Дети до года

Что такое целостность человека мистика. Целостный человек. Когда человек является целостной личностью, то он

Обладаете ли вы этой силой?

Наша Вселенная огромный резервуар энергии. Бесчисленное количество квантов, образуя мощные потоки, насыщают Вселенную энергией и образуют общее энергетическое поле Вселенной. Современная квантовая теория утверждает, что всё состоит из энергии, которая является основной величиной, определяющей состояние систем любых размеров, вплоть до бесконечности. Вселенная, которую мы знаем и частью, которой являемся, так же подчинена законам энергии и как и все живое, одухотворена. Тело человека и всё сущее является воплощением энергии. Человек это маленькая Вселенная, которая может производить свою собственную энергию и получать её от большой Вселенной.

Что же такое энергетика человека? Это его жизненная сила, которая складывается из двух составляющих энергии: внешней и внутренней - телесной и духовной. Телесная, во многом зависит от окружающего мира, от экологии, от пищи и воды, которые мы употребляем, от действий, которые мы совершаем. Духовная же зависит от нашего внутреннего состояния - эмоциональной стабильности и позитивных или негативных мыслей и намерений. Телесная энергия аккумулирует внутреннюю, духовную энергию и направляет ее вовне. Наше тело в идеале проводник нашего Духа. Не зря же говорят что гармония начинается изнутри. Чистые искренние позитивные мысли и намерения – основа нашего здоровья. Чистые действия, основанные на гармоничном внутреннем Я – Гармония жизни!

ПРИЗНАКИ СИЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА

Многие люди имеют признаки сильной энергетики и любой человек находящийся возле носителя такой энергетики способен их ощутить. Они проявляются и в чертах характера и поведении таких людей, им присуща харизма, целеустремлённость, уверенность в своих силах, высокая духовность, и многое другое, что указывает на их высокий энергопотенциал.

Энергетический потенциал, которым обладает человек, это его способность вырабатывать собственную энергию, накапливать и усваивать её извне, а так же рационально использовать её. Используя энергию во благо, человек получает назад удвоенный заряд, а значит накапливает силы. Продуцируя отрицательные эмоции, совершая негативные действия, человек теряет силы, а значит и здоровье.

Отдавая, совершая искренние добрые дела, мы тоже получаем. Получаем внутренне. А значит, наше здоровье будет полным, а жизнь радостной и счастливой. Гармоничный человек – счастливый человек и людям всегда комфортно находиться рядом с ним. Уверенный в себе, счастливый человек излучает особую сильную энергетику, заряжая пространство вокруг позитивом. Сильная энергетика человека - аккумулятор для окружающих и пространства вокруг. Все расцветает рядом с человеком с сильной позитивной энергетикой.

Если человек обладает сильной положительной энергетикой, другие люди чувствуют себя комфортно рядом с ним. Одним только влиянием своего биополя такой человек способен положительно влиять на других людей. В то же время человек с отрицательной энергетикой вызывает совершенно противоположное состояние. Люди находящиеся возле него чувствуют дискомфорт, тревогу, угнетённость, те, у кого энергетика слабая могут ощущать и недомогания.

По своему энергетическому потенциалу людей можно разделить на несколько типов. Эти типы отличаются один от другого возможностями вырабатывать, накапливать и отдавать энергию и делятся на людей с плохой энергетикой и людей с хорошей энергетикой.

ТИПЫ ЭНЕРГЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА:

Энергетические зеркала .
Как положительная, так и отрицательная энергия, которая направлена на человека-зеркало, всегда возвращается к субъекту, который её направляет. То есть им свойственно отражение энергии.Такие свойства энергетики, которая присуща определённым людям, можно использовать с большой эффективностью для защиты от негативной энергии, в том числе и от её целенаправленных потоков.

Человек-зеркало хорошо чувствует других людей, и если ему приходится отражать отрицательную энергию, находясь рядом с её носителем, он сразу понимает, кто перед ним и старается с таким человеком не контактировать. Впрочем, и сам обладатель негативной энергетики на подсознательном уровне старается избегать встречи с такими «зеркалами», так как получение назад своего негативного заряда сказывается на нём не лучшим образом, вплоть до недомоганий и различных болезней.

Для человека имеющего положительную энергетику, наоборот, общение с человеком-зеркалом всегда приятно, ведь отражённая положительная энергия возвращается к владельцу, наполняя его новыми позитивными эмоциями. Что касается «зеркала», то определив, что человек, который общается с ним носитель положительной энергетики, он и в дальнейшем будет рад контакту с таким человеком, и всегда будет поддерживать с ним хорошие отношения.

