Здоровье

Организм как биологическая система. Биология: вирусы и бактерии В результате какого процесса формируется генотип

Вариант 9. ЕГЭ 2014 ,

При выполнении заданий этой части в бланке от­ветов Ml под номером выполняемого вами задания (А1-А36) поставьте знак «х» в клеточку, номер кото­рой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. Изучение строения мельчайших органоидов клетки и крупных молекул стало возможным после изобретения

1) ручной лупы

2) электронного микроскопа

3) штативной лупы

4) светового микроскопа

А2. Сходство строения и жизнедеятельности клеток всех организмов свидетельствует о (об) их

1) родстве 3) эволюционном процессе

2) многообразии 4) приспособленности

A3. Химическую основу хромосомы составляет мо­лекула

1) рибонуклеиновой кислоты

3) дезоксирибонуклеиновой кислоты

4) полисахарида

А4. Образование из одной материнской клетки двух клеток с диплоидным набором хромосом характерно для процесса

1) митоза 3) созревания яйцеклетки

2) кроссинговера 4) мейоза

А5. Функционируют только в клетке другого орга­низма, используют его аминокислоты, ферменты и энергию для синтеза нуклеиновых кислот и белков

1) бактерии 3) лишайники

2) внесение органических удобрений

3) уничтожение сорняков гербицидами

А26. Природные территории, на которых запреще­ны все виды хозяйственной деятельности человека с це­лью восстановления численности редких видов расте­ний и животных, представляют собой

1) агроценозы

2) заповедники

3) ботанические сады

4) полезащитные лесные полосы

А27. Расщепление липидов до глицерина и жирных кислот с участием ферментов в клетке происходит в

1) митохондриях 3) лизосомах

2) рибосомах 4) хлоропластах

А28. Какое число нуклеотидов на участке гена кодирует первичную структуру белка, состоящего из 300 аминокислот?

А29. При митотическом делении в конце анафазы в клетке человека число молекул ДНК равно

А30. В диплоидном наборе мягкой пшеницы 42 хромосомы. Полученный на его основе новый сорт имеет 84 хромосомы вследствие

1) изменения нормы реакции

2) цитоплазматической мутации

3) хромосомных перестроек

4) нерасхождения хромосом в мейозе

А31. Нарушение процесса формирования веретена деления в мейозе служит причиной появления

1) гетерозиса 3) модификаций

2) полиплоидов 4) генных мутаций

А32. У бамбука, представителя класса Однодольные

1) сетчатое жилкование листьев

2) простые и сложные листья с прилистниками

3) семя содержит две семядоли

4) мочковатая корневая система

А33. У человека в правое предсердие по верхней по­лой вене от сосудов головного мозга и верхних конеч­ностей поступает кровь

1) артериальная 3) смешанная

2) венозная 4) насыщенная кислородом

А34. Внутреннее торможение у человека сопровож­дается

1) угасанием условного рефлекса

2) рефлекторной остановкой дыхания

3) ослаблением безусловных рефлексов

4) формированием безусловного рефлекса

А35. Макроэволюция, в отличие от микроэволюции, ведёт к

1) усилению конкуренции существующих видов

2) образованию новых видов растений и животных

3) образованию крупных таксономических групп

4) ослаблению действия движущих сил эволюции

А36. Верны ли следующие суждения об экосистемах и присущих им закономерностях?

А. Пищевую цепь, начинающуюся с растений, на­зывают цепью разложения или детритной.

Б. Другой тип пищевых цепей начинается от расти­тельных и животных остатков, экскрементов живот­ных, её называют цепью выедания или пастбищной.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

ЧАСТЬ 2

B1. Какие процессы жизнедеятельности происходят в ядре клетки?

