутренних противоре­чий, но и их возникновению. Воспитание ставит перед личностью новые цели и задачи, которые осознаются, принимаются или отвергаются ею, становятся (или не становятся) целями и задачами ее собственной деятельности. Возникают расхождения между ни­ми и сложившимися у личности средствами их достижения, побуж­дающие ее к самодвижению. Создавая оптимальные меры этих расхождений, обучение и воспитание успешно формируют новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности на­ходить соответствующие требованиям общества и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельно­сти, к самоутверждению (123, с. 144-148).

Социальная ситуация развития. Каждый возрастной этап ха­рактеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста заполнена специфическим содержанием: особы­ми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, веду­щей для данного этапа развития деятельностью - игрой, учением, трудом. На каждом возрастном этапе существует также опреде­ленная система прав, которыми пользуется ребенок, и обязанно­стей, которые он должен выполнять.

Характер занимаемого ребенком положения определяется, с одной стороны, объективными нуждами общества, с другой-су­ществующими в данном обществе представлениями о возрастных возможностях ребенка и о том, каким он должен быть. Эти пред­ставления складываются стихийно, на основе длительного истори­ческого опыта, и в основных чертах они сходны между собой и соответствуют действительному ходу детского развития.

Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуаль­ного развития я степени готовности, достигнув определенного воз­раста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и дея­тельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

Таким образом, социальная ситуация развития-это особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, ти­пичное для каждого возрастного этапа. Оно определяет как дина­мику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно своеобразные психологи­ческие образования, возникающие к его концу (32, с. 152; 36, с. 47).

Кризисы возрастного развития. Под кризисами имеются в ви­ду переходные периоды от одного этапа детского развития к дру­гому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Такие периоды характеризуются отмиранием старого, когда ребенок те­ряет многое из приобретенного прежде. Основной смысл переход­ного периода состоит в позитивных изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько это­го требует развитие новых свойств и черт.

Центральное для определенного возраста новообразование, являющееся как бы обобщенным результатом, итогом всего пси­хического развития ребенка, несет в себе побудительную силу, а становится исходным для формирования личности ребенка следу­ющего возраста. Это дает право рассматривать кризисы в качест­ве переломных этапов онтогенетического развития личности.

Все возрастные кризисы характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными; часто вступают в конфликт с ок­ружающими взрослыми, особенно родителями и воспитателями;

у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшим­ся требованиям, доходящее до упрямства и негативизма. Такую реакцию на стыке двух возрастов дают дети, у которых не удов­летворяются или даже активно подавляются новые потребности, появляющиеся в конце каждого этапа психического развития вме­сте с центральным новообразованием соответствующего возраста (35, с. 26-27; 75, с. 8).

Итак, типологическое (возрастное) развитие детей характери­зуется рядом общих, типичных черт. Каждый возрастной период связан с изменением социальной ситуации развития и приносит ребенку особое личностное новообразование.

Обычно наиболее трудно дети, а поэтому их родители и учите­ля, переживают переходные периоды от одного возрастного этапа к другому. Возникающее к этому времени внутреннее противоре­чие между имеющимися у ребенка возможностями и новыми по­требностями становится одной из основных движущих сил разви­тия, так что к внутренним конфликтам на границах возрастов взрослым следует относиться спокойно. Они могут помочь ребенку в расширении его возможностей, в овладении средствами, необ­ходимыми для удовлетворения новых потребностей, и освоения новых сфер жизни. Если же новая потребность подавляется внеш­ними социальными требованиями, то кризис у него обостряется и затягивается. В переходные периоды родителям и учителям особенно нужны терпение, тактичность и знание возрастных осо­бенностей. Жесткое давление на ребенка, переживающего кризис, не приносит ожидаемых результатов.

Развитие каждого человека можно представить как закономерную смену возрастных периодов.

Понятие возраста включает в себя ряд аспектов:

1) Хронологический возраст, определяется продолжительностью жизни

человека (по паспорту);

2) Биологический возраст - совокупность биологических показателей,
функционирование организма в целом (кровеносная, дыхательная,
пищеварительная системы и т.п.);

3) Психологический возраст - определенный уровень развития психики, в
который включается:

а) умственный возраст

б) социальная зрелость (человек должен быть адаптирован к среде, которая
его окружает)

в) эмоциональная зрелость : произвольность эмоций, уравновешенность,
личностную зрелость.

В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают.

Возраст, по словам Л.С.Выготского, это временная характеристика онтогенетического развития, относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

Возраст - относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.

Л.С.Выготским было создано учение о структуре и динамике возраста,которое положило начало системным исследованиям его последователей -Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Л.И.Божович и др.

СТРУКТУРА ВОЗРАСТА




ВЕДУЩИЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

ПСИХИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ


ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ


1. Социальная ситуация развития - это специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и окружающей его действительностью, выражаемое в его переживаниях и реализуемое в совместной деятельности с другими людьми. Это основной источник развития, тот путь, на котором социальное становится индивидуальным.

2.Ведущий тип деятельности - деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.

А.Н.Леонтьев назвал 3 основных признака ведущей деятельности:

1. это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой
дифференцируются другие, новые виды деятельности (обучение
возникает в игре, ребенок начинает учиться играя)

2. это такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются
частные психические процессы (в игре формируется активное
воображение, в учении - абстрактное мышление)

3. это такая деятельность, от которой зависят ближайшие основные
психологические изменения личности ребенка (в игре дошкольник
осваивает нормы поведения)

3.Центральные новообразования возраста - это результат и продукт возрастного развития; это то принципиально новое в психическом развитии, что появляется на определенном его этапе, к концу конкретного возраста (произвольность психических процессов к концу дошкольного и самосознание к концу подросткового возраста)

4.Возрастные кризисы - это переломные точки на кривой развития, отделяющие один возраст от другого; это относительно непродолжительные по времени периоды, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, необходимые для нормального поступательного развития.

Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных (литических) и критических периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте.

На этих этапах развития происходит коренная смена всей социальной ситуации развития ребенка (возникновение нового типа отношений со взрослым), смена одного вида деятельности другим.

Хронологические границы кризисов весьма условны и зависят от индивидуальных, соцеокультурных и других параметров.

Л.С.Выготский описал следующие возрастные кризисы:

Кризис новорожденности

Кризис одного года

Кризис трех лет

Кризис семи лет

Кризис тринадцати лет

Возрастные кризисы не ограничиваются периодом развития личности ребенка, однако кризисные периоды в зрелых возрастах и старости изучены сравнительно мало.