Энергетические пиявки.
Таких людей много везде и практически каждому из нас ежедневно приходится общаться с ними. Это могут быть хорошие знакомые, родственники коллеги по работе.В принципе «энергетические пиявки» тоже самое, что и «энергетические вампиры». То есть это люди, у которых есть проблемы с пополнением энергии, и самый простой способ для них усилить свою энергетику, это «прилипнуть» к другим людям, у которых они просто забирают их энергию (жизненные силы). Энергетические пиявки агрессивны и настойчивы, и излучают плохую энергетику человека, их метод выкачивания энергии с потенциальных жертв прост - они стараются создать конфликтную ситуацию, затеять ссору или спор, в некоторых случаях даже унизить человека. После этого у них резко улучшается самочувствие, они становятся бодрыми и ощущают прилив сил, так как достаточно подпитались чужой энергией.

Человек (донор), который был подвержен атаке «энергетической пиявки», наоборот чувствует себя опустошённым, подавленным, в некоторых случаях возникают различные недомогания. Залогом существования такого типа людей является постоянное наличие доноров вокруг них, они стараются находиться рядом с такими людьми, присосавшись к их энергетическому полю.

Энергетические стены .
Энергетическая стена – это человек с сильной энергетикой. Таких людей другие называют «непробиваемыми». Любые неприятности отлетают от них как от бетонной стены. Но есть в такой непробиваемости и отрицательная сторона, отрицательная энергия, которая отскакивает от них, не во всех случаях возвращается к человеку, направившему ее, а и к тем людям, которые в конкретный момент находятся рядом с «непробиваемым».

Энергетические прилипалы.
Такие люди даже при первом знакомстве начинают извергать поток негативной энергии, даже не дождавшись вопроса, выкладывая всё негативное, что в них накопилось. Как пиявки они напрямую энергию не забирают. Но тоже стараются внедриться в жизненное пространство других людей и остаться в нем как можно дольше. Как и пиявки, прилипалы – это люди с низкой, плохой энергетикой, они стремятся навязать себя, всегда находится рядом, постоянно звонить по телефону, искать встреч и контактов, просить советов. Однако впоследствии при возникновении любых трудностей, обвиняют тех, с кем были рядом, во всём негативном происходящем в их жизни.Таким образом, не провоцируя конфликтные ситуации «энергетические прилипалы» получают чужую энергию, в виде сочувствия, какой-то моральной помощи, советов. То есть, навязывая себя другим людям и косвенными путями заставляя их идти на контакт, они подпитываются энергией этих людей, но люди которые с ними общаются при этом не страдают как от общения с энергетическими вампирами.

Энергетические поглотители.
В таком качестве могут быть как акцепторы, так и доноры. Такие люди весьма чувствительны, у них ускоренный энергоинформационный обмен. Любят влезать в чужую жизнь, и пытаются влиять на чужую энергетику с ярко выраженным желанием помочь. Таких людей можно различать по двум типам:

К первому типу относятся, те, кто поглощает и отрицательную и положительную энергию. Обижаются без причин, но быстро забывают обиды.
Люди второго типа принимают на себя массу негативной энергии и отдают не меньше положительной. Они активно вникают в проблемы людей и положительно влияют на биополя окружающих, но их ускоренный обмен негативно влияет на них самих.
Энергетические самоеды
Такой тип людей, как бы зациклен на своих переживаниях. Они замкнуты и сознательно не хотят общаться с другими людьми, не умеют с пользой для себя перераспределять энергию и при этом создают огромные запасы негативной энергии.
Энергетические растения.
Этому типу людей присуще свойство отдавать энергию, то есть они являются, по сути, энергетическими донорами. Подобному типу людей свойственно излишнее любопытство. Эта черта приносит им немало неприятностей, вызывая неудовольствие, и даже гнев многих людей.
Энергетические фильтры.
Энергетический фильтр – человек с сильной энергетикой, который может пропускать сквозь себя большое количество как положительной, так и отрицательной энергии. Вся впитанная им информация в переработанном виде возвращается к первоначальному источнику и несёт уже изменённый заряд. Весь негатив остается на фильтре, к которому добавляется положительная энергия. Такие люди часто бывают успешными прирожденными дипломатами, психологами, миротворцами.
Энергетические посредники.
Обладают превосходным энергообменом. Хорошо принимают энергию, но не могут противостоять энергетическому отрицательному воздействию. К примеру с таким человеком поделились какой-то негативной информацией, передав, таким образом, ему часть отрицательной энергии. Не в силах справится с полученной отрицательной энергией, человек передаёт информацию дальше. То же самое происходит и в случае передачи положительной информации. Такой тип «энергетического посредника» присущ очень многим людям.
Рассмотрев основные типы энергетики присущие человеку, можно понять, что разные люди обладают различной биоэнергетикой. Даже отрицательная или положительная энергетика человека в свою очередь может делиться на различные типы. Исходя из этого, можно сказать, что у каждого человека учитывая тип его энергетики, имеются свои определённые возможности, свой энергетический потенциал и свои определённые характеристики. Энергетика многое определяет и влияет на отношения человека с другими людьми и окружающим миром.
Человек, имеющий негативную, отрицательную энергетику плохо влияет на всё, что его окружает, в том числе на людей находящихся рядом с ним, от него всегда одни неприятности. Он не способен жить в гармонии с окружающим миром и даже с самим собой.
Влияние энергетики на человека, во многом определяет его повседневную жизнь. Если энергетика позитивная, то жизнь человека в основном протекает в гармоничном русле, он положительно влияет на окружающих. От него нельзя ожидать подлости, обмана, подвоха или других негативных проявлений. Он открыт, понятен, и вызывает доверие у других людей. Воздействие энергетики на человека исходящей от носителя негативной энергии, напротив может наносить вред окружающим людям. Ведь негативная энергетика присуща лживым, завистливым, недоброжелательным, агрессивным людям и этот негатив часто проявляется в общении с окружающими и ничего хорошего им не приносит.
Основные же признаки людей с сильной, положительной энергетикой – их стремление жить в гармонии с окружающим миром и людьми, которые находятся рядом с ними. Это чистые, искренние люди с сильным стержнем внутри.
Сильная энергетика человека – залог здоровья и гармония жизни!