1) образование веретена деления

2) формирование лизосом

3) удвоение молекул ДНК

4) синтез молекул иРНК

5) образование митохондрий

6) формирование субъединиц рибосом

В2. Признаки строения и функций поджелудочной железы человека:

1) выполняет барьерную роль

2) вырабатывает желчь

4) имеет внешнесекреторную и внутрисекретор­ную части

5) имеет протоки, открывающиеся в двенадцати­перстную кишку

6) вырабатывает пищеварительный сок, расщепляющий белки, жиры, углеводы

В3. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?

1) наличие воскового налёта на листьях клюквы

2) яркая сочная мякоть у плодов черники

3) наличие млечных желёз у млекопитающих

4) появление полной перегородки в сердце у птиц

5) уплощенная форма тела у скатов

6) двойное оплодотворение у покрытосеменных растений

B4. Установите соответствие между признаком и отделом растений, для которого он характерен.

ПРИЗНАК ОТДЕЛ РАСТЕНИЙ

практически не встречаются

B) жизненные формы: деревья, кустарники и травы

Г) плоды с семенами

Д) у большинства листья игловидные (хвоя)

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

2) биогенное

В5. Установите соответствие между функцией ней­рона и его видом.

A)преобразует раздражения в нервные импульсы

Б) передаёт в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов

B)осуществляет передачу нервных импульсов с одного нейрона на другой в головном мозге

Г) передаёт нервные импульсы мышцам, же­лезам и другим исполнительным органам

ВИД НЕЙРОНА

1) чувствительный

2) вставочный

3) двигательный

В6. Установите соответствие между признаком и формой жизни, для которой он характерен.

ФОРМА ЖИЗНИ

1) неклеточная (вирусы)

2) клеточная (бактерий)

А)наличие рибосом

Б) отсутствие плазматической мембраны

В) не имеет собственного обмена веществ

Г) большинство гетеротрофы

Д) размножение только в клетках хозяина

Е) размножение делением клетки

В7. Установите соответствие между природным объ­ектом и веществом биосферы , к которому его относят.

А) гранит

Б) базальт

В) каменный уголь

ВЕЩЕСТВО БИОСФЕРЫ

2) биогенное

В8. Установите последовательность возникновения групп беспозвоночных животных в процессе историчес­кого развития.

1) плоские черви

2) одноклеточные животные

3) кишечнополостные

4) кольчатые черви

5) колониальные одноклеточные организмы

6) членистоногие

Для ответов на задания этой части (С1-С6) ис­пользуйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т. д.), затем ответ к нему. На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2-С6 - полный развёрнутый ответ.

С1. Какова природа большинства ферментов, и по­чему они теряют свою активность при повышении уровня радиации?

С2. Какой процесс изображён на рисунке? Что лежит в основе этого процесса и как изменяется в результате состав крови? Ответ поясните.

С3. Какое воздействие оказывает гиподинамия (низ­кая двигательная активность) на организм человека?

С4. Приведите не менее трёх прогрессивных биоло­гических признаков человека, которые он приобрёл в

процессе длительной эволюции.

С5. В биосинтезе полипептида участвовали тРНК с антикодонами: УУА, ГГЦ, ЦЩ, АУУ, ЦГУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несёт информацию о синтези­руемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т) и цитозин (Ц) в двуце-почечной молекуле ДНК. Ответ поясните.

С6. Дигетерозиготные растения кукурузы с коричне­вой окраской (А) и гладкой формой (В) семян опылили пыльцой кукурузы с белой окраской семян и их морщинистой формой. В потомстве было получено 4000 семян по­ хожих на родителей (2002 семени коричневых гладких и 1998 семян белых морщинистых), А также 152 коричневых морщинистых и 149 белых гладких семян кукурузы. Доминантные и рецессивные гены данных признаков попарно сцеплены. Составьте схему решения задачи. Определит генотипы родительских растений кукурузы, потомства, дайте обоснование появлению двух групп особей с отличными от родителей признаками.