Когда мы описываем неудачный день, часто используем фразу «я сегодня в разобранном состоянии». Иногда разобранное состояние длится слишком долго, чтобы не обращать на него внимания. Личная жизнь рушится на фоне карьерных свершений, а мечты об совершенном теле уводят от связи с реальным миром. Жизнь – это яркий пазл. Сложить его полностью, значит достичь целостности собственного «Я». Иногда детали приходится долго и кропотливо вытачивать вручную, но только так можно познать самого себя.

Что такое целостность

Целостность - это внутренний баланс, который проявляется тем, что человек говорит, думает, делает и чувствует в одном направлении. Целостность – скорее, не результат, это процесс. Он включает в себя воспитание, личную жизнь, рост в профессии, круг общения, мечты и цели. Все эти составляющие – лопасти на винте самолета.

Стоит поломаться одной, как жизнь начинает выписывать непонятные виражи. Аварии не случается, но самолет теряет высоту, переходит в режим ожидания или вовсе уходит на запасной аэродром. Важно отследить момент падения и понять, как починить свою жизнь. Не начинать другую, не ломать себя, не искать мифическую недостающую половинку. Стать единым целым с самим собой.

Когда задумываешься о собственной личности , глаза мимо воли начинают выхватывать названия полезных статей. Многие начинаются словами «как избавиться» или «как избежать». Ага, думает читатель, значит, у меня есть что-то лишнее и его нужно отрезать за ненадобностью. Но сразу попадаются и такие, что начинаются со слов: «как найти свою половинку» или «как получить». Читатель в недоумении: То есть, мне уже чего-то там не хватает? Так лепить или отрезать? Делать стоит и то, и другое, но с ощущением осознанности.

Осознанность сегодня стала не просто популярной темой, но и местом встречи. Почему она так влияет на нашу личность? Осознанность помогает в каждый момент жизни ответить на вопрос: кто Я? куда Я иду? как и зачем Я иду? Особенно полезно искать ответы в моменты, когда чувствуется внутренний дисбаланс. Ведь именно он и приводит к утрате целостности. Добиться осознанности помогают практики.

Слушать свое тело, чтобы полюбить себя

Тонкие волосы, короткие ноги, маленькие глаза – мы смакуем список недостатков своего тела, забывая, сколь многим мы ему обязаны. Степень недовольства собственным телом напрямую связана с ощущением счастья и самооценкой. Призыв «полюбить себя» в первую очередь, касается именно телесности. Может, хватит критиковать свой организм и начать о нем заботиться. Вот несколько приемов:

  • Станьте перед зеркалом, скажите вслух, что вы в себе принимаете. Проговорите слова благодарности каждой черточке вашего тела.
  • Подумайте, что в вашем теле вас огорчает. Это трудно произнести вслух, а иногда просто невыносимо. Тогда напишите себе письмо. В письме выскажите недовольство несовершенным частям тела, потом поблагодарите их за службу, сделайте комплимент.
  • Прислушивайтесь к сигналам, которое посылает вам ваше тело. Насморк, ломота в суставах – часто эмоциональные проблемы проявляются болезненными ощущениями в теле. Отслеживая головные боли, вы сможете разобраться в запрятанных чувствах. Даже постоянные травмы случаются не просто так, они требуют тщательного внутреннего расследования.

Признать право на «неудобные» эмоции

Доброта – это хорошо. Гнев – это плохо. Нас с детства приучают делить чувства и эмоции на хорошие или плохие, достойные или постыдные. Мы не можем не испытывать чувств, но стыдимся их проявления, не признаемся в этом даже самим себе. Мы боимся потерять контроль над собой, переживаем, что скажут другие, опасаемся ответного проявления эмоций. Неполный список чувств состоит из 150 пунктов. Сколько вы сможете назвать навскидку? А сколько позволяете себе присвоить? Напишите свой собственный перечень без деления на плохие или хорошие эмоции. Отстраненно подумайте о каждом из пунктов, чтобы вспомнить: именно чувства делают нас живыми.

Понять, что действительно важно

Мы годами ищем мотивацию, ждем озарения или рассчитываем на волшебный пинок. Ходим на тренинги в надежде, что ведущий поделится откровением, которое развернет нашу жизнь на 180 градусов. И только после этого мы пойдем совершать то, о чем мечтаем. Мы сетуем на отсутствие таланта, пытаемся найти настоящее призвание. На самом деле мы делаем то, что для нас важно.

Если мы годами копается в себе в поисках детских пристрастий, работая на нелюбимой работе, значит, нам важно просто копаться в себе. Ставим себе цель пойти в спортзал и не идем туда, значит, нам важно без конца ставить цели. Понятие «важно» напрямую связано с жизненными приоритетами. Прежде, чем рисовать новую шкалу приоритетов, разберитесь, как они расставлены сейчас. Поговорите с собой откровенно. То, где вы сейчас находитесь, и станет отправной точкой в достижении целостной личности.

Договориться со своими страхами

Мы привыкли считать, что боятся только маленькие дети. Но страхи взрослеют вместе с нами. Страх быть брошенными, непонятыми или отвергнутыми, страх новых отношений или их разрыва, страх старения и самый большой страх человека – страх смерти. Они сковывают, мешают жить, иногда приводят к постоянной тревожности или к паническим атакам. Страхи имеют четкую цель – уберечь нас от опасности. Мнимой или реальной, хотя частенько опасности мы придумываем себе сами. Со страхом не нужно бороться, с ним можно договориться.

Один из способов – представить, что худшее уже свершилось. Нарисовать себе самую мрачную картину происшедшего со всеми вытекающими последствиями. Такая картина поможет вам понять, что вы – намного сильнее, чем сами себе кажетесь. А разные техники релаксации вам подскажут психотерапевты.

Разобраться с собственными тормозами

Целостность личности не поддается сомнениям. Но внешние условия изменяются, значит, и компоненты собственного «Я» нужно уметь подстраивать под новые условия жизни. Без внутренней гибкости человек делит мир только на белое и черное, называя это судьбой. Поворачивается она к нему лицом – все прекрасно, мир добр, а душа наполняется бабочками. Но вот когда судьба обернута иначе – все рушится без шансов улучшить ситуацию. Гибкость помогает устранить главный тормоз на пути достижения целостности – собственные привычки, которые мешают жить.

Что значит обрести целостность? Договориться с самим собой и отбросить все, что не твое. Это как у Микеланджело при создании скульптуры из глыбы: «отбросить все лишнее». Кому-то отсечение дается легко, кому-то с большим трудом. Особенно, когда «не мое» не спешит отсекаться. Сделать это стоит хотя бы для того, чтобы понять: быть самим собой – это увлекательное занятие.

Что такое Я-концепция

Я-концепция - это наше представление о самих себе, которое закладывается в детстве и формируется на протяжении жизни. В раннем возрасте оно больше зависит от внешних факторов: оценки родителей, учителей, сверстников. Во взрослой жизни концепция больше опирается на собственные представления. Я-концепция не имеет отношения к социальному статусу, внешности или достижениям. Это простая констатация факта: «Я есть, я имею право быть».

Психология определяет Я-концепцию как трехкомпонентное понятие:

  • убеждения самого человека;
  • оценка и самооценка;
  • его поведение.

Я-концепция чаще транслируется на подсознательном уровне. Она редко проявляется только в словах, зато четко отслеживается в поступках, привычках, поведении, интонациях голоса и даже в походке. Это личный фильтр, через который человек воспринимает окружающий мир. Хотя события и окружение нейтральны сами по себе, человек находит в них все, что соответствует его представлениям.

Фильтр собственного «Я» окрашивает нейтральные события эмоциями, придает смысл, наделяет позитивными или негативными характеристиками. И если разница между представлением о себе не совпадает с действительностью, это проявляется страхами, тревожностью, неудовлетворенностью самим собой или низкой самооценкой.

Человек с сильной Я-концепцией умеет самостоятельно планировать свою жизнь. Слабая концепция еще называется детской, но она иногда проявляется на протяжении всей жизни. Люди с незрелым пониманием собственного «Я» слишком зависят от мнения окружающих, они не умеют принимать решений, внушаемы и постоянно нуждаются в чужом одобрении. Они не умеют выстраивать собственные границы или считаться с чужими.

Если убрать из их жизни внешнюю поддержку, то их собственный мир рухнет. Ведь ему не на что больше опереться. Я-концепция как определение личности человека была введена Зигмундом Фрейдом, но популярна она и в других вариациях. О ней писали Ницше, Карл Юнг и Абрахам Маслоу.

Детское представление о собственном «Я» – это не приговор. Если она интересует психологов, значит, уже есть счастливчики, которые справились с этой проблемой.