Элементы ответа:

1) большинство ферментов - белки

2) под действием радиации происходит денатурация, изменяется структура белка-фермента

Элементы ответа:

1) на рисунке изображён газообмен в лёгких (между лёгочным пузырьком и капилляром крови);

2) в основе газообмена лежит диффузия - проникновение газов из места с большим давлением в место с
меньшим давлением;

3) в результате газообмена венозная кровь (А) превращается в артериальную (Б).

Элементы ответа:

1) гиподинамия вызывает застой венозной крови в нижних конечностях, что может привести к ослаблению
работы клапанов и расширению сосудов;

2) понижается обмен веществ, что приводит к увеличению жировой ткани, избыточной массе тела;

3) происходит ослабление мышц, увеличивается нагрузка на сердце и снижается выносливость организма

Элементы ответа:

1)увеличение мозга и мозгового отдела черепа;

2) прямохождение и соответствующие изменения в скелете;

3) освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца всем остальным

2) участок одной цепи ДНК - ТТАГГЦЦЩАТТЦГТ, а состав второй цепи ДНК - ААТЦЦГГЦГТААЩА;

3) число нуклеотидов: А - 7, Т - 7, Г - 8, Ц - 8.

Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей: АаВb и aabb;

2) генотипы потомства АаВb (коричневые гладкие) и aabb (белые морщинистые) - 4000 семян
(2002+1998); Aabb (коричневые морщинистые) и ааВb (белые гладкие) - 152 и 149 семян;

3) появление двух групп особей с отличительными от родителей признаками связано с конъюгацией и перекрестом хромосом, образованием четырёх типов гамет у родительского гетерозиготного организма:
АВ, ab, Ab, аВ.

1. Клетки, образующиеся на начальном этапе дробления зиготы, называют

1. Гаплоидными

2. Эктодермальными

3. Гаметами

4. Бластомерами

Объяснение: дробление - ряд последовательных процессов (митотических делений). При этом образуется две, затем четыре, потом восемь, шестнадцать и так далее клеток, которые называются бластомерами. Правильный ответ - 4.

2. Какое размножение обеспечивает генетическое разнообразие растений?

1. Побегами

2. Семенами

3. Корневищами

4. Корнями

Объяснение: генетическое разнообразие может обеспечить только половое размножение, оно не может происходить при помощи побегов, корневищ и корнями (это вегетативное размножение). Правильный ответ - 2.

3. Генетическая информация зиготы реализуется в процессе

1. Филогенеза

2. Гаметогенеза

3. Эволюции

4. Онтогенеза

Объяснение: в данном вопросе речь идет о развитии одного конкретного организма, поэтому правильный ответом не может быть ни филогенез, ни эволюция (они на уровне одного организма не идут). Гаметогенез - процесс образования половых клеток, то есть происходит до зиготы, так как зиготы - это слившиеся половые клетки. А онтогенез - это развитие организма от зиготы и до смерти, в ходе чего экспрессируются гены данного организма. Правильный ответ - 4.

4. Какие животные имеют прямое постэмбриональное развитие?

1. Млекопитающие

2. Плоские черви

3. Земноводные

4. Бабочки

Объяснение: у насекомых различают развитие с полным и неполным превращением, у плоских червей тоже сложный цикл развития, земноводные развиваются через стадию головастика, а млекопитающие рождаются сразу похожими на взрослое животное. Правильный ответ - 1.

5. Благодаря мейозу и оплодотворению число хромосом в клетках из поколения в поколение

1. Уменьшается

2. Сохраняется постоянным

3. Увеличивается

4. Закономерно изменяется

Объяснение: при мейозе количество хромосом уменьшается вдвое, так как гаметы имеют одинарный набор хромосом, но при оплодотворении происходит слияние половых клеток и слияние гомологичных хромосом, то есть набор хромосом остается постоянным. Правильный ответ - 2.

6. Как называют процесс слияния мужской и женской половых клеток?

1. Опылением

2. Онтогенезом

3. Гаметогенезом

4. Оплодотворением

Объяснение: такой процесс называется оплодотворением, в ходе него образуется зигота, из которой развивается целый организм. Правильный ответ - 4.