Как подремонтировать свою Я-концепцию

Возможно, кто-то уже нашел ответ на этот вопрос, но это его собственный ответ. Ваш ответ – выяснить у себя и для себя собственный путь построения жизни. Жизнь предлагает удивительное множество видов самопознания и обретения смысла. Хотя, мы все меньше ощущаем, какое это счастье – просто жить. Придаем радости чисто утилитарный характер, вкладывая смысл только в то, что приносит удовольствие. А ведь стоит просто пережить нечто замечательно или создать полезное для того, чтобы повысить собственную самооценку или подремонтировать Я-концепцию.

Иногда хочется ухнуть топором, разбить все и начать собирать новую жизнь. Но получить новую реальность из старых осколков невозможно. Целостность, Я-концепция, самооценка – все это живет в голове. Вместо того, чтобы тосковать о жизни, в которой вас нет, стоти попробовать написать свою книгу жизни. Возможно, она покажется такой увлекательной, что займет место на чьей-то полке.

В двухтомнике «Что такое мистик а?» я попытался показать внутреннее родство, общность и близость между человеческой духовностью и божественным присутствием, возможность и реальность мистического преодоления трансцендентного разрыва между Творцом и творением. Собственно, мистические феномены ярко демонстрируют заложенную в каждом из нас способность преодоления тварности, реальную возможность того, что греки называли Иещуйт, обожением, Богом в нас.

Отличительная особенность самой мистики в том и состоит, что здесь внешнее отступает на второй план, всё как бы вбирается внутрь, берется по существу, становится нерасторжимым единством, освобождается от природного и исторического, трансформируется в Божественное единство и цельность. Различие мистика и ученого состоит в том, что мистик видит единство там, где ученый усматривает разнообразие и разобщенность. Несколько утрируя, можно сказать, что переход от физики к мистике суть перевод внешнего мира во внутренний, трансформация мирового процесса в сокровенный и духовный. Рассудочность разрушает ажурный духовный мир, мистичность творит Бога внутри нас. Если хотите, царство Божие есть всё богатство жизни нашего духа, восхождение нашего духа к Божественному. Мистика - способ преображения человеческой природы, наведение мостов между земным и небесным, магистральный путь, ведущий от человека к Богу. Мистика как непосредственное ощущение и как восприятие божественного в собственной душе.

Мистика - связь человека с сокровенной сущностью творения, с «внутренним природы» (Гёте), с «тайным простором мира (Рильке), с тем его нуменозным началом, о котором глаголят мудрецы и поэты всех эпох. В ней и через нее проявляется присутствие Бога в человеке, неискоренимая вера в мою неуничтожимость и мое бессмертие.

Мистика - древняя духовная традиция, обеспечивающая непосредственное общение человека со сверхъестественным мировым началом, сношение с реальностью, выходящей за пределы чувств и силлогизмов.

Мистика - наука и искусство духовной жизни, способ нахождения Бога во всем и всего в Боге, глубинное взаимодействие между человеком и Богом, человеком и Космическим Сознанием, человеком и Вселенной, способность заглядывать в вечность, пребывание на высочайших вершинах человеческого духа. В книге «Многообразие религиозного опыта» У. Джемс пришел к выводу, что мистика - это напряженная душевная жизнь, обеспечивающая человеку непосредственное общение с Богом, интимное сознание божественного присутствия. Корни религиозной жизни уходят в недра мистических состояний сознания, которые, в свою очередь, принадлежат более к эмоциональной и интуитивной, нежели к интеллектуальной сфере.

Важнейшая сторона мистики - воззрение о космичности человека, о его связи с мировым целым: всё происходящее в человеке имеет мировое значение и отпечатывается на космическом целом. Мистика, имея отношение к связи личного и космического, давая единственно возможный доступ к абсолютной реальности, призвана занять достойное, подобающее ей место в человеческой культуре.
Мистика - духовная активность, связь с ценностями, которые больше нас, способность к концентрации на самом важном, проникновение в сокровенное. Мистика - сила духа человеческого, вера в то, что мы бесконечно сильней, чем думаем сами.
Мистика - углубленное, широкоугольное видение мира, соприкосновение с высшей и потому непривычной реальностью. Мистика - глубочайшее самоосвоение, духовный поиск, фундаментальная философия духа, оказывающая преобразующее влияние на сознание человека. Олдос Хаксли не случайно назвал ее «вечной философией». При всей древности своего происхождения, мистика сегодня становится новой парадигмой, радикально трансформирующей научное мировоззрение, видящей во Вселенной не механическую сверхмашину, но бесконечно сложную и богатую виртуальную реальность, пронизанную высшим космическим духом (Безусловным Сознанием, Мировым Умом).

Признавая или отрицая существование мистического чувства, «способности X», «психического эфира» и т. п., мы фактически признаем или отрицаем иные миры, иные силы, иные состояния сознания, способные к большей интенсивности и мощи, к чудотворению, к открытию идей и смыслов, лежащих по ту сторону обыденного бытия. Отрицать мистику - это отказываться от вдохновения, поэзии, провидения, любых поисков чудесного, вообще всего, находящегося вне голого рассудка. Даже многие рационалисты вынуждены признать существование измененных форм сознания, обеспечивающих экстатическое вдохновение пророков и поэтов, «шестое чувство» первопроходцев, обретение высших смыслов бытия.

Мистицизм - возвышение персонального сознания до уровня божественного, интенсивная духовная жизнь на более высоких уровнях бытия, выход за пределы индивидуального мира страстей и разделений в стремлении к первоистоку человеческого существования. Задача мистика - достижение Бытия, Вечной Жизни, единения с Единым, «возвращение в сердце Отцово». Иными словами, мистическая жизнь подразумевает высвобождение трансцендентального Я из глубин человеческой личности, захват поля сознания этим Я и «преобразование» или перестройку чувств, мыслей и воли - характера человека - вокруг нового центра жизни.

Можно говорить о жажде священного и о крипторелигиозности, то есть о присутствии Бога в глубине бессознательного, причем атеисты в этом отношении практически не отличаются от верую- щих, ибо религия, мистика, мифология, творчество так или иначе «скрыты» в каждом человеке, лежат «на дне» его сознания. В глубине своего существа любой человек, независимо от степени рационализации его сознания, хранит память (или забвение) о Боге, сакральном мире, иерофании. Коллективное бессознательное К. Г. Юнга - бездонное хранилище мифологической и религиозной памяти человечества, которая способна опускаться в пучину бессознательного, но не исчезать бесследно.

В отличие от религии, раз за разом скатывающейся к схоластике, мистика практически всегда выступала против догматизации бытия и доказательств существования Бога. Доказательства были ей попросту не нужны, поскольку по своему существу она представляла единение человека с бесконечным бытием, которое, кстати, провозглашали не только «просветленные», но и многие великие мыслители - Бруно, Спиноза, Шеллинг, Гегель. Хотя философия последних не называется мистической, по своей сути она близка к мистике.

Все мировые религии были вдохновлены мощными холотропными переживаниями провидцев, которые ввели и придали силу этим вероисповеданиям, а также божественными прозрениями пророков, мистиков и святых. И эти переживания, открывающие существование священных измерений действительности, служили источником жизненной силы всех религиозных движений.

Мистическое сознание, говоря сковами «Германской Теологии», и, есть «способность заглядывать в вечность», оно - тот «таинственный глаз души», которым Блаженный Августин узрел «никогда не изменяющийся свет». Мистическое сознание - это сверхсознание, слитое воедино с подсознанием. «Бог говорит с человеком в подсознании» - означает: озарение, гениальность, пророческий дар, ясновидение, телепатия являются «продуктами» бессознательного сверхсознательного как эквивалентов трансцендентального восприятия, лежащего по ту сторону рассудочного мышления. Это то божественное ядро личности, которое называют синтерезисом, хранилищем человеческого бытия, искрой или основанием души, первоосновой, в которой пребывает Бог и откуда проистекает высшая духовная жизнь. Фактически мистика сводится к тому, что в недрах нашего «я» заключено более высокое знание, превосходящее всё, что «я» может получить из внешнего мира.

Мистика - это сокровенная психология, дисциплина о бесконечных возможностях человеческого сознания, способах его «расширения». Она дарит самые великие богатства, доступные человеку, - уникальные и ни с чем не сравнимые переживания, роскошь благоговения и просветления, чувство демиурга, творящего из пустоты. Мистика суть своеобразный «демонический» микроскоп-телескоп, который, будучи направлен внутрь сознания, сообщает нам, что именно там обнаруживается находящееся внутри отдаленной звезды или внутри атомного ядра.

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...
Как сказал Сен-Мартен, все мистики говорят на одном языке и происходят из одной страны. Реальное место и время мало значат в их жизни, мировоззрение созерцателей выпадает из всех реалий этого мира - конфессиональной принадлежности, историчности, социального статуса, расовых, национальных, культурных традиций. Мистические переживания Кришны, Будды, Христа, Франциска Ассизского практически ничем не отличаются от того, что современная трансперсональная психология именует «расширением сознания».

Колоссальные, почти мистические достижения науки не смогли поколебать извечной веры человека в то, что материальный мир - только надстройка над чем-то более глубоким, сверхъестественным, запредельным, и что с помощью неких таинств можно установить связь с истинным началом бытия.
Мистика - эволюционное движение от материального к духовному, движение, которое никому и никогда не удастся остановить. Но это движение не означает замену одного другим: «путь Марии не только включает в себя, но и совершенствует путь Марфы» (Г. Гессе). Собственно, главная идея творчества Германа Гессе повторяет путь христианских святых и буддийских бодхисаттв: достигнув высочайших духовных вершин, необходимо возвратиться в страдающий и грешный мир, дабы просветить его, помочь ему подняться к этим вершинам.

Человечество - это то, что постоянно создается. Пока человечество только сырой материал, полуфабрикат той космической цели, ради которого оно создано. Мистическое просветление - это вхождение человека в сферу божественного. Просветленные не только указывают человечеству путь, но и показывают пример, каким должен стать грядущим человек в процессе самораскрытия.