7. В результате какого процесса в клетках восстанавливается диплоидный набор хромосом?

1. Митоза

2. Эмбриогенеза

3. Мейоза

4. Оплодотворения

Объяснение: все соматические (неполовые) клетки содержат диплоидный (двойной) набор хромосом. При образовании половых клеток диплоидный набор становится гаплоидным, а при их слиянии (сперматозоида и яйцеклетки) двойной набор восстанавливается. Правильный ответ - 4.

8. Набор генов в дочернем организме значительно отличается от набора генов в родительских организмах при размножении

1. Вегетативном

2. Спорами

3. Половом

4. Почкованием

Объяснение: вегетативное, размножение спорами и почкование относят к бесполому типу, это значит, что дочерние организмы по генотипу не отличаются от материнского по генотипу. А при половом - отличаются. Правильный ответ - 3.

9. Зрелый эритроцит мыши

1. Делится митозом

2. Мейозом

3. Почкованием

4. Не делится

Объяснение: эритроциты мышей, как и эритроциты человека, безъядерные и двояковогнутые. Они не делятся, а образуются кроветворными органами. Правильный ответ - 4.

10. К собственно митозу не относится процесс

1. Образования веретена деления

2. Синтеза ДНК и белков

3. Исчезновения ядерной мембраны

4. Расхождения хромосом

Объяснение: к самому процессу не относится синтез ДНК и белка, а только деление клетки, включающее образование веретена деления, исчезновение ядерной мембраны, расхождение хромосом и еще ряд процессов. Правильный ответ - 2.

11. При половом размножении гаметы образуются у

1. Кишечнополостных

2. Молочнокислых бактерий

3. Инфузорий

4. Бактерий гниения

Объяснение: молочнокислые и бактерии гниения (как и все бактерии) размножаются деление (бесполое размножение), таким же образом размножаются простейшие (инфузория), а кишечнополостные размножаются половым путем. Правильный ответ - 1.

12. Наружный зародышевый листок эмбриона -

1. Собственно дерма

2. Мезодерма

3. Эктодерма

4. Эпидерма

Объяснение: существует три зародышевых листа: эктодерма (внешний слой), мезодерма (промежуточный слой), энтодерма (внутренний слой). Правильный ответ - 3.

13. В основе какого из указанных способов размножения лежит половой процесс?

1. Партеногенез

2. Спорообразование

3. Черенкование

4. Почкование

Объяснение: черенкование и почкование - процессы вегетативного размножения, в которых участвует только одна особь и изменения генетического материала не происходит. Спорообразование - это тоже бесполый процесс, он бывает у растений (служит для расселения и чередуется с половым поколением) и у бактерий (служит для переживания неблагоприятных условий среды). В партеногенезе участвуют только самки, но данный процесс является половым, при этом из женских половых клеток - яйцеклеток - развивается новый организм, но оплодотворения не происходит. Правильный ответ - 1.

14. Особенность бесполого размножения заключается в том, что новый организм развивается из

1. Мужской гаметы

3. Зиготы с двойным набором хромосом

4. Соматической клетки с двойным набором хромосом

Объяснение: бесполое размножение не связано с половыми клетками, поэтому из представленных вариантов ответа бесполое размножение возможно только при развитии организма из соматической клетки с двойным набором хромосом. При вегетативном размножении получается дочерний организм, идентичный материнскому. Правильный ответ - 4.

15. Тип развития животных, который характеризуется сходством потомства с родителями, называют

1. Непрямым

2. Прямым

3. Эмбриональным

4. Постэмбриональным

Объяснение: развитие, при котором детеныш с момента рождения похож на родительскую особь. То есть отсутствуют стадии, например, головастика, гусеницы, куколки и т.д. Правильный ответ - 2.