Мудрость человеческая, к которой человечество пришло еще на заре культуры и которую не усвоило по сей день, заключается в том, что душевный покой и душевное блаженство - результаты не наших стремлений в мире материи, но нашей работы в мире собственного духа. Достичь хотя бы частичной реализации нашего божественного потенциала можно лишь посредством умножения собственного душевного опыта, широты души. Лишь глубокое переживание личностью своей божественной природы, способность довольствоваться внутренней красотой, умение извлекать покой и блаженство из самого себя могут удовлетворить глубинные потребности человека.

Подобно тому, как «физика» необходима человеку для разбирательства в структуре материального мира, «мистика» является его водительницей в мире духа. Сталкиваясь с трудностями, злом и насилием материального мира, мы сохраняем возможность увидеть его с высот духа, с позиции космической перспективы, демонстрирующей нашу мышиную возню. Для этого не обязательно мистическое озарение - достаточен взгляд на мир с высокой горы или в ночное небо.

Мистика и призвана обеспечивать человеку такую космическую перспективу, давать знание Анатты, Пустоты, стоящей за всеми формами. По словам О. Хаксли, цель мистики - «очищение дверей восприятия», приносящее блаженство ошеломляющего подъема над мирской суетой.
В комментариях к тибетской «Книге Мертвых» К. Г. Юнг писал, что абсолютная власть разума сродни политическому абсолютизму - она уничтожает личность. Мистика дает человеку шанс сохранить себя, более того - дать информацию, недоступную разуму. Она способна раскрыть знание, традиционной логике недоступное. Есть веские основания полагать, что в основе любого знания лежат первичные переживания мистического характера.

Кстати, творцы новой физики, такие как Эйнштейн, Бом, Гейзенберг, Паули, Шредингер, Бор, Оппенгеймер, считали научные воззрения вполне совместимыми с мистическими и значительно больше доверяли интуиции и имагинативным способностям сознания, нежели логике. Вопреки широко распространенному в XIX веке позитивизму, Уильям Джемс, упреждая современное понимание проблемы, пришел к выводу, что наука не только никогда не вытеснит религию, но рано или поздно объяснит мистические явления и потребности человека. Илья Пригожин называл веру в рациональность и в безграничную предсказуемость теории «основополагающим мифом классической науки», от которого полностью отказалась наука современная. Филипп Франк в «философии науки» развеял миф о том, что научные теории могут быть логически выведены из опытных данных, и что истинность аксиом, положенных в основание теории, определяется не рассуждениями, а глубинными интуициями теоретика. П. Фейерабенд считает, что наука вообще не может управляться системой абсолютных принципов и, более того, ее производительная мощь всецело определяется смелостью и интуитивной решительностью подлинных творцов науки. Такие утверждения, как «Мир исключительно материален» или «Сознание есть продукт материи» являются метафизическими спекуляциями, не имеющими никакого отношения к реальности. Познание человека многоуровнево и многоаспектно и каждый раз оперирует с некими условностями, созданными конкретными людьми.

По словам Ницше, человек находит в вещах лишь то, что он сам вложил в них. Богоравенство человека означает нечто большее: в вещах изначально нет ничего иного, кроме того, что мы в них вложили... Мистика - те процессы в нашем сознании, с помощью которых мы «вкладываем» это нечто в вещи! Вдумайтесь в слова Иисуса Христа: «Плоть - ничто, слова, которые я говорю вам, - дух и жизнь». Разве вся человеческая духовность не следует этому направляющему принципу?

«Каким образом нам объяснить силу своей веры в то, что мы - существующие в мире физические тела, если наша глубочайшая природа действительно божественна и мы тождественны вселенскому творческому принципу? Какова природа этого фундаментального неведения касательно нашей истинной личности, этой таинственной пелены забвения, которую Алан Уотс называл «запрет на знание того, кто ты есть». Как возможно, что неисчерпаемая и вневременная духовная сущность фактически творит из себя и внутри себя виртуальное факсимиле материальной реальности, населенной живыми существами, переживающими себя отделенными как от своего истока, так и друг от друга? Почему актеры, играющие в мировой драме, заблуждаясь, верят в объективное существование своей иллюзорной реальности?».

Существует ли чудо? Если да, то в каком отношении находится оно с мировым порядком? Не является ли сам этот порядок свидетельством великого чуда? Если да, то ограничивается ли Творение единственным чудом? Если Бог в нас, то почему бы и нам не творить чудеса? Если мы действительно способны на это, то как влияет на нашу систему ценностей осознание нашей соизмеримости с Космическим Сознанием?

Как мы можем объяснить галлюцинации, видения, откровения, катарсис, экстаз, вспышки озарения, гениальные интуитивные прозрения величайших представителей человечества? «Невыразимые» и «экстатические» состояния, именуемые мистиками и психологами опытом расширения сознания, в действительности есть непосредственное восприятие иных миров, свидетельство присутствия в нас чего-то большего, чем мы сами.
Мистика - это отношение к сознанию человека как к Великому Бытию, проявляющему себя в бесконечном разнообразии и единстве форм и явлений, в виде бесчисленной вереницы созданий, живущих внутри каждого из нас, какой бы веры мы ни придерживались.