16. Сходство зародышевого развития позвоночных животных свидетельствует о

2. Связи с окружающей средой

4. Родстве этих животных

Объяснение: как правило, организмы, имеющие определенное родство, имеют и сходное эмбриональное развитие. Подтвердим логику картинкой.

Правильный ответ - 4.

17. Как называется период индивидуального развития организма от стадии зиготы до рождения или выхода из зародышевых оболочек?

1. Онтогенезом

2. Эмбриогенезом

3. Овогенезом

4. Филогенезом

Объяснение: такой период называют эмбриогенезом, так как при этом организм называется эмбрионом. Правильный ответ - 2.

18. В процессе зародышевого развития млекопитающих животных скелетная мускулатура формируется из

1. Энтодермы

2. Мезодермы

3. Нервной трубки

4. Собственно дермы

Объяснение: из эктодермы формируется эпителиальная ткань и нервная система, из энтодермы формируется пищеварительная, дыхательная, выделительная и эндокринная системы, из мезодермы - соединительная, мышечная ткани, почки, сердечно-сосудистая и половая системы. Правильный ответ - 2.

Задания для самостоятельного решения

1. Какое размножение характерно для хвойных растений?

1. Спорами

2. Семенами

3. Почками

4. Черенками

Правильный ответ - 2.

2. К какому способу размножения относят партеногенез?

1. Половому

2. Вегетативному

3. Почкованию

4. С помощью спор

Правильный ответ - 1.

3. Повышению генетического разнообразия потомства способствует размножение

1. Вегетативное

2. Половое

3. Почкованием

4. Столонами

Правильный ответ - 2.

4. Генотип тригетерозиготы обозначается

1. ААВВСС

2. АаВвСс

3. АаВвсс

4. ААввСС

Правильный ответ - 2.

5. Генетически разнообразное потомство цветковых растений формируется в результате размножения

1. Луковицами

2. Клубнями

3. Семенами

4. Черенками

Правильный ответ - 3.

6. В половом размножении растений участвуют

1. Споры

2. Вегетативные почки

3. Гаметы

4. Соматические клетки

Правильный ответ - 3.

7. Частота кроссинговера между двумя генами в хромосоме определяется

1. Доминантностью одного из генов

2. Доминантностью обоих генов

3. Различием в доминантности генов

4. Расстоянием между генами

Правильный ответ - 4.

8. В результате какого процесса формируется генотип потомства?

1. Онтогенеза

2. Оогенеза

3. Сперматогенеза

4. Оплодотворения

Правильный ответ - 4.

9. Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?

1. Обмен веществ

2. Раздражимость

3. Размножение

4. Изменчивость

Правильный ответ - 3.

10. Индивидуальное развитие организма от зиготы до смерти называют

1. Эмбриогенезом

2. Филогенезом

3. Онтогенезом

4. Ароморфозом

Правильный ответ - 3.

11. Какой стадии эмбрионального развития животного соответствует строение взрослой пресноводной гидры?

1. Бластуле

2. Гаструле

3. Нейруле

4. Зиготе

Правильный ответ - 2.

12. Для капустной белянки характерен следующий цикл развития

1. Яйцо → личинка → куколка → взрослое насекомое

2. Яйцо → куколка → личинка → взрослое насекомое

3. Взрослое насекомое → яйцо → личинка

4. Взрослое насекомое → личинка → куколка → яйцо

Правильный ответ - 1.

13. Размножение, осуществляемое путем слияния гамет, называют

1. Бесполым

2. Вегетативным

3. Половым

4. Споровым

Правильный ответ - 3.

14. Органогенез - это процесс формирования в эмбриогенезе

1. Зародышевых листков

2. Зачатков органов и тканей

3. Бластулы

4. Гаструлы

Правильный ответ - 2.

15. Пример полового размножения -

1. Партеногенез

2. Почкование

3. Спорообразование

4. Регенерация

Правильный ответ - 1.

16. При половом размножении, в отличие от бесполого, потомство имеет

1. Признаки одного из родителей

2. Признаки обоих родителей

3. Уменьшенный вдвое набор хромосом

4. Увеличенный вдвое набор хромосом

Правильный ответ - 2.

17. Эмбриональный период у земноводных заканчивается

1. Выходом личинки из яйца (икринки)

2. Заменой наружных жабр внутренними

3. Рассасыванием хвоста

4. Появлением передних конечностей

Правильный ответ - 1.

18. Сходство зародышевого развития позвоночных животных свидетельствует о

1. Способности к обмену веществ

2. Связи с окружающей средой

3. Клеточном строении этих животных

4. Родстве этих животных

Правильный ответ - 4.

19. У большинства животных с прямым развитием из яйца появляется организм,

1. По строению похожий на родителей

2. Значительно отличающийся от родителей

3. Способный к автотрофному питанию

Правильный ответ - 1.

20. В ходе полового размножения организмов у потомков наблюдается

1. Полное воспроизведение родительских признаков и свойств

2. Перекомбинация признаков и свойств родительских организмов

3. Сохранение численности женских особей

4. Преобладание численности мужских особей

Правильный ответ - 2.

21. При партеногенезе развитие организма происходит из

1. Зиготы

2. Неоплодотворенной яйцеклетки

3. Сперматозоида

4. Соматической клетки

Правильный ответ - 2.

22. Бесполое размножение осуществляется у

1. Цветковых растений семенами

2. Птиц с помощью яиц

3. Гидр почкованием

4. Папоротникообразных гаметами

Правильный ответ - 3.

23. У цветковых растений пыльцевые зерна образуются в

1. Рыльце пестика

2. Зародышевом мешке

3. Пыльцевой трубке

4. Пыльниках тычинок

Правильный ответ - 4.

24. Объединение генов родителей происходит при

1. Партеногенезе

2. Гаметогенезе

3. Гаструляции

4. Оплодотворении

Правильный ответ - 4.

25. В результате дробления зиготы образуется зародыш, состоящий из

1. Зачатков нервной пластинки

2. Трех слоев с зачатками хорды и нервной пластинки

3. Одного слоя клеток и полости (бластоцеля)

4. Двух слоев с первичной кишечной полостью

Правильный ответ - 3.

26. Стадия гаструлы в эмбриональном развитии ланцетника характеризуется

1. Дроблением зиготы

2. Образованием эктодермы и энтодермы

3. Закладкой систем органов

4. Формированием однослойного зародыша

Правильный ответ - 2.

27. Процесс образования половых клеток называют

1. Кариокинезом

2. Партеногенезом

3. Онтогенезом

4. Гаметогенезом

Правильный ответ - 4.

28. Размножение растения с помощью отводков называют

1. Вегетативным

2. Почкованием

3. Индивидуальным

4. Споровым

Правильный ответ - 1.

29. Из какого зародышевого листка образуются нервная трубка и эпидермис кожи животных?

1. Мезодермы

2. Эктодермы

3. Энтодермы

4. Бластомера

Правильный ответ - 2.

30. Эмбриональное развитие начинается с

1. Дробления зиготы

2. Образования зачатков органов

3. Формирования гаструлы

4. Образования гамет

Правильный ответ -1.

31. У потомства, полученного при половом размножении, в отличие от бесполого,

1. Проявляются цитоплазматические мутации

2. Особи быстрее достигают зрелого возраста

3. Копируются признаки материнского организма

4. Комбинируются признаки двух родителей

Правильный ответ - 4.

32. Какое размножение обеспечивает генетическое разнообразие растений?

1. Побегами

2. Семенами

3. Корневищами

4. Корнями

Правильный ответ - 2.

33. Анализ стадий эмбриогенеза позвоночных животных служит основой для участия их

1. Особенностей размножения

2. Уровня обмена веществ

3. Модификационной изменчивости

4. Эволюционного происхождения

Правильный ответ - 4.