Высшая, главная и, по существу единственная, цель МИСТИКИ есть созерцание Бога и соединение с Богом. И не другого пути к достижению этой цели, кроме обретения Бога в себе!

«Существуют мистически одаренные люди, которым даны харизмы мистического мироощущения и миропонимания, независимо от достижения святости. Можно быть святым и не иметь мистической одаренности, и можно иметь мистическую одаренность и не быть святым». «Не только существуют мистически одаренные люди, но существует мистика, свойственная человеческой природе вообще, ибо человек есть существо духовное и он принадлежит не только этому миру, но и мирам иным».

Особенностью мистического опыта является переживание внешнего как внутреннего. Потому- то и говорят, что мистика есть вхождение в глубину мира, в которой нет разорванности и множественности, ничто не внешне одно для другого: «Вне меня нет ничего, всё во мне и со мною, всё в глубине меня. Я во всем и всё во мне». Мистический транс, в сущности, можно рассматривать как опыт богоприсутствия, мистическое познание есть не что иное, как самоуглубление, в процессе которого дух непосредственно созерцает изначальное существо мира.

Валентин Вейгель назвал это высшее познание «светом благодати» и орудием великого духа Вселенной: «Когда я с Божьей помощью боролся и сражался, тогда просиял в душе моей дивный свет, который был совершенно чужд дикой природе, и только в нем познал я, что такое Бог и человек, и какое Богу дело до человека». Джордано Бруно видел в высшем познании явление человеку мировой души, пребывающей во всех вещах, живящей и приобщающей их к мировому целому: «Универсальный разум есть самая внутренняя, самая деятельная и наиболее ей свойственная способность и потенциальная часть мировой души; он есть нечто тождественное, которое наполняет всё, и озаряет Вселенную, и учит природу производить роды ее существ, какими они должны быть».

Мистика - во многом отрешение от материального и тварного ради духовного и божественного. Не случайно М. Экхарт ставит отрешенность выше любви, а Василий Великий предостерегает братию от любви к индивидуальному и конкретному. Бесстрастие, безразличие - необходимое условие подвижнического пути и одновременно основополагающее мистическое требование. И следует отметить, что лишь немногие из подвижников и аскетов, такие как Франциск Ассизский или Серафим Саровский, научились совмещать отрешенность и глубокое мистическое созерцание с деятельной любовью и активной деятельностью. Впрочем, ныне все понимают, что обожение человека не есть угашение человечности. По словам Н. А. Бердяева, человек не погибает в Боге, а просветляется и преображается, становится окончательным бытием, освобождается от небытия. Истинно любить мир - не только освободиться от власти мира, но полюбить Божье творение, полюбить человека, и не только божественную его часть.

Мистика есть как бы второе рождение, рождение в духе - то, что Данте именовал Vita Nova, Новая Жизнь, восхождение от мира и человека к Богу, обратный переход от множественности материи к Божественной цельности и единству.

Мистика надконфессиональна: о возможности проявления в человеке божественных сил говорили языческие мистики, орфики, буддисты, суфии, Плотин, Иисус Христос, святой Симеон Новый Богослов, святой Иоанн Креста, М. Экхарт, А. Силезиус и Я. Бёме. Мистический дар всех этих людей, подобно гениальности, можно рассматривать как милость или дар Божий, как gratia gratis data, как дар, необходимый для продолжения Божьего творения, как реализацию самого Бога в человеке. Благодать, «иллюминатство» - это акт проявления Бога в нас, божественное озарение нашего сознания, происходящее подобно вспышке молнии, подобно озарению ума верой, как называл просветление святой Бонавентура.

Иакову, положившему в изголовье камень и взи-рающему на звездное небо над головой, в акте экстатического откровения привиделась лестница, соединяющая землю с небом - величайший символ единства той и другого.

Когда христианские теологи говорят, что человек спасется не через Христа, а во Христе, я интерпретирую это в том духе, что человек открывает в себе то божественное начало, которое Иисус ощущал как богосыновство, как собственную причастность к божественному процессу, как откровение новой духовной жизни, как Царство Божие в человеке. В отличие от научного опыта, передаваемого посредством логики, мистический невозможен без воли, без огромной внутренней работы, без персонального переживания, без ясного и непосредственного постижения Предельной Реальности, которая существует лишь для людей, познавших Любовь и Тщету... Мистический опыт часто необъясним - он дается как свобода, как благодать, как обретение Бога в себе...

По словам Иоанна Скота Эриугены, «важнейший и едва ли не единственный путь к познанию истины - сначала познать и возлюбить человеческую природу». А познать и возлюбить человеческую природу - это и означает: обрести Бога в себе, найти божественный смысл собственной жизни.