34. Благодаря мейозу и оплодотворению число хромосом в клетках из поколения в поколение

1. Уменьшается

2. Сохраняется постоянным

3. Увеличивается

4. Закономерно изменяется

Правильный ответ - 2.

35. Как называют процесс слияния мужской и женской половых клеток?

1. Опыление

2. Онтогенез

3. Гаметогенез

4. Оплодотворение

Правильный ответ - 4.

  1. Назовите организмы синтезирующие свою ДНК и белки из нуклеотидов и аминокислот клетки хозяина?
  2. Как называется индивидуальное развитие любого организма от момента оплодотворения до завершения жизнедеятельности?
  3. Чем становится вирус, попавший в живую клетку и меняющий ее обмен веществ?
  4. Как называют одну из стадий зародышевого развития позвоночного животного?
  5. Почему лишайники не выделяют в особое царство?
  6. Участники полового размножения растений?
  7. Что функционирует только в клетке другого организма, используют его аминокислоты, ферменты и энергию для синтеза нуклеиновых кислот и белков?
  8. В результате какого процесса формируется генотип потомства?
  9. Для кого характерна способность к хемотрофному питанию?
  10. Что образуется в организме в результате гаметогенеза?
  11. Что входит в состав вирусов и бактерий?
  12. О чем свидетельствует сходство зародышевого развития позвоночных животных?
  13. Какие организмы питаются готовыми органическими веществами?
  14. Между чем ослабляется конкуренция благодаря непрямому развитию у животных?
  15. Кто встраивает свои нуклеиновые кислоты в ДНК клетки-хозяина?
  16. С помощью чего происходит размножение ландышей в природе?
  17. Что относится к прокариотам?
  18. Когда завершается эмбриональный период в развитии земноводных?
  19. Назовите внутриклеточных паразитов, которые вне клетки существуют в форме кристаллов?
  20. На какой стадии развития насекомые активно питаются и растут, но не способны к размножению?

Варианты ответов:

(необходимо выбрать один вариант из предложенных, после ответа на все вопросы результат теста можно проверить нажав кнопку внизу страницы)

ВНИМАНИЕ ! В тестах возможны ошибки, опечатки, неточности. Если у вас возникли сомнения, сверяйтесь с первоисточником.

Генотип - это совокупность всех генов организма, являющихся его наследственной основой.

Фенотип - совокупность всех признаков и свойств организма, которые выявляются в процессе индивидуального развития в данных условиях и являются результатом взаимодействия генотипа с комплексом факторов внутренней и внешней среды.

Каждый биологический вид имеет свойственный только ему фенотип. Он формируется в соответствии с наследственной информацией, заложенной в генах. Однако в зависимости от изменений внешней среды состояние признаков варьирует от организма к организму, в результате чего возникают индивидуальные различия - изменчивость.

На основе изменчивости организмов появляется генетическое разнообразие форм. Различают изменчивость модификационную, или фенотипическую, и генетическую, или мутационную.

Модификационная изменчивость не вызывает изменений генотипа, она связана с реакцией данного, одного и того же генотипа на изменение внешней среды: в оптимальных условиях выявляется максимум возможностей, присущих данному генотипу. Модификационная изменчивость проявляется в количественных и качественных отклонениях от исходной нормы, которые не передаются по наследству, а носят лишь приспособительный характер, например, усиление пигментации кожи человека под действием ультрафиолетовых лучей или развития мышечной системы под действием физических упражнений и т. д.

Степень варьирования признака у организма, то есть пределы модификационной изменчивости называются нормой реакции. Таким образом, фенотип формируется в результате взаимодействия генотипа и факторов среды, Фенотипические признаки не передаются от родителей к потомкам, наследуется лишь норма реакции, то есть характер реагирования на изменение окружающих условий.

Генетическая изменчивость бывает комбинативной и мутационной.

Комбинативная изменчивость возникает в результате обмена гомологичными участками гомологичных хромосом в процессе мейоза, что приводит к образованию новых объединений генов в генотипе. Возникает в результате трех процессов: 1) независимого расхождения хромосом в процессе мейоза; 2) случайного соединения их при оплодотворении; 3) обмена участками гомологичных хромосом или конъюгации. .

Мутационная изменчивость (мутации). Мутациями называют скачкообразные и устойчивые изменения единиц наследственности - генов, влекущие за собой изменения наследственных признаков. Они обязательно вызывают изменения генотипа, которые наследуются потомством и не связаны со скрещиванием и рекомбинацией генов.

Существуют хромосомные и генные мутации. Хромосомные мутации связаны с изменением структуры хромосом. Это может быть изменение числа хромосом кратное или не кратное гаплоидному набору (у растений - полиплоидия, у человека - гетероплоидия). Примером гетероплоидии у человека может быть синдром Дауна (одна лишняя хромосома и в кариотипе 47 хромосом), синдром Шерешевского — Тернера (отсутствует одна Х-хромосома, 45). Такие отклонения в кариотипе человека сопровождаются расстройством здоровья, нарушение психики и телосложения, снижением жизнеспособности и др.

Генные мутации - затрагивают структуру самого гена и влекут за собой изменение свойств организма (гемофилия, дальтонизм, альбинизм и др.). Генные мутации возникают как в соматических, так и в половых клетках.

Мутации, возникающие в половых клетках, передаются по наследству. Их называют генеративными мутациями. Изменения в соматических клетках вызывают соматические мутации, распространяющиеся на ту часть тела, которая развивается из изменившейся клетки. Для видов, размножающихся половым путем, они не имеют существенного значения, для вегетативного размножения растений они важны.

Генотип – совокупность наследственных признаков и свойств, полученных особью от родителей. А также новых свойств, появившихся в результате мутаций генов, которых не было у родителей. Генотип складывается при взаимодействии двух (яйцеклетки и сперматозоида) и представляет собой наследственную программу развития, являясь целостной системой, а не простой суммой отдельных генов. Целостность генотипа – результат развития, в ходе которого все гены находились в тесном взаимодействии друг с другом и способствовали сохранению вида, действуя в пользу стабилизирующего отбора. Так, генотип человека определяет (детерминирует) рождение ребенка, у зайца – беляка потомство будет представлено зайчатами, из подсолнечника вырастет только подсолнечник.

Генотип – это не просто сумма генов. Возможность и форма проявления гена зависят от условий среды. В понятие среды входят не только условия, окружающие клетку, но и присутствие других генов. Гены взаимодействуют друг с другом и, оказавшись в одном , могут сильно влиять на проявление действия соседних генов.

Фенотип – совокупность всех признаков и свойств организма, сложившихся в процессе индивидуального развития генотипа. Сюда относятся не только внешние признаки (цвет кожи, волос, форма уха или нома, окраска цветков), но и внутренние: анатомические (строение тела и взаимное расположение органов), физиологические (форма и размеры клеток, строение тканей и органов), биохимические (структура белка, активность фермента, концентрация гормонов в крови). Каждая особь имеет свои особенности внешнего вида, внутреннего строения, характера обмена веществ, функционирования органов, т.е. свой фенотип, который сформировался в определенных условиях среды.

Если рассмотреть результаты самоопыления F2, можно обнаружить, что растения, выросшие из желтых семян, будучи внешне сходными, имеющие одинаковый фенотип, обладают различной комбинацией генов, т.е. разный генотип.

Понятия генотип и фенотип – очень важные в . Фенотип формируется под влиянием генотипа и условий внешней среды.

Известно, что генотип отражается в фенотипе, а фенотип наиболее полно проявляется в определенных условиях среды. Таким образом, проявление генофонда породы (сорта) зависит от окружающей среды, т.е. условий содержания (климатические факторы, уход). Часто сорта, созданные в одних районах, мало пригодны к разведению в других.